Научная статья на тему 'Управление информационной безопасностью детей как системой социальных взаимодействий'

Управление информационной безопасностью детей как системой социальных взаимодействий Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
191
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATION SECURITY / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / PSYCHOLOGICAL WELL-BEING / ЗДОРОВЬЕ / HEALTH / ИНТЕРНЕТ КОММУНИКАЦИИ / INTERNET COMMUNICATION / МАСС-МЕДИА / MASS MEDIA / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEMS APPROACH / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / КИБЕРОНТОЛОГИЯ / CYBERONTOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Полянина Алла Керимовна

Предпринимается попытка определения системы информационной безопасности детей как объекта социологического исследования. Приводятся основные факторы, обусловливающие проблему информационной безопасности детей на современном этапе развития информационных технологий. Обосновывается системный подход к изучению феномена информационной безопасности детей в форме социального взаимодействия субъектов с соответствующими структурными связями. Методологической базой послужили выводы психологических исследований влияния массовых коммуникаций на сознание человека, основные положения киберонтологии междисциплинарного подхода к изучению проблем безопасности интернет-среды, а также основы системного подхода в социологии. Исследование системы информационной безопасности как субъектобъектного феномена осуществляется через изучение процесса взаимодействия социальных субъектов, таких как учреждения массмедиа, родительская общественность, образовательные организации, некоммерческие организации, органы государственной власти и другие, в свою очередь, представляющие собою подсистемы, а также посредством оценки результатов управленческих решений субъектов. Утверждается, что согласованность управленческих функций одного субъекта с теми же функциями другого субъекта является одним из показателей эффективности управления системой информационной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Полянина Алла Керимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF CHILDREN’S INFORMATION SECURITY AS A SOCIAL INTERACTIONS SYSTEM

The article attempts to determine the system of children’s information security as an object of sociological research. The main factors that determine the problem of information security of children at the current stage of information technologies development are described. A systems approach to the study of the phenomenon of information security of children in the form of social interaction of subjects with appropriate structural relationships is substantiated. The methodological basis of the study is provided by the conclusions of psychological research on the influence of mass communications on human consciousness, the main provisions of cyber-ontology, which offers an interdisciplinary approach to studying the problems of Internet environment security, as well as the basics of the systems approach in sociology. Information security system as a subject-object phenomenon is examined through the study of the process of interaction between social actors, such as mass media institutions, the parent community, educational organizations, non-profit organizations, public authorities and others (which are considered as subsystems), and by assessing the results of the subjects' managerial decisions. It is argued that the consistency of the management functions of one subject with those of another subject is an indicator of the efficiency of the information security system management.

Текст научной работы на тему «Управление информационной безопасностью детей как системой социальных взаимодействий»

62 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 1 (49), с. 62-67

УДК 316

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЕТЕЙ КАК СИСТЕМОЙ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ

© 2018 г. А.К. Полянина

Полянина Алла Керимовна, к.соц.н.; старший преподаватель кафедры менеджмента и государственного управления Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

Alker@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.08.2017 Статья принята к публикации 30.01.2018

Предпринимается попытка определения системы информационной безопасности детей как объекта социологического исследования. Приводятся основные факторы, обусловливающие проблему информационной безопасности детей на современном этапе развития информационных технологий. Обосновывается системный подход к изучению феномена информационной безопасности детей в форме социального взаимодействия субъектов с соответствующими структурными связями. Методологической базой послужили выводы психологических исследований влияния массовых коммуникаций на сознание человека, основные положения киберонтологии - междисциплинарного подхода к изучению проблем безопасности интернет-среды, а также основы системного подхода в социологии. Исследование системы информационной безопасности как субъект-объектного феномена осуществляется через изучение процесса взаимодействия социальных субъектов, таких как учреждения массмедиа, родительская общественность, образовательные организации, некоммерческие организации, органы государственной власти и другие, в свою очередь, представляющие собою подсистемы, а также посредством оценки результатов управленческих решений субъектов. Утверждается, что согласованность управленческих функций одного субъекта с теми же функциями другого субъекта является одним из показателей эффективности управления системой информационной безопасности.

Ключевые слова: информационная безопасность, психологическое благополучие, здоровье, интернет-коммуникации, массмедиа, системный подход, социальная ситуация развития, киберонтология.

Введение

Научно-технический прогресс в большинстве развитых стран стал причиной появления неизвестных ранее человечеству факторов риска, включая, наряду с сокращением общей физической активности, появление зависимости от потребления информации, зачастую не имеющей отношения к насущным потребностям человека. Гипертрофированная потребность в информации обусловлена появлением новых форм информации и форматов социализации личности. Этот факт прежде всего отрицательно влияет на детей, чья психика является уязвимой в связи с недостаточной сформированностью способности адекватно перерабатывать информацию.

