eee-region.ru/article/7907/
Management and budgetary financing of environmental projects and programs
Ростовская область
Экономика природопользования и землеустройства Авторы
Лысоченко Алла Алексеевна
доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в
менеджменте» факультета управления
Российская Федерация, Южный федеральный университет
Аннотация
Управление и бюджетное финансирование в сфере экологии представляет собой процесс распределения и контроля государственных средств для реализации экологических программ и проектов, основанных на бюджетных ассигнованиях. Реализация экологических программ и проектов в Российской Федерации и в регионах осуществляется в соответствии с критериями «зеленых» проектов, в том числе основным проектом России - национальным проектом «Экология», а с 2025 года проектом «Экологическое благополучие». Программно-целевое планирование как основной инструмент бюджетирования в субъектах Российской Федерации позволяет учитывать межотраслевые и межрегиональные проблемы, обеспечивая комплексный подход к их решению, а также приводит регионам к целевым показателям. Данная статья описывает комплексный подход к механизму
бюджетного финансирования экологических программ и проектов, а также ряд рекомендация по созданию и повышению ответственности за нанесение ущерба окружающей среде.
Ключевые слова
менеджмент, бюджетное финансирование, экология, экологические проекты, экологические программы, природопользование, охрана окружающей среды, экологическое благополучие.
Рекомендуемая ссылка
Лысоченко Алла Алексеевна
Управление и бюджетное финансирование экологических проектов и программ// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 19992645. — №3 (79). Номер статьи: 7907. Дата публикации: 12.08.2024. Режим доступа: https://eee-region.ru/article/7907/
Authors
Lysochenko Alla Alekseevna
Doctor of Economics (DSc), Professor of the Department «Theory and Technology in the Management»
Russian Federation, Southern Federal University
Abstract
Environmental management and budget financing is the process of allocating and controlling public funds for the implementation of environmental programs and projects based on budgetary allocations. The implementation of environmental programs and projects in the Russian Federation and in the regions is carried out in accordance with the criteria of "green" projects, including the main project of Russia - the national Ecology project, and from 2025 the Environmental Well-being project. Program-target planning as the main budgeting tool in the constituent entities of the Russian Federation allows taking into account intersectoral and interregional problems, providing an integrated approach to their solution, and also leads regions to target indicators. This article describes an integrated approach to the mechanism of budgetary financing of environmental programs and projects, as well as a number of recommendations for creating and increasing responsibility for environmental damage.
Keywords
management, budget financing, ecology, environmental projects, environmental programs, environmental management, environmental protection, environmental well-being.
Suggested Citation
Lysochenko Alla Alekseevna
Management and budgetary financing of environmental projects and programs// Regional economy and management: electronic scientific journal. ISSN 1999-2645. — №3 (79). Art. #7907. Date issued: 12.08.2024. Available at: https://eee-region.ru/article/7907/
Введение
Стабильное развитие различных отраслей экономики России вызывает сильное антропогенное воздействие на окружающую среду, а значит постоянно расширяется список национальных целей и задач в сфере экологии, в том числе бюджетное финансирование экологических проектов и программ в национальном проекте «Экологи» и государственных программ «Развитие лесного хозяйства», «Охрана окружающей среды», «Воспроизводство и использование природных ресурсов» [1].
Россия выбрала модель «экологически устойчивого экономического развития», что означает взаимодействие задач «охрана окружающей среды» с «экономическим ростом». Развитие экологических проектов приобрело популярность ещё благодаря развитию концепции дорожной карты ESG-повестки (ответственное отношение к окружающей среде, высокая социальная ответственность и высокое качество корпоративного управления). Таким образом, все хозяйствующие субъекты должны занять «свою эколого-экономическую нишу» и внедрять природоохранные мероприятия, что расширяет систему управления финансированием в «зеленой экономике» бизнес-модели предприятия.
Результаты исследований
В Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 года № 309 впервые «экологическое благополучие» названо одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года [2]. Это говорит о высоком значении для государства сокращения вредного влияния на окружающую среду, сохранения водных объектов, лесов, биоразнообразия, а также эффективного обращения с отходами и повышения экологической ответственности.
