Научная статья на тему 'Управление инновационной деятельностью малого бизнеса как фактор потенциала развития Краснодарского края'

Управление инновационной деятельностью малого бизнеса как фактор потенциала развития Краснодарского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / БИЗНЕС / ЭКОНОМИКА / ЗНАНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зелинская М.В., Перова А.Е.

Малый бизнес может стать катализатором инновационной деятельности в экономике страны, так как в силу своей специфики он постоянно сталкивается с необходимостью производить новейшие технологии и продукты. Однако чтобы решить задачу перехода России к экономике, основанной на знаниях, необходимо изменить условия функционирования малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление инновационной деятельностью малого бизнеса как фактор потенциала развития Краснодарского края»

30 (72) - 2011

Вопросы экономики

УДК 338.242

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МАЛОГО БИЗНЕСА КАК ФАКТОР ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

м. в. зелинская,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета,

анализа и аудита Е-mail: zelinskaya@inbox.ru Южный институт менеджмента

а. е. перова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Е-mail: nasper13@mail.ru Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента

Малый бизнес может стать катализатором инновационной деятельности в экономике страны, так как в силу своей специфики он постоянно сталкивается с необходимостью производить новейшие технологии и продукты. Однако чтобы решить задачу перехода России к экономике, основанной на знаниях, необходимо изменить условия функционирования малого бизнеса.

Ключевые слова: инновация, деятельность, управление, бизнес, экономика, знания, эффективность.

В развитых странах заметную роль в экономике играет малый бизнес. Малое предпринимательство производит основную часть валового внутреннего продукта (ВВП) во многих странах (в среднем в странах Евросоюза — до 70 %, в Японии — 61 %, в США — 40 %). Малое предпринимательство обеспечивает работой большинство трудоспособного населения (в среднем в странах Евросоюза — до 72 %, в Японии - 78 %, в Южной Корее - 75,3 %, в Италии - 73 %, во Франции и в США - 54 %). В этой сфере осуществляется большая часть всех

инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу. Малое предпринимательство способствует формированию среднего класса как важнейшего фактора стабильности общества [10].

В России использование подобных возможностей малого бизнеса пока не является реальным приоритетом государственной политики. Несмотря на то, что решения о поддержке малого бизнеса на государственном уровне принимаются начиная с 1990 г., его неравномерное и непоследовательное развитие свидетельствует о том, что для российской власти он скорее обуза, чем действенный механизм развития рыночной экономики. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране.

Вклад малых предприятий в ВВП России составляет чуть более 10 %, что свидетельствует о наличии значительного резерва для дальнейшего роста. Но развитие этого сектора важно не только само по себе. Для многих руководителей и специ-

алистов малые организации являются школой, из которой менеджеры переходят в большой бизнес. При разработке, внедрении и сертификации малого предприятия необходимо учитывать ряд его особенностей:

- во-первых, это упрощенная иерархия (схема управления) внутри организации;

- во-вторых, недостаток специалистов узкого профиля и совмещение различных функций менеджерами;

- в-третьих, слабо развитая инфраструктура;

- в-четвертых, ограниченные финансовые возможности.

Для решения проблемы развития малого предпринимательства в ряде регионов России начали действовать специальные программы поддержки субъектов малого бизнеса. В Краснодарском крае такая целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2009—2012 гг. была утверждена постановлением главы администрации от 05.03.2009 № 150.

Основной целью программы является совершенствование правовых и экономических условий развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства (рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, рост средних доходов и повышение уровня социальной защищенности работников малых предприятий);

- повышение темпов развития малого предпринимательства как одного из стратегических факторов социально-экономического развития края;

- увеличение доли участия субъектов малого предпринимательства в формировании всех составляющих валового регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги).

В Краснодарском крае в сфере малого предпринимательства осуществляют свою деятельность 625,4 тыс. чел., что составляет более 31 % населения, занятого в экономике. Всего в регионе действует свыше 227,6 тыс. субъектов малого предпринимательства, юридических и физических лиц.

