ти экологии, обеспечение рабочими местами, улучшение жилищных условий специалистов и улучшение условий в регионе присутствия [12].
Эти факты, безусловно, выявляют наметившуюся положительную тенденцию в развитии и распространении в России практики корпоративной социальной ответственности в сфере АПК. Возможно, с развитием социальных инициатив они уже перестанут быть неприятным и неизбежным довеском к заключаемому договору о сотрудничестве. Зарубежный опыт показывает, что со временем социальная ответственность корпораций в сфере аПк может стать одним из основных инструментов конкурентной борьбы, как за договора, так и за потребителей. Опыт иностранных агрохолдингов показывает, что уровень развития инициатив КСО может стать одним из основных факторов принятия потребительских решений. Таким образом, несмотря на очевидные различия в применении практики корпоративной социальной ответственности в России и за рубежом, правильное и своевременное внедрение опробованных международной практикой принципов корпоративной социальной ответственности способно упрочить положение российских агропродо-вольственных компаний по сравнению с западными конкурентами и является необходимой составляющей конкурентной борьбы на международной арене.
Источники
1. Altman, B. W. and D. Vidaver-Cohen, 2000, 'Corporate Citizenship in the New Millennium: Foundation for an Architecture of Excellence' Business and Society Review 105(1), 145-169.
2. Барбашин И.В., Федотовская Т.А., Титов С.Н. Аналитический вестник // Совет Федерации РФ. М., № 26 (278). 2005.
3. Kurucz, E., Colbert, B. & Wheeler, R. 2008. The Business Case for Corporate Social Responsibility. In: Crane, A.,
McWilliams, A., Matten, D., Moon, J. & Siegel, D. S. (eds.) The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. Oxford: Oxford University Press, p. 90.
4. Ougaard, M. 2006. 'Instituting the Power to Do Good?' In May, C. (ed.) Global Corporate Power. Colorado: Lynne Ri-enner
5. Blowfield, M. & Frynas, J. G. 2005. 'Setting new agendas: critical perspectives on Corporate Social Responsibility in the developing world'. International Affairs, 81 (3), pp. 499-513.
6. Levy, D. & Kaplan, R. 2007. 'Corporate Social Responsibility and Theories of Global Governance: Strategic Contestation in Global Issue Arenas'. In: Crane, A., McWilliams, A. & Matten, D. (eds.). The Oxford Handbook of Corporate Social Responsibility. Oxford: Oxford University Press, pp. 432-451.
7. Cutler, A. C. 2006. 'Transnational Business Civilization, and the Privatization of Global Governance'. In: C. May, ed. Global Corporate Power. Colorado: Lynne Rienner Publishers, pp. 199-225.
8. По материалам информационно-аналитического портала CSRJournal «Социальная ответственность в корпоративной управлении: эффективная капитализация» от 09.10.2008 http://www.csrjournal.com/lib/networkoverview/ 1474-socialnaja-otvetstvennost-vkorporativnom.html
9. Heyder, M. and Theuvsen, L. Corporate Social Responsibility in Agribusiness: Empirical Findings from Germany. The 113th EAAE Seminar "A resilient European food industry and food chain in a challenging world", Chania, Crete, Greece, September 6, 2009 http://ageconsearch. umn.edu/bitstream/ 58152/2/Heyder.pdf
10. Establishing CSR drivers in agribusiness. Final report for Foreign Investment Advisory Service, International Finance Corporation and World Bank. August 2005. Материал доступен по ссылке http://www.eldis.org/vfile/upload/1y document/ 0708/DQC19592.pdf
11. Скрынник, И., "Главный актив", газета Ведомости от 04.04.2011, № 58 (2824) http://www.vedomosti.ru/ newspaper/ article/257792/glavnyj aktiv#ixzz1JmtDI6qo
12. Крестьянские Ведомости, газета агробизнеса. Лента новостей от 05.02.2010 http://www.agronews.ru/ newsshow.php?NId=57131
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ АПК: ОПЫТ США И КАНАДЫ М.Е. Кадомцева, асп. Института аграрных проблем РАН
Одним из основных условий успешного социально-экономического развития многих стран мира является эффективная инновационная агропродо-вольственная политика. Анализ современного зарубежного опыта способен сыграть немалую роль при решении ряда экономических задач в агропродо-вольственном комплексе России. Значительный интерес представляет опыт таких крупнейших сельскохозяйственных держав мира как США и Канада.
