Научная статья на тему 'Управление формированием и развитием инновационных туристско-рекреационных кластеров в императивах устойчивого экономического роста'

Управление формированием и развитием инновационных туристско-рекреационных кластеров в императивах устойчивого экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / КООПЕРАЦИЯ / КЛАСТЕР / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / INNOVATION / FACTORS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT / COOPERATION / CLUSTER / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриненко С. В.

Инновации в туризме обладают рядом специфических характеристик, что определило актуальность исследования подходов к развитию системы управления инновационным развитием на основе принципов кооперации. Одной из эффективных форм кооперации в сфере туризма являются туристско-рекреационные кластеры, что особенно важно для сопряженных территорий, позволяющих формировать и развивать инновационные трансграничные туристские кластеры. В статье представлен анализ специфических особенностей инноваций в сфере туризма, их классификации с выделением факторов инновационного развития туристской дестинации. На основе систематизации факторов инновационности и платформе принципов кооперации предложены направления формирования инфраструктуры для создания и эффективного функционирования туристско-рекреационного кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of the formation and development of innovative tourist and recreational clusters in the imperatives of sustainable economic growth

Innovation in tourism has a number of specific characteristics, which determined the relevance of the study of approaches to the development of an innovative development management system based on the principles of cooperation. One of the most effective forms of cooperation in the field of tourism is tourism and recreation clusters, which is especially important for the conjugate territories that allow the formation and development of innovative crossborder tourist clusters. The article presents an analysis of the specific features of innovation in the field of tourism, their classification, highlighting the factors of innovative development of tourist destination. Based on the systematization of innovation factors and the platform of cooperation principles, the directions of forming the infrastructure for the creation and effective functioning of the tourist-recreational cluster are proposed.

Текст научной работы на тему «Управление формированием и развитием инновационных туристско-рекреационных кластеров в императивах устойчивого экономического роста»

Учитывая, что модель EFQM имеет преимущество в сравнении с другими моделями, проявляющиеся в наличии оценочной системы, благодаря которой становится возможной технологизация работы с моделью и адаптация ее для целей рефлексивного управления, именно она взята для детального изучения [5].

Деятельность РГРМ ВТПП по устойчивому формированию совершенной организации, реализуемая на базе модели EFQM, следует путем, прежде всего, фундаментальных концепций совершенства.

Выводы

Автор в статье провел ряд исследований и расчетов по формированию распределенной группы риск-менеджмента.

Группа экспертов (распределенная группа риск-менеджмента) выполняет задачу не только внедрения QRM на ВТПП, но и задачу по обеспечению устойчивости.

В рамках применения модели EFQM РГРМ может выстроить цепочки взаимосвязанных подходов, развернутых в одном из приоритетных направлений, в том числе, управление рисками. Например, управление персоналом, как цепочка взаимосвязанных подходов: управление вовлеченностью, управление инновационной деятельностью, управление рисками.

Источники:

1. Кавешников, Н. Т. Управление качеством продукции (на примере выполнения дорожно-строительных работ): Учебное пособие /Н. Т. Кавешников; Московский государственный университет природообустройства М. 2000 г. С. 80.

2. Акатов, Н. Б. Компетентностный потенциал управления высокотехнологичных промышленных предприятий : монография / Н. Б. Акатов, К. А. Аленина. - Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2018. - 151 с.

3. Маслов Д.В. Совершенствование системы управления предприятием на основе организационной самооценки / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». - Иваново, 2009. - 180 с.

4. Маслов, Д. В. Сравнительный анализ мировых премий по качеству [Текст] / Д. В. Маслов, Э. А. Белокоровин // Стандарты и качество. - 2005. - № 5. - С. 88-94. - (Качество: национальная программа).

5. Акатов, Н. Б. Бизнес-модели и их применение в управлении инновационным саморазвитием компании : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Акатов; отв. ред. А. В. Молодчик. - Пермь : Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 179 с.

Sources:

1. Kaveshnikov, N. T. Product quality management (for example, the implementation of road construction works): Textbook / N. T. Kaveshnikov; Moscow State University of Environmental Engineering M. 2000. P. 80.

2. Akatov, N. B. Competency management potential of high-tech industrial enterprises: monograph / N. B. Akatov, K. A. Alenina. - Perm: Publishing house Perm. nat. researched Polytechnic University, 2018 .-- 151 p.

3. Maslov D.V. Improving the enterprise management system based on organizational self-esteem / GOUVPO "Ivanovo State Energy University named after V.I. Lenin. " - Ivanovo, 2009 .-- 180 s.

4. Maslov, D. V. Comparative analysis of world premiums for quality [Text] / D. V. Maslov, E. A. Belokorovin // Standards and quality. - 2005. - No. 5. - S. 88-94. - (Quality: national program).

5. Akatov, N. B. Business models and their application in managing innovative self-development of a company: textbook. Method. allowance / N. B. Akatov; open ed. A.V. Molodchik. - Perm: Publishing house Perm. nat. researched Polytechnic University, 2012 .-- 179 p.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-010-00665А по теме «Методологический подход к оценке потенциала и сценарному прогнозированию развития туристско-рекреационных кластеров в условиях территориальной дифференциации».

