Научная статья на тему 'Инвестиционный процесс как объект публичного управления'

Инвестиционный процесс как объект публичного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / INVESTMENT PROCESS / PUBLIC ADMINISTRATION / PROCESS APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федулова Е.А.

Раскрыта сущность инвестиционного процесса как специфичного для определенной инвестиционной среды процесса приобщения инвестора к объекту инвестиций, показана его взаимосвязь с другими инвестиционными категориями. Обоснована необходимость публичного управления инвестиционным процессом на принципах процессного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT PROCESS AS AN OBJECT OF PUBLIC ADMINISTRATION

The essence of the investment process as specific to a particular investment environment process of familiarizing the investor to the investment project, shows its relationship to other investment categories. Necessity of investment process public management on the principles of the process approach.

Текст научной работы на тему «Инвестиционный процесс как объект публичного управления»

УДК 330.322:351

инвестиционный процесс как объект публичного управления

Федулова Е.А., к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»

Раскрыта сущность инвестиционного процесса как специфичного для определенной инвестиционной среды процесса приобщения инвестора к объекту инвестиций, показана его взаимосвязь с другими инвестиционными категориями. Обоснована необходимость публичного управления инвестиционным процессом на принципах процессного подхода.

Ключевые слова: инвестиционный процесс, публичное управление, процессный подход.

investment process as an object of public administration

Fedulova Е., сапсйсЫ:е of economic science, docent of Department of Finance and Banking, Kemerovo state university

The essence of the investment process as specific to a particular investment environment process offamiliarizing the investor to the investment project, shows its relationship to other investment categories. Necessity of investment process public management on the principles of the process approach.

Keywords: investment process, public administration, process approach.

Инвестиции являются ключевым фактором экономического роста и социального развития. В силу этого управление развитием территории не может оставить без внимания инвестиционный процесс. Исходя из требований процессного подхода, не допускающего изолированного рассмотрения единственного процесса, необходимо проанализировать весь комплекс инвестиционных отношений, раскрываемый через ряд категорий, лежащих в предметной области «инвестиции» - инвестиционная среда, инвестиционная деятельность, ее субъекты и объекты, инвестиционная активность, инвестиционная политика, инвестиционный климат и привлекательность и т.п.

Категорией инвестиционной среды обобщают внешнюю среду, обстановку, условия, в которых осуществляются инвестиции. Под ней понимается совокупность экономических, правовых, социальных и экологических условий, определяющих возможность осуществления инвестиций в данной стране (регионе), включающих сферу приложения инвестиций и рынки сбыта продукции1. Важным выводом из данных определений является то, что любой инвестиционный процесс проходит под влиянием инвестиционной среды и вследствие этого может быть деформирован либо модифицирован с улучшающими или ухудшающими качествами, характеризующими результативность и (или) эффективность данного процесса.

Инвестиции непосредственно реализуются в ходе инвестиционной деятельности. В действующем законодательстве она определяется как «вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта»2. Инвестиционная деятельность представляет собой обмен удовлетворения сегодняшней потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощью инвестиционных благ. В ходе инвестиционной деятельности предприятия находят необходимые инвестиционные ресурсы, выбирают эффективные объекты и инструменты инвестирования, формируют инвестиционную программу, инвестиционные портфели и обеспечивают их реализацию.

Реципиент и донор инвестиций (получатель и инвестор) являются основными участниками инвестиционного процесса. Наряду с ними, в инвестиционной деятельности участвуют другие субъекты, обслуживая ее. К таким субъектам относятся, в частности, коммерческие банки (если они не являются инвесторами), осуществляющие расчеты в ходе инвестиционного процесса, страховые организации, консалтинговые фирмы, поставщики основных средств, посредники. К объектам инвестиционной деятельности, как правило, относят основные и оборотные средства, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно-техническую продукцию, землю, природные ресурсы и др.

Субъекты и объекты инвестиционной деятельности включены

в инвестиционную сферу, где и осуществляется практическая реализация инвестиций. Она охватывает совокупность экономических отношений, которые складываются в ходе аккумулирования, образования, распределения, перераспределения, использования инвестиций. Инвестиционная сфера включает совокупность субъектов и объектов инвестиционного процесса, сам инвестиционный процесс как таковой и его инфраструктуру. Исходя из этого, инвестиционную сферу автор определяет как совокупность экономических отношений субъектов инвестиционной деятельности в ходе инвестиционного процесса, протекающих в инвестиционной среде, регулируемых инвестиционной политикой и зависящих от инвестиционного климата.