Для достижения национальной цели «Экологическое благополучие» установлены следующие целевые показатели и задачи:
1) поэтапное снижение к 2036 году в два раза выбросов опасных загрязняющих веществ, оказывающих наибольшее негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека;
2) снижение к 2036 году в два раза объема неочищенных сточных вод, сбрасываемых в основные водные объекты;
3) сохранение лесов и биологического разнообразия, устойчивое развитие особо охраняемых природных территорий и создание условий для экологического туризма во всех национальных парках;
4) формирование экономики замкнутого цикла;
5) ликвидация до конца 2030 года не менее чем 50 опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, утилизация и обезвреживание к 2036 году не менее чем 50 процентов общего объема отходов I и II классов опасности.
В целом национальная цель «Экологическое благополучие» создаст здоровую и безопасную среду для жизни, обеспечит экономический рост и новые возможности, и в целом повысит качество жизни граждан. В 2024 году будет разработан национальный проект «Экологическое благополучие» в который войдут следующие федеральные проекты: «Чистый воздух», «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды», «Вода России», «Генеральная уборка», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-2 класса опасности, «Экономика замкнутого цикла», «Сохранение биологического разнообразия», «Сохранение лесов», «Сохранение уникальной экосистемы озера Байкал», финансирования которого в 2025-2030 годах за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составит не менее 600 млрд. рублей.
Современное управление в большей степени представляет собой программно-целевое планирование и содержит комплекс мер по реализации целей и задач стратегии социально-экономического развития региона, государственных программ развития и национальных проектов, а значит основной упор идет на развитии бюджетного финансирования из федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
Первым шагом комплексного решения экологических задач, как на уровне страны, так и на уровне регионов стала реализация национального проекта «Экология» с 2019 года. В составе Национального проекта «Экология» 10 федеральных проектов с разным уровнем финансирования и динамикой поступления средств («Чистая страна», «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», «Инфраструктура для обращения с отходами 1-11 классов опасности», «Чистый воздух», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Сохранение биологического разнообразия и развитие экологического туризма», «Сохранение лесов», «Комплексная система мониторинга качества окружающей среды») [3].
Вопросы качества атмосферного воздуха, изменения климата, ухудшения питьевой воды, утилизации отходов - проблемы в сфере экологии, на решение которых как раз и нацелены программы государства в сфере экологии.
Например, в Ростовской области осуществляется реализация региональных проектов «Сохранение лесов», «Сохранение уникальных водных объектов», «Чистая страна», «Комплексная система обращения с коммунальными твердыми
отходами» как компонентов национального проекта «Экология», и реализуются мероприятия областной государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» на основании комплексных подходов к управлению проектами [4].
С 2019-2024 годы в рамках регионального проекта «Сохранение уникальных водных объектов» проведены расчистки: реки Темерник от истока до Низового водохранилища в г. Ростове-на-Дону (8,5 км); трех участков русел рек Кумшак в Цимлянском районе и Глубокая в Каменском районе, балки Большая Черепаха в г. Таганроге общей протяженностью порядка 64 км; разработаны проектно-сметные документации на расчистку балки Темерник и реки Черная в Шолоховском районе; в 2023 году начата расчистка притока реки Темерник на участке протяженностью 9,2 км и другие мероприятия. Объем финансирования составляет 560,9 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 210,1 млн рублей.
В рамках регионального проекта «Сохранение лесов» с 2019 года: выполнена посадка лесных культур на площади почти 10 тысяч гектаров; приобретено 265 единиц техники (оборудования) для проведения мероприятий по охране лесов от пожаров, а также мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению; выращено более 50 миллионов штук посадочного материала хвойных и лиственных пород. Объем финансирования за 2019-2024 годы составляет более 674,0 млн рублей из федерального бюджета.
В 2024 году многие регионы стали участниками национального проекта «Беспилотные авиационные системы». В рамках регионального проекта «Стимулирование спроса на отечественные беспилотные авиационные системы» Ростовской области выделено 6 млн рублей на закупку 4 беспилотных авиационных систем в целях выполнения мероприятий по лесопожарному мониторингу и тушению лесных пожаров, по патрулированию лесов.
Города Ростов-на-Дону и Новочеркасск с 1 сентября 2024 года присоединены к эксперименту по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и будут участвовать в реализации федерального проекта «Чистый воздух».
В регионе функционирует сеть федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, состоящая из 14 стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в 6-ти городах Ростовской области: Ростов-на-Дону (7 постов), Азов (2 поста), Таганрог (1 пост), Шахты (1 пост), Волгодонск (2 пост), Цимлянск (1 пост) [5].