В настоящее время по количеству субъектов малого предпринимательства Краснодарский край входит в лидирующую четверку в Российской Федерации. В Южном федеральном округе он занимает ведущие позиции по таким показателям, как количество, численность работающих и

объем реализации продукции малых предприятий. Поэтому особого внимания заслуживает оценка условий функционирования малого бизнеса в регионе. Рассмотрим долю малого бизнеса в основных экономических показателях Краснодарского края (табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о том, что в структуре валового регионального продукта (ВРП) края продукция малых предприятий составляет более 20 %. По ряду видов деятельности удельный вес сотрудников малых предприятий превышает половину всех занятых (туризм и рекреация, торговля и ремонт).

За последние три года увеличивается доля малого бизнеса в выручке организаций края как в общем показателе, так и в разрезе основных сфер его деятельности, это в розничной торговле и общественном питании. Однако по показателю инвестиций в основной капитал доля этих предприятий невелика (всего 8,9 % в 2010 г.), а в ретроспективе наблюдается тенденция к ее снижению.

Проведем исследование институциональных параметров развития малого предпринимательства и специальных механизмов, которые используются для оценки поведения участников рынка, разрешения возникающих споров, адаптации к неожиданным изменениям. В рамках исследования рассмотрим те факторы предпринимательского климата в регионе, которые формируются властями всех уровней и могут ими управляться, оптимизироваться и совершенствоваться (табл. 2).

Таблица 1

Удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях Краснодарского края в 2007—2010 гг., %

Показатель 2007 2008 2009 2010*

ВРП 20,5 22,3 21,7 23,1

Общая численность 19,4 19,7 20,9 31,3

работников

Численность работников

организаций по видам эконо-

мической деятельности:

— гостиницы и рестораны 56,2 57,9 54,8 55,2

— торговля и ремонт 52,1 53,1 55,7 56,2

— операции с недвижимым 40,2 41,1 42,5 44,3

имуществом

Инвестиции в основной 13,5 11,2 8,5 8,9

капитал

Оборот организаций 34,6 35,3 37,1 36,2

Оборот розничной торговли 25,7 29,9 32,5 34,9

Оборот общественного 35,8 44,1 44,3 44,8

питания

* Прогнозная оценка департамента экономического развития Краснодарского края.

Источник: составлено авторами по материалам [5].

Таблица 2

Рейтинг регионов ЮФО в 2010 г. по отдельным факторам развития малого предпринимательства

Фактор Регион

Ростовская Республика Волгоградская Астраханская Краснодарс- Республика

область Калмыкия область область кий край Адыгея

Финансовое состояние 29 69 34 14 65 74

Имущественные ресурсы 26 28 18 43 60 42

Правовая защита 18 56 16 12 46 68

Конкурентная среда 61 10 72 71 28 68

Трансакционные издержки 39 9 69 75 70 56

Поддержка властями 12 5 31 23 60 56

Уровень безопасности 69 54 71 64 30 63

Мотивация бизнеса 23 24 34 53 64 73

Итоговый рейтинг в России 23 24 34 53 64 73

Источник, составлено авторами по материалам [8].

Результаты исследования показали общее 64-е место Краснодарского края из 83 обследованных регионов России. Интересно, что по оценке затрат ресурсов малого бизнеса на взаимодействие с властями, в том числе коррупционных расходов, край занимает 70-е место. По самооценке финансового состояния малый бизнес края занимает в национальном рейтинге лишь 65-е место. Большинство малых предприятий региона не чувствуют поддержки властей (60-е место), испытывают трудности с доступностью производственных площадей (60-е место).

Для анализа условий функционирования предпринимательства в крае в 2010 г. авторами проведено анкетирование 48 представителей малого бизнеса Кубани. В качестве респондентов выступали руководители и главные бухгалтеры предприятий (собственники и наемные менеджеры). Этот выбор обусловлен тем, что данная категория является непосредственным субъектом предпринимательского процесса, в силу своего статуса и полномочий решает большинство проблем функционирования малых предприятий.

