А.Ю. Ижендеев
ТОМСКИЙ ОКРУГ путей сообщения
Статья посвящена Томскому округу путей сообщения, заведовавшему водными путями Сибири в 1895-1920 гг. Кратко описаны функции, подведомственные пути и эволюция структуры Управления Округа. В конце статьи дан хронологический перечень начальников округа.
Специфической чертой органов управления водными путями Сибири является их более позднее появление по сравнению с европейской частью России. Так, по высочайшему манифесту от 20 ноября 1809 г. вся территория страны в целях создания системы управления строительством, содержанием и эксплуатацией путей сообщения была разделена на 10 округов путей сообщения. Территорией Сибири заведовал 10-й округ. Однако уже 22 июля 1822 г. 10-й округ путей сообщения был упразднен, а управление путями сообщения было передано местным властям. Одной из причин ликвидации 10-го округа стало противостояние между генерал-губернаторской властью и министерствами [1. С. 52-53]. Генерал-губернаторы, являясь представителями верховной власти в Сибири и неся ответственность за происходящее в крае, стремились поставить под свой контроль представителей министерств. Одной из попыток решить такого рода противоречия были реформы Сперанского в Сибири, поэтому закономерным выглядит совпадение дат ликвидации 10-го округа и завершения реформ Сперанского.
В результате наблюдение за судоходством стало обязанностью местной гражданской полиции, которая не могла справляться с этой задачей ввиду недостатка людей. Даже в 1877 г. в Министерстве Путей Сообщения вовсе не имелось сведений о размерах производящегося по рекам Западной Сибири судоходства.
К 90-м гг. XIX в. Сибирь уже во многих чертах управления приблизилась к Европейской России. Толчком к созданию местных органов управления водными путями явился крупномасштабный проект строительства Сибирской железной дороги, который требовал эффективного использования водных путей. Поэтому 30 июня 1893 г. было образовано Временное Управление Западно-Сибирскими водными путями, а 3 мая 1893 г. - Управление Обь-Енисейского водного пути для руководства строительством и эксплуатацией канала, соединяющего реки Обь и Енисей. Показателен тот факт, что первоначально финансирование управления производилось из фондов Комитета Сибирской железной дороги.
В марте 1895 г. был учрежден Томский округ путей сообщения, штат которого был введен в действие с 1 июля 1895 г. Одновременно с этим упразднялись Временное Управление Западно-Сибирскими водными путями и Управление Обь-Енисейского водного пути.
В задачи Томского округа путей сообщения входили: улучшение судоходных условий (землечерпание, обстановка рек бакенами, фонарями, оборудование пристаней); исследование и описание водных путей (работали исследовательские партии, бюро исследований водных путей); надзор за судоходством (техника безопасности, врачебно-санитарный надзор); сбор ста-
тистических сведений и предоставление информации властям и судовладельцам (с 1912 г. выходила газета «Известия Томского округа путей сообщения», распространявшаяся бесплатно).
Также чиновники Округа в качестве представителей ведомства путей сообщения входили в Томское губернское по городским делам присутствие, Тобольское губернское присутствие, Семипалатинское областное присутствие, Акмолинское областное присутствие и Енисейское губернское присутствие.
Министром путей сообщения было утверждено следующее расписание путей Томского округа путей сообщения: 1. Обский участок (начальник участка в г. Томске) - реки Обь, Томь, Чулым. 2. Иртышский участок (начальник участка в г. Тюмени) - реки Ница, Тура, Тобол, Иртыш. 3. Обь-Енисейский участок (начальник участка в г. Томске) - реки Кеть, Озерная, Ломоватая, Малый Кас, Большой Кас, а также шлюзованные части рек Ломоватой, Язевой, оз. Большое, Обь-Енисейский канал и часть р. Малый Касс [2. Д. 1. Л. 2]. Общая протяженность путей Округа составила
8309.122 верст.
Впоследствии, 21 мая 1912 г., р. Чарыш была включена в расписание путей Округа по Обскому участку, а 19 сентября 1912 г. часть р. Енисей, от г. Минусинска до р. Большой Кас - по Обь-Енисейскому участку. Общая протяженность путей Округа возросла до
9823.122 верст.
Управление Томского округа путей сообщения отличалось большей финансовой и хозяйственной самостоятельностью от аналогичных округов в европейской части России. Это отразилось и в названии руководящего органа Округа - Управлении, в то время как в других округах сообщения существовали правления. Управление Томского округа путей сообщения состояло из: начальника округа с помощником; техническо-инспекторской части; административно-хозяйст-венно-счетной части; механического отдела.
