Научная статья на тему 'Управление государственной собственностью в России: проблемы и анализ текущей ситуации'

Управление государственной собственностью в России: проблемы и анализ текущей ситуации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура и состав государственного имущества / доля государства в уставном капитале организаций / методики оценки учета федерального имущества / уставный капитал / акционерное общество / the structure and composition of state property / the state's share in the authorized capital of organizations / methods of assessing the accounting of federal property / authorized capital / joint-stock company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ольга Викторовна Данилова, Ирина Юрьевна Беляева

Рассматривается трансформация и тенденции развития институтов государственной собственности в России начиная от приватизации государственных активов в 1990-е гг. прошлого века до настоящего времени. Отмечена значимость перехода от государственной к акционерной и частной собственности с позиции выбора оптимальных форм собственности при формировании эффективных рыночных механизмов. Определены специфические и отличительные черты развития отношений собственности в Российской Федерации, факторы, влияющие на обновление институтов собственности и изменение системы управления государственной собственностью, поскольку собственность составляет основу всех хозяйственных систем, является базовым экономическим отношением, обладает множеством свойств, параметров и качеств, и каждая новая форма собственности создает новые общественные институты. Исследуются концептуальные подходы к содержанию собственности и модели управления государственной собственностью в соответствии с решаемыми задачами. Представлена авторская трактовка методологических подходов формирования механизма управления государственной собственностью, которая базируется на цикличности развития отношений собственности и необходимости оптимального сочетания форм собственности. Государство, признавая целесообразность перехода к использованию рыночных инструментов в управлении собственностью, на практике осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием проблемных, стратегически важных промышленных, обеспечивающих обороноспособность страны, активов. Сделан вывод о том, что в условиях современных изменений глобальных систем управления происходит взаимосвязанная модификация как отношений собственности, так и корпоративных отношений. Происходящие процессы являются результатом изменений по внутренней и внешней бизнес-среде, органически включенных в общую картину глобальных социально-экономических трансформаций. Отмечено, что государственные активы, переданные в частную собственность, управляются недостаточно эффективно. Четко организованный механизм управления государственной собственностью позволит выстроить прагматический баланс между рыночными инструментами и сохранением рычагов государственного влияния на развитие всех секторов национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

State property management: problems and analysis of the current situation

The article examines the transformation and trends in the development of state property institutions in Russia, starting from the privatization of state assets in the 1990s of the last century to the present. The importance of the transition from state to joint-stock and private ownership from the position of choosing optimal forms of ownership in the formation of effective market mechanisms is noted. The specific and distinctive features of the development of property relations in the Russian Federation, the factors influencing the renewal of property institutions and changes in the management system of the state property are identified, since property forms the basis of all economic systems, is a basic economic relationship, has many properties, parameters and qualities, and each new form of ownership creates new public institutions. Conceptual approaches to the content of property and models of state property management in accordance with the tasks to be solved are investigated. The author's interpretation of methodological approaches to the formation of a mechanism for managing state property is presented, which is based on the cyclical development of property relations and the need for an optimal combination of ownership forms. The State, recognizing the expediency of switching to the use of market instruments in property management, in practice monitors the effective and targeted use of problematic, strategically important industrial assets that ensure the country's defense capability. It is concluded that in the context of modern changes in global management systems, there is an interconnected modification of both property relations and corporate relations. The ongoing processes are the result of changes in the internal and external business environment, organically included in the overall picture of global socio-economic transformations. It is noted that state assets transferred to private ownership are not managed efficiently enough. A wellorganized mechanism for managing state property will allow us to build a pragmatic balance between market instruments and maintaining the levers of state influence on the development of all sectors of the national economy.

Текст научной работы на тему «Управление государственной собственностью в России: проблемы и анализ текущей ситуации»

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРИНЦИПЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ

MANAGEMENT OF ECONOMIC SYSTEMS IN MODERN CONDITIONS: PRINCIPLES, FORMS AND METHODS

OF IMPLEMENTATION

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-2-9-19 EDN HALDAD

Управление государственной собственностью в России: проблемы и анализ текущей ситуации

Ольга Викторовна ДаниловаИрина Юрьевна Беляева

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, damlovaov@yandex.ruш

Аннотация. Рассматривается трансформация и тенденции развития институтов государственной собственности в России начиная от приватизации государственных активов в 1990-е гг. прошлого века до настоящего времени. Отмечена значимость перехода от государственной к акционерной и частной собственности с позиции выбора оптимальных форм собственности при формировании эффективных рыночных механизмов. Определены специфические и отличительные черты развития отношений собственности в Российской Федерации, факторы, влияющие на обновление институтов собственности и изменение системы управления государственной собственностью, поскольку собственность составляет основу всех хозяйственных систем, является базовым экономическим отношением, обладает множеством свойств, параметров и качеств, и каждая новая форма собственности создает новые общественные институты. Исследуются концептуальные подходы к содержанию собственности и модели управления государственной собственностью в соответствии с решаемыми задачами. Представлена авторская трактовка методологических подходов формирования механизма управления государственной собственностью, которая базируется на цикличности развития отношений собственности и необходимости оптимального сочетания форм собственности. Государство, признавая целесообразность перехода к использованию рыночных инструментов в управлении собственностью, на практике осуществляет контроль за эффективным и целевым использованием проблемных, стратегически важных промышленных, обеспечивающих обороноспособность страны, активов. Сделан вывод о том, что в условиях современных изменений глобальных систем управления происходит взаимосвязанная модификация как отношений собственности, так и корпоративных отношений. Происходящие процессы являются результатом изменений по внутренней и внешней бизнес-среде, органически включенных в общую картину глобальных социально-экономических трансформаций. Отмечено, что государственные активы, переданные в частную собственность, управляются недостаточно эффективно. Четко организованный механизм управления государственной собственностью позволит выстроить прагматический баланс между рыночными инструментами и сохранением рычагов государственного влияния на развитие всех секторов национальной экономики.