С.В. Гриненко - д.э.н., профессор, профессор кафедры управления и технологий в туризме и сервисе Сочинского государственного университета, Sv_grinenko@mail.ru,

S.V. Grinenko - Doctor of Economics, Professor, Department of Management and Technology in Tourism and Service, Sochi State University.

УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ И РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ

КЛАСТЕРОВ В ИМПЕРАТИВАХ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА MANAGEMENT OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INNOVATIVE TOURIST-RECREATIONAL CLUSTERS IN EMPIRE OF SUSTAINABLE ECONOMIC GROWTH

Аннотация. Инновации в туризме обладают рядом специфических характеристик, что определило актуальность исследования подходов к развитию системы управления инновационным развитием на основе принципов кооперации. Одной из эффективных форм кооперации в сфере туризма являются туристско -рекреационные кластеры, что особенно важно для сопряженных территорий, позволяющих формировать и развивать инновационные трансграничные туристские кластеры.

В статье представлен анализ специфических особенностей инноваций в сфере туризма, их классификации с выделением факторов инновационного развития туристской дестинации. На основе систематизации факторов инновационности и платформе принципов кооперации предложены направления формирования инфраструктуры для создания и эффективного функционирования туристско-рекреационного кластера.

Annotation. Innovation in tourism has a number of specific characteristics, which determined the relevance of the study of approaches to the development of an innovative development management system based on the principles of cooperation. One of the most effective forms of cooperation in the field of tourism is tourism and recreation clusters, which is especially important for the conjugate territories that allow the formation and development of innovative cross-border tourist clusters.

The article presents an analysis of the specific features of innovation in the field of tourism, their classification, highlighting the factors of innovative development of tourist destination. Based on the systematization of innovation factors and the platform of cooperation principles, the directions of forming the infrastructure for the creation and effective functioning of the tourist-recreational cluster are proposed.

Ключевые слова: инновации, факторы инновационного развития, кооперация, кластер, экономический

рост.

Keywords: innovation, factors of innovative development, cooperation, cluster, economic growth.

Рынок туризма - это конкурентный рынок, который характеризуется высокой неопределенностью и быстрыми изменениями. Для эффективной конкуренции туристические фирмы должны быть высоко инновационными либо в снижении затрат, либо в предложении нового, высококачественного продукта, который отвечает спросу клиентов. Ни одна страна или регион не может опираться на исключительно на природное достояние или культурное наследие. Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными на мировом туристическом рынке, необходимо постоянно разрабатывать и реализовывать стратегии поддержки инноваций.

Сектор туризма в настоящее время претерпевает значительные изменения, что предъявляет к туристическим фирмам еще более строгие требования, определяет необходимость постоянного внедрения инноваций, обусловленного сокращением срока службы продукта и необходимостью адаптации к вызовам рынка.

При этом следует отметить, что исследования в области инноваций крайне редко включают в себя туризм, поскольку теории инноваций в большей степени основываются на исследованиях инноваций в производстве товаров и технологий и в меньшей на оценке сервисных инноваций [4]. Ряд исследователей обсуждают применимость основной теории инноваций к инновациям в сфере услуг, предлагая две позиции: в то время как некоторые авторы выступают за стратегию ассимиляции, которая переносит теории, модели и измерения из основных инновационных исследований и адаптирует их к новому сектору, другие ученые говорят о расходящихся стратегиях, направленных на разработку новых, контекстно-зависимых теорий и концепций, имеет место также смешанный подход [5, 6, 7, 9, 15, 16], предполагающий как адаптацию существующих теорий, моделей и подходов, так и их дополнение на основе разработок на основе исследований в сфере туризма, с учетом отраслевой специфики.

В исследованиях представлены последовательные этапы выявления специфики инноваций в сфере туризма и гостеприимства: определение инноваций в туризме, описание различных форм инноваций в туризме; определение источников инноваций в туризме; инновационные процессы на уровне фирмы; инновационные процессы на уровне туристских дестинаций.

Согласно теории инноваций Шумпетера [11] выделяют пять типов инноваций, которые можно найти в индустрии туризма: создание новых продуктов или услуг (продуктовые инновации), новые производственные процессы (процессные инновации), новые рынки (рыночные инновации), новые поставщики (входные инновации) и трансформация организации или системы управления (организационные инновации). Кроме того, ряд авторов, исследуя особенности инноваций в туризме, выделяют инновации распределения (новая, направленная на сотрудничество организационная структура, например, сети и альянсы или правовая основа, которая эффективно перенаправляет или усиливает бизнес в определенных областях туризма) и институциональные инновации (инновации в сопряженные отрасли и продукты, в том числе в систему образования) [8].

