Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РИСКАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РИСКАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
645
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / РИСКИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / МЕТОДЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ооржак А.-К.А.

Вданной работе исследуется контроль и управление рисками, в ходе принятия решений в сфере государственного и муниципального управления, меры по их снижению. Также приводится описание основных методов и социальных технологий при контроле и управления рисками. И процедуры принятия , повышения возможностей лиц принимаюхих решений. Результаты сводятся к разработке стратегийустойчивости объекта и системы управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK MANAGEMENT AND CONTROL IN GOVERNMENT DECISION-MAKING

This work examines the control and management of risks in the course of decision-making in the field of state and municipal government, measures to reduce them. It also provides a description of the main methods and social technologies in the control and management of risks. And procedures for making decisions, enhancing the capabilities of decision makers. The results are reduced to the development of strategies for the stability of the object and the control system.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РИСКАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ»

УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ РИСКАМИ ПРИ ПРИНЯТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

А.-К.А. Ооржак, студент

Научный руководитель: О.Н. Монгуш, канд. экон. наук, доцент Тувинский государственный университет (Россия, г. Кызыл)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-69- 72

Аннотация. Вданной работе исследуется контроль и управление рисками, в ходе принятия решений в сфере государственного и муниципального управления, меры по их снижению. Также приводится описание основных методов и социальных технологий при контроле и управления рисками. И процедуры принятия , повышения возможностей лиц принимаюхих решений. Результаты сводятся к разработке стратегийустойчивости объекта и системы управления.

Ключевые слова: управление, риски, принятие решений, методы, обеспечение безопасности.

Риски спровождают все ключевые этапы принятия управленческих решений - от идентификации проблемы до выработки стратегий реализации целей, поэтому для страны имеет значения понять происхождение риска.

Существует следующие основыне прдходы по идентифкации риска: классический, неклассически й, модернисткий.

Суть классического метода, описанного Дж. Миллем, выражается следующим образом - риск рассматривается как вероятность ущерба нанесенного субъекту последствия выбранных дейтсвий и влияния окружающих факторов.В данном случаериск воспринимается отрицательно , но у этого подхода естьи положительные стороны.

При неклассическом подходе, основатели которого являются А. Маршалл и А. Пичу, риск выступает как результат несоответсвия субъекта от опредленных им задач и целей. То есть риск рассматривается как отклонение реальных результатов от планируемых нормы качественных и количественных показателей.

Модернистский подход (У. Бек, Э. Гид-денс) определяет риск как влияние трансформаций, свойственных на сегодняшний день, на современные связи и отношения.

Наибольшее влияние на управленческие решения государстваоказывают следующие риски:

Процессуальные риски, возникающие в ходе диагностики проблем, исполнения целей, при отборе людей, выборе видов работы с исходными данными и т.д. Процессуальные риски делятся на риски оценки, сбора данных о проблеме, реализации целей. Также сюда относят риски, проявляющиеся в отношениях между государством и другими участниками рынка.

Под мягкими риски понимается слабо развивающиеся конфликты, которые не несут особых угроз или вызывающие опасности с небольшим влиянием. Примером может послужить неконтролируемая миграция, продолжающаяся годами и не несущая отрицательных последствий для страны. Однако они могут создать условия для возникновения проблемных ситуаций в будущем.

Жёсткие риски проявляются в основных государственных сферах и несут наибольшую угрозы и системные проблемы. Например дефолт, близость военных других государств к границам страны.

Выделяются следующие основные возможности минимизации государственных рисков и последующих за ними угроз:

- подготовка квалифицированных сотрудников, способных взаимодействовать с

управленческими технологиями, снижающих риски;

- страхование рисков;

- увеличение исходных достоверных данных о возможных рисках и предвидение их возможных последствий;

- уклонение от рисков;

- контроль за рисками;

- использование моделей и систем управления гипотетическими угрозами;

- проведение антикризисных действий.

Контроль и управление рисками являются основными инструментами снижения уровня влияния рисковых факторов при принятии управленческих решений государством. Стоит отметить, что разного рода формы контроля включены в различные модели управления рисками (проведение мониторинга; проведение аналитических мер по гипотетическому предвосхищению рисков; страхование рисков и т. д.).

Под управлением рисками понимается целая перечень аналитических и прикладных мер, ориентированных на страхование, предупреждение, уклонение от рисков, создание стратегического плана, целью которого является сохранение приоритетов и поставленных целей государства, снижение уровня ущерба в последствии принятия решений.

При управлении рисками важно придерживаться поставленных принципов и целей, учитывая законодательные ограничения и обязательства государства. Также призвано оптимизировать тактические, финансовые, информационные и другиеспо-собности конкретных институтов государственного управления для снижения уровня ущерба в различных зонах ответственности властей.

Все риски несмотря на их природу возникновения и дальнейшее поведение в ходе выполнения действий можно отнести к одному из четырех групп методом воздействия государства на рисковые факторы, а именно: политические, аналитические, социальные и финансовые инструменты.

Политические методы призваны минимизировать уровень страновых рисков. К этой группе относятся меры властей по улучшению форм публичной политики, минимизации спорности принимаемых

государственных решений, повышения обратной связи власти и общества, интенси-фикацияближайших и будущих проектов, повышение влияния коллективного мнения при разработке стратегий и планов и другие. Все эти методы приводят к улучшению уровня безопасности государства и общества.

