Научная статья на тему 'Управление и учет затрат при изменении качества продукции на предприятиях по системам таргет-костинг и кайзен-костинг'

Управление и учет затрат при изменении качества продукции на предприятиях по системам таргет-костинг и кайзен-костинг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ / УПРАВЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТЬЮ / ТАРГЕТ-КОСТИНГ / КАЙЗЕН-КОСТИНГ / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / EXPENSES MANAGEMENT / COST MANAGEMENT / TARGET-COSTING / KAYZEN-COSTING / PRODUCT QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремов Александр Владимирович

Разработана и предложена для предприятий модель учета и управления себестоимостью при изменении каче- ства продукции. В этой модели подчеркивается взаимо- связь между двумя системами таргет- и кайзен-костинг. Комплексное использование двух систем обеспечит пред- приятию конкурентное преимущество, состоящее в дости- жении более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата и удержания соответствующих секто- ров рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефремов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление и учет затрат при изменении качества продукции на предприятиях по системам таргет-костинг и кайзен-костинг»

Вестник АПК

Ставрополья _________ ~ ----№ 3(3), 2011

УДК 657.479.2: 658

Ефремов А. В.

Efremov A. V.

УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ ЗАТРАТ

ПРИ ИЗМЕНЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПО СИСТЕМАМ ТАРГЕТ-КОСТИНГ И КАЙЗЕН-КОСТИНГ

MANAGEMENT AND COST ACCOUNTING DURING CHANGE OF PRODUCTS QUALITY AT THE ENTERPRISES USING THE TARGET-COSTING AND KAIZEN-COSTING SYSTEM

Экономика

91

Ефремов Александр Владимирович -

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный социально-педагогический университет Тел. 8-917-841-17-16 E-mail: efsania@rambler.ru

Efremov Alexander Vladimirovich -

Ph. D. in economics sciences, docent Volgograd state social-pedagogical university Tel. 8-917-841-17-16,

E-mail: efsania@rambler.ru

Разработана и предложена для предприятий модель учета и управления себестоимостью при изменении качества продукции. В этой модели подчеркивается взаимосвязь между двумя системами таргет- и кайзен-костинг Комплексное использование двух систем обеспечит предприятию конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата и удержания соответствующих секторов рынка.

Ключевые слова: управление затратами, управление себестоимостью, таргет-костинг, кайзен-костинг, качество продукции.

We have developed and suggested the model of accounting and cost management during the quality changes. This model emphasize the intercommunication between two systems of target-costing and kayzen-costing. Complex implementation of two systems will bring a competitive advantage in achievement of a lower cost level comparing to competitors as well as an opportunity to choose a comfortable price policy for assumption and holding of market sectors.

Keywords: expenses management, cost management, target-costing, kayzen-costing, product quality.

Потребители все в большей мере становятся нетерпимыми к низкому качеству, длительным срокам поставки. Компании, которым не удается обеспечить требуемый уровень качества, несут высокие затраты и подвергают свой бизнес значительному риску. Чтобы удовлетворить покупателей и быть конкурентоспособными, руководству предприятий необходимо изыскивать наименее затратные пути непрерывного улучшения качества продукции. Ученые и практики российских предприятий пришли к единому мнению, что настало время для внедрения и принятия всеобщего управления качеством (TQM) как способа обеспечения значительных конкурентных преимуществ. Руководство компаний в этих условиях хозяйствования сосредоточивает свое действенное внимание на проблеме качества, что приводит к сокращению затрат и увеличивает удовлетворенность потребителя. Владельцы бизнеса и управляющие фирмами осознают, что управление качеством продукции (услуг), основанное на планировании, учете, анализе и аудите затрат, «вкладываемых» в качество, - единственная основа их процветания.

Концепция управления затратами при изменении качества предполагает их учет, анализ, планирование и контроль (аудит). Определяющей функцией в этой концепции, безусловно, является учетная, так как невозможно анализировать, а тем более планировать затраты при изменении качества, если не иметь данных о них. А эти данные может предоставить только учет.

К управлению затратами при изменении качества должен быть применен процессный подход.

