economy/20120713/698515800.html, free. - Caps. from the screen.
7. Official site of the international organization "World Trade Organization" [electronic resource] [Site] / / Access mode http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10, free. - Caps. from the screen.
8. Official site of the party "United Russia" [electronic resource] [Site] / / Access mode http://er.ru/news/2012/11/23/ pankov-zayavlyaet-ob-uvelichenii-gospodderzhki-selskogo-hozyajstva, free. - Caps. from the screen.
9. Official website of the Faculty of distance learning technologies Orenburg State University [electronic resource] [Site] / / Access mode http://cde.osu.ru/demoversion/course173/t1_1.html, free. - Caps. from the screen.
10. PichurinIIPrinciples of Marketing. Theory and practice: a textbook. Moscow: UNITY-DANA, 2012. 383.
11. Portal Orel - public information center [electronic resource] [Site] / / Access mode http://orel-region.ru/index.php? head=6&part=73&unit=8&op=8&in=2, free. - Caps. from the screen.
УДК 33G.34Z.146
UDC 33G.34Z.146
Е.В. ПЕТРУХИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: petrukhinelena@yandex.ru
E.V. PETRUKHINA
candidate of Economy, associate professor of merchandizing, service and trade infrastructure,
Orel State University E-mail: petrukhinelena@yandex.ru.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОМ ЭКОНОМИКИ
MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF INFORMATION ECONOMICY
Современный этап функционирования экономической системы характеризуется как переходный к информационному типу общества, где основным источником развития являются инновации, информация, интеллектуальный фактор, использование которых в качестве ведущего ресурса обеспечивает формирование качественно нового типа общества. В статье анализируется влияние интеллектуально-информационной экономики знаний на управление инновационным развитием территорий.
Ключевые слова: инновационное развитие, информационное общество, экономика знаний, управление инновациями.
The modern stage of economic system is characterized as the transition to the information society type, where the main source of development are innovations, information, intellectual factor, the use of which as a leading resource provides the formation of a qualitatively new type of society. The article analyses the impact of intellectual-information economy of knowledge on the management of the innovative development of the territories.
Keywords: innovative development, information society, economy of knowledge, management of innovation.
Анализируя тенденции мирового развития в начале XXI века, следует отметить, что Россия в рамках новой мирохозяйственной системы характеризуется как страна, в которой функционирование национального хозяйства направлено на создание, применение и распространение новых технологий и инноваций, однако современное состояние российского общества характеризуется недостаточно эффективной, хотя и интенсивной, динамикой глубинных экономических, социальных и политических изменений.
Формирование информационного общества возможно при условии интенсивного развития системы образования, предполагающем становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе такой парадигмы должно лежать изменение фундаментальных представлений об ин-
дивиде и его развитии через образование. Ведь современный человек должен не только обладать определенным объемом знаний, но и должен уметь учиться: выявлять источники для решения многообразных, в том числе экономических, проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Подавляющее большинство исследователей описывают современное общество и соответствующую экономику стран с точки зрения информационной парадигмы развития. При этом не существует четких границ между стадиями формирования и развития социально-экономических систем в рамках информационного общества, как и не существует границ межу индустриальной и постиндустриальной (информационной) эпохой. Нет единства и в концепции, формирующей новую парадигму развития человече-
© Е.В. Петрухина © E.V. Petrukhina
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - БСОШМ1С 8С1БМБ8
ства, так, в качестве параллельно функционирующих и дополняющих друг друга выделяют: концепцию постиндустриального общества, основоположником которой принято считать американского ученого Д. Белла [1]; концепцию информационного общества, впервые введенную М. Поратом и в дальнейшем развернутую М. Кастельсом [2]; концепцию экономики знаний, пионером которой является Ф. Махлуп [4]; концепцию глобального сетевого общества сформированную Б. Гейтсом [3].
