Механизмы государственной инновационной политики
21
развития вузов как комплексов, совмещающих функции образования, научных исследований, инновационных разработок, поставщиков технологий для отраслей и территорий. Постоянное взаимодействие сотрудников РИНКЦЭ с мониторами вузов и личное общение во время выездных проверок превращает процесс мониторинга в коллективное научное исследование, которое невозможно осуществить другими способами. Исходя из накопленного опыта уверенно можно сказать, что было бы целесообразно сделать процесс мониторинга постоянно действующим и распространить его на все вузы. В этом случае возникнет необходимость расширить круг учитываемых инноваций за счет социальных технологий, разрабатываемых вузами. Но в результате появится впервые возможность представить общественности полную картину вклада вузовской науки в развитие социальной и технической сферы страны.
Список литературы:
1. Андреев Ю.Н., Лукашева Н.А. Работа вузов с результатами интеллектуальной деятельности: мониторинг постановления № 219 // Инноватика и экспертиза. Научные труды. - ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Выпуск 2 (12). - М., 2014. - С. 192-203.
2. Андреев Ю.Н. Вузовская наука и технологическое развитие регионов // Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационнотехнологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. - М., 2013. - Ч. 2. - 474 с.
3. Андреев Ю.Н., Лукашева Н.А. Проблемы мониторинга эффектов деятельности вуза // Инноватика и экспертиза. Научные труды. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Выпуск 1 (12). - М., 2014. - С. 176-186.
4. Андреев Ю.Н., Дуквиц С.В., Храмов Н.Б. Анализ инновационной деятельности вузов Российской Федерации // Инноватика и экспертиза. Научные труды. ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ. Выпуск 1(14). - М., 2015. - С. 58-69.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ: РОЛЬ И ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВА
© Рахимова С.А.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
В данной статье актуализирована необходимость перехода стран независимых государств на инновационный тип развития экономики. В качестве механизма обеспечения инновационного развития выбрано управление инновационным процессом, в частности, государственное.
Кандидат экономических наук, доцент.
22 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Выбраны основные компоненты инновационного процесса. Представлена роль и влияние государства в управлении инновационным процессом как способа получения инновации, которые должны привести к структурным сдвигам в экономике. Представлены механизмы государственной инновационной политики.
Ключевые слова инновации и экономика, инновационный процесс, подпроцессы инновационного процесса, государственная инновационная политика, экономический рост.
В условиях, когда страны независимых государств пришли к мнению, что не могут больше развиваться за счет использования природных ресурсов, встал вопрос о выборе модели экономического роста и развития. Поскольку экспортно-сырьевая модель обрекает государство на замедление экономического роста, отставание от других развитых стран в научном, техническом и технологическом плане, что в итоге отрицательно скажется на экономическом и социальном развитии. Особенно важно сохранить рост экономики в условиях глобализации и постиндустриализации. В этом случае все более остро становится проблема выбора приоритетов. В условиях быстро меняющейся внешней среды, опережающего развития стран, входящих в мировую экономику, нет времени странам постсоветского пространства развиваться эволюционно, необходимо выбрать такую модель, позволяющую обеспечить устойчивый экономический рост. Выбор был сделан в пользу развития инноваций, выбрано направление форсированного индустриально-инновационного развития. Многие главы стран независимых государств в своих стратегических документах стали в приоритетные задачи ставить вопрос о том, что их страны должны стать не потребителями новых технологий, инноваций, а поставщиками.
Связь и положительное влияние инноваций на экономику доказали классики и выдающиеся ученые в области инноваций: длинные волны, открытые Н.Д. Кондратьевым (1892-1938 гг.) были результатом изучения циклов мировой экономики за 200 лет. Ученый доказал, что развитие экономики происходит циклически. Циклы связывал с изменениями в условиях экономической жизни общества [1]. Шумпетер Й. в работе «Теория экономического развития» разрабатывает теорию экономического развития, выделяет несколько видов принципиально новых комбинаций факторов производства, которые вызывают экономическое развитие системы: создание нового продукта, использование новой технологии производства, использование новой организации производства, открытие новых рынков сбыта, открытие новых источников сырья [2].
