Научная статья на тему 'Управление инвестиционной привлекательностью на муниципальном уровне'

Управление инвестиционной привлекательностью на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
468
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиционная привлекательность / муниципальное развитие / качество управления / городское хозяйство.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционной привлекательностью на муниципальном уровне»

Валинурова Л. С. д.э.н., профессор valinurovalilia@mail.ru Казакова О.Б. д.э.н., профессор kazakovaoxana@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, муниципальное развитие, качество управления, городское хозяйство.

На современном этапе эффективность народного хозяйства, в частности инвестиционного процесса, может быть достигнута лишь на основе сочетания элементов рыночной и плановой экономических систем, что, несомненно, должно отразиться на принципах и методах управления инвестиционным процессом.

Муниципальное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.

Для регулирования инвестиционной деятельности на муниципальном уровне используют следующие формы и методы:

- разработка, утверждение и осуществление муниципальных инвестиционных проектов;

- проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством;

- размещение средств бюджета муниципального образования для финансирования инвестиционных проектов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов;

- вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в собственности муниципального образования;

- установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

- предоставление субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- выпуск муниципальных займов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- предоставление на конкурсной основе муниципальных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств бюджета муниципального образования.

Нефинансовая поддержка инвестиционной деятельности может осуществляться органами местного самоуправления в следующих формах: информационная и консультационная поддержка; организационная поддержка.

Организация информационного обеспечения инвестиционной деятельности предусматривает: создание баз данных на объекты муниципальной собственности и земельные участки, пригодные для реализации инвестиционных проектов в целях предоставления информации потенциальным инвесторам, в том числе размещение данной информации в сети Интернет; оказание методической и консультационной помощи организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность; публикацию информационно-аналитических материалов об инвестиционной деятельности на территории района в прессе1.

Организационная муниципальная поддержка может включать в себя: оказание содействия для включения в федеральные, региональные и муниципальные программы социально значимых и наиболее эффективных инвестиционных проектов; организацию семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности, ярмарок инвестиционных проектов и др.

1 Валинурова Л.С., Казакова О.Б. Оценка инвестиционной привлекательности регионов Приволжского федерального округа: факторы и условия привлечения инвестиций // Региональная экономика и управление. 2013. - № 4 (36). - http://region.mcnip.ru

В интересах повышения инвестиционной привлекательности формируются инвестиционные паспорта и размещают их на сайте муниципального образования, обеспечивая потенциальных инвесторов первоначальной информацией о возможности ведения бизнеса. В 2013 г. в Республике Башкортостан Приказом Министерства экономического развития создан институт инвестиционного уполномоченного, в задачи которого входит совершенствование инвестиционной политики и сопровождение реализации инвестиционных проектов в муниципальном образовании.

Несмотря на то, что отдельные элементы механизма управления инвестиционной привлекательностью муниципального образования успешно функционируют (например, инвестиционные паспорта, семинары и т.п.) системных изменений в формировании благоприятных условий инвестирования на муниципальном уровне, к сожалению, не наблюдается. Одной из причин низкой результативности реализуемых мер является отсутствие комплексной оценки состояния инвестиционной сферы в муниципальном образовании.

Детальный анализ движения инвестиционных потоков позволяет сделать вывод, о том, что определяющими факторами формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании, и, как следствие, его конкурентоспособности, являются инвестиционная активность и инвестиционная привлекательность1.

При определении инвестиционной привлекательности муниципальных образований, необходимо также учитывать коммерческие интересы инвестора. Для инвестора важным является доходность вложенного капитала и риски,

связанные с этим вложением. Учитывая это, для оценки инвестиционной привлекательности предлагается использо-

2

вать модель, включающую две составляющие :

1) экономическую составляющую, которая оценивает доходность инвестируемых средств;

2) рисковую составляющую, которая оценивает совокупный риск, связанный с вложением средств в муниципальное образование.

Экономическая составляющая - это доходность (рентабельность) вложенных средств, она определяется как отношение прибыли или дохода муниципального образования к вложенным средствам.

