УДК 330.14.01
НиколайАлександровичЛузин
Челябинский филиал Института экономики УрО РАН
УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматриваются проблемы управления интеллектуальным капиталом, инновационным развитием предприятия, показывается процесс институционализации интеллектуального капитала.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, постиндустриальная экономика, экономика знание, нематериальные активы, интеллектуальный капитал.
Становление экономических отношений постиндустриального типа, основанных на доминанте интеллектуального труда, позволяет говорить о таком явлении новой экономики, как интеллектуальное предпринимательство. В настоящее время концепция интеллектуального предпринимательства находится на стадии становления, особенно та её ветвь, которая исследует микроэкономические основы воспроизводства интеллектуальных ресурсов в образовательном, научном, инновационном и информационном сегментах [6].
Одним из важнейших вопросов, которые стоят перед современной теорией инновационного развития, является объяснение причин мощного роста инновационной активности, начавшегося в конце 90-х годов прошлого века. Лучшей иллюстрацией этого всплеска служит тот факт, что в некоторых отраслях экономики США количество новых продуктов, выводимых на рынки в 90-х годах, превысило показатели 80-х годов почти в 3 раза. Ключевым в данном вопросе является радикальный перенос акцентов в ресурсной базе экономики с материальной на нематериальную составляющую. Так, с 1981 по 2007 год в странах ОЭСР происходит почти трехкратное увеличение затрат на НИОКР, двукратный рост относительного числа сотрудников, занимающихся исследованиями и разработками, и рост с 20 % до 39 % доли людей, имеющих послевузовское образование [2].
Описанные тенденции привели к появлению концепции экономики знаний, в соответствии с определением, предложенным в 1998 году Английским департаментом торговли и промышленности (DTI), то есть экономики, в которой производство и потребление знаний играет доминирующую роль.
Еще одним феноменом, который может быть объяснен в рамках экономики знаний, является четырехкратное превышение рыночной стоимости компаний, котирующихся на фондовом рынке, по сравнению с их балансовой стоимостью, достигнутое в результате непрерывной повышательной тенденции, возникшей в середине восьмидесятых годов к 1997 году [2].
В настоящее время успех и развитие национальных программ, коммерческих и некоммерческих проектов все в большей степени зависит от интеллектуального капитала. В современных компаниях все в большей степени доминируют не основные фонды и материальные запасы, а информация, знания и другие элементы интеллектуального капитала.
Это особенно важно для России на новом этапе ускоренной диверсификации производства и перевода экономики на путь индустриально-инновационного развития. В этой связи возрастает значение обоснованности роли фактора интеллектуального капитала в образовании и в экономическом развитии страны.
Эффективное использование интеллектуального капитала содействует инновационному развитию предприятия по двум направлениям. С одной стороны, интеллектуальный
©Н. А.Лузин, 2013.
капитал оказывает информационную поддержку инновационному процессу, включая в себя как непосредственно инновационные идеи, так и корпоративные навыки по их коммерциализации; с другой стороны, успешное применение интеллектуального капитала приводит к получению дополнительной прибыли, которая может быть реинвестирована в разработку новых продуктов и процессов.
Таким образом, в современной экономике знаний на первый план выступает задача управления интеллектуальным потенциалом предприятий. При этом, несмотря на всю важность, которую играет интеллектуальный капитал в инновационном развитии предприятия, первые попытки выделить управление интеллектуальным потенциалом в отдельную информационную подсистему предприятия и поставить ее на регулярную основу были предприняты относительно недавно, в восьмидесятые - девяностые годы прошлого века. Фирмы - лидеры в своих отраслях не смогли бы достичь такого положения, при условии, что они не принимали верных управленческих решений в области человеческих ресурсов и современных технологий.
Термин «инновационная экономика» означает, что в последнее время производственный процесс в развитых странах все в большей степени стал опираться на инновации и деятельность по производству знаний. Доля рабочей силы, занятой в производстве материальных продуктов, стала меньше доли занятых в производстве, распределении и обработке знаний.
Ключевыми функциями инновационной экономики являются:
- производство знаний, т.е. получение и развитие новых знаний;
- передача знаний, т.е. развитие образования, увеличение и улучшение качества человеческого капитала;
- распространение знаний и их применение для решения различных технических, технологических, организационных и социально-экономических проблем;
- стратегическое управление экономикой знаний.
Способность национальной экономики абсорбировать знания и производительно их использовать, таким образом, будет все в большей мере определять экономическую силу нации и ее благосостояние. Открытость общества для импорта разнообразных знаний, идей и информации, способность экономики продуктивно их использовать в возрастающей степени определяют успешное социально-экономическое развитие.
Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания.
Переход к новому обществу, в котором знания становятся ведущим фактором общественного производства, знаменует одновременно переход к новой структуре стоимости того, что мы потребляем. Это выражается, в частности, в том, что изменяется структура себестоимости всех материальных продуктов, производство становится все более наукоемким.
Кроме того уже сейчас, можно сказать, что успех в интеллектуальной экономике зависит от новых умений и новых видов организации и управления. Под воздействием возрастающей роли знаний в экономике меняются и условия конкуренции на рынке. В конце XX века в сфере стратегического управления возникло новое аналитическое направление, известное как ресурсный подход. Он позволяет объяснить конкурентные преимущества предприятий не только их различиями в положении на рынке, но и в обеспечении и комбинации критически важных фирменных ресурсов. Обладание доступом к важнейшему ресурсу в настоящих условиях представляет собой путь создания конкурентного преимущества фирмы. Однако конкуренты могут имитировать его и разработать методы замены этого ресурса.
Следовательно, для достижения устойчивых конкурентных преимуществ ресурсы предприятия должны отвечать следующим критериям:
- сформировать ценности в системе клиента, сервисного обслуживания;
- быть оригинальными по отношению к конкурентам;
- быть трудно имитируемыми;
- быть трудно заменимыми в системе экономики знаний.
Многие компании, которые обладают необходимыми знаниями, способны координировать использование своих традиционных ресурсов или комбинировать их новыми и особыми путями, обеспечивая большую выгоду для потребителей, чем конкуренты. Следовательно, знания могут составлять наиболее важный ресурс, а способность получать, интегрировать, накапливать, сохранять и применять их есть наиболее важный способ создания конкурентного преимущества.
Подчеркивая роль знаний в конкурентной борьбе, следует отметить такое важное свойство знаний как кумулятивностъ. Появление новых знаний увеличивает вероятность появления новых идей, продуктов и процессов. Таким образом, существует определенная взаимосвязь между доступным обществу (и предприятиям) запасом знаний и потоком инноваций в течение некоторого периода времени (например, в рамках доминирующей информационной технологии).
Пришедшая на смену индустриальной, постиндустриальная фаза развития экономики и предпринимательства - экономика знаний, в качестве основного ресурса выдвигает знания, обладание которыми определяет конкурентоспособность субъектов экономической системы. В отличие от индустриальной экономики, основанной на материальных активах и финансовом капитале, основу экономики знаний составляют нематериальные активы и интеллектуальный капитал. Современные теории подчеркивают, что именно знания дают предприятию конкурентные преимущества.
Конкурентное преимущество, основанное на знании, устойчиво, так как чем больше фирма знает, тем больше она может узнать. Устойчивость в конкурентном преимуществе может приходить к фирме, знающей что-то, что обеспечивает возможность синергизма знаний, недоступную конкурентам. Новые знания интегрируются с уже существующими в организации, для разработки уникального видения и создания новых, более значимых знаний. Организации, следовательно, должны осуществлять мониторинг тех областей обучения и экспериментирования, где потенциальный конкурент может увеличить свои знания. Следовательно, существенность знания как основы конкурентного преимущества идет от знания, большего, чем у конкурентов, при наличии временных ограничений для конкурентов в достижении такого же уровня знаний. В отличие от физических ресурсов знания увеличивают свой экономический потенциал возврата при использовании, т. е. возникает самовоспроизводящийся цикл.
Таким образом, экономика знаний принципиально меняет все традиционные принципы, подходы и модели развития конкурентоспособного предпринимательства. Предпринимательство в экономике знаний все больше ориентировано на максимизацию рыночной стоимости компаний, в которой основной удельный вес начинают занимать нематериальные активы (технологические, маркетинговые, клиентские и т. п.), которые являются следствием эффектного использования интеллектуального капитала фирмы. Следовательно, в условиях экономики знаний возрастает роль эффективного управления интеллектуальными ресурсами. Необходимы дополнительные исследования по выработке новых положений, гипотез, теории расширенного воспроизводства интеллектуального капитала научно-инновационных кадров с использованием методологии институционального анализа.
Все это обусловливает необходимость интеллектуализации предпринимательства, выражающуюся не только в том, что основным экономическим продуктом предприни-
мательской деятельности все чаще выступает интеллектуальный продукт (ноу-хау, программное обеспечение, методики, информационные технологии и т. п.) и высокотехнологичный продукт (доля затрат на НИОКР в продукте более 3,5 %), но и в том, что сами предприниматели становятся интеллектуалами (или скорее интеллектуалами - предпринимателями), знаменуя развитие нового типа предпринимательства - интеллектуального.