Сложность исследований инноваций в туризме связана, во-первых, со сложностью выделения продуктовых и процессных инноваций, поскольку услуги обычно производятся, когда они потребляются. Во-вторых, туристический продукт в большинстве ситуаций является пакетом, построен из набора услуг, предоставляемых несколькими организациями, что приводит к тому, что в целом пакет может быть новым для рынка и инновационным, хотя суб-услуги, предоставляемые каждой организацией может не быть новым. В-третьих, сложно определить является ли пакетное новшество новым продуктом, новым процессом или новой организационной структурой, такой как новое сотрудничество.

Исследования инноваций в индустрии туризма свидетельствовали о том, что инновации в значительной степени внедряются на основе взаимодействия с другими компаниями, общественностью, а не с научно-исследовательскими институтами. На основании чего был сделан вывод, что индустрия туризма не соответствует критериям инновационной системы, но вместо этого соответствует описанию слабо связанной системы, которая продвигает инновации [14]. Авторами аргументировано, что системный подход к инновациям особенно актуален в туризме, потому что туристские компании зависят друг от друга, от внедряемых инноваций для обеспечения интересных пакетов продуктов, востребованных туристами. Следовательно, инновации в данном секторе могут

быть не только единичными новыми продуктами или услугами, предоставляемыми отдельными организациями, но также могут быть новыми комбинациями товаров и услуг нескольких компаний, собранные в пакет. Таким образом, инновации происходят не только на уровне фирмы, но и в месте использования услуги. Названная специфика определяет целью внедрения инноваций в туризме переход от традиционного туризма к «новому туризму» (табл. 1).

Таблица 1 - модель перехода от традиционного туризма к «новому туризму»*

Зависимость Автономия

Предоставление простых услуг «Фордистский» (массовый) туризм • Оценка качества: цена • Форма неопределенности: измеримый риск • Конкуренция: на основе цены Пребывание в клубах, организованные туры Простой туризм • Оценка качества: дружелюбие и отношения • Форма неопределенности: не важна • Конкуренция: по ценам и предлагаемым достопримечательностям Кемпинг, семейный туризм, отдых на море, сельский туризм и т.д.

Предоставление комплексных услуг Организованный, индивидуальный туризм • Оценка качества: удовлетворение индивидуальных ожиданий, важность обслуживания • Форма неопределенности: неопределенность по отношению к другим • Конкуренция: на основе качества Роскошные круизы, сложные организованные путешествия (высококлассные спортивные поездки). Самоорганизованный индивидуальный туризм • Форма неопределенности: радикальная • Конкуренция: на основе цен и оригинальности деятельности Пеший туризм в нестандартных местах

*Составлено на основе Alsos, Gry & Eide, Dorthe & Madsen, Einar. (2014). Introduction: Innovation in tourism industries. 10.4337/9781782548416.00006. [1]

Важной особенностью инновационных систем является обмен знанием, который происходит в системе, будь то инновационная система или слабосвязанная система, когда компании могут получить доступ к информации, необходимой для создания и внедрения инноваций. Особенностью индустрии туризма является то, что источником инноваций или знаний о них могут стать клиенты, причем компании считают эти знания очень важными для инновационной деятельности. Другими источниками инноваций в туризме могут выступать поставщики, конкуренты и другие туристические компании. Следует отметить, что НИОКР, как правило, не рассматривается в качестве важного источника инноваций в секторе туризма ни учеными, ни самой отраслью. Тем не менее, в современных условиях жизнедеятельности туристскими компаниями может использоваться R&D на основе знания для разработки продуктов, связанных с использованием в рамках устойчивого развития культурного наследия или природных ресурсов - такие как использование данных GPS в осуществлении и оценке туристической мобильности, например, на особо охраняемых природных территориях.

Особое внимание уделяется генерации знания о том, что туристы ценят в процессе бронирования, получения и накопления туристического опыта, что может способствовать дальнейшей разработке инновационных продуктов. Знание, созданное на основе туристического опыта, сильно зависит от участия клиента как со-создателя, что требует мотивации клиентов к участию в процессе создания и оценки туристского продукта, но при этом является сложным при согласовании и интерпретации полученного знания, поскольку разные клиенты ценят один и тот же опыт по-разному. Чтобы использовать знания из различных источников для инноваций, компании должны вырабатывать и применять различные типы знаний, интегрировать новые типы с существующими знаниями и использовать эти знания для инноваций, что делает компании участниками инновационных процессов в индустрии туризма.

Инновации могут быть реализованы как через бизнес -стартапы так и в существующих компаниях посредством расширения ассортимента продуктов, рынков, клиентской базы. При этом следует отметить, что выбор формы реализации зависит от типа внедряемых инноваций - радикальные инновации сопровождаются высокой неопределенностью, конкуренция при отсутствии аналогов и недостаток информации, связанной с размером рынка и требованиями клиентов затрудняет анализ и прогнозирование новационных или модернизированных предложений.

