Научная статья на тему 'Методические вопросы применения системы «Таргет-костинг» и «Кайзен-костинг» в учетной практике сельскохозяйственных организаций'

Методические вопросы применения системы «Таргет-костинг» и «Кайзен-костинг» в учетной практике сельскохозяйственных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРГЕТ-КОСТИНГ / КАЙЗЕН-КОСТИНГ / СЕБЕСТОИМОСТЬ / ЗАТРАТЫ / ПРОДУКЦИЯ / КАЧЕСТВО / АПК / TARGET-COSTING / KAIZEN-COSTING / COST PRICE / EXPENSES / PRODUCTION / QUALITY / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильченко И.Ю.

В статье проведен сравнительный анализ и установлена функциональная взаимосвязь между такими методиками калькулирования сельскохозяйственной продукции, как «таргет-костинг» и «кайзен-костинг». Рассматриваются их достоинства и недостатки. Особое внимание уделено внедрению данных систем в учетную практику организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильченко И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические вопросы применения системы «Таргет-костинг» и «Кайзен-костинг» в учетной практике сельскохозяйственных организаций»

УДК 657

Ильченко И.Ю. ©

Студент учетно-финансового факультета, Кубанский государственный аграрный университет

МЕТОДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ «ТАРГЕТ-КОСТИНГ» И «КАЙЗЕН-КОСТИНГ» В УЧЕТНОЙ ПРАКТИКЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье проведен сравнительный анализ и установлена функциональная взаимосвязь между такими методиками калькулирования сельскохозяйственной продукции, как «таргет-костинг» и «кайзен-костинг». Рассматриваются их достоинства и недостатки. Особое внимание уделено внедрению данных систем в учетную практику организаций.

Ключевые слова: таргет-костинг, кайзен-костинг, себестоимость, затраты, продукция, качество, АПК

Keywords: target-costing, kaizen-costing, cost price, expenses, production, quality, agriculture

Организации АПК пребывают в непрерывном поиске оптимальных и эффективных форм управления затратами. Подавляющее большинство российских сельскохозяйственных организаций применяют попроцессный метод учета затрат. Но данный метод существенно ограничивает аналитические возможности управленческого персонала, что приводит к неэффективному управлению затратами, и в дальнейшем может привести к снижению эффективности деятельности организации. Помимо этого, задачей традиционных систем учета затрат является их снижение с целью обеспечения определенного уровня прибыльности. Вследствие этого качество продукции упускается из вида. Наиболее актуальной данная проблема стала с вступлением РФ в ВТО и ожесточением нынешней конкурентной среды.

Решение данной проблемы представляется в использовании современных систем управления затратами: «таргет-костинг» и «кайзен-костинг».

Для современных сельскохозяйственных организаций главной задачей является удешевление продукции на основе введения новых технологий [5,31]. Именно это обуславливает применение компонентов «таргет-костинг» в ходе стратегического управления затратами.

«Таргет-костинг» — система управления, направленная на снижение затрат производимой продукции (работ, услуг), а также система контроля издержек и калькулирования себестоимости продукции с учетом фактического запроса потребителей и рыночной ситуации в целом в момент разработки и до начала выпуска продукции на рынок

[1,45].

В основу идеи системы «таргет-костинг» положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета:

Целевая себестоимость = Цена - Прибыль

Данная формула дает возможность получить инструмент превентивного контроля и экономии затрат на стадии проектирования.

Метод «таргет-костинг» дает возможность предварительно, до начала производства, уменьшить все риски, сопряженные с производством и реализацией продукции, или

© Ильченко И.Ю., 2016 г.

отказаться от них [2,76]. В итоге организация сумеет достичь нужной себестоимости не за счет ухудшения качества продукции, а вследствие эффективной работы и поиска альтернативных резервов снижения затрат. Так же важным условием эффективности «таргет-костинг» считается стабильность его использования.

Очередность действий при использовании «таргет-костинг» выглядит так:

- формирование допустимой цены реализации за единицу рассматриваемой продукции или услуги;

- исчисление целевой себестоимости продукции (за единицу и в целом);

- сопоставление целевой и сметной себестоимости продукта для установления величины желаемого сокращения затрат;

- перепроектирование продукта и единовременное внесение улучшений в производственный процесс с целью достижения целевого сокращения затрат.

Процесс управления целевой себестоимостью представлен на рисунке 1.

Определение возможной цены реализации продукции Ж

Разработка концепции продукции

Планирование и маркетинговый анализ

Достижение це-

левой себестои-

мости

Планирование

\ / объема произ- <

Себе- водства иродук-

стои- цнп

мость Постоянное усо-

вершенствова- <—

нпе

Рис. 1 - Процесс управления целевой себестоимостью в организациях АПК

Преимущества метода «таргет-костинг» заключаются в следующем:

- обеспечивает реализацию целей стратегии снижения затрат;

- позволяет не просто минимизировать затраты, но и привести их к необходимому уровню;

- обеспечивает максимизацию финансового результата организации за счет максимизации цены;

- обеспечивает определение целевых затрат для новых продуктов.

- обеспечивает контроль затрат еще на стадии разработки продукции, когда вносить изменения гораздо легче, чем на стадии производства.

