6. Пустынникова Ю.М. Формирование приверженности клиентов // Управление магазином. - 2010. - № 1. - С. 23-28.
7. Сосунова Л.А., Рябова Е.В. Функциональное управление развитием сферы услуг // Российское предпринимательство. - 2013. - № 8 (230). -С. 133-142.
8. Спиридонова Е. Программы формирования лояльности клиентов: с кем и как реализовывать // Бизнес и продажи. - 2011. - № 6. - С. 79-81.
УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕГРАЦИОННОГО ПОДХОДА
© Рахимова С.А.*
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, г. Омск
В данной статье актуализирована роль интеграционного подхода в управлении инновационным процессом. Представлена классификация интеграции каждого подпроцесса инновационного процесса. Показаны преимущества и результаты управления посредством интеграции.
Ключевые слова: инновации, инновационный процесс, интеграция, управление.
Инновации должны стать национальной идеей, объединяющей бизнес, население и государственные органы для повышения конкурентоспособности страны.
Так как на сегодняшний день одним из основных направлений, стратегий является инновационное развитие, то все субъекты должны интегрироваться в инновационном процессе для достижения общих и частных целей.
Начнем с самого начала, то есть с первого этапа инновационного процесса. Фундаментальные исследования могут быть чистыми и ориентированными. Чистые проводятся с единственной целью расширения базы знаний. Значит здесь должна быть интеграция ученых, научно-исследовательских институтов (НИИ), ВУЗов.
Более практическое значение и дальнейшая роль в инновационном процессе принадлежит ориентированным исследованиям, ведь они проводятся с целью расширения базы знаний и создания возможности решения уже известных в настоящее время практических проблем или проблем, появление которых ожидается в будущем. Эти исследования направлены на достижение какого-либо практического результата или долгосрочных социально-экономических выгод. Значит здесь интеграция должна быть НИИ, ВУЗов, ученых с представителями бизнеса, предприятий.
* Кандидат экономических наук, доцент.
Интеграцию можно классифицировать: по субъектам; по государственным, региональным, научным, отраслевым, образовательным, финансовым, кадровым политикам; по законодательно-нормативным базам, программам и стратегиям развития; по этапам инновационного процесса.
Эта интеграция очень важна, поскольку именно с самого начала будет уже «вырисовываться» картина формирования инновационной модели развития экономики.
Уполномоченные органы по управлению инновациями должны разработать программу интеграции для благополучного протекания всех подпроцессов инновационного процесса на государственном уровне.
Взаимодействие науки и реальной экономики в основе своей носит взаимодополняющий характер. С одной стороны, если нет спроса реального сектора экономики (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, ЖКХ и т.д.) на новые технологии, виды продукции и услуг - нет и предложения от научного сектора. С другой стороны, без фундаментальной и прикладной науки, без активного продвижения наукой своих разработок на рынок также нет инновационной экономики.
Необходимо встречное движение запросов на инновации инновационно активных территорий и предприятий, стремящихся решить проблемы и задачи своего развития, и предложений инноваций - со стороны инновационно активных НИИ и конструкторских бюро (КБ), университетов, малых инновационных предприятий, ориентированных на получение коммерческого результата от своей деятельности. Важна при этом интеграция науки, бизнеса и власти при решении проблем социально-экономического развития территорий, повышения конкурентоспособности предприятий. В данном случае необходимо сфокусировать внимание государства, бизнеса, науки, общества на выбранных приоритетных направлениях.
Интеграция должна происходить как в разрезе отраслей, так и между ними, например, смежными отраслями.
Интеграция в разрезе отраслей в научном плане на первом этапе инновационного процесса будет происходить по чистым и ориентированным исследованиям. По чистым исследованиям, между образованием и наукой. Во многих ВУЗах есть специальности и готовят специалистов по направлениям машиностроения, химии, нефтяного дела, биотехнологии, агропромышленного комплекса и т.д.
В стратегических документах развития оговорены эти приоритетные направления. Необходимо в образовательных программах и стандартах провести корректировку в плане целевой подготовки специалистов под эти направления с инновационным уклоном. Система образования должна быть ориентирована на внедрение передовых методик обучения. Это должно быть обеспечено на всех этапах образовательного процесса. Необходимо внедрять инновационные программы образования с последующим распростра-
нением передовых практик преподавания, отвечающих задачам инновационного развития. Что касается образования, необходимо не только предоставлять качественные программы переподготовки и повышения квалификации, но и создать механизмы стимулирования предприятий в повышении компетенции собственных кадров. В ВУЗах необходимо организовать программы стажировок студентов в инновационных компаниях, программ поощрений студенческого предпринимательства и обучения основам инноваций.
