Библиографический список
1. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: учебное пособие. П.С.Завьялов. М.: ИНФРА-М, 2002. 496 с.
2. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебное пособие. Н.А Нагапетьянц. М.: Вузовский учебник, 2007. 272 с.
3. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение России - 2011 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-2-5-5.htm
References
1. Marketing in schemes, drawings, tables: manual / P.S. Zavyalov. - M: INFRA-M, 2002. - 496 p.
2. Marketing in branches and fields of activity: manual / N. A. Nagapetyants. - M: High school textbook, 2007. - 272 p
3. Federal State Statistics Service. Economic and social situation of Russia - 2011. [Electronic resource]. - Access mode: http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_01/IssWWW.exe/Stg/d01/2-2-5-5.htm
УДК 332.132; ЗЗ6.774
UDC 332.132; ЗЗ6.774
К. С. МЕРЗЛИКИНА
аспирант факультета экономики и управления кафедры менеджмента и маркетинга Орловского государственного университета Е-mail: kfofs@mail.ru
X.S. MERZLIKINA
postgraduate student, Faculty of Economics and Management, Department of Management and Marketing, Orel State University Е-mail: kfofs@mail.ru
РОЛЬ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОМ МАРКЕТИНГОВОМ СРЕДЫ КРЕДИТОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК И ЛИЦ, ВЕДУЩИХ ЛПХ
THE INSTITUTIONAL FACTORS OF THE REGIONAL MARKETING DEVELOPMENT IN FARMERS' CREDITING
В статье рассматривается особенность агрокредитования в разрезе маркетинговых институциональных факторов. Основной идеей является анализ взаимоотношений двух экономических институтов -предприятий АПК, а также лиц, ведущих ЛПХ, и банков. Меняющаяся экономическая среда показывает необходимость изучения формальных и неформальных факторов и правил поведения в подобного рода взаимоотношениях. Кроме того, данные вопросы рассматриваются с позиции конкретного регионального ведения маркетинга агрокредитования.
Ключевые слова: институциональные факторы, предприятия АПК, лица ведущие ЛПХ, банковское кредитование, агрокредит, маркетинг.
The article considers the peculiarity of agrocredit in the context of institutional marketing factors. The main idea is the interaction between two institutes - farmers and banks. Formal and informal factors in such interaction are important too, because of variable economic environment. These issues are also considered from the perspective of the specific regional agro marketing management.
Keywords: institutional factors, farmers, bank lending, argocredit, marketing, region.
Россия - страна с большим потенциалом. Огромные просторы дают возможности для ведения сельского хозяйства и выхода на мировые рынки, что последнее время и происходит. На данный момент основу экспорта сельскохозяйственной продукции занимает сырье1, производимое как крупными предприятиями АПК, так и отдельными лицами, ведущими ЛПХ, хотя последние занимают большую долю на внутреннем рынке.
Значимых событий за ушедший 2012 год было
1 Официальный сайт информационно агентства «РИА Новости» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://ria.ru/ есопоту/20120713/698515800.Йт1
© К.С. Мерзликина © X.S. Merzlikina
сразу два - 130-й юбилей агрокредитования в России и вступление России в ВТО. В связи с последним событием, к которому подготовка шла активно на протяжении нескольких лет2, естественными были опасения, касающиеся нескольких отраслей, одной из которых является отрасль сельского хозяйства, ведь наряду с другими, именно она первой может пострадать от притока импортной продукции. Первыми шагами в поддержании слабоустойчивых к меняющейся экономической среде отраслей является госу-
2 Официальный сайт международной организации «Всемирная торговая организация» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://www. wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10
дарственная поддержка в виде субсидий сельскому хозяйству. К примеру, в 2013 году планируется выделить около 173 млрд. руб.3 Данный способ является не единственной финансовой поддержкой отрасли, в гонку с государством вступают и коммерческие банки, активно кредитующие предприятия АПК и лиц, ведущих ЛПХ. Крупнейшим банком является «Россельхозбанк», филиалы которого имеются практически во всех городах России. Данный банк активно поддерживает как крупных, так и мелких производителей сельскохозяйственной продукции.