Одним из главных результатов исследования можно считать выявление следующих проблем малого предпринимательства Краснодарского края.

1. Оценивая текущее финансовое состояние малого бизнеса, 84 % опрошенных заявили, что положение неустойчивое, для поддержания бизнеса финансовых ресурсов хватает, для развития - нет.

2. Финансирование малых предприятий края лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы. Главным источником финансирования, заявили 58 % респондентов, выступают личные средства

собственника, на втором месте (31 %) - вложения из прибыли. Лишь затем идут кредиты банков (11 %).

3. Об опыте использования банковских кредитов для финансирования своего бизнеса заявили только 33 % опрошенных, из них 22 % сообщили, что пытались получить заемный капитал, но условия оказались невыгодными.

4. Среди причин, по которым не состоялось получение кредита, чаще всего называют невозможность предоставить залог в требуемых банком объемах (48 %) и высокие процентные ставки (33 %).

5. В большей степени экономической конъюнктурой, проблемами конкуренции, спроса и т. п., а не поисками подходов к тому или иному чиновнику озабочены 87,5 % респондентов. Во многом это объясняется влиянием кризиса на внешние условия хозяйствования предприятий, но можно предположить и другое. Предыдущие годы выживания малого бизнеса научили его делить операции на легальные и теневые, и теперь достигнуто равновесие теневой составляющей с коррупционной, а легальной - с официальными финансовыми результатами.

6. Неблагополучной считают конкуренцию в регионе 79 % опрошенных. Большую часть ответственности за это несет администрация, создающая преференции подконтрольному («своему») бизнесу. Не случайно ситуацию с преференциями «для своих» со стороны властей предприниматели оценивают намного хуже, чем ситуацию с недобросовестной конкуренцией со стороны крупного бизнеса.

7. В случае проблем с контролирующими органами предприниматели не станут обращаться в

7х"

59

суд и постараются решить проблемы обращением к посредникам из властных структур. В этом убеждены 60 % респондентов. По результатам проведенных исследований можно сделать вывод об инерционной модернизации экономической системы Краснодарского края.

В современных условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, большое значение приобретает развитие инновационного потенциала, определяемого совокупностью технических, производственных, организационных, маркетинговых, финансовых операций и обеспечивающего реализацию эффективных нововведений в экономике и социальной сфере. Проанализируем основные показатели, характеризующие уровень инновационных процессов на Кубани (табл. 3).

По результатам проведенного анализа видно, что в абсолютном и в относительном выражении на протяжении исследуемого периода количество инновационных продуктов в регионе имеет тенденцию к увеличению. Однако удельный вес инновационных продуктов в ВРП края настолько мал (1,2 % в 2010 г.), что ни о каком инновационном пути развития экономики региона речи быть не может.

Условием перехода к экономике, основанной на знаниях, обеспечения экономического роста, повышения качества жизни, реализации национальных приоритетов является эффективное использование результатов научных исследований и разработок, обновление в реальном секторе экономики. Всего 6,5 % организаций Краснодарского края занимаются теми или иными видами инноваций, причем уровень их инновационной активности постоянно снижается.

Уровень инновационной активности организаций, осуществлявших технологические инно-

вации в 2010 г., составил 5,1 %. Соответствующий показатель по маркетинговым инновациям — 1,1 %, по организационным — 1,8 %. На одно активное в инновационном отношении предприятие приходится пятнадцать предприятий, не осуществлявших инноваций.

Причин низкого уровня инновационной активности несколько. Во-первых, это организационные факторы:

- отсутствие в крае специальных инструментов доходного участия субъектов в инновациях (соинвестируемые проекты, региональное информационное агентство, инновационные центры, мониторинг инновационных продуктов и деятельности компаний и т. д.);

- недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность;

- неразвитость инновационной инфраструктуры (посреднические информационные, юридические, банковские, прочие услуги);

- неразвитость рынка технологий. Во-вторых, это экономические факторы: недостаток информации о новых технологиях, о рынках сбыта, о возможностях кооперирования с другими предприятиями и научными организациями.

