Экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами
АПК и сельское хозяйство
УДК: 338.439 ГАЛИКЕЕВ РАЗИТ НАБИАХМЕТОВИЧ
к.э.н., старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований — обособленного структурного подразделения ФГБНУ УФИЦ РАН,
е-mail: [email protected]
ЛУТФУЛЛИН ЮНИР РИФОВИЧ
д.э.н., профессор, профессор кафедры культурологи и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы,
е-mail: [email protected]
АХМЕТОВ ВИЛЮР ЯМИЛЕВИЧ
к.э.н., доцент, старший научный сотрудник сектора экономики и управления развитием территорий Института социально-экономических исследований — обособленного структурного подразделения ФГБНУ УФИЦ РАН,
е-mail: [email protected]
001:10.26726/1812-7096-2019-11 -27-34 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН1
Аннотация. Цель работы. В рамках данной статьи сделана попытка критически проанализировать выполнение государственной программы продовольственного обеспечения Республики Башкортостан. Метод или методология проведения работы. Проведен сопоставительный анализ фактических показателей по производству сельскохозяйственной продукции в Республике Башкортостан и целевых индикаторов государственной программы продовольственного обеспечения. Результаты. Актуализирована необходимость повышения уровня продовольственного обеспечения для каждого региона страны, которая неразрывно связана с общим развитием сельского хозяйства и АПК каждого субъекта Российской Федерации. Постоянно проводимый мониторинг позволяет выявить риски в развитии сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике. Все это обусловило необходимость исследования данных вопросов и нашло отражение в выбранной теме. В ходе исследования был проведен анализ деятельности сельского хозяйства и АПК региона; выявлены причины недостижения плановых показателей по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике. Рассмотрены приоритетные инвестиционные проекты, осуществляемые в АПК Республики Башкортостан. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при анализе и прогнозировании структурных изменений в АПК Республики Башкортостан. Выводы. По итогам исследования сделан вывод, что для повышения уровня продовольственного обеспечения Республики Башкортостан, кроме постоянного мониторинга развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, необходимо четкое определение стратегических направлений развития сельского хозяйства и АПК, а также увеличение инвестиционных вложений в современные агропроекты.
Ключевые слова: государственная программа, целевые показатели, индикаторы, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, оценка риска, продовольственное обеспечение.
1 Данное исследование выполнено в рамках государственного задания № 007-00256-18-01 ИСЭИ УФИЦ РАН на 2019 г.
Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Ахметов В.Я.
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ __РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН _
GALIKEEV RAZITNABIAHMETOVICH
Ph. D. in Economics, senior research officer of the sector Economics and management of territorial development of the Institute of socio-economic
research — a separate business unit of GNU UITs wounds,
e-mail: [email protected]
LUTFULLIN YUNIR RIFOVICH
doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of cultural studies and socio-economic studies disciplines of the Bashkir state pedagogical University. M. Akmulla,
e-mail: [email protected]
AHMETOV VILYUR YAMILEVICH
Ph. D. in Economics, associate Professor, senior researcher in the sector of Economics and Management development of territories of the Institute of social and economic research — a separate business unit of GNU UITs wounds,
e-mail: [email protected]
ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF THE STATE PROGRAM FOOD SECURITY OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN
Abstract. Purpose of work. This article attempts to critically analyze the implementation of the state program of food security of the Republic of Bashkortostan. Method or methodology of the work. A comparative analysis of the actual indicators of agricultural production in the Republic of Bashkortostan and the target indicators of the state program of food security was carried out. Results. The need to increase the level of food security for each region of the country, which is inextricably linked with the overall development of agriculture and agro-industrial complex of each subject of the Russian Federation, has been updated. Constant monitoring allows us to identify risks in the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Republic. All this made it necessary to study these issues and was reflected in the chosen topic. The study analyzed the activities of agriculture and agribusiness in the region; the reasons for the failure to achieve the planned indicators for the development of agriculture and regulation of markets for agricultural products, raw materials and food in the Republic are identified. Priority investment projects implemented in the agro-industrial complex of the Republic of Bashkortostan are considered. Scope of the results. The results of the research can be used in the analysis and forecasting of structural changes in the agro-industrial complex of the Republic of Bashkortostan. Conclusions. The study concluded that to improve food security of the Republic of Bashkortostan, in addition to continuous monitoring of the development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food, you need a clear definition of strategic directions of development of agriculture and agribusiness, as well as increase investment in modern agricultural projects.
