Научная статья на тему 'Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации'

Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / INNOVATIVE EDUCATIONAL SYSTEM / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОО / PEDAGOGICAL INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна

В статье обосновывается необходимость введения инноваций в системе образования, выделяются ее функции, рассматриваются инновационные технологии, использующиеся в ДОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пономарева Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of innovative processes in preschool educational organizations

The article substantiates the necessity of introduction of innovations in the education system, are its functions, discusses the innovative technology used in the preschool educational organizations.

Текст научной работы на тему «Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации»

главенствующих в предвидении, уточняя результат предвидения. Использование вспомогательных законов — необходимый этап, ибо среди них всегда найдется такой, границы достоверной экстраполяции которого в большей или меньшей степени установлены.

Подводя итог, отметим, что идея универсальной экстраполируемости исходного знания, отражающего конкретные состояния явлений и процессов, неоправданна. Каждое знание имеет соответствующий предел экстраполирования, а значит и соответствующий предел достоверного научного предвидения. Решение вопросов экстраполируемости каждого знания может быть осуществлено в рамках каждой конкретной науки при правильном понимании соотношения частных, общих и всеобщих законов объективной действительности. Наиболее общие законы развития, как знание, обладающее максимальной экстраполируемостью, должны составлять и составляют основу всех экстраполяционных операций в научном предвидении. Особую значимость при этом приобретает выявление общих законов, которые являются как бы связующим мостиком между законами развития и частными законами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений. Т. 36 / В.И. Ленин. - М. : Изд-во политической литературы, 1974. - 740 с.

2. Маркс, К. Сочинения. Т. 20 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М. : Государственное изд-во политической литературы, 1961. - 827 с.

УДК 373.2

Л.И. Пономарева, г. Шадринск

Управление инновационными процессами в дошкольной образовательной организации

В статье обосновывается необходимость введения инноваций в системе образования, выделяются ее функции, рассматриваются инновационные технологии, использующиеся в ДОО.

Инновации, инновационная образовательная система, педагогические инновационные технологии в

ДОО.

L. I. Ponomareva, Shadrinsk

Management of innovative processes in preschool educational

organizations

The article substantiates the necessity of introduction of innovations in the education system, are its functions, discusses the innovative technology used in the preschool educational organizations.

Keywords: Innovations, innovative educational system, pedagogical innovative technologies in preschool educational organizations.

Основным показателем качественных сдвигов, происходящих в современном образовании является инновационная направленность стратегии и тактики деятельности организации. Актуальность решения проблем инновационного развития в современных условиях определяется объективной необходимостью разработки и проведения активной инновационной политики, формирования эффективных механизмов ее реализации, включая управление образовательной организацией.

Функционирование инновационных образовательных систем невозможно без соответствующей инновационной среды, состоящей из элементов организации, сопутствующих инновационной деятельности и взаимоотношений между ними. Зачастую инновационная система выполняет следующие функции:

- Прогнозирование рынка и выбор приоритетных направлений исследований.

- Стратегическое планирование инновационной деятельности.

- Поиск, оценку и отбор инновационных идей и изобретений.

- Внедрение инновационных проектов.

- Мониторинг показателей уже внедрённых инновационных проектов и их корректировка.

Применительно к современной образовательной организации, как показывает опыт отечественных и зарубежных исследований, эта система развивается эффективнее, если в ней организована инновационная образовательная среда. Только в этом случае инновационная система может реагировать на вызовы современной действительности в условиях реформирования системы образования.

Общепринятой дефиницией понятия «инновация» является «нововведение». Инновации в образовании - это целенаправленные нововведения, целью которых является получение стабильных и более эффективных результатов.

Ошибочно полагать, что инновации в образовании - это только принципиально новые и масштабные изменения самой образовательной системы, такие, как введение ЕГЭ, электронные дневники, ФГОСы др. Модификации стандартных педагогических приемов и методов с целью повышения качества, также можно назвать инновациями.

Постоянные изобретения и поиск позволяют сказать, что образование всегда было инновационной областью, а появление информационных технологий в образовании открыло целый ряд различных инновационных направлений.

Целью педагогических инноваций в образовании является подготовка ребенка к жизни в постоянно меняющемся мире.

Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От того насколько эффективно осваиваются инновации в ДОО зависит качество воспитательно-образовательного процесса.

