Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА'

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СИСТЕМА / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / НОВШЕСТВО / ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов В.З., Башкирова Л.И., Мухаметзянова Ф.Г.

Актуальность разработки и реализации модели управления образовательным процессом на основе кластерного подхода обусловлена современными стратегическими ориентирами социально-экономического развития страны и её регионов на повышение качества подготовки кадров для регионального рынка труда. Исходной теоретической позицией решения этой проблемы является представление о кластерном походе как методологической основе и стратегии развития взаимоотношений между институтами государственной власти, хозяйствующими субъектами и образовательными организациями, объединёнными по отраслевому признаку и координирующими содержание и организацию подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в кластере отраслевой направленности, что становится приоритетным целевым ориентиром развития современной профессиональной образовательной организации. Представленная в статье модель управления образовательным процессом в колледже в условиях формирования производственно-образовательного кластера, даёт целостное представление о факторах и субъектах воздействия внешней среды, субъектах управления колледжем и координации видов деятельности в кластере; процессе управления (планирование, организация, мотивация, координация, контроль); компонентах образовательного процесса как объекта управления (целевой, субъектный, содержательный, деятельностный, результативный), результатах деятельности колледжа, включающих качество подготовки кадров отраслевой направленности кластера. Реализация этой модели в Западнодвинском технологическом колледже Тверской области показала практическую значимость исследования, которая выразилась в обновлении структуры управления образовательным процессом; разработке системы новшеств, которые значительным образом изменили содержательный и деятельностный компоненты образовательного процесса. Это, в существенной степени, повлияло на увеличение численности студентов, обучающих по востребованным в производственно-образовательном кластере профессиям и специальностям, повысило качество подготовки и уровень трудоустройства выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Юсупов В.З., Башкирова Л.И., Мухаметзянова Ф.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL FOR MANAGING THE EDUCATIONAL PROCESS IN A COLLEGE BASED ON A CLUSTER APPROACH

The relevance of the development and implementation of the educational process management model based on the cluster approach is due to modern strategic guidelines for the socio-economic development of the country and its regions to enhance the quality of training for the regional labor market. The initial theoretical position of solving this problem is the idea of a cluster campaign as a methodological basis and strategy for the development of relations between institutions of state power, economic entities and educational organizations united by industry and coordinating the content and organization of training, advanced training and retraining of personnel in a cluster of industry orientation, which becomes a priority target for the development of a modern professional educational organization. The model of management of educational process presented in the article in college in the conditions of formation of a production and educational cluster, gives a complete idea of factors and subjects of influence of the external environment, subjects of management of college and coordination of types of activity in a cluster; management process (planning, organization, motivation, coordination, control); components of educational process as object of management (target, subject, substantial, activity, productive), the results of activity of college including quality of training of shots of branch orientation of a cluster. The implementation of this model at the Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region showed the practical significance of the study, which was reflected in the updating of the educational process management structure; the development of a system of innovations that significantly changed the content and activity components of the educational process. This significantly influenced the increase in the number of students teaching professions and specialties in demand in the industrial and educational cluster, increased the quality of training and the level of employment of graduates.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ В КОЛЛЕДЖЕ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА»

Профессиональное образование

УДК 377

Модель управления образовательным процессом в колледже на основе кластерного подхода

A model for managing the educational process in a college based on a cluster approach

Юсупов В.З., Московский гуманитарный университет, vyusupov@mosgu.ru Башкирова Л.И., Западнодвинский технологический колледж, baschkirova1@yandex.ru Мухаметзянова Ф.Г., Институт международных отношений, Казанский федеральный университет, florans955@mail. ru

Yusupov V., Moscow University for the Humanities, vyusupov@mosgu.ru Bashkirova L., Zapadnodvinsk Technological College, baschkirova1@yandex.ru Mukhametzyanova F., Institute of International Relations of Kazan (Volga Region) Federal University, florans955@mail.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2023.159.2.021

Ключевые слова: управление, образовательный процесс, система, кластер, кластерный подход, новшество, опытно-экспериментальная работа.

Keywords: management, educational process, system, cluster, cluster approach, innovation, experimental work.