Исследуя возможные формы инноваций в туризме следует отметить, что слова «сотрудничать, чтобы конкурировать» символизируют изменение парадигмы от сделок B2C к B2B [12). Подобные относительные сдвиги можно найти в теории и практике управления, производства, обучения и инноваций, в том числе и в сфере туризма. Предприятия, работающие в сфере услуг и в экономике опыта и впечатлений, получают прибыль и при

этом зависят от сотрудничества с другими компаниями в области маркетинга, продаж, производства, упаковки, обучения и инноваций. Туристские дестинации - малые и крупные города и регионы, согласно исследованиям, обнаружили выгоду сотрудничества, а не конкуренции со своими «соседями», что позволяет сказать о возможности кооперации сопряженных туристских территорий. Это связано с тем, что фирмы часто должны сотрудничать, чтобы позиционировать себя, развивать бренд и становиться привлекательными посредством создания но-вационного интересного продукта, предложения необыкновенного опыта и впечатлений на базе функционирующей инфраструктуры.

Решающее значение для инноваций [3, 13] имеет описанный названными авторами переход с одной на три основных парадигмы:

«Schumpeter I», ориентированный на начинающего предпринимателя и инновации фирмы;

«Schumpeter II», который фокусируется на инновациях через штат R&D, бюджет R&D и патенты;

«Schumpeter III», который фокусируется на инновациях как потенциальной идее, ресурсных инновациях, взаимодействии, сетевизации, новых направлениях и т. д.

Также важная характеристика инноваций в современной экономике это сети, кластеры, альянсы, региональные инновационные системы как способ активизации получения нового знания и инноваций. Туристические предприятия и другие заинтересованные стороны могут начать взаимодействовать неформально или формально, чтобы обмениваться опытом, вводить новшества, производить, продвигать и продавать инновационные пакеты и услуги.

Инновации в туризме следует рассматривать с позиций конвергентного подхода в связи с тем, что опыт инновационных исследований в промышленности может стать точкой развития и обозначить траекторию изучения и развития гипотез и методологии для изучения туризма, а также аргументировать значимость туризма в национальной инновационной системе[2].

При этом следует отметить, во-первых, междисциплинарный характер как инноваций, так и инновационных исследований в области туризма включая такие области как антропология, социокультурные исследования, экология, сельское хозяйство и др.

Во-вторых, сложность присвоения прав интеллектуальной собственности, связанных с инновационными услугами, фактическое отсутствие формальных НИОКР приводят к тому, что инновации в секторе туризма не передаются по тем же каналам, что и в обрабатывающей промышленности (торговля, сотрудничество в области фундаментальных исследований, лабораторий, что усиливает роль институциональных рамок.

Туристические компании способны в контексте инновационного развития:

1. получать новые знания в результате деятельности;

2. приобретать и впитывать существующие инновации, «усваивать» кодифицированные знания и превращать их в молчаливое ноу-хау - в рутину;

3. транслировать и распространять свои нововведения - диффузия инноваций.

Особенностью сферы туризма является то, что названные способности зависят от структурных факторов:

размера компании, типа организации, принадлежности к группе, когнитивные факторы (проактивный или реактивный характер рутин, управленческие навыки (управление знаниями), мотивация персонала)

Роль национальной системы инноваций в сфере туризма включает четыре направления:

- развитие исследований, качество обеспечения обучения;

- политика в области туризма и действия институциональных органов;

- прямое производство инноваций государственными операторами (перевозчиками, территориальными органами власти) с использованием государственных средств и значительного человеческого капитала;

- косвенное распространение инноваций посредством стимулов (освобождение от налогов) и помощи (субсидии).

Сетевые структуры, как самоорганизующиеся или формально создаваемые системы являются ничем иным как формами кооперации субъектов (акторов) в процессе согласования целей и выстраивания партнерских отношений. В зависимости от частоты, силы и направлений связности [20] формируются и развиваются сетевые структуры от единоразового взаимодействия к длительному стратегическому партнерству на основе системообразующего центра. Таким центром может выступать как организация-инициатор партнёрства, так и администрация города/региона - туристской дестинации. Выделяют [10] три подтипа сетей [10]:

(1) новые, органические, неформальные и неуправляемые сети, которые могут работать внутри или между организациями, так называемые «профессиональные сообщества»;

(2) управляемые (сетевые) сообщества - сети, в которых участники стремятся разрабатывать или развивать положительные успешные инновации в иерархичнской структуре. Системообразующим центром в данном типе выступит головная компания или администрация туристской дестинациимуниципального/ регионального уровня;

(3) Онлайн-сообщества.

Несмотря на дискуссии, какой из вариантов сети (кооперации) наиболее эффективен, эффективность взаимодействия предприятий в сфере туризма связана с возможностью мобилизации усилий, инфраструктуры, опыта для создания экстраординарных мероприятий, инфраструктуры, продуктов, что представляется мощной стратегией туристского бизнеса.

При этом взаимодействия и кооперации на местном уровне, безусловно, недостаточно потому внешние новации и знания не усваиваются, туриндустрия сохраняет прежние представления, взгляды и практику вместо того, чтобы активно реагировать на изменение условий путем инноваций. Преодолеть барьер возможно посредством выстраивания межрегиональных и международных сетей, в том числе на основе кооперации.

