Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ'

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / INVESTMENT POLICY / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNANCE / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА / INVESTMENT CLIMATE / IMPROVING THE INVESTMENT CLIMATE / INVESTMENT BANKING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жигалова Н. Е., Хуторская О. С.

В статье рассмотрены базисные положения управления инвестиционной деятельностью на территориальном уровне управления; рассмотрен инструментарий финансового регулирования инвестиционной деятельностью; определена система целей государственного управления инвестиционной деятельностью; даны рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVESTMENT MANAGEMENT AT THE TERRITORIAL LEVEL

In the article the basic provisions of investment management at the territorial level management; reviewed the financial instruments of regulation of investment activity; defined system goals of the state management of investment activities; recommendations on improvement of the investment climate

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ»

УДК 330.332.011

Н.Е. Жигалова, к.э.н., доцент ФГБОУ ВО «ВГАВТ» О.С. Хуторская, студентка ФГБОУ ВО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а

УПРАВЛЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ УРОВНЕ

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, государственное управление, инвестиционная политика России, инвестиционный климат, налоговая политика, совершенствование инвестиционного климата.

В статье рассмотрены базисные положения управления инвестиционной деятельностью на территориальном уровне управления; рассмотрен инструментарий финансового регулирования инвестиционной деятельностью; определена система целей государственного управления инвестиционной деятельностью; даны рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата

Инвестиции являются основой экономического роста любой страны мира. Страны с высокой долей инвестиций в ВВП развиваются быстрее и динамичнее - это общее правило, правомерность которого доказана мировым опытом. Самый быстрорастущий регион мировой экономики - страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока -поддерживает норму накопления на уровне 30-40% ВВП (АСЕАН, Япония, Китай, Южная Корея). Напротив, поддерживающие умеренные или низкие темпы роста богатые страны Америки и Европы, развивающиеся страны Ближнего Востока, Латинской Америки и Африки и страны Восточной Европы с переходной экономикой имеют более низкую норму накопления, примерно 20%.

Факт снижения инвестиционной активности ниже пороговых значений в любой стране трактуется как серьезная угроза национальной без опасности. Только динамично растущие инвестиции (как внутренние, так и внешние) с материализованными в них инновациями, трансформируясь в создание новых конкурентно способных производств, являются не только движущей силой развития производства, но и за счет внедрения инновационных разработок способны обеспечивать высокие темпы и качество экономического роста.

Подъем экономики возможен, если доля инвестиций в ВВП составит, как минимум, 25-30%. В быстро развивающихся странах указанная доля достигает 40% [1].

В современных условиях функционирования российского общества и, прежде всего, его экономической сферы принципиальное значение имеет не только создание отношений, связанных с инвестированием в производство материальных и духовных ценностей, но и управление ими. В процессе проведения крупномасштабных политических, экономических и социальных преобразований, направленных на создание благоприятных условий для устойчивого экономического развития, именно инвестиционной деятельности и эффективной системе управления ею отводится ведущее место. Более того, именно государственная стратегия в области стратегического управления инвестиционной деятельностью становится основой ее эффективности, что актуализирует проблему оценки методов и путей совершенствования государственного управления инвестиционной деятельностью в России.

Создание условий, обеспечивающих нормальное течение инвестиционных процессов, становится одной из важнейших функций российского государства, ведущей формой реализации которой выступает инвестиционная политика, включающая как меры прямого административного воздействия на участников инвестиционной деятельности, так и внутренние экономические регуляторы инвестиционной активности.

В России на сегодняшний день уже сформировался комплекс инвестиционных отношений, влияющий определенным образом на социально-экономическую ситуацию в стране, однако современное состояние регулирования инвестиционных отношений не позволяет создать достаточно эффективную инвестиционную сферу, которая способна обеспечить должный уровень инвестиций и их качественные характеристики, соответствующие макроэкономическим и социально-политическим целям государства и общества. И этот фактор, безусловно, негативно сказывается на развитии социально-экономических отношений и их перспективах в современной России.