Ключевые слова: структура и состав государственного имущества, доля государства в уставном капитале организаций, методики оценки учета федерального имущества, уставный капитал, акционерное общество

© Данилова О. В., Беляева И. Ю., 2024

я Для цитирования: Данилова О. В., Беляева И. Ю. Управление государственной собственностью в России: а проблемы и анализ текущей ситуации // Вестник Астраханского государственного технического университета. £ Серия: Экономика. 2024. № 2. С. 9-19. https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-2-9-19. EDN HALDAD.

0 ■S3

g Original article

s?

H

| State property management: problems and analysis of the current situation

03 _

S Olga V. DanilovaM, Irina Yu. Belyaeva

s

g Financial University under the Government of the Russian Federation,

a Moscow, Russia, danilovaov@yandex.ruM

я

1 Abstract. The article examines the transformation and trends in the development of state property institutions in Rus-£ sia, starting from the privatization of state assets in the 1990s of the last century to the present. The importance of the ™ transition from state to joint-stock and private ownership from the position of choosing optimal forms of ownership in £ the formation of effective market mechanisms is noted. The specific and distinctive features of the development о of property relations in the Russian Federation, the factors influencing the renewal of property institutions and changes es in the management system of the state property are identified, since property forms the basis of all economic sys-| tems, is a basic economic relationship, has many properties, parameters and qualities, and each new form of owner-

0 ship creates new public institutions. Conceptual approaches to the content of property and models of state property >я management in accordance with the tasks to be solved are investigated. The author's interpretation of methodological я approaches to the formation of a mechanism for managing state property is presented, which is based on the cyclical

1 development of property relations and the need for an optimal combination of ownership forms. The State, recogniz-'¡р ing the expediency of switching to the use of market instruments in property management, in practice monitors the ef-ЕД fective and targeted use of problematic, strategically important industrial assets that ensure the country's defense capa-o bility. It is concluded that in the context of modern changes in global management systems, there is an interconnected g modification of both property relations and corporate relations. The ongoing processes are the result of changes in the § internal and external business environment, organically included in the overall picture of global socio-economic trans-| formations. It is noted that state assets transferred to private ownership are not managed efficiently enough. A well-

organized mechanism for managing state property will allow us to build a pragmatic balance between market instruments and maintaining the levers of state influence on the development of all sectors of the national economy.

Keywords: the structure and composition of state property, the state's share in the authorized capital of organizations, methods of assessing the accounting of federal property, authorized capital, joint-stock company

For citation: Danilova O. V., Belyaeva I. Yu. State property management: problems and analysis of the current situation. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2024;2:9-19. (In Russ.). https://doi.org/10.24143/2073-5537-2024-2-9-19. EDN HALDAD.

Введение Собственность и ее роль в развитии эконо-

Фундаментальные политические и социально- мических систем экономические изменения, происходящие в рос- Классики политической экономии не оставили сийской экономике последние тридцать лет, обу- развернутого определения собственности. При словливают необходимость формирования концеп- этом они не остановились на простой констатации ции отношений собственности как основы измене- факта, что «продукт есть собственность капитали-ния характера института собственности в транс- ста» [1], а добавили в качестве основного признака формирующейся экономике. Собственность - яв- характер и регламентацию отношений между ление крайне сложное, характеризующееся боль- людьми по поводу материальных объектов [2]. шим числом свойств, признаков и качеств, и реали- Вопрос систематизации факторов и разработки зуется в различных формах. В процессе обще- методологических подходов к исследованию раз-ственного развития формируются новые требова- вития теории собственности становится особенно ния к устоявшимся представлениям к институту актуальным, если проследить эволюцию приорите-собственности и механизму его реализации. По- тов по отношению к главенствующему объекту следний усложняется по структуре и организации, собственности. Если в средние века экономическая добавляются новые элементы и новые формы, поз- власть достигалась за счет собственности на зем-воляющие принимать как экономические, так лю, в период капиталистической индустриализа-и неэкономические решения. ции приоритетом была собственность на капитал,

Все перечисленное обусловливает актуальность то доминирующими объектами собственности исследования собственности представителями раз- в постиндустриальную эпоху становятся знания личных областей научных знаний. и информация.

В советской экономической науке собственность

я

рассматривалась достаточно узко - с позиции формы присвоения, что позволяло в определенной степени завуалировать властность, директивность воздействия субъекта-собственника (государство), установившего неограниченную экономическую власть над материальным объектом и над субъектом, лишенным собственности.

В российском законодательстве правомочия собственника определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (статья 209). Следует отметить, что указанные права в определенной степени могут принадлежать и лицам, которые не являются собственниками (арендаторы, обладатели имущества на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и т. п.). Кроме того, возможна как долевая, так и совместная собственность, т. е. соответствующее право не всегда строго персонифицировано и может иметь разделенный (дробный) характер.

Экономические системы не являются неизменными, происходящие социально-экономические изменения модифицируют отношения собственности эволюционным, а иногда и революционным путем. В пределах конкретной экономической системы выделяется основная форма собственности, которая определяет специфику всех остальных форм собственности - как остающихся от прежней системы, так и вновь формируемых.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) [3]. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение [3].

Иное имущество представляет собой имущество казны и включает объекты права собственности на движимое имущество (вещи, не относящиеся к недвижимости, в том числе деньги и ценные бумаги) и недвижимое (земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства) [3].

Муниципальная собственность не относится к государственной собственности, поскольку местное самоуправление отделено от государственной власти. При этом обе формы собственности базируются на одинаковых принципах (как публичные формы собственности) и имеют схожие проблемы в управлении на всех уровнях собственников - фе-

деральном, субъектов федерации и муниципальном. о

!.

Трансформация прав собственности в россий- а ской экономике .

