Научная статья на тему 'Управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли РФ: роль публичного управления'

Управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли РФ: роль публичного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ОТРАСЛЬ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПУБЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехорошков В. П., Арошидзе А. А.

В статье рассмотрено значение публичного управления в системе управления инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли через основы инвестиционной политики как элемента экономической политики публичной власти. Определены ключевые аспекты, на которые ориентировано управление инвестиционным процессом в данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли РФ: роль публичного управления»

Управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли РФ: роль публичного управления Management of the railway industry’s investment process in Russia: the public authority’s role

В.П. Нехорошков кандидат экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и туризма Сибирский государственный университет путей сообщения

А.А. Арошидзе аспирант

Сибирский государственный университет путей сообщения

V.P. Nekhoroshkov Candidate of Economics, Professor of International Business and Tourism Department

Siberian state transport university A.A. Aroshidze Postgraduate Siberian state transport university alena-aroshidze@rambler.ru

В статье рассмотрено значение публичного управления в системе управления инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли через основы инвестиционной политики как элемента экономической политики публичной власти. Определены ключевые аспекты, на которые ориентировано управление инвестиционным процессом в данной отрасли.

In the article it has been investigated the public authority’s role in the management system of the railway industry’s investment process through the basis of the

investment policy as of a key element of the public authority’s economic policy. Also it has been determined key aspects as reference points of this management system.

Ключевые слова: железнодорожная отрасль, инвестиционный процесс, инвестиционная политика, публичная власть

Keywords: railway industry, investment process, investment policy, public authority

Введение

Железнодорожный транспорт является катализатором социальноэкономического развития РФ в целом и регионов в частности в связи с особой ролью данного вида транспорта, который обеспечивает спрос на транспортные услуги по основной части массовых грузовых потоков (круглогодично), мобильность трудовых ресурсов, способствует интеграции в евроазиатскую и мировую транспортно-логистическую системы и пр. Другими словами, эффективность функционирования железнодорожного транспорта РФ способствует достижению высоких темпов экономического роста и повышению уровня жизни населения [10].

Управленческий аспект инвестиционного процесса в железнодорожной отрасли

С управленческой позиции инвестиционный процесс в отрасли представляет собой систему отношений участников данного процесса, которые складываются в результате последовательных инвестиционный действий, и ориентированную на достижение уровня инвестиционных ресурсов, соответствующего направлениям инвестирования и необходимости устойчивого развития отрасли. При этом в авторском понимании устойчивое развитие желез-

нодорожной отрасли заключается в стабильном и взаимосогласованном позитивном изменении ключевых показателей деятельности железнодорожного транспорта, отражающих его экономическую конъюнктуру, которое достигается посредством взаимодействия систем управления основными активами и процессами в отрасли.

На наш взгляд, механизм управления инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли представляет собой совокупность взаимосвязанных между собой аспектов управления: организационный, нормативноправовой, финансовый, кадровый, информационный. Реализация совокупности данных аспектов необходима в связи с целью управления инвестиционным процессом - разработкой системой управления комплекса законодательных, исполнительных, стимулирующих, контролирующих мер, осуществление мероприятий для формирования потенциальными инвесторами мнения об инвестиционных возможностях в отрасли.

Управление инвестиционным процессом на железнодорожном транспорте следует рассматривать как инструмент стратегического управления отраслью, в результате которого достигаются цели и задачи опережающего развития и модернизации данного вида транспорта, что в свою очередь способствует индустриально-инновационному и соответственно последовательному социально-экономическому развитию страны и регионов. Реализация широкомасштабных инвестиций как стратегической основы функционирования и развития железнодорожной отрасли, активизация инвестирования со стороны частных инвесторов является ключевым фактором эффективности стратегического управления отраслью.

Управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли и инвестиционная политика как элемент экономической политики публичной власти

Отметим, что эффективное функционирование данного вида транспорта как составной части производственной инфраструктуры и связующего звена единой экономической системы обеспечивает выполнение прав и свобод человека и основ конституционного строя. Так, в статье 27 Конституции РФ заложено право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, выезжать за пределы РФ и возвращаться в страну; в статье 8 -гарантия единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции и свободы экономической деятельности [2].

Публичное управление - деятельность органов государственного (муниципального) управления с участием заинтересованных сторон с целью формирования и развития общественных отношений для достижения устойчивого развития государства, способствующего обеспечению прав и свобод граждан, удовлетворению их потребностей как в краткосрочной и среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе. Социально-экономические процессы являются одним из объектов публичного управления [4, 5].