В настоящее время все еще подвергается сомнению некоторыми представителями предпринимательских и научных кругов необходимость в институционализации управления интеллектуальным капиталом. По мнению И. А. Баева, в пользу важности создания институтов управления интеллектуальным капиталом свидетельствуют следующие аргументы [2]:
• Институциональное управление интеллектуальным капиталом позволяет закрепить наиболее удачный корпоративный опыт в области инноваций в виде норм и правил, использование которых в отдельных случаях может повысить оперативность и эффективность принятия важных управленческих решений.
• Нормы и правила, внедряемые при институциональном управлении интеллектуальным капиталом, могут оказывать мотивационное воздействие на сотрудников предприятия и повышать эффективность их деятельности, в особенности это касается высококвалифицированных сотрудников, так называемых «работников знаний».
• Функционирование института управления интеллектуальным капиталом позволяет обеспечить соответствие корпоративных и индивидуальных целей и ценностей, без которого развитие человеческого капитала весьма затруднено, за счет внедрения норм и правил высокого уровня, задающих «высшие смыслы» института.
Сегодня интеллектуальный капитал рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и людскими. Современные предприятия получают и сохраняют конкурентные преимущества именно за счет приобретения и использования уникальных знаний, непрерывного обучения персонала, использования интеллектуальной собственности. Грамотное использование интеллектуального капитала становиться главной задачей для любой фирмы. Например, такая компания как Ericsson - это более чем на 50 % услуги и интеллектуальный труд. У Hewlett-Packard и IBM этот показатель приближается к 80-90 % [5]. По мнению Николаса Негропонта из Media Lab университета MIT осуществляется переход из мира, где нанимали рабочие руки, в мир, где правит интеллект. Дж. Гэлбрейт, разработавший институциональную теорию корпораций, отмечал, что «доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, машины и другие капитальные блага».
Требования системности управления интеллектуальным капиталом, то к методам, в наибольшей степени учитывающим взаимодействие всего множества элементов интеллектуального капитала, относятся Intellectual capital management process (ICMP) Горана Руза [8] и Value chain network Венры Алли [10]. Оба эти метода базируются на критерии максимизации добавленной стоимости предприятия. Процесс создания ценности интерпретируются Г. Рузом как процесс непрерывной трансформации ресурсов организации, в котором важнейшую роль играют нематериальные ресурсы, приравниваемые к понятию «интеллектуальный капитал». Порядок трансформации ресурсов и их важность в процессе создания ценности экспертно определяется в ходе ряда собеседований с сотрудниками организации. В. Алли в своем подходе к управлению интеллектуальным капиталом включает в цепочку создания ценности элементы более четко определенные по сравнению с элементами из работы Г. Руза: роли, или функции отдельных сотрудников предприятия; трансакции, или действия, инициируемые различными ролями; а также объекты трансакции, перемещающиеся в ходе трансакции от одной роли к другой. В связи с этим, для своего наиболее эффективного применения метод Value chain network
требует большей институционализации процессов управления интеллектуальным капиталом на предприятии, нежели метод ICMP.
В работе Д. Т. Кернса [3] институт управления знаниями выступает в качестве составляющей института стратегического планирования обучения и развития, что предусматривает соблюдение норм планирования обучения и развития управления интеллектуальным капиталом. Данный подход неизменно сопровождал систему всеобщего управления качеством, которая дала успешные плоды на многих предприятиях, в частности в компании Xerox.
Вариант системной интеграции представлен в работе Г. Б. Клейнера [4]. В соответствии с ним когнитивные институты испытывают на себе воздействие нормативных институтов предприятия и в свою очередь оказывают непосредственное влияние на технологические институты предприятия. Пирамида фундаментальных и функциональных институтов предприятия по модели Г. Клейнера представлена на рис. 6 [7].
Опыт рыночного функционирования предприятия
Поведенческие особенности
Технологические особенности
Когнитивные механизмы
Нормативные особенности предприятия
Культурные особенности внутрифирменной среды
Ментальные особенности участников деятельности предприятия
Рис. б. Пирамида фундаментальных и функциональных институтов предприятия
по модели Г. Клейнера
Таким образом, в настоящее время можно говорить о тенденции к комплексной институционализации процессов управления интеллектуальным капиталом. Однако, эта тенденция также имеет свои субъективные пределы, определяющие соотношение эффекта от функционирования института и затрат на институционализацию. Оптимальный уровень институционализации при растущей динамике затрат и негативной динамике эффекта от институционализации соответствует равенству показателей затрат и эффекта. При этом институционализация совершенно не обозначает в данном случае более глубокой формализации управления интеллектуальным капиталом. В новом тысячелетии продолжается активная работа исследователей в области теории обучающихся организаций, начало которой дал П. Сенге [9] в 1994 году.