Выделим ряд базисных положений управления инвестиционной деятельностью на территориальном уровне управления:

1) Инвестиционная деятельность многоаспектна, а потому рассматривается исследователями с различных позиций, систематизация и обобщение которых позволили определить социальную природу этого процесса, целевое предназначение которого связано с получением в результате инвестиционной деятельности прибыли и (или) достижения иного положительного социального результата.

2) На современном этапе инвестиционная политика России нуждается в концептуальной разработке и завершенности, что обусловливается ростом нерегулируемых рисков инвестиций и региональной дифференциацией в инвестиционном процессе, отражающемся на конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности регионов России. Одним из средств обеспечения успешной инвестиционной политики государства служит развитие принципов финансово-инвестиционного процесса и эффективного механизма формирования благоприятного инвестиционного климата в стране.

3) Важнейшим методом управления инвестиционными процессами в России является осуществление прямых бюджетных инвестиций, которые реализуются в различных формах в зависимости от степени участия государства в жизни общества, динамики социальных преобразований и функциональной роли государства в них.

4) В современной России, в силу жестких ресурсных ограничений и слабости рыночных механизмов инвестирования, государственная политика в сфере инвестиционной деятельности базируется на принципах выбора приоритетных направлений и точечного государственного инвестирования, что позволяет снизить инвестиционную нагрузку на бюджет, привлечь свободные средства независимого бизнеса в поддерживаемые государством проекты, однако не позволяет своевременно решить важные инвестиционные проблемы за счет централизованных источников финансирования. Особенности функционирования российской экономики в ближайшее время будут определять обозначенные принципы государственной инвестиционной политики.

5) Значительным потенциалом среди методов управления инвестиционными процессами в России обладает инвестиционный налоговый кредит, недостаточное применение которого в российской инвестиционной практике как стимулятора инвестиционной и инновационной деятельности субъектов социально-экономических отношений, обусловлено рядом фактором, среди которых важнейшими выступают непроработанность механизма его предоставления, ограниченность сроков, а также перечень налогов, используемых для его предоставления. Необходимо совершенствование администрирования данной формы стимулирования инвестиционной деятельности путем не только расширения оснований для его предоставления, сроков, числа налогов, за счет которых он предоставляется, но и контроля за целевым использованием данных средств.

6) Одна из приоритетных задач государственного регулирования инвестиционной деятельности связана с обеспечением привлечения денежных ресурсов в реальный сектор экономики и дальнейшим эффективным развитием инструментов коллективного инвестирования на российском фондовом рынке. Государственное регулирование коллективными инвестициями осуществляется через финансовый контроль за их деятельностью, в рамках которого предъявляются требования к повышению открыто-

сти информации, совершенствованию системы отчетности и налогообложения, созданию правовой базы для развития коллективного инвестирования в различных формах, распространению информации по развитию коллективного инвестирования в регионах. Особое внимание в рамках государственного регулирования сферы коллективных инвестиций занимает проблема формирования системы государственной защиты интересов инвесторов, решение которой связано с созданием государственного гарантийного фонда коллективных инвестиций. [2]

От динамики инвестиционных процессов и их направленности во многом зависят перспективы социально-экономического развития общества. Вместе с тем, в условиях рыночных отношений, возможности государства определять темпы инвестирования в экономику являются весьма ограниченными, и их использование основывается, прежде всего, на использовании внутренних стимуляторов предпринимательской активности частных инвесторов. Мировая практика выработала значительный инструментарий воздействия на инвестиционную политику предпринимателей, положительный опыт использования которой может быть успешно использован и в формировании российской государственной инвестиционной политики.

Основное место среди мер финансового регулирования инвестиционной деятельностью занимают финансовые стимулы, используя которые государство понуждает экономических субъектов на развитие инвестиционной деятельности посредством удовлетворения собственного и общественного интереса. В процессе управленческих отношений используются такие финансовые стимулы инвестиционной деятельности, как льготы, поощрения и декларации.