Основываясь на понимании кооперации как форме организации труда, при которой определённое количество людей или предприятий совместно участвует, либо в одном и том же их общем трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда/производства, следует сказать, что сфера туризма построена на парадигме кооперации и ее дальнейшее развитие способно послужить еще более мощным стимулом экономического роста отрасли.

В данной статье уделим внимание институциональным инновациям, направленным на создание новой/модернизированной организационной структуры, которая эффективно перенаправляет или улучшает бизнес в сфере туризма. Такими структурами, организованными на основе взаимодействия и кооперации, являются сети и альянсы, считающиеся необходимыми для стимулирования инноваций, особенно среди малых и средних предприятий. Примерами таких сетей как институциональных инноваций являются системы кредитных карт, American Express, CRS, который централизовал доступ к авиабилетам, франчайзинг, системы маркировки и сертификации.

Международное взаимодействие в сфере туризма развивается во многих отношениях более успешно, чем трансграничное сотрудничество в других сферах экономики [22]. Это связано с тем, что такая кооперация тесно связана с расширением культурных связей и формированием общего образовательного пространства, налаживанием тесного взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти (вплоть до формирования еврорегионов — пространственных форм организации трансграничного сотрудничества).

В октябре 2018 года Общественный совет при Ростуризме выразил готовность оказывать всестороннее содействие реализации мероприятий по развитию въездного туризма в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт». Существуют программы «Interreg», поддерживаемые странами ЕС, в рамках которых реализуются проекты кооперации и интеграции как детерминанты развития трансграничного сотрудничества и партнерства.

Одним из следствий глобализации стало формирование трансграничных туристских регионов как особой разновидности территориальных рекреационных систем (рис. 1), под которыми понимаются компактно расположенные территории, обладающие общим туристским ресурсом, обеспечивающим (или способным обеспечить) функционирование территориальных сочетаний хозяйствующих субъектов, объединенных существенными (системообразующими) связями [21].

Условием формирования трансграничного туристского кластера на приграничных территориях разных стран выступают географическая близость и транспортная доступность, а также отсутствие визовых проблем в совокупности с рядом инновационных факторов. Кластер является формой кооперации, представляющей группу компаний и/или других акторов/объектов, которые помогают сделать регион конкурентоспособным, включая туризм, сопряженные отрасли, образовательные центры и инфраструктуру. В сфере туризма выделяют географические кластеры и кластеры на основе видов деятельности.

КГ

Природные факторы

Историко-куЛьтурные достопримечательности

Уникальныеюбъекты

об

Исторические и культурные события

1

Г

Общие природные объекты --1-1--

I

Природные факторы

Историко-культурные достопримечательности

Уникальные объекты

ИсториЧ|еские и культурные события

Совместней туристический ресурс

-__I I__-

я де

Туристская дестинация ААА |

Трансграничный туристский кластер

I Туристская дестинация ВВВ

1

Рис. 1 - Формирование территориальных рекреационных систем - трансграничных туристских

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кластеров

В различных формах кооперации акцент делается на системном измерении: взаимодополняемость, совместная локализация, синергизм, интеграция (сетевое взаимодействие). Эффективное функционирование кластера предполагает координированную деятельность субъектов на основе согласования интересов. Рыночное поведение операторов иллюстрирует концепцию «кооперации» - смесь конкуренции (на стадии маркетинга) и поведения более кооперативного типа (на стадии производства и, ранее, на стадии инноваций).

В сфере туризма малый и средний бизнес, безусловно, более чувствителен к конкуренции, чем к преимуществам совместной работы, поэтому выстраивание успешного взаимодействия должно быть связано с регулирующим воздействием территориальных властей - что требует создания определенной партнерской инфраструктуры, системообразующим центром которой может стать администрация региона. Это связано с тем, что структура малого бизнеса, типичная для предпринимательства, на самом деле не подходит для быстрого роста инноваций. Малый и средний бизнес постоянно балансирует между конкуренцией и сотрудничеством со своими партнерами. При этом отмечая, что конкуренция действительно является двигателем инноваций, без сотрудничества малые предприятия не способны вводить новации и предлагать клиенту дополнительную полезность по соответствующей состоянию рынка цене. Сотрудничество имеет смысл только с точки зрения экономики, когда цель не может быть достигнута в одиночку, но стратегия бизнеса будет меняться с ростом размера компании. При этом возможны два направления дальнейшего развития: выход из партнерской сети или принятие роли системообразующего центра.

Понятие «инфраструктура сотрудничества», предложенное Гибсоном М. [19] основано на формировании «путей, по которым люди и организации могут прийти друг к другу для обмена идеями, решения проблем и создания партнерств». Это подразумевает гражданское лидерство, партнерство между государственным и частным сектором, идентификацию стратегии регионального развития и соответствующий набор «институтов сотрудничества».

