УДК 65.012.45
М.В. Ланцова
аспирант,
кафедра информационных технологий и автоматизированных систем, ФГБОУ ВО «Пермский национальный исследовательский
политехнический университет»
УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ В КОНТЕКСТЕ ВНЕДРЕНИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
Аннотация. Целью настоящей статьи является разработка рекомендаций по улучшению практики управления информацией в контексте внедрения бережливого производства на предприятии. В результате исследования автором дано определение управления информацией, обобщены виды информации, существующие в области разработки продукта в рамках бережливого производства. Анализ существующих в литературе методических подходов к управлению информацией на предприятии позволил раскрыть содержание принципов бережливого производства в контексте управления информационными потоками, а также предложить ряд мер по улучшению практики управления информацией. Использование разработанных рекомендаций позволит усовершенствовать управление процессом внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях и повысить эффективность разрабатываемых методик внедрения.
Ключевые слова: бережливое производство, принципы, внедрение, промышленность, информация, информационная система, информационный менеджмент, оценка.
M.V. Lantsova, Perm National Research Polytechnic University
INFORMATION MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF THE IMPLEMENTATION OF LEAN MANAGEMENT
Abstract. The purpose of this article is to develop recommendations to improve information management practices in the context of the implementation of lean manufacturing enterprise. As a result of research the author defines information management, summarizes the types of information that exist in the field of product development within the framework of lean manufacturing. Analysis of the existing literature of methodological approaches to information management in the enterprise has allowed to reveal the content of lean production principles in the context of information management, as well as to propose a number of measures to improve information management practices. Using the developed recommendations will improve the management of the process of introducing the concept of lean production at Russian enterprises and improve the efficiency of the developed implementation methodologies.
Keywords: lean principles, implementation, industry, information, information systems, information management, assessment.
В настоящее время перед российскими научно-производственными предприятиями стоит проблема модернизации производственных систем. Концепция стандартизированного производства не соответствует требованиям современного рынка продукции производственно-технического и научно-технического назначения и устойчивому развитию предприятий. Необходимым признается внедрение инновационных и интенсивных методов управления производством, позволяющих успешно конкурировать с зарубежными производителями за счет устранения работ и процессов, не добавляющих потребительской ценности продукции [1; 2; 3; 4].
Принятие философии бережливого производства предоставляет предприятию возможность непрерывного совершенствования, устраняя все то, что в бережливом производственном процессе называют «муда». «Муда» - японское слово для обозначения всевозможных затрат, потерь, мусора, т.е. отходов [17, c. 42]. Ликвидация отходов позволяет достичь общей цели бережливого производства, которая состоит в увеличении прибыли предприятия за счет снижения затрат и повышения производительности труда [11].
Существует несколько подходов к внедрению бережливого производства на предприятии. Одна из моделей успешного внедрения бережливого производства разработана М. Вие-назиндиене и Р. Циарниене [14, с. 370].
Согласно данной модели процесс внедрения философии и принципов бережливого производства представляет собой совокупность действий и элементов, включающих планирование изменений, бережливые инструменты и методы, факторы успеха и барьеры, а также реализа-
цию и измерение прогресса. Информационные системы принимают характер универсального средства, поддерживающего непрерывность потоков и их эффективность. Мероприятия по осуществлению бережливого производства должны привести к улучшению производственных процессов по пяти направлениям: устранение отходов; непрерывное улучшение; непрерывный поток и управляемые системы; многофункциональные команды и информационные системы.
Информация - это стратегический ресурс современного предприятия. В условиях внедрения бережливого производства возникает необходимость управлять разнообразным набором информационных ресурсов [8, с. 104]. Необходимость совершенствования информационных систем в процессе реорганизации производства обусловлено тем, что реализация проекта внедрения на предприятии требует развития информационных решений, использование которых совместно с традиционными системами управления в немалой степени будет способствовать оптимизации внедрения его концепции. Реализация этого условия обусловливает рост требований к эффективности управления информацией на предприятии.