Аннотация. Актуальность разработки и реализации модели управления образовательным процессом на основе кластерного подхода обусловлена современными стратегическими ориентирами социально-экономического развития страны и её регионов на повышение качества подготовки кадров для регионального рынка труда.

Исходной теоретической позицией решения этой проблемы является представление о кластерном походе как методологической основе и стратегии развития взаимоотношений между институтами государственной власти, хозяйствующими субъектами и образовательными организациями, объединёнными по отраслевому признаку и координирующими содержание и организацию подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в кластере отраслевой направленности, что становится приоритетным целевым ориентиром развития современной профессиональной образовательной организации.

Представленная в статье модель управления образовательным процессом в колледже в условиях формирования производственно-образовательного кластера, даёт целостное представление о факторах и субъектах воздействия внешней среды, субъектах управления колледжем и координации видов деятельности в кластере; процессе управления (планирование, организация, мотивация, координация, контроль); компонентах образовательного процесса как объекта управления (целевой, субъектный, содержательный, деятельностный, результативный), результатах деятельности колледжа, включающих качество подготовки кадров отраслевой направленности кластера.

Реализация этой модели в Западнодвинском технологическом колледже Тверской области показала практическую значимость исследования, которая выразилась в обновлении структуры управления образовательным процессом; разработке системы новшеств, которые значительным образом изменили содержательный и деятельностный компоненты образовательного процесса. Это, в существенной степени, повлияло на увеличение численности студентов, обучающих по востребованным в производственно -образовательном кластере профессиям и специальностям, повысило качество подготовки и уровень трудоустройства выпускников.

Abstract. The relevance of the development and implementation of the educational process management model based on the cluster approach is due to modern strategic guidelines for the socio-economic development of the country and its regions to enhance the quality of training for the regional labor market.

The initial theoretical position of solving this problem is the idea of a cluster campaign as a methodological basis and strategy for the development of relations between institutions of state power, economic entities and educational organizations united by industry and coordinating the content and organization of training, advanced training and retraining of personnel in a cluster of industry orientation, which becomes a priority target for the development of a modern professional educational organization.

The model of management of educational process presented in the article in college in the conditions offormation of a production and educational cluster, gives a complete idea of factors and subjects of influence of the external environment, subjects of management of college and coordination of types of activity in a cluster; management process (planning, organization, motivation, coordination, control); components of educational process as object of management (target, subject, substantial, activity, productive), the results of activity of college including quality of training of shots of branch orientation of a cluster.

The implementation of this model at the Zapadnodvinsk Technological College of the Tver region showed the practical significance of the study, which was reflected in the updating of the educational process management structure; the development of a system of innovations that significantly changed the content and activity components of the educational process. This significantly influenced the increase in the number of students teaching professions and specialties in demand in the industrial and educational cluster, increased the quality of training and the level of employment of graduates.

Введение. Современные стратегические ориентиры социально-экономического развития нашей страны обуславливают необходимость использования новых форм социального партнёрства между участниками отношений в сфере образования, к числу которых относятся органы государственной власти и управления федерального и регионального уровней, местного самоуправления, образовательные организации, работодатели. С целью обеспечения взаимодействия между ними в последние годы формируются новые функционально

взаимосвязанные совокупности субъектов социально-трудовых отношений, которые в регионах России получили такие название, как образовательный кластер, образовательно-производственный кластер, производственно-образовательный кластер.

В первые десятилетия XXI века первоначально в Западной Европе, а затем и в нашей стране началось формирование кластеров как территориально-производственных

объединений, в состав которых в последние годы стали включать учреждения профессионального образования. Такого рода объединения в настоящее время чаще всего называются производственно-образовательными или

образовательно-производственными кластерами.

Цель исследования - разработка на основе кластерного подхода модели управления образовательным процессом в колледже в условиях формирования производственно-образовательного кластера.

Материалы и методы. Теоретические методы: сравнительный анализ; структурный анализ; метод систематизации; метод обобщения; метод моделирования. Эмпирические методы исследования: включённое наблюдение; опытно-экспериментальная работа.

