№ 1 2006
М. Г. Лужецкий
Управление информационными системами электронной коммерции
В последние годы в развитых странах отмечен существенный рост объемов продаж, осуществляемых средствами электронной коммерции (ЭК). Только за июнь-июль 2005 г. рост числа сайтов составил 2,7 и 2,8 млн соответственно [4], что является рекордом за историю наблюдений с 1995 г.
На август 2005 г общее количество хостов составляет около 72 млн, а число активных сайтов, т. е. тех, которые реально работают как полноценные веб-приложения в коммерческих или некоммерческих це-лях,—около 33 млн. Рост количества сайтов и посетителей сети приводит к повышению объема электронной коммерции в целом. По прогнозам eMarketer, в 2005 г. объем мирового рынка ЭК вырастет до 142,5 млрд долл., что на 21% больше уровня роста 2004 г. (в 117,7 млрд. долл США.) Однако, ожидаемый рост ниже, чем был в 20032004 гг., когда он составил 25,2 %. В дальнейшем прогнозируется замедление темпов роста рынка до 16,5 % к 2008 г. [3]. На чем же базируется функционирование данного сектора и что является его движущей силой?
Основой функционирования всей области электронной коммерции можно считать информационные системы электронной коммерции (ИС ЭК). В дальнейшем под ИС ЭК будем понимать совокупность комплекса программных систем и аппаратных (технических) средств, принимающих участие в обеспечении присутствия компании в сетевой среде, технологий функционирования комплекса, циркулирующей в нем информации, а также пользователей данных программных систем и технического оборудования.
Для гарантированного роста компании в рамках сектора ЭК основной задачей является эффективное управление не только самой компанией, но и ее центральным звеном — информационной системой. Чтобы эффективно управлять системой, необходимо четко понимать, из каких элементов она состоит и как они взаимосвязаны. В современных ИС ЭК уровня предприятия можно выделить десятки таких элементов, обеспечивающих выполнение тех или иных функций. Об этих элементах и пойдет речь в данной статье.
Началом развития ИС ЭК можно считать 1990 г., когда к использованию сети были допущены частные пользователи. До этого запрет был связан с наличием регламента использования, который определялся Национальным научным фондом США (National Science Foundation, NSF) [1]. Снятие формальных ограничений не дало мгновенных результатов из-за отсутствия соответствующей сетевой инфраструктуры в рамках территории страны и в международных масштабах. Вторым ограничением быстрого распространения сети являлось то, что используемые технологии были не очень удобны для восприятия и применения неподготовленными пользователями. Третьим ограничением был недостаточный уровень распространения вычислительной техники в частном секторе. Эти и другие факторы сдерживали развитие электронной коммерции и, следовательно, прикладных информационных систем, работающих в рамках ЭК.
Как отмечается в [2], ИС ЭК прошли 4 стадии развития:
• налаживание коммуникаций. Эта стадия соответствовала начальному этапу распространения сетевых тех-
Управление информационными системами электронной коммерции
№ 1 2006
нологий в частный сектор. Она характеризовалась отсутствием какого-либо прикладного программного обеспечения, функционирующего в сети, и в основном содержала сервисы, являющиеся логическим развитием этапа закрытого применения Интернета в научных и исследовательских учреждениях (файловый обмен, новостные системы, система gopher — вложенные меню, электронная почта);
• односторонняя связь — появление системы Mosaic, которая была прообразом будущей Всемирной паутины;
• Всемирная паутина — этап распространения стандарта HTML и формирования в сети множества веб-сайтов. Сам стандарт на начальном этапе был малофункционален, образованный позднее консорциум W3C продолжил его развитие;
• электронные бизнес-процессы — современный этап эволюции ИС ЭК, происходит трансформация существовавших бизнес-процессов, ихоптимизация и все большая автоматизация.
В настоящее время развитие ИС ЭК находится на четвертой стадии. Однако на современных предприятиях существует множество бизнес-процессов, появляются новые бизнес-процессы и формы ведения деятельности, происходит специализация компаний по узким предметным областям, поэтому информационные системы ЭК не успевают покрывать все их потребности. Это приводит к тому, что развитие ИС в большей мере идет в различные предметные области, нежели в направлении перехода на качественно другой уровень.