Управление информацией представляет собой широко используемый термин, который имеет различные значения и интерпретации. В данной работе используется организационный подход, с точки зрения которого управление информацией понимается как управление всей имеющей отношение к организации информацией, всеми информационными потоками, которые существуют в информационном жизненном цикле организации [12, с. 374]. Б.Дж. Хикс определяет управление информацией как деятельность, включающую в себя такие мероприятия, как создание, представление, организацию, обслуживание, визуализацию, повторное использование, обмен, утилизацию и передачу информации [9, с. 233]. Таким образом, управление информацией на предприятии в широком смысле слова можно определить следующим образом: деятельность по сбору, хранению, восстановлению и анализу информации, получаемой из различных источников с целью обеспечения эффективного доступа к ней всех заинтересованных лиц, ее обработки и использования.
В информационной среде предприятия в условиях внедрения бережливого производства понимание содержания информации является критически важным [5]. Для того чтобы эффективно управлять информацией необходимо ответить на вопрос: что такое информация? Целесообразным также является дифференциация таких понятий, как данные и информация, поскольку они часто используются как синонимы [9]. Рассмотрим эти понятия.
Данные можно рассматривать как зарегистрированную информацию, факты, которые отражают события, происходящие на предприятии, или характеристики самого предприятия. 180/1ЕС/1ЕЕЕ 24765:2010 определяет данные как представление фактов, понятий или инструкций в форме, приемлемой для общения, интерпретации или обработки человеком, или с помощью автоматических средств. Примерами данных могут служить названия поставщиков и потребителей, цена единицы товара или количество имеющихся заказов и т.п.
Информация, как правило, определяется как знания относительно фактов, сведения, независимо от формы их представления [15; 16]. Данное понятие используется в различных науках, при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Так, например, информация в физике есть термин, качественно обобщающий понятия «сигнал» и «сообщение». Информация связана с материальным носителем, а ее передача - с затратами энергии. Именно поэтому информационные процессы не сводятся только к физическим процессам; и информация, наряду с материей и энергией, является одной из фундаментальных сущностей окружающего нас мира [16, с. 62].
В информатике «информация» рассматривается в качестве отрицательной энтропии, математической противоположности неопределенности. Иными словами, информация - это сведения, снимающие неопределенность, которая существовала по какому-то вопросу до их получения [13]. В 1928 году американский инженер Р. Хартли предложил научный подход к
оценке информационных сообщений. Предложенная им формула имела следующий вид: I = 1од2 Р, где Р - количество равновероятных событий; I - количество бит в сообщении, такое, что любое из Р событий произошло.
Согласно определению, данному Д. Детлором, информацию следует рассматривать как значимые данные, имеющие определенную актуальность и цель [8]. Соответственно, данные представляют собой факты, которые могут быть преобразованы в информацию, если к данным добавляется смысл и актуальность. Добавление отношения к данным имеет важное значение, поскольку информация является основой для принятия управленческих решений. Здесь следует отметить, что отходы в концепции бережливого производства определяются как «все, кроме минимального количества оборудования, материалов, запасных частей и рабочих, которые абсолютно необходимы для производства» [11, с. 6]. Таким образом, смысл информации в условиях внедрения бережливого производства - удовлетворение потребностей производства, соответственно, «отходами» можно признать любую информацию в системе, которая не нужна пользователям для производства продукции [6].
По цели использования в сфере разработки продукта можно выделить несколько видов информации: 1) техническая и технологическая информация об инструментах и методах производства включает в себя информацию, содержащуюся как на электронных, так и бумажных носителях; 2) информация о продукте, его физических характеристиках, которая может быть собрана с помощью анализа функций продукта; 3) информацию о процессах возможно собрать, с учетом анализа контекста организации (заинтересованные лица, организационные условия и т.п.); 4) информация о типе контента предназначена для предоставления заинтересованному лицу информации о продукте, который будет разработан. Типичными примерами являются спецификации, чертежи, контракты продукта, моделирования, САй-модели и др.; 5) информация о типе процесса предназначена для описания развития процесса. Примерами могут служить графики и диаграммы, описание операции, инструменты и приспособления, используемые в процессе, затраты на ресурсы по разработке продуктов и мн. др.