В настоящее время основным игроком на рынке информационных услуг являются масс-медиа. Именно массмедиа, включая печатные издания, телевидение, радио, кинопроизводство, музыкальные произведения, театр и т.д., формируют социальные установки и являются средством пропаганды и идеологизации. Сужение пространства локальной коммуникации происходит за счёт расширения сферы масс-медиа, а также интернет-коммуникаций. Влияние Интернета и мобильной связи на социаль-

ное общение можно назвать революционным, трансформирующим все известные аспекты социального взаимодействия. Массовые коммуникативные процессы осуществляются в виде блогов, форумов, чатов, социальных сетей, мес-сенджеров и т.д. Одной из главных особенностей социального общения посредством сети Интернет выступает возможность нивелировать временные и географические границы, а также создавать анонимные профили как аналог личности в условиях сети. Именно анонимность предоставляет небывалые возможности для реализации многими людьми табуированных обществом желаний и интересов. Это обстоятельство позволило обозначить интернет-коммуникации как сферу коммуникационного поведения, лишенного контроля со стороны сознания [1].

Как отмечает известный исследователь воздействия информационных технологий на состояние человека А.Е. Войксунский, под влиянием информационно-коммуникационных технологий происходят такие негативные трансформации личности ребёнка, как крайние формы увлечения компьютерными играми; аутиза-ция (замкнутость и неразговорчивость, невнимание к другим людям и отсутствие интереса к

ним); дисинхрония (неравномерность) развития (например, опережение развитием интеллектуальной сферы развития навыков социального взаимодействия). Негативные преобразования мотивационно-личностной сферы современного человека повлекли появление широкого спектра группировок «фанатов» в связи с приобщением к конкретным компьютерным играм, фильмам и т. д. и совершение такими фанатами противоправных и даже трагических действий. Войк-сунский отмечает, что зачастую членство в «виртуальном» сообществе оказывается важнее семейных и дружеских отношений [2, с. 38]. А В.А. Плешаков утверждает, что «для обеспечения сохранности психики в условиях информационного бума, современному человеку необходимо селективное восприятие информации: избегание «спама», актуализация личностно значимой и профессионально ценностной информации» [3]. Изучаемый им феномен кибер-онтологии как нельзя лучше выражает интегральный подход к проблеме информационно-психологической безопасности личности, поскольку определяется как «бытие человека в киберреальности (компьютерные игры, интернет), детерминированное условием развития самосознания и мотивационно-потребностной сферой личности, а также комплексом факторов социальной среды» [3]. Действительно, перенасыщение информацией есть главная причина стресса и невроза современных детей и подростков, а потому актуализирует проблему обеспечения информационной безопасности в киберпространстве, особенно учитывая лавинообразный технический прогресс в этой сфере.

Интернет-пространство с присущим ему отсутствием жёсткой цензуры охватывает зачастую целиком процесс социализации ребёнка, трансформируя традиционные каналы коммуникации и этапы знакомства с той социально и индивидуально важно информацией, которая может быть востребована им в жизни значительно позднее. С этим связано возникновение проблемы регулирования потребления информации детьми и необходимости выработки новых требований к информационной продукции с целью защиты детей и подростков от вредной информации. Феноменом, синтезирующим разнообразные аспекты данной проблемы, выступает так называемая информационная безопасность. Следует отметить, что информационная безопасность чаще всего понимается как явление, имеющее отношение к угрозам, связанным с информационными технологиями (ресурсами), представляющими какую-либо охраняемую тайну. Однако информационная безопасность детей и подростков сфокусирована прежде все-

го на обеспечении развития детей, создании условий социальной среды развития. Информационная безопасность ребёнка является одной из основ его психологической безопасности. Психологическая безопасность есть такое состояние среды и условий жизнедеятельности человека, которое предполагает целостность, адаптивные возможности и развитие [4]. Готовность человека правильно реагировать на неблагоприятные внутренние и внешние воздействия также относится к информационной безопасности [5].

Исследователями отмечается, что нарушение информационной безопасности может возникнуть в случае негативного информационного воздействия или дефицита необходимой информации. Феномен безопасности относится к ситуации, которая возникает в результате взаимодействия детей и взрослых на фоне «предметно-исторической культуры», то есть так называемой социальной ситуации развития. Таким образом, информационная безопасность детей является системным объектом. Информационная безопасность в данном случае предполагает безопасность как в целом социальной ситуации развития ребёнка, так и её компонентов и контекстов, которые могут быть угрожающими или способствующими развитию, а также модифицирующими развитие [6]. Средства массовой информации выступают важным фактором социальной ситуации развития наряду с такими, как образовательные учреждения, семейная ситуация и др.