Остановимся более подробно на архитектуре ИС ЭК. При рассмотрении современных информационных систем принято выделять несколько логических уровней. Так, Г Разумовский, Р. Арчибальд, А. Урин-
цов, А. Гринберг, А. Лебедев, Ю. Тельнов, А. Костров и др. выделяют различные уровни декомпозиции архитектуры информационных систем. Если же попытаться объединить их, то можно выделить следующие уровни:
• организационный (участники бизнес-процесса);
• функциональный (функции ИС);
• программный (программные компоненты ИС);
• технический (аппаратные средства ИС).
Современные информационные системы электронной коммерции можно представить в виде структуры, приведенной на рис. 1. Однако следует учесть, что здесь представлены лишь типовые элементы выделенных логических уровней ИС ЭК, т. к. в рамках конкретной реализации могут приниматься уникальные конструкторские решения.
Первым уровнем, связывающим традиционные элементы компании и информационную систему, является организационный. Он является показателем того, насколько ИС интегрирована в организацию и организационную структуру компании. Все пользователи обычно разделяются на два больших класса: бизнес-пользователи
и прочие пользователи. К первой группе относятся те внешние субъекты, которые участвуют в основных бизнес-процессах, связанных в нашем случае с коммерческой деятельностью компании, т. е. те, кто является участниками какого-либо из этапов коммерческого цикла. К ним можно отнести клиентов (субъекты, являющиеся потребителями продаваемого товара или услуги), поставщиков (чаще всего компании, которые занимаются поставкой либо ресурсов, либо готовых изделий для перепродажи), прочих партнеров (надзорные органы, маркетинговые компании, представители платежных итернет-систем и др., т. е. все, кто не пользуется услугами компании и не поставляет ей ресурсы для осуществления ее основной деятельности).
ІТ-менеджмент # E-commerce
/
О)
■ч
Сторона взаимодействия с точки зрения ИС Клиент Промежуточ- Компания
Уровень Подуровень ный
Бизнес- пользователи Клиенты,поставщики, прочие партнеры
Организаци- онный Прочие пользователи Менеджмент, бухгалтеры, менеджеры по продажам, производственные сотрудники, маркетологи, бизнес-аналитики Провайдеры Разработчики, системные администраторы, администраторы баз данных Менеджеры по контенту, дизайнеры
с точки зрения пользователя Управление ИС и доступом, учет первичных операций, отчетность и контроль, планирование, аналитические функции Отправка и получение информации из внешних систем Управление информационным наполнением
Функцио- нальный с точки зрения приложения Предоставление информации пользователям и обработка действий Передача и прием информации Отправка информации получателю запросов Ведение активных сессий пользователей Операции бизнес-логики, формирование данных для отправки на клиента, обработка запросов от клиента Хранение и обработка данных Внешние взаимодействия Администриро- вание
с точки зрения технологии работы с ИС Работа с протоколом HTTP Объединение дизайна и контента в веб-страницу Хранение и обработка
Пользовательские функции Передача и прием информации Работа с данными в БД Взаимодействие с внешними системами
Операции бизнес- логики приложения данных
Программный внутренние Браузер (программа- клиент) Специали- зированное Баланси- ровщики нагрузки Веб-сервера Сервера сессий Сервера приложений Сервера бизнес-ло- гики Сервера по работе с базами данных Сервера баз данных Сервера поддержки дополни- тельных сетевых служб Content Management системы
внешние Браузер (програм-ма-клиент) программное обеспечение Платежные интернет-системы и другие внешние системы
Технический Клиентские рабочие места Инфраструктура сети Интернет Специализированные сервера и массивы для хранения данных Клиентские рабочие места
Рис. 1. Декомпозиция ИС ЭК на логические уровни
і
М.Г. Лужецкий
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА
Управление информационными системами электронной коммерции
№ 1 2006
К прочим пользователям можно отнести тех, кто либо выполняет обеспечивающую функцию при выполнении бизнес-процессов компании, либо участвует в технической эксплуатации информационной системы. Это менеджмент компании, сотрудники бухгалтерии, менеджеры по продажам, маркетологи, бизнес-аналитики, прочие сотрудники, а также провайдеры услуг связи и хостинга, разработчики системы, системные администраторы, администраторы баз данных, менеджеры по информационному наполнению (контенту), дизайнеры и другие специалисты.
