Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
процессный подход / инвестиционный проект / грант / субсидия / конкурсный отбор / process approach / investment project / grant / subsidy / competitive selection

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башкирова Людмила Ивановна

Автор рассказывает об инвестиционном проекте в образовании на примере Западнодвинского технологического колледжа, обеспечивающем существенные изменения в содержании, организации, материально-техническом обеспечении образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF AN INVESTMENT EDUCATIONAL PROJECT AT A TECHNOLOGY COLLEGE

The author tells about an investment project in education on the example of the Zapadnodvinsk Technological College, which provides significant changes in the content, organization, material and technical support of the educational process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ»

DOI: 10.17805Лг^у.2022.5.2 ПЕДАГОГИКА

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЕКТОМ

В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Л.И. Башкирова

Западнодвинский технологический колледж Тверской области

Аннотация: Автор рассказывает об инвестиционном проекте в образовании на примере Западнодвинского технологического колледжа, обеспечивающем существенные изменения в содержании, организации, материально-техническом обеспечении образовательного процесса.

Ключевые слова: процессный подход; инвестиционный проект; грант; субсидия; конкурсный отбор

MANAGEMENT OF AN INVESTMENT EDUCATIONAL PROJECT AT A TECHNOLOGY COLLEGE

L.I. Bashkirovа Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region

Abstract: The author tells about an investment project in education on the example of the Zapadnodvinsk Technological College, which provides significant changes in the content, organization, material and technical support of the educational process.

Keywords: process approach; investment project; grant; subsidy; competitive selection

«В нормативных правовых документах, стандартах управления проектами, научной и учебной литературе по управлению проектами, - отмечает В.З. Юсупов и С.В. Капин, - даются многочисленные определения и классификации проектов, в большинстве из которых в качестве самостоятельного типа или вида проектов выделяется образовательный (учебно-образовательный) проект (Юсупов, Капин, 2017: 147). В педагогической науке одни исследователи используют этот термин в качестве «собирательного» для обозначения всех видов проектов в сфере образования, вторые включают образовательные проекты в состав педагогических, третьи не видят различий между образовательными и педагогическими проектами, четвёртые выделяют и обосновывают специфические сущностные характеристики тех и других.

В качестве примера последнего можно привести точку зрения В.З. Юсупова, рассматривающего образовательный проект как «комплекс взаимосвязанных мероприятий, выступающих в качестве формы целенаправленного изменения образовательной системы или её отдельных компонентов с целью достижения новых образовательных результатов в условиях установленного промежутка времени, реальных ресурсов и специфической организации» (Юсупов, 2017: 277). Формой представления такого проекта, отмечают В.З. Юсупов и А.И. Богданов является «документ (совокупность документов), содержащий оформленный комплекс инновационных идей и описание системы организаци-

онно-педагогических мер и действий, призванных обеспечить изменения в образовательной системе» (Юсупов, Богданов, 2003: 37).

В.З. Юсуповым и А.И. Богдановым разработана и обоснована классификация образовательных проектов, в которой в качестве самостоятельного вида выделены инвестиционные проекты в образовании, представляющие собой эффективную форму вложения финансовых средств в деятельность образовательных организаций, обеспечивающих изменения в сфере образования.

Значительное по своим объёмам финансирование таких проектов осуществляет государство из федерального бюджета в форме грантов, представляющих собой безвозмездные субсидии, т.е. финансовые выплаты в денежной форме образовательным организациям, которые выиграли конкурсный отбор на участие в реализации федеральных проектов.

В 2020 г. был осуществлён «конкурсный отбор на предоставление в 2021 г. грантов из федерального бюджета в форме субсидий для реализации мероприятий в целях обеспечения материально-технической базы профессиональных образовательных организаций современным требованиям федерального проекта «Молодые профессионалы» (Конкурсная документация..., 2020). Одним из победителей прошедшего конкурсного отбора (лот 6. Сельское хозяйство) стал За-паднодвинский технологический колледж Тверской области, выигравший грант на создание и оборудование четырёх мастерских: агрономия, ландшафтный дизайн, эксплуатация сельскохозяйственных машин, промышленное садоводство.

ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева» находится в г. Западная Двина, который отнесён к категории многопрофильного муниципального образования - моногород. Статус колледжа определяется как многопрофильное образовательное учреждение с гибкими вариативными образовательными программами, территориально доступное молодёжи окружающих районов: Торопецкого, Андреапольского, Нелидовского, Жарковского, Пеновского, Оленинского, Ржевского, в которых расположено более 100 организаций и предприятий, обеспечивающих развитие экономики региона.

В колледже создано структурное подразделение - Ресурсный центр профессиональных квалификаций по отраслям: «Транспорт» и «Сельское хозяйство» и направлению «Трудовое воспитание». На базе ресурсного центра проводятся отраслевые региональные, муниципальные, зональные мероприятия, оказывается методическая поддержка однопрофильным образовательным учреждениям, предоставляются ресурсы материально-технической базы колледжа.

Право на финансовую поддержку своего проекта Западнодвинский технологический колледж получил благодаря нацеленности работы на удовлетворение экономических и социальных потребностей региона, основательной материально-технической базе, квалифицированному профессиональному кадровому составу, накопленному опыту управления проектами.

Цель проекта: создать современные условия по перспективным и востребованным профессиям сферы транспорта и логистики в Тверской области.

