Научная статья на тему 'ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
247
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Шахова Ирина Юрьевна, Онопюк Елена Юрьевна

В экономике региона все большую значимость приобретают вопросы экологической безопасности. Проблемы в области экологии в настоящее время активно обсуждаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Для нас, жителей Ивановской области, особый интерес представляют целевые экологические программы регионального уровня. Известно, что для субъектов Центрального федерального округа свойственны нарушения условия окружающей среды, а также отрицательные трансформации, связанные с прошлой и нынешней хозяйственной деятельностью. В статье рассматривается опыт реализации целевых государственных программ на территории Ивановской области. Использование программно-целевых подходов в деятельности органов власти регионального и муниципального уровня способствует реализации механизма повышения эффективности расходования бюджетных средств. В связи с чем, актуальным становится вопрос оценки эффективности реализуемой целевой программы, которая, в свою очередь, способствует достижению целей региональной социально-экономической политики. Основные моменты, требующие детальной проработки, заключаются в следующем: четкая формулировка цели программы в соответствии с существующей обстановкой в регионе; указание предполагаемых количественных и качественных результатов реализации программы; создание системы индикаторов экономической и социальной эффективности программы; определение возможности корректировки индикаторов в зависимости от влияния объективных факторов; определение механизма управления реализацией программы. В статье анализируется динамика целевых индикаторов государственной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области» за период с 2014 г. по 2025 г. Анализ проведен в разрезе подпрограмм, предусмотренных региональным законодательством. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются местные власти в области экономики и экологической безопасности нашего региона. Предложено пересмотреть целевые индикаторы для Ивановской области и проработать методику расчета эффективности реализации программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Шахова Ирина Юрьевна, Онопюк Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL ECONOMY: ANALYSIS OF REGIONAL ENVIRONMENTAL SAFETY PROGRAMS

Environmental safety issues are becoming increasingly important in the economy of the region. Environmental issues are currently being actively discussed at the federal, regional, and local levels. For us, residents of the Ivanovo region, targeted environmental programs at the regional level are of particular interest. It is known that the subjects of the Central Federal District are characterized by violations of environmental conditions, as well as negative transformations associated with past and current economic activities. The article discusses the experience of implementing targeted state programs in the Ivanovo region. The use of program-targeted approaches in the activities of regional and municipal authorities contributes to the implementation of a mechanism to increase the efficiency of budget spending. In this connection, the issue of evaluating the effectiveness target program being implemented becomes relevant, which, in turn, contributes to achieving the goals of regional socio-economic policy. The main points requiring detailed study are as follows: a clear program's goal formulation in accordance with the current situation in the region; expected quantitative and qualitative results of the program indication; creation of indicators system of the economic and social program effectiveness; determination of the adjusting indicators possibility depending on the objective factors influence; determination of the mechanism for managing the program implementation. The article analyzes the target indicators dynamics of the state program "Environmental Protection of the Ivanovo region" for the period from 2014 to 2025. The analysis was carried out in the context of subprograms provided for by regional legislation. The problems faced by local authorities in the economy and environmental safety field of our region have been identified. It is proposed to revise the target indicators for the Ivanovo region and work out a methodology for calculating the effectiveness of the program implementation.

Текст научной работы на тему «ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.592 УДК: 332.14

ЭКОНОМИКА РЕГИОНА: АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И.Ю. Шахова, Е.Ю. Онопюк

Ирина Юрьевна Шахова* (ORCID 0000-0001-5172-5624), Елена Юрьевна Онопюк (ORCID 0000-00034740-7097)

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, ул. Дзержинского д. 53, Иваново, 153025, Россия