Важным фактором, способствующим занятию и удержанию на лидирующих позициях банку «Россельхозбанк», является маркетинговая составляющая. Реакция на конъюнктуру рынка крупными компаниями и организациями всегда является замедленной в сравнении с малыми предприятиями, и часто виной этому не столько реакция управляющей группы, сколько донесение ее до региональных филиалов. Кроме того, немаловажной составляющей в сфере банковского кредитования является поддержание на высоком уровне взаимоотношений с ее клиентами, ведь банк в первую очередь оказывает населению услуги, то есть обслуживает потребителей, удовлетворяя их потребности и получает взамен прибыль в виде вознаграждения.
Маркетинговая институциональная среда, формирующаяся вокруг организации, помогает не только налаживать связь с клиентской базой, но и вовремя реагировать на изменения, происходящие в ней.
Изменения маркетинговой институциональной среды и их влияние на деятельность фирм, запросы покупателей, рыночные отношения стали одним из ключевых вопросов в работе предпринимателей. Особенно это актуально для банковских услуг, когда только на одной улице может насчитываться несколько разных банков, и клиент, потратив около часа, может подробно ознакомиться с программами кредитования каждого банка. Объектом исследования являются тенденции маркетинговой институциональной среды, развитие и изменение ее факторов. Таким образом, маркетинговую институциональную среду можно разделить на 2 части: внешняя институциональная среда маркетинга и внутренняя институциональная среда маркетинга.
Внешнюю среду организации, как правило, разделяют на макросреду и микросреду4. Макросреда касается всей ситуации в бизнес-среде города (страны, региона), ее характерные особенности влияют на деятельность всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и специфики продукции, предлагаемой на рынке. Внешняя маркетинговая институциональная среда отличается значительной подвижностью и, как правило, непод-
3 Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] // Режим доступа http://er.ru/news/2012/11/23/ pankov-zayavlyaet-ob-uvelichenii-gospodderzhki-selskogo-hozyajstva/
4 Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Маркетинг: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и
К», 2012. С. 61 (440)
властна активному воздействию со стороны отдельной фирмы. К таким глобальным факторам среды как раз можно отнести вступление России в ВТО, ведь деятельность отдельно взятого банка, а тем более его предпочтения или пожелания, не могли никак повлиять на наступление такого события.
Микросреда характеризует параметры и ситуацию деятельности на отдельно взятом рынке, представляющем для организации особый интерес. То есть если банк, такой как «Россельхозбанк», специализируется именно на кредитовании сельхозпроизводителей, то основная сфера его интересов будет находиться именно в отрасли сельского хозяйства, а реформы образования, например, сферу его интересов не затрагивают. Таким образом, даже данные о засеве озимой пшеницы будут предоставлять больший интерес для банка, чем изменение условий поступления абитуриентов в вузы.
К микросреде относятся силы, действующие в сфере, непосредственно примыкающей к ней, которые могут влиять на ее способность обслуживать клиентов:
- сама организация;
- маркетинговые посредники;
- конкуренты;
- покупатели;
- поставщики;
- широкая общественность.
Если разбираться более конкретно в региональной микросреде агрокредитования, то основных конкурентов можно увидеть лишь в крупных банках, так как кредитование сельскохозяйственных предприятий имеет свои характерные черты и риски, на ко -торые согласны далеко не все банки. Поставщиками услуг являются непосредственно сам банк или кредитор, а покупателями или заемщиками - физические и юридические лица.
Основными элементами внутренней маркетинговой институциональной среды организации являются:
- кадровый потенциал организации;
- организационно-управленческие возможности организации;
- проектно-конструкторский потенциал организации;
- производственные возможности организации;
- сбытовой потенциал организации;
- материальные и финансовые возможности организации.