Оценку рисковой составляющей целесообразно осуществлять на основе оценки влияния факторов риска на возможные потери инвестора. Согласно результатам проведенного анализа к таким факторам следует отнести: политический, инфраструктурный, институциональный, производственный, инновационный, информационный, финансовый, кадровый, потребительский, социальный, криминогенный и др. Рисковая составляющая показывает, какая часть доходов будет потеряна в результате проявления рисков. Поэтому комплексный показатель инвестиционной привлекательности муниципального образования следует определять как разность между значением экономической составляющей и величиной возможных потерь от инвестиционной деятельности.

Показатель инвестиционной привлекательности отражает эффективность инвестиций. Поэтому, опираясь на значения показателя инвестиционной привлекательности, муниципальные образования можно классифицировать согласно выделенным в табл. 1 группам.

Таблица 1

Классификация муниципальных образований по инвестиционной привлекательности

Характеристика муниципального образования Значение показателя инвестиционной привлекательности

Муниципальные образования с высокой инвестиционной привлекательностью. Экономика устойчива к кризисам, с диверсифицированной структурой производства, развитой инфраструктурой, устойчивым законодательством, квалифицированным кадровым потенциалом. Относительно благоприятные экологическая и криминогенная ситуации Более 40%

Муниципальные образования с инвестиционной привлекательностью выше среднего. Высокий уровень производства, возможные отклонения определяются социально-политическими факторами От 20% до 40%

Муниципальные образования со средней инвестиционной привлекательностью, для которых характерно стабильное развитие социально-экономической сферы От 10% до 20%

Муниципальные образования с инвестиционной привлекательностью ниже среднего, ранее отличавшиеся высоким уровнем производства, но в настоящий момент их жизнь зависит от целенаправленности государственной поддержки От 5% до 10%

Муниципальные образования с низкой инвестиционной привлекательностью. Значительный спад производства. Государственная поддержка необходима в целях замедления темпов снижения экономики и социальной сферы Менее 5%

Второй характеристикой состояния инвестиционного климата выступает инвестиционная активность, которая характеризует интенсивность инвестиций, осуществляемых в экономику муниципального образования. В зависимости от значений инвестиционной активности можно выделить муниципальные образования с высокой инвестиционной активностью (интенсивность инвестиционной деятельности характеризуется значением более 1,6), с инвестиционной активностью выше среднего (темп роста инвестиций от 1,4 до 1,6), средней инвестиционной активностью (интенсивность инвестиций от 1,2 до 1,4), инвестиционной активностью ниже среднего (темп роста инвестиций от 1,0 до 1,2),

1 Казакова О.Б. Оценка конкурентоспособности муниципальных образований // Муниципальная власть в современном мире: поиск ответов на вызовы времени: материалы Междунар. науч.-практ. конференции: в 2 т. / Ред. кол.: С.Н. Лаврентьев [и др.]. -Уфа: БАГСУ, 2013. - Т.2. - С. 81-86.

2 Валинурова Л. С., Казакова О. Б. Управление инвестиционной деятельностью: учебник. - М.: КНОРУС, 2005. - 384 с.

низкой инвестиционной активностью (интенсивность инвестиций менее 1,0, характерно снижение абсолютного объема инвестиций в экономику муниципального образования).

Учитывая, что при высокой инвестиционной привлекательности, инвестиционная активность может характеризоваться невысоким уровнем, предлагается для оценки инвестиционного климата муниципальных образований, и, как следствие, их инвестиционной привлекательности использовать следующую матрицу (табл. 2).

