В. В. Бусов
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ
Аннотация: в статье дана краткая характеристика последовательной, параллельной и интегральной (матричной) организационных форм инновационного сопровождения инвестиционной деятельности компаний, показаны основные принципы формирования, структура, функции, этапы проектирования и внедрения централизованной, блочной программно-целевой системы управления.
Ключевые слова: инновации, инвестиции, сопровождение, структура, управление, программно-целевые методы, этапы проектирования.
Abstract: The article provides a brief description of the serial, parallel and integrated (matrix), the organizational forms of innovation support investment companies, shows the basic principles of the formation, structure, functions, stages of design and implementation of a centralized, modular target-oriented management system.
Keywords: Innovation, investment, support, structure, management, program- target method, the stages of design.
Анализ опыта инновационного сопровождения инвестиционной деятельности крупнейших транснациональных корпораций показывает, что наиболее распространенным способом его организации является централизация на верхнем уровне иерархии управления. В этом случае появляется возможность координации инновационного обеспечения всех исследований, нацеленного на повышение эффективности производственной деятельности в рамках всех инвестиционных проектов, реализуемых в соответствии со сценарием инвестиционной деятельности производственной предпринимательской структуры.
В настоящее время в связи с повышением горизонтальной интеграции между инвестиционными процессами компаний наблюдается усиление роли локальных научно-технических кластеров, в которых происходит смещение конкуренции от соперничества отдельных инвестиционных процессов в сторону формальных и неформальных межпроцессных инвестиционных союзов. В частности, американские компании используют три принципиально отличные организационные формы инновационного сопровождения инвестиционной деятельности: последовательную, параллельную и интегральную (матричную).
Самой распространенной разновидностью интегральной формы является матричная система инновационного обеспечения инвестиционной деятельности компании. Суть ее в том, что наряду с традиционными функциональными и производственными подразделениями организуются проектные целевые группы во главе с руководителем инвестиционного проекта, выполняющим координирующую функцию. Однако, зачастую, при использовании матричной структуры возникает конфликт соподчиненности, что может затягивать реализацию выбранного сценария инвестиционной деятельности компании. В этой связи компании должны искать новые формы инновационного обеспечения. Практика показывает, что наиболее целесообразной формой являются инновационные центры, учитывающие, с одной стороны специфику инвестиционных процессов компании, с другой - стратегические инвестиционные задачи, сформулированные высшим менеджментом.
© В .В. Бусов, 2012
Наиболее эффективным способом инновационного сопровождения инвестиционной деятельности компаний в России является включение создателей нововведений в корпоративные объединения или в виде юридически самостоятельных инновационных единиц, или в виде подразделений одной из компаний-участников корпорации. Процесс инвестиционного обеспечения нововведения является дискретным, постоянно возобновляющимся и ориентируется на нестабильный по характеристикам спроса рынок [1]. При реализации каждого из этих вариантов необходимо спроектировать структуру инновационного сопровождения инвестиционной деятельности компании таким образом, чтобы она была действенной. При формировании такой структуры необходимо исходить из следующих положений:
1. Исследования и разработки переходят в разряд непосредственных производственных функций, эффективное выполнение которых прямо влияет на конечный инвестиционный результат всей корпорации;
2. Основой всех мероприятий по инновационному сопровождению является инновационная стратегия корпорации;
3. Построение организационной структуры системы информационного сопровождения должно ориентироваться на оптимальное сочетание полномочий и ответственности тех подразделений, где непосредственно создаются нововведения. Это позволит реализовать стратегические задачи и включить специальные механизмы мотивации создателей интеллектуального продукта, повышающие эффективность инвестиционной деятельности предпринимательских структур;
4. Базисная предпосылка создания централизованной системы инновационного сопровождения инвестиционной деятельности состоит в необходимости обеспечения единства инвестиционного потенциала и стратегической гибкости, основанной на реализации принципа эффективного взаимодействия, заложенного в сценарии инновационной деятельности компании;
5. Система инновационного сопровождения инвестиционных проектов должна гарантировать эффективное функционирование двух взаимодополняющих сфер деятельности - стратегической по развитию будущего инвестиционного потенциала и оперативной по реализации существующего производственного потенциала предпринимательской структуры [2].