Связывая понятия: экономика и инновации, можно подойти с двух позиций. Во-первых, смена индустриальной экономики на постиндустриальную. Актуальность приобретает инновационное направление развития экономики, где постепенно происходит смена стадий состояний развития эко-
Механизмы государственной инновационной политики
23
номики, меняется структура экономики с преобладающим развитием высокотехнологичных отраслей и совокупность действий на разных уровнях для способствования инновационному развитию. Во-вторых, подробное рассмотрение самого инновационного процесса изнутри. В данном случае, предполагается получение инновации - это достижение результата. А ход получения инновации - инновационный процесс, то есть последовательная смена состояния, стадий развития - от идеи до получения готовой инновации и дальнейшей ее замены или усовершенствования, оказывающей прямое и косвенное воздействие на экономику.
Наша задача, показать каким образом можно получить инновацию, какая инновация может существенно повлиять на экономику, и как добиться результата получения готовой инновации посредством инновационного процесса. Именно посредством инновационного процесса, поскольку, мы не можем сразу получить желаемую инновацию. Мы к инновации подходим по-процессно, когда результаты одного подпроцесса инновационного процесса -«входы» преобразуются в ходе следующего подпроцесса в «выходы» и в результате, имея цель и управляя каждым подпроцессом, приводят к желаемому результату - получению готовой инновации. Под инновационным процессом мы понимаем последовательную смену состояний и преобразований входов в выходы в ходе получения инновации посредством подпроцессов и попроцессного управления, приводящие к достижению общей и частной цели. В ходе осуществления инновационного процесса в качестве основных компонент выделяем субъекты, подпроцессы и виды инноваций. Под частной целью понимается конкретно достижение цели данного подпроцесса, а под общей - осуществление всего инновационного процесса и получение готовой инновации.
В качестве основных компонент мы выбираем для рассмотрения классификацию: по субъектам: государство, регион, предприятия; по подпроцессам: новационный, нововведенческий, диффузиозный, потребительский, воспроизводственный; по видам инноваций: в зависимости от глубины вносимых изменений: радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные).
Рассмотрим подробней подпроцессы инновационного процесса. Новационный процесс - это процесс осуществления исследований и разработок (ИиР), в результате которого появляется новация, новшество.
Новация - это результат ИиР, который готов войти в следующий ново-введенческий процесс для его преобразования в конкретный продукт.
Внутри новационного процесса есть его подпроцессы: подпроцесс осуществления фундаментальных исследований (ФИ), прикладных исследований (ПИ), опытно -конструкторских разработок (ОКР). Эти подпроцессы в рамках новационного процесса могут быть вместе связанными - линейными, то есть полученный результат ФИ переходит в ПИ, ПИ в ОКР; а могут одни из них приобретены со стороны для осуществления последующих под-
24 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
процессов. К примеру, не обязательно, что результаты ФИ переросли в ПИ, те в свою очередь, в ОКР. Может быть результаты ФИ приобретены со стороны и новационный подпроцесс для конкретного субъекта начнется с ПИ. Может результат ПИ приобретен быть со стороны и включиться в ОКР. Для данного новационного процесса важным условием является осуществление действий для получения результата ИиР - новаций, новшества, готовых к переходу в следующий нововведенческий процесс.
Новационный процесс включает в себя использование результатов фундаментальных исследований в прикладных, результатов прикладных исследований в опытно-конструкторских работах по отдельности, и вместе взятых. Здесь может процесс протекать по линейной модели, но может и в зависимости от «входных» данных. Под входными данными мы понимаем с результатом каких исследований субъект входит в тот или иной процесс и/или подпроцесс. Важно, чтобы в новационном процессе результаты одного подпроцесса перетекали в другие. Рассмотрим подробней. Зарождается идея, которая проходит фундаментальные исследования. Получили чистые и ориентированные знания. Чистые формируют базу знаний, ориентированные переходят в прикладные исследования. Здесь, во втором варианте видим, что произошел подпроцесс новационного процесса. Если же дальнейшего перетекания не произошло, это говорит о том, что подпроцесс новационного процесса не произошел. Если к примеру, результаты фундаментальных исследований используются в прикладных исследованиях, то это значит, что данный подпроцесс прошел удачно на пути к получению новации. Полученный результат прикладных исследований должен найти воплощение в ОКР. Это заключительный момент новационного процесса, результатом которого становится новшество, новация. Заметим, что данное новшество может все свои подпроцессы в рамках новационного процесса проходить на одном месте, а может быть получено со стороны и вовлечено в следующий процесс - нововведенческий.
