Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью в условиях глобализации'

Управление инновационной деятельностью в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назарова Р. Р.

Углубление проводящихся в республике экономических реформ по-новому ставит целый ряд задач, связанных с механизмом управления, определением научно-технических приоритетов, оценкой эффективности долгосрочных вложений, повышением инновационной активности хозяйствующих субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью в условиях глобализации»

Назарова Р.Р.

к.э.н., доцент ТГЭУ

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Углубление проводящихся в республике экономических реформ по-новому ставит целый ряд задач, связанных с механизмом управления, определением научно-технических приоритетов, оценкой эффективности долгосрочных вложений, повышением инновационной активности хозяйствующих субъектов.

в современных условиях происходит формирование новой модели экономического развития государств, важнейшей характеристикой которой стало усиление процесса инновационной деятельности. изучение инновационной политики и процессов формирования национальных инновационных систем в зарубежных странах показывает, что без участия государства невозможно успешно осуществлять инновационные программы в разных отраслях экономики. в процессе индустриального развития общества государство брало на себя подготовку кадров и создание инфраструктуры, в том числе для науки и техники. в условиях перехода к инновационной фазе оно берет на себя организацию и финансирование сектора экономики, который служит звеном взаимодействия науки, образования и бизнеса. инновации являются продуктом такого взаимодействия и новым хозяйственным ресурсом, активно вовлекаемым в экономическое развитие.

для прочного позиционирования Узбекистана в мировой хозяйственной системе, необходимо активное развитие имеющегося потенциала: сырьевые ресурсы, выгодное геополитическое расположение, инновационной политики государства, которая формирует новое общество - экономики знаний и высоких технологий. подтверждением этому является постановление президента рУ. и.А.Каримова № 916 от 15 июля 2008 г. «о дополнитель-

ных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство»1.

Главной целью инновационной стратегии развития государства является создание экономико-правовых, финансовых, организационных и других условий, обеспечивающих ускоренную разработку и освоение новой конкурентоспособной продукции и современных экологически чистых, безопасных, энерго - и ресурсосберегающих технологий и на этой основе - развитие экономики страны. достичь этого можно основываясь на следующих принципах:

- признание модели инновационного развития экономики в качестве приоритетной, в условиях расширяющейся глобальной конкурентной среды;

- максимальное использование рыночных механизмов активизации инновационной деятельности предприятий и отраслей;

- эффективное использование, прежде всего собственного научно-технического потенциала государства и проведение структурных изменений в научно-технической сфере;

- усиление инновационного потенциала научно-технической сферы за счет ее структурного реформирования, создания эффективных инновационных структур;

- оптимальное сочетание интересов раз-

1 «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство». Постановление Президента РУ. И.А.Каримова № 916 от 15 июля 2008 г.

работчиков, производителей продукций и инвесторов, признание объектов интеллектуальной собственности в качестве источника доходов;

- создание равных стимулов инновационной и производственной деятельности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности; максимальное привлечение средств отечественных предприятий, предпринимателей и банков для реализации инновационных проектов;

- поощрение зарубежных инвестиций в инновационные проекты, обеспечивающие расширение производства конкурентоспособной продукции, проведение гибкой таможенной политики;

- активная роль государства в создании экономико-правовых условий и рыночных механизмов, обеспечивающих превращение инноваций в существенный фактор социально-экономического развития государства.

проведение сильной структурной, инвестиционной и инновационной политики при параллельном использовании рычагов, методов и стимулов рыночного хозяйства является одним из важнейших приоритетов реализуемой в республике Узбекистан государственной научно-технической политики. реализация поставленных задач позволила в основном переориентировать исследовательские силы республики на решение задач, отвечающих интересам Узбекистана, его экономики и социально-гуманитарной сферы, сохранить и способствовать развитию отечественных научных школ в области фундаментальных и прикладных наук.

Задачами инновационной политики на ближайшую перспективу определены следующие:

• формирование эффективного научно-технического потенциала, адекватного ресурсным, интеллектуальным, экономическим потребностям и возможностям государства;

• выбор приоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономики инновационных проектов, оказывающих влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособность продукции;

• использование в реальном секторе эко-

номики инновационных технологий и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, компьютерных информационных технологий и автоматизацию управления сложными технологическими процессами;

• развитие системы научно-технического, информационного обеспечения образования, науки и производства.

использование инновационного механизма позволяет: осуществить переход к производству наукоемкой, импортозамещающей и экс-портоспособной продукции на основе передовых отечественных технологий, максимально сохранив при этом профиль производственной деятельности предприятий, то есть обойтись без значительных капитальных затрат;

• создать условия для освоения в производстве передовых технологий с непосредственным участием в этом сложном процессе их разработчиков;

• более эффективно использовать не загруженные производственные мощности предприятий;

• привлечь к производству высокотехнологичной продукции квалифицированныхспе-циалистов и ученых;

• объединить финансовые, материально-технические средства и организационные возможности учредителей научно-производственных Центров и обеспечить их более рациональное использование;

• создать условия для экономической заинтересованности разработчиков в создании и освоении конкурентоспособной научно-технической продукции.

инновационная деятельность в настоящее время в основном осуществляется за счет средств Государственного бюджета. Мировой опыт показывает, что преобладание бюджетного финансирования инновационной деятельности снижает ее качественные параметры. Бюджетные средства используются более эффективно при условии софинансирования инновационных проектов.