Информационной базой исследования

послужили нормативные правовые акты Российской Федерации, органов власти и управления региона, инструктивно-методические материалы, исследования проблем управления образовательным процессом в колледжах, документы и материалы, характеризующие управление образовательным процессом в Западнодвинском технологическом колледже Тверской области, научные работы авторов статьи.

Результаты исследования. Основным объектом управления в профессиональной образовательной организации является образовательный процесс. В современной педагогической науке понятие «образовательный процесс» чаще всего используется для обозначения специально организованного единого целенаправленного процесса обучения и воспитания в образовательных организациях. Большинство исследователей в качестве его синонима используют термины «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс».

Трактовка термина «образование» в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации даёт основание для следующего определения: образовательным является «единый целенаправленный процесс обучения и воспитания», результатом которого является «совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях ... развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Образовательный процесс, с точки зрения А.И. Конаржевского, В.А. Ситарова, М.А. Гончарова и др. является объектом педагогического менеджмента. Так, М.А. Гончаров пишет «управление учебно-воспитательным процессом - целенаправленное

воздействие руководителя на педагогический коллектив и учащихся путём научно-обоснованного планирования, организации и контроля их деятельности» [5, с.10]. В число структурно-функциональных элементов

управления образовательным процессом М.А. Гончаров включает цель деятельности как планируемый, ожидаемый результат; субъектов управления (руководителей образовательной организации по отношению к педагогам и педагогических работников по отношению к учебно-познавательной деятельности

обучающихся), содержание деятельности (как собственно управленческой, так и учебной и других); способы взаимодействия субъектов и объектов управления [5, с.10].

Ряд исследователей предлагают свои определения понятия «управление

образовательным процессом». Так А.С. Васильев характеризует его «как целенаправленное воздействие субъекта управления в лице всего коллектива, коллегиальных и коллективных органов на коллектив в целом, на отдельных работников и обучающихся для организации согласования их деятельности, рационального и эффективного использования сил и средств образовательного учреждения в целях формирования и реализации гуманистической и демократической стратегии развития как условия профессионального и духовного становления личности специалиста-профессионала» [4, с.15].

Теоретический анализ литературы и результаты проведённого авторами статьи исследования дают основания для следующего авторского определения: управление

образовательным процессом как основным объектом управления в профессиональной образовательной организации представляет собой воздействие субъектов управления посредством циклически повторяющихся управленческих действий на этот процесс в целом или его отдельные компоненты, обеспечивающее реализацию образовательных программ среднего профессионального образования и её направленность на достижение целей обучения и воспитания, а так же целевых ориентиров развития образовательной организации, которые задаются социальным заказом, инициативами заинтересованных общественных групп, потребностями учредителя и самим образовательным учреждением, а так же интересами и запросами его субъектов.

Наглядное представление о том, как выглядит система управления образовательным процессом в образовательных учреждениях

профессионального образования, дают модели

управления, создание которых нередко является одной из задач диссертационных работ управленческой проблематики. Такие модели чаще всего разрабатываются с позиций методологических подходов, лежащих в основе осуществляемых исследований: структурно-комплексного (А.С. Васильев), программно-проектного (Н.В. Диденко), технологического (О.В. Елина), кибернетического (О.В. Ширяев) и др. Избранные учёными методологические подходы задают стратегические ориентиры в конструировании компонентов модели управления и связей между ними.

Построение модели управления

образовательным процессом на основе кластерного подхода обуславливает

необходимость обращения к понятию «кластерный подход». С точки зрения Л.С. Маркова его отличительной особенностью является представление о кластере как самоорганизующейся системе в социально-экономическом пространстве. Учёный отмечает, что «кластерный подход коренным образом меняет содержание региональной и промышленной политики, поскольку усилия органов власти направляются на развитие системы взаимоотношений между

хозяйствующими субъектами и

государственными институтами. В практическом плане такой подход важен в первую очередь тем, что является средовым по своей сути» [9, с.3].

