Научная статья на тему 'Управление финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования'

Управление финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ ПОТОКИ / FINANCIAL FLOWS / НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / THE NATIONALIZATION OF THE ECONOMY / ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / IMPORT SUBSTITUTION POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рамазанов Р. А. -м

В статье раскрыты перспективы национализации экономики, показаны роль управления финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования, наиболее выгодные для инвестиций в развитие национального хозяйства отрасли, представлены циркуляции финансовых потоков в импортозамещающей модели совершенствования промышленной политики российских регионов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the prospects the nationalization of the economy, shows the role of management of financial flows in the system of budgetary control, showing the most favorable for investment in the development of the national economy sectors represented circulation of financial flows in the import-substitution model of improving industrial policy of the Russian regions.

Текст научной работы на тему «Управление финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования»

Р. А.-М. Рамазанов

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Аннотация

В статье раскрыты перспективы национализации экономики, показаны роль управления финансовыми потоками в системе межбюджетного регулирования, наиболее выгодные для инвестиций в развитие национального хозяйства отрасли, представлены циркуляции финансовых потоков в импортозамещающей модели совершенствования промышленной политики российских регионов.

Ключевые слова

Финансовые потоки, национализация экономики, политика импортозамещения.

R. A.-M. Ramazanov

MANAGEMENT OF FINANCIAL FLOWS IN THE SYSTEM OF INTERGOVERNMENTAL REGULATION

^n^tation

The article reveals the prospects the nationalization of the economy, shows the role of management of financial flows in the system of budgetary control, showing the most favorable for investment in the development of the national economy sectors represented circulation of financial flows in the import-substitution model of improving industrial policy of the Russian regions.

Keywords

Financial flows, the nationalization of the economy, import substitution policy.

Сегодня мировая торгово-экономическая система переживает период трансформаций, характер которых продиктован негативным влиянием ограничения или деформации интеграционных процессов. Потоки, стабильно функционирующие в мировой финансово-экономической системе, территориально ориентированные на Европу, условно перестроились на уже изведанные, но не столь активные ранее направления Азиатско-Тихоокеанского региона, Латинской Америки. Финансово-экономические связи нашей страны, ориентированные на устойчивое сотрудничество с иностранными партнерами, скорректированы, однако внутренний рынок России вынужден ставить перед страной глобальные цели для то-

го, чтобы реализовать обоснованную программу импортозамещения, модернизировать промышленность и создать условия для развития национального производства.

Исследуя системные показатели функционирования финансового рынка России, скажем о том, что ситуация колеблется каждые несколько дней, но меняется незначительно. Сегодня многолетняя картина устойчивости российской торгово-экономической системы претерпела преобразования, ощутив временную деформацию рыночного пространства, что вызвало реакцию финансового рынка. Однако, что за этими действиями кроется — четко выверенная государственная политика, направ-

ленная на регулирование валютно-финансового рынка.

Российская экономика, устойчиво выдерживая кризисные явления, вынуждена ускоренно разрабатывать и внедрять стратегию собственного обеспечения внутреннего рынка, что обосновывает проведение протекционистской политики и формирование условий для надежного поддержания устойчивости курса национальной валюты. Но такая модель национализации экономики формирует устойчивую структуру платежного баланса, нормализуя конъюнктуру внутренних показателей спроса и предложения и диктуя равновесную цену. Национализация экономики позволит дополнительно в рамках развития производственно-экономических фондов и инфраструктуры обеспечить дополнительные рабочие места, используя наработки теоретико-методического инструментария и научный потенциал.

Ставя перед собой столь амбициозные глобальные цели, следует предположить, что реализовать теоретико-методически обоснованную программу импортозамещения невозможно без соответствующей финансовой и инфраструктурной платформы, которую образуют объективные факторы, условия и тенденции развития российских регионов.

В российской экономике, способной к инновациям и ресурсно обеспеченной, основой функционирования, как и в любом ином государстве, выступают финансовые потоки, которые обеспечивают организационно-

системный потенциал отечественных товаропроизводителей. В настоящий период развития региональных социально-экономических систем самостоятельно товаропроизводители не могут полностью удовлетворить внутренний спрос, но необходимо стремиться и создавать условия для развития производства и инфраструктуры, что невозможно вне номинальной стабилизации финансово-инвестиционного процесса.

Так, наиболее выгодными для инвестиций в развитие национального хозяйства выступают следующие отрасли:

- производство машин и оборудования, в том числе и запчастей для них;

- проекты по технико-технологическому, программному обеспечению развития инфраструктурных объектов;

- совершенствование информационных технологий;

- развитие агропромышленного комплекса.

Мониторинг отечественного рынка свидетельствует о том, что он активен к потреблению продукции сельского хозяйства, так как на протяжении нескольких последних лет отдавал определенную часть в сегмент импорта. Но для модернизации промышленности и агропромышленного комплекса, которые предстоит реализовать в кратчайшие сроки, необходимо обеспечить финансирование, определив его федеральную и свободно инвестиционную части. Формирование четкой стратегии им-портозамещения, национализации экономики позволит использовать конкурентные преимущества конкретных региональных условий, основанные на высоком качестве продукции, выпускаемой на рынок. Ориентиры развития мировой экономической системы обеспечивают устойчивую потребность в высоком уровне конкурентоспособности. Национализация экономики в первую очередь предполагает минимизацию оттока капитала и, в результате, упрочнение резервов.