Радикальную перестройку отношений собствен- , ности, изменившую экономический базис общества, 1 совершила массовая приватизация промышленных е активов (1992-1994 гг.), созданных в советский пе- а риод. В нашей стране рынок формировался не как ^ результат развития капиталистической системы ^ хозяйства, а как следствие стихийного разрушения £ централизованной системы хозяйствования. Про- г цессы перехода к механизмам рыночного регулиро- е вания (перехода государственной собственности у в акционерную и частную) ошеломляли своими тем- | пами - если в 1991 г в государственной собственно- $ сти находились 99 % предприятий, то к 1998 г эта 3 доля сократилась до 25 % (без учета специально : закрепленных в федеральной собственности пакетов О акций компаний, действующих в стратегических 33 отраслях, а также предприятий оборонной промыш- ? ленности) [4]. В самом начале рыночных реформ существовала неясная система отношений соб- | ственности, обусловленная спецификой отечествен- •у? ной экономики, сохраняющейся высокой степенью О централизации и низкой эффективностью бюрокра- ^ тической системы управления. Объемы государ- и ственной собственности были настолько велики 3 и разнородны по составу и структуре, что процесс £ перехода к новым формам собственности отличался а (и отличается до настоящего времени) циклично- о' стью и происходит с разнонаправленной динамикой.

Разрушение монополии государственной собственности, поиск эффективного собственника и правовое оформление института частной собственности положили начало формированию разнообразных форм собственности и развитию рыночных форм хозяйственных отношений. Развитие рыночных отношений и передача активов из государственной собственности в частную происходили «в кратчайшие сроки», но все же не одномоментно. Основные этапы трансформирования государственной собственности и развития различных форм частной собственности в России начиная с 1991 г. до настоящего времени представлены в табл. 1.

Наиболее распространенным вариантом приватизации имущества государства стало акционирование предприятий, т. е. преобразование унитарных предприятий в акционерные общества (при этом организационно-правовой формой вновь образуемых компаний могли быть открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью). В данном случае меняется механизм управления -государственная собственность переходит в акционерную (частную) форму собственности, однако государство остается полноправным собственником своего имущества (происходит замещение активов).

я я я

d

Я

а s?

Таблица 1 Table 1

Этапы трансформации государственной собственности и становления различных форм

частной собственности в России

Stages of transformation of state property and the formation of various forms of private property in Russia

Этап Годы Изменение экономических условий

I 1992-1998 Возникновение частных компаний и рост их численности в связи с приватизацией

II 1999-2003 Развитие корпоративной собственности и государственного предпринимательства

III 2004-2009 Масштабная количественная экспансия государственного сектора в стратегические отрасли экономики в различных формах. Сращивание государства и частных структур

IV 2009 -настоящее время Стабилизация доли компаний с государственным участием. Расширение сфер государственного регулирования. Приватизация государственных активов как элемент государственной стратегии

я

>>

2 s

w И

Политика «разгосударствления» решила задачи перехода на рыночные механизмы хозяйствования, развития предпринимательской деятельности, «встраивания» в существующую модель мирового рынка.

Современные тенденции в системе управления государственной собственностью

В условиях геополитической неустойчивости требуются принятие оперативных решений в ответ на поступающие внешние и внутренние вызовы, создание гибкой структуры, инструментов и механизмов государственного управления. Также необходимо формирование концептуальных подходов к управлению государственной собственностью в соответствии с решаемыми задачами и соответствующих моделей.

При этом сам по себе переход от государственной формы собственности к частной не решает проблемы, стоящие перед государством. Частный инвестор нацелен исключительно на получение прибыли - это объективный экономический закон, поэтому интерес для потенциальных инвесторов представляет лишь часть приватизируемого федерального имущества. Уже в конце 1990-х гг. государство столкнулось со специфическими проблемами необходимости создания оптимальных механизмов устойчивого развития и роста экономики при склонности частных соб-

ственников к оппортунистическому поведению, в том числе в ключевых отраслях экономики, в ущерб интересам государства.

С 2013 г государство начало стремительно наращивать свое присутствие в экономике. Такой шаг был связан с тем, что, поставив перед собой цель усилить свою роль в управлении системообразующими предприятиями, государство приступило к сокращению своего участия (либо полному выходу из капитала) в стратегически несущественных для государства компаниях. В отношении таких компаний государство меняет ранее принятую политику, аккумулирует активы в сфере своего влияния, возвращает их под государственный контроль. В последнее время государство инициировало значительное число исков о возврате крупных промышленных активов в государственную собственность (ПАО «АНК «Башнефть», АО «Башкирская содовая компания», ПАО «ТГК-2», ПАО «Ме-тафракс Кемикалс», ОАО «Кучуксульфат», ОАО «Соликамский магниевый завод» и т. д.) [5].

Резкий рост доли государства в уставном капитале организаций за период 2006-2010 и 2013-2014 гг. связан с увеличением количества государственных предприятий, в основном региональных и муниципальных унитарных предприятий (табл. 2).

Таблица 2 Table 2

Изменение доли государства в уставном капитале (фонде) организаций (юридических лиц)

в период 2005-2022 гг. *

Change in the share of the State in the authorized capital (fund) of organizations (legal entities)

in the period 2005-2022

Год Доля государства**, %

2005 21,72

2006 40,11

2010 48,74

2012 20,66

2013 42,82

2015 42,35

Окончание табл. 2 Ending of table 2

Год Доля государства**, %

2018 25,96

2021 23,0

2022 20,5

* Составлено по [6].

** Приведенные цифры включают долю федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Так, по состоянию на 01 января 2013 г. в РФ было 11 252 унитарных предприятия, а на 01 января 2016 г. - 23 262. В 2017 г. доля государства в экономике (по разным методикам подсчета) увеличилась до 50-60 % [7]. Однако с 2017 г. число унитарных предприятий начало постепенно сокращаться:

- на 01 января 2017 г. - 21 034;

- на 01 января 2018 г. - 18 624;

- на 01 января 2019 г. - 16 867;

- на 01 января 2020 г. - 13 801 [8].

