Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КЛАССИЧЕСКОГО ВУЗА'

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КЛАССИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / СЛУЖЕБНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / КЛАССИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Колесникова Юлия Сергеевна, Ситдикова Роза Иосифовна, Старостина Екатерина Сергеевна, Ситдиков Руслан Борисович

В статье рассмотрены особенности управления интеллектуальной собственностью, создаваемой научно-педагогическими работниками классического вуза, определены две основные модели вузов: классическая и неклассическая, выявлены характерные объекты интеллектуальной собственности для классического университета. Проанализирован рейтинг инновационной активности российских вузов. Доказано, что подходы, применяемые для определения границ служебного произведения в коммерческой организации, не применимы к вузу в полной мере, и предложены направления ее разрешения, что позволяет фактически сформировать модель управления персоналом через управление интеллектуальной собственностью. Классический университет становится в настоящее время центром инновационных технологий и научных разработок, являющихся катализатором регионального социально-экономического развития, что требует разработки актуальных моделей управления интеллектуальной собственностью, позволяющих ее коммерциализировать, максимизировать конкурентные преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Колесникова Юлия Сергеевна, Ситдикова Роза Иосифовна, Старостина Екатерина Сергеевна, Ситдиков Руслан Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT OF A CLASSICAL UNIVERSITY

The article considers the features of managing intellectual property created by scientific and pedagogical workers of a classical university, defines two main models of universities: classical and non-classical, and identifies characteristic objects of intellectual property for a classical university. The rating of innovative activity of Russian universities is analyzed. It is proved that the approaches used to determine the boundaries of a service work in a commercial organization are not fully applicable to the university and the directions for its resolution are proposed, which actually makes it possible to form a model of personnel management through intellectual property management. The classical university is now becoming the center of innovative technologies and scientific developments, which are a catalyst for regional socio-economic development, which requires the development of relevant models of intellectual property management that allow it to be commercialized and maximize competitive advantages.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ КЛАССИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 330.524

Управление интеллектуальной собственностью классического вуза

Колесникова Ю.С.

Доктор экономических наук, профессор кафедры управления человеческими ресурсами, директор Научно-образовательного центра «Интеллектуальная собственность и цифровая экономика» Казанского (Приволжского) федерального университета

Ситдикова Р.И.

Доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и энергетического права, ведущий специалист Научно-образовательного центра «Интеллектуальная собственность и цифровая экономика» Казанского (Приволжского) федерального университета

Старостина Е.С.

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры предпринимательского и энергетического права, ведущий специалист Научно-образовательного центра «Интеллектуальная собственность и цифровая экономика» Казанского (Приволжского) федерального университета

Ситдиков Р.Б.

Кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского и энергетического права, ведущий специалист Научно-образовательного центра «Интеллектуальная собственность и цифровая экономика» Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены особенности управления интеллектуальной собственностью, создаваемой научно-педагогическими работниками классического вуза, определены две основные модели вузов: классическая и неклассическая, выявлены характерные объекты интеллектуальной собственности для классического университета. Проанализирован рейтинг инновационной активности российских вузов. Доказано, что подходы, применяемые для определения границ служебного произведения в коммерческой организации, не применимы к вузу в полной мере, и предложены направления ее разрешения, что позволяет фактически сформировать модель управления персоналом через управление интеллектуальной собственностью. Классический университет становится в настоящее время центром инновационных технологий и научных разработок, яв-

ляющихся катализатором регионального социально-экономического развития, что требует разработки актуальных моделей управления интеллектуальной собственностью, позволяющих ее коммерциализировать, максимизировать конкурентные преимущества.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, авторское право, служебное произведение, классический университет, коммерциализация

С ходом эволюционного развития общества, формированием экономики знаний, развитием процессов цифровизации возрастает ценность нематериальных ресурсов. Институт интеллектуальной собственности активно развивается в современном обществе. Объем нематериальных активов ряда компаний достигает 98 % в структуре активов. Например, у компании Budweiser данный показатель превышает 70 %, у Mail.ru - 86 % [1, с. 212-213].

Объекты интеллектуальной собственности в вузе могут быть представлены изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, базами данных, топологиями интегральных микросхем, программами для ЭВМ, селекционными достижениями, ноу-хау, объектами авторского права и др.