Недостатками метода «таргет-костинг» являются:

- требует значительного времени или серьезных инвестиций, которые потребуются для снижения себестоимости до заданного предела;

- выдвигает высокие требования к надежности плановых показателей цены и объема реализации и предполагает постоянное, целенаправленное и непрерывное снижение затрат;

- оставляет «за кадром» такие факторы, как качество продукции.

Для примера используем модель бизнеса, представленную выше, в ООО Агрофирма «Победа» Гульевичского района, в которой перечень выпускаемой продукции будет расширен за счет разработки нового продукта «булочки с корицей». В таблице 1 приведены данные, необходимые для расчетов.

Таблица 1

Расчет целевой себестоимости «булочки с корицей» в ООО Агрофирма «Победа»

Гулькевичского района

Показатель Значение

Возможная розничная цена за единицу, руб. 50

Целевая норма прибыли, % 20

Запланированный годовой объем продаж, ед. 10 000

Сметная себестоимость, руб. 455 000

Целевая себестоимость:

- единицы продукции, руб. 40

- запланированного годового объема продаж, руб. 400 000

Разница между сметной и целевой стоимостью, руб. 55 000

Ожидаемая рыночная цена за единицу продукции составляет 50 руб., а целевая норма прибыли - 20%. Планируется ежегодно продавать 10 000 булочек. Целевая себестоимость одной булочки составляет 40 руб. (50 - 50 х 20%), а для запланированного годового объема продаж - 400 000 руб. (40 х 10 000). Разница между сметной и целевой себестоимостью составляет 55 000 руб. (455 000 - 400 000). Именно эту сумму следует сократить любыми доступными средствами, не снижая при этом качества продукции. Это возможно реализовать при внедрении системы «кайзен-костинг».

В отличие от системы «таргет-костинг», решающего вопрос снижения затрат и эффективного управления издержками на стадии планирования, «кайзен-костинг» решает эту же задачу на стадии производства.

В основе «кайзен-костинг» лежит японская философия «кайдзен» (в переводе с японского означает «улучшение, усовершенствование небольшими щагами) и понятие «бережливого производства» (лин-технологии). Основная задача «кайзен-костинг» — не поддержание производства в стабильном состоянии в соответствии со стандартами, а непрерывное улучшение основных процессов только за счет внутренних резервов таким образом, чтобы издержки на них постоянно снижались [6,312].

Необходимо учитывать, что важным условием снижения затрат считается направление усилий на достижение данной цели всех участников производственного процесса, что достигается путем мотивации сокращения расходов [3,135]. Поэтому, если владельцы сельскохозяйственной организации заинтересованы в снижении себестоимости продукции, для менеджеров данная задача является должностными обязанностями, то, в первую очередь, нужно сформировать систему мотивации работников, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции. Это связано с тем, что нерегулярная и низкая заработная плата, социальная незащищенность не смогут вызвать заинтересованности работников в эффективном использовании ресурсов, а, наоборот, приведет к дополнительным потерям, связанным с нарушением рабочей дисциплины, кражами и другими злоупотреблениями.

Для эффективного внедрения системы в организацию, первым шагом должно стать внедрение следующего цикла для работников:

1) установление целей для совершенствования;

2) реализация плана;

3) контроль за процессом реализации и анализ результата: произошло ли планируемое улучшение, не было ли сбоев в процессе;

4) создание и стандартизация новых процедур, направленных на новое улучшение или устранение проблем [4,162].

На основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что применение методов «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» в организациях АПК способствуют:

- сокращению затрат на производство продукции;

- внедрению новых технологий в процесс производства;

- анализу затрат на всех этапах производства, что особенно важно для организаций

АПК;

- повышению качества производимой продукции;

- более эффективному взаимодействию всех подразделений организаций.

Таким образом, освоение систем учета затрат «таргет-костинг» и «кайзен-костинг» может значительно помочь и ускорить процесс совершенствования управления затратами в организациях АПК. Это позволит существенно повысить конкурентоспособность российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках, осуществлять импортозамещение, увеличить экспорт зерна и другой сельскохозяйственной продукции.

Литература

1. Горбылева А. А., Макарова Л. М. «Новые системы управления затратами как способ повышения эффективности сельскохозяйственного производства» // Молодой ученый. № 1. 2013. С. 44-47.

2. Пузыня Т. А. «Таргет-костинг и кайзен-костинг — инновационные концепции отечественного бухгалтерского учета» // Современные научные исследования и инновации. № 7. 2012. С. 76-79.

3. Хромова И.Н. Стратегический менеджмент затрат в системе современного управленческого учета/ И.Н. Хромова. В сборнике: Стратегия развития современной экономической науки в условиях глобализации и трансформации экономики. Сборник статей по материалам III международной научно-практической конференции. 2015. С. 135-140.

4. Хромова И.Н. Организационно-методические аспекты формирования финансовых результатов в системе управленческого учета сельскохозяйственных организаций/ И.Н. Хромова, Е.С. Мячева// Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета.-2015.-№109.-С.160-170.

5. Мячева Е.С. Историческое развитие бухгалтерского учета финансовых результатов / Е.С. Мячева, И.Н. Хромова. В сборнике: Инновационное развитие России: проблемы и перспективы. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза. 2014. С. 31-35.

6. Кузина А.Ф. Практический контроллинг в управлении бизнесом / А.Ф. Кузина, В.Г. Вишневская// Теория и практика общественного развития. 2011. № 7. С. 312-314.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.