В отечественной экономической науке ведётся разработка теоретико-методологических основ кластерного подхода к управлению экономикой региона (АВ. Бабкин, Л.С. Марков, О.П. Бурматова и др.); осуществлён анализ зарубежного и отечественного опыта использования этого подхода в различных регионах России (О.Л. Ксенофонтова, В.В. Печаткин, Е.Ю. Куриляк и др.). На основе анализа реализации кластерного подхода в первое двадцатилетие XXI века О.П. Бурматова и Е.Ю. Куриляк сделали вывод о том, что «кластерный подход становится в России одним из важных инструментов государственной региональной политики, обеспечивающим диверсификацию экономики регионов, рост

конкурентоспособности, усиление

инновационной ориентации производства, стимулирование социально-экономического развития регионов» [3, с.32].

В последние пятнадцать лет предметом исследования стали образовательные кластеры региона, которые рассматриваются как форма социального партнёрства (И.В. Карпов, О.Е. Яворский), механизм управления

образовательными комплексами (Е.И. Барышникова), инструмент развития рынка труда (М.Р. Галиахметова) и др. Актуальным предметом изучения является управления системой образования в регионе на основе кластерного подхода (Горемыко М.В., Данилов С.В. и др.).

Используемое в отечественной педагогике понятие «образовательный кластер», с точки зрения С.В. Данилова, характеризует «образовательную систему, представленную совокупностью взаимосвязанных сходных объектов, внутри которой происходит интеграция присущих им ресурсов. Стержневой основой такой интеграции является основополагающая цель образовательного кластера, состоящая в относительно быстром нахождении

инновационных решений» [6, с.20].

С.В. Данилов отмечает: «кластерный подход в образовании представляет собой

методологическое основание реализации научной и практической деятельности, обеспечивающей развитие системы образования посредством создания, функционирования и развития образовательных кластеров [6, с.26].

О.В. Яворский раскрыл «научно-методические основания использования кластерного подхода в развитии социального партнерства в учреждении профессионального образования, заключающиеся в установлении взаимосвязи учреждений профессионального образования, объединенных по отраслевому признаку и партнерскими отношениями с предприятиями отрасли» [10, с.7]. А.Г. Залялова обосновала понятие образовательного кластера «как интеграционного механизма,

обеспечивающий социальное партнерство, интенсивное развитие образующих его учреждений управления и образования, связанных общностью потребностей и способностью эффективно использовать внутренние ресурсы» [8, с.7]. И.П. Загора предложила толковать «понятие «кластер образовательных услуг» как временного локализованного комплекса специализированных стейкхолдеров оптимального состава, выступающего способом поступательного инновационного развития образовательной сферы на основе принципов кооперации и конкуренции в форме целостной структуры с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды» [7, с.7].

Анализ и теоретическое осмысление собственного авторов статьи опыта участия в процессах формирования производственно-образовательного кластера, анализ аналогичного опыта учёных и практических работников (Е.И.

Барышниковой, М.Р. Галиахметовой, М.В. Горемыко, С.В. Данилова, А.Г. Заляловой, О.Е. Яворского и др.) обусловил необходимость уточнения рассматриваемого понятия. В осуществляемом исследовании обосновано следующее авторское определение: кластерный подход представляет собой методологическую основу и стратегию развития взаимоотношений между институтами государственной власти, хозяйствующими субъектами и

образовательными организациями,

объединёнными по отраслевому признаку и координирующими содержание и организацию подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в кластере отраслевой направленности, которые становятся новыми целевыми ориентирами для организаций профессионального образования в условиях формирования производственно -

образовательного кластера.

Эти целевые ориентиры задают направленность конструирования модели управления образовательным процессом в колледже в условиях формирования производственно-образовательного кластера, призванной дать целостное представление о факторах и субъектах воздействия внешней среды на управляющую систему колледжа; составе, структуре и взаимодействии между её компонентами; служат основанием для определения критериев при принятии управленческих решений и оценки эффективности образовательной деятельности колледжа, см. рисунок 1.

Формирование образовательно-

производственных (производственно -

образовательных, образовательных) кластеров осуществляется во многих регионах современной России. Так, в Тверской области с 2019 г. начали создаваться производственно-образовательные кластеры в соответствии с распоряжением Правительства региона от 22 августа 2019 г. №540 «Об утверждении Положения об организации работы по формированию производственно-образовательных кластеров Тверской области» [2].

