Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
цифровые технологии / государство / информационный ресурс / Интернет / digital-интеллект / финансовая грамотность / государственный регистр / digital technologies / state / information resource / Internet / digital-intelligence / financial literacy / state register

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грудцына Людмила Юрьевна

Одна из важных задач управления государственными информационными ресурсами контроль информационной прозрачности органов государственной власти была поставлена еще в 2002 г. в связи с принятием ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), в рамках которой эта задача была провозглашена в качестве приоритетной. В качестве механизма обеспечения прозрачности был предложен Интернет, и именно в этот период в России произошел переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. В статье автор исследует проблему организации управления государственными информационными ресурсами с использованием цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PUBLIC INFORMATION RESOURCES AND USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

One of the important tasks of managing state information resources the control of information transparency of state authorities was set back in 2002 in connection with the adoption of the Federal Program «Electronic Russia» (2002-2010), within the framework of which this task was proclaimed as a priority. The Internet was proposed as a mechanism for ensuring transparency, and it was during this period that the transition to the provision of public services and the performance of state functions in electronic form by federal executive bodies took place in Russia. In the article, the author explores the problem of organizing the management of state information resources using digital technologies.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-168-173 ГРУДЦЫНА Людмила Юрьевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и гражданского процесса Северо-Западного института (филиала) Университета

имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Почетный адвокат России, e-mail: ludmilagr@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Одна из важных задач управления государственными информационными ресурсами - контроль информационной прозрачности органов государственной власти -была поставлена еще в 2002 г. в связи с принятием ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), в рамках которой эта задача была провозглашена в качестве приоритетной. В качестве механизма обеспечения прозрачности был предложен Интернет, и именно в этот период в России произошел переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти. В статье автор исследует проблему организации управления государственными информационными ресурсами с использованием цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровые технологии, государство, информационный ресурс, Интернет, digital-интеллект, финансовая грамотность, государственный регистр.

GRUDTSINA Ludmila Yuryevna,

Doctor of Legal sciences, Professor, Department of Civil Law and Civil Process, Northwestern Institute (branch) of O.E. Kutafin University (Moscow State University),

Honorary Lawyer of Russia

MANAGEMENT OF PUBLIC INFORMATION RESOURCES AND USE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Annotation. One of the important tasks of managing state information resources - the control of information transparency of state authorities - was set back in 2002 in connection with the adoption of the Federal Program «Electronic Russia» (2002-2010), within the framework of which this task was proclaimed as a priority. The Internet was proposed as a mechanism for ensuring transparency, and it was during this period that the transition to the provision of public services and the performance of state functions in electronic form by federal executive bodies took place in Russia. In the article, the author explores the problem of organizing the management of state information resources using digital technologies.

Key words: digital technologies, state, information resource, Internet, digital-intelligence, financial literacy, state register.

Учитывая актуальность задачи защиты прав владельцев электронных информационных ресурсов, в последнее время в России и в мире появились системы и организации по коллективному управлению этими правами, использующие те или иные формы учета и специальные технологии идентификации ресурсов. Такова, например, международная система INDECS. Появляются коммерческие системы, ставящие себе аналогичные цели, например, РОМС, которая провозгласила функцию охраны информационных объектов, распространяемых через Интернет. Правовая база для такой деятельности

представляется в настоящее время недостаточной. В любом случае, вариант регистрации прав на ресурсы как на объекты интеллектуальной собственности в рамках российского законодательства вплоть до настоящего времени в полной мере не проработан [18, 19].

В последнее время в юридической литературе появляется упоминание о смешанном варианте, когда информационный ресурс находится одновременно и в вещной, и в интеллектуальной собственности. Однако вопрос о регистрации прав собственности также остается открытым. Что касается Государственного регистра баз и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

банков данных, то его правоустанавливающий статус в нормативных правовых актах не определен [20]. В официально издаваемом каталоге Государственного регистра «Базы данных России» по этому поводу указывается следующее: «Официальная заявка представляет собой публичное оповещение органами управления, юридическими и физическими лицами о своих правах на владение базой данных в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации». Иначе говоря, Государственный регистр претендует на функцию официального оповещения о заявленных правах (нечто вроде выложенных заявок в патентном праве). Насколько такая претензия обоснована - неясно, поскольку свидетельства о регистрации, выдаваемые Государственным регистром, до сих пор не рассматривались в судебных спорах, связанных с правами на владение информационными ресурсами на основе вещного права [18].

