Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
УДК 65.01 5.3
Оценка рисков страховой компании для принятия управленческих решений
Лабушева Я.Г.
Кандидат экономических наук,
доцент кафедры финансов и банковского дела
Российского нового университета (Москва)
В статье рассматривается роль оценки рисков страховой компании при проведении внутреннего аудита, дается классификация рисков страховой компании, приводится методика оценки рисков для принятия управленческих решений.
Ключевые слова: внутренний аудит, управление стоимостью компании, оценка рисков, страховая компания.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», на компаниях лежит обязанность по организации и осуществлению внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни [1]. Относительно компаний страхового сектора указанная норма закреплена и в отраслевом Законе «Об организации страхового дела в РФ» № 4015-1 от 27.11.1992 г. Положения Закона об организации страхового дела обязывают страховые компании организовать систему внутреннего контроля, создать подразделение внутреннего аудита либо назначить внутреннего аудитора [2].
Внутренний аудит в страховой компании предназначен не только для обеспечения надежности внутреннего контроля, проверки соответствия деятельности страховщика действующему законодательству, нормативным актам, правилам и стандартам профессиональных объединений, но и для оценки рисков и оценки эффективности управления рисками.
Таким образом, проблемы оценки рисков в страховой отрасли стали наиболее актуальными со вступлением с 21 января 2014 г. в силу поправки к Закону об организации страхового дела в части обязательного внутреннего аудита.
Практика управления страховой компанией определила конфигурацию внутреннего контроля как способа организации и выражения определенным образом упорядоченной совокупности контрольных процедур. Одной из них является оценка рисков и оценка эффективности управления рисками.
50
Стоит отметить, что в обычной практике на этапе оценки рисков, как одной из стадий элементов внутреннего контроля, выявляют и рассматривают возможные риски, принимают соответствующие решения по управлению ими, в том числе путем организации необходимой контрольной среды, определения процедур внутреннего контроля и информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля.
В настоящее время внутренний контроль и аудит охватывают практически все ключевые аспекты деятельности организации. Они помогают своевременно выявлять и оценивать риски, развивать меры, направленные на их снижение, что в итоге способствует повышению эффективности бизнеспроцессов.
Учитывая вышеизложенное, отметим, что для страховой отрасли оценка рисков бизнес-процессов наиболее актуальна, так как позволяет своевременно обнаружить возможность возникновения условий, приводящих к негативным последствиям и неблагоприятным обстоятельствам, способным привести к невыполнению принятых обязательств перед страхователями и своевременно разработать наиболее эффективную модель принятия управленческих решений.
Итак, риск - это вероятное событие, приводящее к негативным последствиям [3].
Прежде чем оценить риск, необходимо описать бизнес-процессы и процедуры работы страховой компании.
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
Практика работы страховых компаний показывает следующие слабые стороны бизнес-процессов деятельности:
- дебиторская задолженность страховых агентов - при продаже полисов страховые агенты несвоевременно, с нарушениями условий агентских договоров, вносят денежных средства в компанию, что влияет на процесс формирование страховых резервов и финансовый результат;
- мошенничество со стороны страхователей -страхователи имитируют наступление страхового случая с целью получения выгоды;
- своевременность урегулирования убытков -несвоевременное урегулирование убытков по обязательным видам страхования влечет применение санкций к компаниям со стороны надзорных органов в виде штрафов;
- учет и контроль бланков строгой отчетности (бланки полисов) - большая доля утерянных полисов и бланков выявляется после закрытия отчетного периода;
- инвестирование средств в активы при формировании страховых резервов и обеспечения достаточного уровня покрытия принятых обязательств;
- нарушения требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- управленческий учет;
- достоверность финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Достоверное описание бизнес-процессов содействует выявлению и оценке всех существенных рисков вне зависимости от того, осуществляется ли в настоящее время в отношении них внутренний контроль.
Принято выделять следующие базовые группы рисков: политические, экономические, финансовые, фондовые, валютные, рыночные, ценовые, коммерческие, имущественные, банковские, кредитные, процентные, операционные, информационные, технические, технологические, экологические и др. [3].
Для страхового сектора часть рисков теряет свою актуальность, а часть рисков можно интерпретировать с учетом особенностей страховой отрасли.
По результатам оценки рисков принято определять наиболее существенные риски и принимать решения для минимизации их, организуя и осуществляя внутренний контроль.
С целью систематизации принятых процедур внутреннего контроля, относящихся к определенным категориям выявленных рисков и отмеченных в соответствующих внутренних организационно-распорядительных документах, а также оценки полноты покрытия внутренним контролем выявленных рисков, необходимо составить матрицу рисков и процедур внутреннего контроля.
При принятии управленческих решений требуется оценить степень риска и определить его величину.
Степень риска — это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него.
Риск количественно характеризуется субъективной оценкой вероятной (т.е. ожидаемой) величины максимального и минимального дохода (убытка) от реализации бизнес-процесса. При этом, чем больше диапазон между максимальным и минимальным доходом (убытком) при равной вероятности их получения, тем выше степень риска.
Риск имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой степенью точности.
Чтобы количественно установить величину риска, необходимо определить все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последствий [4].
Непосредственно оценка рисков представлена в таблице 1.
Стоит помнить, что риском можно управлять, т.е. использовать различные приемы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска [5].