Любые факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние, и в этом случае уже важно понимать, можно ли самой маркетинговой службе в частности и компании в целом их контролировать. По этому принципу факторы можно разделить на контролируемые и неконтролируемые. Для службы маркетинга все остальные подразделения компании и уж тем более руководство не являются контролируемыми (непосредственно), но для всей компании неконтролируемыми являются только
внешние факторы.
Помимо устоявшихся классических факторов большое влияние на развитие и функционирование банковского кредитования АПК влияет наличие институтов и институциональных связей во всей экономической среде. Институты образуют институциональную структуру общества и экономики. Они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия и влияют на функционирование социально-экономических систем [3, с. 98]. Получается, что с одной стороны, побудительным мотивом может являться необходимость в кредите, в силу расширения производства или перекрытия «финансовой дыры», а с другой стороны, - получение прибыли, за счет процентов, выплаченных за пользование выданными денежными средствами. Таким образом, два разных института - фермерство и банк, встречаются на почве взаимного удовлетворения потребностей каждого из них. Институты по своей сути - это «правила игры» в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют отношения между людьми.
В составе институтов выделяют три составляющие5:
- формальные правила (конституции, законы, административные акты, официально закрепленные нормы права);
- неформальные ограничения (традиции, обычаи, договоры, соглашения, добровольно взятые на себя нормы поведения, неписаные кодексы чести, достоинства, профессионального самосознания и пр.);
- механизмы принуждения, обеспечивающие соблюдение правил (суды, полиция и т.д.).
Соответственно при кредитовании АПК формальными правилами и будут являться нормативно-правовые акты, определяемые на федеральном уровне, а также заключенный кредитный договор, условия которого не могут противоречить федеральному законодательству [2, с 5-6].
Неформальные ограничения могут проявляться как со стороны банковских институтов, так и со стороны фермерского сообщества. Если у первых чаще всего ими являются более обоснованная банковская политика и кодекс поведения с потребителями, за нарушения которых могут последовать финансово-экономические наказания сотрудников, их преступивших, то со стороны вторых это могут быть даже абсурдные суеверия, такие как здание банка, построенного на месте бывшего кладбища, и более распространенная негативная репутация какого-либо конкретного банка в конкретном регионе.
Соблюдение правил обеих сторон, возникающей институциональной структуры на уровне взаимодействия со стороны двух институтов обеспечивается за счет еще одного крупного института, а именно органов судебной и исполнительной власти.
Для большего понимания взаимодействия фор-
5 Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Т. 1. 1993. Вып. 2. С. 79
мальных и неформальных институтов в первую очередь стоит разобраться в основных маркетинговых инструментах. Их переложение на банковскую сферу в дальнейшем поможет осознать возможности манипулирования спросом на продукт через продвижение товаров, за счет ряда маркетинговых приемов, однако для этого необходимо знать, в каких случаях и к каким инструментам можно применять формальные и неформальные нормы поведения банковских институтов.
Служба маркетинга решает свои задачи за счет управления четырьмя основными процессами: планированием продукта (товара или услуги), ценообразованием, продвижением и распределением (сбытом). Продукт, его цена, способы продвижения и каналы распределения являются полностью контролируемыми факторами маркетинговой институциональной среды. Эти четыре элемента принято называть элементами комплекса маркетинга и обозначать как «четыре P» (Джером Маккарти), по первым буквам соответствующих английских слов product, price, promotion и place6.
Основные маркетинговые инструменты - product, price, promotion и place имеют свои специфические особенности как в сфере оказания банковских услуг, так и в более узкой спецификации данных услуг, а именно в кредитовании сельского хозяйства.
Продуктом банковского кредитования является в узком смысле сумма денег, выдаваемая банком на условиях срочности, платности, возвратности, диф-ференцированности, обеспеченности и целевого характера. В более широком смысле продуктом банковского кредитования может являться и сам процесс получения кредита заемщиком, а именно комплексные финансовые и юридические взаимоотношения между банком и его клиентом.