Особого внимания заслуживает опыт Канады, занимающей третье место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, поскольку в этой стране сложились многочисленные эффективные формы и методы государственной поддержки аграрного сектора. В качестве ключевых инструментов управления инновациями используются государственные целевые программы.
«Сельскохозяйственная инновационная программа» (Agri-Innovation Program) направлена на продвижение существующей и развитие новой инновационной продукции с добавленной стоимостью.
Основным элементом международной стратегии Канады является «Канадская международная сельскохозяйственная и пищевая программа» (The Canadian Agriculture and Food International Program). Она разработана в целях поддержки сельского хозяйства и пищевой промышленности. К тому же, развитие долгосрочных международных стратегий
может гарантировать промышленности хорошие позиции на рынках, и ответить на увеличивающийся спрос и конкурентоспособность Канады как мирового лидера в поставке безопасных, высококачественных сельскохозяйственных продуктов.
«Сельскохозяйственная программа инновационных биопродуктов» (The Agricultural Bioproducts Innovation Program) позволяет развить исследования, внедрить новые технологии, такие как биотопливо, биохимия и т.д. Программа направлена на мобилизацию частных и общественных исследовательских секторов для построения интегрированной исследовательской системы сельскохозяйственной биопродукции.
«Программа сельскохозяйственных возможностей» (Agri-Opportunities Program) и «Программа развития взаимодействий» (Broker Program) направлены на ускорение внедрения научных разработок на рынки Канады. Реализуя эти программы, государство решает проблему поддержки взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью.
В Канаде, как и большинстве развитых стран мира программно-целевой подход используется на протяжении многих лет, так как это эффективный способ решения крупных и сложных экономических проблем.
В настоящее время основным содержанием аграрной политики не только Канады, но и большинства зарубежных экономически развитых стран явля-
ется государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений инновационной деятельности, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса в аг-ропродовольственном комплексе. Такие льготы даются чаще в виде скидок с расходов предприятий АПК на эти цели. Выделяют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. В США и Канаде 100% расходов на исследования вычитается из налогооблагаемых доходов предприятий. Приростная скидка определяется исходя их достигнутого предприятием увеличения затрат на исследования по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. В Канаде и США она составляет 20%, причем в различных провинциях Канады существуют свои льготные ставки налогообложения для малых сельхозпредприятий. В целом, общая сумма налоговых льгот примерно равняется затратам предприятий на инновационные исследования.
За рубежом государства стимулируют научные исследования в области агропродовольствен-ного комплекса правительственными гарантиями путем предоставления долгосрочных кредитов для перспективных направлений исследований. В США в официальных правительственных документах капиталовложения в научно-техническую сферу даже именуется «инвестициями в будущее», а инновационная деятельность в АПК рассматривается как один из наиболее эффективных способов осуществления стратегических национальных целей.
Большой интерес представляет опыт США, как страны, в которой существует исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка аграрных инноваций со стороны государства. Государственное регулирование инновационной деятельности осуществляют такие органы как: Американский научный фонд, Американский научный совет, Национальное бюро стандартов, Национальный центр промышленных исследований, Национальная академия наук и др. Они осуществляют мониторинг и прогнозирование инновационных экономических, в том числе и аграрных процессов в стране и за рубежом. Источники финансирования: около 50% - частные фирмы и организации, 46% -федеральное правительство, остальное - университеты, колледжи, неправительственные организации. В Канаде инновационная политика в сфере АПК финансируется государством, провинциальным правительством и частным бизнесом.
В США государство способствует формированию рынка инноваций, и само выступает его агентом. Самые затратные аграрные исследования государство финансирует полностью из-за их сложности, высоких издержек, риска, и сильной международной конкуренции. Как и в Канаде, в этой стране все большее внимание уделяется государственной экспертизе инновационных проектов, поскольку отдельным предприятиям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе.