Вследствие влияния этих факторов в отношениях между ресурсами и результатами развития экономической системы Краснодарского края присутствуют динамическая неустойчивость и низкая эффективность использования ресурсов.

Так, в 2010 г. эффективность экономического развития характеризовалась следующими показателями:

- доля собственного производства в общем объеме потребления электроэнергии составляла 35 %;

Таблица 3

Показатели развития инновационных процессов Краснодарского края в 2007—2010 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010*

Объем инновационных продуктов, млрд руб. 4,689 7,334 7,106 7,168

Удельный вес инновационных продуктов в ВРП, % 0,7 1,1 1,2 1,2

Число организаций, занимающихся инновационной деятельностью 7,9 6,8 6,6 6,5

в общем числе организаций края, всего, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из них:

— технологическими инновациями 6,4 5,3 5 5,1

— маркетинговыми инновациями 2,2 1,4 1,3 1,1

— организационными инновациями 2,6 2,2 2,3 1,8

Число организаций промышленности, занимающихся инновационной 9,3 8,9 8,3 8,4

деятельностью в общем числе организаций промышленности края, %

* Прогноз департамента экономического развития Краснодарского края Источник: составлено авторами по материалам [6].

- износ основных фондов в электроэнергетике -59,6 %;

- износ основных фондов в топливной промышленности - 52,2 %;

- коэффициент роста энергоемкости ВРП составлял 1,24;

- доля заработной платы в ВРП - 5,1 %;

- доля инновационных продуктов в ВРП составляла всего 1,2 %;

- доля нематериальных активов в капитале крупных корпораций равнялась 0,9 %;

- удельный вес убыточных организаций - 21,7 % [2].

При годовом потреблении около 20 млрд кВт • ч электроэнергии собственной генерацией Кубани покрывается только 35 % этого объема, остальные 65 % - за счет поступления из других регионов. Коэффициент энергоемкости ВРП продолжает расти. Показатели уровня инновационного развития региона крайне малы. Индекс инновативности (36-е место в России) также отражает скорее сельский образ жизни населения и отсутствие крупных научных и образовательных центров.

Выделим факторы, препятствующие реализации потенциала развития Краснодарского края:

- дифференциация населения;

- старение и естественная убыль населения;

- значительная степень физического и морального износа основного оборудования предприятий края;

- недостаток энергоресурсов и высокая зависимость края от цен на энергоносители;

- отставание развития дорожно-транспортной сети при росте грузовых и пассажирских потоков;

- недостаточная конкурентоспособность продукции, товаров и услуг краевых товаропроизводителей;

- недостаток современных технологий, обеспечивающих высокие качественные характеристики производимых продуктов и услуг;

- неразвитость инновационной инфраструктуры. Для изменения вектора развития экономики края институциональные изменения должны затронуть такие ключевые элементы, как продуцирование научных знаний и инноваций, их коммерциализацию и использование, информационное обеспечение инновационного развития, государственное управление им на разных уровнях, образование, переподготовку и повышение квалификации кадров, формирование инновационной культуры в обществе.

Региональное развитие долгое время рассматривалось с точки зрения примитивно понимаемого материального подхода. В условиях современной экономики наиболее значимым стал иной подход. Концепция регионального развития, ориентированная на знания и инновации, доминирует не только в научной, но и в практической сфере во все возрастающем числе стран. Недаром экономист Э. Кулински рассматривает регионы как составные части пространственной экономической системы, где господствуют силы конкуренции. Он отмечает, что регионы, которые благодаря своей более высокой конкурентоспособности могут привлечь значительную долю отечественного и зарубежного рынка, можно в принципе рассматривать как острова инноваций и духа предпринимательства в более широком контексте пространственной сети [4].

По мнению авторов, в данных условиях одной из важнейших задач государства и региональных властей становится поддержка условий развития инновационных малых предприятий, которые могут более адекватно реагировать на изменения в рыночной экономике, что поспособствует созданию конкурентной среды предпринимательства. Таким образом, вопрос об эффективном управлении инновационной деятельностью становится стратегической задачей малого бизнеса.