Если в ходе новационного процесса, не произошло перетекания результатов одних подпроцессов в другие, то значит, что произошедший подпроцесс не дал результатов, новации. И в результате первого подпроцесса не были получены новшества для перерастания их в следующий подроцесс и в целом осуществления всего новационного и инновационного процесса. То есть в данном случае, начатый инновационный процесс остановился уже на первом новационном процессе.
Субъектами новационного процесса или участниками являются творческие новаторы, научно-исследовательские центры, институты, высшие учебные заведения, предприятия.
Результаты новационного процесса - новация.
Входом в новационный процесс являются идеи, результаты фундаментальных, прикладных исследований.
Механизмы государственной инновационной политики
25
Выходом являются результаты ОКР, готовая новация, готовая к переходу в нововведенческий процесс.
Факторы новационного процесса или условия - кадры, государственная поддержка, инфраструктура, знания, уровень квалификации, финансы, стратегия.
Следующим составляющим инновационного процесса является ново-введенческий процесс.
Нововведенческий процесс - это процесс преобразования новшества в инновацию. Входом в этот процесс являются результаты, полученные в ходе предшествующего новационного процесса. Может быть и такая ситуация, когда предшествующий процесс проходил там же, где ожидается и следующий процесс, а может результат новационного процесса быть приобретен уже со стороны. Но в любом случае, нововведенческому процессу предшествует новационный, где бы он не проходил. В данном случае, результаты ОКР перетекают в производственный процесс, выходом которого является инновация. Здесь могут появится не только продуктовые, но и процессные, маркетинговые и организационные инновации.
Субъектами нововведенческого процесса являются научные центры, научно-исследовательские организации, предприятия.
Диффузиозный процесс - это процесс реализации инновации. Это процесс перехода от производства к реализации. Здесь важны маркетинговые инновации. Многое для осуществления этого процесса зависит от начальной работы над спросом и / или от маркетинга. Результатом этого процесса является реализация инновации.
Потребительский процесс - это процесс потребления инновации рынком. Этот процесс берет начало от реализации, господствует на рынке и действует до окончания или ослабевания потребления инновации.
Следующий процесс - заменяемый процесс или процесс усовершенствования. В случае замены новым начинается воспроизводственный процесс; в случае совершенствования - процесс усовершенствования.
В ходе осуществления инновационного процесса, каждый подпроцесс по отдельности, и в целом инновационный процесс должны приводить к структурным сдвигам в экономике. Для обеспечения положительного влияния инновационного процесса на экономику страны важно управление им.
Управление инновационным процессом, по-нашему мнению, это совокупность мер и мероприятий, направленных на активизацию факторов «входа» в инновационный процесс и производство инновационного продукта. Факторы «входа» в инновационный процесс подразумевают имеющийся инновационный потенциал, стартовые возможности для осуществления инновационного процесса.
В нашем случае, понятие управления инновационным процессом предполагает новую систему взглядов на управление инновационным процес-
26 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
сом. Его отличием от других подходов является то, что управление происходит через, во-первых, активизацию факторов «входа», во-вторых, управление самим инновационным процессом, в-третьих, управление инновационным процессом для формирования модели инновационного развития экономики страны.
Современные мировые рынки, составляющие технологическое ядро, добились положительного экономического роста благодаря развитию высокотехнологичных видов производств. Поэтому занять определенную нишу можно посредством производства таких инноваций, имеющих стратегическую перспективы. И на наш взгляд, это радикальные инновации. Проведя анализ, мы пришли к выводу, что в поведенческом аспекте надо стимулировать высокотехнологичные и средне-высокотехнологичные виды производств. Они в большей степени стремятся к завоеванию новых рынков.