Важнейшей характеристикой уровня и качества инвестиционной деятельности выступает инвестиционная активность. Она характеризует поведение субъектов инвестиционной деятельности. При этом в экономической литературе данное понятие не имеет однозначной трактовки. Ю.П. Анискин связывает его с категориями потенциала и развития инвестиционной деятельности3. У Э.А. Са-ляховой инвестиционная активность трактуется как характеристика деятельности организации, предполагающая, что субъект хозяйствования экономически устойчив, имеет значительный потенциал развития, владеет существенным размером инвестируемых средств4. По мнению О.А. Булгаковой, инвестиционная активность - это интенсивность привлечения инвестиций в экономику5. Обобщая данные точки зрения, инвестиционную активность будем рассматривать как характеристику инвестиционной деятельности, отражающую объем инвестиций и темпы его роста (либо снижения).

Значительную роль для инвестиционной деятельности играет инвестиционная политика страны, являющаяся частью финансовой политики. Наряду с государственной инвестиционной политикой, существует инвестиционная политика отдельных предприятий и корпоративных структур. Под инвестиционной политикой в целом понимают систему мер, направленных на установление структуры и масштаба инвестиций, определение путей их использования и источников получения дохода в сферах и отраслях экономики. При осуществлении инвестиционной политики в масштабах страны, государство как субъект управления ставит цели мобилизации финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности, преодоления спада инвестиционной активности, повышения эффективности инвестиций. При этом инвестиционная политика охватывает как непосредственное управление государственными инвестициями, так и создание благоприятного инвестиционного климата для частных инвесторов и предприятий.

Инвестиционный климат можно рассматривать как совокупность политических, социально-экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и географических

1 Федулова Е.А., Шалабанова С.А., Алабина Т.А. Инвестиционная стратегия роста экономики региона: теория, методология, практика. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. С. 65.

2 Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-Ф3 (с изм. от 28.12.2013 г.).

3 Управление инвестиционной активностью / Ю.П. Анискин, А.Ю. Бударов, А.Н. Попов [и др.]. Под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2002. С. 19.

факторов, присущих той или иной стране, региону, отрасли, привлекающих и отталкивающих инвесторов6. Инвестиционный климат иногда рассматривается как синоним инвестиционной привлекательности, что, на взгляд автора, не вполне корректно. Инвестиционный климат является более широким по объему понятием. Он характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в стране, регионе, отрасли, по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны, а также степень привлекательности инвестиционного рынка и величину инвестиционного риска. Оценка инвестиционного климата осуществляется на основе таких входных параметров, как приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в валовом внутреннем продукте (ВВП), а также выходных параметров, отражающих потенциал страны по освоению инвестиций и риск их реализации.

Таким образом, инвестиционная привлекательность территории и в целом инвестиционный климат определяются комплексом факторов, определяющих инвестиционные возможности и стимулы инвесторов к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, создания рабочих мест, участия в глобальной конкуренции. Большое значение для потенциальных инвесторов в данном отношении имеет ранжирование территорий по уровню инвестиционного климата, отражаемое рейтингом инвестиционной привлекательности.

Различные термины, лежащие в предметной области «инвестиции», могут быть обобщены в рамках инвестиционного процесса. Как видно из структурно-логической модели инвестиционного процесса, принадлежащей, он протекает таким образом, что капитал перемещается от тех, кто имеет избыточные финансовые ресурсы (инвестор) к тем, кому они необходимы для реализации какого-либо проекта (рис.).

Как видно из рисунка, инвестиционный процесс определяется взаимосвязями между субъектом инвестирования, объектом инвестирования по поводу размещения инвестиций с целью получения дохода, инвестиционным воздействием на объект со стороны субъекта инвестирования, а также изменениями условий инвестиционной среды. Исходя из этого, под инвестиционным процессом следует понимать специфичный для определенной инвестиционной среды процесс приобщения инвестора к объекту инвестиций, осуществляемый с целью получения управляемого инвестиционного дохода посредством инвестирования.

При рассмотрении системы экономических категорий, связанных с понятием инвестиций, автором были выявлены следующие взаимосвязи и соотношения.

1. Инвестиционная среда является первичной по отношению к инвестиционной политике и другим категориям. Любой инвестиционный процесс происходит под воздействием инвестиционной среды, а инвестиционная политика строится исходя из той инвестиционной среды, в рамках которой она сформирована.

2. Инвестиционная политика определяет параметры инвестиционного климата и инвестиционной деятельности. При этом инвестиционный климат выступает как агрегированная совокупность

таких взаимосвязанных факторных категорий, как «потенциал» и «риск», а инвестиционная деятельность реализуется посредством различных вариантов инвестиционного процесса.

