Научная статья на тему 'Управление инвестиционной деятельностью в сфере коммерческой недвижимости на примере гостиничных комплексов'

Управление инвестиционной деятельностью в сфере коммерческой недвижимости на примере гостиничных комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
696
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломакина С. А.

В статье рассматриваются вопросы управления инвестиционной деятельностью, а также раскрывается сущность девелопмента в рыночных условиях как особого вида деловой активности на рынке недвижимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investments Management in Commercial Real Estate Market (on Example of Hotel Complexes)

The article studies investments management issues and reveals the essence of development under the market economy as a specific business activity in the real estate market.

Текст научной работы на тему «Управление инвестиционной деятельностью в сфере коммерческой недвижимости на примере гостиничных комплексов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕРВИСА И ТУРИЗМА

Управление инвестиционной деятельностью в сфере коммерческой недвижимости на примере гостиничных комплексов

Ломакина С. А.,

доцент МГУС

В статье рассматриваются вопросы управления инвестиционной деятельностью, а также раскрывается сущность девелопмента в рыночных условиях как особого вида деловой активности на рынке недвижимости.

The article studies investments management issues and reveals the essence of development under the market economy as a specific business activity in the real estate market.

Изменение курса экономики, вызвавшее доминирование частной собственности, неизбежно повлекло за собой и изменения в отдельных сферах экономических отношений. В значительной степени эти изменения коснулись отношений в сфере недвижимости. Несмотря на то что понятие «недвижимость» в современной России стало активно использоваться сравнительно недавно, его значение велико. Недвижимость формирует центральное звено всей системы рыночных отношений. Объекты недви-

жимости выступают не только ввиде важнейшего товара, удовлетворяющего потребности людей, но одновременно в виде капитала в вещной форме, приносящего доход. Вложения в объекты недвижимости, как правило, представляют собой инвестирование с целью получения прибыли.

Инвестиционная деятельность — это вложение инвестиций, или инвестирование, заключающеесявосуществлении практических действий в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.

Инвестиции выступают как необходимое условие реализации любого предпринимательского проекта. Как правило, они выступают в денежной форме, так как, чтобы приобрести требуемые для создания нового дела ресурсы, предпринимателю нужны прежде всего деньги.

Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законо-

дательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Рынок недвижимости представляет собой сферу вложения капитала в объекты недвижимости и систему экономических отношений, возникающих при операциях с недвижимостью. Эти отношения появляются между инвесторами при купле-продаже недвижимости, ипотеке, сдаче объектов недвижимости.

К специфическим особенностям рынка недвижимости относятся:

1. Локализация рынка, поскольку его товары неподвижны, уникальны, а ценность их в значительной мере зависит от внешней окружающей среды.

2. Открытая информация о состоянии рынка бывает неполной и не всегда достоверной, так как сделки с недвижимостью часто носят эксклюзивный и конфиденциальный характер.

3. Владение недвижимым имуществом и сделки с ним обычно предполагают четыре вида затрат:

— единовременные выплаты, сравнительно крупные инвестиции;

— средства на поддержание объекта в функциональном состоянии;

— налог на недвижимое имущество;

— государственные пошлины и другие сборы на сделки;

4. Спрос определяется не только и не столько потребительскими качествами самих объектов, сколько их местонахождением.

5. Низкая эластичность предложения, так как по ряду причин невозможно сразу построить много новых квартир.

6. Товары-объекты недвижимости могут быть определены правами третьих лиц в разных комбинациях.

7. Сравнительно высокая степень государственного регулирования рынка законодательными нормами и зонирование территорий.

8. Товары рынка недвижимости служат не только средством удовлетворения

собственных потребностей покупателей, но и объектом их инвестиционной деятельности.

9. Относительно небольшое число участников рынка.

10. Большая изменяемость спроса по регионам, районамимикрорайонам [2]. Управление недвижимостью как особый вид предпринимательской деятельности может в зависимости от ситуации обозначать:

— принятие решений и оформление документов в отношении имущественных прав на объекты собственности;

— управление конкретным видом объекта в процессе его эксплуатации для удовлетворения личных потребностей или коммерческого использования;

— любое единичное целенаправленное организующее воздействие на недвижимое имущество для достижения поставленных целей;

— процесс реализации функций управления для получения определенных социально-экономических результатов;

— систему законодательного и исполнительного регламентирования и контроля поведения всех участников отношений недвижимости, осуществляемую уполномоченными государством органами в целях стабилизации и эффективного развития экономики в изменяющихся условиях, которую называют регулированием.

Управление — более высокий уровень работы с недвижимостью по сравнению с обычными риэлтерскими операциями.

В сфере предпринимательства управление недвижимостью — это деятельность, осуществляемая на свой риск, направленная по поручению собственника на извлечение прибыли от реализации полномочий собственника владеть, пользоваться и распоряжаться своим недвижимым имуществом.

Управление недвижимостью включает все виды деятельности и все операции с нею: строительные, инвестиционные, владения и пользования, посреднические

(риэлтерские), залоговые, трастовые, обменные и другие.

Объектами управления выступают не только отдельные здания различного назначения и имущественные комплексы предприятий всех форм собственности, но и соответствующие их системы

— весь жилой фонд страны или региона, земельный фонд, лесной фонд.

Субъектами управления являются все участники отношений недвижимости: собственники, владельцы и пользователи, арендаторы, инвесторы, профессиональные посредники (риэлторы), уполномоченные государственные органы и организации инфраструктуры.

Управление недвижимостью может быть внешним и внутренним. Внутреннее управление — это регламентация деятельности каждого лица (организации)

— участника рынка недвижимости ее собственными нормативными документами (уставом, правилами, положением, инструкциями). Внешнее регулирование выражается в установлении государством и его уполномоченными органами, а также международными соглашениями норм и правил поведения каждого участника рынка недвижимости [1].

