Управление инновационным потенциалом предприятия Managing of Innovative Potential Enterprise
Артерчук Валентина Дмитриевна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»
valentina.arterchuk@mail.ru Г узняева Марина Юрьевна, к.х.н., доцент факультет управления
ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»
marina_tom@rambler.ru
Valentina D. Arterchuk, Candidate of economic sciences, docent of the chair «Management» GBOU VPO «The Surgut State University of KhMAO-Yugra»
valentina.arterchyk@mail.ru Marina Yu. Guznyaeva, Candidate of chemical sciences, docent Faculty of management GBOU VPO «The Surgut State University of KhMAO-Yugra»
marina_tom@rambler.ru
Аннотация
Возрастающая роль инновационной деятельности предъявляет новые требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося
инновационного потенциала. В статье исследованы подходы к определению инновационного потенциала предприятия, предложена модель инновационного предприятия. Авторы предлагают методику оценки инновационного потенциала производственного предприятия и примерные мероприятия по совершенствованию организации системы управления инновационной деятельностью предприятия.
The Abstract
The growing role of innovation makes new demands to the issues about choosing the most effective mechanisms for the use and evaluation of innovative potential and innovation management companies. To adequately assess the current situation and the choice of perspective directions of innovative development in the enterprise need the systematic evaluation of existing innovative potential. The article investigates approaches to the definition of innovative potential of the company and the model of an innovative enterprise. The authors offer a methodology to assess the potential of innovative manufacturing enterprises and measures to improve the organization of the innovation management company.
Ключевые слова
инновационный потенциал, инновационная деятельность, модель инновационной организации, составляющие и показатели инновационного потенциала, коэффициенты оценки, стратегия инновационного развития Keywords
innovative potential, innovation, innovative organization model, components and indicators of innovation capacity, rating scale, the strategy of innovative development
Введение
В современном мире инновационная составляющая развития предприятия является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его
конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Текущее управление инновационной деятельностью тесно связанно с величиной и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций.
Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема наличия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.
Исследование и оценка имеющегося инновационного потенциала способствует выявлению резервов повышения эффективности его использования, что в свою очередь даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности предприятия. В связи с этим большее внимание как отечественных, так и зарубежных ученых уделяется роли инновационного потенциала в развитии предприятия.
Инновационный потенциал предприятия (ИПП)
Базой для развития инновационной деятельности предприятия являются подразделения предприятия, способствующие осуществлению различных видов инновационной деятельности и совокупность характеристик предприятия, определяющих возможность деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. В данном случае речь идет об обеспечении инновационной деятельности предприятия, которое реализуется через его инновационный потенциал. Величина инновационного потенциала предприятия является параметром, который позволяет предприятию оценить возможности инновационной деятельности и определить направление инновационного развития в стратегическом плане.
В экономической литературе еще не существует четкого определения сущности инновационного потенциала предприятия. Этот факт в
значительной мере подтверждается существованием большого количества трактовок понятия «инновационного потенциала», что, в свою очередь, может порождать проблемы разработки научно-практических рекомендаций по его использованию.
Общее понятие «инновационного потенциала предприятия» (ИПП) определяется как совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности [1, 9]. Более расширенное определение ИПП с характеристиками различных ресурсов (интеллектуальные, материальные, финансовые, кадровые и т.д.) рассматривается в работах [2, 3].
Предприятие, которое обладает значительным инновационным потенциалом и осознано стремится его формировать и развивать, можно назвать инновационным (инновационновосприимчивым). Инновационность предприятия является важным конкурентным преимуществом, ибо позволяет своевременно защитить бизнес от назревающих угроз со стороны внешней среды через систему опережающего и непрерывного поиска новых возможностей выживания и развития [4, 8]. При этом усиливаются адаптивные способности предприятия, расширяется горизонт принятия управленческих решений, возрастают разнообразие и вариативность продуктов и технологий.
Анализ предприятий и теоретических источников позволяет представить примерную модель инновационной организации. Модель включает составные части инновационного потенциала предприятия, что составляет сущность инновационности организации (рис. 1).