Рассматривая виды инноваций, мы пришли к выводу о необходимости развития радикальных инноваций, которые в большинстве случаев присуще высокотехнологичным видам производств. Они являются результатом, полученным в ходе прохождения всех подпроцессов инновационного процесса. Грамотное управление инновационным процессом в ходе получения радикальной инновации должно привести к положительному эффекту и структурным сдвигам в экономике. Микропроцесс порождает макропроцесс и наоборот. Каждый подпроцесс при грамотном управлении даст структурные сдвиги, как в целом в экономике страны, так и в подсистемах экономики. Например, новационный процесс - сдвиг в науке; нововведенческий процесс - сдвиг в науке и на производстве; диффузиозный процесс - сдвиг на производстве и на рынке; потребительский процесс - сдвиг на рынке и на потреблении.
В целом, инновационный процесс и грамотное управление им приведет к смене состояния развития отраслей экономики с преобладанием высокотехнологичных видов производств и, возможно, появлению новых отраслей и новых рынков сбыта, что в целом даст положительный импульс развитию «новой» экономики.
В условиях перехода на инновационный тип развития экономики, для многих стран постсоветского пространства важна роль государства. Без вмешательства государства, не будет активизировано инновационное предпринимательство, научная среда не будет иметь четкого научного направления развития, иными словами, разрозненно будут действовать все субъекты инновационного процесса, в итоге не будет обеспечено производство инновационной продукции. В этой связи, в научном плане необходимо рассмотреть сущность, роль, принципы государственной инновационной политики, показать влияние государственной инновационной политики на инновационный процесс.
Немало научных исследований проведено в области государственной инновационной политики. Однако, в основном, в научных трудах государст-
Механизмы государственной инновационной политики
27
во рассматривается с точки зрения источника финансирования инновационной деятельности.
Управляя инновационным процессом, государство должно скоординировать и выявить инновационный потенциал предпринимательства, научнотехнический потенциал страны, возможности инновационной инфраструктуры, выявить конкурентные инновационные позиции, выстроить инновационную стратегию и политику в области управления, тем самым взяв на себя функции регулирования и координирования. Ключевыми составляющими в данном случае будут: инновационная политика, стратегический прогноз, национальная инновационная система, государственная и инновационная стратегия развития экономики, государственные методы и механизмы управления инновационными процессами.
Государственный сектор состоит из всех ведомств и учреждений, также сюда относятся бесприбыльные институты, управляемые и финансируемые правительством. Это субъекты - носители государственной политики. Здесь наблюдается прямое и косвенное взаимодействие с предприятиями.
Частный бесприбыльный сектор представляет собой нерыночные частные институты, обслуживающие домашние хозяйства [3, п. 194]. К нему также относятся физические лица и домашние хозяйства. Эти субъекты могут задавать условия, поскольку они же выступают и потребителями, то есть на них можно ориентировать предложение, они формируют спрос.
Сектор высшего образования [3, п. 206] состоит из учебных заведений высшей школы и технических колледжей (независимо от источников финансирования). К сектору также относят научно-исследовательские институты, экспериментальные станции. Здесь взаимодействие может быть как с точки зрения приобретения на определенных условиях фундаментальных исследований, также и приглашение ученых войти в число научных сотрудников предприятия, или выполнение совместных исследований и разработок (ИиР).
Зарубежный сектор играет в условиях глобализации существенную роль и как соучастника (ТНК), и как конкурента, и как источника ИиР, новых технологий, рынка сбыта в зависимости от этапов и необходимости и цели сотрудничества. В данном случае, результатов ИиР.
Если рассмотреть государственный сектор, то здесь управление состоит в том, что государство должно выступать как регулятор и катализатор инновационных процессов с одной стороны, с другой, как партнер. В первом случае, создает условия, посредством законодательно-нормативной базы, создания национальной инновационной системы, политики, стратегии, экономических механизмов и условий. Во втором случае, он несет ответственность, может иметь свои интересы, и быть полноправным участником инновационного сотрудничества.