Решением Президиума Правительства региона от 24 декабря 2020 г. в Тверской области созданы несколько производственно-

образовательных кластеров. В состав одного из них - кластера сельскохозяйственной направленности вошли шесть колледжей, полномочия и функции учредителя, в отношении которых перешли от Министерства образования к Министерству сельского хозяйства. В этом качестве министерство организовало заключение

соглашения о создании кластера и стало координатором взаимодействия его участников; инициатором договоров, заключаемых для реализации совместных проектов, программ, курсов, совместных мероприятий участников кластера.

В число профессиональных образовательных организаций этого кластера вошёл Западнодвинский технологический колледж, на

базе которого осуществлялась опытно -экспериментальная работа. Она предусматривала внесение новшеств как преднамеренных изменений в управление образовательным процессом, а именно: в способы взаимодействия с участниками кластера управляющей системы колледжа, в её структуру, состав компонентов, связей между ним; показатели эффективности образовательной деятельности колледжа.

Вход

Управляющие воздействия субъектов управления колледжами

кластера; координации взаимодействия участников

кластера; требования, ограничения, ресурсы внешней среды

Л

-К V

Колледж — участник кластера

Процесс управления

(цель, субъекты, действия, средства)

Обеспечивающий процесс

(кадровое, материально-техническое и иное обеспечение)

а

Обратная связь

Образовательный процесс

(цель, субъекты, содержание, технологии, ресурсы, результаты)

V

Выход

(качество подготовки обучающих ся с акцентом на

подготовку

кадров отраслевой направленн ости кластера)

Рисунок 1. - Модель управления образовательным процессом в колледже в условиях формирования

образовательно-производственного кластера

Первое из этих изменений коснулось управления колледжем как участником кластера и было связано с переходом функций и полномочий учредителя от Министерства образования к Министерству сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Тверской области и формированием координационного совета и рабочих групп кластера. В управляющей системе колледжа расширилась сфера деятельности ранее созданных структурных подразделений -Ресурсного центра профессиональных квалификаций по отраслям: «Транспорт» и «Сельское хозяйство», Ресурсного центра по направлению «Трудовое воспитание». Одновременно началось создание региональных центров демонстрационного экзамена для обучающихся по наиболее востребованным для производственно-образовательного кластера специальностям и профессиям; увеличилось число руководителей рабочих групп -разработчиков проектов, а также участников конкурсов, мероприятий внутренней и внешней среды колледжа. Как самостоятельный объект управления появились группы обучающихся по

дополнительным программам по востребованным в кластере и представляющими интерес для студентов колледжа профессиям.

Сформировавшаяся на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы схема управления колледжем представлена на рисунке 2.

Структура управления Западнодвинским колледжем в условиях формирования производственно-образовательного кластера показывает, что директор колледжа:

- взаимодействует с органами общественного управления (управляющий совет, совет трудового коллектива, педагогический совет, студенческий совет); а также с координационным советом и рабочими группами кластера;

- назначает заместителей директора колледжа, руководителя методического объединения преподавателей и мастеров производственного обучения, региональных Центров, созданных на базе колледжа, которые, в своей совокупности, взаимодействуют друг с другом и координационным советом кластера.

Заместители директора колледжа:

являются руководителями направлений деятельности в колледже: учебно-воспитательной, учебно-производственной,

методической, воспитательной и др.;

- руководят работой определённых групп педагогов и мастеров производственного обучения в колледже (например, в подчинении заместителя директора по учебно-производственной работе находятся: преподаватели специальных дисциплин, мастера производственного обучения, инженер по охране труда);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- взаимодействуют с руководителем методического объединения преподавателей и мастеров производственного обучения, руководителями региональных Центров на базе колледжа.

Руководители региональных Центров на базе колледжа (ресурсного центра по отрасли «Сельское хозяйство», центра воспитательной работы по направлению «Трудовое воспитание»,

центров проведения демонстрационного экзамена и др.) взаимодействуют с координационным советом кластера, заместителями директора колледжа, преподавателями и мастерами производственного обучения.