Keywords: state program, targets, indicators, agriculture, agricultural products, risk assessment, food security.
Введение. Территория Республики Башкортостан с населением в 4,1 млн чел. (7-е место в стране) занимает 27-е место в России и насчитывает 142,9 тыс. км, из них сельхозугодий - 3 млн га, пашни - 3,6 млн га. Объем валовой сельскохозяйственной продукции в 2018 г. составил 155 млрд руб. [4].
Эти данные являются показателями результатов нелегкого повседневного труда аграриев. Но в рамках региональной государственной программы по развитию сельского хозяйства зачастую возникают риски, которые могут привести к невыполнению установленных целевых показателей и индикаторов обеспечения продовольственной безопасности региона [9. 10, 11]. В связи с этим авторами был проведен анализ достижения плановых значений сводных показателей государственных заданий по развитию сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. На основе отчетов о выполнении мероприятий государственной программы была проведена оценка риска недостижения целевых показателей и индикаторов обеспечения продовольственной безопасности региона.
Методы исследования. В ходе изложении материала следует отметить, что по итогам первого полугодия 2019 г. объем валовой сельхозпродукции составил 48 746,7 млн руб., индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств составил 100,0% (при плане - 101,6%). Индекс производства продукции растениеводства составил 100% (при плане 101,9%).
В дальнейшем в процессе выполнения государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» [21] за первое полугодие 2019 г. выяснилось, что ряд плановых показателей по обеспечению продовольственной безопасности в регионе может быть не выполнен. Связано это с рядом объективных факторов, в первую очередь, природно-климатических [7, 14].
Так, в апреле 2019 г. на территории 42 муниципальных районов Республики Башкортостан был объявлен режим чрезвычайной ситуации в связи с беспрецедентной гибелью озимых культур на площади более 140 тыс. га. Данные площади были пересеяны яровыми зерновыми, зернобобовыми и масличными культурами, урожайность которых в наших природно-климатических условиях традиционно ниже урожайности озимых культур. В этой связи валовой сбор зерна в 2019 г. ожидается на уровне, не превышающем 3 млн т. Также в связи с неблагоприятными условиями (ливень) аграрии вынуждены были осуществить пересев более 5 тыс. га сахарной свеклы. Несмотря на сохранение общей площади посевов сахарной свеклы, ввиду биологических особенностей в совокупности с нарушением агротехнических требований по срокам ее посевов, урожайность сахарной свеклы окажется в текущем году ниже, что также отразится на сокращении ее валового сбора до 1400 тыс. т (для сравнения: в 2018 г. - 1426,2 тыс. т) [21].
За январь-июнь 2019 г. сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами произведено 51,8 тыс. т овощей закрытого грунта (113% к аналогичному периоду 2018 г.).
К 1 июля 2019 г. численность крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий составила 1016,1 тыс. голов (95% к 1 июля 2018 г.), в т. ч. коров - 398,1 тыс. (100,6%); поголовья свиней - 490,6 тыс. голов (99,3%), овец и коз - 774 тыс. (89,1%), лошадей - 117,3 тыс. голов (100,3%), птицы - 14,3 млн голов (99,5%) [19].
Снижение выращивания скота и птицы во всех категориях хозяйств обусловлено сокращением поголовья всех основных видов сельскохозяйственных животных кроме лошадей.
Уменьшение поголовья связано с дефицитом оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вынуждены реализовывать имеющееся у них поголовье с целью оплаты срочных задолженностей по кредитам, заработной плате, налогам, а также подготовки к весенне-полевым работам (закуп ГСМ, удобрений, семян, средств защиты растений).
Одним из ключевых факторов возникновения дефицита средств у сельхозпроизводителей является долгое рассмотрение заявок на получение кредитов кредитными учреждениями. Существенное влияние на снижение объемов производства скота и птицы в живом весе оказала финансовая несостоятельность (ликвидация) отдельных сельскохозяйственных организаций, наиболее крупное из которых ОАО АПК «Максимовский».
Следует отметить, что на крупнейших предприятиях Республики Башкортостан, вносящих существенный вклад в объем производства мяса свинины и птицы, БМК «Таврос» и предприятий группы компаний «Русское зерно - Уфа» ведутся работы по совершенствованию технологических циклов производства продукции. Завершение данных работ и выход предприятий на проектные мощности позволит обеспечить производство продукции животноводства по итогам 2019 г. на плановом уровне 101,3%.