Образование - основа научного потенциала страны. Важно, чтобы через образование, науку осуществлялся инновационный процесс. Чтобы в учебных программах ВУЗов были предусмотрены курсы для подготовки специалистов в области инновационной деятельности, инновационного менеджмента, трансфера и коммерциализации технологий, теории и практики правовой охраны и использования интеллектуальной собственности, управления инновационными процессами, проектами, продвижения их на рынок. Необходимо привлечь к работе в университетах работников из бизнеса и промышленности и одновременно расширить практику участия студентов и преподавателей в работе государственных и общественных организаций, предприятий бизнеса. Но мало проявить изобретательность и предложить новизну, нужно также найти пути вывода этой новизны на существующие рынки или вновь найденные рыночные ниши. Для этого требуются особые практические навыки в области управления и предпринимательские способности. Подготовка предпринимателей отлична от подготовки новаторов или ученых. Предпринимательство требует других навыков и знаний по сравнению с теми, которые нужны изобретателям и ученым. Поэтому с «инновационными» должны возникнуть «предпринимательские университеты», в которых будут готовиться предприниматели «нового типа», способные понимать существо научных открытий и создавать на их основе рыночные продукты. Активное обсуждение проблем формирования «инновационных» и «предпринимательских» университетов показывает, что проблема конкурентоспособности и нововведений на самом деле связана не столько с отношениями между университетами и бизнесом, сколько с подготовкой кадров новаторов и предпринимателей.
Важно развивать связи между национальными университетами, что способствует распространению знаний и обмену опытом. Тесная взаимосвязь университетов и промышленности также повысят возможности для обучения. Надежные механизмы мониторинга обеспечат получение оценок эффективности существующих программ.
Одной из главных проблем является отсутствие связи науки и производства. Для улучшения механизмов взаимосвязи потребуются скоординированные политические действия на всех уровнях инновационной системы, а также применение широкого спектра политических инструментов как части системного, комплексного, интегрированного подхода. Политические меры
должны отражать специфические характеристики участников инновационного процесса в вопросах спроса и предложения на знания и их использование.
Для стимулирования взаимосвязей науки и производства необходимо глубокое понимание возможностей участников инновационного процесса и воздействия проводимой политики. Оказываемые меры поддержки должны основываться на существующих возможностях и потребностях, с максимальным учетом нужд тех, кто эту поддержку получает. Особое внимание следует обращать на сектора экономики с особо высоким инновационным потенциалом или, наоборот, на отраслях, тормозящих прогресс. Как один из оптимальных форм интеграции необходимо предложить систему сбора технологических проблем предприятий и предложения ответов по их решению посредством активного включения в эту деятельность элементов инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства и соответствующих организационно-финансовых механизмов.
Комплексные меры государственного вмешательства должны основываться на тщательном анализе текущей ситуации и предусматривать особые инструменты политики. Для разработки и введения эффективных мер по развитию связей между наукой и производством потребуется хорошее знание потенциала существующей системы и механизмов взаимодействия между заинтересованными сторонами инновационного процесса, а также целенаправленные политические действия.
Право на интеллектуальную собственность создают основные стимулы для коммерциализации результатов исследований и развитию связей между наукой и производством. Важность этих стимулов особенно высока, если учитывать слабо развитое научное предпринимательство в стране. Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в этом направлении, все еще остается нереализованным большой потенциал в сфере защиты прав на интеллектуальную собственность в инновационном развитии. В частности, ограниченные возможности научных учреждений по осуществлению прав научной интеллектуальной собственности являются препятствием для инноваций.
Важно, чтобы интеграция прикладных исследований проходила с целью дальнейшего применения имеющейся базы по фундаментальным исследованиям, а также обеспечивала непрерывность и была нацелена либо на нахождение путей приложения полученных результатов фундаментальных исследований, то есть придания операбельности фундаментальным идеям, либо на нахождение путей и способов решения заранее определенных специфических задач.
Необходимо обеспечить ориентацию прикладных исследований на потребности экономики, определить меры по стимулированию науки для продвижения востребованных исследований.
Важно, чтобы тематики и направления исследований были согласованы вместе с представителями науки и бизнеса, производства. В дальнейшем
должна быть целевая финансовая поддержка, где основным показателем станет востребованность на разработку и исследования отечественным бизнесом.