3. В рыночной экономике на инвестиционную деятельность в большей степени влияет инвестиционный климат, тогда как связь обратного порядка выражена гораздо слабее.

4. Любой инвестиционный процесс находится под влиянием инвестиционной среды и под ее воздействием может быть модифицирован в сторону улучшения либо ухудшения качественных параметров.

Проблематика управления в сфере инвестиций уже завоевала определенные позиции на уровне стратегических документов по социально-экономическому развитию территорий. Важность и актуальность данной проблематики отмечается в стратегических и программных документах как федерального, так и субфедерального, местного уровней. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года в качестве одного из направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития названо «создание высококонкурентной институциональной среды, стимулирующей предпринимательскую активность и привлечение капитала в экономику»7.

Другие стратегические направления развития нашей страны также предполагают активизацию инвестиционных процессов, поскольку без этого сложно себе представить, например, структурную диверсификацию экономики и укрепление внешнеэкономических позиций, не говоря уже о формировании новых центров социально-экономического развития.

В рамках обновления стратегических документов по социально-экономическому развитию РФ до 2020 г. (Стратегия 2020) особо отмечаются проблемы низкой доли инвестиций в ВВП, высокой склонности к потреблению в ущерб сбережению и недостатка в экономике так называемых «длинных денег»8. Следовательно, важнейшими стратегическими целями становятся:

- увеличение доли сбережений и инвестиций в ВВП (с нынешних 20-22% до 25-30%) в рамках макроэкономической политики за счет бюджетного маневра;

- использование сырьевой ренты с целью стимулирования экономического роста, улучшения делового климата и защиты конкуренции;

- замещение краткосрочных инвестиций долгосрочными;

- улучшение отраслевой структуры иностранных инвестиций;

- повышение степени защиты инвестиций и частной собственности.

На уровне субфедеральных стратегических документов цели, связанные с инвестициями, можно отметить в стратегиях федеральных округов и субъектов федерации. Если рассматривать в качестве примера стратегию Сибирского федерального округа, то в ней поставлены задачи масштабного технологического перевооружения (что предполагает значительные инвестиции, что называется, по определению), реализации крупных инвестиционных

Рис. Структурно-логическая модель инвестиционного процесса

проектов, а также повышения инвестиционной привлекательности регионов Сибири9. Также стратегия содержит перечень приоритетных инвестиционных проектов в различных регионах Сибирского федерального округа.

На уровне субъектов федерации также ставится задача создания благоприятной обстановки для инвестиций, увеличения объема и изменения структуры вложений. Существенную роль для активизации инвестиционного процесса играют разработка и внедрение стандарта деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе10.

Однако в условиях формирования системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий необходимо дальнейшее развитие теории и практики управления инвестиционным процессом в рамках процессной модели. Исходным звеном здесь является обоснованный выбор объекта управления. Инвестиционные процессы составляют квинтэссенцию инвестиций, поэтому именно их целесообразно рассматривать как объект в рамках общей системы управления социально-экономическим развитием территорий.

Субъекты или объекты инвестиционной деятельности, по мнению автора, не могут рассматриваться в качестве объектов управления. Они, как правило, являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, возможности воздействия на которые далеко не безграничны. В условиях рыночной экономики предприятия и корпорации - доноры и реципиенты инвестиций, как правило, не могут быть объектами прямого управленческого воздействия со стороны государства или региона. Инвестиционная же сфера в целом представляет собой слишком крупный («необъятный») и весьма расплывчатый, аморфный объект управления.

Нецелесообразно, как представляется автору, также рассматривать в качестве объекта управления инвестиционный климат или инвестиционную привлекательность. При таком подходе, во-первых, чрезвычайно затруднена постановка целей управления и определение их конкретных количественных значений. Измерение инвестиционного климата или привлекательности само по себе является крайне сложной задачей. Кроме того, возможности улучшения инвестиционного климата в принципе не ограничены, но самый лучший инвестиционный климат не дает определенных гарантий по объему и структуре привлечения инвестиций.

Во-вторых, выбор инвестиционного климата как объекта управления абсолютизирует институциональный фактор привлечения инвестиций и игнорирует макроэкономические условия, в частности, наличие платежеспособного спроса и адекватных факторов производства. Безусловно, при прочих равных условиях территория с лучшими институтами привлечет больший объем инвестиций, но при низкой обеспеченности трудом, сырьем, капиталом (или их плохом качестве), недостаточной емкости рынка, на приток вложений рассчитывать сложно, как бы хороши ни были институты и инвестиционный климат.