Для того чтобы быть в состоянии идентифицировать и использовать информацию наилучшим образом, предприятия внедряют различные методы и инструменты, процедуры совершенствования деятельности управления информацией. Инструменты и методы для управления информацией часто реализуются в информационных системах [10, с. 270].
Информационная система определяется как «взаимосвязанная совокупность информационных, технических, программных, математических, организационных, правовых, эргономических, лингвистических, технологических и других средств, а также персонала, предназначенная для сбора, обработки, хранения и выдачи экономической информации и принятия управленческих решений» [12, с. 375]. Информационные системы функционируют для поддержки конкретного бизнес-процесса или определенной организационной единицы.
Для того чтобы быть в состоянии удовлетворить требования внедрения бережливого производства, информационная система должна устанавливать требования к информации, которая поддерживает конкретный бизнес-процесс или организационную единицу. Кроме того, если информационные системы предприятия, на котором внедряется бережливое производство, должны удовлетворять имеющиеся проектные требования, следовательно, она (система) должна обеспечивать возможность применения принципов бережливого управления информацией, к которым относятся: определение ценности продукта, определение потока создания ценности продукта, обеспечение непрерывного течения потока создания ценности продукта, вытягивание продукта и стремление к непрерывному совершенствованию. Управление информационными потоками в контексте бережливого производства должно фокусироваться на создание ролей, практик и обязанностей по управлению ценностью информации как важнейшего свойства информации, оценка которого зависит от целей процессов её генерации, рецепции и обработки.
Очевидно, что ценность информации необходимо определять с учетом пользователей, работу которых призваны поддерживать информационные системы [7, с. 6, 7]. Соответственно, определение основного пользователя информации в процессе производства продукта сможет обеспечить доведение до него адекватной и полной информации, которая необходима для реализации концепции бережливого производства [10].
Различные пользователи информации в цепочке создания ценности, как правило, имеют различные обязанности, требующие различной информации для решения задач, стоящих перед ними. Следовательно, информация, относящаяся к одному пользователю в цепочке, может быть неуместной для другого пользователя информации. В этой связи целесообразно: 1) идентифицировать всех пользователей информации в цепочке создания ценности; 2) учитывать ценность информации для всех пользователей, участвующих в одинаковых бизнес-процессах или в достижении конкретной цели; 3) представлять, организовывать, поддерживать, визуализировать, копировать и обобщать информацию таким образом, чтобы обеспечивать ценность для пользователей информации. Эта интерпретация соответствует определению конечного потребителя, данному Кацуаки Ватанабе (Тойота), который утверждал, что «каждого человека в сборочной линии следует рассматривать как конечного потребителя информации, ... так ценность может передаваться между рабочими станциями».
На основании всего вышесказанного, можно утверждать, что в контексте управления информационными потоками конечный потребитель информации - это лицо, получающее информацию на разных этапах информационного потока.
Поток создания ценности в аспекте бережливого управления информацией представляет деятельность по управлению информацией, которая поставляет ценность с точки зрения потребителя информации. Тогда функциональность информационной системы воспринимается ценной с точки зрения потребителя информации, который вовлечен в поток создания ценности. Принцип потока предполагает, что деятельность в потоке создания ценности должна быть плавной и выполняться без перерывов. Для достижения потока информация должна быть доступна и представлена по первому требованию.
Одним из наиболее важных элементов в достижении потока в контексте управления информацией является разработка и использование информационных систем, включая системы электронного документооборота, которые могут быть использованы для обмена информацией. Обработка информации должна проводиться в кратчайшие сроки наиболее простым способом. Информационные системы должны позволять это так просто и быстро, как возможно получать и обмениваться информацией в рамках существующих информационных потоков. Неактуальная информация должна быть сведена к минимуму (или ликвидирована). Устранение такой информации из информационных потоков, а также сокращение времени, необходимого для поиска нужной информации, позволяет приблизить время и уровень производственных издержек к минимуму, определяемому только временем передела.