Железнодорожный транспорт также является в определённой степени структурообразующим фактором экономического развития региона, в результате чего высокий уровень интеграции данного вида транспорта и производственной цепочки региона способствует росту региональных рынков и благоприятному инвестиционному климату. Следовательно, региональная система железнодорожного транспорта находится в прямой взаимосвязи с экономикой региона и содействует её успешному развитию. В целом последовательное развитие железнодорожного транспорта оказывает следующие виды воздействий на региональную экономику [8]:

- прямое воздействие: увеличение мобильности населения, социальных контактов; повышение эффективности работы предприятий; расширение межтерриториального взаимодействия; снижение производственных издержек и т.д.;

- опосредованное воздействие: увеличение ВРП; выравнивание уровня развития территорий региона; повышение инновационной активности; улучшение инвестиционного климата; формирование совокупного спроса и т.д.;

- долгосрочное воздействие: удовлетворение спроса населения и бизнеса в качественных транспортных услугах; увеличение налоговых поступлений; создание новых рабочих мест и т.д.;

- краткосрочное воздействие: снижение издержек; удовлетворение потребности населения в перевозках различного назначения и т.д.;

- эндогенное воздействие: улучшение транспортного сообщения для населения и предприятий; улучшение инвестиционного климата региона и т.д.;

- экзогенное воздействие: включение региона в межрегиональные и внешнеэкономические связи и т.д.

Очевидно, данные эффекты могут быть достигнуты только при условии эффективного функционирования и последовательного развития железнодорожного транспорта, что обуславливает необходимость развития управленческих воздействий на инвестиционный процесс в отрасли.

Особая роль взаимоотношений государственных структур и бизнеса в железнодорожной отрасли, которые направлены на развитие механизмов управления данным видом транспорта, соответствует парадигме публичного управления - развитие взаимодействия государства, бизнеса и общества в целях повышения качества жизни населения. При этом взаимоотношения государственных органов и бизнес-структур в железнодорожной отрасли могут осуществляться как в рамках плюралистической модели (представительство интересов отраслевых компаний), так и в рамках государственно-частного партнёрства (направлено на формирование стандартов, оказание услуг и доступа к инфраструктуре) [1].

На основании приведённых фактов можно сделать вывод о роли публичного управления в системе управления инвестиционным процессом на железнодорожном транспорте при интеграции отрасли в рыночную экономи-

ку посредством развития конкуренции. Реализация функций публичного управления относительно управления инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли осуществляется через инвестиционную политику как элемент экономической политики публичной власти. В широком понимании инвестиционная политика как федерального, так и регионального уровня ориентирована на создание благоприятного инвестиционного климата территориальной социально-экономической системы. Очевидно, что благоприятный инвестиционный климат оказывает непосредственное влияние на реализацию инвестиционных проектов, прежде всего в приоритетных отраслях, которые способствуют социально-экономическому развитию. Итак, инвестиционная политика - форма экономической политики, регулирующая размер, структуру, источники, эффективность инвестирования как составляющих инвестиционного процесса. Разработка государственной инвестиционной политики необходима для решения экономических задач в сфере инвестиций. Конкретные цели и задачи инвестиционной политики определяются в соответствии с необходимостью повышения уровня жизни населения как общеэкономической целью развития страны [3].

Следовательно, в отношении частных инвесторов особое значение в рамках государственной инвестиционной политики принадлежит механизму регулирования инвестиционных процессов, предполагающему определение инструментов и методов государственного воздействия на инвестиционную политику субъектов хозяйствования [6]:

- макроэкономические инструменты: влияют на общеэкономический климат инвестиций;

- микроэкономические инструменты: воздействуют на отдельные элементы инвестиций или отрасли;

- институциональные инструменты: способствуют координации инвестиционных программ частных инвесторов.

Стимулирующие меры инвестиционной политики, направленные на активизацию частного инвестирования, обуславливают развитие приоритетных

программ отраслей и регионов, обеспечивающих их национальную, экономическую, экологическую и пр. безопасность. Меры стимулирующего характера также следует рассматривать в качестве ключевого условия привлечения частного капитала в инвестиционные проекты с длительным сроком окупаемости, однако, непосредственно оказывающие влияние на социальноэкономическое развитие территории, способствующие привлечению инвестиций в другие отрасли. Очевидно, что к таким инвестиционным проектам относятся инфраструктурные проекты железнодорожной отрасли.

Рассматривая государственную инвестиционную политику в качестве элемента экономической политики публичной власти следует отметить различные уровни данной политики, взаимодействующие между собой. Региональная инвестиционная политика (т.е. в рамках территориального народнохозяйственного комплекса) представляет собой инструмент инновационного развития, модернизации, а также систему мер регионального характера, которая определяет направления инвестирования и способствует мобилизации инвестиционных ресурсов в соответствии с целью повышения качества жизни населения региона [9].

