Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ'

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / НИВЕЛИРОВАНИЕ / НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ЗАТРАТЫ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATION-ORIENTED MANAGEMENT / LEVELING / SCIENTIFIC POTENTIAL OF THE REGION / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / COSTS / DEVELOPMENT AND MANAGEMENT MODELS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гатауллин Р. Ф., Чувашаева Э. Р.

Цель работы. Изучить модели управления инновационно ориентированным развитием регионов за счет эффективно функционирующей научно-исследовательской базы в них на примере одной из наиболее индустриально развитых территорий страны - Республики Башкортостан. Рассмотреть проблемы соответствия инновационного потенциала экономики, включая - структуру организаций, занимающихся инновационной деятельностью по ее видам, а также самих затрат на инновации, занятости в научных учреждениях. Метод или методология проведение работы. Проведен статистический анализ тенденций в развитии региона и осуществлен SWOT-анализ инновационной деятельности в республике. Результаты. Обоснование роли повышения эффективности инноваций в регионах для развития страны. Инновационный фактор рассмотрен как фактор формирования неравномерности социально-экономического развития регионов, так и нивелирования данных различий. Двоякая роль инноваций в развитии регионов зависит от их статуса по социально-экономическому развитию. Область применения результатов. Прорыв в развитии регионов невозможно представить без инноваций. Они могут базироваться на собственных научных разработках или на заимствованных. Когда развитие базируется на собственных научных разработках, оно имеет устойчивый характер. Только при поддержке региональных органов власти возможно создание в нем конкурентоспособной науки, современных учебных заведений и инициирование интереса предприятий к инновациям. Выводы. В большинстве национальных республик наука, к сожалению, выполняет представительские функции. Республика Башкортостан является одним из немногих национальных республик, в которой индустриализация сопровождалась созданием развитой научной базы, и, как мы считаем, такая тенденция должна иметь свое продолжение, и оно требует поддержки регионов, что требует создания в них соответствующих моделей инновационно ориентированного управления регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING AN INNOVATION-ORIENTED BUSINESS REGIONAL DEVELOPMENT

Purpose of work. To study models of management of innovation-oriented development of regions at the expense of effectively functioning research base in them on the example of one of the most industrially developed territories of the country - the Republic of Bashkortostan. Consider the problems of matching the innovative potential of the economy, including the structure of organizations engaged in innovation activities by type, as well as the costs of innovation themselves, employment in scientific institutions. Method or methodology for conducting the work. A statistical analysis of trends in the development of the region and a SWOT analysis of innovation activity in the Republic was carried out. Results. Justification of the role of improving the efficiency of innovation in the regions for the development of the country. The innovative factor is considered as a factor in the formation of uneven socio-economic development of regions, and leveling these differences. The dual role of innovation in the development of regions depends on their socio-economic development status. Scope of the results. It is impossible to imagine a breakthrough in regional development without innovation. They can be based on their own scientific developments or on borrowed ones. When development is based on its own scientific developments, it is sustainable. Only with the support of regional authorities is it possible to create a competitive science, modern educational institutions and initiate the interest of enterprises in innovation. Conclusions. The majority of the national republics of the science, unfortunately, performs representative functions. The Republic of Bashkortostan is one of the few national republics where industrialization has been accompanied by the creation of a developed scientific base, and we believe that this trend should continue, and it requires the support of regions, which requires the creation of appropriate models for innovation-oriented regional management.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ»

УДК 330.332.5 ГА ТАУЛЛИН РИНА ТФАЗЛ ТДИНОВИЧ

д.э.н., профессор, заведующий сектором экономики и управления развитием территорий Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение ФГБУН Уфимского федерального исследовательского центра РАН,

e-mail: [email protected]

ЧУВАШАЕВА ЭЛЬВИРА РИФОВНА

младший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий Институт социально-экономических исследований — обособленное структурное подразделение

ФГБУН Уфимского федерального исследовательского центра РАН,

e-mail: [email protected]

DOI: 10.26726/1812-7096-2019-11 -241 -249 УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННО ОРИЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНОВ 1