В отличие от традиционных подходов к управлению организацией, управление инновационным бизнесом базируется на двух основных принципах.

1. Менеджеры фирмы для повышения эффективности инновационной деятельности должны управлять процессами создания и распространения нововведений в масштабах расширенного воспроизводства, создавая сетевые организационные структуры, позволяющие развивать необходимые знания, компетенции; поддерживать постоянный процесс обучения в организации.

2. Для эффективного управления фирмой необходимо создавать платформы ее развития на базе интеграции технологий и компетенций для поддержки и совершенствования определенных портфелей инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности, являющейся ключевым фактором в развитии организации.

Инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, которые ориентированы на формирование новой продукции (новой функции продукции). Инновационный процесс -это не элемент научно-технического прогресса,

это его стимулирующий фактор и потребитель. Фундаментальные исследования — это не часть инновационного процесса, а потенциальный источник важнейшего ресурса инновационной деятельности [7].

Роль фактора управления, управленческой культуры, методологии управления в условиях современной экономики многократно возросла, поскольку усиление позиций бизнеса в конкурентной среде в настоящее время зависит от качества его управления. Поэтому совершенствование управления необходимо рассматривать как один из главных факторов повышения эффективности внедрения в производство инноваций.

Нововведения и способность к их внедрению обеспечивают предприятию определенные конкурентные преимущества. Основная сфера конкуренции — рынок, поэтому главным для выявления экономической значимости нововведения является проведение SWOT-анализа внутренней и внешней среды малого предпринимательства (табл. 4).

Таблица 4

SWOT-анализ внутренней и внешней среды малого

предпринимательства

Показатель Характеристика

Сильные стороны 1. Высококвалифицированные и преданные делу сотрудники. 2. Эффективные каналы распределения. 3. Финансовая стабильность. 4. Ноу-хау. 5. Патенты. 6. Права и завоеванная репутация.

Слабые стороны 1. Недостаток финансовых ресурсов. 2. Недостаток управленческого опыта у руководителя. 3. Недостаток технических навыков и умений. 4. Неэффективные организационные структуры. 5. Низкое качество производства и обслуживания. 6. Высокие затраты на оплату труда сотрудников

Возможности 1. Развитие связей в рамках малого бизнеса. 2. Вторжение на рынок новой технологии. 3. Разработка новой технологии. 4. Укрепление репутации предприятия среди покупателей. 5. Увеличение удовлетворенности покупателей продуктами предприятия

Угрозы 1. Неожиданное вторжение на рынок конкурента. 2. Возрастание затрат, необходимых, чтобы удержаться в бизнесе. 3. Смещение покупательского спроса к продуктам других компаний.

Прежде чем приступать к формированию эффективной управленческой структуры инновационной деятельности, необходимо провести анализ сильных и слабых сторон малого предприятия, а также возможностей и угроз его внешней деловой среды. В результате SWOT-анализа вырабатывается модель управления инновационной организацией, которая предоставляет стратегические средства, помогающие диагностировать проблемы в инновационной системе и выявлять средства решения этих проблем.

Успех инновационной активности предприятий, т. е. реализация фирменной конкурентоспособности в рыночных условиях, зависит от деятельности предприятия, в ходе которой постоянно осуществляются внедрение, совершенствование и замена продукции, производственных процессов и методов сбыта. Основу этой деятельности составляют нововведения, которые в своем развитии проходят три стадии [9]:

- первая — нововведение стимулируется монопольным доходом, который оно обеспечивает его внедряющей организации;

- вторая — технические и коммерческие преимущества постепенно уменьшаются по мере того, как другие организации заимствуют первоначальную идею нововведения;

- третья — монопольная прибыль исчезает или значительно снижается, экономическая система поглощает нововведение и возвращается в состояние равновесия, но уже на новом уровне. Особенно важными являются вторая и третья

стадии. За каждым нововведением следует заимствование (копирование) и организация, осуществляющая нововведение, стремится к тому, чтобы деятельность предприятий-имитаторов не снижала норму ее монопольной прибыли.

