Научная статья на тему 'Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть»)'

Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть») Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1022
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КАПИТАЛ / КОЭФФИЦИЕНТ ТОБИНА / THE INTELLECTUAL CAPITAL / THE HUMAN CAPITAL / THE ORGANIZATIONAL CAPITAL / THE CONSUMER CAPITAL / FACTOR OF TOBIN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова В. В., Гарафиева Г. И.

В настоящее время в стоимости товарной продукции нефтяных компаний все больший удельный вес занимают нематериальные компоненты; капитал многих современных компаний в своей доминирующей части становится не столько вещественным, сколько интеллектуальным. В статье рассмотрены подходы по оценке интеллектуального капитала нефтяных компаний. На основе оценки интеллектуального капитала по коэффициенту Тобина в рамках настоящей статьи выявлена роль управления интеллектуальным капиталом для нефтяных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Now in cost of a commodity output of the oil companies the increasing share is occupied with non-material components; the capital of many modern companies in the dominating part becomes not so much material, how many intellectual. In article approaches by an estimation of the intellectual capital of the oil companies are considered. On the basis of an estimation of the intellectual capital on factor of Tobin within the limits of present article the management role by the intellectual capital for the oil companies is revealed.

Текст научной работы на тему «Управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний (на примере ОАО «Татнефть»)»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

УДК 332.024.2

В. В. Авилова, Г. И. Гарафиева УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ КАПИТАЛОМ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ

(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТНЕФТЬ»)

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, организационный капитал, потребительский капитал, коэффициент Тобина.

В настоящее время в стоимости товарной продукции нефтяных компаний все больший удельный вес занимают нематериальные компоненты; капитал многих современных компаний в своей доминирующей части становится не столько вещественным, сколько интеллектуальным. В статье рассмотрены подходы по оценке интеллектуального капитала нефтяных компаний. На основе оценки интеллектуального капитала по коэффициенту Тобина в рамках настоящей статьи выявлена роль управления интеллектуальным капиталом для нефтяных компаний.

Keywords: the intellectual capital, the human capital, the organizational capital, the consumer capital, factor of

Tobin.

Now in cost of a commodity output of the oil companies the increasing share is occupied with non-material components; the capital of many modern companies in the dominating part becomes not so much material, how many intellectual. In article approaches by an estimation of the intellectual capital of the oil companies are considered. On the basis of an estimation of the intellectual capital on factor of Tobin within the limits of present article the management role by the intellectual capital for the oil companies is revealed.

В настоящее время в стоимости товарной продукции нефтяных компаний все больший удельный вес занимают нематериальные компоненты; капитал многих современных компаний в своей доминирующей части становится не столько вещественным, сколько интеллектуальным.

Интеллектуальный капитал - это знания, информация, опыт, организационные возможности, информационные каналы, которые можно использовать для создания богатства [1]. Интеллектуальный капитал представляет собой аккумулированные интеллектуальные способности и специальные знания, которые непосредственно используются в производстве выпускаемого продукта или позволяют организовывать работу предприятия.

Интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала (рис. 1) [3].

Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. Это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Необходимую поддержку человеческому капиталу оказывают другие активы организации. Буковиц и Вильяме, Дэвенпорт и Прусак, а также Эдвинссон и Стюарт используют понятие «структурного» капитала, то есть «организационных ресурсов, представляющих собой кодифицированные знания, полученные из различных источников: хранилищ знаний, бизнес-процессов, технологической инфраструктуры, внутренней культуры, норм и ценностей» [1]. К структурному капиталу, таким образом, относятся технологии, изобретения, исследования рынков, публикации, запатентованные процессы, авторские права, корпоративная стратегия, организационная структура, информационные системы, корпоративная культура, стиль управления, коммерческие уловки и т.д. Крупные компании опираются в своей деятельности на тысячи документов, которые определяют

производственные стандарты, действующие во всех подразделениях, расположенных в различных городах в пределах страны и за рубежом. Эти документы и производственные процессы представляют часть неотъемлемого структурного капитала этой компании, определяют сферу деятельности работников знаний и формируют каналы распространения знаний.