Уже на этапе рассмотрения кредита как продукта банковской деятельности можно вывести особенности именно агрокредита. Во-первых, агро-кредитование само подразумевает условие диффе-ренцированности кредита, которое так же можно рассматривать с двух позиций: первая позиция представляет саму дифференциацию кредита внутри банка, то есть существование агрокредитования как отдельного продукта банка, наряду с личным, имущественным кредитованием и прочими. Вторая позиция подразумевает разные направления агрокре-дитования и деление их, к примеру, по целевому рынку на кредиты малому бизнесу на селе, услуги для крупных клиентов или же кредитование лиц, занимающихся ЛПХ. И если принципы срочности, платности, возвратности и целевого характера являются общими как для агрокредита, так и для прочих кредитных продуктов банка, то обеспеченность кредита является исключительным понятием. Сложности его определения состоят в том, что если кредит выдается не под залог покупаемой техники, по аналогии с
6 Пичурин И. И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 265 (383)
автокредитом, и не под землю, а под залог будущего урожая (данный залог весьма распространен в сфере агрокредитования), то по факту у банка нет материального, осязаемого залога, а есть лишь право требования на нечто, чего в будущем может и не оказаться. Данный фактор является очень важным, так как показывает степень риска в данной сфере кредитования.
Применительно к продукту как маркетинговому инструменту невозможно применить какие-либо неформальные правила его выдачи, так как для его получения потребитель обязан иметь официальный набор документов. Единственно возможным вариантом применения неформального правила может стать возможность выдачи кредита для клиента с не очень хорошей кредитной историей, так как часто принятие решения о выдаче или невыдаче такому лицу кредита остается на совести сотрудников отделения банка, если не прописаны строгие условия для подобной группы клиентов.
Ценой в сфере банковского кредитования является процентная ставка за пользование денежными средствами, выданными заемщику банком на определенный срок. Несмотря на одинаковость понятия цены, в общем для банковского кредитования и в частности для агрокредитования, последнее имеет небольшой специфический аспект. Если сдерживающим ценовым барьером по прочим видам кредитования является, по сути, лишь наличие конкурентов в данном сегменте рынка, то процентная ставка по агрокредитованию зависит во многом от государственных программ и в целом направления деятельности страны по агропромышленному сектору. «Россельхзбанк» является практически неформальным монополистом на рынке оказания услуг по кредитованию сельского хозяйства, но, тем не менее, ставки в данном сегменте являются не самыми высокими. Частично это обусловлено «оберегающей» политикой России по отношению к сектору сельского хозяйства, особенно сейчас, когда рынок стал открыт для импортных компаний как в виде прямых поставок сельскохозяйственной продукции, так и в виде проникновения зарубежных банков.
Процентная ставка является основой существования института банковского кредитования, так как является одним из источников получения прибыли банка. Данный инструмент маркетинга, так же как и продукт, тоже не может быть изменен под воздействием каких-либо неформальных отношений между конкретным сотрудником и клиентом, так как это будет нарушением официального банковского документа. За пренебрежение им может последовать финансово-экономические депремирование или более жесткая мера в виде увольнения работника.
Таким образом, особенности кредитования сельского хозяйства могут быть наглядно продемонстрированы на рисунке ниже.
Распределение кредитного продукта происходит внутри заинтересованных лиц, а именно предприятий АПК и лиц, ведущих ЛПХ. Локально же
распределение по географическому положению обусловлено распространением и концентрацией сельскохозяйственных угодий, и в силу специфики ведения хозяйства основу составляет центральный регион России, где почвенно-климатические условия наиболее благоприятны для животноводства и растениеводства.
Немаловажную роль в локальном распределении отделений банка имеют неформальные отношен-ческие институты, возникающие между банками и органами местного самоуправления или непосредственно между конкурирующими банками. Для привлечения клиентов расположение, наряду с репутацией, является важнейшим фактором. Наиболее проходимые места и улицы чаще всего распределяются между крупными банками или банками, имеющими неформальные связи с административными органами города.