Представленная модель позволяет констатировать тот факт, что оценку инновационного направления организации можно определить, оценив инновационный потенциал. Оценка инновационного потенциала представляет собой мониторинг составляющих инновационного потенциала с целью сопоставления его действительного уровня в определенный момент с
существующими представлениями об этом уровне. Уровень инновационного потенциала пребывает постоянной динамике, которая может быть как позитивной, так и негативной.
Исходным моментом оценки инновационного потенциала является определение современных внутренних возможностей предприятия в инновационной сфере с использованием экономических критериев. Для реализации эффективного управления инновационной деятельностью необходима реальная оценка уровня инновационного потенциала предприятия на заданный момент и оценка его динамики в целях дальнейшего развития.
Рис. 1. Модель инновационного предприятия
Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на производство конкурентоспособной продукции, существенно повысив свою устойчивость и гибкость по отношению к изменениям внешней среды. Оценка показателей инновационного потенциала предприятия позволяет:
- адекватно оценить состояние и готовность предприятия к инновационным преобразованиям;
- проанализировать и спрогнозировать тенденции развития, выявить основные преимущества и «слабые» места;
- подготовить рекомендации по формированию инновационной стратегии предприятия для укрепления позиций на рынке;
- создать и развивать информационные потоки для принятия эффективных управленческих решений [5].
Аналитический обзор имеющихся методик показал, что существует явно недостаточное количество разработок для анализа и оценки непосредственно инновационного потенциала промышленного предприятия. Кроме того, в рассмотренных методиках, как правило, предпочтение отдается балльным, преимущественно экспертным оценкам каждого из учитываемых факторов.
Оценить инновационный потенциал компании возможно путем создания специальных вопросников, в которых эксперты проставляют свои оценки по 5-балльной шкале. Но, как показывает практика, экспертные оценки являются в значительной мере субъективными. Более того, подобные методики не обладают свойством воспроизводимости, т.е. затруднены для использования внутренними пользователями. Методическое разногласие существует и по поводу единиц измерения различных показателей.
На наш взгляд, более рационально применять относительные показатели, расчет которых легко произвести по доступному как для внутренних, так и для внешних аналитиков кругу параметров.
Объективность оценки величины инновационного потенциала
предприятия может быть обеспечена лишь при правильном выборе системы показателей, позволяющих в комплексе характеризовать потенциал по различным признакам. Перечень таких показателей должен гарантировать необходимую и достаточную информацию о состоянии инновационного потенциала предприятия и его элементов [4].
Наиболее эффективным способом сбора информации является
систематический учет и анализ всех сфер деятельности предприятия (производство, финансы, НИОКР, маркетинг и др.) Источником количественных показателей является внутренняя документация предприятия.
Оценку инновационного потенциала предприятия целесообразно вести в виде расчета и сравнения полученных значений коэффициентов с установленными базисными величинами. Базовыми, сравнительными
величинами для осуществления анализа могут быть показатели за прошлый период, среднеотраслевые значения или соответствующие показатели у конкурентов. При этом в качестве критериев для определения пороговых значений коэффициентов можно использовать данные статистического обследования инновационной деятельности ведущих предприятий промышленности РФ, а также опыт зарубежных компаний [6].
Нами предложена следующая система расчетных показателей инновационного потенциала предприятия (таблица 1).
Эта система показателей, с одной стороны, позволяет оценить текущий инновационный потенциал предприятия, а с другой стороны, включает в себя наиболее важные показатели по каждой из составляющих инновационного потенциала, что обеспечивает полноту и комплексность его оценки.