Это составляет сущность процесса успешной инновационной деятельности, в котором технологическое нововведение, его внедрение и распространение тесно взаимосвязаны. Отсюда следует вывод относительно одного из принципов успешной инновационной деятельности — перманентности. За каждым нововведением, таким образом, должно следовать новое — это, с одной стороны, обеспечивает имидж инновативности, а с другой — не позволяет конкурентам лишить предприятие монопольной прибыли за счет копирования нового продукта или технологии. Единственным эффективным способом обеспечения перманентности инновационного процесса является стратегическое планирование инноваций.

В качестве основных стратегических путей

повышения эффективности инновационного процесса в организации выделим следующие:

1) использование знаний и интеллекта всей расширенной организации. Необходимо делиться знаниями и представлениями с партнерами и союзниками, внимательно изучать конкурентов, их действия. Необходимо как бы постоянное творческое «перекрестное опыление». Кроме того, следует поддерживать тесные взаимосвязи с исследователями из университетов и научных учреждений, постоянно сканировать коммерческий горизонт в поисках новых тенденций и технологий;

2) интеграция потребителей и поставщиков организации в инновационный процесс. Необходимо направлять специалистов по технологиям на встречи с потребителями, чтобы абсорбировать их потребности, включать основных потребителей и предпочтительных поставщиков в инновационный процесс организации посредством их участия в фокус-группах и мозговых штурмах. Если вы попытаетесь выяснить, что они думают о ваших существующих продуктах или услугах, и установите, чего они действительно хотят, то сказанное может удивить вас. И это удивление может зажечь следующую инновационную идею, в которой нуждается организация;

3) расширение истока, начала инновационного канала организации. Нельзя допускать, чтобы инновационный процесс в организации тормозился с самого начала в результате сложностей, возникающих относительно его измерения и управления. Начальный этап инновационного процесса охватывает области появления идеи, ее изучения и разработки, изготовления образца и, как правило, включает разнообразное множество участников и видов деятельности и длится, пока не появится определенная команда с проектом, бюджетом и графиком работ. Эту часть инновационного процесса довольно трудно измерить и оценить. Результаты этапа не ясны в течение какого-то периода, так же как и ценность одной какой-то идеи. Как правило, только одна из пяти идей доходит до серединного этапа развития инновации, а большинство из выживших часто списываются, перестают использоваться;

4) увеличение темпов инновационного процесса с помощью инновационных сетей и платформ. Поскольку бизнес развивается со все возрас-

тающими скоростями, постольку необходимо увеличивать темпы инновационного процесса, срок жизни новых продуктов уменьшился, а давление со стороны необходимости снижения затрат возросло настолько, что само определение устойчивого конкурентного преимущества изменилось. Если когда-то такое преимущество измерялось десятилетиями, затем годами, то сейчас оно измеряется просто месяцами, а в некоторых случаях даже днями. Единственный способ быть эффективным - это постоянное осуществление высокоскоростного инновационного процесса; 5) постоянный анализ инновационного процесса. На этапе запуска производства, выхода на рынок, коммерциализации инновационного процесса необходимо задавать следующие вопросы [1]:

- позволяют ли рыночные позиции организации эффективно и прибыльно выходить на рынок с новым продуктом или услугой;

- каково влияние новой разработки на продуктовую линию организации, ее эволюцию;

- располагает ли организация соответствующими производственными возможностями и средствами логистики, может ли она быстро достичь наилучших уровней эффекта от масштаба внедрения;

- какую ценность представляет инновационное решение для других организаций на подобных, а также на совершенно других рынках;

- располагает ли организация необходимым персоналом, нужными специалистами, способными успешно вывести на рынок инновационную продукцию;

- какие дополнительные ресурсы и усилия будут необходимы для поддержания и дальнейшего построения бизнеса, основанного на новых продуктах или услугах.

Актуальной проблемой менеджмента инновационной организации является управление ее ресурсами.