Наличие долевого финансирования со стороны министерств, ведомств или хокимиятов является своеобразным гарантом того, что данная разработка будет ими востребована, внедрена в производство.

регулирование инновационной деятельности должно обеспечиваться государством (в особенности, целенаправленность задаваемой стратегии социально-экономического развития общества, задачами повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке) с целью обеспечения согласования интересов всех участвующих в инновационном процессе субъектов. Это также необходимо, для наиболее полной направленности их мотивации на реализацию общенациональных целей. Анализ показывает, что в национальной экономике в инновационном процессе реализуются экономические отношения между создателями новшества, т.е. собственниками ресурсов, потребителями новшеств по вопросам их изготовления, использования и обеспечения ресурсами участвующих в процессе субъектов. в этой связи, организационная структура управления инновационной деятельности должна проявляться в хозяйственных отношениях между всеми участниками инновационной деятельности и не должна включать все структуры. Таким образом, одним из эффективных элементов механизма реализации инновационных проектов является принцип их долевого финансирования, позволяющий осуществлять эти разработки путем гибкого сочетания использования бюджетных средств, и средств отраслей и регионов, предприятий и организаций, заинтересованных в результатах разработок для решения выдвигаемых ими проблем.

Такая государственная поддержка проявляется в форме стимулирования развития науки, техники и инноваций экономическими методами, активного использования рыночных механизмов регулирования отношений в научно-технологической сфере, создания условий для развития конкуренции и предпринимательства в научной и инновационной деятельности. об эффективности организационной структуры управления инновационной деятельности можно говорить лишь тогда, когда деятельность социально-экономических субъектов имеет целенаправленный, осознанный характер, т.е. новое качество возникает в процессе целевого преобразования природно-общественной среды и, прежде всего, экономической.

Создание в настоящее время в республике Узбекистан национальной инновационной системы (НиС) является ключевой задачей не только научно-технической сферы, но и повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Как отмечалось в докладе президента республики Узбекистан и.Каримова, посвящённого итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год: «важнейшая цель и основной приоритет социально-экономического развития на 2010 год-это продолжение и углубление реформирования, обновления и модернизации страны, безусловное выполнение Антикризисной программы на 2009-2012 годы и на этой основе обеспечение высоких и устойчивых темпов роста экономики, её эффективности и макроэкономической сбалансированности».2 переход к экономике знаний требует формирования в стране целостной системы, эффективно преобразующей новые знания в новые технологии, продукты и услуги, которые находят своих реальных потребителей (покупателей) на национальных или глобальных рынках. понятие и концепция формирования национальной инновационной системы в последнее десятилетие активно используется во всех работах, посвященных экономическим аспектам технологического развития. Это произошло во многом благодаря активности организации экономического сотрудничества и развития (оЭСр), а также других международных организаций, в частности Мирового Банка. под эгидой этих организаций, в последние годы выполнено большое количество аналитических исследований, посвященных проблемам трансформации национальных экономик из традиционных индустриальных - в постиндустриальные, т.е. экономики, основанные на знаниях. отметим некоторые принципиальные отличия концепции НиС от традиционной модели инновационной деятельности экономики.

во-первых, в ней явно учитывается, что создание и трансформация нового знания осу-

2 И.А.Каримов Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа. Доклад Президента РУ И.А.Каримова на заседании КМ, посвящённого итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. Народное слово. Т. 30.01.2010г.

ществляется конкретными экономическими субъектами и интересами.

Во-вторых, важнейшую роль в инновационном процессе в соответствии с этой концепцией играют не только сами субъекты, сколько отношения между ними.

В-третьих, очень существенно, каким образом, с помощью каких правил и законов эти отношения регулируются в конкретной экономической системе.

Таким образом, без современной технологии рыночная экономика не может обеспечить повышения конкурентоспособности национальной экономики Республики Узбекистан, из этого следует, что разработка государственной политики поддержки техно-

логических инноваций, основанной на новых принципах и включающей замену административного управления, является определяющим элементом проводимых реформ. В этой ситуации достаточно высокий научный потенциал республики большей частью нейтрализуется низкой эффективностью инновационного процесса. Для мобилизации интеллектуального потенциала республики на решение приоритетных проблем социально-экономического и научно-технического развития требуется создание новых организационных структур позволяющих создать среду, способствующую эффективной организации инновационного процесса по замкнутому циклу.

Список литературы:

1. И.А.Каримов «Наша главная задача-дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа». Доклад на заседании КМ, посвящённого итогам социально-экономического развития страны в 2009 году и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 год. Народное слово. Т. 30.01.2010г.

2. Постановление Президента РУ. И.А.Каримова № 916 от 15 июля 2008 г. «О дополнительных мерах по стимулированию внедрения инновационных проектов и технологий в производство».

3. Васильева Л.И., Муравьева Е.Н. "Методы управления инновационной деятельности» Монография М. КНОРУС, 2005 год.

4. Инновационный тип развитя эконмики Учебник. Под редакцией Соломьева А.И. М. РАГС. 2008 г.

5. Контуры инновационного развития мировой экономики. Прогноз 200-2015 г.г. Под редакцией Дымкина А.А. М. Наука 2000.

6. Назарова Р.Р. Управление внешнеэкономической деятельностью в Республике Узбекистан. Экономика и финансы 2009 год Москва №5. стр 36-39.

7. Назарова Р.Р. К проблеме развития инновационной деятельности экономики Узбекистана. Общественные науки в Узбекистане. № 1-2 2010 г. Стр. 30-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.