Одна из важных задач управления государственными информационными ресурсами - контроль информационной прозрачности органов государственной власти - была поставлена еще в 2002 г. в связи с принятием ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 гг.), в рамках которой эта задача была провозглашена в качестве приоритетной. В качестве механизма обеспечения прозрачности был предложен Интернет, и именно в этот период в России произошел переход на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти [17, 25]. Решение аналогичной задачи в США привело к появлению системы GILS, которая предписывает всем учреждениям, поддерживающим государственные (точнее, - федеральные) информационные ресурсы, зарегистрировать свои метаданные на едином сервере и обеспечить через него прямой сетевой доступ к этим ресурсам [21].

В ближайшем будущем именно эффективное использование цифровых технологий будет определять все основные процессы, происходящие в обществе: от сферы коммуникаций людей до глобальной конкурентоспособности [23]. На данный момент в большинстве исследований по теме финансовой грамотности используются показатели, предлагаемые Organization for Economic Cooperation and Development International Network on Financial Education (OECD / INFE). Ключевой вехой, по мнению автора, являются результаты исследования 2016 года, где постулируется установленная взаимосвязях между финансовой грамотностью и финансовой доступностью. При этом OECD / INFE выделила три составляющие финансовой грамотности: финан-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

совые знания, финансовое поведение и финансовые установки. Финансовые знания, с одной стороны, подчиняются общим моделям управления знаниями И. Нонака, М. Эрла, Г. Хедлунда, Э. Караяниса, К. Винга, Л. Эдвинссона, Д. Сноудена, Э. Инкпена и А. Динура, В. Бурена, Деспре и Шау-веля, с другой - они (финансовые знания) находятся под воздействием глобальных рынков и самых современных технологий, относящихся к перспективным технологическим укладам [13].

В условиях беспрецедентных темпов технологических изменений и распространения цифровых финансовых услуг (DFS), вызвавших сдвиг глобальной финансовой архитектуры, необходимость укрепления финансовой грамотности и улучшения финансового поведения различных возрастных категорий стала важным компонентом образовательных программ. Прогнозируемые компоненты финансовой грамотности в части актуализации знаний должны включать в качестве приоритетной задачи знание цифровых финансов [15]. В этом же направлении действуют факторы внешней среды, оказывающие существенное влияние на цели повышения финансовой грамотности населения. К ним правомерно отнести следующие: FinTech, ФИННЕТ, сквозные технологии, Big Data, Digital Intellectus FinTech - своего рода инкубатор инноваций финансового сектора, ориентированный на население [16]. Быстрое развитие бизнеса в зоне пересечения финансов и технологий нарушает привычный ход событий, понятный потребителю финансовых услуг, и изменяет последовательность звеньев алгоритма классической цепочки создания стоимости. Нельзя недооценивать возможности населения к перцепции инновационных идей, но, надо признать, что физические лица должны быть подготовлены к такого рода изменениям [11, 12].

За последние годы сектор платежей продемонстрировал, что стремительное распространение новых цифровых платформ и приложений, альтернативных процессинговых сетей положительно воспринимается населением, а возрастные границы пользователей растягиваются. Активизация процесса будет связана как с естественными изменениями поведения потребителей при смене парадигмы поколений (миллениалы, зумеры или хоумлендеры и поколение Альфа), так и с синкретизмом новых технологий на основе индивидуализации [25].