E-mail: shakhova.ira@yandex.ru*, onopyuk88@gmail.com

В экономике региона все большую значимость приобретают вопросы экологической безопасности. Проблемы в области экологии в настоящее время активно обсуждаются на федеральном, региональном и местном уровнях. Для нас, жителей Ивановской области, особый интерес представляют целевые экологические программы регионального уровня. Известно, что для субъектов Центрального федерального округа свойственны нарушения условия окружающей среды, а также отрицательные трансформации, связанные с прошлой и нынешней хозяйственной деятельностью. В статье рассматривается опыт реализации целевых государственных программ на территории Ивановской области. Использование программно-целевых подходов в деятельности органов власти регионального и муниципального уровня способствует реализации механизма повышения эффективностирасходования бюджетных средств. В связи с чем, актуальным становится вопрос оценки эффективности реализуемой целевой программы, которая, в свою очередь, способствует достижению целей региональной социально-экономической политики. Основные моменты, требующие детальной проработки, заключаются в следующем: четкая формулировка цели программы в соответствии с существующей обстановкой в регионе; указание предполагаемых количественных и качественных результатов реализации программы; создание системы индикаторов экономической и социальной эффективности программы; определение возможности корректировки индикаторов в зависимости от влияния объективных факторов; определение механизма управления реализацией программы. В статье анализируется динамика целевых индикаторов государственной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области» за период с 2014 г. по 2025 г. Анализ проведен в разрезе подпрограмм, предусмотренных региональным законодательством. Выявлены проблемы, с которыми сталкиваются местные власти в области экономики и экологической безопасности нашего региона. Предложено пересмотреть целевые индикаторы для Ивановской области и проработать методику расчета эффективности реализации программы.

Ключевые слова: экономика региона, целевые индикаторы, экологическая безопасность, региональные программы, эффективность целевой программы, ресурсное обеспечение.

REGIONAL ECONOMY: ANALYSIS OF REGIONAL ENVIRONMENTAL SAFETY PROGRAMS

I.Yu. Shakhova, E.Yu. Onopyuk

Irina Yu.Shakhova* (ORCID 0000-0001-5172-5624), Elena Yu.Onopyuk (ORCID 0000-0003-4740-7097) Plekhanov Russian University of Economics, Dzerzhinsky Street, 53, Ivanovo, 153025, Russia

E-mail: shakhova.ira@yandex.ru*, onopyuk88@gmail.com

Environmental safety issues are becoming increasingly important in the economy of the region. Environmental issues are currently being actively discussed at the federal, regional, and local levels. For us, residents of the Ivanovo region, targeted environmental programs at the regional level are ofparticular interest. It is known that the subjects of the Central Federal District are characterized by violations of environmental conditions, as well as negative transformations associated with past and current economic activities. The article discusses the experience of implementing targeted state programs in the Ivanovo region. The use of

program-targeted approaches in the activities of regional and municipal authorities contributes to the implementation of a mechanism to increase the efficiency of budget spending. In this connection, the issue of evaluating the effectiveness target program being implemented becomes relevant, which, in turn, contributes to achieving the goals of regional socio-economic policy. The main points requiring detailed study are as follows: a clear program's goalformulation in accordance with the current situation in the region; expected quantitative and qualitative results of the program indication; creation of indicators system of the economic and social program effectiveness; determination of the adjusting indicators possibility depending on the objective factors influence; determination of the mechanism for managing the program implementation. The article analyzes the target indicators dynamics of the state program "Environmental Protection of the Ivanovo region "for the periodfrom 2014 to 2025. The analysis was carried out in the context of subprograms providedfor by regional legislation. The problems faced by local authorities in the economy and environmental safety field of our region have been identified. It is proposed to revise the target indicators for the Ivanovo region and work out a methodology for calculating the effectiveness of the program implementation.

Keywords: economics of the region, target indicators, environmental safety, involvement, effectiveness of program use, resource provision of programs.

Для цитирования:

Шахова И.Ю., Онопюк Е.Ю. Экономика региона: анализ региональных программ по экологической безопасности. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2022. № 01(51). С.121-130. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.592

For citation:

Shakhova I.Yu., Onopyuk E.Yu. Regional economy: analysis of regional environmental safety programs. Ivecofm. 2022. № 01(51). С.121-130. DOI: 10.6060/ivecofin.2022511.592 (in Russian)

ВВЕДЕНИЕ

Решение экономических вопросов региона в настоящее время связано с таким важным аспектом, как экологическая безопасность. Современная экономико-экологическая ситуация большинства регионов России требует тщательного контроля и совершенствования со стороны региональных властей. Очевиден факт того, состояние окружающей среды оказывает непосредственное воздействие на ведение экономической деятельности общества. В связи с чем, основным средством осуществления взаимодействия между государством и такими сферами, как политическая, социальная и экономическая, являются целевые программы различных уровней (федерального, регионального, местного). Главное их назначение заключается в реализации управления и осуществлении координации соответствующих стратегий развития (социальной, экономической, инновационной). Кроме того, с помощью целевых программ аккумулируются разнообразные ресурсы, посредством которых возможно решать самые актуальные проблемы региона. Важно четко определить индикаторы, по которым будет оцениваться эффективность таких программ.

ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Прежде, чем мы рассмотрим и определим свою точку зрения относительно индикаторов це-

левых региональных программ, представим определение понятия «региональная целевая программа». Итак, это комплекс мероприятий и проектов, которые необходимы для реализации намеченных целей и задач в сфере экономики, социальной политики или экологии [9]. И самая главная их особенность заключается в согласовании действий органов государственной власти, местного самоуправления и хозяйствующих субъектов. Финансируются целевые программы полностью или частично из областного бюджета [2].

Процесс создания таких программ представляет собой упорядоченный и систематический процесс концентрации потенциала региона на всех уровнях [12]. В отличии от федеральных государственных программ региональные программы имеют четкий ориентир, меньший объем функционала и существенно меньшее количество задействованных ресурсов. Кроме того, им свойственны четкая целевая направленность, адресность, локальность по сроку осуществления и взаимосвязь со государственной стратегией регионального развития и региональной политикой страны [13, 20].

Каждая региональная программы четко структурирована. В ее состав входят следующие обязательные компоненты:

- паспорт,

- общая характеристика сферы реализации,

- приоритеты государственной политики в сфере реализации, цели, задачи и индикаторы достижения целей и решения задач, прогнозируемые результаты, сроки и этапы ее осуществления.

В основе разработки и реализации региональных программ положены следующие методологические принципы:

- тождественность и взаимосвязь установленных целей и задач на всех этапах осуществления программы;

- целевой ориентир и упорядоченность предложенных мероприятий программы;

- ресурсное обеспечение программы;

- адресность и подконтрольность каждого этапа программы;

- определение целевых индикаторов программы, которые должны быть взаимоувязаны с планируемыми мероприятиями и результатами осуществления программы;

- наличие соответствующей документации, в том числе и нормативно-правовой, на основании которой реализуется программа.

Целевые индикаторы региональной программы утверждаются на законодательном уровне и используются в качестве индикаторов эффективности функционирования органов исполнительной власти по соответствующей сфере деятельности [18, 19].

Оценка эффективности реализации региональной программы должна быть выполнена на этапе ее планирования. В качестве критериев эффективности могут выступать:

- экономические, учитывающие оценку вклада программы в экономическое развитие региона;

- социальные, учитывающие ожидаемый вклад реализации программы в социальное развитие региона [11, 16].

В данном исследовании анализировалась целевая программа Ивановского региона по экологии «Охрана окружающей среды Ивановской области». Эта программа утверждена постановлением Правительства Ивановской области от 13 ноября 2013 г. № 452-п [5]. Срок ее действия - с 2014 по 2025 гг. Программа состоит из следующих подпрограмм:

1. По регулированию качества окружающей среды.

2. Государственная экологическая экспертиза.

3. Красная книга Ивановской области.

4. Воспроизводство и использование биологических ресурсов Ивановской.

5. Организация проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников.

6. Сокращение негативного антропогенного

воздействия на особо охраняемые природные территории.

7. Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории.

8. Развитие комплексов очистных сооружений и систем водоотведения Ивановской области.

9. По сокращению негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде Ивановской области.

Исследуемая программа необходима для реализации мер по улучшению экологической ситуации, а также для повышения степени экологической безопасности и поддержания тех природных комплексов, которые подверглись незначительным нарушениям. В качестве целевых индикаторов данной программы на 2021 г. использовались следующие показатели:

1. Количество исследований, направленных на пресечение негативного воздействия на окружающую среду, информирование населения о состоянии окружающей среды и обеспечение экологической безопасности [5].

2. Количество государственных экологических экспертиз, проведенных в отношении объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня [5].

3. Количество видов охотничьих ресурсов, обитающих в Ивановской области [5].

4. Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения, в отношении которых завершен весь комплекс работ по установлению границ и подготовке документов для внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости (нарастающим итогом) [5].

5. Доля загрязненных сточных вод от общего объема сточных вод, подлежащих очистке [5].

6. Количество ликвидированных (рекультивированных) наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе представляющих угрозу реке Волге (нарастающим итогом) [5].

7. Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод [5].