В новый нацпроект войдет федеральный проект «Сохранение лесов». Помимо увеличения работ по лесовосстановлению, начиная с 2025 года, при реализации нового проекта особое внимание будет уделено уходу за лесными культурами и созданию благоприятных условия для воспроизводства лесных насаждений путем развития лесного семеноводства и лесных питомников.
Федеральный проект «Вода России» объединит существующие водные программы и расширит их действие на всю страну. Проект предполагает строительство очистных сооружений, модернизацию промышленных предприятий, расчистку русел рек, озёр, водохранилищ, очистку от мусора берегов, строительство и ремонт гидротехнических сооружений. Программа оздоровления водных объектов расширена и будет включать реку Дон.
В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон на территории Ростовской области реализуются 15 мероприятий: проведение инвентаризации водных объектов и руслоперегораживающих, гидротехнических сооружений; реализация мероприятий по восстановлению водных объектов и мероприятий по защите от негативного воздействия вод в части обеспечения безопасности ГТС и другие.
Бюджетные ассигнования играют важную роль в финансировании проектов, которые являются приоритетными для государства. Государство выделяет финансовые средства на проекты в соответствии с утвержденным бюджетом, чтобы обеспечить их реализацию. Важно, чтобы эти средства использовались прозрачно для достижения поставленных целей и задач. Конкретные проекты, финансируемые бюджетными средствами, могут включать различные области, такие как инфраструктура, образование, здравоохранение, наука, культура и другие.
Финансирование экологических проектов за счет бюджетных средств осуществляется различными способами:
1. Государственные гранты. Государство выделяет средства на конкурсной основе для таких экологических проектов, которые соответствуют критериям «зеленых» проектов и целям в области охраны окружающей среды;
2. Бюджетные ассигнования. Часть бюджета может быть направлена на конкретные экологические программы и проекты.
3. Инвестиции в инфраструктуру. Бюджет направляется на развитие экологических инфраструктурных проектов, таких как строительство очистных сооружений, обновление систем водоснабжения и канализации, создание парков и природных заповедников и т.д.
4. Налоговые льготы и субсидии. Государство может предоставить налоговые льготы или субсидии для компаний, вкладывающих средства в экологические проекты, с целью стимулирования экономических субъектов к участию в решении экологических проблем.
Природоохранные расходы являются неотъемлемой частью расходов в бюджетной системе Российской Федерации. В последнее время расходы на охрану окружающей среды из бюджетов разных уровней бюджетной системы Российской Федерации растут, однако доля в общем объеме бюджетных расходов составляет меньше 0,5 %.
Регионы учитывают свои специфические особенности и проблемы в сфере экологии разрабатывают свои экологические мероприятия в рамках стратегии Российской Федерации и региональных стратегий. Существует комплексный экологический индикатор, который характеризует состояние окружающей среды в конкретном регионе и рассчитывается на основе нескольких экологических показателей таких как: энергоемкость ВРП; расходы консолидированного бюджета на охрану окружающей среды; объем выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ; сброс загрязненных сточных вод. Это индикатор может выступать инструментом с одной стороны, для оценки эффективности, а с другой -обоснование степени финансирования региональных экологических программ. Он позволяет измерять прогресс в достижении целей в области сохранении окружающей среды и определять приоритеты государственных финансов в охрану окружающей среды. Программная структура бюджета финансирования региональных экологических мероприятий складывается и подвержена изменениям в зависимости от текущих экологических проблем и особенностей социально-экономического развития регионов.
В структуре бюджетного финансирования Ростовской области присутствуют следующие элементы: федеральный бюджет (субсидии, гранты и федеральные целевые программы); областной бюджет; местный бюджет, для которого основными источниками доходов для финансирования экологических программ и проектов являются: местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц и др.) и доходы от использования муниципального имущества; внебюджетные источники, которые могут привлекаться для реализации экологических программ и проектов, не входящих в состав областного или местных бюджетов, либо для софинансирования мероприятий, предусмотренных в бюджетах. Привлечение внебюджетных средств позволяет расширить возможности финансирования экологических программ и проектов, реализуемых в Ростовской области.
Таблица 1 — Структура расходов на экологию в Ростовской области
Направления расходов %
Развитие лесного хозяйства 61,97
%
Развитие водохозяйственного комплекса
15,24 %
Защита от негативного воздействия вод посредством обеспечения безопасности ГСТ
10,61 %
Охрана окружающей среды
12,15 %
Развитие и использование минерально-сырьевой базы
0,03 %
Таблица 2 — Бюджетное финансирование Государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» за 2023 год [составлено по 6]
Наименование государственной программы, подпрограмм млн
руб.