Аннотация. Цель работы. Изучить модели управления инновационно ориентированным развитием регионов за счет эффективно функционирующей научно-исследовательской базы в них на примере одной из наиболее индустриально развитых территорий страны — Республики Башкортостан. Рассмотреть проблемы соответствия инновационного потенциала экономики, включая — структуру организаций, занимающихся инновационной деятельностью по ее видам, а также самих затрат на инновации, занятости в научных учреждениях. Метод или методология проведение работы. Проведен статистический анализ тенденций в развитии региона и осуществлен SWOT-анализ инновационной деятельности в республике. Результаты. Обоснование роли повышения эффективности инноваций в регионах для развития страны. Инновационный фактор рассмотрен как фактор формирования неравномерности социально-экономического развития регионов, так и нивелирования данных различий. Двоякая роль инноваций в развитии регионов зависит от их статуса по социально-экономическому развитию. Область применения результатов. Прорыв в развитии регионов невозможно представить без инноваций. Они могут базироваться на собственных научных разработках или на заимствованных. Когда развитие базируется на собственных научных разработках, оно имеет устойчивый характер. Только при поддержке региональных органов власти возможно создание в нем конкурентоспособной науки, современных учебных заведений и инициирование интереса предприятий к инновациям. Выводы. В большинстве национальных республик наука, к сожалению, выполняет представительские функции. Республика Башкортостан является одним из немногих национальных республик, в которой индустриализация сопровождалась созданием развитой научной базы, и, как мы считаем, такая тенденция должна иметь свое продолжение, и оно требует поддержки регионов, что требует создания в них соответствующих моделей инновационно ориентированного управления регионами.

Ключевые слова: инновационно ориентированное управление, нивелирование, научный потенциал региона, Республика Башкортостан, затраты, модели развития и управления.

G A TA ULLIN RINA T FAZL TDINOVICH

doctor of Economics, Professor, head of the sector of economy and management of territorial development Institute of socio-economic research — separate structural division division OF the Ufa Federal research center of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: [email protected]

1 Данное исследование выполнено в рамках государственного задания №00700256-18-01 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2019 г.

CHUVASHAEVA ELVIRA RIFOVNA

Junior research fellow, Department of Economics and management development The Institute of socio-economic research is a separate structural division of the Ufa Federal research center

of the Russian Academy of Sciences, e-mail: [email protected]

MANAGING AN INNOVATION-ORIENTED BUSINESS REGIONAL DEVELOPMENT

Abstract. Purpose of work. To study models of management of innovation-oriented development of regions at the expense of effectively functioning research base in them on the example of one of the most industrially developed territories of the country — the Republic of Bashkortostan. Consider the problems of matching the innovative potential of the economy, including the structure of organizations engaged in innovation activities by type, as well as the costs of innovation themselves, employment in scientific institutions. Method or methodology for conducting the work. A statistical analysis of trends in the development of the region and a SWOT analysis of innovation activity in the Republic was carried out. Results. Justification of the role of improving the efficiency of innovation in the regions for the development of the country. The innovative factor is considered as a factor in the formation of uneven socio-economic development of regions, and leveling these differences. The dual role of innovation in the development of regions depends on their socio-economic development status. Scope of the results. It is impossible to imagine a breakthrough in regional development without innovation. They can be based on their own scientific developments or on borrowed ones. When development is based on its own scientific developments, it is sustainable. Only with the support of regional authorities is it possible to create a competitive science, modern educational institutions and initiate the interest of enterprises in innovation. Conclusions. The majority of the national republics of the science, unfortunately, performs representative functions. The Republic of Bashkortostan is one of the few national republics where industrialization has been accompanied by the creation of a developed scientific base, and we believe that this trend should continue, and it requires the support of regions, which requires the creation of appropriate models for innovation-oriented regional management. Keywords: innovation-oriented management, leveling, scientific potential of the region, Republic of Bashkortostan, costs, development and management models.

