УДК 330.14
Г. И. Гарафиева
ИНДИКАТОРЫ ОЦЕНКИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЕГАЗОХИМИИ
Ключевые слова: интеллектуальный капитал, человеческий капитал, капитал отношений с заинтересованными сторонами,
инновационный капитал, процессный капитал, культурный капитал.
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы оценки составляющих интеллектуального капитала. В настоящей статье автором предложена методика расчета коэффициентов оценки составляющих интеллектуального капитала. Предложенная методика может быть использована для оценки составляющих интеллектуального капитала предприятий нефтегазохимии.
Keywords: intellectual capital, human capital, capital relations with interested parties, innovation capital, process capital,
cultural capital.
Currently, the issues related to estimation of components of intellectual capital. In this paper, the author proposed a method for calculating the coefficients of the estimation of components of intellectual capital. The proposed method can be used to estimate the components of intellectual capital of petrochemical enterprises.
Категория «интеллектуальный капитал» -понятие многогранное, и в настоящее время существует множество определений данной категории. Основой интеллектуального капитала являются знания, которые определяют уровень развития экономики знаний. Вместе с тем, интеллектуальный капитал больше, чем просто «знания», поскольку он включает не только умственные способности и изобретательность человека, но и интеллектуальную собственность, деловые отношения с партнерами и т.д. Таким образом, интеллектуальный капитал можно трактовать как некую коллективную умственную энергию.
Таким образом, интеллектуальный капитал во многом определяет конкурентоспособность предприятий, что доказывает актуальность вопросов, связанных с его оценкой и развитием.
Существенную роль в развитии категории «интеллектуальный капитал» внесли западные экономисты - Т. Стюарт (впервые ввел понятие «интеллектуальный капитал»), Л. Эдвинссон, М. Мэло-ун, Дж. К. Гэлбрейт, Э. Брукинг, Т. Бьюзен, Г. Минс, Д. Шнайдер, Д. Моррисон и др. [1]
По мнению Э. Брукинга, «Интеллектуальный капитал - это термин для обозначения нематериальных активов, без которых компания не может существовать, усиливая конкурентные преимущества. Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» . Кроме того, Э. Брукинг пишет, что «интеллектуальный капитал существовал издавна: он появился, когда первый бродячий торговец установил хорошие отношения с покупателем. Тогда это называлось «доброе имя» [2].
Среди отечественных ученых, исследовавших категорию «интеллектуальный капитал», мож-
но выделить В.Л. Иноземцева, Б.Б. Леонтьева, Е.Н. Селезнева, В.С. Ступакова, С. А. Ленскую и др.
По мнению В.Л. Иноземцева, «Интеллектуальный капитал представляет собой «коллективный мозг», аккумулирующий научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы». [3]
Заслуживающей внимания является трактовка С.М. Климова, занимающегося вопросами человеческого капитала: «интеллектуальный капитал - это сформированные в процессе обучения знания, информация и креативные способности человека». Получение разного рода технологических и организационных преимуществ над конкурентами является основной функцией интеллектуального капитала. В связи с этим можно говорить, что интеллектуальный капитал представляет собой сумму тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность. [4]
Согласно мнению В.Л. Иноземцева, интеллектуальный капитал включает в себя две составляющие:
- человеческий капитал, воплощенный в людях, т.е. в работниках организации (знания, опыт, навыки, способности к нововведениям, культурные ценности, приверженность к внутренним ценностям организации);
- структурный капитал (патенты, лицензии, организационная структура, электронные сети, базы данных).
Подобного мнения о составляющих интеллектуального капитала придерживаются и специалисты компании Skandia Insurance, которые считают, что интеллектуальный капитал «учитывает возможность будущих доходов с точки зрения вклада человека, его способности постоянно создавать и порождать еще большую стоимость» [2].
Специалисты данной компании рассматривают человеческий капитал как совокупную величину инвестиций в обучение, способности и будущее работника. Кроме того, человеческий капитал
может трактоваться как компетентность работника, способность его к общению и польза, которую он приносит компании. Структурный капитал рассматривается специалистами компании Skandia Insurance как базы данных, организационные структуры, торговые марки, списки потребителей, т.е. как некий капитал, который остается в организации после того, как работник покинет ее.