Государственная программа Ростовской области «Охрана окружающей 1 261,7 среды и рациональное природопользование»
областной бюджет 871,5
федеральный бюджет 385,6
местные бюджеты 4,6
Подпрограмма 1 «Охрана окружающей среды в Ростовской области» 85,6
областной бюджет 85,4
федеральный бюджет 0,2
Подпрограмма 2 «Развитие и использование минерально-сырьевой базы 0,2 Ростовской области»
областной бюджет 0,2
Подпрограмма 3 «Развитие водохозяйственного комплекса Ростовской 180,9 области»
областной бюджет 109,9
федеральный бюджет 66,3
местные бюджеты 4,6
Подпрограмма 4 «Развитие лесного хозяйства Ростовской области» 427,5
областной бюджет 207,3
федеральный бюджет 222,2
Подпрограмма 5 «Формирование комплексной системы управления 1,5 отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области»
областной бюджет 1,5
Подпрограмма 6 «Обеспечение реализации государственной 564,1 программы»
областной бюджет 467,2
федеральный бюджет 96,9
Государственная программа Ростовской области «Информационное 4,91 общество»
областной бюджет 4,8
Подпрограмма 1 «Развитие цифровых технологий» 4,8
областной бюджет 4,8
Государственная программа Ростовской области «Экономическое 2,8 общество и инновационная экономика»
областной бюджет 2,8
Подпрограмма 1 «Создание благоприятных условий для привлечения 2,8 инвестиций в Ростовскую область»
областной бюджет 2,8
Непрограммные направления расходов 7,0
С 2024 года изменилась структура и бюджетное финансирование Государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование». Сейчас подпрограммы стали более детализированными и включают, региональные и иные региональные проекты, а также ряд комплексных процессных мероприятий.
Таблица 3 — Бюджетное финансирование Государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» на 2024 год [составлено по 6]
Наименование государственной программы, подпрограмм
Государственная программа Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование»
областной бюджет
федеральный бюджет
местные бюджеты
Региональный проект «Сохранение уникальных водных объектов» областной бюджет федеральный бюджет Региональный проект «Сохранение лесов»
План на 2024 год (млн руб.)
3 940,6
2 518,5 1 377,9 44,2 93,2 20,1 73,1 133,2
областной бюджет 15,1
федеральный бюджет 118,1
Региональный проект «Чистая страна» 2 305,5
областной бюджет 1 419,7
федеральный бюджет 862,3
местные бюджеты 23,5
Региональный проект «Стимулирование спроса на отечественные 6,0 беспилотные авиационные системы»
федеральный бюджет 6,0
ИРП «Защита от негативного воздействия вод посредством 99,4 обеспечения безопасности гидротехнических сооружений»
областной бюджет 16,1
федеральный бюджет 78,8
местные бюджеты 4,5
Иной региональный проект «Ликвидация объектов накопленного вреда 270,7 на территории муниципальных образований в Ростовской области»
областной бюджет 254,5
местные бюджеты 16,2
Иной региональный проект «Развитие материально-технической базы 9,4 государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Дирекция особо охраняемых природных территорий областного значения»
областной бюджет 9,4
Комплекс процессных мероприятий 1 «Охрана окружающей среды в 80,2 Ростовской области»
областной бюджет 80,0
федеральный бюджет 0,2
Комплекс процессных мероприятий 2 «Развитие и использование 1,5 минерально-сырьевой базы Ростовской области»
областной бюджет 1,5
Комплекс процессных мероприятий 3 «Развитие водохозяйственного 32,4 комплекса Ростовской области»
областной бюджет 10,2
федеральный бюджет
22,2
Комплекс процессных мероприятий 4 «Развитие лесного хозяйства 295,9 Ростовской области»
областной бюджет
182,5
федеральный бюджет
113,4
Комплекс процессных мероприятий 5 «Обеспечение реализации государственной программы»
613,2
областной бюджет
509,4
федеральный бюджет
103,8
Переход к экологически чистому производству, производству экологически чистых продуктов и совершенствованию природоохранных мероприятий является основной задачей Российской экономики с целью сохранения национальной конкурентоспособности.