В новой интерпретации затраты при изменении качества следует рассматривать как затраты на совершенствование бизнеса, и они (эти затраты) будут отличаться от общих затрат на производство на величину этого совершенствования по всем процессам жизненного цикла продукции, включая, например, и маркетинг Используя процессный подход к учету затрат при изменении качества, можно будет не только в производстве (что, в основном, сейчас и делается), но и в маркетинге измерить затраты на несоответствие.

Отсутствие, на наш взгляд, эффективного экономического механизма управления затратами при изменении качества в стандартах ИСО

Жквар™ь™ї„„...-. К естник АПК

И И Ставрополья

научно-практическии журнал

серии 9000:2000 (на основе которых, в основном, сейчас разработаны стандарты качества российских предприятий) приводит на практике к тому, что менеджмент качества и менеджмент затрат не взаимодополняют, а порой и конкурируют. Если это не так и предположить, что мы ошибаемся, то как тогда можно объяснить такой критерий оценки результативности процесса «Управления затратами при изменении качества», как снижение затрат при изменении качества. По мнению В. Д. Мацуты, для обеспечения конкурентоспособности продукции надо не снижать, а наращивать затраты на предупреждение несоответствий. Это и должно создать условия, благоприятные для того, чтобы прибыль от деятельности всего предприятия становилась все больше и больше [3].

На наш взгляд, решение проблемы взаимосвязи менеджмента качества и менеджмента затрат мы видим не в централизации функций управления затратами при изменении качества (учет, анализ, планирование, контроль), а напротив, как это принято на практике, в их децентрализации. Причем понятия «централизация» и «децентрализация» нами рассматриваются на уровне предприятия. Такой подход не означает, что приоритетность в управлении качеством концентрируется на оперативном уровне.

Тем не менее самым важным является оперативный уровень, т. е. люди, которые создают ценности и должны быть внутри этой системы, а не вне. На каждом уровне управления протекают свои процессы, и главное - между ними и на всех уровнях управления установить четкое взаимодействие. Процессы жизненного цикла, являющиеся основой материального благосостояния и конкурентоспособности предприятия, должны быть состыкованы, выход предыдущего процесса согласован с входом последующего, между участниками должны быть установлены взаимоотношения «поставщик - потребитель» [3].

«Процесс - генератор ценностей, и участники его заинтересованы в минимальных издержках при его осуществлении. Ответственность за выход продукции и издержки по процессу должны быть четко возложены на владельца процесса в рамках согласованных целей, правил и ограничений» [2]. Это высказывание подтверждает правоту нашего взгляда на процессный подход к управлению затратами при изменении качества.

Таким образом, концепция управления затратами при изменении качества, предложенная нами, может быть сформулирована следующим образом: управление затратами при изменении качества осуществляется через такие функции, как планирование, учет, анализ и контроль. Реализация этих функций базируется на процессном подходе с ориентацией всех процессов на потребителя.

Учет затрат по процессам в увязке с бюджетным планированием позволит концепцию о непрерывном улучшении качества, разработанную

В. Шухартом - «отцом менеджмента качества» и в дальнейшем дополненную Э. Демингом, наполнить экономическим содержанием.

Методцикл Шухарта-Деминга, который чаще называют циклом Деминга, обычно иллюстрируют схемой управления любым процессом деятельности, в том числе и процессом управления качеством [4].

Поскольку управление затратами при изменении качества - это один из таких процессов, то мы предприняли попытку применить к нему вышеупомянутый цикл. В модифицированном нами виде он выглядит следующим образом.

Все фазы этого цикла управления затратами замыкаются. Совокупность видов деятельности как совокупность операций соответствующих процессов изменении качества продукции составляет цепь, которая состоит из отдельных звеньев (процессов), и в каждом из них осуществляются все фазы цикла Деминга. Мы назвали эту схему концептуальной моделью экономического учета и управления затратами при изменении качества.

В соответствии с требованиями современных стандартов необходимо вести учет затрат при изменении качества по контрактам и видам продукции. Предлагается также предусмотреть возможность разделения затрат: по операциям процесса, по подразделениям, задействованным в процессе (для обоснования планирования и оценки реализации бюджетов подразделений), по причинам, с целью выявления наиболее важных и критических, в отношении которых в первую очередь необходимо разрабатывать корректирующие действия. Информация по затратам при изменении качества является основой для принятия обоснованных управленческих решений.