Для повышения эффективности развития организации, стимулирования инновационной деятельности авторы считают целесообразным при управлении ее ресурсами руководствоваться следующими рекомендациями:

- преодолевать тенденцию рассмотрения ресурсов организации в чисто бюджетных терминах;

- усиливать воздействие того, чем располагает организация;

- уменьшать барьеры между организацией и ее поставщиками, партнерами и потребителями;

- использовать инновационные платформы организации и партнеров для того, чтобы осуществить инвестиции в человеческие ресурсы и компетенции;

- получать максимум от интеллектуальной собственности организации;

- разрабатывать планы управления инновациями и ресурсами.

Поэтому для совершенствования структуры инновационной организации необходимо:

- создать систему руководства инновациями в организации;

- определить роль и установить должность директора по развитию;

- определить, какого типа инновационные сети необходимы, и управлять ими;

- создавать длительные, устойчивые партнерства;

- использовать гибкие организационные структуры для создания крепкой сети;

- установить четкую ответственность за управление внешними союзами и партнерствами;

- уменьшать значение функционального деления организации.

В настоящее время российская экономика находится в принципиально новых экономических условиях, требующих от хозяйствующих субъектов в конкурентной борьбе доказать свое право на существование путем насыщения рынка новыми технологиями. Правительство РФ и руководители регионов все больше внимания уделяют инновационному развитию отдельных хозяйствующих субъектов. Приходит осознание того, что это важнейшая составная часть экономического развития. Таким образом, эффективность инноваций является одним из самых сложных и проблемных аспектов инновационной деятельности малого предпринимательства.

Многие экономисты склоняются к мнению, что особенности определения экономической эффективности инноваций состоят в следующем [3]:

- необходимо учитывать не только общую массу дохода (полезного результата), который можно получить за весь срок полезного использования нововведения, но и его прирост в сравнении с аналогами;

- все затраты (текущие и единовременные), а также результаты приводятся к расчетному году при помощи как коэффициентов дисконтирования, так и коэффициентов наращивания;

- метод оценки должен базироваться на системе оценочных показателей, учитывающих интересы государства, создателей, производителей, потребителей и бюджета, отражающие интегральный (общий) эффект от создания, производства и эксплуатации нововведений;

- рекомендуется рассчитывать экономический эффект по каждому году их полезного использования и в большей степени увязывать показатели эффективности с реальными хозяйственными процессами, которые будут происходить в экономике;

- исходить из возможности использования двух норм дохода на капитал. Одну из них целесообразно использовать для приведения единовременных затрат к расчетному году, вторую — для согласования интересов инвесторов и производителей нововведений.

Для оценки эффективности инновационных проектов можно выделить качественный и количественные методы [9].

Качественный (целевой) подход ориентирован на оценку эффективности проекта с точки зрения его максимального соответствия поставленным целям. Оценивается стратегическая эффективность нововведения в плане получения долгосрочных рыночных преимуществ. Данный метод основан на умении руководителя предвидеть и прогнозировать будущие рыночные ситуации, определять факторы будущей конкурентоспособности предприятия, ставить достижимые цели и находить новые пути их достижения.

Количественные методы основаны на использовании нескольких показателей:

- метод окупаемости проекта определяет период, необходимый предприятию для возврата первоначальных капиталовложений;

- метод чистой текущей стоимости заключается в расчете текущей стоимости ожидаемого денежного потока по проекту путем дисконтирования по стоимости капитала проекта, затем из текущей стоимости вычитают первоначальные затраты по проекту и получают чистую текущую стоимость, и если результат положительный, то проект принимают;

- метод простой нормы прибыли заключается в сопоставлении средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли со средними инвестициями в проект.

Инновационная деятельность малого предпринимательства осуществляется в условиях неопределенности и повышенного риска, так как

процесс разработки и реализации проектов является достаточно длительным, а внешняя среда меняется очень быстро. Поэтому специалистам сложно предсказать и оценить на начальном этапе конечный результат нововведения.