Существует также практика бесплатной выдачи лицензий на сельскохозяйственные изобретения, запатентованные в ходе бюджетных исследований и являющиеся собственностью федерального правительства. В США, как и во многих экономиче-
ски развитых странах мира действуют программы защиты внутреннего рынка, в том числе включающие меры патентной защиты. Действующее патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия - интеллектуальную собственность, которая предполагает монополию автора на научно-техническое решение. Такое положение, в конечном счете, положительно сказывается на инновационной активности в стране и агро-продовольственном комплексе. Высокий уровень реализации инновационных проектов является важной особенностью для американской государственной инновационной политики.
Тенденции развития мировой экономики убедительно показывают, что у России не может быть иного пути развития, чем формирование экономики, основанной на знаниях, т.е. экономики инновационного типа. В тоже время отечественный агропродо-вольственный комплекс все еще продолжает оставаться достаточно закрытой сферой для инноваций. В связи с этим необходимо сочетать отечественную инновационную деятельность с передовым зарубежным опытом, который является весьма полезным для познания процессов, происходящих в агро-продовольственном комплексе нашей страны. Он позволяет определить наиболее эффективные формы и методы государственного регулирования АПК, способствует поиску необходимых направлений формирования российской концепции агропро-довольственной политики, дает возможность широко использовать эффективно проявившие себя схемы и способы развития и поддержки инноваций, и на основе этого включить Россию в международную систему инновационной деятельности.
Проанализировав опыт государственного регулирования инновационного развития агропродоволь-ственного комплекса США и Канады важно отметить, что программно-целевой подход весьма эффективен в решении ряда таких экономических проблем в АПК как поддержка взаимодействия между аграрным сектором и промышленностью, развитие и внедрение новых аграрных технологий и т.д. В России для реализации инновационной агропродовольственной политики также используется система федеральных целевых программ. Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и принятая на его основе «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» предусматривают комплекс мер по внедрению инновационных подходов к управлению АПК (йр://ммм.тсх.ги).
Активное участие государства и реализация государственных целевых инновационных программ позволит шире и эффективнее использовать отечественные и мировые достижения, привлекать инвестиции, в том числе иностранные, увеличивать производство и повысить качество продовольствия и сырья в соответствии с растущими потребностями общества, укреплять продовольственную безопасность страны.
Несмотря на принятие в годы реформ десятков правовых актов Правительства и Президента Российской Федерации, нескольких сотен нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, так или иначе относящихся к сфере инновационной деятельности, отсутствие целевой системы комплексного федерального нормативного правового регулирования этой деятельности является одним из важных сдерживающих факторов ее развития. В целях активизации инновационной деятельности,
государству необходимо сосредоточить усилия на создании новых организационных структур и разветвленной законодательной и нормативно-правовой базы, которая обеспечивала бы широкие возможности осуществлять и поддерживать инновации.
Источники
1. Иванов В.А. Методологические основы инновационного развития агропродовольственного комплекса // Эко-
3.
номические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - № 2 (2). - 2008. - С. 50-59. Папцов А.Г. Государственное регулирование экономики за рубежом: аграрный аспект. - М.: МиД. - 2006.
- 349 с.
Попов А.Ю. Канадский опыт государственного управления АПК // Инновационное обеспечение АП. - № 2.
- 2007. - С. 59-61.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИИ: ОПЫТ РАЗВИТЫХ СТРАН И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ
Е.А. Облицова, асп. Инст
В последние годы в глобализирующейся системе мирового хозяйства обозначилась такая проблема как - неравномерное перераспределение сельскохозяйственной продукции. Как известно, при развитых технологиях сельскохозяйственного производства и относительно невысоком уровне потребления продуктов питания в развитых странах возникает явление перепроизводства в аграрном секторе. Поэтому в развитых странах были разработаны и действуют государственные аграрные политики и стратегии развития сельских территорий, с целью защиты и поддержки местных сельхозтоваропроизводителей [3, 19].