Создание системы инновационного сопровождения должно осуществляться по следующим этапам:
1. Разработка инновационной стратегии компании, на основе которой определяются основные точки концентрации инвестиционных ресурсов и капитала корпорации в рамках реализации выбранного сценария инвестиционной деятельности;
2. Разработка вариантов организационной стратегии системы инновационного сопровождения, учитывающей развитие системы управления инвестиционными проектами; координация и контроль над их портфелем в соответствии с принятым сценарием инвестиционной деятельности и календарными планами инвестиционного обеспечения;
3. Анализ факторов, влияющих на эффективность инвестиционных вариантов; выбор стратегии и типа организационной структуры, обеспечивающей постоянную поддержку активной инновационной стратегии, характеризующейся, прежде всего, упреждающей реакцией на запросы потребителей нововведений, а также беспрестанным поиском новых идей и перспективными разработками;
4. Выделение стратегических направлений инвестиционной деятельности, распределение зон ответственности в рамках реализации выбранного сценария инвестиционной деятельности, способствующего созданию инновационного управленческого климата, который предопределяет непрерывный поиск нового, культивирует «взгляд вовне», исключает попытки «проталкивания» амбициозных проектов, требующих неприемлемых собственных капиталовложений;
5. Структуризация инвестиционных и инновационных ресурсов корпорации, формирование технологических цепочек, установление их полномочий и уровня ответственности, предусматривающих максимальную децентрализацию управленческих полномочий при сохранении интеграционных связей в рамках инновационного сопровождения инвестиционной деятельности корпорации;
6. Определение необходимых функций поддержки основных структурных единиц, структурирование функциональных служб;
7. Распределение стратегической ответственности между менеджерами различного уровня по координации работ инновационного сопровождения инвестиционной деятельности корпорации;
8. Формирование учётной политики и создание центра учета затрат и анализа эффективности инвестиционной деятельности;
9. Разработка административных проектов по реализации организационной структуры, обеспечение их поддержки акционерами и персоналом корпорации;
10. Реализация структуры, анализ инвестиционных результатов и внесение коррективов в инновационное сопровождение инвестиционной деятельности корпорации.
К системе управления и организационной структуре системы инновационного сопровождения инвестиционной деятельности предъявляются требования, определяющие рыночный успех компании (способность адаптироваться к изменчивому рынку нововведений без разрывов в получении прибыли). Проектирование организационной структуры должно исходить из принципа максимально возможной децентрализации. Наивысшей степени инновационная и стратегическая реакции достигают, когда руководитель процесса создания конкретного нововведения наделяется достаточными инвестиционными ресурсами, необходимыми распорядительными полномочиями и адекватной ответственностью.
Исходя из указанных предпосылок, для подразделения, ориентированного на создание нововведения как элемента инвестиционной деятельности компании, предлагается вариант моноструктуры с единым инвестиционным и многоаспектным управленческим потенциалами, что позволяет управлять ею как интегрированным целым. Предлагаемая структура содержит производственные бизнес-единицы (технологические цепочки) в виде центров прибыли, обслуживающих соответствующее стратегическое направление инвестиционной деятельности компании.
Функции высшего руководства корпорации в такой структуре должны заключаться в:
- обеспечении адекватной реакции системы инновационного сопровождения на инвестиционные проблемы корпорации, формулировании целей и постановке задач;
- формировании стратегического набора структурных единиц, выступающих в качестве стратегических инвестиционных процессов, балансировании этим набором для достижения стратегической гибкости инвестиционной деятельности корпорации;
- распоряжении инвестиционными ресурсами компании, включая перераспределение их между стратегическими инвестиционными процессами;
- развитии функций и структур, обеспечивающих эффективность стратегических инвестиционных процессов и эффективную инвестиционную деятельность компании в целом;
- интеграции результатов стратегических инвестиционных процессов в корпоративных целях;
- контроле реализации существующего инновационного потенциала стратегических инвестиционных процессов в доходы корпорации от инвестиционной деятельности.