Роль государства в новационном подпроцессе, в блоке «ИиР» очень велика как в прямом, так и в косвенном плане. Государственное управление
28 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
исследованиями и разработками заключается в том, что во-первых, необходима государственная научная политика, основной целью которой является разработка и реализация мер для благоприятного проведения ИиР, создание условий для проведения ИиР. Прямое участие государства в ИиР заключается в том, что на основе стратегического планирования, государство создает и организует деятельность государственных лабораторий, которые находятся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляют результаты ИиР нуждающимся в них. На сегодняшний день, к большинству таковых можно отнести отрасли как оборона, здравоохранение, сельское хозяйство. Также сюда относится то, что государство может финансировать государственный заказ в тех или иных лабораториях и частных научных центрах. Государство может предоставить безвозмездно субсидии на проведение фундаментальных научных исследований ученым, находящимся вне государственных лабораторий и центров.
Косвенным влиянием или воздействием является обеспечение благоприятных условий для проведения ИиР в частном порядке. Основной формой являются экономические стимулы - налоговые льготы или субсидии для частного бизнеса, который вкладывает средства в научные ИиР. Если в прямом воздействии государство регулирует, контролирует, обеспечивает дальнейшее благоприятное использование результатов ИиР, то в косвенном, оно в основном принимает роль стимулятора и регулятора и не претендует на результаты ИиР, проведенных на уровне частных предприятий. Однако, от политики, создания условий зависит очень многое, что в дальнейшем в прямом и косвенном плане отразится на развитии страны.
Таким образом, управление ИиР со стороны государства появляется тогда, когда государство заинтересованно в получении конкретного результата общереспубликанского, общемирового значения. На частном, региональном уровне, оно принимает позицию оказывающего общие условия в пользу поддержки, стимулирования, регулирования. В некоторых случаях, это в осно-вом касается крупных предприятий, оно может взять на себя и регулирующую и контролирующую роль.
На этапе ИиР могут возникнуть организационные, маркетинговые и процессные инновации, но и продуктовые, если рассматриваемый субъект оказывает услуги по ИиР. Управление нововведенческим подпроцессом, или производством процесс, в котором результаты ИиР обретают определенный завершенный вид. Здесь уже возникают продуктовые, организационные инновации. Управление диффузиозным подпроцессом или сбытом способствует реализации произведенной инновации. На данном этапе возникают маркетинговые инновации. Господством на рынке инновации управляет рынок, регулируемый спросом и предложением. Как только на рынке появляется новый инновационный продукт, старый либо исчезает с рынка как морально изношенный, уже не являющийся инновацией либо совершенствуется.
Механизмы государственной инновационной политики
29
Государственная политика зависит от состояния государства, от того, в какой фазе экономического цикла находится национальная экономика, в результате чего формируется тип экономической политики.
Инновационная политика является самостоятельной частью социальноэкономической политики.
Государственная инновационная политика - совокупность мер и мероприятий, проводимых государством для придания желаемой направленности инновационным процессам для достижения намеченных целей и решения задач, способствующих экономическому, социальному развитию.
Инновационная политика должна быть одной из основных государственных политик, которая должна воплощать цели, задачи, интересы страны, государства, народа. Исходя из инновационной политики начинают появляться инфраструктуры, реализующие и претворяющие эту политику в жизнь, субъекты начинают пересматривать направления своей деятельности в условиях нового направления государственной политики, а государство в свою очередь, предоставляет условия, возможности для всестороннего привлечения субъектов инновационного процесса.
Государство выбирает то или иное направление развития исходя из состояния национальной экономики. Основными макроэкономическими показателями, исходя из которых формируется в целом экономическая государственная политика, являются ВВП, уровень совокупного спроса и предложения, уровень цен, уровень занятости и безработицы, размеры доходов и потребления. Почему многие развивающиеся страны выбирают инновационный тип развития. Во многих странах, это зависит от того, что в структуре экономики преобладают низкотехнологичные производства, низкий показатель наукоемкого производства, производства, неспособные удовлетворить потребности внутреннего и внешнего рынка, удельный вес в основном занимают добывающие отрасли, мало производств, способных довести добываемое сырье до стадии конечного продукта, большая зависимость от развитых стран.