Деление целевой аудитории также является весьма интересным аспектом для рассмотрения его с точки зрения неформальных отношений. Часто банки априори разделены на банки, ориентированные на более богатую или более бедную аудиторию. Иногда деление существует среди кредитуемых секторов экономики. Так, к примеру, банк «Россельхозбанк» направлен на аудиторию, непосредственно относящуюся к сфере сельского хозяйства.
Продвижение товара к конечному потребителю в банковском секторе является весьма банальным и схожим по структуре с маркетинговыми стратегиями и тактиками прочих сфер предоставления услуг. Несмотря на то, что определений термина «банковский маркетинг» существует более 30 7, его конечной целью является привлечение клиентов и деятельность не только по их удержанию, но и по расширению клиентской базы.
Продвижение агрокредитования является уже более узким направлением банковского маркетинга и имеет особенность в виде непосредственной ком -муникации с потенциальными клиентами. Так как сфера деятельности всех фермеров находится за пределами не только крупных городов, но и областных населенных пунктов, здесь наиболее важным является коммуникационная политика коммерческого банка, которая представляет собой систему взаимодействия банка с потенциальными потребителями, направленную на побуждение к приобретению банковских услуг8.
Отличительной чертой банка «Россельхозбанк» является наличие многолетней успешной истории существования, прочной репутации, известность в России и за ее пределами, однако нет предела совершенству. К примеру, в Орловской области наиболее развито растениеводство, почти 80% земель-
7 Официальный сайт Факультета дистанционных образовательных технологий Оренбургского Государственного Университета [Электронный ресурс] // Режим доступа http://cde.osu.ru/demoversion/ course173A1_1.html
8 Николаева Т. П. Банковский маркетинг: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. С. 173
ных сельскохозяйственных угодий занимают пашни. Эти данные указывают на то, что наиболее востребованными программами для кредитования будут наиболее рискованные, а именно программы, где залогом является будущий урожай. Исходя из этого возникает необходимость увеличения клиентов категории надежности А. Сделать это можно за счет поощрительных программ. Однако возникает вопрос о донесении сведений о таких программах до конечного потребителя. Учитывая небольшую площадь области и достаточно развитую сеть филиалов в районных центрах, наиболее успешными должны стать заметная наглядная реклама на главных улицах города, а так же буклетирование офисных поме-
щений банков. Последнее может возыметь эффект и за счет так называемого «сарафанного радио», так как доля физических лиц, ведущих ЛПХ и являющихся непосредственным звеном такого метода передачи данных, весьма велика в области. Тем более, что чем меньше населенный пункт, тем ближе между собой знакомы его жители, и здесь широкое распространение получают неформальные правила выбора кредитуемого банка или определенного банковского продукта. В абсолютном выражении сельскохозяйственное производство в области выглядит следующим образом - 110,4 тысяч граждан, 239 сельскохозяйственных организаций и 1341 крестьянское (фермерское) хозяйство.
Особенности сельского хозяйства, влияющие на организацию его кредитования
отраслевые внутриотраслевые
сезонность
длительность кругооборота оборотных средств
непрерывность процесса производства
способность к самовоспроизводству
зависимость от природно-климатических условий, естественных условий производства
высокии уровень рисков
использование земли в качестве основного средства производства
сильная зависимость от промышленных предприятий 1 и 3 сфер АПК
государственное регулирование АПК
крупные
средние
1
X
X
I
растениеводство
дифференциация сельхозпредприятий по размеру
дифференциация сельхозпредприятий по организационно-правовой форме
сельскохозяйственные организации в форме кооперативов, ОАО, ЗАО, унитарных предприятий и др., индивидуальные хозяйства, фермерские хозяйства
дифференциация сельхозпредприятий по специализации
животноводство
зернопроизводство, молочное и
картофелеводство, мясное
овощеводство, скотоводство,
плодоводство, свиноводство,
льноводство и др. птицеводство и
др.
Рис. 1. Специфические особенности сельского хозяйства, влияющие на организацию его кредитования.
Рис. 2. Процентное соотношение сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и лиц, ведущих ЛПХ, в общей доле аграрного сектора экономики Орловской области по данным на 2012 год9.