Структурно-институциональные связи экономических субъектов имеют фундаментальное обоснование в форме механизма согласования интересов, что можно обозначить как первый базисный принцип. Согласование социально-экономических интересов субъектов профессионального сообщества требует концептуально-теоретического обоснования в силу своей специфичности, поскольку определяемые классической парадигмой развития интересы данных субъектов имеют четкую иерархическую структуру и носят общественный или смешанный характер [20].

Вышеизложенное актуализирует разработку механизма согласования интересов в специфической проблемной области - сфере туризма с целью формирования эффективно действующей системы структурно-институциональных связей в системе туристско-рекреационных, в том числе трансграничных, кластеров, реализующих инновационное развитие.

Конкурентные преимущества организаций в сфере туризма определяют не только эффективностью используемых факторов производства, а их способностью использовать ресурсы, имеющиеся в кластере, в котором они работают. Помимо повышения конкурентоспособности, кластеры играют важную роль в способности акторов вводить новации (более низкие затраты на эксперименты, высокая узнаваемость, быстрое реагирование на меняющийся спрос). На формирование туристского кластера в процессе кооперации оказывают влияние инновационные факторы, которые напрямую связаны с потенциалом дестинаций, предприятий, прочих субъектов, включаемых в кластер, стать точкой экономического роста и развития новаций.

Исследователи, классифицируя факторы инновационного развития, согласны в выделении внешних и внутренних факторов, при этом акцентируя внимание на различных аспектах. В частности, А.С. Чернова предлагает стандартную классификацию, аналогичную представлению внешней (в том числе инвестиционный климат) и внутренней (ресурсы) среды предприятия, разделять факторы инновационной активности в сфере рекреации и туризма на внутренние и внешние [26]. В.М. Трофимов [25] дополняет перечень внутренних факторов индикатором управления инновационной деятельностью на предприятии, а список внешних - показателем расширения границ инновационной деятельности. С.С. Молодцова и Т.В. Коротько выделяют относят к инновационным факторам развития индустрии туризма также кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры) и особое внимание уделяют ресурса дестинации (природным, производственным, финансовым, научно - техническим, технологическим, инфраструктуре) [23]. А.Н. Полухина [24], Ю.М. Белозерова [17] систематизируют факторы инновационного развития, выделяя экономические - вызванные ростом уровня образования и благосостояния в обществе; экологические - изменение климата, сокращение территорий с нетронутой природой; технологические - развитие информационно-коммуникационных технологий и новые возможности транспортировки. С.В. Валева [18] предлагает сгруппировать факторы также в две группы - стимулирующие и ограничивающие.

Систему факторов инновационного развития, влияющих на формирование туристско-рекреационного кластера представим на рис. 2.

Рис. 2 - Факторы инновационного развития туристских кластеров

Основываясь на позиции что кластер представляет собой значительно более сложное явление, чем простое объединение туристских организаций, администраций туристских дестинаций и жителей для совместной деятельности, и предполагает глубокую технологическую кооперацию, следует отметить, что предприятия в рамках кластера не только кооперируются, но и продолжают избирательно конкурировать друг с другом в отдельных областях. Это является движущей силой постоянных продуктовых и технологических инноваций, внедрение которых направлено на рост производительности всех факторов производства, обеспечивает быстрое и широкомасштабное распространение новшеств, а также платформой развития именно инновационных туристских кластеров под влиянием названных внешних и внутренних факторов (рис. 3).

I Системообразующий

I ------------------ И-

Управляющее воздействие

Системообразующий центр туристско-рекреационного кластера

Обратная связь

Система профессиона

льного образования

Природные и

культурно-исторические ресурсы

^ ( Туристско- \ ( рекреационный ) кластер

Инфраструктура

Население территории

Ресурсы туризма и гостеприимства

Л**»®'

НИР, НИОКР

,совье-

'Н00в'* ( Источники

Предприятия

Сетевые структуры

Региональная экономика

Л*

Бизнес-сообщество

Информационные ресурсы

Информационно-аналитический блок

Согласование интересов

Образовательная деятельность

Научно-исследовательская деятельность

Диверсификация

источников финансирования

Координирующие воздействия

Информационные ресурсы

Государственные и региональные упра вляющие структуры

Инфраструктура формирования туристско-рекреационного кластера !__________________________________________________________и

Рис. 3 - Формирование туристско-рекреационного инновационного кластера в рамках теории

кооперации

По данным Всемирной туристской организации, во время семидневного пребывания посетителя в отдаленном туристском центре в процессе туристского обслуживания задействовано 30 - 50 разных организаций, начиная с экскурсионного бюро, специализированных магазинов туристской литературы и страховых компаний до сувенирных лавок, пунктов обмена валюты, такси и др., что соответствует представлению туристского кластера как самоорганизующейся под влиянием факторов инновационного развития целевой системы, локализованной географически, в качестве элементов которой выступают совокупность туристских аттракций и предприятий туристской индустрии и инфраструктуры, взаимодействующих на основе теории кооперации и сетевого сотрудничества и партнерства, обеспечивающих создание конкурентоспособного уникального туристского продукта. Это связано также с тем, что индустрия туризма не является однородной, это гетерогенная система разных отраслей от транспорта и средств размещения до экономики опыта и впечатлений, в которой формируется пакет услуг и продуктов как результат вклада от многочисленных акторов. Такой подход определяет сложный контекст для формирования, развития и диффузии инноваций, на основе кооперации, способствует инновационной активности как кластера в целом, так и отдельных субъектов, в него входящих.