Для проведения анализа выше указанной региональной программы использовались данные о ее целевых индикаторах за период с 2014 по 2025 гг. (табл.1).

Представим наглядно изменение целевых индикаторов государственной программы Ивановской области (рис. 1).

Таблица 1. Сведения по индикаторам государственной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области» Table 1. Data on target indicators of tlie state program "Environmental Protection of the Ivanovo region"

№ n/n Индикатор Единица измерения Значения индикаторов

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. 2025 г.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

1 Количество исследований, направленных на пресечение негативного воздействия на окружающую среду, информирование населения о состоянии окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ед. 0 37 38 31 31 29 48 48 48 48 48 -

2 Количество государственных экологических экспертиз, проведенных в отношении объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня ед. 1 4 4 1 2 - - - - - - -

3 Количество видов охотничьих ресурсов, обитающих в Ивановской области ед. 76 76 76 76 76 75 73 73 73 73 73 -

4 Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения, в отношении которых завершен весь комплекс работ по установлению границ и подготовке документов дтя внесения сведений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в Единый государственный реестр недвижимости (нарастающим итогом) ед. 0 2 6 7 9 23 24 35 39 49 51 -

5 Доля загрязненных сточных вод от общего объема сточных вод; подтежащих очистке % - - - 72,0 72,0 - - - - - - -

6 Количество ликвидированных (рекультивированных) наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе представляющих угрозу реке Волга (нарастающим итогом) шт. - - - - - 0 0 0 0 0 6 6

7 Снижение объема отводимых в реку Волга загрязненных сточных вод куб. км - - - - - 0 0г06 0,05 0,05 0,03 0,02 0,02

Источник: составлено авторами на основе [3, 4, 5] Source: compiled by the authors based on [3, 4, 5]

Рисунок 1. Количество исследований, направленных на пресечение негативного воздействия на окружающую среду, информирование населения о состоянии окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, ед. Figure. 1. The number of studies aimed at preventing the negative impact on the environment, informing the population about the state of the environment, and ensuring environmental safety, units

Из данной диаграммы видно, что рост исследований по пресечению негативного воздействия на окружающую среду, информированию населения о состоянии окружающей среды, а также обеспечению экологической безопасности приходится на период, начинающийся с 2020 г. Наименьшее количество таких исследований приходится на 2019 г.

4 4

Рисунок. 2. Количество государственных экологических экспертиз, проведенных в отношении объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, ед. Figure. 2. The number of state environmental examinations conducted in relation to objects of state environmental expertise at the regional level, units.

Государственные экологические экспертизы объектов регионального уровня по данным Департамента природных ресурсов и экологии Ивановской области с 2019 г. не проводились из-за отсутствия бюджетного финансирования (рис. 2) [7].

По показателю «Количество видов охотничьих ресурсов, обитающих в Ивановской области» с 2019 г. наблюдается существенное снижение количества данных ресурсов, обитающих в нашем регионе (лось, олень благородный, медведь бурый, глухарь обыкновенный, рябчик, тетерев, фазан и другие). Однако, тенденция по показателю «Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения» явно положительная (рис. 3). Так, в соответствии с фе-

деральным законом № 33 особо охраняемые природные территории (ООПТ) - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые: имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; изъяты полностью или частично из хозяйственного использования; для которых установлен режим особой охраны [1, 6].

Рисунок 3. Количество особо охраняемых природных территорий регионального значения Figure. 3. Number of specially protected natural areas of regional importance

Для признания территории особо охраняемой необходимо соблюдение следующих условий:

- значимость данной территории для сохранения биологических вариаций, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира и среды их обитания;

- наличие в границах соответствующей территории представляющих собой особую эстетическую, научную и культурную ценность: участков природных ландшафтов и культурных ландшафтов; геологических, минералогических и палеонтологических объектов; уникальных природных комплексов и объектов, в том числе одиночных природных объектов [8].

Таким образом, к землям особо охраняемых природных территорий нашего региона относятся: природные парки; государственные при-

родные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; парки культуры и отдыха Ивановской области.

Доля загрязненных вод в общем объеме, подлежащих очистке, в Ивановской области по данным Департамента природных ресурсов и экологии имела место только в период с 2017 по 2018 гг.

Показатель «Количество ликвидированных (рекультивированных) наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе представляющих угрозу реке Волга» находится в разработке плана 2024-2025 гг.