Введение. Слово «инновация» происходит от латинского novatio («обновление/ изменение»), что означает внедрение нового [1]. Изучать инновации начали в XX в. Понятие «инновация» ввел Й. Шумпетер. В своей работе «Теория экономического развития» он дал описание инновации как внедрения новых технологий, продуктов и т. д. [2]. Б. Твист, Б. Санто считали, что инновация - это процесс, в котором изобретения или идеи становятся факторами экономики. Ф. Никсон полагал, что инновация - это совокупность технико-технологических, производственных, организационных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [3]. Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, Д. Белл, Дж. Нейсбитт и др. придерживались мнения, что инновации обеспечат экономическое превосходство региона или страны, которая её создаёт [4]. Хегерстранд Т. рассматривал проблему распространения инноваций по территории, их скорости и траектории [5]. Проблемами инноваций занимались и отечественные ученые Сорокин П., Анчишкин А., Матвейкин В.Г., Глазьев С., Голиченко О., Яковец Ю.В., Яковенко Е.Г., Дынкин А., Иванова Н И. [7], Гайнанов Д.А. [8,9], Мухамедьяров А.М. [10] и др.

Применяя инновации, можно нивелировать пространственную поляризацию в развитии регионов. Пространственная поляризация, по нашему мнению, это процесс, выражающийся в концентрации социально-экономического потенциала в отдельных территориальных подсистемах, обусловленный такими свойствами экономического пространства, как фрактальность, неоднородность, дискретность и локализация [11]. Также под категорией «нивелирование пространственной поляризации» нами понимается процесс сближения или ослабления неравномерности в развитии его подсистем, качественных изменений в результате функционирования экономики [12, 13].

Инновации, являясь главным положительным фактором развития, в настоящее время ста-

новятся и главным отрицательным фактором неравномерности социально-экономического развития территорий. Наиболее удачным является ситуация, когда структура экономики и ге-ненерируемые на территории инновации совпадают. В этом случае растет конкурентоспособность экономики и доходы населения, формируются новые точки роста и происходит технологический прорыв. Мы считаем, что устойчивость в социально-экономическом развитии регионов предполагает реализацию в них инновационно ориентированной модели управления.

Методы исследования. В данной статье нами проведен системный анализ проблем с использованием статистического анализа и SWOT-анализ инновационной деятельности в Республике Башкортостан.

Анализ проблемы. В условиях инновационной экономики процесс создания инноваций становится главным. Инновационный потенциал способствует технологическому прорыву в экономике [14]. В регионах, в зависимости от их развития, инновации могут или увеличивать разрыв между группой опережающего развития в них и остальными регионами, если они проявлялись в первой из них, или способствовать нивелированию, когда инновации больше представлены в менее развитых регионах.

Рассмотрим исходные условия, которые есть в настоящее время в Республике Башкортостан для осуществления технологического прорыва. По данным Башстата, в Республике Башкортостан за 2017 г. наибольшая доля ВРП приходится на обрабатывающие производства (28,4%), торговлю и ремонт автотранспортных средств (15,5%), транспортировку и хранение (7,7%), строительство (7,2%), сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (7%) [15].

Доля организаций, занимающихся инновационной деятельностью на территории Республики Башкортостан в 2017 г., составила 7,4%. Данный показатель по республике по сравнению с 2010 г. уменьшился в 2017 г. на 20%, а по России - на 12,9%. Инновационная продукция в общем объеме, отгруженной промышленными предприятиями республики продукции, составила 7,0% (в России - 7,2%) [15, 16].

Инновационная активность предприятий больше в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви (16,7%), химическом производстве (47,6%), прочих неметаллических минеральных продуктов (6,1%), а также в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования (18,6%) [15]. За 2010-2017 гг. в Республике Башкортостан наблюдается снижение доли предприятий, осуществляющих технологические инновации, - с 10,0 до 6,2%. Инновационная активность во многих предприятиях снизилась в связи с кризисом.

В 2017 г. внешнеторговый оборот Республики Башкортостан составил 5,0 млрд долл. США, произошел спад на 20,6% по сравнению с 2016 г. Экспорт 2017 г. составил 4,3 млрд долл. США. По сравнению с 2016 г. он снизился на 25,3%. В экспорте республики преобладают минеральные продукты (57,0%), машиностроительная продукция (18,3%), химическая продукция, каучук (17,2%), т. е. продукция, которая не относится к высокотехнологичной [15, 16].