Различные инновации в ДОО в своей основе имеют личностно-ориентированный подход, при котором ребенку отводится доминирующая роль в процессе воспитания и обучения.

Рассмотрим наиболее распространенные из инноваций, характерные для дошкольных образовательных организаций.

Первой инновацией, следует выделить интеграционную деятельность, так называемые, развивающие занятия: музыкальные, игровые, творческие и др. Причем интеграция может быть проявлением разных аспектов воспитательно-образовательного процесса, например интеграция образовательных областей (по ФГОС ДО).

Следует отметить и коррекционные методики, направленные на снятие эмоционального напряжения, решение психологических проблем. Наиболее популярные из них - сказкотерапия, цветотерапия, арт-терапия и др.

К эффективным инновационным методам, «спустившимся» из школьной ступени образования, и уже получившим широкое распространение в ДОО, является проблемное обучение. Такой метод обучения помогает получить более стойкие результаты в усвоении полученной информации, способствует поддержанию желания дальнейшего обучения и развития, формирует интерес к самостоятельному получению новых знаний.

Невозможно использование самых передовых педагогических инноваций без особого внимания к здоровью детей. Поэтому одним из главных инновационных направлений в системе дошкольного образования, является здоровьесберегающий компонент. К здоровьесберегающим технологиям могут быть отнесены разные виды закаливания; водные процедуры, пальчиковая и дыхательная гимнастики, релаксация и др. Использование здоровьесберегающих технологий на прогулках, спортивных праздниках не только поддерживают здоровье, но и формируют представления о здоровом образе жизни.

Появление и распространение информационных технологий дало возможность проводить такие занятия, которые активизируют познавательный интерес, ассоциативное мышление, способствуя более прочному закреплению полученных представлений детьми дошкольного возраста. Такой эффект достигается при грамотном использовании презентаций, мультфильмов, отрывков из детских фильмов, мультимедийных развивающих программ.

Интересной, но пока, редко используемой в работе с детьми дошкольного возраста, является познавательная проектно-исследовательская деятельность. Ребенок вовлекается в экспериментальный процесс, становясь его участником, проходя все этапы и получая результат. Такая деятельность не только увлекает детей, демонстрирует значимость их труда, но и дает уверенность в себе.

Все описанные нами, и другие неосвещенные, но безусловно используемые в воспитательно-образовательном процессе ДОО инновационные образовательные технологии, следует рассматривать как комплекс из трех взаимосвязанных составляющих:

- Современное содержание, которое передается воспитанникам, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных воспитательно-образовательных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.

- Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии воспитанников и их вовлечении в образовательный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

- Современная инфраструктура обучения и воспитания, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие, позволяющие эффективно использовать преимущества различных форм обучения.

Управление использованием инновационных технологий в образовательном процессе ДОО в условиях введения ФГОС ДО само по себе является инновационным процессом и осуществляется заведующим или методистом ДОО, чья профессиональная компетентность характеризуется готовностью к решению следующих групп профессиональных задач:

• анализ информации о возможностях, потребностях и интересах педагогов, детей и родителей (законных представителей);

• помощь в реализации индивидуальных маршрутов профессионального развития педагогов и использования ими различных инновационных технологий;

• координация взаимодействия педагогов друг с другом по использованию инноваций в образовательном процессе ДОО в соответствии с требованиями стандарта;

• организация работы с ресурсами социальных партнеров на основе запросов педагогов и родителей (законных представителей).

Таким образом, инновации, касаемо образования, подразумевают обновление воспитательно-образовательного процесса ДОО и внедрение инновационных технологий, применение которых делает процесс более полным, интересным и насыщенным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бекетова, О.А. Инновация в образовании: понятие и сущность / О.А. Бекетова // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — СПб., 2014. - С. 1-2.

2. Пономарева, Л.И. Качество дошкольного образования как необходимое условие модернизации / Л.И. Пономарева, Р.М. Кадырова // Вестник Шадринского педагогического института. - 2016. - № 1 (29). - С. 145-148.

3. Пономарева, Л.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность / Л.И. Пономарева, З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2013. - №. 11.- С. 156-166.

4. Сластенин, В.А. Педагогика: инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М. : Магистр,1997. - 456 с.

5. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов / под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.