На основе системы показателей всех составляющих инновационного потенциала предложена следующая комплексная оценка потенциала инновационного развития предприятия:
Таблица 1
Система показателей в модели оценки инновационного потенциала
Составляющие инновационного потенциала, где К-вес влияния составляющей на инновационный потенциал в целом (Ы) Показатели составляющих инновационного потенциала предприятия Вес влияния показателя на соответствующую составляющую инновационного потенциала Нормативное значение показателя (для исследуемого предприятия) (п1)
Финансовая - К1 Коэффициент обеспеченности СС М1 N1
Коэффициент текущей ликвидности М2 N2
Коэффициент автономии собственных средств (независимости) М3 N3
Производственная- К2 Доля основных средств в общих активах М4 N4
Доля производственных запасов в текущих активах М5 N5
Коэффициент выбытия основных средств М6 N6
Деловая - КЗ Коэффициент оборачиваемости основных средств М7 N7
Рентабельность собственного капитала М8 N8
Коэффициент рентабельности оборотных активов М9 N9
Управленческая -К4 Доля занятых ИД в общей численности персонала М10 N10
Доля квалифицированных работников в общей численности персонала М11 N11
Материальнотехническая составляющая - К5 Коэффициент обеспеченности интеллектуальной собственностью М12 N12
Доля затрат на технологические, организационные, маркетинговые инновации в общих затратах на производство М13 N13
Коэффициент освоения новой техники М14 N1
Кип = 2 (1)
I =1
где: п - количество составляющих инновационного потенциала, включенных в комплексную оценку; И - коэффициенты значимости влияния 1-ой
П
составляющей инновационного потенциала 2 = 1,
I = 1
Yi - относительные показатели, характеризующие каждую 1-ую составляющую инновационного потенциала.
В свою очередь,
Y 1=т 1х1+т2х2+т3 хЗ,
Y2=m4x4+m5x5+m6x6,
Y3=m7x7+m8x8+m9x9,
Y4=m10x10+m11x11,
Y5=m12x12+m13x13+m14x14
где: т1..т14 - коэффициенты, учитывающие значимость влияния показателя на соответствующую составляющую инновационного потенциала предприятия;
х1...х14 - индексы, характеризующие степень соответствия значений показателей финансовой, производственной, деловой, управленческой и материально-технической составляющей инновационного потенциала нормативным значениям этих показателей.
Суммарное значение весов коэффициентов всех показателей внутри каждой группы из составляющих инновационного потенциала равно единице, то есть
т1+т2+т3=1, т4+т5+т6=1, т7+т8+т9=1, т10+т11=1, т12+т13+т14=1.
Таким образом, комплексный показатель инновационного потенциала предприятия может быть представлен в развернутом виде:
Кип=к1(т 1х1+т2х2+т3 х3+)+к2(т4х4+т5х5+т6х6)+к3 (т7 х7+т8х8+ т9х9)+к4(т10х10+т11x11)+ к5(т12х12+т13х13+т14х14) (2)
Далее на основании анализа данных финансовой отчетности предприятия и расчета комплексного показателя инновационного потенциала предприятия согласно формуле (2) можно сделать вывод об уровне инновационного потенциала, сложившемся на предприятии к моменту проведения анализа [6].
В зависимости от расчетного значения Кип можно выделить следующие уровни инновационного потенциала: высокий инновационный потенциал, средний инновационный потенциал и низкий инновационный потенциал по следующей шкале оценок (таблица 2).
От сложившегося уровня инновационного потенциала предприятия, руководители могут принимать решения, с одной стороны о направлении и выборе предпочтительной стратегии инновационного развития, а с другой стороны, понять, какими ресурсами оно располагает для обеспечения этого развития. То есть появляется возможность обосновать выбор стратегии инновационного развития предприятия.
Таблица 2
Шкала оценки определения уровня инновационного потенциала
предприятия
Уровень инновационного потенциала предприятия Значение коэффициента инновационного потенциала
1 Высокий инновационный потенциал Кип>2
2 Средний инновационный потенциал 2>Кип>1,5
3 Низкий инновационный потенциал Кип<1,5
Предлагаемая методика основана на использовании реально определяемых экономических показателей и направлена на исследование и оценку инновационных ресурсов предприятия, включая интеллектуальные, кадровые, имущественные, продуктовые, технологические и инвестиционные.