За период с 2010 по 2017 гг. затраты на НИР в республике выросли в 2,2 раза (составив 8813 млн руб.). Если сравнить, затраты на исследования и разработки по ПФО составляют 1,5% ВРП, в Республике Башкортостан - 0,6% ВРП [15, 16]. Недофинансирование научных учреждений республики за счет федерального бюджета налицо. В республике наука в высших учебных заведениях не получила должного развития. На территории республики отсутствуют федеральные университеты, только ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет» имеет статус исследовательского.

Структура текущих затрат на НИР по видам работ в период с 2010 по 2017 гг. существенно изменилась: прослеживается тенденция снижения удельного веса прикладных (с 27,1% в 2010 г. до 26,4% в 2017 г.) и фундаментальных исследований (с 25,0% в 2010 г. до 11,9% в 2017 г.). Затраты на разработки составили большую долю расходов на НИР - 61,7%. Затраты на технологические инновации в Республике Башкортостан в 2017 г. составили 28932,4 млн руб., что 4,3 раза выше, чем в 2010 г. [15].

В затратах на технологические инновации по видам деятельности по Республике Башкортостан преобладали расходы на приобретение машин, оборудования, технологий и программных средств, а по России больше было потрачено на исследования и разработки новых продуктов (рис. 1).

I Республика Башкортостан 2010 f, ¥ РвСПубл и " л E-i ш " D р юст а» 201Î Г, Я Республик* Башкортостан 2017 г I Российская веде р зцнН ч 201В г. ■ Российская Феде рл ция 2011 г. Российская Фидера .цля 201 ? г.

Рис. 1. Структура затрат на технологические инновации по видам деятельности, % [15, 16]

Это говорит о том, что наметилась положительная тенденция в связи с увеличением затрат на исследования и разработки в Российской Федерации. В Республике Башкортостан впервые за последние годы на исследования и разработки стали тратить больше средств за счет сокращения затрат на производственное проектирование и приобретение оборудования.

Из рис. 2 видно, что производственные предприятия стали меньше тратить свои средства на технологические инновации, в основном финансирование велось за счет средств федерального бюджета и прочих источников. Мы считаем, что руководители производственных предприятий во времена кризиса не хотят рисковать своими средствами и используют их, скорее всего, на другие цели.

Рис. 2. Структура затрат на технологические инновации по источникам финансирования, % [15,16]

В настоящее время отрасли, специализирующиеся в экономике республики, в своем развитии во многом базируются на разработках ученых республики, а именно - институтов УФИЦ РАН. Несмотря на недостатки в развитии научно-исследовательских учреждений, они в краткосрочный период пока способны удовлетворить потребности республики в научном обеспечении.

Башкирия в своем развитии сегодня больше выступает как потребитель научных результатов. Крупные корпорации очень часто предпочитают использовать разработки других стран, не обращая внимания на результаты отечественной науки.

Инвестиции в основной капитал по виду деятельности «научные исследования и разработки» в Республике Башкортостан в 2017 г. составили 305,19 руб. на душу населения, что ниже данных по России (938,91 руб. на душу населения). Переход к преимущественному заимствованию чужих разработок в области инноваций привел к сокращению численности персонала, занятого научными исследованиями. В государственном секторе за 2017 г. сократилось количество работников в 1,2 раза по сравнению с 2010 г. и в секторе высшего профессионального образования - в 1,5 раза (рис. 3).

18000 16000 14000 12000 10000 3000 6000 4000 2000 о

■ Всего работников

I Государственный сектор

■ Предприми (Via телнекий сектор

■ Сектор высшего профессионального образования

Рис. 3. Численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками в Республике Башкортостан, по секторам деятельности, чел. [15]

SWOT-анализ инновационной деятельности в Башкортостане, показывает следующее (табл. 1).

Возникает вопрос: что можно сделать силами республики в плане перехода на инновационный путь развития? Без надлежащей поддержки науки и новаций в регионах страны невозможно обеспечить устойчивое их развитие и преодолеть отставание в социально-экономической и технологической сферах.