Принцип вытягивания бережливого производства предполагает, что никто выше по потоку создания ценности ничего не должен делать до тех пор, пока потребитель, расположенный ниже его по течению, этого не потребует [17]. Соответственно, необходимо создать условия к тому, чтобы пользователь мог «вытянуть» информацию из системы, то есть управление информацией должно осуществляться под конкретный заказ пользователя. Затем «вытягивание» информации будет происходить на всех этапах производственного процесса последовательно по цепочке. Очевидно, что информация должна быть предоставлена только в случае, когда потребитель ее требует.
Принцип совершенствования в управлении информацией отражает стремление предприятия к совершенству путем непрерывного совершенствования информационных систем и информационных потоков. Производство и передачу информации при бережливом производст-
ве можно совершенствовать постоянно, максимально приближая ее ценность к той, которая действительно нужна потребителю или предприятию в целом. Можно достичь существенного уменьшения трудозатрат, времени на сбор и анализ информации, ее себестоимость и число ошибок в системе.
Использование представленных рекомендаций позволит усовершенствовать управление процессом внедрения концепции бережливого производства на российских предприятиях и повысить эффективность разрабатываемых методик внедрения, с учетом основных принципов бережливого производства.
Список литературы:
1. Бударов А.Ю., Лизина О.М., Попиков А.А. Организационно-экономические аспекты формирования наукоемких отраслевых кластеров // Организатор производства. 2013. № 1 (56). С. 82-84.
2. Гребенкин И.В. Моделирование стратегии рыночной адаптации промышленных предприятий // Журнал экон. теории. 2016. № 2. С. 72-80.
3. Зинченко С.П. Внедрение концепции производственных систем в России: типичные препятствия и вызовы [Электронный ресурс] // Управление производством: альманах. 2013. № 1. Режим доступа: http://www.up-pro.ru/library/production_management/systems/vnedrenie-ps.html (дата обращения: 29.01.2017).
4. Старкова Н.О., Старков И.С. Применение современных подходов к управлению изменениями в информационной системе предприятия // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2011. № 66. С. 194-205.
5. Шехватов Д., Воронин А. Бережливое производство. Кайдзен и информационные системы управления // Управление качеством. 2008. № 6. С. 19-25.
6. Ягофаров А. Правильно выбрать стратегию и успешно реализовать Лин-программу // Управление качеством. 2013. № 12. С. 28-33.
7. Davenport H., Marchand T., Donald A. Is KM just good information management? Data, information and knowledge are points along a continuum [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://providersedge.com/docs/km_articles/is_km_just_good_information_management. pdf (дата обращения: 29.01.2017).
8. Davis B.G. Strategies for information requirements determination // IBM Systems Journal. 1982. № 21 (1). S. 4-30.
9. Detlor B. Information management. International Journal of Information // Management. 2010. № 30 (2). S. 103-108.
10. Hicks B.J. Lean information management: Understanding and eliminating waste // International Journal of Information Management. 2007. № 27 (4). S. 233.
11. Hicks B.J., Culley S.J., McMahon C.A. A study of issues relating to information management across engineering SMEs // International Journal of Information Management. 2006. № 26 (4). S. 267-289.
12. Ibbitson A., Smith R. In Sernenti E. (ed.) The lean information management toolkit Ark Group, 2011.
13. Pereira J.V. The new supply chain's frontier: Information management // International Journal of Information Management. 2009. № 29 (5). S. 372-379.
14. Shannon C.E. Bell System // Technical Journal. 1948. № 27. S. 379-423.
15. Vienazindiene M., Ciarniene R. Lean manufacturing implementation and progress measurement // Economics and management. 2013. № 18 (2). S. 366-374.
16. Vlädutescu §., Ciupercä E.M. Next Flood Level of Communication: Social Networks. Aachen: Shaker Verlag, 2013.
17. Weizsäcker C.F.F. The Unity of Nature. New York and London: Farrar-Straus, 1980.
18. Womack J.P., Jones D.T. Lean thinking banish waste and create wealth in your organization (2003rd ed.). New York: Free Press, 1996.