При этом крупные инвестиционные проекты, реализуемые на территории республики позволят обеспечить устойчивый рост производства продукции животноводства. По итогам первого полугодия 2019 г. зафиксирован рост производства молока на 7,2 тыс. т, который обеспечен закупкой импортного племенного скота с высоким генетическим потенциалом продуктивности (надой от одной коровы увеличился на 4,6% и составил 2774 кг).
За анализируемый период закуплено свыше двух тысяч голов скота молочного направления из Германии, Дании, Венгрии, Голландии, государственная поддержка составила 42 млн руб.
Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Ахметов В.Я.
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ __РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН _
Кроме того, с целью развития отрасли мясного скотоводства Минсельхозом РБ подготовлена программа, в которую включены инвестиционные проекты по строительству откормочных комплексов в Федоровском районе на 9 тыс. голов (совместно с итальянской компанией «Кремонини») и в Караидельском районе на базе ООО «Зуевское» мощностью 2,5 тыс. голов. В перспективе это позволит увеличить производство мяса говядины примерно на 4 тыс. т ежегодно.
Отметим, что существует ряд проблем в ветеринарии. За отчетный период доля охвата сельскохозяйственных и домашних животных и птиц противоэпизоотическими мероприятиями составила 68,0%.
Также имеется вероятность недостижения планового значения доли проведения плановых проверок в общем количестве запланированных проверок регионального государственного надзора в связи с исключением из утвержденного годового плана проверок юридических лиц из -за прекращения их деятельности (план - 98,0%). За отчетный период доля проведенных плановых проверок составляет 60,8%.
Индекс промышленного производства пищевых продуктов по итогам первого полугодия 2019 г. сложился на уровне 95,2% (в 2018 г. - 98,6%). В то же время увеличен выпуск полуфабрикатов мясных (114,8% к январю-июню 2018 г.), мяса крупного рогатого скота, свинины, баранины, конины и прочих животных (105,1%), консервов мясных (170,7%), масла растительного нерафинированного (132,2%), масла растительного рафинированного (105,8%), масла рапсового (в 16,5 раз), сыров (129,3%), муки (138%), крупы (107,5%), изделий макаронных (101,6%), кондитерских изделий (101,8%), сахара (113,5%).
В производстве напитков индекс в январе-июне 2019 г. составил 109,6% к январю-июню 2018 г. (план - 101,2%). Увеличено производство игристых вин и шампанского (в 1,9 раза к аналогичному периоду 2018 г.), питьевой воды (на 30,6%), пива (на 19,1%), спирта этилового ректификованного (на 4,0%), безалкогольных напитков (на 1,0%). В то же время сокращен выпуск минеральной воды на 3,4% (к январю-июню 2018 г.), на 4,1% - водки.
Обеспечить рост производства пищевых продуктов (100,6%) планируется за счет реализации региональной программы по поддержке доходогенерирующих проектов, предусматривающих переработку сельскохозяйственной продукции. При этом в 2018 г. в перечень субсидируемой техники было включено оборудование по переработке.
Рост производства продуктов питания планируется обеспечить за счет инвестпроектов по переработке продукции растениеводства и животноводства, реализованных в 2018 г.: ООО «Фермерская мясопромышленная компания» (по переработке мяса мощностью 2 тыс. т в год) и ООО «ЭкоПродукт» (организация производства и реализации сублимированного башкирского кумыса).
За январь-июнь 2019 г. с использованием любых источников финансирования сельхозтоваропроизводителями республики приобретено тракторов 204 единицы (72,9% от плана), зерноуборочных комбайнов - 60 единиц (40,0% от плана), самоходных косилок - 11 единиц (55% от плана), кормоуборочных комбайнов - 19 единиц (76% от плана), свеклоуборочных комбайнов -2 единицы (40% от плана), грузовых автомобилей - 42 единицы (84% от плана) [20].
По итогам первого полугодия 2019 г. в связи с сезонностью производства сельскохозяйственной продукции отсутствуют показатели по объемам валового сбора сельскохозяйственных культур, по мелиоративным мероприятиям. Показатели ввода производственных мощностей на объектах сельскохозяйственного производства, приобретения сельскохозяйственной техники оцениваются по итогам года [2, 3]. Мероприятия по вводу жилья и объектов капитального строительства ожидаются в 3-4 кварталах текущего года и также оцениваются по итогам года.