Рассмотрим базовые принципы модели управления инновациями в регионах, среди которых можно отметить:

- ориентацию на будущее, учитывающую возможные изменения в технологиях производства, новшества в использовании сырья и материалов;

- укрепление взаимосвязей внутри социально-экономической системы регионов;

- повышение качества жизни населения;

- снижение давления на экологическую среду;

20Ю г. 2011г. 2012 г. 2015 г 2017 г

- усиление роли фактора знаний и компетентности в развитии территории;

- выдвижение на передний план требований к качеству медицинских услуг;

- укрепление мотивации регионов на самостоятельную разработку инноваций;

- повышение роли стратегирования в социально-экономическом развитии.

Таблица 1

SWOT-анализ инновационной деятельности Республики Башкортостан

Сильные стороны Возможности

1. Наличие крупных предприятий, нуждающихся в инновациях. 1. Осуществление технологического прорыва Создание эффективно функционирующего инновационного комплекса в республике.

2. Наличие достаточно мощных академических учреждений. 2. Привлечение инвестиций и инноваций в республику.

3. Стимулирование инновационного спроса.

4. Превращение республики в посредника в инновационных потоках, направленных в страны Центральной Азии.

Слабые стороны Угрозы

1. Слабость индустрии инноваций. 1. Возникновение хронического отставания республики по инновациям от других регионов.

2. Недостаточность финансовых ресурсов, которые можно использовать на инновации. 2. Сохранение неконкурентоспособных институтов, призванных обеспечить инновационное развитие.

3. Отсутствие должной инфраструктуры инноваций. 3. Деградация материально-технической базы производственных видов деятельности.

4. Невысокая заинтересованность производственных предприятий в сотрудничестве с наукой. 4. Утеря конкурентоспособности вузов и научных учреждений республики.

Следует отметить, что общей проблемой во всех прогнозах социально-экономического развития является слабая проработанность вопроса об определении вновь внедряемых технологий на будущие периоды. На уровне регионов и муниципальных образований при разработке стратегий их развития за редким исключением и только в разделах развития отраслей инфраструктуры содержится определение направлений технологического развития. В остальных отраслях и видах экономической деятельности какой-либо значимый взгляд на обновление технологий и производство принципиально новых видов продукции отсутствует.

В стране в последние годы инновации в основном имеют формальный характер, в результате качество жизни населения не растет, более того, налицо в ряде случаев их отрицательные последствия [17]. Например, переход к применению энергосберегающих лампочек привел к закрытию ряда предприятий, к сокращению десятков тысяч рабочих мест.

В современных условиях инновационность означает не только освоение выпуска новых товаров и услуг, применение новых технологий, но и новые требования к человеческому капиталу, компетенциям и здоровью граждан [18, 19, 20]. Поэтому инициативы республики в части развития инновационного сектора уже сегодня востребованы.

В борьбе за конкурентоспособность выигрывают те регионы, которые на долгосрочный период создают все условия для инновационно ориентированного развития регионов (рис. 4).

Результаты. Переход к инновационно ориентированной модели развития регионов требует слаженной работы органов власти, бизнес-структур, занятых в них работников и населения в целом. К сожалению, приходится констатировать, что в Республике Башкортостан в последние годы это требование не соблюдалось. Поэтому вместо слаженной работы при реализации ряда бизнес-проектов (предприятия «Кроношпан», добыча цветных металлов в Зауралье, свинокомплекс «Таврос» в Благоварском районе и т. д.) возникли конфликтные ситуации.

Для развития инновационной экономики регионы используют такие институты, как создание технопарков, центров трансфера новых технологий, технополисов или наукоградов, специализированных фондов и т. д., результативность в деятельности которых зависит от их слаженной работы.

Рис. 4. Модель управления инновационно ориентированного развития регионов

Управление инновационно ориентированным развитием регионов предполагает разработку и реализацию соответствующих стратегических документов, прежде всего, программ, ориентированных на создание в них инфраструктуры инноваций. При этом конечной целью данных программ выступает создание кластеров, способных предложить конкурентоспособные товары и услуги.

Следует признать, соперничество между регионами Российской Федерации в области привлечения инвестиций, генераций научных разработок в настоящее время приобретает все более реальные черты. В этом все большее значение имеют:

- снятие административных барьеров на пути реализации инновационных проектов;

- стимулирование инноваций и инвестиций на предприятиях;

- поддержание в дееспособном состоянии институтов инновационного развития. Выигрывают те регионы, где субъекты управления являются инновационно ориентированными.