Оценка рисков страховой компании*
Таблица 1
Группа риска Признак риска Значение Итоговый балл
Балл 0 Балл 1 Балл 2 Вес признака
1 2 3 4 5 6 7
1. Бизнес-риски
1.1. Риск несбалансированности страхового портфеля доля корпоративного страхования в портфеле (коэффициент: cбор страховых премий по договорам с юр. лицами / общий сбор страховых премий) 40-60 % 60-80 % 10-30 % более 80 %; менее 10 % 6
* Методика разработана автором и применяется в компании
51
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2
Экономика
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
1.2. Андеррайтер-ский риск высокий коэффициент выплат: страховые выплаты +\- изменение резервов убытков / страховые премии +\- изменение резерва незаработанной премии (количество выплат с учетом изменения резервов) 20-40 % 0-20 %; 40-70 % более 70 % 9
2. Кредитные риски
2.1. Риск использования заемного капитала общий заемный капитал (краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы) / общие активы (зависимость от заемных средств) менее 5 % 5-10 % более 10 % 7
общий заемный капитал / прибыль до налогообложения менее 1 1-3 более 3 7
3. ALM (управление активами и пассивами)
3.1. Инвестиционные риски коэффициент: прибыль от инвестиций / сбор страховых премий о\ СО о £ S CD 4-8 % менее 4 % 7
коэффициент рентабельности инвестиционной деятельности: прибыль от инвестиций / инвестиции более 12 % 5-12 % менее 5 % 8
4. Рыночные риски
4.1. Риск снижения доли рынка наличие каналов продаж, на которые приходится более 40 % сборов (коэффициент: количество договоров страхования, заключенных через канал продаж / количество заключенных договоров страхования всего за период) нет на 1 канал более 40 % на 1 канал более 70 % 5
4.2. Риск спада на рынке спад в объеме продаж автомобилей (в случае, если доля КАСКО и ОСАГО в страховом портфеле более 40 %) менее 15 % 15-35 % более 35 % 3
спад в объеме продаж недвижимости (в случае, если доля страхования имущества физ.лиц и ипотечного страхования более 10 %) менее 15 % 15-35 % более 35 % 2
5. Риск ликвидности
5.1. Риск неправильного формирования (расчёта)резервов коэффициент: сформированные страховые резервы на определенную дату / страховые премии по договорам, заключенным на определенную дату более 0,7 0,5-0,6 менее 0,5 6
6. Правовой риск
6.1. Риск изменения законодательств а несоответствие актуализации документов, предоставляемых в надзор (правила страхования, учетная политика, методик и др.) изменениям законодательства (факт предоставления новой редакции) соответ- ствует не соответ- ствует 5
6.2. Риск несовпадения законодательств а разных стран владение нерезидентом более 25 % акций (доли) в сК менее 25 % 25-50 % более 50 % 4
7. Комплаенс риск (риски, присущие системе внутреннего контроля организации)
7.1. Риск несоблюдения законодательства (в том числе по финансовым норматива) количество предписаний, выданных ФССН за предыдущие 5 лет менее 10 10-20 более 20 8
коэффициент: количество жалоб на компанию в орган страхового надзора / количество договоров менее 0,1 % 0,1-0,5 % более 0,5 % 7
коэффициент: сумма штрафов, пеней, неустоек / сбор страховых премий 0 0-0,01 % более 0,01 % 4
52
Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2________________________________Экономика
Продолжение таблицы 1
1 2 3 4 5 6 7
8. Репутационный риск
8.1. Риск потери финансовой устойчивости коэффициент: сбор страховых премий / прибыль + собственные средства (kenney ratio) менее 2 2-2,5 более 2,5 9
рентабельность страховой деятельности(прибыль до налогообложения / сбор страховых премий) 5-30 % 0-5 %; 30-40 % менее 0; более 40 % 8
9. Операционный риск
9.1. Риск мошенничества персонала, страхователей, контрагентов наличие регламентов противодействия мошенническим операциям (в рамках Службы внутреннего контроля или Службы безопасности) есть нет 7
9.2. Риск утечки квалифицированного персонала текучесть управляющего персонала (% управляющего персонала, покинувшего компанию в течение предыдущих 2-х лет) менее 10 % 10-20 % более 20 % 7
9.3. Риски информационных технологий коэффициент: количество лицензий по массовым продуктам (например, MS Office) / количество персонала более 0,7 0,5 - 0,7 менее 0,5 4
После проведения анализа рисков в процессе разработки управленческого решения используются специальные приемы управления риском.
Эффективность решений, принимаемых по тем или иным рискам, зависит от уровня осведомленности аудитора и его участия в деятельности страховой компании. Углубленное знание финансового состояния страховой компании, аналитических результатов работы каждого бизнес-процесса, проводимых видов страхования и их доходности, позволит ему сделать правильную оценку риска, принять меры к предотвращению либо минимизации риска и избежать отрицательных результатов.
Итак, компилируя вышесказанное, отметим, что управление риском состоит из следующих пяти стадий: выявление факторов риска; анализ риска; контроль риска; оценка и переосмысление; принятие управленческого решения.
Литература:
1. Федеральный закон от 06.12.2011 г. N° 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СПС Консультант плюс.
2. Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // СПС Консультант плюс.
3. Зимин В. Новый профессиональный стандарт: внутренний контроль и аудит // СПС Консультант плюс. - 2013. - № 19. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=PBI;n=201315
4. Сущность и виды риска. - URL: http://studopedia. ru/2_12794_sushchnost-i-vidi-riska.html
5. Ступичева Я.Г. К вопросу об антикризисном управлении стоимостью страховых организаций в условиях банкротства // Вестник РосНОУ. -2013. - № 2. - С. 142-147.
Assessment of Risks of Insurance Company for Management Decision Making
Ya.G. Labusheva Russian New University
The paper dwells upon the role of assessment of insurance company S risks in the process of internal audit. The author classifies the insurance company's risks and presents the methods of risk assessment for management decision making.
Key words: internal audit, company's cost management, risks assessment, insurance company.
53