Важнейшим финансовым методом государственного управления инвестиционной деятельностью является управление посредством прямого участия в инвестиционных проектах за счет бюджетных средств, как в форме капитальных вложений, так в форме участия в финансировании инвестиционных проектов совместно с участниками предпринимательской деятельности. Прямые государственные инвестиции могут иметь характер обеспечения исполнения функций публичной власти либо быть направлены на достижение определенных целей, которые закреплены в целевых программах, в том числе долгосрочных, федеральных адресных инвестиционных и ведомственных программах, и создают основу для развития политических, экономических, социальных, научных, инженерно-технологических и экологических инвестиций.

Использование бюджетного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляется соответствующими органами государственной власти, реализующими свои управленческие функции, за счет чего обеспечивается рациональность и эффективность расходования бюджетных средств. Однако в рамках бюджетного регулирования, осуществляя финансовые вложения в определенные сферы экономики, государство создает условия для привлечения в них и частных инвесторов, в отношении которых объем властных полномочий органов государственной власти носит общий характер, позволяя говорить о косвенном регулировании их инвестиционной активности.

Субъекты инвестиционной деятельности на разных уровнях управления представлены на рис. 1.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности, таким образом, затрагивает интересы не только частных инвесторов, но и государственных субъектов инвестиционной деятельности, что необходимо учесть при формировании рамочных условий осуществления инвестиционной активности.

Однако государственная инвестиционная политика в России, функционирующая по остаточному принципу, пока не позволяет рассчитывать на решение инвестиционных проблем за счет исключительно централизованных источников финансирования, в результате чего российское государство переходит от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию, а также использованию таких методов стимулиро-

вания инвестиционной деятельности, как налоговое льготирование, амортизационная политика, создание соответствующих финансовых институтов, осуществляющих аккумулирование свободных денежных средств и их инвестирование в приоритетные отрасли экономики.

Рис. 1. Государственные субъекты инвестиционной деятельности

Можно сделать вывод о том, что назрела необходимость использования всех финансовых методов стимулирования инвестиционной деятельности, включая различные формы поощрения инвесторов, способствующих выработке у ее участников положительной мотивации на осуществление капиталовложений.

Процесс целеполагания в управлении и регулировании инвестиционной деятельности сопряжен с необходимостью выявления и классификации проблем, для решения которых государство нуждается в использовании инвестиционных механизмов. Система целей государственного управления инвестиционной деятельностью приведена на рис. 2 [3].

Формирование инвестиционной политики, ориентированной на высокотехнологичные производства должно решаться за счет принципов индустриально-инновационного развития. Решение таких актуальных задач потребует, прежде всего, формирования соответствующих финансовых институтов развития и механизмов их успешной реализации.

Важной из предпосылок в этом является формирование положительного инвестиционного климата, который должен определяться не только наличием и вложением инвестиций, а эффективностью их вложения в конкретные инвестиционные проекты. Одним из необходимых условий формирования инвестиционного климата в стране является регулирующая роль государства, которая должна определить не только приоритетные отрасли экономики для инвестиционных проектов, но и создать достаточно приемлемые для инвесторов условия вложения их капитала в виде правового обеспечения защиты инвестиций. Помимо основной задачи по привлечению инвестиций в отрасли экономики, не менее актуальной является и другая задача, суть которой состоит в обеспечении эффективности вложенных инвестиций. Актуальность механизма инвестиционного проектирования состоит не только в отслеживании притока инвестиций в те или иные отрасли экономики, но и использовании их с большей эффек-

тивностью, используя систему контроля в процессе разработки, анализа вложенных инвестиций и эффекта от реализации инвестиционных проектов.

Рис. 2. Система целей государственного управления инвестиционной деятельностью

Для изменения сложившейся ситуации, улучшения инвестиционного климата необходима система стимулирования инвестиционной деятельности, которую, с учетом стабилизации политической обстановки, необходимо разработать и внедрить в кратчайшие сроки. Скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, будут способствовать улучшению экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Таким образом, следует признать, что для реализации проектов в реальном секторе экономики необходимо принять меры по дальнейшему развитию благоприятных условий для инвестирования. В таблице 1 предлагаются рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата на уровне регионов с целью перераспределения инвестиционных потоков в пользу прямых инвестиций в ОПФ производственной сферы и отраслей инфраструктуры [1].