Задачи определены в соответствии с направлениями работ по проекту: организация мастерских по четырём приоритетным компетенциям транспорта и логистики; создание сетевой информационной платформы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий по направлению подготовки по УГС 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта»; разработка новых образовательных программ по этому направлению (в том числе, программ для подготовки педагогических кадров); обеспечение повышения квалификации и стажировки педагогических кадров профессионального цикла, включая педагогов однопрофильных образовательных учреждений по стандартам Ворлдскиллс; проведение профессиональной ориентации, профессиональных проб на приобретенном на средства гранта современном оборудовании.

Управление инвестиционным проектом в Западнодвинском технологическом колледже осуществлялось на основе процессного подхода, предполагающего взаимосвязанное управление интеграцией проекта в образовательную систему колледжа, содержанием работ в проекте, сроком его действия (2021 г.), рациональным использованием средств гранта, качеством выполняемых работ, привлекаемыми ресурсами и коммуникациями колледжа.

В ходе реализации проекта в 2021 г. осуществлено:

- внедрение новых технологий диагностики электрооборудования и двигателей автомобиля, рулевого управления и тормозной системы автомобилей, ремонта автомобилей, разборки КПП, ремонта пластиковых элементов кузова, окраски деталей автомобилей;

- внесены изменения в организацию процесса промежуточной аттестации в формате демонстрационного экзамена, модернизированы площадки для его проведения;

- осуществлено повышение квалификации и профессионального уровня инженерно-педагогических работников колледжа и однопрофильных образовательных учреждений по программам: «Педагогика профессионального обучения», «Развитие предпринимательства и предпринимательского образования в профессиональной образовательной организации», «Практика и методика подготовки рабочих кадров с учетом стандартов Ворлдскиллс»;

- получило развитие сетевое взаимодействие (заключены договоры) колледжа как ресурсного центра с однопрофильными учебными заведениями, школами, вузами, работодателями по направлению «Обслуживание транспорта и логистика», проведены мастер-классы в модернизированных на средства гранта мастерских, методические семинары с привлечением экспертов организаций-работодателей;

- создана сетевая информационная платформа электронного обучения Moodle, которая дала возможность разработки и размещения на сайте электронных образовательных ресурсов по УГС 23.00.00 «Техника и технология наземного транспорта»;

- использованы новые формы профессиональной ориентации: «Билет в будущее», профессиональные пробы для школьников «Слесарь по ремонту автомобилей»; организована переподготовка взрослого населения, в том числе предпенсионного возраста, по программе «Контролер технического состояния автотранспортных средств»;

- осуществлено тиражирование полученных результатов и материалов через проведение круглых столов на заседаниях учебно-методических объединений, семинаров, мастер-классов, практических конференций с участием однопрофильных образовательных учреждений.

Опыт Западнодвинского технологического колледжа убедительно доказывает, что управление инвестиционным проектом на основе процессного подхода обеспечивает осуществление изменений в содержании, организации образовательного процесса, соответствие его материально-технической базы требованиям, которые предъявляются к уровню конкурентоспособности среднего профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Конкурсная документация конкурсного отбора на предоставление грантов из федерального бюджета в форме субсидий юридическим лицам в рамках реализации мероприятий в целях обеспечения соответствия их материально-технической базы современным требованиям федерального проекта «Молодые профессионалы». Утверждена заместителем Министра просвещения РФ 22 апреля 2020 г. // [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/51e07ce15b54afa14d59bab1d 8df919e/download/2838/ (дата обращения: 01.08.2022)

Юсупов В.З., Богданов А.И. (2003) Принятие управленческих решений в образовательном проекте: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального образования. - М.: ИПИ РАО. 112 с.

Юсупов В.З., Капин С.В. (2017) Анализ понятий «проект» и «проектирование» в педагогике: генезис, сущность, классификация // Актуальные проблемы современного образования / Национальная научная конференция, МосГУ 2017. Доклады и материалы / под ред. В.А. Ситарова, В.З. Юсупова. // [Электронный ресурс] URL: https://mosgu.ru/nauchnaya/publications/2017/proceedings/Issues-Con-temporary-Education.pdf С. 144-150. (дата обращения: 01.08.2022)

Юсупов В.З. (2017) Методологические основы проектного подхода в управлении образовательной организацией // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА. Вып. 57. Ч. 9. С. 273-279.

Башкирова Людмила Ивановна - заместитель директора Западнодвинского технологического колледжа им. И.А. Ковалёва; аспирант кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Научный руководитель - В.З. Юсупов, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: 172611, Россия,

Тверская область, Западнодвинский район, г. Западная Двина, ул. Мира, д. 12. Тел. +7 (48265) 2-15-98. Эл. адрес: kolledg-zdv@yandex.ru

Bashkirova Lyudmila Ivanovna - Deputy Director of the I.A. Kovalev Zapadnodvinsk Technological College; postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of the Higher School of the Moscow University for the Humanities. Scientific supervisor -V.Z. Yusupov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor. Address: 12 Mira str., Zapadnodvinsky district, Tver region, 172611, Russia. Tel. +7 (48265) 2-15-98. Email: kolledg-zdv@yandex.ru

Для цитирования:

Башкирова К.В. Управление инвестиционным образовательным проектом в технологическом колледже. 2022. № 5. С. 12-16. DOI: https://www.doi.org/ /10.17805/й^у.2022.5.2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.