Пиковое значение снижения объема отводимых в реку Волга сточных вод приходится на 2020 г. Данное направление связано с федеральным проектом «Экология», которым предусмотрено строительство и модернизация коммунальных очистных сооружений на территории субъектов РФ [10, 13].

Приведем сведения по объемам ресурсного обеспечения государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области» (табл. 2), а также подпрограмм, входящих в ее состав.

Очевидно, что до 2020 г. федеральное финансирование программы в общем объеме бюджетных ассигнований составляло незначительную долю (9,25%). С 2021 г. ситуация кардинально изменилась - доля федеральных средств составила более 95 % от общей суммы (рис. 4).

Таблица 2. Объемы ресурсного обеспечения государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области» Table 2. The volume of resource provision of the state program of the Ivanovo region "Environmental protection of the Ivanovo region"

Годы Общий объем бюджетных ассигнований, руб.

Всего Областной бюджет Федеральный бюджет

2014 21593600,00 14209700,00 7383900,00

2015 16297765,12 10548465,12 5749300,00

2016 12874723,80 4514323,80 8360400,00

2017 17772345,34 8345445,34 9426900,00

2018 26074356,84 16731056,84 9343300,00

2019 88955383,27 79048683,27 9906700,0

2020 109166700,13 99070200,13 10096500,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2021 1184939983,11 94215783,11 1090724200,00

2022 1567902127,26 47278027,26 1520624100,00

2023 630133239,02 37816439,02 592316800,00

2024 765529987,73 12499987,73 753030000,0

2025 0,00 0,00 0,00

Итого 4441240211,62 424278111,62 4016962100

Источник: составлено авторами на основе [3, 4, 5] Source: compiled by the authors based on [3, 4, 5]

1600000000 1400000000 1200000000 1000000000 800000000 4 600000000

400000000 200000000 0

■ Всего N Областной бюджет ■ Федеральный бюджет

Рисунок. 4. Объемы ресурсного обеспечения государственной программы «Охрана окружающей среды Ивановской области» Figure. 4. Volumes of resource support of the state program "Environmental Protection of the Ivanovo Region"

Если рассматривать объемы ресурсного целевой программы, то складывается следующая обеспечения по всем компонентам анализируемой ситуация:

1. Подпрограмма «Регулирование качества окружающей среды», начавшая свое действие с 2016 г., завершится в 2024 г. - финансируется полностью из областного бюджета;

2. Подпрограмма «Государственная экологическая экспертиза» длилась с 2015 по 2016 гг. и финансировалась только на областном уровне;

3. Подпрограмма «Красная книга Ивановской области» действовала с 2014 по 2017 гг. (полностью областное обеспечение);

4. Подпрограмма «Воспроизводство и использование биологических ресурсов Ивановской области» (с 2016 по 2024 гг.) с 2021 г. финансируется полностью из федерального бюджета;

5. Подпрограмма «Организация проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников» реализуется с 2014 по 2024 гг. и обесцвечивается из областного бюджета (в 2016, 2022 и 2023 гг. финансирование не предусмотрено);

6. Подпрограмма «Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории» действовала с 2015 по 2017 гг. (полностью областное финансирование);

7. Подпрограмма «Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории, ведение Красной книги Ивановской области» существует с 2018 г. по настоящее время и имеет областное обеспечение;

8. Подпрограмма «Развитие комплексов очистных сооружений и систем водоотведения Ивановской области» с 2018 по 2020 гг. финансировалась за счет областного бюджета, а с 2021 г. в основном из федерального источника ресурсного обеспечения;

9. Подпрограмма «Снижение негативного воздействия на окружающую среду путем ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде Ивановской области» в 2019 г. имела областной источник финансирования, а с 2021 по 2023 гг. - областной и федеральный.

На наш взгляд, целевые индикаторы любых региональных программ должны динамичными (мобильными) и определяться текущей ситуацией, которая имеет место в отдельно взятом субъекте [15, 21, 22]. Кроме того, должна быть предусмотрена их корректировка вследствие возможных изменений внешней среды.

В проведенном исследовании был изучен опыт применения целевых индикаторов экологических региональных программ ряда областей Центрального федерального округа: Костромской, Владимирской, Московской и Тверской. Каждая область имеет свои уникальные особенности, что отражается на перечне индикаторов.