Универсальное оружие новых технологий -это дезинтермедиация, вырезание посредника, то есть -устранение посредников в экономике из цепочки поставок. Задачи повышения финансовой грамотности определяются набором следующих тенденций: повышение степени автономности клиента с оказанием услуг без необходимости

прямого контакта и услуги, самостоятельно определяемые потребителем; удаленный доступ, дистанционная регистрация и обработка данных; цифровизация функций управления денежными активами и казначейскими операциями, внедрение технологии блокчейна. Процесс децентрализации и увеличения числа пользователей финансовых систем получил название ФИННЕТ, относимый к одному из рынков НТИ. Ключевыми характеристиками ФИННЕТ стали распределенные реестры, Crowd- технологии, внедрение элементов СейфНет. Кроме того, свои финансовые сервисы запускает все больше организаций [14]. Важным фактором, влияющим на особенности программ финансовой следующих видов «сквозных» цифровых технологий, к которым относятся большие данные; искусственный интеллект, нейротех-нологии; технологии распределенного реестра (блокчейн); квантовые технологии; суперкомпьютерные технологии — технологии, обеспечивающие высокопроизводительные вычисления за счет использования принципов параллельной и распределенной (грид) обработки данных и высокой пропускной способности; компоненты робототехники; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной реальности [9].

Внедрение технологий Big Data первоначально имело целью усовершенствовать банковскую деятельность, учитывать уровни капитализации банка и его ликвидности, повысить достоверность оценки возможного риска. Затем стали очевидны возможности технологии Big Data в создании и выводе на рынок новых банковских продуктов и услуг, которые и должны найти отражение в программах финансовой грамотности населения различных возрастных категорий В рамках модели Big Data реализуется концепции «Next Best Action», ориентированная на сбор и обработку информации о клиентах [3, 4].

Отметим, что это открывает возможности получения компаниями гораздо большего объема и состава данных о клиентах, чем, когда бы то ни было. Физические лица должны быть осведомлены о возможности доступа к широким спектрам сугубо поведенческих параметров, обычно игнорируемых, например, поведение клиента на сайте банка, его действия в социальных сетях, транзакции клиента с географической привязкой, автоматическая расшифровка переговоров с контакт-центром с оценкой эмоциональной окрашенности разговора и т.п. [22] Кроме того, благодаря инновационной аналитике компании научились весьма достоверно оценивать такие персональные характеристики клиента. Значительная индивидуализация последующих возможных предложений не должна оказывать чрезмерное влияние на потребительский выбор, который в любом слу-

чае должен оставаться осознанным [5]. Совершенствование программ финансовой грамотности связано с необходимостью формирования цифрового интеллекта (digital Intellectus).

Цифровой интеллект - это набор компетенций, позволяющих уверенно принимать решения и корректно действовать в различных подсистемах цифровой экономики. В этой связи дополним такие классические модели бизнеса, как В2В, В2С, G2B, B2G поведенческими, учитывающими роль человека, далее person (Р) в цифровой экономике. Получим P2P, Р2В, В2Р, Р2 G, G2P, осуществляемые в цифровом формате. Для повышения уровня финансовой грамотности значимы навыки использования цифрового пространства, цифровая креативность важна, но ее лучше отнести в область функциональных подсистем. Цифровое предпринимательство не относится к кругу универсальных задач финансовой грамотности, скорее это ее сегмент, подвластный не всем акторам финансовых процедур [1]. К составляющим оставляющие digital-интеллекта относится digital-мышление, digital-коммуникация [10].

Оценим digital-мышление. Информация сейчас не только доступна, но и избыточна. Важно верно определять ее объем по входящим и выходящим коммуникациям. Каждый индивид устанавливает границы открытости, в том числе, финансовой, с автоматически возникающими рисками. Digital - коммуникация это навык взаимодействия в цифровом формате, который оставляет цифровой след, подлежащий накоплению, анализу с целью позиционирования человека. Финансовая грамотность, рассмотренная в свете задач развития экономики, предполагает digital-развитие, то есть готовность к постоянному обучению в условиях быстрого устаревания знаний [2].