Объективно оценить выполнение (невыполнение) показателей, по которым определено итоговое значение по году, не представляется возможным, но, учитывая динамику темпов роста показателей, можно дать прогнозную оценку, что большинство запланированных значений целевых индикаторов программы по итогам года будут достигнуты.
Следует отметить, проведенный мониторинг показал, что возможны риски недостижения следующих целевых показателей и индикаторов.
В первую очередь, это индекс производства продукции растениеводства. Он может быть не достигнут из-за гибели озимых культур более чем на 30% площади. Основными причинами
гибели или плохого состояния озимых культур явилось вымерзание вследствие малой высоты снежного покрова в зимние месяцы на полях отдельных районов Республики Башкортостан и выпревания весной, т. е. от поражения комплексом заболеваний, таких, как склеротиниоз, снежная плесень и тифулез. На полях, где снежный покров сходил дольше, продолжалось истощение растений, минимальная температура почвы на глубине узла кущения озимых составляло 0°С, поэтому здесь отмечают распространение и вредоносность снежной плесени и склеротини-оза. Ввиду введения чрезвычайной ситуации (распоряжение врио главы Республики Башкортостан от 29.04.2019 г. №РГ-139) данный риск может отразиться в показателях валового сбора озимых культур.
В этой связи валовой сбор зерна в 2019 г. ожидается на уровне, не превышающем 3,0 млн т. Также в связи с неблагоприятными условиями (ливень) аграрии вынуждены были осуществить пересев более 5 тыс. га сахарной свеклы. Несмотря на сохранение общей площади посевов сахарной свеклы, ввиду биологических особенностей в совокупности с нарушением агротехнических требований по срокам ее посевов, урожайность сахарной свеклы окажется в текущем году ниже, что также отразится на сокращении ее валового сбора до 1400 тыс. т (в 2018 г. - 1 426,2 тыс. т).
Так как Республика Башкортостан относится к зоне рискованного земледелия, риск возникновения непредвиденных обстоятельств природного характера присутствует постоянно [1, 12,
15].
Во-вторых, индекс производства продукции животноводства. Он может быть не достигнут, если сохранится тенденция сокращения поголовья крупного рогатого скота в следующих кварталах, несмотря на предпринимаемые меры государственной поддержки данной отрасли. Снижение выращивания скота и птицы во всех категориях хозяйств обусловлено сокращением поголовья всех основных видов сельскохозяйственных животных кроме лошадей. Уменьшение поголовья обусловлено дефицитом оборотных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые вынуждены реализовывать имеющееся у них поголовье с целью оплаты срочных задолженностей по кредитам, заработной плате, налогам, а также подготовки к весенне-полевым работам (закуп ГСМ, удобрений, семян, средств защиты растений) [6].
Одним из ключевых факторов возникновения дефицита средств у сельхозпроизводителей является долгое рассмотрение заявок на получение кредитов кредитными учреждениями. Существенное влияние на снижение объемов производства скота и птицы в живом весе оказала финансовая несостоятельность (ликвидация) отдельных сельскохозяйственных организаций, наиболее крупное из которых ОАО АПК «Максимовский».
Изменение индексов производства продукции растениеводства и животноводства (основных отраслей сельского хозяйства) неизбежно влечет изменение индекса производства продукции сельского хозяйства.
В-третьих, имеется высокая вероятность недостижения такового планового годового значения, как индекс производства пищевых продуктов. Существенный вклад при формировании данного индекса вносит производство молочной продукции. Снижение производства различных видов пищевой продукции также оказывает значительное влияние на показатель в целом.
В целом, указанные целевые показатели и индикаторы зависимы от значений целевых индикаторов по реализуемым мероприятиям государственной программы (табл.).
Таблица
Целевые индикаторы и показатели (ЦИиП) по реализуемым мероприятиям государственной программы за 2019 г.*
Наименование параметра Кол-во, ед. Доля, %
ЦИиП, плановые значения, которые достигнуты, 27 22,9
в т. ч.: перевыполненные ЦИиП 13 11,0
ЦИиП, плановые значения которых не достигнуты 48 40,7
ЦИиП, значения которых невозможно определить по итогам отчетного периода 43 36,4
ИТОГО ЦИиП государственной программы и подпрограмм 118 100
* На основе данных [21].
Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Ахметов В.Я.