Источники:

1. Alsos, Gry & Eide, Dorthe & Madsen, Einar. (2014). Introduction: Innovation in tourism industries. 10.4337/9781782548416.00006.

2. Anne-Mette Hjalager Progress in Tourism Management A review of innovation research in tourism // University of Southern Denmark, Niels Bohrsvej 9-10, DK-6700 Esbjerg, Denmark // Tourism Management 31 (2010).

3. Fuglsang, L. (2008). 'Innovation with care: what it means', in L. Fuglsang (ed.), Innovation and the Creative Process: Towards Innovation With Care, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

4. Gallouj, F. and F. Djellal (2010). 'Introduction: filling the innovation gap in the service economy - a multidiscipli-nary perspective', in F. Gallouj and F. Djellal (eds), The Handbook of Innovation and Services: A Multi-Disciplinary Perspective, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

5. Gallouj, F. and M. Savona (2010).'Towards a theory of innovation in services: a state of the art', in F. Gallouj and F. Djellal (eds), The Handbook of Innovation and Services: A Multi-disciplinary Perspective, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

6. Hipp, C. and H. Grupp (2005). 'Innovation in the service sector: the demand for service-specific innovation measurement concepts and typologies', Research Policy, 34(4).

7. Hjalager, A.-M. (2002). 'Repairing innovation defectiveness in tourism', Tourism Management, 23.

8. Hjalager, A.-M. (2010). 'A review of innovation research in tourism', Tourism management, 31(1).

9. Miles, I. (2005). 'Innovation in services', in J. Fagerberg, D. C. Mowery and R. R. Nelson (eds), The Oxford Handbook of Innovation, New York, USA: Oxford University Press.

10. Newell, S., M. Robertson, H. Scarbrough and J. Swan (2009). Managing Knowledge Work and Innovation, Hampshire, UK: Palgrave Macmillan.

11. Schumpeter, J. A. (1983[1934]). The Theory of Economic Development, New Brunswick, NJ, USA: Transaction Publishers.

12. Sheth, J. N. and A. Parvatyar (1995). 'The evolution of relationship marketing', International Business Review,

4(4).

13. Sundbo, J. (2008). 'Innovation and involvement in services', in L. Fuglsang (ed.), Innovation and the Creative Process. Towards Innovation with Care, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

14. Sundbo, J. and F. Gallouj (2000). 'Innovation as a loosely coupled system in services', International Journal of Services Technology and Management, 1(1).

15. Sundbo, J., F. S0rensen and L. Fuglsang (2010). 'Innovation in the Experience Sector', Research Report No. 10:7, Roskilde: Centre of Service Studies, Roskilde University.

16. Vence, X. and A. Trigo (2009). 'Diversity of innovation patterns in services', The Service Industries Journal,

29(12).

17. Белозерова, Ю.М. Совершенствование системы управления качеством туристских услуг путем внедрения инноваций и перехода на принципы наилучших доступных технологий / Ю.М. Белозерова // Статистика и Экономика. - 2015. - № 4.

18. Валеева С.В. Совершенствование организационных форм управления инновационной активностью в сфере рекреации и туризма на региональном уровне // Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05. - Экономика и управление народным хозяйством (рекреация и туризм), Санкт-Петербург, 2017.

19. Гибсон М., Афонин А. Ю. Налаживание связей, развитие сетей взаимодействия и расширение сотрудничества: вызов для университетов // Университетское управление: практика и анализ. 2004. № 4(32).

20. Гриненко С.В. Организационно-управленческое моделирование научно-образовательной инфраструктуры профессионального сообщества: от взаимодействия к сотрудничеству и партнерству. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

21. Кропинова Е. Г. Регионально-экономический анализ формирования территориальных рекреационных систем. СПб., 2005.

22. Кропинова Е.Г Международная кооперация в сфере туризма и формирование трансграничных туристских регионов на Балтике // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 1.

23. Молодцова, С.С., Коротько, Т.В. Инновационное развитие индустрии туризма / С.С. Молодцова // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. - 2015. - № 14.

24. Полухина, А.Н. Инновации в сфере туризма: модели, технологии и направления внедрения / А.Н. Полухина // Инновационное развитие экономики. - 2015. № 3 (27).

25. Трофимов, В.М. Категории «Инновационная деятельность» и «Инновационная активность» в отечественной литературе / В.М. Трофимов // Вестник ЧитГУ. - 2012 - № 7 (86) - С. 127-131.

26. Чернова, А.С. Сущность инновационной активности предприятий / А.С. Чернова // Молодой ученый. -2015. - № 1.

Sources:

1. Alsos, Gry & Eide, Dorthe & Madsen, Einar. (2014). Introduction: Innovation in tourism industries. 10.4337 / 9781782548416.00006.