Потребление продовольствия имеет свои физические пределы, ограничивающиеся в основном численностью населения, национальными особенностями потребления продуктов и др. При достижении вышеназванных пределов дальнейшее увеличение затрат на производство продовольствия возможно за счет роста добавленной стоимости (повышается качество продуктов, производится более глубокая их переработка). При этом доля затрат на продукцию сельского хозяйства в общей сумме затрат потребителей нестабильна (она варьирует в зависимости от сезона, рекламной политики при продвижении новых продуктов на рынок, социального положения потребителя, внешнеэкономических факторов и т. д.) [3, 11, 19].
После достижения определенной границы потребления продовольствия дальнейшее увеличение спроса на продукты питания возможно только за счет прироста населения, который в развитых странах имеет небольшие значения. Снижение спроса на продукцию сельского хозяйства вступает в противоречие с увеличением производительности труда (в развитых странах) в этой сфере экономической деятельности человека. [3, 11, 19].
В мире существует практика защиты сельскохозяйственного производства путем государственного регулирования данного рынка, что приводит к значительной степени его изолированности от других сегментов рынка. Появляется проблема излишков сельскохозяйственной продукции, которую решают путем либо длительного хранения продукции, требующего значительных затрат, либо субсидированием их экспорта на мировой рынок [12, 15].
Например, странами Европейского Союза (ЕС) в этой связи была принята Единая аграрная политика, предусматривающая систему гарантированных цен, регулирование сельскохозяйственного рынка и таможенный протекционизм в торговле с другими странами. Принципиальный контроль при этом отводится механизму ценообразования на продукцию сельского хозяйства. На основную ее часть установлено три цены: единая контрольная
управления, г. Архангельск
(высший уровень), рыночная (определяемая спросом и предложением) и единая закупочная (стоимость «вмешательства») (низший уровень). Если предложение значительно превосходит спрос и рыночные цены снижаются до уровня цен «вмешательства», Европейский фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства (ФЕОГА ЕС) через национальные госучреждения начинает скупать эту продукцию, а в случае превышения рыночных цен над контрольными сбывает накопившиеся излишки продукции. Этот механизм ценообразования в ЕС разработан по каждому виду сельхозпродукции для каждого региона. Существование пороговой цены защищает рынок от импорта, цена интервенции («вмешательства») гарантирует минимальный доход производителям. Таким образом, страны ЕС защищают своих сельхозпроизводителей от резких колебаний на мировом рынке. Это позволило в течение 10-15 лет странам ЕС пройти путь от импортеров сельхозпродукции до положения близкого к самообеспечению и вторых по величине мировых экспортеров сельхозпродукции [1, 8, 20].
В Европейском союзе действуют наднациональные и национальные системы субсидирования. Во многих странах ЕС производство продуктов питания дотируется (Франция, Германия, Великобритания и др.). Финансовая поддержка в расчете на 1 га сельскохозяйственных угодий в странах ЕС составляет примерно 500 долл., в США - около 100 долл., в России - всего 2 долл. [1, 8, 20 ].
США считается страной с самыми благоприятными в мире природными условиями для сельскохозяйственного производства. Там так же широко практикуется прямая целевая финансовая помощь фермерам, система поддержания цен, стимулирования экспорта и развития сельской инфраструктуры. Государством предоставляются субсидии из федерального бюджета в случае понижения рыночных цен на сельхозпродукцию ниже гарантированного уровня. Специальная правительственная организация по гарантированным ценам принимает в залог у производителей продукцию, в случае, если цены рынка превысят залоговые, производитель выкупает свой товар и продает его на рынке. Если цены ниже залоговых ставок - товар остается в собственности правительственной организации. Таким образом, США, являясь крупнейшим экспортером агропродукции, поддерживает собственных производителей, сохраняет такой интервал цен, в результате которого и собственный производитель остается в выигрыше, и контролируется уровень мировых цен. При этом правительство США не регулирует и не субсидирует цены на сельскохозяйственные ресурсы, процентную ставку по госпрограммам агрок-редитования. Тогда цены остаются равновесными