Руководство бизнес-единиц в предлагаемой структуре инновационного сопровождения инвестиционной деятельности компании должно выполнять следующие стратегические и оперативные функции:
- поиск новых и развитие существующих рынков для нововведений, входящих в стратегическую зону ответственности;
- разработка стратегических планов бизнес-единиц;
- непосредственное руководство процессом создания нововведений и обоснование их инвестиционного обеспечения;
- распоряжение материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами бизнес-единиц;
- полная ответственность за качество и сроки создания нововведения и соблюдение сценария инвестиционной деятельности компании;
- обеспечение планируемых компанией инвестиционных результатов бизнес-единиц.
Важной составляющей деятельности системы инновационного сопровождения является поиск новых технологических решений, находящихся за пределами областей интересов существующих технологических цепочек. Такая деятельность создает научно-технический задел компании, расширяет ее потенциальный рынок в соответствии с ресурсными возможностями и возросшим потенциалом инвестиционной деятельности. По известной терминологии эта деятельность должна быть отнесена к разряду «ориентированной на исследования» и выполнять функцию разработки конкретной стратегической задачи корпорации в рамках реализации выбранного сценария инвестиционной деятельности. Организационное выполнение функций исследования и экспериментальной разработки нововведения по новому направлению следует сосредоточить в матричных подструктурах управления проектом.
Конкретный исследовательский проект не является центром прибыли компании. Его задача - исследовать новое направление, предложить новые технологические решения в качестве основы для разработки конкретного нововведения, используя при этом выделенные материальные, трудовые и инвестиционные ресурсы. Результаты такой деятельности могут быть переданы руководством системы инновационного сопровождения в одну из действующих технологических цепочек для поиска конкретного рынка, создания и коммерциализации нововведения. Другим вариантом может быть организация новой технологической цепочки, в том числе и на базе матричной подструктуры проекта. Функцию управления матричными подструктурами целесообразно возложить на высшее руководство корпорации.
Вышеизложенное определяет целесообразность проектирования организационной структуры системы инновационного сопровождения инвестиционной деятельности компании в составе пяти блоков:
1. Управления инновационным сопровождением, осуществляющим стратегическое развитие компании и оперативный контроль над реализацией существующего инвестиционного и инновационного потенциала в доходы;
2. Стратегических направлений по созданию нововведений в качестве коммерческого товара, наделённых инвестиционными ресурсами, несущих стратегическую ответственность в пределах закреплённых за ними зон и являющихся центрами прибыли;
3. Производственных и коммерческих структурных единиц, не несущих стратегической ответственности, но являющихся центрами прибыли с закреплёнными за ними инвестиционными ресурсами;
4. Матричных подструктур инвестиционных проектов, ориентированных на исследования по созданию научно-технического задела и выполнению административных проектов (например, разработка АСУ, системы управления качеством и т.д.);
5. Подразделений, выполняющих функцию поддержки (обеспечения) технологических процессов, центров прибыли и проектных подструктур (финансы и бухгалтерский учёт, работа с персоналом, общекорпоративная система управления качеством, маркетинговая поддержка, содержание инженерной инфраструктуры).
Реализация новых управленческих и структурных решений должна осуществляться на основании расчетов эффективности внедрения в соответствии с существующим сценарием инвестиционной деятельности.