В России бюджетное финансирование является основным источником поддержки экологических инициатив. Сегодня важно интегрировать принципы ESG (экологические, социальные и управленческие) в этот процесс финансирования для обеспечения прозрачности, ответственности и устойчивости.
Внедрение принципов ESG в механизм бюджетного финансирования позволяет достичь экологических целей, учитывает социальное воздействие проектов, повышает доверие к системе выделения государственных финансов на экологические программы и проекты путем непрерывного, постоянного мониторинга и т.д. Реализация принципов ESG в рамках бюджетного финансирования экологических проектов требует сотрудничества между стейкхолдерами, включая государство, регулирующие органы, экологические объединения и гражданские общества [7].
Кроме того, необходимо развивать механизм бюджетного финансирования экологических проектов и программ в следующих аспектах:
1. Расширение критериев «зеленых» экологических проектов. В частности, бюджетные средства могут быть направлены на:
о инвестирования в экологические технологии (финансирование
исследований, разработок и внедрения экологически чистых технологий, способствующих сокращению выбросов, повышению энергоэффективности); о реализации образовательных и просветительских программ (в частности, экологическое просвещение, которое повысит осведомленность и изменит стратегии компаний в целях предотвращения загрязнения окружающей среды); о создания и реализации превентивных мер (программы мониторинга окружающей среды, планы управления рисками и системы раннего предупреждения рисков).
2. Система внедрения комплексного экологического страхования, которое бы обеспечивалось из государственных средств. Для компаний, в частности, такое страхование является дорогостоящим объектом. Компаниям дешевле нанести ущерб и заплатить штраф, пренебрегая тем, что наносят ущерб окружающей среде. На самом деле, комплексное экологическое страхование позволит нивелировать негативные эффекты, так как помимо компенсации ущерба, страховой договор будет включать проведение профилактических мероприятий. Внедрение системы экологического комплексного страхования может стать эффективным инструментом для развития бюджетного механизма финансирования экологических программ и проектов посредством:
о разработки страховых полисов, которые покрывают риски, связанные с экологическим ущербом, понесенным в результате несчастных случаев, стихийных бедствий или деятельности предприятий; о обязательного страхования для предприятий и организаций,
деятельность которых сопряжена с повышенным экологическим риском; о создания страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов.
3. Расширение и углубление дифференциации бюджетного финансирования в регионах. Учитывая разнообразие экологических проблем и потребностей в различных регионах, дифференциация бюджетного финансирования в зависимости от особенностей развития и состояния окружающей среды является важным механизмом для эффективного решения экологических задач, что может быть достигнуто путем:
о определения приоритетных экологических проблем, угроз и потребностей каждого региона на основе научных исследований и анализа данных мониторинга окружающей среды; о создания индивидуальных проектов для каждого региона, учитывающих специфические экологические проблемы и местные особенности.
4. Частное партнерство. Экологические программы и проекты часто требуют значительных финансовых вложений, которые обычно выделяются из государственного бюджета. Однако нехватка бюджетных средств и конкуренция за ресурсы с другими приоритетными секторами могут ограничивать возможности государства по обеспечению оптимального финансирования экологических инициатив. Поэтому развитие частного партнерства представляет собой перспективный подход к дополнению бюджетного финансирования и обеспечению устойчивости экологических программ и проектов.
Интеграция частного партнерства в бюджетный механизм финансирования экологических программ и проектов может осуществляться следующими способами:
о государство и частный партнер совместно финансируют программу или проект;
о государство предоставляет гарантии по кредитам, полученным частным партнером от финансовых учреждений, что снижает риски для кредиторов и облегчает доступ к капиталу;
о государство может предоставить субсидии частным партнерам, компенсирующие часть операционных или капитальных затрат экологических программ и проектов.
5. Расширение средств, идущих на оплату государственного финансирования экологических проектов и программ. В данном случае речь идет о развитии системы штрафов за нанесение вреда окружающей среде. Проблема также состоит в том, что штраф обходится дешевле, чем страхование рисков. С данной целью необходимо повышение штрафов, чтобы в приоритете у компаний, наносящих ущерб окружающей среде, было страхование. Сумма штрафов за экологические правонарушения должны идти на финансирование государством экологических мероприятий, то есть иметь целевое направление.
Существующие штрафы за нанесение ущерба окружающей среде часто несоразмерны ущербу, наносимому окружающей среде. Необходимо увеличить размер штрафов, чтобы они служили действенным сдерживающим фактором и покрывали расходы на восстановление и ликвидацию последствий экологического ущерба. Все средства должны направляться исключительно на финансирование экологических программ и проектов.