Знания

Навыки

Творческие

способности

Моральные ценности

Культура труда

Техническое и

программное

обеспечение

Патенты

Товарные знаки

Оргструктура

Культура организации

Связи с клиентами Информация о клиентах История

взаимоотношений с клиентами

Торговая марка (бренд)

Рис. 1 - Структура интеллектуального капитала

Некоторые авторы подразделяют структурный капитал на организационный и клиентский [2].

Организационный капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет отношение к организации в целом. Это - процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. (В настоящее время самым известным брэндом нефтяных компаний является брэнд «Лукойл»). Организационный капитал - это организационные возможности фирмы ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи. Сам организационный капитал, в свою очередь, делится на инновационный капитал и процессный капитал. Инновационный капитал включает все то, что создает основу для успеха в будущем, включая объекты интеллектуальной собственности. Процессный капитал включает формализованные внутри компании процедуры обмена опытом, использования информационных технологий, печатных материалов и т.п.

Потребительский, или клиентский капитал - это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала - создание такой структуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Нефтяные компании не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале). Элементы интеллектуального капитала обладает определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в продуктах или вовремя не залицензированы.

Традиционные методы экономических оценок и измерений, базирующиеся на принципах бухгалтерского учета, перестали быть адекватными условиям сегодняшнего дня. Новое время требует новых подходов и соответствующих методов измерения экономических факторов производства. Старые методы экономической оценки вступают в противоречие с современной практикой.

Например, традиционная бухгалтерская практика трактует торговую марку как нематериальный актив, который, по аналогии с материальным активом, в процессе своего использования теряет свою стоимость и переносит частями свою стоимость на производимый продукт. В связи с этим нематериальные активы учитываются по тем же правилам, что и материальные, к ним применяются нормы амортизации и производится их списание. В то же время торговая марка или бренд в процессе их эксплуатации не только не теряют своей стоимости, но наоборот, часто наращивают свою стоимость.

Нередко такие элементы интеллектуального капитала, как патенты, лицензии и пр., учитываются в бухгалтерских документах не в соответствии с их реальной стоимостью, а лишь в соответствии с затратами на их регистрацию.

Не соответствует реальному положению вещей и разделение затрат на инвестиции и текущие затраты. Так, например, затраты на тренинги, на обучение персонала, на рекламную кампанию чаще всего интерпретируются как текущие затраты, в то время как они все в большей мере приобретают природу долгосрочных инвестиций. Многие элементы совокупного капитала нефтяных компаний не находят отражения в бухгалтерских балансах, в том числе такие составляющие, как связи с потребителями, квалификация персонала, базы знаний, сетевые формы работы.

Более того, некоторые из явлений новой экономики в принципе не поддаются учету с помощью традиционных методов бухгалтерского учета, который основан на презумпции аддитивности всех величин. Другими словами, в бухгалтерском учете предполагается, что затраты должны складываться и общий результат разных затрат можно измерить их суммой. В то же время отдельные элементы интеллектуального капитала не аддитивны, поэтому для них не применимы стандартные приемы бухгалтерского учета. Именно поэтому многие попытки измерить все составляющие интеллектуального капитала, пользуясь стандартными приемами бухгалтерского учета, потерпели фиаско.

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в теоретических работах, а также в практике деятельности многих предприятий применяется коэффициент Тобина, то есть отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов (зданий, сооружений, оборудования и запасов) [3].

Определим величину коэффициента Тобина для одного из крупнейших российских нефтяных компаний - ОАО «Татнефть».

Как видно из данных таблицы 1 коэффициент Тобина в ОАО «Татнефть» выше единицы в 2006-2007 гг. В течение 2008 г. наблюдается резкое снижение данного показателя (по состоянию на 1 января 2009 г. коэффициент достиг уровня 0,49), обусловленное снижением капитализации компании. В свою очередь снижение капитализации связано с резким падением котировок акций на фондовых рынках. Положительным является рост коэффициента Тобина в течение 2009 г., однако по состоянию на 1 января 2010 г. коэффициент меньше единицы и далек от уровня 2006-2007 гг.