Стратегические решения, принятые в нашей стране, опираются на комплекс технологических решений, включающий информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, в котором в том числе используются методы машинного обучения, процессы и сервисы по обработке данных и выработке решений [22]. Очевидно, отмеченные инструменты следует рассматривать как зоны компетенций, которые нельзя игнорировать в процессе финансовой подготовки и переподготовки населения, особенно лиц старшего возраста. По данным проведенных опросов, они чаще иных категорий отмечают наличие трудностей по таким параметрам, как способность адаптироваться к изменениям входных данных (самообучаемость), требования к аппаратному обеспечению, потенциал масштабирования, интерпретируемость ответа (объяснимость) [6, 7].

При планируемом увеличении цифровой нагрузки важно ориентироваться в контексте и

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

информации из нескольких источников (data fusion), что требует хорошего знания опорных финансовых терминов и процедур. Отметим, что этот процесс опирается на цифровые решения, которые становятся все более мобильными и «дружественными» по отношению к пользователю [24]. Дополнительным стимулом к повышению финансовой грамотности становятся требования к надпрофессиональным компетенциям, выдвигаемые современными реалиями. В части рассматриваемой проблемы это действия в условиях неопределенности, внедрение робототехники, искусственного интеллекта, развитие системного мышления, позволяющие осуществить превращение данных в цифровой интеллект [8].

Способность контролировать данные на различных уровня, в различных подсистемах экономики и различными пользователями имеет стратегически важное значение, поскольку это позволяет развивать цифровой интеллект. Практически в любой ситуации способность собирать, хранить, анализировать и преобразовывать данные создает конкурентные преимущества. Цифровые данные лежат в основе всех стремительно развивающихся цифровых технологий, в том числе, в сфере финансов, что обязательно должно быть учтено в программах повышения финансовой грамотности [3].

Список литературы:

[1] Allianz (2017), "When Will the Penny Drop? Money, financial literacy and risk in the digital age", International Pension Papers, 1/2017, Allianz SE, Munich. http://projectm-online.com/app/uploads/ Allianz-internationalpensions-financial-literacy-2Q17-report.pdf

[2] Demirguc-Kunt, A. et al. (2015), "The Global Findex database 2014: Measuring financial inclusion around the world", World Bank Policy Research Working Paper 7255, World Bank, Washington, DC. http://gflec.org/wpcontent/uploads/2015/09/ GlobalFindex2015.pdf

[3] Албогачиев А.А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика / В сборнике: Вузовское образование и наука / Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 221-225.

[4] Албогачиев А.А. Возраст грандиозных планов // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76). С. 49.

[5] Албогачиев А.А. К истории возникновения института народного представительства в Европе / В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2006. С. 291304.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

[6] Албогачиев А.А. Политические и экономические предпосылки возникновения сослов-но-представительских органов в Европе / В сборнике: Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2002. С. 31-44.

[7] Гагиев А.К., Гандалоев Р.Б. Становление и развитие в Республике Ингушетия института мировых судей и особенности их организационно-правового статуса // Российский судья.

2019. № 4. С. 44-49.

[8] Гандалоев Р.Б. Влияние средств массовой информации в условиях современного российского федеративного государства // Закон и право. 2020. № 12. С. 55-59.

[9] Гандалоев Р.Б. Понятие политического единства // Образование. Наука. Научные кадры.

2020. № 3. С. 128-130.

[10] Гандалоев Р.Б., Борисов Д.И. Институт конституционного контроля Верховного Суда США в историческом развитии // Вестник Московского университета МВД России. 2019. № 2. С. 62-64.

[11] Гандалоев Р.Б., Эльджаркиев И.А.Н. Правовые основы противодействия распространению идеологии экстремизма // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 1. С. 59-63.

[12] Деликова Т.Г., Сангаджиев Б.В. Прогнозирование динамики экономических показателей региона на основе трендовой экстраполяции в условиях экономического кризиса / Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее. Материалы международной научной конференции. 2009. С. 385-390.

[13] Дородонова Н.В., Евстифеева Е.В., Ильгова Е.В. предупреждение преступности несовершеннолетних: опыт США и Новой Зеландии // Всероссийский криминологический журнал. 2018. Т. 12. № 4. С. 601-608.