Имущество, в том числе и недвижимое, все чаще воспринимается как финансовый актив, требующий профессионального управления. Одним из проявлений специализации на рынке недвижимости и строительства является выделение девелопмента как особой профессиональной деятельности.

Девелопмент — качественное преобразование недвижимости, обеспечивающее возрастание ее стоимости. Под качественными преобразованиями имеется в виду единство физических, экономических и правовых аспектов. В рыночных условиях под девелопментом понимается профессиональная деятельность, особый вид деловой активности на рынке недвижимости.

На российском рынке недвижимости термин «девелопмент» появился сравнительно недавно. Между тем для стран

с развитыми рынками недвижимости девелопер — одна из ведущих фигур на рынке. У профессионалов рынка недвижимости США девелопмент означает вид деятельности, когда участник этого сектора рынка вкладывает собственные и заемные средства, в том числе и средства частных инвесторов, в развитие недвижимости с целью извлечения коммерческой выгоды.

Сегодня на территории России действует достаточно большое количество девелоперских компаний, хотя многие из них даже не представляют, что их можно так назвать. И тем не менее многие фирмы сегодня успешно совмещают в себе функции и заказчика, и подрядчика, и застройщика.

Как особый вид профессиональной деятельности девелопмент включает:

— полноценный консалтинг;

— систему управления проектами по недвижимости, включающую материальное создание объектов недвижимости.

В современных условиях значительно возрос спрос на инвестиционный консалтинг в сфере недвижимости. Инвесторы начинают ценить качественный консалтинг. Однако предложение подобных услуг ограничено в силу специфики рынка.

Суть девелопмента — управление инвестиционным проектом в сфере недвижимости, которое предполагает:

— выбор экономически эффективного проекта;

— выявление и снижение рисков, связанных с проектом;

— получение необходимых разрешений на реализацию проекта от органов власти;

— определение условий привлечения инвестиций, разработку механизмов и форм их возврата;

— поиск и привлечение инвесторов;

— отбор подрядчиков, финансирование и контроль за их работой;

— реализацию объекта недвижимости или передачу в эксплуатацию [4].

На сегодняшний день в Российской Федерации одними из сложных видов инвестирования в доходную недвижимость являются гостиничные проекты. Строительство новых или реконструкция старых гостиниц самого высокого класса, их оборудование и эксплуатационные расходы считаются достаточно рискованным вложением денег, так как затраты на такие проекты в несколько раз выше затрат на строительство модных торговых комплексов или офисных центров. Кроме того, пятизвездные гостиницы имеют длительный срок окупаемости, поэтому российский рынок доходной недвижимости тяготеет к гостиницам более низких капиталовложений [2].

В качестве примера можно рассмотреть деятельность инвестиционной компании «Нерль». Она создала самую большую национальную гостиничную сеть. Конструктивные недостатки бывших советских отелей компания компенсирует улучшением сервиса и дополнительными услугами. За компанией «Нерль» давно и прочно закрепился рейдерский имидж. Фирма «Нерль» была создана в 1993г. и считается одним из ведущих игроков московского рынка слияний и поглощений. Рейдерский имидж не помешал компании уверенно шагнуть в достаточно тонкий гостиничный бизнес. Три года назад в интересах акционеров «Нерли» никому не известная фирма «Евразия: отели и курорты» начала активно скупать трехзвездочные отели в регионах. Сначала она завладела гостиницей «Националь» в Самаре, затем отелями в Уфе, Костроме, Астрахани, Владивостоке. В 2005 г. в поле зрения новоявленных отельеров попала одна из крупнейших петербургских

Литература

1. Горемыкин В.А. Экономика недвижимости. - М: Высшее образование, 2006. - 655 с.

2. Симионов Ю.Ф., Домрачев Л.Б. Экономика недвижимости. - Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 224 с.

гостиниц — «Советская». В прошлом году семь отелей почти на две с половиной тысячи номеров были объединены в гостиничную сеть и выведены на рынок под единым брендом «Азимут Сеть отелей». При этом новый игрок обогнал прежнего лидера рынка трехзвездочных гостиниц — тоже созданную недавно российскую сеть Amaks Grand Hotels, управляющую двумя тысячами номеров. Сегодня компания активно инвестирует в реконструкцию отелей. Ее стратегия состоит в том, чтобы компенсировать ограниченные возможности старых гостиниц дополнительным набором сервисных услуг, достигая таким образом оптимального соотношения цены и качества. Средние сроки окупаемости инвестиций индивидуальны в зависимости от объекта, цены покупки, особенностей финансирования сделки и прочих нюансов [3].

Таким образом, можно отметить инвестиционную привлекательность гостиничных комплексов и других объектов коммерческой недвижимости. Так, рынок коммерческой недвижимости Москвы в настоящий момент является одним из самых динамично развивающихся рынков, характеризующийся высоким уровнем доходности. Это напрямую связано с благоприятным инвестиционным климатом, сложившимся в России в последние годы. В настоящее время Москва вошла в список 30 городов мира, представляющих наибольший интерес для помещения капитала [4]. Исходя из этого, можно сделать вывод о перспективах активизации инвестиционной деятельности в сфере коммерческой недвижимости и, в частности, инвестирования в гостиничные комплексы.

3. Ступин И. Имидж гостю не помеха II Эксперт.

- 2007. - №10.

4. Управление коммерческой недвижимостью / кол.

авторов; под ред. д-ра экон. наук, проф. МЛ. Разу.

-М.:КН0РУС, 2007. - 248 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.