Следует отметить, что для некоторых компаний значения коэффициента Тобина колеблются от 5 до 10. Для наукоемких предприятий этот коэффициент еще больше. Если цена компании существенно превосходит цену ее материальных активов, то это означает, что по достоинству оценены ее нематериальные активы - талант персонала, эффективность управляющих систем, менеджмента и др.

Таблица 1 - Коэффициент Тобина в ОАО «Татнефть»

Показатели На 01.01.2006 На 01.01.2007 На 01.01.2008 На 01.01.2009 На 01.01.2010

Активы, млн. руб. Капитализация, млн. руб. Коэффициент Тобина 159272,7 201575,1 1,27 191576,2 262720,7 1,37 234542,5 320786,0 1,37 242167,8 118577,1 0,49 315027,0 299800,0 0,95

Составлено на основе данных годовых отчетов ОАО «Татнефть».

Характерно, что не только по ОАО «Татнефть», но и по другим и наиболее значимым для российской экономики компаниям нефтегазового сектора отмечаются наиболее низкие значения коэффициента Тобина. Это закономерно. Основа деятельности данных компаний -не интеллектуальный, а материальный капитал: оборудование и запасы разведанного углеводородного сырья. На основе этого можно утверждать, что, несмотря на серьезный вклад сырьевых компаний в рост отечественной экономики последних лет, их физический капитал пока не является двигателем инновационного развития.

В то же время для компаний нефтегазового сектора инновационная составляющая должна являться необходимым элементом хозяйственной деятельности. Сами компании, не являясь по определению инновационными, могут выступать как потребители инноваций, присутствующих на рынке.

Это доказывает необходимость повышения эффективности управления интеллектуальным капиталом в нефтяных компаниях. В свою очередь эффективность управления зависит от инвестиций в интеллектуальный капитал.

Инвестиции в интеллектуальный капитал имеют ряд особенностей, отличающих их от других видов инвестиций:

1. Отдача от инвестиций в интеллектуальный капитал непосредственно зависит от продолжительности трудоспособного периода его носителя. Чем раньше делаются вложения, тем быстрее они начинают давать отдачу. Но нужно иметь в виду, что более качественные и длительные инвестиции приносят более высокий и более долговременный эффект. Кроме того, чтобы существовать как капитал, интеллектуальная собственность должна осуществлять непрерывное движение, формирование, использование, обновление. Для этого необходима совокупность всех факторов производства, иногда очень дорогостоящих, возможность реализовать созданный продукт, в том числе и научный. Инвестирование - это важная предпосылка производства интеллектуального продукта, но еще не само его производство, которое осуществляется в процессе деятельности, где владелец этого капитала выступает либо объектом, либо субъектом, либо результатом воздействия. Для формирования и развития творческих способностей одних лишь инвестиций недостаточно. Содержание этого процесса -это не просто вложение средств и ресурсов, а осознанная и целенаправленная деятельность самого носителя этих качеств, домохозяйства и всего общества. Интеллектуальный капитал создается как в общественном секторе экономики, посредством рыночного механизма, так и в личном в том смысле, что затраты труда и усилий по саморазвитию и самосовершенствованию играют решающую роль в этом процессе [4]. Интеллектуальный капитал подвержен не только физическому и моральному износу, но и способен накапливаться и умножаться. Накопление интеллектуального капитала осуществляется в процессе накопления работником

производственного опыта. Если данный процесс осуществляется непрерывно, то по мере использования интеллектуального капитала его качественные и количественные (качество, объем, ценность) характеристики улучшаются и увеличиваются.

2. По мере накопления интеллектуального капитала его доходность повышается до определенного предела, ограниченного верхней границей активной трудовой деятельности (активного трудового возраста), а потом резко снижается.