[14] Ильгова Е.В. Проблемы правового регулирования отнесения семей и несовершеннолетних к категории находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в проведении в отношении них профилактической работы // Право. Законодательство. Личность. 2017. № 1 (24). С. 62-70.

[15] Ильгова Е.В., Горбачев М.В., Мрастьева О.С., Кузнецова И.О., Ермолаева Т.А. Социально-экономические факторы детерминации преступного поведения несовершеннолетних // Саратовская государственная юридическая академия. Саратов, 2017.

[16] Ильгова Е.В., Соколов А.Ю. О некоторых проблемах применения административного задержания к несовершеннолетним лицам // Омск, 2011.

[17] Каллагов Т.Э. История формирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления // Новый юридический журнал. 2014. № 3. С. 148-159.

[18] Каллагов Т.Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 93-96.

[19] Каллагов Т.Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 2 (33). С. 36-38.

[20] Каллагов Т.Э. Формирование и развитие муниципальной службы в условиях модернизации местного самоуправления в современной России // Финансовое право и управление. 2014. № 2. С. 32-40.

[21] Минязева Т.Ф., Сангаджиев Б.В. Раскрытие потенциала судебной системы Российской Федерации в процессе ее реформирования // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 3. С. 53-58.

[22] Сангаджиев Б.В. К вопросу об информационном обеспечении судов в России // Бизнес в законе. 2012. № 1. С. 167-169.

[23] Сангаджиев Б.В. Конституционные гарантии гласности и открытости судебного разбирательства в России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2012. № 3. С. 34-41.

[24] Сангаджиев Б.В. Перспективы развития в России института мировой юстиции // Административное право и процесс. 2012. № 2. С. 11-14.

[25] Сангаджиев Б.В. Содержание механизма защиты прав человека органами судебной власти в России // Образование и право. 2013. № 10 (50). С. 112-123.

Spisok literatury:

[1] Allianz (2017), "When Will the Penny Drop? Money, financial literacy and risk in the digital age", International Pension Papers, 1/2017, Allianz SE, Munich. http://projectm-online.com/app/uploads/Alli-anz-internationalpensions-financial-literacy-2Q17-re-port.pdf

[2] Demirguc-Kunt, A. et al. (2015), "The Global Findex database 2014: Measuring financial inclusion around the world", World Bank Policy Research Working Paper 7255, World Bank, Washington, DC. http://gflec.org/wpcontent/uploads/2015/09/GlobalF-index2015.pdf

[3] Albogachiev A.A. Anomiya v ingushskom obshchestve: social'naya i politicheskaya harakteris-tika / V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie i nauka /

Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konfer-encii. 2007. S. 221-225.

[4] Albogachiev A.A. Vozrast grandioznyh planov // Akkreditaciya v obrazovanii. 2014. № 8 (76). S. 49.

[5] Albogachiev A.A. K istorii vozniknoveniya instituta narodnogo predstavitel'stva v Evrope / V sbornike: Sbornik nauchnyh trudov Ingushskogo gosudarstvennogo universiteta. Ingushskij gosu-darstvennyj universitet. Magas, 2006. S. 291-304.

[6] Albogachiev A.A. Politicheskie i ekonomich-eskie predposylki vozniknoveniya soslovno-pred-stavitel'skih organov v Evrope / V sbornike: Sbornik nauchnyh trudov Ingushskogo gosudarstvennogo universiteta. Ingushskij gosudarstvennyj universitet. Magas, 2002. S. 31-44.

[7] Gagiev A.K., Gandaloev R.B. Stanovlenie i razvitie v Respublike Ingushetiya instituta mirovyh sudej i osobennosti ih organizacionno-pravovogo sta-tusa // Rossijskij sud'ya. 2019. № 4. S. 44-49.

[8] Gandaloev R.B. Vliyanie sredstv massovoj informacii v usloviyah sovremennogo rossijskogo federativnogo gosudarstva // Zakon i pravo. 2020. № 12. S. 55-59.