Состояние защищённости ребёнка от негативного воздействия информации на его здоровье и развитие, а также создание условий для позитивной социализации личности посредством информационной продукции есть цель обеспечения информационной безопасности. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость разработки критериев оценки информационной продукции и требований к уровню безопасности такой продукции. Критерием психического здоровья является способность человека к адекватной регуляции своего поведения, то есть такого контроля над своими действиями, который соответствует норме в конкретном обществе. Однако состояние психического здоровья не гарантирует отсутствия нарушений так называемого психологического благополучия, достаточно широкого понятия, включающего эмоциональное благополучие, отсутствие тревожности, подавленности и т.д. Психологи отмечают, что длительное психологическое неблагополучие создаёт предпосылки для психических заболеваний. При этом детская психика наиболее уязвима, поскольку является развивающейся, имеет высокую сензитивность, готовность к сохранению впечатлений, некритичность восприя-

тия, внушаемость, сильную способность к эмоциональному отклику, тенденцию к подражанию и имитации при неразвитой способности к дифференцированному отношению к реальности, то есть возможности отделить виртуальную реальность от действительной. Поэтому та информационная продукция, которая может не причинить вреда развитой психике взрослого человека, способна повредить здоровью и психологическому благополучию ребёнка.

Воздействие информации, в частности деятельности средств массовой информации, в контексте информационной безопасности детей и подростков необходимо оценивать с позиции потенциальных угроз их психическому здоровью, развитию и психологическому благополучию. Наибольшую опасность в данном случае несёт сверхэмоциональная, пугающая, двусмысленная и противоречивая, антисоциальная и ненормативная информация. Не секрет, что этот контент является подавляющим контентом медийной информации. В детстве формируется способность к ценностной регуляции своего поведения, поэтому трансляция искажённых ценностей может иметь необратимые последствия для самодетерминации становящейся личности. Девальвация традиционных ценностей препятствует социальной адаптации ребёнка, интеллектуальные компетенции которого ограничены возрастом.

Теоретико-методологические подходы

Изучение информационной безопасности в фокусе обеспечения психологического здоровья и благополучия в социальных науках нашло выражение в ряде исследований, посвящённых её теоретическому обоснованию и анализу практического значения в различных аспектах: правовом, психологическом, политологическом. Имеются социологические исследования, направленные на выявление отношения общественности, в том числе родительской, к вопросам контроля информационных потоков [7] или, например, на анализ искажающего влияния СМИ на процесс инкультурации [8]. Однако подходы к проблеме обеспечения информационной безопасности детей с точки зрения социологии управления находятся на начальном этапе.

Исследование проблемы информационной безопасности с позиций социологии управления предусматривает системный подход, выявление многообразия взаимосвязей элементов, иерархии подсистем и сведение их в единую теоретическую концепцию. Также такой подход предполагает рассмотрение информационной безопасности с точки зрения её включения в другие, бо-

лее объёмные системы в тесной связи с конкретным культурно-историческим контекстом. Системный подход означает выявление логических и функциональных отношений между элементами системы информационной безопасности при учёте субъективных интерпретаций результатов эмпирических исследований и влияния процессов различной природы. Особое значение имеет принятие во внимание динамического характера системы информационной безопасности и возможности перехода в состояние опасности при изменении компонентов системы [9].

Применительно к проблеме информационной безопасности детей системный подход позволяет исследовать внутренние и внешние взаимосвязи различных субъектов при признании единства и неразрывности экономической, социальной, политической и экологической среды современного человека. Феномен информационной безопасности детей и подростков является системным, поскольку включает различные уровни деятельности субъектов безопасности, в качестве которых может вступать сам ребёнок, социальная группа, общество в целом, государство, мировое сообщество. Каждый субъект является собирательным и потенциально может включать большое число конкретных единиц (родители, школа, союзы, ассоциации, органы государственной власти, должностные лица и т.д.). Исследователи отмечают, что безопасность субъекта имеет активную и пассивную составляющую. Деятельностью субъекта информационной безопасности является активная составляющая, а пассивная рассматривается, с одной стороны, как условия самореализации и развития субъекта, а с другой -как предмет деятельности субъекта вышестоящего уровня.