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ __РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН _
Необходимо подчеркнуть, что, согласно отчету о расходах на реализацию государственной программы за счет всех источников финансирования, складывается следующая картина.
Прогнозируемый объем средств за счет всех источников финансирования Программы в отчетном периоде составляет 10,872 млрд руб., в т. ч. средства:
а) федерального бюджета - предоставляются бюджету Республики Башкортостан на условиях софинансирования расходов бюджета Республики Башкортостан, объемы финансирования, которые определяются в соответствии с ежегодно заключаемыми Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с Правительством Республики Башкортостан соглашениями - 2,712 млрд руб.;
б) бюджета Республики Башкортостан - 4,632 млрд руб.;
в) внебюджетных источников - 3,527 млрд руб.
Общий объем средств, выделенных за счет всех источников за отчетный период, составляет 3,194 млрд руб., в т. ч. из федерального бюджета - 1,229 млрд руб., из бюджета Республики Башкортостан - 1,965 млрд руб.
За отчетный период средств федерального бюджета освоено 1,215 млрд руб. или 44,8%, из бюджета Республики Башкортостан - 1,746 млрд руб. или 37,7%.
Результаты. Эффективность реализации мероприятий государственной программ во многом зависит от проделанной работы по подписанию соглашений между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан. За январь-июнь 2019 г. заключено 13 соглашений и 10 дополнительных соглашений о предоставлении субсидий, согласно которым объем средств федерального бюджета, привлеченных в 2019 г. в Республику Башкортостан, составит 2,7 млрд руб.
В первом полугодии 2019 г. данная работа проведена в полном объеме в соответствии с установленным регламентом. Организационные мероприятия Минсельхозом РБ выполнены в соответствии с планами.
В заключение следует отметить, что определяющим фактором по достижению целевого показателя «Индекс производства продукции сельского хозяйства» является реализация мероприятий подпрограмм государственной программы, направленных на развитие и улучшение племенной базы мясного и молочного скотоводства, комплексную техническую и технологическую модернизацию и реконструкцию предприятий АПК. Особую роль в регионе отводят реализация инвестиционных проектов.
Согласно Паспорта итогов работы АПК за 2018 г., в Республике Башкортостан реализуется 46 приоритетных инвестиционных проектов на сумму 88,1 млрд руб. Инвестиции в АПК Республики Башкортостан с 6,9 млрд руб. в 2017 г. возросли до 9,7 млрд руб. в 2018, т. е. в 1,4 раза.
Кроме уже осуществленных проектов за период с 2011 по 2017 гг., активизируется деятельность по реализации ряда других проектов.
Выводы. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что повышение уровня продовольственного обеспечения региона будет напрямую зависеть не только от постоянного мониторинга развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в республике, но и от определения стратегических направлений развития сельского хозяйства и АПК, а также от инвестиционных вложений в современные проекты.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ (ред. от 25.12.2018) о развитии сельского хозяйства (Статья 5. Государственная аграрная политика. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64930/460b8e35156645/J95e4cb216993d65c762d134a/).
2. Ахметов, В. Я., Гатауллин, Р. Ф., Галикеев, Р. Н. Проблемы и перспективы организации регионального агропромышленного научно-производственного кластера в Республике Башкортостан // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Том 7. № 5А. С. 27-44.
3. Ахметов, В. Я. Основные направления нивелирования пространственной поляризации социально-экономического развития аграрной сферы экономики региона (на материалах Республики Башкортостан) [Текст] / В.Я. Ахметов, Р.Н. Галикеев, А.Г. Мулюкова // Экономика и предпринимательство. 2018. № 1 (90). Т. 12. С. 214-219 [Электронный ресурс]. —URL : http:// www.intereconom.com/ archive/380. html.
4. Башкортостан : путь в будущее : монография ; под ред. д-ра экон. наук, проф. Р. Ф. Гатауллина /
ИСЭИ УHЦРAH, ВЭЮЫ Академия ВЭГУ). - Уфа, 2017.
5. Галикееев, Р. H., Лутфуллин, Ю. Р., Мурзагалина, Г. М. Применение проектного управления для реализации программы развития муниципальных образований региона // Вестник БИСТ. 2017. M 4 (37). С. 61-70.
6. Галикеев, Р. H. Лутфуллин, Ю. Р. Совершенствование системы мер и механизмов по обеспечению комплексного развития сельских территории //Вестник БИСТ. 2016. M 4 (33). С. 60-65.