Вузы с технической направленностью лидируют по числу зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности за счет зарегистрированных патентов. Традиционно регистрация, учет и коммерциализация в большей степени направлены на объекты промышленной интеллектуальной собственности. По данным аналитического центра «Эксперт», в 2020 г. университеты получили на 16 % меньше патентов, однако возрастает коммерциализируемость данных патентов. Она возросла с 1,6 % в 2012 г. до 6 % в 2020 г. [2]. Оценка эффективности исследовательской деятельности по числу зарегистрированных результатов интеллектуальной деятельности (далее -РИД) не является в полной мере информативной, поскольку необходимо учитывать возможность коммерциализации и сумму лицензионного договора, однако общее число РИД говорит о степени спецификации прав на объекты интеллектуальной деятельности. Управление объектами интеллектуальной деятельности в организации требует от нее соблюдения заранее оговоренных условий использования данных объектов, поэтому для организаций, в ходе деятельности которых создается большое число РИД, таких как университеты, научные центры и др., важной задачей является создание эффективной модели управления интеллектуальной собственностью.

По степени диверсификации или специализации направлений образования в рамках одного вуза можно выделить модель классического университета. В основе модели лежит распространение знаний, полученных в ходе научно-исследовательской работы в образовательном процессе [3].

В условиях перехода к экономике знаний классические университеты также трансформировались и

стали центрами новых технологий и научных разработок, являясь катализаторами регионального социально-экономического развития. Неклассические модели университетов направлены на распространение массового образования и удовлетворение растущей потребности в высококвалифицированных кадрах.

При этом необходимо отметить, что наибольшее число патентов российских вузов сконцентрировано в научно-исследовательских университетах с технической или естественно-научной направленностью: Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана, Национальный исследовательский технологический университет «МИ-СиС», Томский национальный исследовательский государственный университет и др. [2]. В классических вузах интеллектуальная собственность также представлена патентами по физико-математическим и естественным направлениям. В десятку лидеров рейтинга инновационной активности среди классических вузов входит традиционно Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Санкт-Петербургский государственный университет [2]. Однако, в рамках гуманитарных направлений создается большое число объектов интеллектуальной собственности, особенно в части авторского права. Как правило, данные объекты используются непосредственно в научно-образовательном процессе классических вузов - это методики преподавания, учебные пособия, учебники, электронные образовательные ресурсы и др. Поскольку задача их перепродажи прямо не стоит, данные объекты не регистрируются и не капитализируются в качестве нематериальных активов на балансе. Тем не менее они обеспечивают необходимые условия для предоставления образовательных услуг. Динамика полученных охранных документов по объектам интеллектуальной собственности федеральных вузов представлена на рисунке 1.

Особенностью управления интеллектуальной собственностью в вузе является тот факт, что преподавательская и научно-исследовательская деятельность предполагает создание большого числа объектов интеллектуальной собственности, в т.ч. объектов авторского права в рамках служебных заданий. В условиях активной цифровизации права на данные объекты требуют спецификации и защиты. Интеллектуальная собственность, созданная

160

140

120

100

80

60

40

20

135

127

127

132

88

32

72

58

■ БФУ

■ ДВФУ

□ «КФУ им. В.И. Вернадского»

■ САФУ

□ СВФУ

□ ЮФУ

□ К(П)ФУ

■ СКФУ

2019

2020

2021

Рис. 1. Количество полученных охранных документов по объектам интеллектуальной собственности федеральных вузов [4-11]

БФУ - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, ДВФУ - Дальневосточный федеральный университет, КФУ им. В.И. Вернадского - Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, САФУ - Северный (Арктический) федеральный университет, СВФУ - Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, ЮФУ - Южный федеральный университет, К(П)ФУ - Казанский (Приволжский) федеральный университет, СКФУ - Северо-Кавказский федеральный университет.

в коммерческих организациях, выступает прибавочным продуктом, созданным сверх должностных обязанностей, часто не может быть рассмотрена как служебное задание. Тогда как в вузе присутствует значительный объем объектов интеллектуальной собственности, неразрывно связанных с непосредственными должностными обязанностями по публикационной активности и методическому обеспечению образовательного характера. В связи с чем усложняется возможность установления границ служебного задания. На практике бывает затруднительно идентифицировать, является ли объект интеллектуальной собственности созданным в рамках служебного задания или выходит за его пределы, что создает правовую неопределенность [12]. В вузах нормы управления интеллектуальной собственностью закрепляются в локальных актах, в которых может по-разному трактоваться понятие служебного результата интеллектуальной деятельности. Так, спорным является, считать ли научные статьи преподавателя по тематикам, которые прямо не соотносятся с научным направлением кафедры, на которой он работает, служебным произведением. Аналогичная ситуация возникает в отношении электронных образовательных ресурсов, разработанных преподавателем по дисциплинам, которые он преподавал, к примеру, несколько лет назад, или по дисциплине, которая не была заявлена в список дисциплин, требующих обеспечения электронными образовательными ресурсами.

Таким образом, управление интеллектуальной собственностью вуза требует уточнения подхода к определению служебного произведения, с одной стороны, и классификации объектов интеллектуаль-

ной собственности по степени связанности с научно-образовательным процессом - с другой. Последнее, в свою очередь, позволяет определить - входит ли создание конкретных объектов интеллектуальной собственности в непосредственные трудовые обязанности научно-педагогических работников.