Каждому виду общества присуща собственная структура производительных сил, соответствующая доминирующей сфере производства, при этом каждый новый этап развития общества добавляет к уже существующей структуре ряд составляющих, которые являются основополагающими этого периода развития. К примеру, в аграрном обществе структуру технологического способа производства можно представить следующим образом: физические способности человека, ручные орудия труда, природный фактор. В индустриальном обществе в существующую структуру добавляются машины и электроэнергия. И наконец, в информационном обществе продолжают данную цепочку такие компоненты как знания человека, информационные технологии, информация.
Таким образом, определяющие факторы развития общества трансформируются по мере эволюции человечества: происходит процесс накопления знаний и навыков с переходом на каждый качественно новый этап. Данные трансформации общества не равномерны во времени, если индустриальное общество сменило аграрное через 8-10 тыс. лет, то информационная эра настала уже через 200-300 лет. Это связано с тем, что существование любого общества связано с тремя типами обмена - энергетическим, материальным и информационным. Одновременное наличие всех трех типов присуще всем типам общества: и аграрному, и индустриальному, и постиндустриальному. Однако значимость отдельных типов совершенно различна для каждого из социумов.
Отличительной особенностью постиндустриального общества является то, что в нем определяющая роль принадлежит информационному обмену. Транспортировка информации в отличие от транспортировки вещей и энергии благодаря современным средствам телекоммуникации фактически не требует затрат времени и непосредственного человеческого присутствия. Точнее, эти затраты ничтожно малы. Именно интенсивность информационного обмена обусловливает высокую динамичность развития экономики в условиях постиндустриального общества. Информационный обмен в постиндустриальном обществе является не только самоцелью, а мощным инструментом получения материальных благ и энергии. История его совершенствования совпадает с историей создания и развития знаковых систем - символов, а также техники создания знаков.
Информационный обмен в своем развитии про-
шел четыре неравные по времени фазы: устную, письменную, книжную и компьютерную. Каждая фаза сыграла определенную позитивную роль в процессе развития общества и, соответственно, экономики. Устная фаза обусловлена появлением и совершенствованием речи. Речь интенсифицировала и повысила результативность общения, привела к развитию коллективного труда.
Письменная фаза информационного обмена способствовала ускорению развития общества благодаря решению проблемы хранения информации, созданию возможности обеспечения связи между прошлым и будущим, а также тому, что появилась альтернатива непосредственному контакту с носителем информации.
Книжная фаза обязана своим появлением изобретению печатного станка в середине XV века и без преувеличения означала революцию в общественном развитии. Возможность многократного тиражирования информации привела к тому, что в процесс информационного обмена оказались втянуты практически все слои населения. Доступность знаний одновременно ускорила и их новое производство, таким образом, темпы социально-экономического развития резко возросли.
Современная, компьютерная фаза информационного обмена, возникшая в последней трети XX века, еще более интенсифицировала прогресс человечества, перевела его на качественно новый уровень. Возможность мгновенной обратной связи, появление глобальных сетей и баз данных способствуют быстрому принятию решений наиболее оптимальным образом.
Наибольший интерес вызывает теория, подчеркивающая особую роль знаний и обозначающая нынешний социум как «экономику знаний». Термин «экономика знаний» был веден в научный оборот ав-строамериканским ученым Ф. Махлупом [4] в 1962 году. Сейчас этот термин, наряду с термином «экономика, базирующаяся на знаниях», используется для определения типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а производство знаний является источником роста. Махлуп выдвинул идею о том, что самой значимой отраслью современной экономики является образование, многосторонность которого проявляется в его связи с производством, наукой, рынком труда, информацией, ее хранением и распространением.