Каждый из этих пользователей использует систему на соответствующих этапах коммерческого цикла, что определяется его функциональными (должностными) обязанностями.
Вторым логическим уровнем ИС ЭК является функциональный. Данный уровень объединяет набор функций, которые выполняет информационная система. Он является наиболее важным, так как от его наполненности зависит, в какой степени ИС ЭК покрывает существующие на предприятии бизнес-процессы, а также то, кто входит в число пользователей системы, какое программное обеспечение необходимо использовать и какие технические требования будут предъявляться к информационной системе.
Наиболее очевидным срезом функционального уровня является взгляд с точки зрения пользователей ИС ЭК, т. е. он включает те операции, которые они будут выполнять при помощи системы. Все пользовательские функции ИС ЭК перешли из информационных систем компаний традиционного сектора экономики. Можно выделить следующие группы пользовательских функций ИС:
• учет первичной информации. В данном случае под первичной понимается такая информация, как профайлы клиентов, товары / услуги, продажи, предложения и заявки и др. (в зависимости от специфи-
ки деятельности компании и сектора, в котором она работает);
• формирование отчетности и функции контроля. Отчеты всегда были важным аспектом работы для всех пользователей системы. В случае ИС ЭК отчетами начинают пользоваться не только сотрудники компании, но и внешние пользователи — клиенты, поставщики. Отчеты предоставляют возможность контролировать состояние процесса их взаимодействия с компанией. Это привело к появлению в ИС ЭК отдельных подсистем, предназначенных специально для выполнения данной функции внешними пользователями;
• функции осуществления планирования. Аналогично функции формирования отчетности планирование деятельности становится не только прерогативой сотрудников компании — в целях оптимизации времени использования системы или непосредственно для осуществления планирования контрагентам тоже необходима такая функция. Это является положительным фактором и для самих компаний, которые могут прогнозировать свои следующие шаги;
• аналитические функции. В настоящее время в основном их используют внутренние пользователи, ввиду сложности их восприятия массовым пользователем. Однако в секторе В2В (Визтезз^о-Визтезэ) аналитические функции для контрагентов являются признаком хорошего тона. В ИС ЭК реализуется аналитический набор функций, близкий к современным традиционным информационно-аналитическим системам (ИАС);
• функции управления информационной системой в целом и доступом к информационной системе идентичны аналогичным функциям традиционных ИС. Однако в ИС ЭК появляется новый класс пользователей — внешние пользователи, для которых необходим доступ к определенной части системы. Это влечет за собой необходимость более детального анализа потребностей различных групп внешних
№ 1 2006
пользователей и разграничения политик доступа для них;
• функции взаимодействия с внешними системами (по отношению к рассматриваемой ИС ЭК). Эта группа функций приобретает все большую важность, так как основной тенденцией в использовании ИС ЭК, особенно в корпоративном секторе, является попытка устранить неавтоматизированный этап обработки информации при использовании компанией ИС ЭК и собственных внутренних ИС ее бизнес-партнеров. Данный разрыв в технологическом процессе связан с тем, что пользователям приходится отдельно использовать внутренние ИС и отдельно внешнюю ИС ЭК, что приводит к необходимости ввода информации в каждую из ИС и, как следствие, к временному несоответствию информации в различных частях информационного пространства компании.
Помимо традиционных функций, ИС ЭК свойственны и специфические для них функции. К ним относятся:
• доступ к всевозможным дополнительным сетевым службам (файловое хранение и передача, использование электронной почты в различных моделях доступа к ней, новостные службы, взаимодействие с полностью автоматизированными интернет-системами с целью получения или передачи какой-либо бизнес-информации, взаимодействие с платежными интернет-системами, взаимодействие с системами электронных сертификатов и удостоверяющими центрами и др.);
• управление информационным наполнением (контентом) клиентского интерфейса ИС ЭК. Это совершенно новое направление, которое не было представлено в системах автоматизации деятельности компаний традиционного сектора экономики.