Таблица 1

Рекомендации по совершенствованию инвестиционного климата

Факторы инвестиционного климата Параметры Предложения по совершенствованию инвестиционного климата

Законодательное обеспечение инвестиционной деятельности Уровень налогообложения Налоговые льготы Государственные гарантии Инвестиционный налоговый кредит Гарантии юридического равноправия всех инвесторов Необходимо юридическое закрепление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий и организаций, осуществляющих реальные инвестиции, в том числе, принимающих участие в проектах ГЧП. В том числе, следует предусмотреть учет затрат по обслуживанию долга, в том числе погашению основного кредита, для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль

Развитость рыночной инфраструктуры Доступность: банковских услуг страхования инвестиционных рисков страхования строительно-монтажных рисков лизинга консалтинговых услуг Необходимо разработать систему долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. В рамках инвестиционно-промышленной политики регионов следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных кредитных ставок по кредитам, направленных на реализацию реальных проектов, в том числе ГЧП

Доступность недвижимости Прозрачность тендеров Порядок оформления прав на земельные участки Доступность и достаточность офисных площадей Возможности получения прав на земельные участки Необходимо сформировать единую информационную систему по имеющимся объектам недвижимости, максимально упростить и сделать прозрачной систему землеотведения под реализацию реальных проектов в сфере промышленности и инфраструктуры

Развитость инженерной инфраструктуры Транспорт Дороги Электроэнергия Водоснабжение и канализация Связь Доступность сооружения новых инфраструктурных объектов; проектирование, согласование, разрешение на эксплуатацию Необходимо упростить процедуру согласования проектирования, сооружения и получения разрешения на эксплуатацию новых инфраструктурных объектов, в первую очередь в сфере энергоснабжения

Обеспеченность квалифицированными кадрами Достаточность: административных и экономических кадров инженерных кадров квалифицированной рабочей силы Необходимо предусмотреть комплексную программу подготовки кадров для реализации реальных проектов на всех уровнях образовательной системы РФ На уровне общеобразовательной школы -развитие системы профориентации, активное развитие техникумов и технических лицеев, ориентированных на подготовку высококвалифицированного персонала рабочих и строительных специальностей, ввести обязательную сертификацию рабочих строительных специальностей, На уровне среднего профессионального и высшего профессионально образования

Факторы инвестиционного климата Параметры Предложения по совершенствованию инвестиционного климата

обеспечить взаимодействие с предприятиями и организациями реального сектора, увеличить количество и продолжительность обязательных производственных практик, открывать филиалы по организации практики студентов средних и высших профессиональных учреждений

Информационная инфраструктура Доступность актуальной информации Достоверность информации, значимой для инвесторов Создать информационный портал, обеспечивающей достоверной, актуальной и адекватной информацией всех пользователей, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов, в том числе ГЧП, Обеспечить широкий PR по новым законам и постановлениям, определяющим условия реализации инвестиционной деятельности

Административный фактор Скорость получения разрешений и согласований Уровень коррупции Принять меры по уменьшению влияния коррупции на инвестиционную деятельность, максимально увеличить контроль за соблюдением сроков и порядка получения разрешительной документации

Таким образом, экономическая природа инвестиционной деятельности обуславливает ее ключевое влияние на социально-экономическое развитие общества и предполагает необходимость государственного регулирования и управления количественными и качественными параметрами ее реализации. Вместе с тем, в условиях рыночной экономики, возможности прямого вмешательства государства в деятельность частных предпринимателей, являющихся основными участниками инвестиционной деятельности, являются весьма ограниченными, ставя на первый план методы косвенного стимулирования их активности на рынке прямых и портфельных инвестиций. При этом основной целью государства является не получение прибыли, а достижение положительного социального эффекта от финансовых вложений и деятельности частных инвесторов.