На наш взгляд, выбранная инновационная политика своевременна и актуальна. Поскольку многие страны постсоветского пространства обладают инновационным потенциалом, а правильно его использовать не умеют. А благодаря выбранной государственной политики происходит стимулирование, поддержка, регулирование, организация инновационного развития.
Намечаемая государственная инновационная политика проявляется через планирование государственного бюджета, разработку и реализацию инновационной стратегии, инновационных программ, законодательно-нормативной базы, воздействует на экспорт и импорт, создает условия через налоговую политику, финансовую политику.
Классифицируем государственную инновационную политику.
По временному признаку: долгосрочная; среднесрочная; краткосрочная.
30 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА
Виды политик, способствующие формированию и реализации инновационной политики:
- экономическая политика в области инноваций - налоговая, финансовая, бюджетная, импортная, экспортная, инвестиционная политика;
- социальная политика в области инноваций - кадровая, образовательная;
- международная инновационная политика;
- отраслевая политика;
- кластерная политика;
- научная политика;
- техническая политика;
- технологическая политика;
- информационная политика;
- конкурентная политика.
Инновационная политика проводится государством посредством использования находящихся в его распоряжении инструментария, методов, механизмов, рычагов воздействия на инновационные процессы.
Рычагами воздействия являются:
- фискальная политика. Инструментами фискальной политики являются: налоги, государственные расходы, трансферты;
- кредитно-денежная политика. Инструментами выступают: общая масса и доступность денег, кредита, ставки, нормы, нормативы ссудного процента;
- государство может устанавливать на некоторые виды товаров минимальные и максимальный уровень цен, может устанавливать величину объемов производства, предоставлять государственные субвенции, субсидии, вводить ограничения и запреты на некоторые виды экономической деятельности.
Отношения с внешнеэкономическими связями и внешней торговлей протекает через экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала.
Целью государственной инновационной политики является обеспечение условий для развития всех субъектов инновационного процесса в целях производства и потребления инновационной продукции, тем самым достигнув макро, микро и мезорезультата. Эту цель можно разбить на множество подцелей:
- формирование инновационного потенциала, вход для инновационной деятельности;
- повышение взаимосвязи, взаимодействия и взаимозависимости субъектов инновационного процесса;
- способствование спросу и предложению на инновации. В данном случае, говоря о спросе, мы имеем в виду, подготовка общества к поиску и потреблению продуктов с высокой добавленной стоимостью,
Механизмы государственной инновационной политики
31
обладающих преимущественными свойствами по отношению к предыдущим видам, спрос на рынке инновационных ресурсов, потребление на рынке капитала инновационной продукции, предложение инновационных продуктов. Это можно представить через кругооборот доходов и продуктов инновационной направленности.
Результатом проводимой государственной инновационной политики является следующее: формируется национальная инновационная система; активизируется предпринимательская среда в области инновационного развития; повышается роль науки; производится конкурентоспособная продукция с высокой добавленной стоимостью и т.д.
В условиях глобализации, нового направления развития, а именно, инновационного, в научной среде должны меняться содержание и приоритеты исследований; на предприятиях должны использоваться новые стратегии развития, управление должно осуществляться через новые стиль и методы управления, должна измениться корпоративная культура; на уровне государства должна быть выбрана инновационная политика, позволяющая выйти национальным предприятиям на мировые рынки с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, создать условия для развития инновационной экономики.
Список литературы:
1. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической динамики. - М.: Наука, 1991.
2. Schumpeter J. The Theory of Economic Development. - Cambridge, Mas-sachussets: Harvard Univ. Press, 1934.
3. Frascati manual: Proposed Standard Practice for Surveys on Research and Experimental Development. - Paris: OECD, 2002. - П. 243.