Аналитические методы применяют для улучшения теоретических и прикладных моделей возможного развития собы-тий.Данные дают возможность руководителям конкретизировать состояние экономических, административных и иных систем на предмет их склонности к рискам, более четко отследить взаимодействия разных групп рисков, рассматривать больше альтернатив, детализировать цели и задачи государственных органов. Аналитические используют для избегания принятия управляющим резких необдуманных действий, сбора базы данных о природе рисков, объединения предыдущих опытов о способах минимизации негативных последствий, создания резервных, антикризисных мер; повышения квалификации кадров.

Социальные технологии занимают особую роль при контроле и управлении рисками. Они предназначены для уменьшения уровня чувствительности гражданквозмож-ным негативным последствиям, совершенствования мер принятия решений и увеличения возможностей управляющих к выполнению антикризисных действий.

Следовательно, правдивые данные о риске являются индикатором к возрастанию кооперации государства и общества, а также внушает гражданам оптимизм в их деяниях.

Истинная информация в то же время получает дополнительную ценность, так как связи между гражданами и государством укрепляются, растет лояльность граждан, снижается негативный настрой на текущую ситуацию. Но при этом все социальные методы ограничены в какой-то степени.

То есть нельзя при разговорах с населением выделять основную проблему риска и его ярких выражений, это только ухудшит ситуацию, повысит тревожность и не даст возможности государству принимать важные решения

Четким смыслом является и следующая социальная технология- всеобъемлющее применение сторонних оценок при определении решений. Привлечение различных экспертов позволяет повысить эффективность результата и сократить вероятность ошибки со стороны чиновников.

Если указания будут выражаться в документальном виде, то это позволит повысить ответственность руководителей, так как они не смогут пропустить мнения экспертов, тем более если они отражают волнения общества. Потому что при появлении проблем их скорее всего обвинят в разгильдяйстве и безответственности.

То есть, в основном государственный аппарат стремиться оградить себя от возможных проблем. Социальные технологии связывают и с созданием необходимых психологических качеств управляющих, от которых сильно зависит степень чувствительности управленческих устройств к рискам. Также существует следующие социальные методы:

- либерализация текущего положения управляющей структуры;

- следование техники безопасности ответственными лицами;

- расширение данных о различной природе рисков;

- распространение методов вознаграждения лиц, принимающих решения, направленные на предотвращения рисков.

- налоговые послабления для производителей безрискового оборудования;

- работы, направленные на снижение риска для граждан, туристов и др.

Финансовые технологии также играют значительную роль в деятельности государства по управлению рисками.

Главные задачи применения финансовых технологии состоят:

- в распределении средств бюджета для сокращения рисков;

- в консолидации средств, значимых при конкретизации управленческих действий государства в рамках урегулирования опасных ситуаций;

- в аккумулировании и мобилизацииде-нег для покрытия ущерба.

Результатом использования всех этих методов является разумная политика, умеющая уклоняться от рисков или минимизировать их последствия; способность регулировать нынешние риски в пределах разумного; недопущение серьезных отклонений рисков от нормы.

Можно сделать вывод, что все модели сводятся к созданию стратегий устойчивости объекта и системы управления.

В общем виде эти требования предполагают при разработке вариантов действий избегания крайностей; преодоление страхов менеджеров по отношению к рискам и т.д. Использованиеособенных моделей, а также специализированных процедур по менеджменту рисков и контролю за ними способствуетконкретизациисферывыявле-ния и множества факторов риска, их природу и суть угроз, рассчитать вероятность возможных отрицательных последствий, выявитьмеры защиты и минимизации потерь от различных опасностей, и в итоге разработать наиболее благоприятный вариант управленческих решений. Благодаря такому комплексному подходу государство может взаимодействоватьс различными управленческими стратегиями - от владения ситуацией риска и устранения (сведения к минимуму) ущерба до действий, поданных лишь на финансирование, или возмещение расходов по потерям, или «раздробление» рисков и их перенос на других клиентов, или, напротив, принятия рисков

на себя.

Библиографический список

1. Городнова Н.В. Государственный риск-менеджмент: учебное пособие. - Екатеринбург: УрФУ, 2016. - 108 с.

2. Соменкова Н.С., Купцов А.В. Принятие и исполнение государственных решений: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2020. -42 с.

3. Кулешова Е.В. Управление рисками проектов: учебное пособие / автор-сост. Е.В. Кулешова. - 2-е изд., доп. - Томск: Эль Контент, 2015. - 188 с.

RISK MANAGEMENT AND CONTROL IN GOVERNMENT DECISION-MAKING A.-K.A. Oorzhak, Student

Supervisor: O.N. Mongush, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tuvan State University (Russia, Kyzyl)

Abstract. This work examines the control and management of risks in the course of decisionmaking in the field of state and municipal government, measures to reduce them. It also provides a description of the main methods and social technologies in the control and management of risks. And procedures for making decisions, enhancing the capabilities of decision makers. The results are reduced to the development of strategies for the stability of the object and the control system. Keywords: management, risks, decision-making, methods, security.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.