Данная система оценки инновационного потенциала как исходного этапа формирования стратегии технологического развития позволяет предприятию
проанализировать свои текущие инфраструктурные возможности в инновационной сфере еще до начала осуществления инвестиционных вложений на основе ряда экономических критериев. Такой подход также позволяет предприятию реально оценивать свои инновационные ресурсы, в соответствии с которыми оно изначально может осуществлять адекватный выбор дальнейшего направления инновационного развития и избежать благодаря этому вложений инвестиционных средств в экономически нереализуемые проекты.
Выявление определенного направления инновационного развития с использованием экономико-математических критериев позволяет предприятиям экономить на нерациональных затратах, связанных с генерированием и отбором идей [7]. Другими словами, объективное знание о своих начальных инновационных возможностях позволяет предприятиям избежать нерациональных затрат, связанных с разработкой и реализацией стратегий инновационного развития. В дальнейшем эта экономия может выступать в качестве оценки экономического эффекта предлагаемых подходов к формированию стратегий инновационного развития.
Заключение
Модель инновационной организации позволяет определить, что ее содержание можно представить в виде составляющих инновационного потенциала. Можно определить, что процесс формирования эффективной системы инновационного управления зависит от уровня инновационного потенциала предприятия. Инновационный потенциал складывается из ряда составляющих, оценив которые, можно дать общую оценку инновационности предприятия. Для оценки целесообразно использовать относительные показатели, для расчета которых используется отчетность компании. Такая методика может быть в основе мониторинга инновационности организаций. На основе оценки принимаются управленческие решения по развитию инновационной стратегии организации.
Библиографический список
1. Шишкин С. Н. Государственное регулирование инновационной деятельности // Гражданин и право. 2006. № 5. С. 66-69.
2. Коробейников О. П., Трифилова А. А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 56.
3. Сафонов Е. Н., Паламаренко Г. А. Особенности формулирования целей инновационной стратегии предприятия в современных условиях хозяйствования. Проблемы совершенствования управления предприятием в современных условиях //Сборник материалов межрегиональной научнопрактической конференции, Пермский университет. - Пенза, 2000. - С. 92.
4. Хомутский Д. С. Как измерить инновации? // Управление компанией. 2006. № 2. С. 40-45.
5. Вертакова Ю. В., Симоненко Е. С. Управление инновациями: теория и практика. - М.: Эксмо, 2008. - C. 231.
6. Янковский К. П., Мухарь И. Ф. Учебник. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. - СПб.: Питер, 2012.
7. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие.
- М.: Финансы и статистика, 2003. - C. 608.
8. Коган А. Н. Как стимулировать инновационную деятельность// Финансовая газета. 2008. № 13. С. 55.
9. Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 166.
Bibliography
1. Shishkin S. State regulation of innovations // [Citizen and Law]. no. 5. (2006): 66-69.
2. Korobeynikov O.P., Trifilova A.A., Korshunov I.A. The role of innovation in shaping the strategy of the enterprise // [Management in Russia and abroad]. no. 3. (2000): 56.
3. Safonov E.N, Palamarenko G.A. Features formulating innovative business strategy goals in the contemporary economy. Problems of improving the management of the enterprise in today // [Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference, University of Perm. - Penza], 2000. - S. 92.
4. Homutsky D.S. How to measure innovation? // [Management company]. no. 2. (2006): 40-45.
5. Vertakova V., Simonenko E. Innovation Management: Theory and Practice. - [M: Ekcmo], 2008. - S. 231.
6. Jankowski K.P., Muharam I.F. The organization of the investment and innovation. - [St. Peter], 2012.
7. Krylov E.I, Vlasova V.M., Zhuravkova I.V. Analysis of the effectiveness of investment and innovative activity: A Handbook allowance. - [Moscow: Finance and Statistics], 2003. - S. 608.
8. Kogan N. How to stimulate the innovation // [Financial newspaper]. no.13. (2008): 55.
9. Bazilevich A. I. Innovation management company. - [M.: UNITY-DANA], 2009. - S. 166.