Большинство таких предприятий создавались на

уровне муниципалитетов (примерно 83 %), меньше всего на федеральном (примерно 6 %) и чуть больше на региональном (11 %) уровнях. Частным бизнесом они рассматривались как серьезная угроза на рынке конкуренции, поскольку обладали серьезным административным ресурсом и доступностью к бюджетному финансированию [9, 10].

Распределение уставного капитала (фонда) организаций (юридических лиц) между основными категориями акционеров (учредителей) представлено в табл. 3 [6].

Таблица 3 Table 3

Распределение уставного капитала (фонда) организаций (юридических лиц) между акционерами (учредителями) по состоянию на конец года в период 2005-2022 гг. по РФ*

Distribution of the authorized capital (fund) of organizations (legal entities) among shareholders (founders) as of the end of the year in the period 2005-2022 in the Russian Federation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О

!

о

v p

P

B !

y

r

о

p CD

y

3

a

g

в !

y

Год Суммарный уставный капитал (фонд) по всем юридическим лицам, млн руб. Суммарный уставный капитал (фонд) по акционерам (учредителям) [11], млн руб.**

Федеральные органы исполнительной власти Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Субъекты малого предпринимательства Финансово-кредитные организации Некоммерческие организации Физические лица

2005 3 153 569 469 234 141 669 74 124 2 091 444 13 024 81 917 51 454 243 728

2006 5 620 616 2 014 953 179 213 60 303 2 970 544 16 657 108 611 58 612 228 379

2007 6 151 079 2 139 324 236 705 63 803 3 300 655 23 887 112 653 57 288 240 652

2008 8 063 896 3 317 957 325 609 77 596 3 948 008 34 336 118 874 60 830 215 021

2009 9 475 532 4 048 886 386 264 98 038 4 359 319 55 036 145 793 175 344 261 887

2010 10 780 314 4 678 191 464 205 111 908 4 953 189 65 520 163 568 157 531 251 723

2011 12 742 586 4 470 756 611 919 122 153 5 949 258 67 919 184 072 906 636 497 791

2012 13 398 544 4 658 855 8 107 101 134 021 6 037 722 86 353 2 562 207 918 496 582 517

2013 14 997 449 5 194 258 1 059 018 168 043 6 808 844 119 324 556 985 889 026 321 275

2014 16 154 131 5 916 010 1 255 736 186 547 7 799 875 132 407 560 519 97 195 Нет данных [12]***

2015 17 332 458 5 825 805 1 331 430 183 389 9 071 533 292 903 320 136 223 574

2016 19 822 455 5 744 236 1 400 143 209 955 11 118 328 302 830 480 368 391 959

2017 22 527 848 5 599 017 1 517 129 235 151 12 325 072 274 455 875 744 1 487 633

2018 30 486 067 6 034 225 1 602 442 277 038 18 328 280 525 750 2 042 078 1 540414

я я я

а

(Т я

3 S?

Окончание табл. 3 Ending of table 3

Год Суммарный уставный капитал (фонд) по всем юридическим лицам, млн руб. Суммарный уставный капитал (фонд) по акционерам (учредителям) [11], млн руб.**

Федеральные органы исполнительной власти Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления Коммерческие организации (кроме финансово-кредитных) Субъекты малого предпринимательства Финансово-кредитные организации Некоммерческие организации Физические лица

2019 42 887 672 5 457 384 1 476 828 287 848 29 790 245 469 697 1 879 051 2 373 746 Нет данных [12]***

2020 30 237 838 5 846 839 1 753212 491 887 17 751 241 568 228 1 295 926 1 744 784

2021 34 194 470 5 424 737 2 184 574 255 848 21 821 907 469 643 1 953 083 1 768 046

2022 42 262 873 5 960 101 2 278 405 409 533 29 371 545 494 507 2 041 999 2 201 288

* Составлено по [6].

** С 05.01.2022 вступил в силу пункт 13 (1) Постановления Правительства РФ от 10.09.2021 № 1533 «Об утверждении Правил ведения реестра групп предприятий», который установил, что предоставление сведений в отношении акционерного общества и его акционеров - юридических лиц - осуществляется при наличии согласия акционерного общества, получаемого ежегодно держателями реестров акционеров акционерных обществ.

*** Начиная с 2014 г. Росстат перестал публиковать сведения о долях участия в уставном капитале организаций акционеров - физических лиц.

я

2 s

га о

Первые три категории акционеров относятся к государству, это федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Финансово-кредитные организации ПАО «Сбербанк России», ПАО «Банк ВТБ», АО «Газпромбанк», АО «Россельхозбанк», ПАО «Московский кредитный банк» и т. д. - финансово-кредитные организации с государственным участием. Аналогичную структуру акционерного капитала имеют некоторые коммерческие организации (акционер-

ные общества с государственным участием), деятельность которых направлена на развитие важнейших сфер и отраслей национальной экономики и решение государственных экономических и социальных задач. Такие организации являются стратегическими и системообразующими.

Доля государства в этих компаниях различается в зависимости от целевых функций использования капитала, но в любом случае государство выступает в роли мажоритарного акционера (табл. 4).