7. Галикеев, Р. H. Стратегическое управление развитием агропромышленного комплекса региона [Текст] /РЛ. Галикеев //Вестник БИСТ. 2019. M 1 (42). С. 638. Галикеев, Р. H. Управление развитием субъектов потребительской кооперации на селе [Текст] / Р.К Галикеев //Вестник БИСТ. 2018. M 4 (41). С. 47-53.
9. Гатауллин, Р. Ф. Продовольственная безопасность в Республике Башкортостан : пути ее обеспечения /Р.Ф. Гатауллин, В.К. Hсратуллин // Фундаментальные исследования. 2015. M 7-2. С. 371-375.
10. Татаркин, A. И. Формирование региональных институтов пространственного развития Российской Федерации // Экономические и социальные перемены : факты, тенденции, прогноз. 2012. M 6. С. 42-59.
11. Инвестопроводящая система инновационной экономики региона : монография ; под ред. ДЛ. Гай-нанова. - Уфа : ИСЭИ УHЦ РAH, 2009.
12. Институциональные основы модернизации агропромышленного комплекса региона (на примере Республики Башкортостан) : колл. монография /Гатауллин Р.Ф., Hсратуллин В.К., Гизатуллин X.H. и др. ; под ред. д-р экон. наук, проф. Д.A. Гайнанова. - Уфа : ИСЭИ УHЦРAH, 2014.
13. Сельское хозяйство в Республике Башкортостан : стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. - Уфа, 2018.
14. Система ведения агропромышленного производства в Республике Башкортостан. - Уфа : AH РБ, Гилем, 2012.
15. Структуризация экономического пространства : сущность, факторы, проектирование : монография [Текст] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Р.Ф. Гатауллина. - Уфа : ИСЭИ УHЦРAH, 2016.
16. Методическое обеспечение проведения научных исследований экономических проблем развития AnK России : монография/ A.K Aлтухов, A.H. Семин, Г.В. Беспахотный и др. ; под ред. A.И. Aлтухова. - М. : Фонд «Кадровый резерв», 2016. C. 318-332.
17. Лутфуллин, Ю. Р., Кислицкий, М. М. Модель управления социально-экономическим развитием сельских территорий //Aгропродовольственная политика России. 2016. M 8. С. 71-75.
18. Милосердов, В. В., Сёмин, A. H., Лутфуллин, Ю. Р., Кислицкий, М. М. Aгропромышленный комплекс : стратегические инициативы : монография. /В.В. Милосердов, A.H. Сёмин, Ю.Р. Лутфуллин, М.М. Кислицкий //Aгропромышленный комплекс : стратегические инициативы. - М. : Фонд «Кадровый резерв». 2016.
19. Основные показатели экономики Республики Башкортостан :
стат. Бюллетень. - Уфа : Башкортостанстат, 2019. M 12 (январь - декабрь 2018 г.).
20. Основные показатели экономики Республики Башкортостан : стат. бюллетень. - Уфа : Башкортостанстат, 2019. M 6 (январь - июнь 2019 г.).
21. Пояснительная записка к отчету о ходе реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Башкортостан» (за январь - июнь 2019 г.).
References:
1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2006 N 264-FZ (red. ot 25.12.2018) o razvitii sel'skogo hozyajstva (Stat'ya 5. Gosudarstvennaya agrarnaya politika. - URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_64930/460b8e35156645ff95e4cb216993d65c762d134a/).
2. Ahmetov, V. YA., Gataullin, R. F., Galikeev, R. N. Problemy i perspektivy organizacii regional'nogo ag-ropromyshlennogo nauchno-proizvodstvennogo klastera v Respublike Bashkortostan // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. 2017. Tom 7. M 5A. S. 27-44.
3. Ahmetov, V. YA. Osnovnye napravleniya nivelirovaniya prostranstvennoj polyarizacii social'no-ekonomicheskogo razvitiya agrarnoj sfery ekonomiki regiona (na materialah Respubliki Bashkortostan) [Tekst] / V.YA. Ahmetov, R.N. Galikeev, A.G. Mulyukova //Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2018. M 1 (90). T. 12. S. 214-219 [Elektronnyj resurs]. —URL : http://www.intereconom.com/archive/380.html.
4. Bashkortostan : put' v budushchee : monografiya ; pod red. d-ra ekon. nauk, prof. R.F. Gataullina / ISEI UNCRAN, VEYUGA (Akademiya VEGU). - Ufa, 2017.