В настоящее время инвестиции в знания растут быстрее, чем инвестиции в основные фонды [7]. Из всего объема знаний, измеренных в физических единицах, которым располагает человечество, 90% получено за последние 30 лет. Это наиболее явные признаки перехода от экономики, базирующейся на использовании природных ресурсов, к экономике, основанной на знаниях. Экономика знаний характеризуется превращением процесса создания и распространения новых знаний в основу создания экономических ценностей. Более того существу-
ет мнение, что экономика знаний является более всеобъемлющим понятием, чем информационная экономика, так как отражает не только процессы, происходящие в отдельных отраслях (так называемых «hi tech»), но экономике в целом. Параллельно с разработкой параметров экономики знаний появилась концепция «общества знания», показывающая, что знания не только способствуют экономическому росту, но и стимулируют структурные изменения в обществе, в образе жизни людей. Можно сказать, что данные две трактовки взаимодополняют друг друга, так как с одной стороны знания имеют информационную природу, а, с другой стороны, любая информация формируется на основании существующих знаний и навыков, что подтверждают фазы развития информационного обмена. В дальнейшем речь будет идти о знании как о ключевом факторе развития как общества в целом, так отдельно взятого индивида.
Данное положение подтверждает и тот факт, что в отдельных странах приняты специальные программы, направленные на формирование экономики знаний. Так, в Австралии еще в 2000 году подготовлен специальный правительственный доклад «Открывая будущее», дающий правительственным органам и бизнес-организациям рекомендации по финансированию инновационных направлений деятельности [9].
В Китае экономика знаний официально признана государственной стратегией. Ее приверженцы, которых с каждым днем становится все больше, с присущим этой стране энтузиазмом заучивают новую «цитату»: «Основа экономики знаний - образование. В современном мире движущая сила экономики -конкуренция - все больше сводится к конкуренции знаний» [9].
В ряде стран сегодня регулярно проводятся общенациональные саммиты по проблемам экономики знаний. По доле высокотехнологичных секторов в валовом внутреннем продукте (ВВП) список наиболее передовых стран мира выглядит так: Республика Корея, Швеция, Швейцария, Германия, Япония, США. По объему производства высокотехнологичной продукции страны ЕС заметно опережают США. Россия же по этому показателю занимает пока 12-е место в мире [9].
«Экономику знаний» характеризует в первую очередь постоянный рост доли НИОКР в общих расходах государства и частных фирм (к сожалению, в настоящий момент Россия этим похвастаться не может), а также стабильным ростом капитализации высоконаучных фирм. Экономика знаний не существует сама по себе. Она образует фундамент информационного общества и функционирует в его рамках как важнейшая составная часть. Информационные технологии определяют функциональность и степень развития информационного производства, которое является основой информационной экономики. Экономике, основанной на знаниях, соответствует иная, по сравнению с традиционной, и экономическая и социальная структуры, складывается такая
ситуация, что базовым фактором производства начинает выступать информация (знание).
Вопросы определения сущности информации и знания являются дискуссионными. В научной литературе часто встречается смешение данных понятий, замена одного другим. Так информацию чаще всего трактуют как данные, которые организованы и переданы определенным образом. Знание определяют как продукт использования информации и как инструмент для ее интерпретации.
С позиций Ф. Махлупа категории «знание» и «информация» не являются тождественными. «Производство новых знаний не закончено до тех пор, пока они не переданы другому и не являются более достоянием одного человека... Информировать - значит передавать знания, знание может являться результатом информации. Информация. производится с целью вложить знания в ум другого. Любая информация в обычном понимании этого слова есть знание, хотя не всякое знание можно назвать информацией». [4]
Различие информации и знания проявляется в том, что возможность потребления информации не ограничивается количеством участников, географической принадлежностью, областью деятельности. Более того, потребителей информации можно разделить на тех, для кого она является бесполезной, для кого она образует поток данных для принятия решения в будущем, и тех, для кого данная информация станет знанием. Знание можно расценивать как воспринятую и осмысленную информацию. Следовательно, знание - это продукт интеллектуальной деятельности человека, связанной с обработкой и применением имеющейся информации. Данного подхода придерживается П. Друкер «. знание - это способность применять информацию в конкретной сфере деятельности» [5].
Процессом трансформации информации в знание является образование или образовательный процесс, который может подразделяться на самообразование либо осуществляться посредством оказания образовательной услуги. Данная взаимосвязь позволяет выделить основные противоречия между информацией и знанием, проявляющиеся в асимметричности и неопределенности информации, а также в том, что не каждый экономический субъект способен воспроизводить знания в силу недостатка интеллектуального капитала, что приводит к невозможности обеспечивать высокие темпы экономического роста в новой экономике.