[9] Gandaloev R.B. Ponyatie politicheskogo edinstva // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2020. № 3. S. 128-130.

[10] Gandaloev R.B., Borisov D.I. Institut kon-stitucionnogo kontrolya Verhovnogo Suda SSHA v istoricheskom razvitii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2019. № 2. S. 62-64.

[11] Gandaloev R.B., El'dzharkiev I.A.N. Pravo-vye osnovy protivodejstviya rasprostraneniyu ide-ologii ekstremizma // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2020. № 1. S. 59-63.

[12] Delikova T.G., Sangadzhiev B.V. Prog-nozirovanie dinamiki ekonomicheskih pokazatelej regiona na osnove trendovoj ekstrapolyacii v usloviyah ekonomicheskogo krizisa / Edinaya Kalmykiya v edinoj Rossii: cherez veka v budushchee. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. 2009. S. 385390.

[13] Dorodonova N.V., Evstifeeva E.V., Il'gova E.V. preduprezhdenie prestupnosti nesovershenno-letnih: opyt SSHA i Novoj Zelandii // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2018. T. 12. № 4. S. 601608.

[14] Il'gova E.V. Problemy pravovogo reg-ulirovaniya otneseniya semej i nesovershennoletnih k kategorii nahodyashchihsya v social'no opasnom polozhenii i nuzhdayushchihsya v provedenii v otnoshenii nih profilakticheskoj raboty // Pravo. Zakonodatel'stvo. Lichnost'. 2017. № 1 (24). S. 62-70.

[15] Il'gova E.V., Gorbachev M.V., Mrast'eva O.S., Kuznecova I.O., Ermolaeva T.A. Social'no-eko-nomicheskie faktory determinacii prestupnogo pove-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

deniya nesovershennoletnih // Saratovskaya gosu-darstvennaya yuridicheskaya akademiya. Saratov, 2017.

[16] Il'gova E.V., Sokolov A.YU. O nekotoryh problemah primeneniya administrativnogo zader-zhaniya k nesovershennoletnim licam // Omsk, 2011.

[17] Kallagov T.E. Istoriya formirovaniya munic-ipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mest-nogo samoupravleniya // Novyj yuridicheskij zhurnal. 2014. № 3. S. 148-159.

[18] Kallagov T.E. K voprosu o sovershenii pra-vonarushenij v sfere gosudarstvennoj grazhdanskoj i municipal'noj sluzhby // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 4 (35). S. 93-96.

[19] Kallagov T.E. Osobennosti pravovogo reg-ulirovaniya municipal'noj sluzhby v usloviyah reformirovaniya mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii // Uchenye trudy Rossijskoj akademii advokatury i notariata. 2014. № 2 (33). S. 36-38.

[20] Kallagov T.E. Formirovanie i razvitie municipal'noj sluzhby v usloviyah modernizacii mestnogo

samoupravleniya v sovremennoj Rossii // Finansovoe pravo i upravlenie. 2014. № 2. S. 32-40.

[21] Minyazeva T.F., Sangadzhiev B.V. Ras-krytie potenciala sudebnoj sistemy Rossijskoj Federacii v processe ee reformirovaniya // Obrazovanie. Nauka. Nauchnye kadry. 2012. № 3. S. 53-58.

[22] Sangadzhiev B.V. K voprosu ob informa-cionnom obespechenii sudov v Rossii // Biznes v zakone. 2012. № 1. S. 167-169.

[23] Sangadzhiev B.V. Konstitucionnye garantii glasnosti i otkrytosti sudebnogo razbiratel'stva v Rossii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: YUridicheskie nauki. 2012. № 3. S. 34-41.

[24] Sangadzhiev B.V. Perspektivy razvitiya v Rossii instituta mirovoj yusticii // Administrativnoe pravo i process. 2012. № 2. S. 11-14.

[25] Sangadzhiev B.V. Soderzhanie mekha-nizma zashchity prav cheloveka organami sudebnoj vlasti v Rossii // Obrazovanie i pravo. 2013. № 10 (50). S. 112-123.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.