Как видно из рисунка 2, доля сельскохозяйственных организаций весьма велика. При работе с такими клиентами стоит учитывать, что большую часть из них составляют лица, имеющие постоянный доступ к современным средствам коммуникации и постоянно ими пользующиеся. Сейчас популярными стали рассылки с предложениями и новостями по электронной почте, которая указывается в анкетах при заполнении заявлений на получение кредитов.
9 Портал Орловской области - публичный информацион-
ный центр [Электронный ресурс] // Режим доступа http://orel-region. ru/index.php?head=6&part=73&unit=8&op=8&in=2
Не стоит отказываться и от sms-оповещений, набирающих популярность среди крупных и мелких предприятий торговли и оказания услуг. Данный вид маркетинга имеет преимущество перед телефонными опросами и оповещениями, так как не отнимает времени у клиентов и сотрудников банка. Кроме того, sms-оповещение позволяет сократить количество кадров в банке, занятых в маркетинговых отделах, и тем самым сократить издержки на оплату их труда.
Таким образом можно сделать вывод, что востребованное в условиях вступления России в ВТО банковское кредитование сельскохозяйственных производителей имеет ряд особенностей в виде залоговой базы и высокого уровня риска. Кроме того, новые рыночные условия побуждают активизировать и новые маркетинговые проекты, особенно актуальные в областях и регионах с повышенной концентрацией сельскохозяйственных угодий. Также важной составляющей является наличие формальных и в особенности неформальных норм поведения, косвенно влияющих на маркетинговую программу банков при работе с целевой аудиторией. Правильная и продуманная маркетинговая политика позволяет банкам оставаться конкурентоспособными и извлекать дополнительную прибыль.
Библиографический список
1. Жуков Б.М., Романов А.А., Басенко В.П. Маркетинг: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 440 с.
2. Зайцев А.Г. Влияние государства на процесс формализации институтов маркетинга. Ученые записки 2010; №2: С. 5-9.
3. Зайцев А.Г. Институциональная природа маркетинга и его влияние на устойчивость экономического роста страны. Servis plus 2011; 4. С. 96-101.
4. Николаева Т.П. Банковский маркетинг: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. 223 с.
5. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Т. 1. 1993. Вып. 2. 1322 с.
6. Официальный сайт информационно агентства «РИА Новости» [Электронный ресурс] [Сайт] // Режим доступа http://ria.ru/economy/20120713/698515800.html, свободный. - Загл. с экрана.
7. Официальный сайт международной организации «Всемирная торговая организация» [Электронный ресурс] [Сайт] // Режим доступа http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10, свободный. - Загл. с экрана.
8. Официальный сайт партии «Единая Россия» [Электронный ресурс] [Сайт] // Режим доступа http://er.ru/ news/2012/11/23/pankov-zayavlyaet-ob-uvelichenii-gospodderzhki-selskogo-hozyajstva, свободный. - Загл. с экрана.
9. Официальный сайт Факультета дистанционных образовательных технологий Оренбургского государственного университета [Электронный ресурс] [Сайт] // Режим доступа http://cde.osu.ru/demoversion/course173/t1_1.html, свободный. - Загл. с экрана.
10. Пичурин И.И. Основы маркетинга. Теория и практика: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 383 с.
11. Портал Орловской области - публичный информационный центр [Электронный ресурс] [Сайт] // Режим доступа http://orel-region.ru/index.php?head=6&part=73&unit=8&op=8&in=2, свободный. - Загл. с экрана.
References
1. Zhukov B.M., Romanov A.A., VP. Basenko. Marketing: the manual. Moscow: Publishing and Trading Corporation "Dashkov and K", 2012. 440p.
2. Zaitsev A.G. The influence of the state in the process of formalization of the Institute of Marketing. Proceedings of 2010, 2: 5-9.