Передача знаний в общем случае связана с процессом обучения индивида как с помощью материализованных знаний в данном случае может идти речь о самообразовании, так и с использованием навыков преподавателей. Наиболее оптимальным является использование обоих форм передачи знания. Передача знания в роли экономического ресурса подразумевает его продажу, если на него существует потребительский спрос. Данный процесс иденти-
08.00.00 - ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ 08.00.00 - ECONOMIC SCIENCES
чен инновационному в случае приобретения патента, лицензии, и речь идет о передаче материально формализованного знания. Если передача подразумевает процесс обучения (персонала, наладка оборудования и т.д.), передача осуществляется посредством обмена навыками, именно обмена, так как данный процесс не может быть односторонним. В случае безвозмездной передачи знания, как правило, происходит процесс идентичный самообразованию, то есть связанный с самостоятельным поиском и изучением информации по интересующему вопросу.
Использование знания как экономического ресурса подразумевает координацию других неключевых факторов производства для создания товаров или оказания услуг, пользующихся спросом на рынке. Знание используется как посредством человеческого ресурса, так и посредством наукоемких технологий. В данном контексте действительно можно говорить о неисчерпаемости данного ресурса, но это не означает отсутствие переменных издержек при его использовании, данные издержки безусловно существуют (заработная плата, продление лицензий) однако они не связаны с приобретением новых знаний. В условиях экономики знаний индивид выступает не просто в качестве конечного потребителя знаний и навыков, но и в роли его генератора, это означает, что в процессе использования знаний формируются новые, которые могут выступать в роли самостоятельных ресурсов (объектом маркетинга наряду с товарами и услугами выступают идеи, более того - данное направление стремительно развивается). Данные тенденции возможны в связи с творческим характером труда, не свойственным предыдущему индустриальному обществу
Экономика знаний диктует очень динамичные условия функционирования, в которых долгосрочный период может применяться только для отраслей индустриальной и аграрной экономики, несмотря ни на что составляющих базисные основы информационного бума. Инновации являются основной формой превращения знаний в благосостояние и представляют собой ключевую характеристику экономики, основанной на знании. Как показывают исследования экономистов, инновации сегодня - основной источник экономического роста и важнейший фактор конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик. Подсчеты экспертов ОЭСР показывают, что экономический рост развитых стран в последние два десятилетия более чем наполовину обусловлен инновациями [9]. Новая экономика требует новых подходов, в связи с чем можно утверждать что движущей силой является не просто информация и знания как таковые, а инновационные знания.
Каждая новая ступень развития общества означает появление у человека каких-либо новых свойств, качеств, функций, ранее ему не присущих. Если рассматривать лишь хозяйственную деятельность человека, то речь должна идти именно о функциях человека в экономике. Последовательный переход от
аграрного к индустриальному и от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождался радикальным изменением функциональной роли человека в его экономической деятельности.
Тамбовцев В.Л. отмечал, что «при производстве информации важнейшее средство производства - интеллект - неотделим от субъекта - автора создаваемой информации. Неотделима от субъекта и мысль как состояние его мозга» [8]. Можно сказать, что человек является собственником информационного или интеллектуального капитала. Здесь этот капитал, в отличие от капитала овеществленного, как средство производства неотделим от непосредственного производителя - человека. Интеллектуальный капитал становится важным фактором инноваций и экономического развития, хотя и не отражается в балансе предприятия и не поддается учету традиционными методами.
В настоящее время центральным творческим элементом экономической системы является человек с присущими ему особыми производительными личностными характеристиками и выраженным экономическим интересом. Данная совокупность факторов называется человеческий капитал. Теория человеческого капитала изучает процесс качественного совершенствования людских ресурсов, образуя один из центральных разделов современного анализа предложения труда.