Таблица 4 Table 4

Российские компании с государственным участием, которые имеют листинг на Московской бирже

(данные на конец июня 2022 г.)*

Russian companies with state participation that are listed on the Moscow Stock Exchange

(data as of the end of June 2022)

Компания Доля РФ (в уставном капитале компании)

млрд руб. %

ПАО «Газпром» 3 539,42 50,23

ОАО «НК «Роснефть» 2 035,91 50,00

ПАО «Сбербанк России» 1 566,85 52,32

ОАО «Газпромнефть» 936,65 48,06

ОАО «АК «Транснефть» 874,78 100,0

ПАО «Татнефть» им. В. Д. Шашина 346,69 31,00

ПАО «ОАК» 329,95 96,8

ПАО «АК «Алроса» 344,20 66,00

ПАО «Русгидро» 265,14 75,40

ПАО «Банк ВТБ» 169,7 70,0

Окончание табл. 4 Ending of table 4

О

n

Компания Доля РФ (в уставном капитале компании)

млрд руб. %

ПАО «Корпорация «ВСМПО АВИСМА» 169,66 25,0

ПАО «Интер РАО» 163,10 44,3

ПАО «Новатэк» 155,41 5,02

ПАО «Ростелеком» 128,05 54,9

ПАО «АНК «Башнефть» 119,81 60,50

ПАО «Совкомфлот» 95,83 100,0

ПАО «Магнит» 92,37 21,00

ПАО «ФСК ЕЭС» 87,26 71,74

ПАО «НМТП» 84,52 80,60

ПАО «Корпорация «Иркут» 79,38 95,70

ПАО «Ленэнерго» 65,25 88,80

ПАО «Мосэнерго» 44,86 53,20

ПАО «Аэрофлот» 39,55 58,20

ПАО «Московская биржа» 31,41 25,20

ПАО «Камаз» 30,95 47,10

ПАО «ОГК-2» 28,83 38,50

ПАО «МОЭСК» 25,48 50,10

ПАО «Кубаньэнерго» 17,17 89,40

ПАО ВК (VK GROUP) 14,44 18,62

ПАО «МРСК Сибири» 13,25 50,90

ПАО «ТГК-1» 9,63 25,90

ПАО «МРСК Центра и Приволжья» 9,05 44,90

ПАО «Таттелеком» 9,00 87,21

ПАО «Россети» 7,72 88,90

ОАО «МРСК Урала» 7,58 49,50

ПАО «МРСК Северного Кавказа» 7,10 81,80

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПАО «МРСК Центра» 4,95 45,10

ПАО «МРСК Волги» 3,51 60,90

ПАО «МРСК Юга» 2,81 58,00

ПАО «НПК«ОВК» 2,75 52,10

ПАО «МРСК Северо-Запада» 1,33 49,20

ПАО «ТРК» 0,25 21,61

Суммарная стоимость доли РФ, млрд руб. 11 961,55 -

* Составлено по [13, 14].

Государство, оставаясь регулятором и выполняя основные социально-экономические функции, вынуждено сохранять и формировать новые инструменты и механизмы контроля за использованием своего имущества, особенно в значимых для него системообразующих и ключевых отраслях национальной экономики. Даже если государство перестает быть прямым собственником и косвенно участвует в управлении акционерной собственностью в компаниях с государственным участием [15].

Уровень и возможности влияния властных структур на деятельность компании определяются размером пакета акций, которым оно владеет. Количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, на протяжении последних лет активно сокращается (табл. 5).

Одновременно сохраняется тенденция к увеличению количества акционерных обществ, в которых государство как акционер может реализовы-вать полноценный корпоративный контроль. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, по состоянию на 01 июля 2022 г. удельный вес таких компаний увеличился более чем на 4,5 процентного пункта и составил 47,2 % (42,6 % - в 2021 г) [16].

В 2024-2026 гг. будет продолжена работа по отмене утративших актуальность ограничений на приватизацию определенных видов федерального имущества и дальнейшей оптимизации количества стратегических предприятий и акционерных обществ в соответствии с решениями Президента РФ [17, 18].

я я я

а

(Т я

3 S?

Таблица 5 Table 5

Количество акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности (по данным государственной регистрации по состоянию на 01 января 2016-2023 гг.)*

The number of joint-stock companies whose shares are federally owned (according to state registration data as of January 01, 2016-2023)

Количество акционерных обществ, ед. Год

2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023

Всего 1 557 1 356 1 189 1 084 989 756 646 507

В том числе:

- акционерные общества с долей акций, находящихся в федеральной собственности, от 25 до 50 % 174 128 102 85 74 60 54 44

- акционерные общества с долей акций, находящихся в федеральной собственности, 816 575 488 442 387 318 299 260

свыше 50 %

- акционерные общества, в отношении которых РФ обладает специальным правом на 88 81 77 76 67 67 25 23

участие в управлении («золотая акция»)

* Составлено по [6].

я

2 к

га о

До 2026 г. планируется преобразование в акционерное общество федерального государственного унитарного предприятия «Национальные рыбные ресурсы» в случае принятия Президентом РФ решения о его исключении из перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента РФ от 04 августа 2004 г. № 1009 «Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ».

В 2024-2026 гг. планируется завершить приватизацию 9 федеральных государственных унитарных предприятий и 14 федеральных казенных предприятий, акций 166 акционерных обществ, долей участия РФ в 7 обществах с ограниченной ответственностью, а также 27 815 объектов иного имущества государственной казны РФ. Дорожная карта реформирования унитарных предприятий представлена в табл. 6.

Таблица 6 Table 6

Дорожная карта реформирования унитарных предприятий (2020-2024 гг.) Roadmap for the reform of unitary enterprises (2020-2024)

Мероприятие Ноябрь 2020 г. Декабрь 2021 г. Декабрь 2023 г. | Апрель 2024 г. 2024 г.

Основной перечень Выполнено фактически, цифры представлены нарастающим итогом Осталось реализовать

1. Сохранение 164 167 154 154 154

2. Реорганизация - - - - -

2.1. Преобразование в учреждение 77 56 77 0 -

2.2. Преобразование в АО 112* 56 85 86 25

3. Ликвидация - - - - -

3.1. Добровольная ликвидация 90 66 80 80 7

3.2. Банкротство 153** 20 39 21 89

4. Передача субъекту РФ 3 3 3 1*** 1

* По 12 ФКП и 2 ФГУП целевая функция «Сохранение» изменена на «Преобразование в АО» (интеграция в ГК «Ростех» на основании Указа Президента РФ от 30.12.2022 № 987).