Некоторую специфику имеют так же функции ИС ЭК при их рассмотрении с точки зрения приложения и технологии работы приложения как информационной системы. Среди них можно выделить функции двух классов:
• функции, свойственные традиционным ИС:
- реализация бизнес-логики приложения;
- хранение и обработка данных в базах и хранилищах данных;
- отправка и получение информации через компьютерную сеть;
- взаимодействие с внешними системами посредством прямого соединения или файлов;
• специфические функции ИС ЭК:
- администрирование внешней части ИС ЭК;
- работа с протоколом HTTP;
- формирование пакетов данных для отправки на клиентские рабочие места;
- ведение множества активных сессий интернет-пользователей;
- объединение элементов дизайна и элементов контента в единые файлы для отправки по каждому запросу;
- прием, передача и обработка информации на стороне пользователя, включая интерпретацию полученных результатов и выполнение элементов логики работы приложения, вынесенных на клиента;
- взаимодействие с внешними системами посредством новых сетевых стандартов (например, XML, UDDI, SOAP).
Выполнение всех перечисленных функций реализуется при помощи программного и технического уровней. Программный уровень представляет собой множество разнообразного программного обеспечения (ПО), которое требуется для эффективного функционирования ИС ЭК.
Элементы программного уровня можно разбить на две группы: внутренние и внешние. К первой группе относится все ПО, входящее в ИС ЭК, используемое в компании или ее удаленными сотрудниками,
М.Г. Лужецкий
Управление информационными системами электронной коммерции
№ 1 2006
а ко второму — ПО, внешнее по отношению к ИС ЭК, используемое как внутри, так и вне компании.
Внутренним и внешним элементом, одновременно составляющим клиентское ПО, является программа-терминал. Наибольшее распространение получили веббраузеры. Однако до их массового распространения использовались и текстовые терминальные программы. Современные браузеры предоставляют практически полноценный графический пользовательский интерфейс, что очень важно для неподготовленного пользователя. Это связано с тем, что интуитивность, привлекательность и легкость в пользовании браузерами становятся все более важными факторами при выборе клиентом компании. Они позволяют получать и интерпретировать специальные языки разметки информации (например HTML, XML и др), реализовывать в рамках веб-страниц какую-либо логику по построению графического интерфейса и проведению первичной обработки запросов пользователя, а также исполнять внешние программные модули, получаемые с тех же серверов, что и основная информация.
Разнообразие внутреннего ПО, используемого в компаниях, которое характерно для текущего этапа развития, объясняется тем, что в процессе усложнения автоматизируемых бизнес-процессов и расширения круга пользователей ИС ЭК приходится разделять процессы обработки информации по отдельным логическим участкам. Это необходимо: 1) для обеспечения масштабируемости; 2) для обеспечения возможности реализации распределенной структуры приложения; 3) для возможности полноценного управления каждым из этих участков, поскольку управлять единым элементом было бы крайне сложно; 4) в связи с тем, что компаниям-разработчикам выгоднее специализироваться на узких решениях, чем делать менее функциональные в соответствующей области, но более универсальные программные системы.