Необходимо усилить механизм создания совместных проектов бизнеса и научных организаций, проведения совместных исследований и разработок (ИиР).
Интеграция науки с образованием и производством, придание ведущим вузам нового качества позволит их выпускникам и ученым создать новые инновационные предприятия и новые рабочие места, привлекать к этому средства бизнеса, вносить реальный и возрастающий вклад в индустриально-инновационное развитие страны.
При опытно-конструкторских разработках (ОКР) интеграция может происходить предприятий, имеющих лаборатории и условия; предприятий с НИИ; предприятий с опытно-конструкторскими бюро; предприятий с лабораториями; предприятий с технопарками и т.д.
При производстве, предыдущие этапы могут самостоятельно протекать на предприятии; могут с участием субъектов по ИиР; а также интеграция может протекать с субъектами-поставщиками готовых результатов ИиР, то есть ИиР могут быть приобретены со стороны.
Также технологии (в т.ч. неовеществленные) могут быть приобретены со стороны для организации производства инновации на предприятии.
Коммерциализация технологий будет непосредственно связана с практическим применением результатов научной и (или) научно-технической деятельности с целью вывода на рынок новых или улучшенных товаров, процессов и услуг и получения положительного экономического эффекта.
Государственная политика в сфере коммерциализации должна тесно координироваться с политикой в сфере исследований, разработок и мерами по поддержке инновационного развития бизнеса.
Взаимовыгодное сотрудничество всех участников инновационного процесса является решающим фактором для успешной коммерциализации технологий. При интегрированном подходе все заинтересованные стороны, будь то ученые, разработчики инноваций или инвесторы, экономически заинтересованы и должны иметь высокую мотивацию для получения коммерческого эффекта от использования инноваций.
Ликвидировать проблему того, что результаты ИиР не находят дальнейшего практического применения, можно посредством интегрированного подхода, построения системы коммерциализации технологий, которая станет связующим звеном между инноваторами и потребителями инноваций, что позволит ориентировать работы университетов и научно-исследовательских организаций на потребности промышленного сектора и помочь бизнесу самостоятельно преобразовать идеи в инновационные проекты.
Целесообразно совместно с бизнесом установить соответствующие механизмы контроля и оценки результатов программ инновационной политики
и учитывать результаты такой оценки в процессе определения новых инициатив и проведения корректирующих мер.
Для того, чтобы обеспечить высокие темпы ежегодного роста показателей инновационного развития в рыночных условиях, необходима целенаправленная государственная политика не только в инновационной, но и в научно-технической, социально-экономической сфере.
Создание региональных инновационных систем позволит сфокусироваться на развитии определенного региона, с учетом его специфики, комплексно подойти к решению проблем местных предприятий, более тесно работать с предпринимателями, учеными и изобретателями. Это в целом даст значительный эффект в повышении инновационной деятельности по всей стране.
Создание и внедрение наукоемких технологий и конкурентоспособной продукции через усиление взаимодействия науки и бизнеса позволит государствам создать основы инновационной экономики.
В структуре экономики необходимо увеличение удельного веса несырьевых секторов в общем объеме экспорта.
Важно поддерживать несырьевое экспортоориентированное и высокотехнологичное производство.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что для перехода к «устойчивому инновационному развитию» в будущем необходимо комбинировать разработку прорывных технологий с концентрацией усилий на «индустриально-инновационном развитии». Именно прорывные технологии будут основным фактором вхождения стран независимых государств в группу технологических лидеров.
Необходимо обеспечить финансирование существующих научных центров и консалтинговых компаний и организовать на их базе путем государственно-частного партнерства отдельные специализированные предприятия различных научно-технологических направлений.
Необходимо внедрять инновации в образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, жилищное строительство, которые должны быть направлены на улучшение качества услуг, предоставляемых населению, сокращать сроки их предоставления, обеспечить обратную связь с населением, повысить их доступность.
Необходима постоянная информационная кампания по инновациям, инновационному развитию, инновационным процессам.
Для построения современной экономики, основанной на знаниях, государству необходимо создать условия и стимулы для развития научно-инновационной деятельности с учетом нужд реальной экономики.
Государственное участие в финансировании прикладных научных проектов и частных инвестиций должны стать катализаторами развития полномасштабной научно-инновационной деятельности и запустить механизмы
саморазвития инновационной системы, интеграции бизнес сообщества и науки, реальную востребованность науки экономикой страны.