На предприятии необходимо разрабатывать мероприятия по улучшению, в первую очередь, наиболее проблемных и затратных процессов, дающих наибольший эффект. На уровне руководства предприятия считается целесообразным анализировать причины несоответствий, выявленных в процессах СМК, определять наиболее характерные и значимые причины, принимать меры профилактического характера на уровне предприятия, предупреждающие возникновение несоответствий и обеспечивающие снижение общих потерь. Такой подход к организации процесса учета и анализа затрат должен обеспечить информацией для разработки результативного и эффективного плана предупреждения потерь и определения приоритетов, касающихся каждого процесса и продукции, чтобы удовлетворять потребности и ожидания заинтересованных сторон [1].

Для практической реализации изложенного подхода нами разработана и предложена для предприятий модель учета и управления себестоимостью при изменении качества продукции (рис. 1).

На модель оказывают влияние управляющие воздействия. Для обеспечения нормального

Вестник АПК

Ставрополья Экономика

_______ ___ № 3(3), 2011

процесса необходимы ресурсы. Модель учета и управления себестоимостью при изменении качества продукции на предприятиях, изображенная на рисунке 1, позволяет организованно и целенаправленно осуществлять политику снижения себестоимости, рационально инвестировать денежные средства в новые продукты, координировать действия множества людей, вовлеченных в производственный процесс, и совместными усилиями добиваться достижения поставленных целей.

В этой модели подчеркивается взаимосвязь между двумя системами таргет- и кайзен-костинг. И таргет-костинг, и кайзен-костинг решают практически одну и ту же задачу, но на разных стадиях жизненного цикла продукта и разными методами.

Обе концепции предназначены для снижения уровня отдельных статей затрат и себестоимости конечного продукта в целом до некоторого приемлемого уровня, но если мы разделим жизненный цикл продукта на две части -

1) стадию планирования и разработки и

2) стадию производства,

то таргет-костинг решает данную задачу на первой стадии, а кайзен-костинг - на второй. Вместе обе системы дают предприятию весьма

ценное конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата и удержания соответствующих секторов рынка.

В предприятиях, деятельность кайзен осуществляется на трех уровнях:

1) менеджеров и ИТП, для которых поддержка философии кайзен является функциональной обязанностью;

2) инициативных групп сотрудников, объединенных в кружки качества;

3) отдельных рабочих, которые имеют возможность через систему предложений вносить новые идеи.

Система таргет-костинг, в отличие от традиционных способов ценообразования, предусматривает расчет себестоимости продукта исходя из предварительно установленной цены реализации. Эта цена определяется с помощью маркетинговых исследований, т. е. фактически является ожидаемой рыночной ценой продукта или услуги.

Для определения целевой себестоимости продукта величина прибыли, которую хочет получить фирма, вычитается из ожидаемой рыноч-

Целевая прибыль в кратко-и долгосрочных аспектах

Целевое

снижение

себестоимости

Целевая прибыль

Целевая

себестоимость

Цена

Определение возможной цены реализации

Разработка

концепции

продукта

Планирование и маркетинговый анализ

Управление и учет затрат при изменении качества

продукции на предприятиях

1 стадия 2 стадия

Создание продукта Производство

Таргент-костинг: Кайзен-костинг:

- учет и управление - группы

затратами по проектирования;

каждому изделию; - бенчмаркетинг

- участие

технического

отдела и отдела

производства

Поддержка

г себестоимости:

- учет и управление

отклонениями

Достижение целевой себестоимости при изменении качества продукции

Рисунок 1 - Модель учета и управления себестоимостью при изменении качества продукции

Ежеквартальный «вСТНИКАПК

94 научно-практический К Ставрополья

журнал

ной цены. Далее все участники производственного процесса - от менеджера до простого рабочего - трудятся над тем, чтобы спроектировать и изготовить изделие, соответствующее целевой себестоимости.