Подготовка производства, как правило, делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя подготовка может проводиться непосредственно в подразделениях, входящих в систему инновационного сопровождения, а внешняя - в проектных и научно- исследовательских организациях, конструкторских бюро, организационно входящие в состав системы, и сторонними организациями, отобранными, например, на конкурсной основе с проведением международного тендера. Создание новых конструкций в рамках инновационного обеспечения инвестиционной деятельности компании базируется на результатах анализа спроса на новую технику или подразделений, входящих в состав стратегических инвестиционных процессов, или внешних потребителей инноваций.
В ходе анализа формулируются требования потребителей к техническим параметрам изделия, его экономичности, себестоимости и срокам изготовления. Проектирование конструкции разрабатываемого в рамках одного из корпоративных инвестиционных проектов конкретного изделия состоит из этапов, осуществляемых системой инновационного сопровождения совместно с заказчиком (табл.).
Таблица
Выполняемые работы нормализации инновационного проекта в рамках инновационного сопровождения инвестиционной деятельности корпорации_
Этапы создания новой техники Работы, выполняемые КИЦ совместно с заказчиком
Проектирование конструкции разрабатываемого и рамках одного из корпоративных инвестиционных проектов конкретного изделия: — выполнение необходимых расчётов; — экспериментальные расчёты; — проектирование, конструирование; — изготовление опытных образцов; — корректировка конструкторской документации по результатам сдачи приёмочной комиссии опытного образца (партии), установочной серии, головной (контрольной) серии.
Разработка технологии производства: — создание документации на технологические процессы; — проектирование и изготовление специального технологического оборудования и оснастки.
Постановка новой техники на производство: — поставка; — монтаж; — наладка средств технического оснащения производства; — приемочные испытания серийной и массовой продукции.
Работы на каждой стадии подготовки инновационного продукта к промышленной эксплуатации: — научно-исследовательские (теоретические и экспериментальные); — расчетные, проектные, экономические.
Перечисленные работы могут выполняться как на отдельной стадии, так и повторяться на нескольких стадиях, отличаясь содержанием. Так, инвестиционные
расчеты необходимы на всех стадиях, они выполняются с различной степенью детализации и уточняются. Таким образом, основной областью внедрения форм инновационного сопровождения инвестиционной деятельности корпорации являются технологические цепочки корпорации, централизованное управление которыми осуществляется топ-менеджерами в рамках ее инвестиционной деятельности и ранее выбранного сценария.
Литература
1. Леонтьев Б.Б. Современная теория идей. Методологические основы инновационной экономики. - М.: ИНИЦ «Патент», 2010;
2. Бовин А. А., Чередниченкова Л.Е., Якимович В. А. Управление инновациями в организации. - М.: Омега, 2006.
К.К. Руппель
ОСНОВНЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
THE BASIC INDICATORS AND PROBLEMS OF FUNCTIONING
OF AIR TRANSPORT
Аннотация: в статье рассматриваются основные тенденции функционирования воздушного транспорта Российской Федерации на современном этапе. Анализируются особенности работы гражданской авиации на внутренних и международных воздушных линиях. Рассматриваются основные недостатки действующей системы поддержания лётной годности отечественных гражданских воздушных судов и взаимосвязь дальнейшего развития гражданской авиации с возможностями российского авиапрома.
Ключевые слова: воздушный транспорт, внутренние воздушные линии, международные воздушные перевозки, пассажирский парк воздушных судов, авиакомпании, пассажирооборот, грузооборот.
Abstract: in article the basic tendencies of functioning of air transport of the Russian Federation at the present stage are considered. Features of work of civil aircraft on internal and international air-lines are analyzed. The basic lacks of operating system of maintenance of the flight validity of domestic civil aircrafts and interrelation of the further development of civil aircraft with possibilities of the Russian aviation industry are considered.
Keywords: air transport, internal air-lines, the international airline traffic, passenger park of aircrafts, airlines, a passenger turnover, a turnover of goods.
Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения. Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает современным потребностям и перспективам развития Российской Федерации. Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные
© К.К. Руппель, 2012