Выводы. Поступательность в социально-экономическом развитии регионов возможна лишь на инновационной основе, переход к которому требует реализации стратегирования, укрепления взаимосвязей внутри элементов подсистем, большей ориентации на повышение качества жизни, улучшение экологии, усиление роли человеческого капитала. Литература

1. Агарков, С. А., Кузнецова, Е. С., Грязнова, М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика // Академия Естествознания. 2011. - URL : https://monographies.ru/ru/book/ section?id=3777 (дата обращения: 03.10.2019).

2. Shionoya, Y. Shumpeter and his surroundings: on overview // Schumpeter and the Idea of Social Science : A Metatheoretical Study. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007.

3. Инновационная экономика ; под ред. А. А. Дынкина и Н. И. Ивановой /Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междунар. отношений (ИМЭМО). - 2-е изд., испр. и доп. -М. : Наука, 2004.

4. Инновационная экономика. - URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D% D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (дата обращения: 03.10.2019).

5. Hagerstrand, T. Diffusion of Innovation as the Arial Process. - L.,1954.

6. Вареник, К. А. Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XX в. // Современ-

ные проблемы науки и образования. 2013. M 5 [Электронный ресурс]. - URL : http://science-education.ru/ ru/article/view?id=10169 (дата обращения: 10.09.2019).

7. Отраслевые инструменты инновационной политики ; отв. ред. акад. Н.И. Иванова - М. : ИМЭМО РАН, 2016. DOI: 10.20542/978-5-9535-0478-2.

8. Инвестопроводящая система инновационной экономики региона : монография ; под ред. Д.А. Гайна-нова. - Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.

9. Гайнанов, Д. А., Новоселова, О. В., Артемова, Е. А. и др. Башкортостан - территория инвестиций. -Уфа : МПВЭС РБ, 2009.

10. Основы управления инновационным потенциалом разноуровневых социально-экономических систем : монография ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. А.М. Мухамедьярова. - Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2016.

11. Структуризация экономического пространства региона : сущность, факторы, проектирование : монография ; под ред. Р.Ф. Гатауллина. - Уфа : ИСЭИ УНЦ РАН, 2016.

12. Гатауллин, Р. Ф, Аслаева, С. Ш. Нивелирование и поляризация в развитии экономического пространства // Фундаментальные исследования. 2017. M 9-1. С. 164-168.

13. Нивелирование гетерогенности экономического пространства как фактор обеспечения национальной безопасности : монография ; под общ. ред. д.э.н., проф. Р.Ф. Гатауллина. - Уфа : ИСЭИ УФИЦ РАН, 2018.

14. Гатауллин, Р. Ф. Технологический прорыв как основа преодоления поляризации социально-экономического развития территорий // Экономика и предпринимательство. 2017. M 8 (ч. 2). С. 371375.

15. Наука и информационные технологии в Республике Башкортостан : стат. сб. - Уфа : Башкорто-станстат, 2017.

16. Регионы России : Социально-экономические показатели : стат. сб. /Росстат. - М., 2018.

17. Башкортостан : путь в будущее : монография ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Ф. Гатауллина / Уфимский научный центр РАН; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ). - Уфа, 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Печаткин, В. В. Развитие инновационной системы Республики Башкортостан : проблемы и механизмы их решения // Региональная экономика : теория и практика. 2016. M7. С. 14-21.

19. Кургузова, А. С. Инновационный потенциал Республики Башкортостан // Гуманитарные научные исследования. 2018. M 11 [Электронный ресурс]. - URL : http://human.snauka.ru/2018/11/25290 (дата обращения: 27.05.2019).

20. Калимуллина, А. М. Инновационная активность и конкурентоспособность экономики Республики Башкортостан //Креативная экономика. 2015. M 9(12). С. 1509-1516. DOI: 10.18334/ce.9.12.2175.

References:

1. Agarkov, S. A., Kuznecova, E. S., Gryaznova, M. O. Innovacionnyj menedzhment i gosudarstvennaya inno-vacionnaya politika // Akademiya Estestvoznaniya. 2011. - URL : https://monographies.ru/ru/book/section? id=3777 (data obrashcheniya: 03.10.2019).