Человеческий капитал представляет собой накопленный запас здоровья, знаний, способностей, опыта, культуры, целесообразно используемые для производственной деятельности по созданию продукции и услуг, увеличивая доходы человека, предприятия, общества. Основными составляющими человеческого капитала его последователи называют капитал здоровья; трудовой капитал; интеллектуальный, культурно-нравственный и организационно-предпринимательский капитал.
Эффективность современной экономики все в большей степени определяется интеллектуально-творческим потенциалом и информационными ресурсами, чем традиционными факторами развития. В связи с этим фактом концепции человеческого капитала все больше внимания привлекают со стороны институтов власти, которые рассматривают человеческий капитал как один из ключевых факторов развития современного общества. Это определяет их интерес к тому, как оценить человеческий капитал и каким образом воздействовать на повышение его качества. [6]
Таким образом, исходя из того, что основным институтом, обеспечивающим формирование базы для инновационного развития, является система образования, целесообразно определить ее как один из важнейших факторов, детерминирующих уровень развития страны. Мировое сообщество осознает, что без адекватной системы образования невозможно обеспечить реальное устойчивое развитие общества на эндогенной основе.
Социальное партнерство выступает как особый тип общественно-экономических отношений, обеспечивающих баланс реализации важнейших социально-экономических интересов основных групп общества, формируется как закономерный результат развития рыночной экономики, как следствие коренных изменений, произошедших в обществе в целом и в социально-экономическом и политическом положении его социальных групп.
На современном этапе хозяйствования решение
задач управления инновационным развитием территорий во многом зависит от скоординированности и заинтересованности в совместной работе органов государственной власти различных уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций и непосредственно самих образовательных учреждений. В условиях модернизации системы образования социальное партнерство может стать средством обновления качества образования, повышения его социальной, экономической эффективности.
Библиографический список
1. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. Д. Белл; пер. с англ. Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999. 788 с.
2. Кастельс М. Информационная экономика: эпоха, общество, культура. Под. ред. О.И. Шкаратана. М.:ГУ ВШЭ, 2000. 455 с.
3. Гейтс, Б. Бизнес со скоростью мысли. [Текст] / Б. Гейтс.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. 480 с.
4. Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. М.: Прогресс, 1966. 462 с.
5. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: АСТ, 2004. 256 с.
6. Петрухина, Е.В. Формирование интеллектуального потенциала общества как основы инновационного развития. // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. № 5. С. 146-159.
7. Сибирская, Е.В., Строева, О.А., Петрухина, Е.В. Разработка инфраструктуры для поддержки предприятий малого бизнеса . Ученые записки ОГУ. 2012. № 6. С. 38-45.
8. Тамбовцев В.Л. Пятый рынок: экономические проблемы производства информации. М.: Издательство МГУ 1993. С. 67.
9. http://science.convergencelab.ru.
References
1. Future post-industrial society: experience of social forecasting / D. Bell; translated from English. Under the editorship of VL.Inozemtsev. - M: Academia, 1999. - 788 p.
2. КаstelsM. Information economy: era, society, culture / Edit. by O.I.Shkaratan. - M.: GU VShE, 2000. - 455 p.
3. Gates B. Business with the speed of thought.- M: EKSMO-Press, 2001. - 480 pages.
4. Makhlup F. Production and dissemination of knowledge in the USA. - M: Progress, 1966. - 462 p.
5. Druker P. The effective management. Economic tasks and optimum solutions.- M: AST, 2004. - 256 p.
6. Petrukhina E.V. Forming the intellectual potential of the society as a base for innovative development //Theoretical and applied questions of economy and services sector. - 2012 . - No. 5. - Pp. 146-159.
7. Sibirskaya E.V., Stroeva O. A., Petrukhina E.V. The development of the infrastructure for supporting small business enterprises // Scientific notes of regional public institution. - 2012 . - No. 6. - Pp. 38-45.
8. Tambovtsev V.L. The fifth market: economic problems of information production.- M: Moscow State University publishing house, 1993. - P. 67.
9. http://science.convergencelab.ru.