Таким образом, идея таргет-костинг довольно проста: производить только те инновационные продукты, расчетная себестоимость которых не превышает целевую себестоимость. Если же разрыв между этими двумя величинами сохранился невзирая на все усилия, следует, очевидно, отказаться от проекта. Вот тут и возникает вопрос: а что делать, если расчетная себестоимость лишь ненамного выше целевой себестоимости? Начинать производство или не начинать?

Как правило, наличие небольшой разницы (в пределах 3-5 %) между расчетной и целевой себестоимостью не является препятствием для принятия решения о производстве. На японских предприятиях возникшая «щель» успешно закрывается с помощью кайзен на стадии производства.

Для наглядности рассмотрим - сначала в теоретической модели - влияние систем таргет- и кайзен-костинг на кривые затрат и цен (рис. 2).

Когда производство модели поколения £ достигает точки наименьшей возможной себестоимости, наступает время для выведения на рынок модели нового поколения £ + 1. Целевая себестоимость новой модели будет существенно снижена с помощью системы таргет-костинг еще на стадии проектирования и разработки, а затем - уже на стадии производства - будет постепенно, маленькими шажками, снижаться в соответствии с так называемой кайзен-задачей. Жизненный цикл (ЖЦ) модели поколения £ + 1 закончится тогда, когда будет достигнута точка

Список литературы

1. Вахрушина, М. А. Управленческий учет : учебник / М. А. Вахрушина. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 632 с.

2. Гиссин, В. И. Управление качеством продукции : учеб. пособие / В. И. Гиссин. -Ростов н/Д : Феникс, 2000. - 156 с.

3. Окрепилов, В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. - СПб. : Наука, 2000. -912 с.

4. Свиткин, М. З. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе международных стандартов ИСО / М. З. Свиткин, В. Д. Мацута, К. М. Рахлин. - СПб. : ВСЕГЕИ, 1999. - 403 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Скрипко, Л. Экономика качества: тенденции и перспективы развития / Л. Скрипко // Стандарты и качество. - 2003. -№ 1. - С. 68-71.

6. Федюкин, В. К. Методы оценки и управление качеством промышленной продукции : учебник / В. К. Федюкин, В. Д. Дурнев, В. Г Лебедев. - М. : Информационноиздательский дом «Филинъ» ; Рилант, 2000. - 328 с.

минимальной себестоимости, после которой себестоимость может только повышаться. Далее весь процесс повторится, только уже для следующей модели поколения £ + 2 и т. д.

• аты и цены

Рисунок 2 - Влияние систем таргет-и кайзен-костинг на кривые затрат и цен

Как видим, последовательное «подключение» таргет- и кайзен-костинг к механизму снижения себестоимости позволяет получить именно тот суммарный эффект, который необходим для достижения целевой себестоимости, закрепления нормативных значений затрат и их поддержки (контроля) на стадии производства [6].

Комплексное использование двух систем обеспечит предприятию конкурентное преимущество, состоящее в достижении более низкого по отношению к конкурентам уровня себестоимости и возможности выбирать удобную ценовую политику для захвата и удержания соответствующих секторов рынка.

List of references

1. УакИшэЫпа, M. А. Managerial accounting : textbook / M. А. Vakhrushinа. - M. : Finances and Statistics, 2002. - 632 p.

2. Gissin, V. I. Product quality management : textbook / V. I. Gissin. - Rostov on / D : Phoenix, 2000. - 156 p.

3. Okrepilov, V. V. Quality management / V. V. Okrepilov. - SPb : Science, 2000. -912 p.

4. Svitkin, M. Z. Quality management and quality assurance based on ISO international standards / M. Z. Svitkin, V. D. Mat-suta, K. M. Rakhlin. - SPb : VSEGEI, 1999. -403 p.

5. Skripko, L. Quality economics: tendencies and development perspectives / L. Skripko // Standards and quality. - 2003. - № 1. -P. 68-71.

6. Fedyukin, V. K. Evaluation methods and quality management of industrial products : textbook / V. K. Fedyukin, V. D. Durnev, V. G. Lebedev. - M. : Information-publishing house «Filin» ; Rilant, 2000. - 328 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.