2. Anne-Mette Hj alager Progress in Tourism Management A review of innovation research in tourism // University of Southern Denmark, Niels Bohrsvej 9-10, DK-6700 Esbjerg, Denmark // Tourism Management 31 (2010).

3. Fuglsang, L. (2008). 'Innovation with care: what it means', in L. Fuglsang (ed.), Innovation and the Creative Process: Towards Innovation With Care, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

4. Gallouj, F. and F. Djellal (2010). 'Introduction: filling the innovation gap in the service economy - a multidisciplinary perspective', in F. Gallouj and F. Djellal (eds), The Handbook of Innovation and Services: A Multi-Disciplinary Perspective, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

5. Gallouj, F. and M. Savona (2010). 'Towards a theory of innovation in services: a state of the art', in F. Gallouj and F. Djellal (eds), The Handbook of Innovation and Services: A Multi-disciplinary Perspective, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

6. Hipp, C. and H. Grupp (2005). 'Innovation in the service sector: the demand for service-specific innovation measurement concepts and typologies', Research Policy, 34 (4).

7. Hjalager, A.-M. (2002). 'Repairing innovation defectiveness in tourism', Tourism Management, 23.

8. Hjalager, A.-M. (2010). 'A review of innovation research in tourism', Tourism management, 31 (1).

9. Miles, I. (2005). 'Innovation in services', in J. Fagerberg, D. C. Mowery and R. R. Nelson (eds), The Oxford Handbook of Innovation, New York, USA: Oxford University Press.

10. Newell, S., M. Robertson, H. Scarbrough and J. Swan (2009). Managing Knowledge Work and Innovation, Hampshire, UK: Palgrave Macmillan.

11. Schumpeter, J. A. (1983 [1934]). The Theory of Economic Development, New Brunswick, NJ, USA: Transaction Publishers.

12. Sheth, J. N. and A. Parvatyar (1995). 'The evolution of relationship marketing', International Business Review, 4 (4).

13. Sundbo, J. (2008). 'Innovation and involvement in services', in L. Fuglsang (ed.), Innovation and the Creative Process. Towards Innovation with Care, Cheltenham, UK and Northampton, MA, USA: Edward Elgar.

14. Sundbo, J. and F. Gallouj (2000). 'Innovation as a loosely coupled system in services', International Journal of Services Technology and Management, 1 (1).

15. Sundbo, J., F. S0rensen and L. Fuglsang (2010). 'Innovation in the Experience Sector', Research Report No. 10: 7, Roskilde: Center of Service Studies, Roskilde University.

16. Vence, X. and A. Trigo (2009). 'Diversity of innovation patterns in services', The Service Industries Jour nal, 29 (12).

17. Belozerova, Yu.M. Improving the quality management system of tourism services through the introduction of innovations and the transition to the principles of the best available technologies / Yu.M. Belozerova // Statistics and Economics. - 2015. - No. 4.

18. Valeeva S.V. Perfection of organizational forms of management of innovative activity in the field of recreation and tourism at the regional level // The dissertation for the degree of candidate of economic sciences in the specialty 08.00.05. - Economics and national economy management (recreation and tourism), St. Petersburg, 2017.

19. Gibson M., Afonin A. Yu. Networking, the development of networks of interaction and the expansion of cooperation: a challenge for universities // University Management: Practice and Analysis. 2004. No. 4 (32).

20. Grinenko S.V. Organizational and managerial modeling of the scientific and educational infrastructure of the professional community: from interaction to cooperation and partnership. - Taganrog: Publishing House of TTI SFU, 2009.

21. Kropinova E. G. Regional economic analysis of the formation of territorial recreational systems. SPb., 2005.

22. Kropinova EG International cooperation in the field of tourism and the formation of cross-border tourist regions in the Baltic // Bulletin of the Russian State University. I. Kant. 2010. Issue. one.

23. Molodtsova, S.S., Korotko, T.V. Innovative development of the tourism industry / S.S. Molodtsova // Scientific works of the Kuban State Technological University. - 2015. - No. 14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Polukhina, A.N. Innovations in the field of tourism: models, technologies and directions of implementation / A.N. Polu-khina // Innovative development of the economy. - 2015. No. 3 (27).

25. Trofimov, V.M. Categories "Innovation practice" and "Innovation Activity" in Russian literature / V.M. Trofimov // Bulletin of ChitSU. - 2012 - No. 7 (86) - S. 127-131.

26. Chernova, A.S. The essence of innovative activity of enterprises / A.S. Chernova // Young scientist. - 2015. - No. 1.

К.В. Ермишов - аспирант кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, lskm2@mail.ru,

K.V. Ermishov - PhD student, Department of Economics, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (North-West Institute of Management of RANEPA), Saint-Petersburg, Russian Federation;

М.Н. Конягина - д.э.н., профессор кафедры экономики, Северо-Западный институт управления Российской академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Северо-Западный институт управления РАНХиГС), г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, Konyagina-MN@ranepa.ru,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.