Таким образом, логичным было бы заключать с такими работниками помимо трудового договора еще и договор авторского заказа, где были бы обозначены обязанности по созданию объектов интеллектуальной деятельности, поскольку подобные работники помимо непосредственной аудиторной нагрузки имеют нагрузку «второй половины дня», которая связана с научно-исследовательской и методической деятельностью, предполагает создание объектов интеллектуальной деятельности. При этом возникает возможность нормирования данной деятельности и управления интеллектуальной собственностью, неразрывно связанной с трудовыми обязанностями преподавателя для вуза. Нормирование и условия договора авторского заказа позволяют определить объекты интеллектуальной собственности, созданные сверх трудовых обязанностей и выходящие за рамки служебного задания. Данный подход позволяет также выстраивать системы мотивации, оценки трудовой деятельности, карьерной навигации научно-педагогических работников. При этом становится возможным корректировать баланс трудовой нагрузки и формировать индивидуальные траектории развития карьеры научно-педагогических работников: преподаватель-исследователь, преподаватель-лектор и преподаватель-методолог. Классический вуз объединяет в себе исследовательскую и образовательную направленность деятельности, что требует выстраивания управленческих и правовых процессов регулирования прав интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность обеспечивает конкурентное преимущество вуза, капитализацию на активах баланса, коммерциализацию РИД.

о

0

Литература:

1. Колесникова Ю.С. Влияние нематериальной собственности на развитие региональных социально-экономических систем: дис. ... докт. экон. наук. - Казань, 2019. - 436 с.

2. Рейтинг публикационной и изобретательской активности университетов России - 2021. - URL: https://acexpert.ru/publications/rating/reyting-publikacionnoy-i-izobretatelskoy-aktivnost-1 (дата обращения: 10.03.2022).

3. Классические университеты: современность и перспективы. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ univman/msg/145143.html (дата обращения: 10.03.2022).

4. Отчет о самообследовании Балтийского федерального университета имени Иммануила Канта (БФУ). - URL: https://www.kantiana.ru/sveden/ docs/otchet-osamoobsledovanii-bfu-im-i-kanta/ (дата обращения: 10.03.2022).

5. Отчет о самообследовании Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). - URL: https:// www.dvfu.ru/special/about/information-about-educationalorganization/documents.php?sphrase_ id=1413818 (дата обращения: 10.03.2022).

6. Отчет о самообследовании Казанского (Приволжского) федерального университета (К(П) ФУ). - URL: https://stat.kpfu.ru/sveden/document/ (дата обращения: 10.03.2022).

7. Отчет о самообследовании Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского (КФУ). - URL: https://cfuv.ru/sveden/document/ obshhie-dokumenty (дата обращения: 10.03.2022).

8. Отчет о самообследовании Северного (Арктического) федерального университета (САФУ). - URL: https://narfu.ru/sf/sveden/document/ index.php?sphrase_id=218345 (дата обращения: 10.03.2022).

9. Отчет о самообследовании Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Ам-мосова (СВФУ). - URL: https://www.svfu. ru/universitet/information/ (дата обращения: 10.03.2022).

10. Отчет о самообследовании Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ). - URL: доступа: http://www.ncfu.ru/export/university/ dokumenty/plany-otchetysamoobsledovanie-predpisaniya/ (дата обращения: 10.03.2022).

11. Отчет о самообследовании Южного федерального университета (ЮФУ). - URL: https://www.sfedu.ru/www/stat_pages22. show?p=GOV%2FN11521%2FB (дата обращения: 10.03.2022).

12. Барышев С.А. Служебное произведение как объект авторских прав // Ученые записки Казанского филиала «Российского государственного университета правосудия». - 2016. - Т. 12. - С. 109-114.

Intellectual Property Management of a Classical University

Kolesnikova J.S., Sitdikova R.I., Starostina E.S., Sitdikov R.B. Kazan (Volga Region) Federal University

The article considers the features of managing intellectual property created by scientific and pedagogical workers of a classical university, defines two main models of universities: classical and non-classical, and identifies characteristic objects of intellectual property for a classical university. The rating of innovative activity of Russian universities is analyzed. It is proved that the approaches used to determine the boundaries of a service work in a commercial organization are not fully applicable to the university and the directions for its resolution are proposed, which actually makes it possible to form a model of personnel management through intellectual property management. The classical university is now becoming the center of innovative technologies and scientific developments, which are a catalyst for regional socio-economic development, which requires the development of relevant models of intellectual property management that allow it to be commercialized and maximize competitive advantages.

Key words: intellectual property, copyright, service work, classical university, commercialization

i4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.