Разработанная Ю.П. Зинченко комплексная модель безопасности может быть использована при исследовании информационной безопасности детей и подростков и с точки зрения социологии управления при внесении соответствующих дополнений. Данная модель предусматривает уровни системы безопасности, функционирующие в соответствии с принципами опосредования, интериоризации, сигнификации и сигнализации. Так, принцип опосредования используется для объяснения роли СМИ как «посредников» при формировании индивидуальных и социальных установок, трансляции ценностей. Принцип интериоризации позволяет оценить влияние интернет-коммуникации на процесс инкультурации. Принцип сигнализации помогает раскрыть значение символов и знаковых систем, имеющих сегодня широкое распространение в информационных технологиях и коммуникациях, как детерминирующих поведе-

ние социальных субъектов. Поскольку проблема информационной безопасности рассматривается с позиций социологии управления, предлагается дополнить эти принципы принципом мотивации, рационального подбора, подготовки и расстановки кадров, принципом обратной связи.

Результаты

Управление системой информационной безопасности детей в фокусе социологии управления рассматривается в качестве воздействия на неё определённых субъектов с целью обеспечения её успешного функционирования, а также в качестве особого типа социального взаимодействия с соответствующими устойчивыми формами. Исследование системы информационной безопасности как субъект-объектного феномена осуществляется через изучение процесса взаимодействия социальных субъектов, в свою очередь, представляющих собою подсистемы (например, учреждения массмедиа, родительская общественность, образовательные организации, некоммерческие организации, органы государственной власти, наделённые полномочиями надзора и контроля за исполнением законодательства в сфере защиты детей от негативной информации), и оценки результатов управленческих решений.

Каждый субъект реализует такие классические функции управления, как планирование, организация, мотивация, контроль, и согласованность данных функций одного субъекта с теми же функциями другого субъекта является одним из показателей эффективности управления системой информационной безопасности. В ракурсе социологии управления внимание обращается на социальные взаимосвязи при осуществлении субъектами данных функций управления. Как отмечалось выше, информационную безопасность схематично можно представить как состоящую из двух элементов: 1) состояние защищённости от информационных угроз; 2) расширение позитивной информационной среды. Управленческие усилия субъекта, таким образом, имеют двунаправленный характер либо в зависимости от особенностей субъекта предполагают достижение результата в рамках одной из этих двух составляющих. При этом исполнение каждой указанной функции может предполагать использование организационно-административного, экономического или социально-психологического механизмов.

Например, реализация родительской общественностью, как одним из субъектов системы информационной безопасности детей, такой функции, как организация, может осуществляться в виде организации мероприятий,

направленных на защиту детей от вредной информации, при использовании организационно-административного метода управления как применение нормативно-правовых актов в сфере защиты детей от информации, а также при использовании собственного социального статуса в образовательных учреждениях как одного из институтов гражданского общества и органах публичной власти. Организация таких мероприятий может иметь просветительский характер, а может иметь целью пресечение конкретного нарушения законодательства в сфере защиты детей от информации путём обращения в соответствующие органы для последующего реагирования. Исследование взаимоотношений представителей родительской общественности с представителями, в частности, образовательных организаций выступает предметом изучения управления системой информационной безопасности с точки зрения социологии управления. Такие взаимоотношения могут формироваться по поводу инициирования всевозможных мероприятий в рамках школьных родительских собраний с целью информирования родителей и педагогов о проблемах защиты детей от вредной информации. При этом вариантами таких взаимоотношений может быть сотрудничество, поддержка или игнорирование проблемы со стороны администрации образовательных учреждений. Выявление причин и факторов установления тех или иных отношений, способствующих или препятствующих обеспечению информационной безопасности, результативность принимаемых решений входит в предмет исследования.

Обобщение практики взаимодействия субъектов управления, в приведённом примере - школы и родительской общественности, выступает при этом одной из задач исследования. Разумеется, такие взаимодействия настолько разнообразны, насколько широк круг субъектов управления системой информационной безопасности. Исходя из анализа практики взаимодействий субъектов, подтверждённой соответствующими социологическими исследованиями, могут быть выявлены конкретные механизмы управления, которые должны быть подвергнуты оптимизации: организационно-административные, включающие применение нормативных актов общегосударственного или локального значения и методы оперативного управления (делегирование полномочий, санкции/поощрения); экономический механизм, базирующийся на экономическом стимулировании (налоги, государственное субсидирование, заработная плата); психологические механизмы, в том числе похвала, внимание, укрепление авторитета либо, напротив, риск утраты авторитета и репутации и др.