Согласно модели «Skandia Value Scheme» Л. Эдвинссона структурный капитал состоит из клиентского (клиентский капитал характеризует взаимоотношения с клиентами) и организационного капитала. По мнению специалистов компании Skandia Insurance, организационный капитал - это «систематизированная и собранная воедино компетентность», а также «системы, позволяющие реализовать способность компании к инновациям, а также организационные возможности создания капитала» . Организационный капитал состоит из инновационного, процессного и культурного капитала. В свою очередь инновационный капитал характеризует способность компании к новшествам, обновлению; выражается инновационный капитал в виде интеллектуальной собственности, а также других видов нематериальных активов и ценностей, например, коммерческих секретов. Процессный капитал характеризует инфраструктуру компании, например, рабочие процессы, информационные технологии и пр. Культурный капитал связан со специфической, характерной для данной организации системой связей и отношений, осуществляемых в рамках конкретной предпринимательской деятельности; можно также говорить, что культурный капитал определяет способ ведения бизнеса. Культурный капитал во многом определяет совершенствование структурного капитала - технология коллективной работы, принципы руководства (подбор сотрудников, система мотиваций, определение состава команды для выполнения заданий и пр.), система переподготовки и повышения квалификации, бизнес-технологии, которые определяют место компании на рынке. [3]
На наш взгляд, рассматриваемый в модели «Skandia Value Scheme» клиентский капитал, характеризующий взаимоотношения с клиентами, является достаточно узкой категорией. Ее следует расширить, представив в виде капитала отношений с заинтересованными сторонами. Данная составляющая интеллектуального капитала характеризует прочность связей компании с заинтересованными сторонами, которые оказывают большое влияние на величину стоимости организации. К заинтересованным сторонам относятся внутренние и внешние субъекты, в той или иной степени заинтересованные в результатах деятельности компании. Внутренние субъекты могут быть представлены собственниками компании, управленческим персоналом, сотрудниками, внешние субъекты - клиентами, поставщиками, конкурентами, партнерами, государством и др.
В настоящее время разработаны модели оценки интеллектуального капитала, основанные на определении индикаторов. Так, например, в модели Свейби «Монитор нематериальных активов (Intangible Asset Monitor)» [5] индикаторы сгруппи-
рованы по таким составляющим как внешняя структура, внутренняя структура и компетенция людей; кроме того, модель охватывает такие области как рост, обновление / инновации, использование / эффективность, риск / стабильность.
Внешняя структура описывает отношения с заинтересованными сторонами (в модели в качестве заинтересованных сторон рассмотрены клиенты и поставщики) и характеризует имидж фирмы, признание ее продукции и др. В качестве примера индикаторов по данной составляющей можно выделить:
- в области «рост» - рост числа клиентов, рост величины прибыли;
- в области «обновление / инновации» -продажи новым покупателям;
- в области «использование / эффективность» - объем продаж в расчете на одного клиента, величина прибыли в расчете на одного клиента;
- в области «риск / стабильность» - доля крупных клиентов, доля удовлетворенных клиентов, структура клиентов по длительности отношений, количество повторяющихся заказов.
Внутренняя структура нацелена на поддержание организации и содержит информацию о патентах, базах данных, научных исследованиях и разработках и пр. В качестве примера индикаторов по данной составляющей можно выделить:
- в области «рост» - инвестиции во внутреннюю структуру;
- в области «обновление / инновации» -удельный вес (доля) новых товаров;
- в области «использование / эффективность» - удельный вес (доля) обслуживающего персонала;
- в области «риск / стабильность» - возраст организации, текучесть персонала.
Компетенция людей (сотрудников) включает знания, способности, образование, накопленный опыт. В качестве примера индикаторов по данной составляющей можно предложить следующие:
- в области «рост» - квалификация персонала, количество новых сотрудников;
- в области «обновление / инновации» - образование сотрудников, затраты на обучение сотрудников;
- в области «использование / эффективность» - доля специалистов, добавленная стоимость на одного сотрудника, добавленная стоимость на одного специалиста, прибыль в расчете на одного сотрудника, прибыль в расчете на одного специалиста;
- в области «риск / стабильность» - текучесть специалистов, средняя заработная плата.
По-мнению Свейби персонал необходимо разделить на две категории - специалисты и обслуживающий персонал. К категории специалистов относятся работники, непосредственно связанные с планированием, производством продукта, а также работой с клиентами. Именно данных сотрудников необходимо учитывать при оценке такой составляющей интеллектуального капитала как «компетенция людей». Оставшиеся работники в большей степени относятся к внутренней структуре, чем ко
внешней (например, сотрудники бухгалтерии и пр.) и поэтому учитываются при оценке составляющей «Внутренняя структура» в качестве обслуживающего персонала.
Схематично модель Свейби представляется в виде таблицы (по горизонтали - составляющие интеллектуального капитала, по вертикали - области). Каждый показатель имеет единицу измерения (например, денежные единицы, проценты, коэффициенты и др.).
Как видно из представленных индикаторов, данная модель дает лишь косвенную оценку неосязаемых активов предприятия. Кроме того, индикаторы, как правило, меняются год от года, поэтому нельзя провести детальный мониторинг интеллектуального капитала за несколько лет. Вместе с тем модель позволяет выявить сильные и слабые стороны, касающиеся интеллектуального капитала компании.