В целях более объективной оценки экологической безопасности нашего региона предлагается дополнить список целевых индикаторов для

Ивановской области следующими показателями: доля реализованных мероприятий по формированию экологической культуры населения; численность населения, качество жизни которого улучшится в связи с ликвидацией и рекультивацией объектов накопленного вреда окружающей среде; доля твердых коммунальных отходов (ТКО), направленных на утилизацию, в общем объеме образованных на территории Ивановской области ТКО. Также предлагается уточнить формулировку индикатора «Количество видов охотничьих ресурсов, обитающих в Ивановской области», а именно, «Количество видов охотничьих ресурсов, добыча которых осуществляется в соответствии с лимитом их добычи». Значимость таких корректировок заключается в том, что кроме экономического аспекта учитывается социальная составляющая экологической безопасности региона.

Оценка эффективности реализации подобных программ должна проводиться по двум направлениям: результативность, то есть уровень достижения поставленных целей и задач; уровень соответствия затраченных ресурсов полученному результату [23]. При определении результативности принимается во внимание отношение суммарных уровней достижения всех целевых индикаторов программы к их общему количеству. Результативность каждого индикатора рассчитывается на основе сопоставления фактических значений с плановыми. Уровень соответствия затраченных ресурсов полученному результату определяется соотношением реализации расходов по программе в отчетном году с плановыми. Эффективность реализации программы будет оцениваться на основе сопоставления уровня достижения целевых показателей и объема использования запланированных средств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, решение экономических проблем региона невозможно без учета его экологической безопасности. Анализ индикаторов целевой программы Ивановской области позволил выявить главную проблему, препятствующую экологической безопасности региона. На наш взгляд, это отсутствие федерального финансирования по таким направлениям (подпрограммам) как:

- Регулирование качества окружающей среды.

- Государственная экологическая экспертиза.

- Красная книга Ивановской области.

- Организация проведения мероприятий по содержанию сибиреязвенных скотомогильников.

- Сокращение негативного антропогенного воздействия на особо охраняемые природные территории, ведение Красной книги Ивановской области.

Ивановская область не располагает достаточными собственными финансовыми ресурсами

для эффективной реализации целевой региональ- Следует учитывать тот факт, что эффек-

ной программы «Охрана окружающей среды Ива- тивность осуществления данной программы, в

новской области». первую очередь, характеризуется социально-эко-

Вторая проблема связана с содержательной номическими последствиями ее выполнения с

составляющей этой программы, а именно, на базе учетом результативности расходования бюджет-

целевых индикаторов данной программы на 2021 г. ных средств. В связи с чем, при корректировке це-

сложно оценить ее экологическую и социально- левых индикаторов всегда следует помнить о че-

экономическую эффективность. Отсутствие мето- ловеческом факторе [24].

дики расчета эффективности реализации про- Предложенные мероприятия по переграммы усложняет анализ проводимых мероприя- смотру отдельных целевых индикаторов и мето-тий [14, 17]. Целевые индикаторы должны быть со- дики расчета эффективности реализации про-звучны с ожидаемыми результатами реализации граммы «Охрана окружающей среды Ивановской подпрограмм и иметь конкретное измерение (каче- области» позволят более объективно оценивать ственное или количественное). текущую экологическую безопасность региона и

прогнозировать дальнейшее ее развитие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон № ЗЗ-ФЗ от 14.03.1995 (ред. от 11.06.2021) «Об особо охраняемых природных территориях».

2. Указ Президента РФ № 13 от 16.01.2017 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года».

3. Постановление Правительства Ивановской области №220-п от 27.04.2021 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ивановской области до 2024 года».

4. Постановление Правительства Ивановской области №452-п от 13.11.2013 «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области»».

5. Постановление Правительства Ивановской области №143-п от 30.05.2018 «О внесении изменений в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 № 452-п «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Охрана окружающей среды Ивановской области»».

6. Постановление Правительства Ивановской области №430-п от 30.10.2013 «Об утверждении государственной программы Ивановской области «Развитие водохозяйственного комплекса Ивановской области»».

7. Астраханцева И.А. Методология финансового анализа в рамках экономических экспертиз: монография. Иваново: ИГХТУ. 2021. 236 с.

8. Валинурова А.А., Ксенофонтова О.Л., Касаткина Е.А. Совершенствование программы Минэкономразвития РФ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2018. № 4(56). С. 121-127.

9. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Специфика разработки и реализации программ социально-экономического развития на региональном уровне. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 42-49.

10. Каранина Е.В., Грабар А.А. Институциональные аспекты обеспечения социально-экономической безопасности региона. Инновационное развитие экономики. 2017. № 6(42). С. 384-392.

11. Козлов А.В., Тесля А.Б., Иващенко А.А. Формирование системы индикаторов для мониторинга процессов цифро-визации национальной экономики. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэкофин]. 2021. № 1(47). С. 97107. DOI: 10.6060/^есоГт.20214701.522.

12. Ксенофонтова О.Л., Абрамова Е.А. Региональные кластеры: методические аспекты идентификации, формирования и результатов функционирования. Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 3(43). С. 91-99.

REFERENCES

1. Federal Law N 33-FL of 14.03.1995 (edited 11.06.2021) "On Specially Protected Natural territories". (in Russian).

2. Decree of the President of the Russian Federation N 13 of

16.01.2017 "On the history of the Fundamentals of the Regional Development State Policy of the Russian Federation for the period up to 2025". (in Russian).

3. The resolution of the Ivanovo region Government N 220-p of 27.04.2021 "On approval of the Strategy of socio-economic development of the Ivanovo region until 2024". (in Russian).

4. The resolution of the Ivanovo region Government N 452-p of 13.11.2013 "About the approval of the state program of the Ivanovo region "Environmental Protection Ivanovo region"". (in Russian).

5. The resolution of the Ivanovo region Government N 143-p of

30.05.2018 "On amendments to the resolution of the Ivanovo region Government dated 13.11.2013 N 452-p "On approval of the State program of the Ivanovo region "Environmental protection of the Ivanovo region"". (in Russian).

6. The resolution of the Government of the Ivanovo region N430-p of 30.10.2013 "About the approval of the state program of the Ivanovo region "Development of water management complex of the Ivanovo region"". (in Russian).

7. Astrakhantseva I.A. Methodology of financial analysis to economic expertise: monograph. Ivanovo: ISUCT. 2021. 236 p. (in Russian).

8. Valinurova A.A., Ksenofontova O.L., Kasatkina E.A. Improving the program of the Russian Federation Ministry of Economic Development to support small and medium-sized businesses. Modern high-tech technologies. Regional application. 2018. № 4(56). P. 121-127. (in Russian).

9. Kail Ya.Ya., Epinina V.S. Specifics of the development and implementation of socio-economic development programs at the regional level. State and municipal administration. Scientific notes of NCAPA. 2014. N 3. P. 42-49. (in Russian).

10. Karanina E.V., Grabar A.A. Institutional aspects of ensuring socio-economic security of the region. Innovative development of the economy. 2017. N 6(42). P. 384-392. (in Russian).

11. Kozlov A.V., Teslya A.B., Ivashchenko A.A. Formation of an indicator system for monitoring of national economy digitali-zation processes. Ivecofin. 2021. N 1(47). P. 97-107. DOI: 10.6060/ivecofin.20214701.522. (in Russian).

12. Ksenofontova O.L., Abramova E.A. Regional clusters: methodological aspects of identification, formation, and results of functioning.Modern high-tech technologies. Regional application. 2015. N 3(43). P. 91-99. (in Russian).

13. Онопюк Е.Ю. Совершенствование оценки эффективности реализации муниципальных программ в Ивановской области. Известия высших учебных заведений. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэкофин]. 2018. № 3(37). С. 8-16.

14. Онопюк Е.Ю. Анализ процесса легализации неформальной занятости в России. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэкофин]. 2021. № 2(48). С. 72-78. DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.537.

15. Сорокина Т.Ю., Онопюк Е.Ю. Комплексный анализ трудовых ресурсов промышленного регионально-отраслевого комплекса. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 10-2. С. 173-180. DOI: 10.17513/vaael.1884.

16. Степанова С.М., Онопюк Е.Ю. Разработка системы показателей для моделирования системы ресурсных потоков. Прикладная информационная экономика: региональный аспект. 2021. С. 10-14.

17. Рамазанов Д.И., Онопюк Е.Ю. Инфляционные процессы в России в условиях пандемии COVID-19. Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2021. Т. 18. № 4(118). С. 52-60. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-4-52-60.