Государственное финансирование инвестиций в России ориентировано на выделение бюджетных средств под проекты, ориентированные на конкретные результаты, а также выделение средств на условиях государственно-частного партнерства. Такая политика не только снижает инвестиционную нагрузку на бюджет в условии ограниченности государственных финансовых ресурсов, но и позволяет государству сокращая свое прямое участие в экономике, создавать действенные стимулы инвестиционной активности частных инвесторов в наиболее перспективных сферах общественного производства.

Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является налоговая политика. В российской практике государством используются такие налоговые стимуляторы, как «инвестиционная премия» по налогу на прибыль, освобождение от налога на добавленную стоимость ряда финансовых операций и ввоза на территорию РФ технологического оборудования. На региональном уровне органы государственной власти используют предоставление налоговых льгот, ориентированных на стимулирование инвестиционной деятельности, по таким налогам как налог на имущество предприятий и налог на прибыль, в части, зачисляемой в региональный бюджет. Особой формой налогового стимулирования инвестиций является

установление специального режима налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, а также инвестиционного налогового кредита.

Вместе с тем, государство, сокращая налоговую нагрузку, должно получать в обмен на предоставление бизнесу налоговых льгот по инвестиционной деятельности дополнительные налоговые поступления, а общество социальный эффект, выражающийся в создании дополнительных рабочих мест, улучшении условий труда, улучшение экологии и прочих сопредельных росту производства эффектов.

В современных условиях налоговая политика должна переходить от общего стимулирования инвестиций к стимулированию инвестиций как фактору инновационного развития экономики, путем установления адресации налоговых льгот, имеющей четкие, прозрачные, однозначно трактуемые и вполне проверяемые критерии. Перспективным является предоставление целевых налоговых льгот и преференций, которые гарантируют государству использование вливаемых в экономику финансовых ресурсов на те цели, которые государство преследует, предоставляя ту или иную льготу. Одновременно необходимо наличие контроля над использованием налогоплательщиками средств, высвободившихся в результате предоставления льгот по налогам или изменения сроков их уплаты.

В числе методов финансового управления и регулирования инвестиционными процессами в российской экономике необходимо назвать также коллективное инвестирование, многообразие форм которого на российском инвестиционном рынке позволяет выделить такие организационные формы как паевые инвестиционные фонды, акционерные инвестиционные фонды, общие фонды банковского управления, негосударственные пенсионные фонды [3].

Список литературы:

[1] Жигалова Н.Е. Анализ и диагностика инвестиционной деятельности/Учебное пособие для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учет и аудит», 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080507 «Менеджмент организации», магистрантов по направлению подготовки 080100.68 «Экономика», направления подготовки080100.62 «Экономика» (квалификации (степени) «бакалавр») / Н.Е. Жигалова. - Нижний Новгород: ФГОУ ВПО ВГАВТ, 2014. - 254 с. -1 текс/файл.-Режим доступа: http://vgavt-nn.rua/library/resurs/

[2] Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, «Управление инвестиционной деятельностью в российской федерации: основные направления, методы и перспективы совершенствования», 2012 год http://netess.ru/3sotsiologiya/24370-1-upravlenie-investicionnoy-deyatelnostyu-rossiyskoy-federacii-osnovnie-napravleniya-metodi-perspektivi-sovershenstvovaniya.php

[3] Аксенов А.А., Волосов А.И. Усиление роли государства как основная тенденция в инвестиционной сфере России в современный период//Современное экономическое и социальное развитие: проблемы и перспективы. Том 2 (в 2-х томах). Ученые и специалисты Санкт-Петербурга и Ленинградской области - Петербургскому экономическому форуму 2006 года: Сборник научных статей. - СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2006. - 219 с., с. 125-127.

INVESTMENT MANAGEMENT AT THE TERRITORIAL LEVEL

N.E. Zhigalova, O.S. Hutorscaya

Keywords: investment banking, governance, investment policy, investment climate, tax policy, improving the investment climate.

In the article the basic provisions of investment management at the territorial level management; reviewed the financial instruments of regulation of investment activity; defined system goals of the state management of investment activities; recommendations on improvement of the investment climate

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.