3. Не все инвестиции в интеллектуальный капитал могут быть признаны вложениями, а лишь те, которые общественно целесообразны и экономически эффективны.

4. По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала инвестиции в интеллектуальный капитал являются наиболее выгодными, как с точки зрения одного человека, так и с точки зрения всего общества.

Рассматривая ОАО «Татнефть» следует отметить, что немалую роль в управлении интеллектуальным капиталом компании играет Татарский научно-исследовательский и проектный институт нефти (ТатНИПИнефть).

К наиболее значимым научным разработкам института за последнее десятилетие можно отнести:

- проекты геологоразведочных работ и разработки нефтяных месторождений по основным районам РТ, регионам РФ и странам ближнего и дальнего зарубежья;

- комплекс оборудования и технологий локального крепления скважин стальными профильными трубами с сохранением технологически необходимого диаметра скважины (Золотая медаль на выставке изобретений ШРЕХ XVII в США в 2001 г.);

-разработка и широкое промышленное внедрение комплекса технологий и технических средств защиты и восстановления эксплуатационной колонны (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2001 г.);

- разработка и внедрение геоинформационных систем с целью планирования и реализации природоохранных мероприятий на юго-востоке Республики Татарстан (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2004 г.);

- разработка и внедрение новой технологии и технических средств для крепления нефтяных и газовых скважин с использованием специальных расширяемых труб (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2006 г.);

- научные основы и промышленное внедрение комплекса технологий по стабилизации добычи нефти на поздней стадии разработки крупных месторождений (Премия Правительства РФ в области науки и техники, 2006 г.);

- создание и промышленное внедрение методов управления разработкой нефтяных месторождений на основе технологий автоматизированного проектирования (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2007 г.);

- разработка и промышленное внедрение комплекса новых технологий и оборудования для повышения эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов нефти (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2008 г.);

- разработка и промышленное внедрение комплекса технических и технологических решений, обеспечивающих сохранение, восстановление и увеличение продуктивности нефтедобывающих скважин (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2009 г.);

- исследования и промышленная реализация комплекса технологических решений по повышению надежности промыслового транспорта нефти (Государственная премия РТ в области науки и техники, 2010 г.).

Разработанные в институте технологии и оборудование нашли широкое применение не только в ОАО «Татнефть», но и в нефтедобывающих компаниях различных регионов России, в ряде стран ближнего и дальнего зарубежья. Специалисты института принимают активное участие в работе мировых конгрессов и международных симпозиумов, выставок. Установились деловые взаимовыгодные контакты с фирмами многих стран: США, Канады,

Норвегии, Японии, Германии, Финляндии, Франции, Китая, Вьетнама, стран Ближнего Востока, Африки и др.

Таким образом, управление интеллектуальным капиталом нефтяных компаний имеет особое значение, поскольку главная функция интеллектуального капитала - существенно ускорять прирост массы прибыли за счет формирования и реализации необходимых предприятию систем знаний и отношений, которые, в свою очередь, обеспечивают его высокоэффективную хозяйственную деятельность.

Литература

1. Dissel, М. Value roadmapping / М. Dissel // Research Technology Management. - 2010. - № 6. - Pg. 2830.

2. Авилова, В.В., Гарафиева, Г.И. Инструментарий стратегического управления инновационной деятельностью компаний нефтехимического комплекса (на примере США) / В.В. Авилова // Вестник КГТУ. - 2011. - №2. - С.263-268.

3. Ламберова, Н.А. Роль интеллектуальной собственности в стимулировании инновационной активности (на примере патентования) / Н.А. Ламберова // Вестник КГТУ. - 2009. - № 5. - С.119-125.

4. Ламберова, Н.А. Рыночные сбои при патентной защите технологий в различных странах / Н.А. Ламберова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, № 3. - С.220-224.

© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; Г. И. Гарафиева - канд. экон. наук, доц. той же кафедры, [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.