Без каких либо значительных изменений Томский округ путей сообщения просуществовал в первоначальной структуре до 1913 г. С отставкой от службы по болезни первого начальника Томского округа путей сообщения барона Б.А. Аминова и назначением на эту должность Н.М. Попова в округе проводится ряд реформ. В связи с важностью проведения землечерпательных работ в апреле 1913 г. был образован землечерпательный отдел и все пути округа разделены на 3 плеса (участка для землечерпания) [3. Д. 79. Л. 164165]. 18 мая 1913 г. счетное дело было выделено из административно-хозяйственно-счетной части в самостоятельную счетную часть [3. Д. 79. Л. 159]. Так же в 1913 г. инспектор судоходного надзора были обособлены от техническо-инспекторской части управления
округа, а в марте 1914 г. был образован судоходный отдел и введены новые должности Окружного инспектора судоходства и его помощника [3. Д. 129. Л. 46]. В 1914 г. так же было произведено разделение Техническо-инспекторской части на три делопроизводства и при ней учреждено Бюро исследования водных путей. В задачи этого бюро входило исследование и описание рек, а также заведование гидрометрическими станциями и водомерными постами. Таким образом, результатом реформирования Управления Округа 1913-1914 гг. стала большая специализация его частей, а также более четкое разделение функций внутри Управления. С началом Первой мировой войны на Управление Округа была возложена организация охраны железнодорожных мостов.
В 1917 г., с приходом к власти Временного правительства, возникают различные организации служащих, которые стремятся повлиять на работу Управления Округа. Так, в апреле 1917 г. служащие Управления Округа добились создания совещания при Управлении по пересмотру окладов, а в мае к участию в заседаниях общего присутствия Управления Округа по вопросам, касающимся служащих, был допущен их представитель.
В начале декабря 1917 г. Окружной исполнительный комитет (организация служащих всего Округа) постановил временно взять на себя управление Округом. Организация же служащих при Управлении выразила ОИК порицание и отозвала своего представителя. ОИК, вступив в переговоры с Начальником округа, выдвинул требования реорганизации управления по принципу коллегиальности, увольнения и временного отстранения ряда лиц из управления округа.
На это требование начальник округа дал отрицательный ответ за исключением пункта первого, соглашаясь на принцип коллегиальности, причем порядок ее должна выработать особая учредительная комиссия из администрации и членов Окружного исполнительного комитета. ОИК не счел возможным на таких основаниях продолжать переговоры и постановил отстранить от должности начальника округа инженера С.И. Петропавловского [3. Д. 519. Л. 123-124].
Согласно приказу от 15 февраля 1918 г., изданному Окружным исполнительным комитетом должности Начальника округа и его помощника были упразднены, во главе Управления становилась Коллегия из трех человек: двух членов, избранных делегатским съездом, и председателя технического совета Управления Округа, утвержденного указом съезда [3. Д. 519. Л. 132].
Однако эти нововведения просуществовали недолго. После переворота Колчака приказом от 11 июня 1918 г.
восстанавливается должность начальника округа [3. Д. 627. Л. 1]. Некоторое время Управление Томского округа путей сообщения находилось в Омске.
Во время власти Колчака в Сибири также было проведено несколько реформ. По Управлению Округа упразднялись с 1 июля 1918 г. Счетная часть, Отделы Делопроизводства, Механический, Землечерпательный, Судоходный, Санитарный, Техническо-Инспек-торская часть с заменой их отделами Административным, Счетно-Хозяйственным, Судоходным, Врачебно-Санитарным и Техническим с подотделами Механическим, Землечерпательным, Строительным и Бюро изысканий. 21 марта 1919 г. Иртышский участок был разделен на Верхнее-Иртышский и Нижнее-Иртыш-ский. В связи с переменчивой обстановкой начальники участков получили большую самостоятельность.
24 декабря 1919 г. советской властью комиссаром водного транспорта территории Томского округа путей сообщения был назначен инженер М.Ю. Бичол [3. Д. 627. Л. 202]. Приказом Народного комиссариата путей сообщения от 10 февраля 1920 г. Управление Томского округа путей сообщения было ликвидировано, а его функции перешли к Томскому Рупводу.
Таким образом, в истории Томского округа путей сообщения можно выделить три этапа: 1) 18951913 гг. - этап создания Округа и налаживания работы на подведомственных ему водных путях, 2) 19131917 гг. - этап реформирования Округа и работы в условиях Первой мировой войны, 3) 1917-1920 гг. -на этом этапе работа Округа носила переменчивый и неустойчивый характер из-за кризиса российской государственности. На работу Округа значительное негативное влияние оказывала постоянная смена властей. Ни одна из реформ не смогла просуществовать достаточно долго. С победой советской власти в Сибири Томский округ путей сообщения был ликвидирован.
За время существования Томского округа путей сообщения во главе его стояли: Б.А. Аминов (9 ноября 1895 г. - 1 июля 1912 г.), Н.М. Попов (1 июля 1912 г. -1 января 1915 г.), А.А. Никитин (14 августа 1915 г. -27 июля 1917 г. - заведующий округом), С.И. Петропавловский (27 июля 1917 г. - 15 февраля 1918 г.),
В.А. Карпов, Л.Г. Гастинг, С.И. Петропавловский (15 февраля 1918 г. - 11 июня 1918 г. - коллегия из трех человек), В.И. Орлов (8 июля 1918 г. - 24 декабря
1919 г.), М.Ю. Бичол (24 декабря 1919 г. - 10 февраля
1920 г. - комиссар водного транспорта территории Томского округа путей сообщения).
ЛИТЕРАТУРА
1. Власть в Сибири XVI - начала XX века. Новосибирск, 2002.
2. ГАТО. Ф. 134. Оп. 2.
3. ГАТО. Ф. 134. Оп. 1.
Статья поступила в научную редакцию 15 июня 2006 г., принята к печати 20 июня 2006 г.