К таким программным элементам относятся:
• веб-сервера — обрабатывают запросы по протоколу HTTP, шифруют и дешифруют информацию, перераспределяют запросы на сервера приложений. Наиболее распространенными веб-серверами являются Apache, Orion, IIS (Microsoft), Tomcat;
• балансировщики нагрузки — отвечают за перераспределение запросов пользователей по серверам приложений, на которых происходит основная обработка запросов. Они являются промежуточным звеном между веб-сервером и сервером приложений и базируются на информации из сервера сессий либо сами выполняют часть его функций. Основными методами и системами балансировки являются DNS-балансировка, аппаратная балансировка, squid, nT LBS;
• сервера сессий — отвечают за хранение контекста активных сессий пользователя в ИС ЭК. В сессии хранится как идентификационная, так и служебная информация для обеспечения возможности обработки запросов от каждого конкретного пользователя. Программное обеспечение этой группы разрабатывается отдельно под конкретные задачи;
• сервера приложений — их основной задачей является объединение дизайна и формирование информационного контента каждой страницы по каждому из запросов. В качестве примеров здесь можно привести такие промышленные сервера приложений, как Oracle IAS, IBM WebSphere, BEA WebLogic, Tomcat;
• сервера бизнес-логики — отвечают за выполнение бизнес-логики приложения по работе с данными. Конкретные выполняемые процедуры специфичны для соответствующей предметной области. Одной из их задач служит создание абстрактного слоя между сервером приложений и базой данных для повышения надежности и управляемости ИС. Примером могут служить следующие технологии и стандарты реали-
№ 1 2006
зации серверов бизнес-логики: Java EJB, Tomcat, CORBA или RMI-технологии);
• сервера по работе с базами данных (БД) — представлены достаточно небольшим количеством на современном рынке ПО, однако являются полезными для универсализации и оптимизации работы с различными источниками данных в виде БД различных производителей (например, компании Merant и Serena);
• сервера БД и хранения данных — обеспечивают хранение данных и их некоторую обработку в зависимости от общей архитектуры системы. Представителями этой группы являются такие системы управления базами данных, как Oracle, MS SQL, Sybase, DB2, MySQL;
• сервера поддержки дополнительных сетевых служб — к ним можно отнести файловую службу FTP, электронную почту (SMTP, POP3, IMAP4, SSMTP), автоматизированные сервисы UDDI и другие службы;
• CMS-системы — системы управления информационным наполнением ИС ЭК.
Помимо программного, в структуру ИС ЭК включается также технический уровень, так как от четкости и эффективности его функционирования зависит возможность реализации дальнейшей функциональности ИС ЭК. В технический уровень включаются все технические средства, участвующие в функционировании элементов программного уровня.
К элементам технического уровня относятся:
• клиентские рабочие места (персональные компьютеры, ноутбуки, наладонники, смарт-фоны, мобильные телефоны и прочие устройства с доступом в сеть);
• инфраструктура Интернета, включая доступ клиента к сети, сетевые устройства внутри сети, доступ компании к сети, а также всю сетевую инфраструктуру внутри каждого субъекта;
• специализированные сервера — сервера, оптимизированные под какие-либо операции (например, выполнение вычислений, работа с видео- и аудиоинформа-
цией, работа с большими объемами данных и др.);
• массивы хранения данных — специализированные устройства для хранения больших объемов данных (в сотни и тысячи терабайт);
• другие специализированные устройства — например устройство аппаратного шифрования передаваемой и расшифрования получаемой информации.
Таким образом ИС ЭК — достаточно сложная программно-техническая система, являющаяся основой функционирования компании в сфере электронной коммерции. Качественные характеристики функционирования ИС ЭК являются залогом доверия со стороны клиентов, а их функциональные возможности — неоспоримым конкурентным преимуществом любой компании, работающей в рамках электронной коммерции. Для того, чтобы компания чувствовала себя уверенно не только в краткосрочной перспективе (что по меркам сетевой среды составляет дни или недели), но и в долгосрочной, необходимо осуществлять целенаправленное стратегическое управление ИС ЭК, функционирующей в компании. Однако на данный момент не существует ни методик, ни инструментов поддержки этапов стратегического и оперативного управления таким специфическим объектом, что является существенной проблемой IT-менеджеров компаний. Данная статья показывает необходимость дальнейшего изучения информационных систем, функционирующих в области электронной коммерции.
Источники
1. Куперман В. Г Бизнес в Интернете // http:// www.tula.net / tg pu / resources / ebusiness / index. htm
2. Все о e-commerce // http:// b2b.infos. ru / 20l.html
3. E-commerce to grow to $ 142.5 bln in 2005//http://www.alwayson-network.com/ comments.php?id=10207_0_6_0_C
4. http://news.netcraft.com /
М.Г. Лужецкий