Отраслевая инвестиционная политика направлена на поддержание приоритетных отраслей, развитие которых обеспечивает экономическую безопасность страны, способствует научно-техническому прогрессу, динамичному развитию экономики. Отраслевая инвестиционная политика представляет собой инструмент отраслевой политики как деятельности государства относительно отраслевой структуры экономики посредством поддержки всех отраслей экономики (горизонтальное направление) или приоритетных отраслей экономики (вертикальное направление). При этом, по мнению экспертов, селективная отраслевая инвестиционная политика (как инструмент селективной отраслевой политики) в большей степени воздействует на темпы социально-экономического развития страны, особенно при условии ориентированности экономики на инновационный тип развития [7].

Приоритеты развития государства в целом и регионов в частности определяют формирование и реализацию инвестиционной политики через публичное управление. Следовательно, для согласованности стратегических целей и задач федерального и регионального уровня необходимым является взаимодействие и координация деятельности государственных органов РФ и государственных органов субъектов РФ в экономической и социальной сферах. Также объективно необходимым является достижение согласованности с направлениями развития отраслей, что обеспечивает развитие предприятий и корпораций. Управление инвестиционным процессом на железнодорожном транспорте представляет собой элемент системы взаимодействия региональной власти и отраслевых органов управления, которое направлено на достижение стратегических целей и задач социально-экономического развития РФ.

Ключевые аспекты, на которые направлено управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли, также обуславливают роль публичного управления в системе управления инвестиционным процессом на железнодорожном транспорте. Так, экономический аспект, т.е. достижение стабильных показателей перевозок, положительно сказывается на валовых показателях развития как страны, так и регионов. Активное внедрение инновационных решений (инновационный аспект) в качестве оказываемого эффекта на территориальную социально-экономическую систему улучшает её инвестиционный климат. Социальный ориентир управления инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли заключается в обеспечении мобильности населения через эффективное функционирование транспорта, а также в разработке и внедрении комплекса мер для повышения уровня социальной ответственности отрасли. Также большое значение принадлежит экологическому аспекту, посредством которого достигается экологическая ответственность и ориентация отрасли. Управление инвестиционным процессом направлено и на развитие финансовой составляющей для обеспечения необходимого объёма финансирования отрасли, оптимизации структуры инвестирования, что в свою очередь оказывает положительное влияние на раз-

витие экономической и социальной сфер территориальной системы. Следовательно, управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли характеризуется особой взаимосвязью с публичным управлением территориальной социально-экономической системой (рис. 1).

Рис. 1. Публичное управление и управление инвестиционным процессом в

железнодорожной отрасли

Заключение

Таким образом, активизация инвестиционной деятельности напрямую зависит от проводимой государственной инвестиционной политики как элемента экономической политики публичной власти, в рамках которой необхо-

димым условием является взаимодействие инвестиционных процессов регионов и отраслей. При этом управление инвестиционным процессом в железнодорожной отрасли, являясь инструментом стратегического управления, характеризуется принципиальным значением публичного управления.

Библиографический список

1. Евлаев А.Н. Взаимодействие бизнеса и государства в современной России: на примере железнодорожной отрасли: Автореф. дис. ... кандидата полит. наук / А.Н. Евлаев - Москва, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2010.

2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993).

3. Косов Н.С., Лютиков С.А. Повышение действенности государственного регулирования инвестиционной сферы. Монография. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 124 с.

4. Леонов В.В. Формирование системы публичного управления социально-экономическим развитием территории: Автореф. дис. . кандидата эконом. наук / В.В. Леонов - Новосибирск, Сибирская академия финансов и банковского дела, 2012.

5. Фадейкина Н.В., Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Формирование системы публичного управления бюджетным процессом. Доклад на Межрегиональной научно-практической конференции, посвящённой 75-летию заслуженного деятеля науки - М.В. Романовскому и 20-летию САФБД. [Электронный ресурс]: САФБД. Режим доступа: World Wide Web. URL: http:// safbd.ru/news/2012-10-20/nv-fadeykina-le-nikiforova-vv-leonov-publichnoe-upravlenie-obshchestvennymi?page=1

6. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: Учеб.- практ. пособие. - М.: «Волтерс-Клувер», 2006. - 207 с.

7. Филипцов А.М. Отраслевая политика и экономическое развитие: проблемы теории. Монография. - Горки.: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2006. - 234 с.

8. Фурсов В.А. Формирование и функционирование региональных рынков транспортных услуг: теория, методология, практика: Автореф. дис. ... доктора эконом. наук / А.В. Фурсов - Ставрополь, Северо-Кавказский государственный технический университет, 2011.

9. Чебунина Н.М. Роль инвестиций в региональном развитии и укреплении полисов // Российское предпринимательство. 2011. № 5. С. 57-60.

10. Якунин В.И. Железные дороги России и государство. Монография. - М.: Научный эксперт, 2010. - 432 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.