Руководителем временных образований в структуре управления колледжем являются организаторы, разработчики и реализаторы программ и проектов, конкурсов, мероприятий.

Многие управляющие воздействия в Западнодвинском технологическом колледже в ситуации формирования производственно-образовательного кластера нацелены на изменения содержательного и деятельностного компонентов образовательного процесса как объекта управления с целью направить его в сторону разработки и реализации новшеств для использования в производственно-

образовательном кластере.

Рисунок 2. - Схема управления колледжем в условиях формирования производственно-образовательного кластера

В качестве ключевых за прошедшие три года были разработаны и в значительной мере реализованы новшества, доступные для использования всеми колледжами

производственно-образовательного кластера сел ьскохозяйственной направленности.

В число новшеств вошли программы профессионального обучения на основе профессиональных стандартов и с учётом стандартов Ворлдскиллс, разработанные и реализуемые в соответствии с потребностями обучающихся и населения моногорода Западная Двина, стратегией развития Тверской области. Первые программы по профессии «Цветовод», «Садовод», «Овощевод» реализованы во втором полугодии 2021-2022 уч.г., а в первой половине 2022-2023 уч.г. в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы» стартовало обучение по программам: «Занимательная агрономия», «Выращивание, уход, посадка декоративных цветочных, древесно-кустарниковых растений», «Техника и технология обрезки плодовых деревьев», «Начинающий фермер - овощевод», «Комплектование пахотного агрегата».

Новыми для Западнодвинского колледжа стали составленные программы повышения квалификации по компетенциям

демонстрационного экзамена, программы стажировки преподавателей колледжа на предприятиях, планы подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Оригинальными являются конвергентные программы колледжа, обеспечивающие взаимосвязь общего и профессионального обучения, решение задач профессиональной ориентации и комплектования контингента обучающихся колледжа. Преподаватели колледжа сформировали группы из старшеклассников школ Западнодвинского и соседних районов, разработали и провели для них учебные занятия.

В 2022-2023 уч.г. созданная в колледже рабочая группа разработала и представила на федеральный конкурс «Лучшие образовательные модели реализации общеобразовательной подготовки», организованный ФГБУ «Институт развития профессионального образования (г. Казань) по 8 дисциплинам общеобразовательной подготовки в Западнодвинском технологическом колледже новые рабочие программы, учебно-методические комплексы и фонды оценочных средств, разработанных с учетом профессиональной направленности реализуемых

в Западнодвинском технологическом колледже программ СПО.

Предметом особой заинтересованности в условиях формирующегося производственно-образовательного кластера стали модели, разработанные на основе современной концепции практико-ориентированного (дуального)

образования. Это модель стажировки (ученичества), когда обучающийся на различных этапах процесса учебы включается в производственный процесс фактически в качестве работника предприятия. Реализация этой модели осуществляется на базе ООО «Новь», АО «Диалектические кабельные системы», которое бесплатно предоставляет жилье, трансфер на работу, возможность посещать бассейн и спортивный зал предприятия.

Модель обучения на рабочем месте успешно реализована в значительной степени благодаря разработанному в 2020 г. рабочей группой Западнодвинского колледжа проекта по обеспечению соответствия материально-технической базы образовательного учреждения. Проект стал победителем конкурсного отбора на предоставление гранта в 2021 году на реализацию мероприятий федерального проекта «Молодые профессионалы» по профилю кластера (лот 6 «Сельское хозяйство»).

На средства гранта удалось оборудовать и организовать практическую подготовку студентов в четырёх учебно-производственных мастерских, соответствующих современным требованиям к реализации программ подготовки специалистов среднего звена для агропромышленного сектора экономики Тверской области: 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 35.02.07 Механизация сельского хозяйства: 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей: кузовной ремонт, ремонт и обслуживание легковых автомобилей, окраска автомобиля, обслуживание грузовой техники, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Практическое обучение в этих мастерских максимально приближено к условиям производства и соответствует уровню передовых сельскохозяйственных предприятий.