Для стимулирования науки, ориентированной на бизнес необходим механизм поощрения сотрудников научно-исследовательских организаций и ВУЗов, в том числе дополнительные привилегии при получении государственных грантов на исследования, система премирования.
В результате решатся вопросы в научной, образовательной, кадровой, экономической, социальной сфере, что в целом положительно скажется на инновационном развитии.
Компании по-прежнему играют ограниченную роль в системе генерирования знаний. Структура НИОКР, унаследованная от существовавшей ранее плановой экономики с ее зависимостью от отраслевых исследовательских учреждений не способствует коммерческому успеху в силу ее оторванности от рынка. Обуславливаемый рынком спрос на технологии также довольно низкий из-за характера производственной специализации.
Во многом из-за наследия прошлого возможности по генерированию знаний в стране ограничены, что является отражением низких затрат на научно-исследовательскую деятельность в государственном и, особенности, в частном секторах.
Важно создать интеллектуально-инновационный кластер. Формирование такого кластера станет ключевым фактором выработки и реализации государствами современных механизмов интеграции науки и бизнеса в инновационном процессе, в том числе будут созданы условия для роста высокотехнологичного бизнеса, привлечения и размещения высокотехнологичных компаний, кроме того, будут созданы условия для старт-ап компаний. Данный кластер будет создаваться на открытых условиях, это значит, что любой научный сотрудник или студент сможет создать свою собственную компанию, бизнес по средствам системы коммерциализаций, бизнес-инкубирования и другим инструментом предусмотренным данным кластером. Распространение такого рода опыта в данном направлении будет осуществляться формированием инновационной инфраструктуры исследовательских университетов и инновационно-ориентированных университетов в соответствии с программами их развития, учетом данного опыта при формировании и развитии инновационной инфраструктуры крупных исследовательских центров. Данные структуры будут тесно взаимодействовать с венчурными фондами, институтами развития, бизнесом.
Интеграция науки с образованием и производством, придание ведущим вузам нового качества позволит их выпускникам и ученым создавать новые инновационные предприятия и новые рабочие места, привлекать к этому средства бизнеса, вносить реальный и возрастающий вклад в индустриально-инновационное развитие страны.
Интеграционный подход позволит получить следующие преимущества каждому из участников-субъектов инновационного процесса:
- сократить издержки на НИОКР и перераспределить ресурсы в наиболее перспективные сферы инновационной деятельности;
- снизить технологический риск;
- сконцентрировать усилия на осуществлении наиболее выгодных проектов, обеспечивающих долгосрочное конкурентное преимущество;
- создать «банк данных» инновационных идей, требующих реализации в перспективных направлениях развития экономики;
- получить доступ к новейшим технологиям, которые будут являться основой для создания инновационных продуктов;
- обеспечить возможность использования положительного опыта освоении инноваций в различных сферах деятельности;
- разработать совместную тактику и стратегию выхода на зарубежные рынки с прорывными инновационными технологиями;
- своевременно прогнозировать и устранить факторы рыночной неопределенности на основе проведения систематических маркетинговых исследований;
- установить систему взаимоотношений с потребителями для максимально полной информированности и учета новых формирующихся потребностей для разработки инновационных идей.
Естественно, что процесс интеграции достаточно сложный, противоречивый и долговременный. Во многом это определяется отсутствием общих интересов, то есть каждый элемент функционирует обособленно и решает только определенный круг задач. Однако, благодаря интеграции между субъектами инновационного процесса, будет формироваться кластер в регионах; создадутся условия для укрепления кооперации между крупными, средними и малыми предприятиями, выстроятся цепочки взаимоотношений между научными организациями, органами власти и бизнесом. В результате могут быть созданы предпосылки для развития новых бизнес-моделей, построенных на принципах теории открытых инноваций.
Список литературы:
1. Кудрова Н.А., Орехов С.А. Интеграционные механизмы управления. -М., 2009.
2. Аймагамбетов Е.Б., Алимбаев А.А., Притворова Т.П. Инновационное развитие экономики. - Караганда, 2010. - С. 5.
3. Нижегородцева Р.М. Управление инновациями и стратегия инновационного развития. - М.: Доброе слово, 2007. - 168 с.
4. Аньшина В.М., Дагаева А.А. Инновационный менеджмент: Многоуровневые концепции, стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пос. по спец. «Менеджмент организации» / В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Дело, 2006. - 583 с.
5. Инновационная политика: Россия и мир 2002-2010. - М.: Наука, 2011. -450 с.