Авторы предлагают использовать следующую систему показателей оценки эффективности инноваций малого предпринимательства (см. рисунок).

Значимость определения эффекта от реализации инноваций возрастает в условиях экономики, основанной на знаниях. В зависимости от учитываемых результатов и затрат можно выделить следующие виды эффектов:

- во-первых, экономический эффект инновационной деятельности проявляется как повыше-

ние экономической результативности работы предприятия, рациональное использование ресурсов, увеличение экономических ценностей предприятия, увеличение динамики роста, динамики прибыли; - во-вторых, научно-технический эффект, который представляет собой прирост информации, получение новых знаний. Однако измерить это количественно и определить степень эффективности практически не представляется возможным. Эффективность научно-технических результатов обычно оценивается экспертным путем с использованием шкалы характеристик. В последующем на стадии практического использования новых знаний их эффектив-

Показатели эффективности инновационной деятельности малого предпринимательства

7х"

65

ность можно оценить опосредованно через эффективность созданных на их основе новых товаров, оборудования, машин, технологий;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в-третьих, социальный эффект, который проявляется в достижении качественно нового уровня жизни населения, совершенствовании его бытовой среды. Инновационная деятельность приводит также к повышению уровня образования, к появлению новых нематериальных ценностей — культурных, этических, эстетических. Кроме того, инновации могут быть чисто социальными, направленными на решение социальных проблем. Оценить социальный эффект весьма сложно. Обычно ограничиваются его качественным описанием. Однако отдельные компоненты социальной эффективности могут иметь стоимостную оценку и отражаться в расчетах экономической эффективности проекта;

- в-четвертых, экологический эффект. Это улучшение показателей экологической среды: уровня шума, электромагнитного поля, загрязненности, освещенности, вибраций и т. д. Инновация по своим целям может быть чисто экологической, если она направлена на повышение экологической безопасности производства. Но в любом случае экологическая составляющая общего эффекта является обязательной в тех инновациях, которые основаны на сложных технологических системах, содержат экологический риск, большую вероятность аварий и их тяжелых последствий.

В современных условиях инновационная деятельность в большей степени присуща малому предпринимательству, так как оно непременно сталкивается с необходимостью производить новейшие технологии и продукты. Таким образом, вопросы управления инновационной деятельностью малого бизнеса являются весьма актуальными. Тем более что такая деятельность сочетает в себе

разнообразные научные, технические, экономические, социальные, психологические проблемы.

Список литературы

1. Абрамешин А. Е, Аксенов С. Н, Воронина Т. П., Корнюхин С. В., Молчанова О. П., Тихонов А. Н, Ушаков М. А. Менеджмент инновационной организации: учеб. пособие / под ред. проф. А. Н. Тихонова. М.: Европейский центр по качеству, 2003.

2. Информация для ведения мониторинга социально-экономического положения субъектов Российской Федерации в 2010 г.: стат. бюллетень. Краснодар: Краснодарстат, 2010.

3. Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Кулински Э. Региональное развитие — начало поворотного этапа // Региональное развитие и сотрудничество. 1997. № 10.

5. Малое предпринимательство Краснодарского края: стат. сборник. Краснодар: Краснодарстат, 2010.

6. Об инновационной деятельности в Краснодарском крае: аналит. записка. Краснодар: Краснодарстат, 2010.

7. Попков В. П., Евстафьева Е. В. Организация предпринимательской деятельности. Схемы и таблицы. СПб: Питер, 2007.

8. Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ: отчет по результатам общероссийского исследования. М.: ВЦИОМ, 2010.

9. Хотяшева О. М. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. СПб: Питер, 2006.

10. Энциклопедия начинающего предпринимателя: практ. рекомендации. М.: Бук-пресс, 2006.

\

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ !

Журналы Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» стали доступны в электронном виде в Научной Электронной Библиотеке (eLIBRARY.RU).

На сайте eLIBRARY.RU можно оформить годовую подписку на текущие и архивные выпуски журналов, приобрести отдельные номера изданий или статьи.

_)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.