Заключение
Комплексный подход к механизму бюджетного финансирования экологических программ и проектов поможет не только решать существующие экологические проблемы, но и предотвращать их возникновение в будущем, способствуя долгосрочной устойчивости и благополучию. Дифференциация бюджетного финансирования в регионах в зависимости от их экологических особенностей
является важным шагом, что позволяет обеспечить рациональное и эффективное распределение ресурсов, сосредоточить усилия на наиболее актуальных экологических проблемах и способствовать улучшению экологического состояния регионов. Интегрируя частный сектор в процесс финансирования, государство может привлекать больше капитала, стимулировать инновации, снижать риски и обеспечивать долгосрочную устойчивость экологических инициатив.
Библиографический список
1. Лысоченко, А.А. Экологическая безопасность региона: стратегическое планирование и развитие // Региональная экономика и управление: электрорнный научный журнал, 2022. № 3 (71).
2. Указ Президента Российской Федерации от 07 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/? ysclid=lye57p82cx13167290
3. Лысоченко, А.А. Экологическая экосистема региона: стратегическое управление и развитие. Монография. - Ростов н/Д: Содействие - XX век, 2021 - 140 с.
4. Лысоченко, А.А. Оценка системы менеджмента в отраслях экономики: проблемы и перспективы развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023 № 3. С.33-39.
5. Лысоченко, А.А. Система стратегического и логистического управления в сфере обеспечения экологической и продовольственной безопасности. Монография.- Ростов н/Д: Фонд инноваций и экономических технологий «Содействие - XXI век», 2017 - 244 с.
6. Постановление Правительство Ростовской области «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» // Официальный портал Правительства Ростовской области: сайт. URL: https://www.donland.ru/documents/9704/? ysclid=lvakhil02d18609833 (дата обращения: 19.04.2024).
7. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать // РБК: официальный сайт. - 2022. - URL:
https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435?from=copy References
1. Lyschenko, A.A. Environmental Safety of the Région: Stratégie Planning and Development. [Ekologicheskaya bezopasnost regiona: strategicheskoe planirovanie i razvitie]. // Regional Economics and Management: Electronic Scientific Journal, 2022. 3 (71).
2. Decree of the President of the Russian Federation of May 07, 2024 No. 309 «On the National Goals of the Development of the Russian Federation for the Period Until 2030 and for the Future Until 2036». [Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07 maya 2024 g. № 309 «O natsionalnykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda i na perspektivu do 2036 goda»].
// https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/? ysclid=lye57p82cx13167290
3. Lyschenko, A.A. Environmental Ecosystem of the Region: Strategic Management and Development. [Ekologicheskaya ekosistema regiona: strategicheskoe upravlenie i razvitie]. Monograph. - Rostov-on-Don: Sodeystvie - XX vek, 2021. -140 p.
4. Lyschenko, A.A. Evaluation of Management Systems in Economic Sectors: Problems and Development Prospects. [Otsenka sistemy menedzhmenta v otraslyakh ekonomiki: problemy i perspektivy razvitiya]. // State and Municipal Administration. Scientific Notes. 2023 No. 3. P. 33-39.
5. Lyschenko, A.A. System of Strategic and Logistic Management in the Field of Environmental and Food Security. [Sistema strategicheskogo i logisticheskogo upravleniya v sfere obespecheniya ekologicheskoy i prodovolstvennoy bezopasnosti]. Monograph. - Rostov-on-Don: Innovation and Economic Technologies Fund «Sodeystvie - XXI vek», 2017. - 244 p.
6. Resolution of the Government of the Rostov Region «On Approval of the State Program of the Rostov Region 'Environmental Protection and Rational Use of Natural Resources'». [Postanovlenie Pravitelstva Rostovskoy oblasti «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rostovskoy oblasti «Okhrana okruzhayushchey sredy i ratsionalnoe prirodopolzovanie»]. // Official Portal of the Government of the Rostov Region: Website.
URL: https://www.donland.ru/documents/9704/? ysclid=lvakhil02d18609833(Accessed: 19.04.2024).
7. ESG Principles: What They Are and Why Companies Should Follow Them. [ESG-printsipy: chto eto takoe i zachem kompaniyam ikh soblyudat]. // RBC: Official Website. - 2022. -
URL: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435?from=copy