Таблица 2

Матрица оценки инвестиционного климата и определения уровня инвестиционной привлекательности муниципальных образований

Низкая инвестиционная привлекательность (менее 5%) Инвестиционная привлекательность ниже среднего (от 5% до 10%) Средняя инвестиционная привлекательность (от 10% до 20%) Инвестиционная привлекательность выше среднего (от 20% до 40%) Высокая инвестиционная привлекательность (более 40%)

Высокая инвестиционная активность (более 160%) Инвестиционная активность выше среднего (от 140% до 160%) Инвестиционный климат недостаточно благоприятный, однако, уровень инвестиционной привлекательности муниципальных образований выше среднего Благоприятный инвестиционный климат, высокий уровень инвестиционной привлекательности муниципальных образований

Средняя инвестиционная активность (от 120% до 140%) Инвестиционный климат удовлетворительный, уровень инвестиционной привлекательности муниципальных образований средний Инвестиционный климат достаточно благоприятный, однако, уровень инвестиционной привлекательности муниципальных образовании ниже среднего

Инвестиционная активность ниже среднего (от 100% до 120%) Низкая инвестиционная активность (менее 100%) Неблагоприятный инвестиционный климат, низкий уровень инвестиционной привлекательности муниципальных образований

Апробация предлагаемого подхода осуществлена на информационных массивах муниципальных образований Республики Башкортостан. На основе полученных данных муниципальные образования распределяются следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Распределение муниципальных образований Республики Башкортостан по инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности

Низкая инвестиционная привлекательность Инвестиционная привлекательность ниже среднего Средняя инвестиционная привлекательность Инвестиционная привлекательность выше среднего Высокая инвестиционная привлекательность

Высокая инвестиционная активность Абзелиловский р-н; Бижбу-лякский р-н; Благоварский р-н; Буздякский р-н; Иг-линский р-н; Мечетлин-ский р-н; Уфимский р-н; Шаранский р-н; г. Кумер-тау Дуванский р-н; Кармаскалинский р-н; Баймакский р-н Салаватский р-н ; Чекмагушев-ский р-н; г. Си-бай Учалинский р-н

Инвестиционная активность выше среднего Благовещенский р-н; Куюр-газинский р-н Гафурийский р-н; Стерлибашевский р-н Илишевский р-н; г. Агидель Белорецкий р-н; г. Уфа

Средняя инвестиционная активность Бурзянский р-н; Ишимбай-ский р-н; Мелеузовский р-н Белебеевский р-н; Нуримановский р-н Аургазинский р-н; Балтачевский р-н; Бирский р-н Стерлитамакский р-н; г. Нефтекамск; г. Стерлитамак г. Октябрьский

Инвестиционная активность ниже среднего Архангельский р-н; Белока-тайский р-н; Кугарчинский р-н; Кушнаренковский р-н; Федоровский р-н; Янауль-ский р-н Ермекеевский р-н; Чишминский р-н Бакалинский р-н Хайбуллинский р-н г. Салават; Та-тышлинский р-н

Низкая инвестиционная активность Аскинский р-н; Давлеканов-ский р-н; Зилаирский р-н; Калтасинский р-н; Караи-дельский р-н; Кигинский р-н; Краснокамский р-н; Мишкинский р-н Альшеевский р-н; Бураевский р-н; Дюртюлинский р-н; Зианчурин-ский р-н Миякинский р-н Туймазинский р-н

Как свидетельствуют результаты проведенных расчетов, существенная доля муниципальных образований Республики Башкортостан характеризуется неблагоприятным инвестиционным климатом и низким уровнем инвестиционной привлекательности. Прежде всего, это определяется неиспользованием специфических конкурентных преимуществ территории и смещением приоритетов на традиционные источники роста. Так, муниципальные образования, попавшие в эту группу, характеризуются разнообразием флоры и фауны, а туристско-рекреационный бизнес не получил в них должного развития.

Из всех муниципальных образований Республики Башкортостан высокой привлекательностью характеризуются только 6 территорий. Они отличаются развитой производственной базой, наличием транспортных узлов, развитой инфраструктурой, а также активной поддержкой реализуемых инвестиционных проектов и программ со стороны республиканских и федеральных властей.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить высокий уровень дифференциации муниципальных образований Республики Башкортостан по состоянию инвестиционного климата и уровню инвестиционной активности, что определяет необходимость реализации дифференцированного подхода к принятию управленческих решений и разработки стратегии повышения их конкурентных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.