3. Zaitsev A.G. The institutional nature of marketing and its impact on the sustainability of the economic growth. Servis plus 2011, 4, 96-101/
4. Nikolaev T.P. Bank marketing: instructional complex. M.: Ed. Center EAOI, 2009. 223 p.
5. NortD. Institutions and Economic Growth: A Historical Introduction / / THESIS. V. 1. 1993. Edition 2. 1322 p.
6. Official site of the Information Agency "RIA Novosti" [electronic resource] [Site] / / Access mode http://ria.ru/
economy/20120713/698515800.html, free. - Caps. from the screen.
7. Official site of the international organization "World Trade Organization" [electronic resource] [Site] / / Access mode http://www.wto.ru/russia.asp?f=etaps&t=10, free. - Caps. from the screen.
8. Official site of the party "United Russia" [electronic resource] [Site] / / Access mode http://er.ru/news/2012/11/23/ pankov-zayavlyaet-ob-uvelichenii-gospodderzhki-selskogo-hozyajstva, free. - Caps. from the screen.
9. Official website of the Faculty of distance learning technologies Orenburg State University [electronic resource] [Site] / / Access mode http://cde.osu.ru/demoversion/course173/t1_1.html, free. - Caps. from the screen.
10. PichurinIIPrinciples of Marketing. Theory and practice: a textbook. Moscow: UNITY-DANA, 2012. 383.
11. Portal Orel - public information center [electronic resource] [Site] / / Access mode http://orel-region.ru/index.php? head=6&part=73&unit=8&op=8&in=2, free. - Caps. from the screen.
УДК 330.34Z.146
UDC 330.34Z.146
Е.В. ПЕТРУХИНА
кандидат экономических наук, доцент кафедры товароведения, сервиса и торговой инфраструктуры Орловского государственного университета E-mail: petrukhinelena@yandex.ru
E.V. PETRUKHINA
candidate of Economy, associate professor of merchandizing, service and trade infrastructure,
Orel State University E-mail: petrukhinelena@yandex.ru.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
MANAGEMENT OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE CONDITIONS OF INFORMATION ECONOMICY
Современный этап функционирования экономической системы характеризуется как переходный к информационному типу общества, где основным источником развития являются инновации, информация, интеллектуальный фактор, использование которых в качестве ведущего ресурса обеспечивает формирование качественно нового типа общества. В статье анализируется влияние интеллектуально-информационной экономики знаний на управление инновационным развитием территорий.
Ключевые слова: инновационное развитие, информационное общество, экономика знаний, управление инновациями.
The modern stage of economic system is characterized as the transition to the information society type, where the main source of development are innovations, information, intellectual factor, the use of which as a leading resource provides the formation of a qualitatively new type of society. The article analyses the impact of intellectual-information economy of knowledge on the management of the innovative development of the territories.
Keywords: innovative development, information society, economy of knowledge, management of innovation.
Анализируя тенденции мирового развития в начале XXI века, следует отметить, что Россия в рамках новой мирохозяйственной системы характеризуется как страна, в которой функционирование национального хозяйства направлено на создание, применение и распространение новых технологий и инноваций, однако современное состояние российского общества характеризуется недостаточно эффективной, хотя и интенсивной, динамикой глубинных экономических, социальных и политических изменений.
Формирование информационного общества возможно при условии интенсивного развития системы образования, предполагающем становление новой образовательной парадигмы, идущей на смену классической. В основе такой парадигмы должно лежать изменение фундаментальных представлений об ин-
дивиде и его развитии через образование. Ведь современный человек должен не только обладать определенным объемом знаний, но и должен уметь учиться: выявлять источники для решения многообразных, в том числе экономических, проблем, постоянно приобретать дополнительные знания.
Подавляющее большинство исследователей описывают современное общество и соответствующую экономику стран с точки зрения информационной парадигмы развития. При этом не существует четких границ между стадиями формирования и развития социально-экономических систем в рамках информационного общества, как и не существует границ межу индустриальной и постиндустриальной (информационной) эпохой. Нет единства и в концепции, формирующей новую парадигму развития человече-
© Е.В. Петрухина © E.V. Petrukhina