Итак, большое количество индикаторов оценки интеллектуального капитала предполагает выбор компанией наиболее значимых из них, соответствующих стратегическим целям организации. Можно представить ряд рекомендаций для компании при оценке интеллектуального капитала:
- необходимо определить перечень показателей, наиболее значимых для предприятия при мониторинге неосязаемых активов;
- при выборе показателей необходимо руководствоваться принципом «измерения по минимуму», т.е. использовать небольшое число измерителей;
- перечень показателей должен быть согласован с менеджерами на основе опроса;
- выбранная система показателей должна быть протестирована на доступность информации и простоту ее сбора;
- перечень показателей должен удовлетворять таким критериям, как обоснованность (оценивает действительно то, для чего предназначена), надежность (отражает достоверные результаты), действенность (дает такую информацию, которой можно воспользоваться при необходимости);
- необходимо определить, кто, когда и где будет собирать необходимую информацию;
- результаты, полученные на основе оценки показателей, должны быть легко интерпретируемыми и доступными для понимания.
В действительности выбор измерителей для оценки интеллектуального капитала - это процесс проб и ошибок; в связи с этим сначала применяемая модель может не привести к ожидаемым результатам. Однако при грамотном подходе к выбору индикаторов можно вести постоянный мониторинг интеллектуального капитала и выявлять сильные и слабые стороны, связанные с интеллектуальными ресурсами. Конечными (положительными) результатами проведенных измерений является их использование при принятии управленческих решений, направленных на повышение инновационной активности компании и повышение эффективности ее деятельности.
Для более точного измерения неосязаемых активов методы оценки должны учитывать специфику компании; в связи с этим ко всем предприятиям можно применять только часть измерителей, представленных в рассмотренных моделях, т.е. модель оценки интеллектуального капитала не является унифицированной для всех субъектов хозяйствования. В этом заключается недостаток показателей измерения интеллектуального капитала, которые, в отличие от бухгалтерских показателей, не являются стандартными и по сей причине сложно сопоставить их как во времени, так и в пространстве.
На наш взгляд, одним из способов оценки составляющих интеллектуального капитала является расчет индикаторов, определить которые можно на основе данных Федеральной службы государственной статистики. В связи с этим мы предлагаем следующую систему индикаторов для оценки составляющих интеллектуального капитала (табл. 1).
Таблица 1 - Индикаторы оценки составляющих интеллектуального капитала, рассчитываемые на основе данных Федеральной службы государственной статистики
Составляющие интеллектуального капитала Индикаторы
Человеческий капитал 1. Фонд заработной платы, начисленной работникам списочного состава и внешним совместителям. 2. Выплаты социального характера работникам списочного состава и внешним совместителям.
Капитал отношений с заинтересованными сторонами 1. Затраты организаций на маркетинговые исследования. 2. Представительские расходы.
Инновационный капитал 1. Расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 2. Затраты организаций на обучение и подготовку персонала, связанные с инновациями. 3. Затраты организаций на приобретение машин, оборудования, связанных с технологическими инновациями.
Процессный капитал 1. Расходы на финансирование затрат по капитальным вложениям. 2. Расходы на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ.
Культурный капитал Управленческие расходы
Предложенные индикаторы можно рассчитывать как на основе данных Федеральной службы государственной статистики, так и по данным каждого отдельно взятого предприятия. На наш взгляд, по разработанной схеме целесообразно оценивать составляющие интеллектуального капитала предприятий нефтегазохимии, поскольку учет, необходимый
для сбора данных по расчету индикаторов, ведется на указанных предприятиях в полном объеме.
Литература
1. Колпакова, О.Н. Теоретические аспекты формирования и развития интеллектуального капитала / О.Н. Колпакова // Инновации и инвестиции. - 2010. - №2. -С. 91-97.
2. Авилова, В.В., Гарафиева, Г.И. Организация НИОКР при внедрении комплексных технологий интенсификации процессов добычи нефти / В.В. Авилова // Вестник КГТУ. - 2011. - №23. - С.180-184.
3. Гарафиева, Г.И. Показатели наукоемкости нефтегазо-химических предприятий Приволжского федерального округа / Г.И. Гарафиева // Вестник КГТУ. - 2012. - № 4. - С.141-144.
4. Гарафиев, И.З. Оценка развития инновационного человеческого капитала региона (на примере производства кокса и нефтепродуктов) / И.З. Гарафиев // Вестник КГТУ. - 2011. - № 22. - С.231-239.
5. Блинов, С.С. Интеллектуальный капитал: его идентификация и роль в экономике знаний /С.С. Блинов // Корпоративные финансы. - 2010. - № 4(16). - С.100-112.
© Г. И. Гарафиева - к.э.н., доцент каф. экономики КНИТУ, hgul@mail.ru. © G. 1 Garafieva - assistant professor of economics at KNRTU, hgul@mail.ru.