Список литературы
1. Букович, У. Управление знаниями: руководство к действию [Текст] / У. Букович, Р. Уильямс ; пер. с англ. - М., 2002.
2. Институциональная поддержка инновационного развития экономики [Текст] / под ред. И. А. Баева ; ЮУрГУ. - М. : Экономика, 2011.- С. 306-311.
3. Кернс, Д. Т. Пророки во тъме, или Рассказ о том, как «Ксерокс» восстал из пепла и дал бой японцам [Текст] / Д. Т. Кернс, Д. А. Недлер. - М. : Азбука, 1996.
4. Клейнер, Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия [Текст] / Г. Б. Клейнер // Вопросы экономики. - 2002. -№ 10.
5. Кьелл А. Нордстрем, И. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта [Текст] / Кьелл А. Нордстрем, И. Риддерстрале ; изд. 4-е. - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2003. - С. 15-21.
6. Перский, Ю. К. Институциональное представление интеллектуального предпринимательства [Текст] / Ю. К. Перский, Т. Ю. Ковалева // Вестник Пермского университета. - 2009. - Вып. 4 (30). -С. 47-55.
7. Попов, Е. В. Теория эволюции миииэкоиомических институтов [Текст] / Е. В. Попов // Montenegrinjournal of economics. -№3.
8. Руус, И. Интеллектуальный капитал: практика управления [Текст] / И. Руус, С. Пайк, Л. Фернстрём ; пер. с англ.; под ред. В. К. Дерманова; Высшая школа менеджмента СПбГУ. - 3-е изд. - СПб. : Изд-во «Высшая школа менеждмента», 2010.
9. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации [Текст] / П. Сенге. - М. : Олимп-Бизнес, 1999.
10. Allee, V. The Future of Knowledge : Increasing Prosperity through Value Network [Text] / V. Allee. - Oxford : Butterworth-Heinemann, 2002. - 232 c.
11. Scarborough, H. Evaluating Human Capital [Text] / H. Scaborough, J. Elias // CIPD Research Report, 2001.
Bibliography
1. Bukovich, U. Upravlenie znanijami: rukovodstvo k dejstviju [Tekst] / U. Bukovich, R. Uil'jams ; per. s angl. - M., 2002.
2. Institucional'naja podderzhka innovacionnogo razvitija jekonomiki [Tekst] / pod red. I. A. Baeva ; JuUrGU. - M. : Jekonomika, 2011.-S. 306-311.
3. Kerns, D. T. Proroki vo t#me, ili Rasskaz o tom, kak «Kseroks» vosstal iz pepla i dal boj japoncam [Tekst] / D. T. Kerns, D. A. Nedler. - M. : Azbuka, 1996.
4. Klejner, G. B. Sistemnaja paradigma i teorija predprijatija [Tekst] / G. B. Klejner // Vo-prosyjekonomiki. - 2002. -№ 10.
5. K'ell A. Nordstrem, J. Ridderstrale. Biznes v stile fank. Kapital pljashet pod dudku talan-ta [Tekst] / K'ell A. Nordstrem, J. Ridderstrale ; izd. 4-e. - Stokgol'mskaja shkolajekonomiki v Sankt-Peterburge, 2003. - S. 15-21.
6. Perskij, Ju. K. Institucional'noe predstavlenie intellektual'nogo predprinimatel'stva [Tekst] / Ju. K. Perskij, T. Ju. Kovaleva // Vestnik Permskogo universiteta. - 2009. - Vyp. 4 (30). -S. 47-55.
7. Popov, E. V. Teorija jevoljucii minijekonomicheskih institutov [Tekst] / E. V. Popov // Montenegrinjournal of economics. -№3.
8. Ruus, J. Intellektual'nyj kapital: praktika upravlenija [Tekst] / J. Ruus, S. Pajk, L. Fern-strjom; per. s angl.; pod red. V. K. Dermanova; Vysshaja shkola menedzhmenta SPbGU. - 3-e izd. - SPb. : Izd-vo «Vysshaja shkola menezhdmenta», 2010.
9. Senge, P. Pjataja disciplina: iskusstvo i praktika samoobuchajushhejsja organizacii [Tekst] / P. Senge. - M. : Olimp-Biznes, 1999.
10. Allee, V. The Future of Knowledge : Increasing Prosperity through Value Network [Text] / V. Allee. - Oxford : Butterworth-Heinemann, 2002. - 232 c.
11. Scarborough, H. Evaluating Human Capital [Text] / H. Scaborough, J. Elias // CIPD Research Report, 2001.