18. Цуркан М.В. Механизмы обеспечения эффективности и результативности проектов партисипативного бюджетирования. Тверь: Тверской государственный университет. 2020. 190 с.

19. Шахова И.Ю., Сперанский С.Н. Инвестиционный компонент в экономической безопасности региона: последствия пандемии. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 6-1. С. 126-131. DOI: 10.17513/vaael.1738.

20. Шахова И.Ю. Проблема развития ресурсного потенциала региона: теоретические аспекты. Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Экономика. 2012. № 2(17). С. 39-44.

21. Шахова И.Ю. Направления совершенствования организации межбюджетных отношений на субфедеральном уровне. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэкофин]. 2021. № 01(47). С. 56-64. DOI: 10.6060/ivecofin. 20214701.517.

22. Хомякова А.А., Мизгирев Л.С., Шергин В.В. Использование методов интеллектуального анализа данных в процессах управления инвестиционной привлекательностью региона. Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством [Ивэкофин]. 2020. № 2(44). С. 14-23.

23. «Wertschätzen statt Wegwerfen. Konzepte und Ideen zur Abfallvermeidung». Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit (BMU). https:// www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/Pools/Broschueren/ab-fallvermeidung_wertschaetzen_statt_ wegwerfen_bf.pdf.

24. Assessment of human well-being indicators for ecosystem management, ecosystem health and sustainability. 2017. 3:12. 1-18. DOI: 10.1080/20964129.2017.1411767.

13. Onopyuk E.Yu. Improving the evaluation of the effectiveness of the implementation of municipal programs in the Ivanovo region. Ivecofin. 2018. N 3(37). P. 8-16. (in Russian).

14. Onopyuk E.Yu. Analysis of the process of legalization of informal employment in Russia. Ivecofin. 2021. N 2(48). P. 72-78. DOI: 10.6060/ivecofin.2021482.537. (in Russian).

15. Sorokina T.Yu., Onopyuk E.Yu. Complex analysis of labor resources of industrial regional-industrial complex. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. N 10-2. P. 173-180. DOI: 10.17513/vaael.1884. (in Russian).

16. Stepanova S.M., Onopyuk E.Yu. Development of a system of indicators for modeling a system of resource flows. Applied Information Economics: regional aspect. 2021. P. 10-14. (in Russian).

17. Ramazanov D.I., Onopyuk E.Yu. Inflationary processes in Russia in the conditions of the COVID-19 pandemic. Bulletin of the Plekhanov Russian University of Economics. 2021. V.18. N 4(118). P. 52-60. DOI: 10.21686/2413-2829-2021-452-60. (in Russian).

18. Tsurkan M.V. Mechanisms for ensuring the effectiveness and efficiency of participatory budgeting projects. Tver: Tver State University. 2020. 190 p. (in Russian).

19. Shakhova I.Yu., Speransky S.N. Investment component in the economic security of the region: consequences of the pandemic. Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2021. N 6-1. P. 126-131. DOI: 10.17513/vaael.1738. (in Russian).

20. Shakhova I.Yu. The problem of the development of the resource potential of the region: theoretical aspects. Bulletin of the Ivanovo State University. Series: Economics. 2012. N2(17). P. 39-44. (in Russian).

21. Shakhova I.Yu. Directions for improving the organization of inter-budgetary relations at the sub-federal level. Ivecofin. 2021. N 01(47). P. 56-64. DOI: 10.60/ivecofin.20214701.517. (in Russian).

22. Khomyakova A.A., Mizgirev L.S., Shergin V.V. The use of

data mining methods in the processes of managing the investment attractiveness of the region. Ivecofin. 2020. N 2(44). P. 14-23. (in Russian).

23. «Wertschätzen statt Wegwerfen. Konzepte und Ideen zur Abfallvermeidung». Bundesministerium für Umwelt, Naturschutz und nukleare Sicherheit (BMU). https:// www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/Pools/Broschueren/ab-fallvermeidung_wertschaetzen_statt_ wegwerfen_bf.pdf.

24. Assessment of human well-being indicators for ecosystem management, ecosystem health and sustainability. 2017. 3:12. 1-18. DOI: 10.1080/20964129.2017.1411767.

Поступила в редакцию 05.02.2022 Принята к опубликованию 19.02.2022

Received 05.02.2022 Accepted 19.02.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.