На базе мастерских стали формироваться и получили аккредитацию Центры проведения демонстрационного экзамена не только для обучающихся Западнодвинского

технологического, но и других колледжей кластера. В 2022-2023 действуют 6 центров проведения демонстрационных экзаменов: администрирование отеля, ремонт и

обслуживание легковых автомобилей, агрономия, промышленное садоводство, эксплуатация сельскохозяйственных машин, ландшафтный дизайн. В Центрах Западнодвинского колледжа сдают демонстрационный экзамен обучающиеся ГБПОУ «Торопецкий колледж», ГБПОУ «Ржевский колледж», ГБПОУ «Кимрский колледж» и др.

В Центрах проведения демонстрационного экзамена отрабатываются образовательные технологии оценки качества подготовки выпускников по образовательным программам профильной направленности кластера, в том числе по методике Ворлдскиллс. Так, в июне 2022 года состоялся демонстрационный экзамен у выпускников по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей. На площадке проведения демонстрационного экзамена работали линейные эксперты из ГБПОУ «Краснохолмский колледж» и ГБПОУ «Кимрский колледж» и технический эксперт.

Положительно зарекомендовали себя сетевые технологий взаимодействия координатора и участников кластера, колледжа и субъектов его внешней среды. Например, традицией в Западнодвинском колледже стали онлайн-уроки по финансовой грамотности, завершающиеся ежегодным Всероссийским онлайн-зачётом по финансовой грамотности, который организует Центральный Банк Российской Федерации.

На базе Западнодвинского технологического колледжа совершенствуется работа Ресурсного центра профессиональных квалификаций по отраслям: «Транспорт» и «Сельское хозяйство» и направлению «Трудовое воспитание». В условиях формирования производственно-

образовательного кластера на базе этих центров проводятся отраслевые региональные, муниципальные, зональные мероприятия, оказывается методическая поддержка образовательным учреждениям кластера, им предоставляются ресурсы материально-технической базы Западнодвинского колледжа.

Положительные результаты разработки и реализации новшеств в образовательном процессе Западнодвинского технологического колледжа подтверждаются показателями федерального мониторинга системы среднего

профессионального образования,

демонстрирующие качество подготовки кадров для агропромышленного кластера.

Так, удельный вес численности студентов, обучающихся по профессиям и специальностям, соответствующим 50 наиболее востребованным

на региональном рынке труда, в общей численности студентов колледжа составляет 58,3%. Удельный вес численности выпускников, прошедших государственную итоговую аттестацию с использованием демонстрационного экзамена, получившим оценку «хорошо» и «отлично» по специальностям и профессиям, соответствующим отраслевой направленности кластера - 65%. Уровень занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования,

осуществлявших трудовую,

предпринимательскую деятельность, работающих в форме самозанятости в год выпуска и год, следующий за ним, в общей численности выпускников составляет - 60,19%.

Выводы. В результате проведённого исследования:

- выявлены сущностные характеристики управления образовательным процессом в профессиональной образовательной организации, к числу которых относится специально организованное воздействие субъектов управления на компоненты этого процесса; совокупность циклически повторяющихся управленческих действий, обеспечивающих реализацию образовательных программ среднего профессионального образования; целевые ориентиров на достижение нового качества образования и развитие образовательной организации;

- обосновано использование кластерного подхода как методологической основы и стратегии развития взаимоотношений между институтами государственной власти, хозяйствующими субъектами и образовательными организациями, объединёнными по отраслевому признаку и координирующими содержание и организацию подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров в кластере отраслевой направленности, что становится приоритетным целевым ориентиром развития профессиональной образовательной организации;

- разработана модель управления образовательным процессом как общая основа осуществления структурных и содержательных изменений в управляющей системе колледжа в условиях формирования производственно-образовательного кластера;

- на

основе

этой

модели

усовершенствована структура управления образовательным процессом в Западнодвинском колледже; разработана и внедрена в практику совокупность новшеств, которые конструктивно изменили содержательный и деятельностный

компоненты образовательного процесса, что позволило повысить качество подготовки и уровень трудоустройства выпускников колледжа

в сельскохозяйственном секторе экономики региона.

Литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273/ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/docu/ тей/сога_ doc_LAW_140174/

2. Распоряжение Правительства Тверской области от 22 августа 2019 г. №540 «Об утверждении Положения об организации работы по формированию производственно-образовательных кластеров Тверской области».

3. Бурматова О.П., Куриляк Е.Ю. Кластерный подход как одна из современных технологий управления региональным развитием / О.П. Бурматова, Е.Ю. Куриляк // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2017. - № 4. - С. 29-34.

4. Васильев А.С. Организация эффективного управления образовательным процессом в среднем профессиональном образовании: На примере техникума железнодорожного транспорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Васильев Александр Сергеевич. - Санкт-Петербург. - 2005. - 32 с.

5. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М.А. Гончаров. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 476 с.

6. Данилов С.В. Логистика педагогических инноваций на основе кластерного подхода: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Данилов Сергей Вячеславович. -Ульяновск. - 2021. - 536 с.

7. Загора И.П. Организационно-методическое обеспечение формирования кластера образовательных услуг: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Загора Ирина Петровна. - Красноярск. - 2016. - 184 с.

8. Залялова А.Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Залялова Анфиса Григорьевна. - Казань. - 2010. - 28 с.

9. Марков Л.С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода / Л.С. Марков; под ред. Н.И. Суслова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. -2015. - 300 с.

10. Яворский О.Е. Образовательный кластер как форма социального партнёрства техникума и предприятий газовой отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Яворский Олег Евстахиевич. -Казань. - 2008. - 22 с.

References:

1. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273/FZ [Electronic resource] // ConsultantPlus. - Access mode: http://www.consultant.ru/docu / ment/cons_ doc_LAW_140174/

2. Decree of the Government of the Tver Region dated August 22, 2019 No. 540 "On approval of the Regulations on the organization of work on the formation of industrial and educational clusters of the Tver region".

3. Burmatova O.P., Kurilyak E.Y. Cluster approach as one of the modern technologies of regional development management / O.P. Burmatova, E.Y. Kurilyak // Bulletin of Kemerovo State University. Series: Political, Sociological and Economic Sciences. - 2017. - № 4. - Pp. 29-34.

4. Vasiliev A.S. Organization of effective management of the educational process in secondary vocational education: On the example of the technical school of railway transport: abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Vasiliev Alexander Sergeevich. - St. Petersburg. - 2005. - 32 p.

5. Goncharov M.A. Foundations of management in education: textbook / M.A. Goncharov. - 3rd ed., ster. -M.: KNORUS, 2016. - 476 p.

6. Danilov S.V. Logistics of pedagogical innovations based on the cluster approach: dis. ... doctor of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Danilov Sergey Vyacheslavovich. -Ulyanovsk. - 2021. - 536 p

. 7. Zagora I.P. Organizational and methodological support for the formation of a cluster of educational services: dis. ... Candidate of Economic Sciences: 08.00.05 / Zagora Irina Petrovna. - Krasnoyarsk. - 2016. - 184 p.

8. Zalyalova A.G. Regional model of teacher training in the conditions of an educational cluster: abstract. dis. ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Anfisa Grigorievna Zalyalova. - Kazan. - 2010. - 28 p.

9. Markov L.S. Theoretical and methodological foundations of the cluster approach / L.S. Markov; edited by N.I. Suslov. - Novosibirsk: IEOPP SB RAS. - 2015. -300 p.

10. Yavorsky O.E. Educational cluster as a form of social partnership between a technical school and gas industry enterprises: abstract of thesis ... Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01 / Yavorsky Oleg Evstakhievich. - Kazan. - 2008. - 22 p.

5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Сведения об авторах:

Юсупов Виталий Зуфарович (г. Москва, Россия), доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы, Московский гуманитарный университет, e-mail: uvz2017@yandex.ru

Башкирова Людмила Ивановна (г. Западная Двина, Тверская область, Россия), заместитель директора, ГБПОУ «Западнодвинский технологический колледж им. И.А. Ковалева», e-mail: baschkirova1@yandex.ru

Мухаметзянова Флёра Габдульбаровна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, Институт международных отношений, Казанский федеральный университет, e-mail: florans955@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.