Заключение

Таким образом, информационную безопасность детей можно понимать как состояние защищенности нравственно-психологического здоровья, волевых качеств, мотивационно-потреб-ностной сферы и ценностных ориентаций от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной основы социального поведения ребёнка, а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе [10, с.167]. Другими словами, это состояние защищенности личности, обеспечивающее ее целостность как активного субъекта социального общения и возможностей развития в условиях информационного взаимодействия с окружающей средой.

Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» впервые вводится правовое определение понятия информационной безопасности детей, трактуемое как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию». Главная цель принятия закона явствует из самого его названия. Анализ текста закона позволяет выделить основные меры обеспечения защиты детей от вредной информации, среди которых: 1) запрет оборота информационной продукции без применения административных и организационных мер, технических и программно-аппаратных средств защиты детей от этой продукции; 2) обязательное размещение знака возрастного ограничения информационной продукции или текстового предупреждения; 3) запрет или ограничение потенциально вредной информации, распространяемой посредством телевидения и радиовещания, временными периодами; 4) ограничение места распространения запрещённой для детей информации; 5) привлечение к юридической ответственности за нарушение законодательства; 6) общественный контроль в форме мониторинга оборота информационной продукции и доступа детей к информации, осуществляемого общественными объединениями, иными некоммерческими организациями и гражданами, а также создание ими «горячих линий». Несмотря на существующие правовые установления, конкретизирующие наиболее выраженные вредные контенты информации (порнография, пропаганда расовой ненависти и т.п.), развитие информационных технологий вкупе с тенденциями глобализиру-

ющейся культуры создают необходимость постоянного усовершенствования механизмов регулирования оборота информации. Информационная безопасность детей является составляющей информационной безопасности государства и занимает особое место в государственной политике. Изучение системы информационной безопасности детей требует комплексного подхода, в том числе выводов прикладных социологических исследований. Система информационной безопасности детей, представленная в виде особой формы социального взаимодействия субъектов, анализ структурных связей и определение динамики развития взаимоотношений составляют предмет социологии управления. Использование специфических методов социологии управления направлено на выявление наиболее вероятных сценариев развития управления системой информационной безопасности детей, прогнозирование последствий принимаемых субъектами решений и формулирование рекомендаций по совершенствованию механизмов управления системой информационной безопасности как одной из важнейших составляющих системы безопасности современного общества.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. От Мы--медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3-21.

2. Войксунский А.Е. Психологические исследования деятельности человека в интернете // Информационное общество. 2005. №1. С. 36-41.

3. Плешаков В. А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens'a до Homo Cyberus'a. URL: //iknigi. net/avtor-vladimir-pleshyakov/90244-kibersocializaciya -cheloveka/html (дата обращения: 02.07.2017).

4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Академия, 2000. 544 с.

5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: Учебное пособие / Под ред. И. А. Баевой. СПб.: Издательство «Речь», 2006. 288 с.

6. Карабанова О.А. Понятие «социальная ситуация развития» в современной психологии // Методология и история психологии. 2007. № 4. С. 40-56.

7. Карпова Г. Г., Трухачева М. А. Ребенок в информационном обществе: формирование политики в области информационной безопасности детей и молодежи // Власть. 2016. № 9. С. 88-93.

8. Трухачева М.А. Культура детства в контексте информационной безопасности: исторический аспект и современные реалии // Общество: философия, история, культура. 2016. № 11. С. 115-117.

9. Зинченко Ю.П. Методологические основы психологии безопасности // Национальный психологический журнал. 2011. № 2(6). С. 11-14.

10. Ковалева Н. Н. Информационное право России: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2009. 359 с.

MANAGEMENT OF CHILDREN'S INFORMATION SECURITY AS A SOCIAL INTERACTIONS SYSTEM

A.K. Polyanina

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article attempts to determine the system of children's information security as an object of sociological research. The main factors that determine the problem of information security of children at the current stage of information technologies development are described. A systems approach to the study of the phenomenon of information security of children in the form of social interaction of subjects with appropriate structural relationships is substantiated. The methodological basis of the study is provided by the conclusions of psychological research on the influence of mass communications on human consciousness, the main provisions of cyber-ontology, which offers an interdisciplinary approach to studying the problems of Internet environment security, as well as the basics of the systems approach in sociology. Information security system as a subject-object phenomenon is examined through the study of the process of interaction between social actors, such as mass media institutions, the parent community, educational organizations, non-profit organizations, public authorities and others (which are considered as subsystems), and by assessing the results of the subjects' managerial decisions. It is argued that the consistency of the management functions of one subject with those of another subject is an indicator of the efficiency of the information security system management.

Keywords: information security, psychological well-being, health, Internet communication, mass media, systems approach, social situation of development, cyber-ontology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.