5. Galikeeev, R. N., Lutfullin, YU. R., Murzagalina, G. M. Primenenie proektnogo upravleniya dlya realizacii programmy razvitiya municipal'nyh obrazovanij regiona // VestnikBIST. 2017. M 4 (37). S. 61-70.
6. Galikeev, R. N. Lutfullin, YU. R. Sovershenstvovanie sistemy mer i mekhanizmov po obespecheniyu kom-pleksnogo razvitiya sel'skih territorii // Vestnik BIST. 2016. M 4 (33). S. 60-65.
7. Galikeev, R. N. Strategicheskoe upravlenie razvitiem agropromyshlennogo kompleksa regiona [Tekst] /R.N. Galikeev // Vestnik BIST. 2019. M 1 (42). S. 638. Galikeev, R. N. Upravlenie razvitiem subëktov potrebitel'skoj kooperacii na sele [Tekst] / R.N. Galikeev // Vestnik BIST. 2018. M 4 (41). S. 47-53.
9. Gataullin, R. F. Prodovol'stvennaya bezopasnost' v Respublike Bashkortostan : puti ee obespecheniya / R.F. Gataullin, V.K. Nusratullin //Fundamental'nye issledovaniya. 2015. M 7-2. S. 371-375.
10. Tatarkin, A. I. Formirovanie regional'nyh institutov prostranstvennogo razvitiya Rossijskoj Federacii // Ekonomicheskie i social'nye peremeny : fakty, tendencii, prognoz. 2012. M 6. S. 42-59.
11. Investoprovodyashchaya sistema innovacionnoj ekonomiki regiona : monografiya ; pod red. D.A. Gajnano-
Галикеев Р.Н., Лутфуллин Ю.Р., Ахметов В.Я.
АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ __РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН _
va. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2009.
12. Institucional'nye osnovy modernizacii agropromyshlennogo kompleksa regiona (na primere Respubliki Bashkortostan) : koll. monografiya / Gataullin R.F., Nusratullin V.K., Gizatullin H.N. i dr. ; pod red. d-r ekon. nauk, prof D.A. Gajnanova. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2014.
13. Sel'skoe hozyajstvo v Respublike Bashkortostan : stat. sbornik / Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Bashkortostan. - Ufa, 2018.
14. Sistema vedeniya agropromyshlennogo proizvodstva v Respublike Bashkortostan. - Ufa : AN RB, Gilem, 2012.
15. Strukturizaciya ekonomicheskogo prostranstva : sushchnost', faktory, proektirovanie : monografiya [Tekst]; pod obshch. red. d-ra ekon. nauk, prof. R.F. Gataullina. - Ufa : ISEI UNC RAN, 2016.
16. Metodicheskoe obespechenie provedeniya nauchnyh issledovanij ekonomicheskih problem razvitiya APK Rossii : monografiya / A.I. Altuhov, A.N. Semin, G. V. Bespahotnyj i dr. ; pod red. A.I. Altuhova. - M. : Fond «Kadrovyj rezerv», 2016. C. 318-332.
17. Lutfullin, YU. R., Kislickij, M. M. Model' upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skih territory //Agroprodovol'stvennaya politika Rossii. 2016. № 8. S. 71-75.
18. Miloserdov, V. V., Syomin, A. N., Lutfullin, YU. R., Kislickij, M. M. Agropromyshlennyj kompleks : strate-gicheskie iniciativy : monografiya. /V.V. Miloserdov, A.N. Syomin, YU.R. Lutfullin, M.M. Kislickij // Agropromyshlennyj kompleks : strategicheskie iniciativy. - M. : Fond «Kadrovyj rezerv». 2016.
19. Osnovnye pokazateli ekonomiki Respubliki Bashkortostan :
stat. Byulleten'. - Ufa : Bashkortostanstat, 2019. № 12 (yanvar' - dekabr' 2018 g.).
20. Osnovnye pokazateli ekonomiki Respubliki Bashkortostan : stat. byulleten'. - Ufa : Bashkortostanstat, 2019. № 6 (yanvar'- iyun' 2019 g.).
21. Poyasnitel'naya zapiska k otchetu o hode realizacii gosudarstvennoj programmy «Razvitie sel'skogo ho-zyajstva i regulirovaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya v Respublike Bashkortostan» (za yanvar' - iyun' 2019 g.).