С точки зрения конкретных особенностей публичного управления инвестиционным процессом также необходимо отметить его подчиненность общей цели публичного управления, которой является качество жизни11. В данном контексте важна корректная постановка целей управления инвестиционным процессом. В частности, нельзя рассматривать рост общей величины инвестиций в качестве главной и единственной цели управления инвестиционным

процессом по ряду причин.

Влияние объема, динамики и структуры инвестиций на качество жизни в территориальном разрезе специально не изучалось, однако логично предположить, что далеко не всякий рост способствует повышению качества жизни. В частности, наращивание инвестиций в первичные природоэксплуатирующие отрасли может приводить к увеличению экологического ущерба, ухудшению здоровья граждан, а также вследствие эффекта голландской болезни препятствовать созданию технологически развитых производств с качественными рабочими местами. Кроме того, чрезмерно высокая доля инвестиций (более 30% от ВВП) часто имеет отрицательные экономические и социальные последствия.

Наибольшую роль в повышении качества жизни играют инвестиции, связанные с развитием человеческого капитала, поэтому их динамика должна рассматриваться как одна из главных целей публичного управления инвестиционным процессом. Наряду с этим, весьма важны увеличение объема инвестиций, влекущих создание качественных рабочих мест, а также изменение структуры инвестиций в пользу перерабатывающих отраслей по сравнению с добывающими производствами.

Вместе с тем при определении целей публичного управления инвестиционным процессом необходимо принимать во внимание значение инвестиций для достижения стратегических целей социально-экономического развития территории. Именно инвестиции являются основным фактором, определяющим перспективы развития территории, поэтому принятие решений о целях и объектах инвестирования должно быть интегрировано с выбором стратегической альтернативы и обоснованием ключевых социально-экономических целей.

Определение целей инвестиционного процесса должно быть интегрировано в стратегическое целеполагание территории. Отсюда вытекает, что публичное управление инвестиционным процессом предполагает разработку и реализацию комплекса стратегических целей, включающего наряду с общими показателями инвестиционной активности также структуру и динамику, как минимум, инвестиций в человеческий капитал и современные технологичные сектора экономики.

Иными словами, центр тяжести управленческих воздействий по отношению к инвестиционному процессу должен приходиться не столько на оперативное влияние на уже протекающие процессы, сколько на постановку стартовых целей и задач субъектами инвестиционной деятельности. Планируемые инвестиционные проекты необходимо в разумных пределах связывать со стратегическими направлениями развития территории.

Таким образом, публичное управление инвестиционным процессом может быть реализовано в рамках процессной модели, что дает ряд преимуществ, в частности:

- возможность постоянного улучшения качественных параметров, повышения результативности и эффективности инвестиционного процесса на основе объективной информации;

- возможность выявления и последующего удовлетворения потребностей участников и потребителей результатов инвестиционного процесса;

- повышение открытости и публичности инвестиционной деятельности, включение участников и стейкхолдеров процесса в единое информационное поле.

4 Саляхова Э.А. Особенности управления инвестиционной активностью организации с учетом стадии ее развития // Научно-технические ведомости СпбГПУ. Экономические науки. 2013. №3. С. 76.

5 Булгакова О.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности рекреационного района // Проблемы современной экономики. 2009. №2. С. 438.

6 Федулова Е.А., Шалабанова С.А., Алабина Т.А. Инвестиционная стратегия роста экономики региона: теория, методология, практика. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. С. 66.

7 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р

8 Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1 / Под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. М.: Дело, 2013. С. 47.

9 Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 г. №1120-р.

10 Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: http://investstandart.ru/resources/uploads/about.pdf (дата обращения 12.03.2014).

11 Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальная модель системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий // Сибирская финансовая школа. 2012. №3. С. 48.

Литература:

1. Федулова Е.А., Шалабанова С.А., Алабина Т. А. Инвестиционная стратегия роста экономики региона: теория, методология, практика. Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2008. 308 с.

2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: Федеральный закон от 25.02.1999 г. №39-ФЗ (с изм. от 28.12.2013 г.).

3. Управление инвестиционной активностью / Ю.П. Анискин, А.Ю. Бударов, А.Н. Попов [и др.]. Под ред. Ю.П. Анискина. М.: Омега-Л, 2002. 272 с.

4. Саляхова Э.А. Особенности управления инвестиционной активностью организации с учетом стадии ее развития // Научно-технические ведомости СпбГПУ. Экономические науки. 2013. №3. С. 74-77.

5. Булгакова О.А. Методические подходы к оценке инвестиционной привлекательности рекреационного района // Проблемы современной экономики. 2009. №2. С. 437-441.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического раз-

вития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р.

7. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 1 / Под ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьми-нова. М.: Дело, 2013. 430 с.

8. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 г. №1120-р.

9. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе. URL: http://investstandart.ru/ resources/uploads/about.pdf (дата обращения 12.03.2014).

10. Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальная модель системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий // Сибирская финансовая школа. 2012. №3. С. 46-56.

портфельный подход как способ повышения качества услуг

субъекта предпринимательства

Демьянов А.А., аспирант МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича

В данной статье автор рассматривает использование портфельного подхода как способа повышения качества услуг субъекта предпринимательства, а также диверсификацию портфеля продуктов, в целях снижения рисков предпринимательской деятельности предприятия.

Ключевые слова: портфельный подход, портфель продуктов, диверсификация портфеля, субъект предпринимательства, портфельная стратегия, повышение качества.

portfolio approach as a way to improve the quality of services of

a business entity

Demyanov A., the post-graduated student, Moscow State Institute for the Industry of Tourism n. a. Yuri Senkevich

In this article the author examines the use of a portfolio approach as a way of improving the quality of a business entity, as well as diversification of the product portfolio, to reduce risks of business enterprise.

Keywords: portfolio approach, portfolio, portfolio diversification, business entity, portfolio strategy, quality improvement.

В настоящее время, деятельность как российских, так и зарубежных предприятий связана с необходимостью взаимоувязывания и взаимобалансирования рисков.

В связи с этим, исследование портфельного подхода, с помощью которого предприятия диверсифицируют свою деятельность, и тем самым снижают риски, заслуживает отдельного внимания. Портфельный подход, является эффективным инструментом повышения эффективности деятельности субъекта предпринимательства. Целью портфельного подхода является формирование портфеля или нескольких портфелей продуктов субъекта предпринимательства, представляющих собой диверсифицированную совокупность продуктов различного типа (рис. 1).

Стратегия формирования портфеля продуктов неотъемлемая часть общей стратегии субъекта предпринимательства. Включающая в себя такие мероприятия, как разработка, корректировка, вывод портфеля с рынка. Использование портфеля продуктов, приводит к росту ресурсов предприятия как за счет собственных ресурсов субъекта предпринимательства, так и за счет ресурсов сторонних организаций. Создавая портфель продуктов, субъект предпринимательства исходит из своей заинтересованности в безопасности деятельности, доходности, и эффективности использования ресурсов.

Каждый элемент в отдельности от портфеля, не обладает всеми перечисленными выше свойствами. Главной задачей при определении продуктов, входящих в портфель является их взаимовлияние на эффективность портфеля в целом и на другие продукты в частности. Взаимовлияние продуктов, входящих в портфель, призвано обеспечить сбалансированное соотношение эффективности и безопасности портфеля. В процессе формирования портфеля продуктов, субъект предпринимательства определяет для себя критерии оценки безопасности и эффективности продуктов. Эти критерии будут использоваться для принятия решения о включении продукта в портфель. Таким образом, правильно определенный набор компо-

нентов портфеля позволяет максимально использовать потенциал субъекта предпринимательства.

Для снижения риска потерь портфель должен состоять из диверсифицированных продуктов. За счет диверсификации портфеля уменьшается риск убыточности деятельности предприятия, т.к. в случае недостаточно высоких доходов по одному виду деятельности, недополученные доходы будут компенсироваться за счет другого продукта, входящего в портфель. Минимизировать риск удается за счет включения в портфель различных продуктов, тесно не связанных между собой. Это позволяет избежать одновременного падения на рынках этих продуктов. Методика диверсификации портфеля призвана более эффективного перераспределить продукты.

Для реализации успешной политики диверсификации портфеля продуктов субъекта предпринимательства используются методы, позволяющие оценить степень взаимовлияния продуктов на основе анализа показателей, определяющих возможные доходы и риски при реализации продуктов. В частности, применяется анализ, позволяющий по исходным данным прошлых периодов спрогнозировать успешность того или иного вида деятельности субъекта предпринимательства в будущем. Перед расчетом показателей необходимо определить следующие исходные данные:

■ набор продуктов субъекта предпринимательства;

■ кортеж показателей, характеризующих продукты;

■ значения выбранных показателей за определенный промежуток времени в прошлом.

Работа по формированию портфеля начинается с анализа. Анализируются все характеристики портфеля: состояние целевой группы клиентов, окупаемость, уровень риска, объем необходимых ресурсов, и т.д. На основе анализа необходимо разработать мероприятия по повышению эффективности портфеля. например, план корректировки портфеля, подразумевающий замену продуктов, корректировку ценовой политики, требования к целевой группе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.