** ГУП «ФЭСКО» в связи с исключением из прогнозного плана (программы) приватизации и введением наблюдения перенесен из ЦФ «Преобразование в АО» в ЦФ «Банкротство».

*** Согласно Распоряжению Правительства РФ от 17.10.2023 № 2866-р, ФГУП «Совхоз им. Тимирязева» исключено из прогнозного плана и подлежит передаче в государственную собственность Московской области как имущественный комплекс.

Перечень федерального имущества, планируемого к приватизации в 2024-2026 гг., будет дополняться с учетом результатов работы по оптимизации структуры государственной собственности. На основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ в 2024-2026 гг. планируется прекращение участия России в уставном капитале АО «Махачкалинский морской торговый порт». Конкретные сроки и способы приватизации указанного акционерного общества будут определяться Правительством РФ с учетом конъюнктуры рынка [19].

Снижение числа унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, обусловлено представлением о том, что этот вид организации является устаревшим и не отвечающим современным реальностям (не являются собственниками закрепленного за ними имущества, ограничены уставной сферой деятельности, подконтрольны и подотчетны органам власти). Такие предприятия не должны сохраняться на товарных рынках после 01 января 2025 г. [20, 21]. Федеральная антимонопольная служба призвана осуществить принудительную ликвидацию унитарных предприятий, если после установленной даты они не будут преобразованы либо ликвидированы.

Заключение

Внешнеполитическая напряженность и кон-

фликты последних лет кардинально меняют всю мировую социально-экономическую систему - она становится все более многополярной, с далеко идущими последствиями для развития технологий и роста. В этих условиях изменение структуры и цикличность развития государственной собственности являются нормальным явлением. Приватизация государственных активов позволила перейти на рыночную модель хозяйствования и решать задачи развития предпринимательства. Теперь речь идет о выборе оптимального сочетания форм собственности, используя которые государство решит стоящую перед ним задачу сокращения размеров избыточной государственной собственности и формирования эффективного механизма управления имуществом, которое необходимо для решения стратегических задач социально-экономического развития. Для решения этих задач необходимо формирование многоаспектного подхода к управлению национальной экономикой, в основу которого должны быть положены принципы, дополняющие и уточняющие традиционные показатели экономического роста: инно-вационность, адаптивность, устойчивость и жизнестойкость. Четко организованный механизм управления государственной собственностью позволит использовать рыночные инструменты в сочетании с сохранением государственного влияния на развитие всех секторов национальной экономики.

Список источников

1. Энгельс Ф. Конспект первого тома «Капитала» К. Маркса. Гл. 3. Производство абсолютной прибавочной стоимости. URL: https://www.politpros.com/joumal/read/ ?ID=3021 (дата обращения: 18.03.2024).

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. К критике политической экономии. М.: Госполитиздат, 1953. Т. 13. 498 с.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 11.03.2024). Ч. 1. Ст. 214. Право государственной собственности. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ c1923b21971e5b9356fe86b94d3beef0a1747f7c/ (дата обращения: 18.03.2024).

4. Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России (1991-1997). М.: Изд-во Ин-та экон. проблем переход. периода, 1998. 1113 с.

5. Государство и госкомпании контролируют 70 % российской экономики. URL: https://www.vedomosti.ru/ economics/articles/2016/09/29/658959-goskompanii-kontro liruyut-ekonomiki (дата обращения: 20.03.2024).

6. Институциональные преобразования в экономике (с 2005 г.) / Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/institutecono mics (дата обращения: 20.03.2024).

7. Доля государства в экономике страны в 2017 г. составила порядка 50 %. URL: https://kapital-rus.ru/news/ 356281-dolya_gosudarstva_v_ekonomike_strany_v_2017_go du_sostavila_poryadka_/ (дата обращения: 02.04.2024).

8. Унитарные предприятия уйдут с конкурентного рынка к 2021 г, а ограничить их деятельность планиру-

ш

y

в

i

y

ют уже в ближайшее время. URL: https://fas.gov.ru/ publications/16640 (дата обращения: 18.03.2024).

9. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»: Федеральный закон РФ от 27.12.2019 № 485-ФЗ. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73255 479/?ysclid=lx0bmrw0x884463475 (дата обращения: 14.03.2024).

10. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2017-2019 гг. URL: file:///D:/%D0%9D%D0%B5%20% D1%83%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D1%82%D 1%8C/Downloads/0tchet%20o%20vypolnenii%20prognozno go%20plana%20(programmy)%20privatizacii%20federal'nog o%20imushhestva%20na%202017-2019%20gg.%20v%2020 17%20godu.pdf (дата обращения: 20.03.2024).

11. О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 04.01.1999 № 1. URL: https://base.garant.ru/ 4000121/ (дата обращения: 15.03.2024).

12. О некоторых мерах по совершенствованию статистического наблюдения в сфере управления государственным имуществом: Постановление Правительства РФ от 29.01.2015 № 72 (с изм. и доп.). URL: https://base.garant.ru/70859366/ (дата обращения: 15.03.2024).

13. Об утверждении Правил ведения реестра групп предприятий: Постановление Правительства РФ от 10.09.2021 № 1533. URL: https://base.garant.ru/402789294/ ?ysclid=lx0at5rafj 917759674 (дата обращения: 15.03.2024).

14. Компании с государственным участием на рос-

я я я

3

я

сийском фондовом рынке. URL: https://fin-plan.org/ blog/investitsii/kompanii-s-gosudarstvennym-uchastiem-na-ros siyskom-fondovom-rynke/ (дата обращения: 18.03.2024).

15. Данилова О. В. Цифровизация экономики и современные тенденции изменения модели управления корпоративной собственностью // Вестн. Твер. гос. ун-та. Сер.: Экономика и управление. 2021. № 1 (53). С. 50-58.

16. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом. URL: https://rosim.gov.ru/ (дата обращения: 18.03.2024).

17. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2020-2022 гг: Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р. URL: http://static.government.ru/media/files/573Ihl2inhPvJ29 5qijLLmBWkLAQVzhB.pdf (дата обращения: 18.03.2024).

18. Российская экономика в 2022 г. Тенденции и перспективы / под ред. А. Л. Кудрина, В. А. Мау, А. Д. Рады-гина, С. Г. Синельникова-Мурылева. М.: Изд-во Ин-та Гайдара, 2023. Вып. 44. 556 с.

19. Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений

приватизации федерального имущества на 2024-2026 годы (вместе с Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2024-2026 годы): Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2019 № 3260-р (ред. от 14.02.2024). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34251 5/?ysclid=lx0big36jj655893643 (дата обращения: 18.03.2024).

20. Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ: Указ Президента РФ от 04.08.2004 № 1009. URL: https://base.garant.ru/187281/?ysclid=lx0bl6bzmo848603929 (дата обращения: 18.03.2024).

21. Об утверждении методики определения критериев оптимальности состава государственного и муниципального имущества и показателей эффективности управления и распоряжения им: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 года № 2645-р (ред. от 08.12.2023). URL: https://legalacts.ru/ doc/rasporj azhenie-pravitelstva-rf-ot-12102020-n-2645-r-ob-utverzhdenii/ (дата обращения: 14.03.2024).

References

1. Engel's F. Konspekt pervogo toma «Kapitala» K. Marksa. Glava 3. Proizvodstvo absoliutnoi pribavochnoi stoimosti [Summary of the first volume of K. Marx's Capital. Chapter 3. Production of absolute surplus value]. Available at: https://www.politpros.com/joumal/read/?ID=3021 (accessed: 18.03.2024).

2. Marks K., Engel's F. Sochineniia. K kritike politich-eskoi ekonomii [Essays. To criticize political economy]. Moscow, Gospolitizdat, 1953. Vol. 13. 498 p.

3. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 30.11.1994 № 51-FZ (redaktsiia ot 11.03.2024). Part 1. Stat'ia 214. Pravo gosudarstvennoi sobstvennosti [The Civil Code of the Russian Federation No. 51-FZ dated 11/30/1994 (as amended on 03/11/2024). Part 1. Article 214. The right of state ownership]. Available at: https://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_5142/c 1923b21971 e5b9356fe8 6b94d3beef0a1747f7c/ (accessed: 18.03.2024).

4. Ekonomika perekhodnogo perioda. Ocherki ekonomicheskoi politiki postkommunisticheskoi Rossii (1991-1997) [The economy of the transition period. Essays on the Economic Policy of Post-Communist Russia (19911997)]. Moscow, Izd-vo Instituta ekonomicheskikh problem perekhodnogo perioda, 1998. 1113 p.

5. Gosudarstvo i goskompanii kontroliruiut 70 % rossiiskoi ekonomiki [The state and state-owned companies control 70% of the Russian economy]. Available at: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/09/29/65 8959-goskompanii-kontroliruyut-ekonomiki (accessed: 20.03.2024).

6. Institutsional'nye preobrazovaniia v ekonomike (s 2005 g.) [Institutional transformations in the economy (since 2005)]. Federal'naia sluzhba gosudarstvennoi statisti-ki. Available at: https://rosstat.gov.ru/statistics/institutecono mics (accessed: 20.03.2024).

7. Dolia gosudarstva v ekonomike strany v 2017 g. sostavila poriadka 50 % [The state's share in the country's economy in 2017 was about 50%]. Available at: https://kapital-rus.ru/news/356281-dol-ya_gosudarstva_v_eko nomike_strany_v_2017_godu_sostavila_poryadka_/ (accessed: 02.04.2024).

8. Unitarnye predpriiatiia uidut s konkurentnogo rynka

k 2021 g., a ogranichit' ikh deiatel'nost' planiruiut uzhe v blizhaishee vremia [Unitary enterprises will leave the competitive market by 2021, and they plan to limit their activities in the near future]. Available at: https://fas.gov.ru/ publications/16640 (accessed: 18.03.2024).

9. O vnesenii izmenenii v Federal'nyi zakon «O gosu-darstvennykh i munitsipal'nykh unitarnykh predpriiatiiakh» i Federal'nyi zakon «O zashchite konkurentsii»: Federal'nyi zakon RF ot 27.12.2019 № 485-FZ [On Amendments to the Federal Law "On State and Municipal Unitary Enterprises" and the Federal Law "On Protection of Competition": Federal Law of the Russian Federation No. 485-FZ dated 12/27/2019]. Available at: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73255479/?ysclid=lx0bmrw0x884463475 (accessed: 14.03.2024).

10. Otchet o vypolnenii prognoznogo plana (programmy) privatizatsii federal'nogo imushchestva na 2017-2019 gg. [Report on the implementation of the forecast plan (program) for the privatization of federal property for 2017-2019]. Available at: file:///D:/%D0%9D%D0%B5%20%D1%83% D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8C/D ownloads/0tchet%20o%20vypolnenii%20prognoznogo%20 plana%20(programmy)%20privatizacii%20federal'nogo%2 0imushhestva%20na%202017-2019%20gg.%20v%202017% 20godu.pdf (accessed: 20.03.2024).

11. O prognoze razvitiia gosudarstvennogo sektora ekonomiki Rossiiskoi Federatsii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 04.01.1999 № 1 [On the forecast of the development of the public sector of the economy of the Russian Federation: Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.01.1999 No. 1]. Available at: https://base.garant.ru/ 4000121/ (accessed: 15.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. O nekotorykh merakh po sovershenstvovaniiu statis-ticheskogo nabliudeniia v sfere upravleniia gosudarstven-nym imushchestvom: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 29.01.2015 № 72 (s izmeneniiami i dopolneniiami) [On some measures to improve statistical observation in the field of public property management: Decree of the Government of the Russian Federation No. 72 dated 01/29/2015 (with amendments and additions)]. Available at: https://base.garant.ru/ 70859366/ (accessed: 15.03.2024).