2. Shionoya, Y. Shumpeter and his surroundings: on overview // Schumpeter and the Idea of Social Science : A Metatheoretical Study. - Cambridge : Cambridge University Press, 2007.

3. Innovacionnaya ekonomika ; pod red. A. A. Dynkina i N. I. Ivanovoj / Ros. akad. nauk, In-t mirovoj ekonomiki i mezhdunar. otnoshenij (IMEMO). - 2-e izd., ispr. i dop. - M. : Nauka, 2004.

4. Innovacionnaya ekonomika. - URL : https://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0% BE%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%8D% D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0 (data obrashcheniya: 03.10.2019).

5. Hagerstrand, T. Diffusion of Innovation as the Arial Process. - L.,1954.

6. Varenik, K. A. Teoriya innovacij kak klyuchevoe napravlenie nauchnyh issledovanij XX v. // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://science-education.ru/ru/article/ view?id=10169 (data obrashcheniya: 10.09.2019).

7. Otraslevye instrumenty innovacionnoj politiki ; otv. red. akad. N.I. Ivanova - M. : IMEMO RAN, 2016. DOI: 10.20542/9 78-5-9535-0478-2.

8. Investoprovodyashchaya sistema innovacionnoj ekonomiki regiona : monografiya ; pod red. D.A. Gajnano-va. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2009.

9. Gajnanov, D. A., Novoselova, O. V., Artemova, E. A. i dr. Bashkortostan - territoriya investicij. - Ufa : MPVES RB, 2009.

10. Osnovy upravleniya innovacionnym potencialom raznourovnevyh social'no-ekonomicheskih sistem : monografiya ; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. A.M. Muhamed'yarova. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2016.

11. Strukturizaciya ekonomicheskogo prostranstva regiona : sushchnost', faktory, proektirovanie : monografiya ; pod red. R.F. Gataullina. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2016.

12. Gataullin, R. F, Aslaeva, S. SH. Nivelirovanie i polyarizaciya v razvitii ekonomicheskogo prostranstva // Fundamental'nye issledovaniya. 2017. № 9-1. S. 164-168.

13. Nivelirovanie geterogennosti ekonomicheskogo prostranstva kak faktor obespecheniya nacional'noj be-zopasnosti : monografiya ; pod obshch. red. d.e.n., prof. R.F. Gataullina. - Ufa : ISEI UFICRAN, 2018.

14. Gataullin, R. F. Tekhnologicheskij proryv kak osnova preodoleniya polyarizacii social'no-ekonomicheskogo razvitiya territorij //Ekonomika ipredprinimatel'stvo. 2017. № 8 (ch. 2). S. 371-375.

15. Nauka i informacionnye tekhnologii v Respublike Bashkortostan : stat. sb. - Ufa : Bashkortostanstat, 2017.

16. Regiony Rossii : Social'no-ekonomicheskie pokazateli : stat. sb. /Rosstat. - M., 2018.

17. Bashkortostan : put' v budushchee : monografiya ; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. R.F. Gataullina / Ufmskij nauchnyj centr RAN; Vostochnaya ekonomiko-yuridicheskaya gumanitarnaya akademiya (Akademiya VEGU). - Ufa, 2017.

18. Pechatkin, V. V. Razvitie innovacionnoj sistemy Respubliki Bashkortostan : problemy i mekhanizmy ih resh-eniya //Regional'naya ekonomika : teoriya i praktika. 2016. №7. S. 14-21.

19. Kurguzova, A. S. Innovacionnyj potencial Respubliki Bashkortostan // Gumanitarnye nauchnye issledovani-ya. 2018. № 11 [Elektronnyj resurs]. - URL : http://human.snauka.ru/2018/11/25290 (data obrashcheniya: 27.05.2019).

20. Kalimullina, A. M. Innovacionnaya aktivnost' i konkurentosposobnost' ekonomiki Respubliki Bashkortostan //Kreativnaya ekonomika. 2015. № 9(12). S. 1509-1516. DOI: 10.18334/ce.9.12.2175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.