13. Ob utverzhdenii Pravil vedeniia reestra grupp predpriiatii: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 10.09.2021 № 1533 [On approval of the Rules for Maintaining the Register of Enterprise Groups: Decree of the Government of the Russian Federation dated 09/10/2021 No. 1533]. Available at: https://base.garantru/402789294/?ysclid=lx0at5rafj91775 9674 (accessed: 15.03.2024).

14. Kompanii s gosudarstvennym uchastiem na rossiis-kom fondovom rynke [Companies with state participation in the Russian stock market]. Available at: https://fin-plan.org/blog/investitsii/kompanii-s-gosudarstvennym-uchas tiem-na-rossiyskom-fondovom-rynke/ (accessed: 18.03.2024).

15. Danilova O. V. Tsifrovizatsiia ekonomiki i sov-remennye tendentsii izmeneniia modeli upravleniia korpora-tivnoi sobstvennost'iu [Digitalization of the economy and current trends in the corporate property management model]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Ekonomika i upravlenie, 2021, no. 1 (53), pp. 50-58.

16. Ofitsial'nyi sait Federal'nogo agentstva po uprav-leniiu gosudarstvennym imushchestvom [Official website of the Federal Agency for State Property Management]. Available at: https://rosim.gov.ru/ (accessed: 18.03.2024).

17. Prognoznyi plan (programma) privatizatsii federal'nogo imushchestva i osnovnye napravleniia privatizatsii federal'nogo imushchestva na 2020-2022 gg: Rasporia-zhenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2019 № 3260-r [The forecast plan (program) for the privatization of federal property and the main directions of the privatization of federal property for 2020-2022: Decree of the Government of the Russian Federation dated 12/31/2019 No. 3260-r]. Available at: http://static.government.ru/media/files/573Ihl2inhPvJ295qij LLmBWkLAQVzhB.pdf (accessed: 18.03.2024).

18. Rossiiskaia ekonomika v 2022 g. Tendentsii i per-spektivy [The Russian economy in 2022 Trends and prospects]. Pod redaktsiei A. L. Kudrina, V. A. Mau, A. D. Radygina, S. G. Sinel'nikova-Muryleva. Moscow, Izd-vo Instituta Gaidara, 2023. Iss. 44. 556 p.

19. Ob utverzhdenii prognoznogo plana privatizatsii fed- d eral'nogo imushchestva i osnovnykh napravlenii privatizatsii i federal'nogo imushchestva na 2024-2026 gody (vmeste

s Prognoznym planom (programmoi) privatizatsii feder- O

al'nogo imushchestva i osnovnymi napravleniiami privati- v

zatsii federal'nogo imushchestva na 2024-2026 gody): B

Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 31.12.2019 № 3260-r yy

(redaktsiia ot 14.02.2024) [On approval of the forecast plan e

for the privatization of federal property and the main direc- I

tions of privatization of federal property for 2024-2026 (together ^

with the Forecast Plan (program) for the privatization of federal .

property and the main directions of privatization of federal tt

property for 2024-2026): Decree of the Government of the p

Russian Federation dated 12/31/2019 No. 3260-r (revision p

dated 02/14/2024)]. Available at: https://www.consultant.ru/ tt

document/cons_doc_LAW_342515/?ysclid=lx0big36jj6558 m

93643 (accessed: 18.03.2024). g

20. Ob utverzhdenii perechnia strategicheskikh predpri- eg iatii i strategicheskikh aktsionernykh obshchestv: Ukaz Pre- 3 zidenta RF ot 04.08.2004 № 1009 [On approval of the list 3 of strategic enterprises and strategic joint-stock companies: o Decree of the President of the Russian Federation dated 208/04/2004 No. 1009]. Available at: https://base.garant.ru/ ¡ 187281/?ysclid=lx0bl6bzmo848603929 (accessed: 18.03.2024). g

21. Ob utverzhdenii metodiki opredeleniia kriteriev opti- a mal'nosti sostava gosudarstvennogo i munitsipal'nogo imush- l chestva i pokazatelei effektivnosti upravleniia i rasporiazheniia "s. im: Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot f 12 oktiabria 2020 goda № 2645-r (redaktsiia ot 08.12.2023) e [On approval of the methodology for determining the criteria g for the optimal composition of State and Municipal Property e and indicators of the effectiveness of management and disposal H thereof: Decree of the Government of the Russian Federation u dated October 12, 2020 No. 2645-r (revision dated December

08, 2023)]. Available at: https://legalacts.ru/doc/rasporjazhenie- 3 pravitelstva-rf-ot-12102020-n-2645-r-ob-utverzhdenii/ (accessed: 14.03.2024).

Статья поступила в редакцию 09.04.2024; одобрена после рецензирования 20.05.2024; принята к публикации 07.06.2024 The article was submitted 09.04.2024; approved after reviewing 20.05.2024; accepted for publication 07.06.2024

Информация об авторах I Information about the authors

Ольга Викторовна Данилова — доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; danilovaov@yandex.ru

Ирина Юрьевна Беляева — доктор экономических наук, профессор; профессор кафедры корпоративных финансов и корпоративного управления; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации; belayeva@mail.ru

Olga V. Danilova — Doctor of Economic Sciences, Professor; Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance; Financial University under the Government of the Russian Federation; danilovaov@yandex.ru

Irina Yu. Belyaeva - Doctor of Economic Sciences, Professor; Professor of the Department of Corporate Finance and Corporate Governance; Financial University under the Government of the Russian Federation; belayeva@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.