Отток капитала из Российской Федерации в 2015 г. при реализации рискового сценария развития экономики составит 131 млрд долл., что следует из ежеквартального доклада о денежно-кредитной политике Банка России. Рисковый сценарий развития российской экономики предполагает, что цена на нефть марки Urals снизится до 40 долл. за баррель уже во втором квартале

2015 г. и будет находиться на этом уровне до конца 2017 г. При этом сценарии в 2016 г. отток капитала из России составит 89 млрд долл., в 2017 г. — 78 млрд долл. ЦБ РФ пересмотрел в сторону повышения текущий прогноз оттока капитала при рисковом сценарии по сравнению с декабрьским прогнозом. Кроме того, ЦБ РФ прогнозирует, что размер резервов при рисковом сценарии в текущем году снизится на 74 млрд долл., в 2016 г. — на 3 млрд долл., в 2017 г. ожидается прирост резервов на уровне 16 млрд долл. Прогноз по снижению резервов в рисковом сценарии пересмотрен в сторону понижения. Так, в предыдущем квартале ЦБ оценивал снижение резервов в 2015 г. на 80 млрд долл., в 2016 г. — на 51 млрд долл., а в 2017 г. — на 27 млрд долл. [2].

Основой современного и будущего развития экономических систем выступает стабильность циркуляции финансовых потоков в импортозамещающей модели совершенствования промышленной политики. Модернизация должна стать комплексным научно-прикладным механизмом, обеспечение которого на данном этапе нуждается в значительных инвестициях и государственной поддержке предпринимательства. Как один из сценариев самоизоляция не принесет положительного эффекта, поэтому необходимо основываться в планировании экономического роста на возможности не только импо-трозамещения, но и на приоритете выхода на внешний рынок, выпуская ры-ночно конкурентоспособную востребованную продукцию.

Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, уве-

личению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Наиболее существенным образом они связаны с возникновением региональной экономики как единого комплекса работающих, в основном, на местный рынок промышленных и сельскохозяйственных производств, строительных организаций, звеньев производственной и социальной инфраструктуры [1].

В данном предположении кроется опасность создания тепличных условий в рамках национализации и развития программ импортозамещения в отраслях хозяйственного комплекса. Необходимо отметить, что эффективное управление предполагает приоритетность энергоэффективного производства, основанного на рациональном использовании ресурсов.

Финансово-производственные цепи наращивания стоимости определяют необходимость развития капитало- и ресурсоемкого производства, в котором показатели эффективности определяют параметры и критериальный образ конкурентоспособности воспроизводственных циклов.

Насыщение внутреннего рынка на данном этапе развития возможно при реализации разумной политики развития качественного импортозамещения, что благоприятно воздействует на экономику.

Государству и бизнесу необходимо объединить региональные и межотраслевые приоритеты, создать усилия, которые необходимы для стабилизации

экономической системы. Государственное финансирование наиболее приоритетных проектов, направленное на поддержку системообразующих предприятий и содержащее набор мер по содействию бизнесу, во всех его масштабах возможно также благодаря антикризисному фонду. Этот фонд, направленный на оптимизацию и интеграцию ресурсов и возможностей, определяет вариантность развития федеральной и объективных экономических, геополитических и институциональных моделей развития. Государственное участие определяется в размере финансирования, который составил на 2015-й год 234 млрд руб. Эти средства предполагается адресовать на модернизацию и приоритетное технико-технологическое развитие не только стратегически важных предприятий, он ориентирован на поддержку малого и среднего бизнеса. Государство гарантирует амнистию капитала, поддерживает градообразующие предприятия, которые обеспечивают рост занятости населения в регионах, но при этом необходимо создать комфортный инвестиционный климат для ускоренной реализации проектов развития.

Через общее понимание глобальности и динамичности проблемных аспектов, нивелирующих положительное развитие, следует отметить, что негативные проявления в экономике и временная дестабилизация национальной валюты отразились на российской экономике негативно. Если вспомнить предыдущий период кризисного влияния, наиболее сложный этап которого пришелся на 2008-2010 гг., следует подчеркнуть, что большинство российских и даже иностранных аналитиков констатируют, что российская финансово-экономическая система пережила его легче и вышла с меньшим уроном, чем некоторые участники мировой экономической системы. Глобальный финансовый кризис привел к ситуации и необходимости, в которой открывается

возможность технологического, конкурентного лидерства, но необходимы значительные инвестиции.

Таким образом, в настоящее время стоит задача попытаться оценить экономические и социальные результаты применения в условиях Российской Федерации различных видов налогов, отдельных налоговых инструментов, режимов, моделей налогового контроля и налогового администрирования, с тем, чтобы определить возможности их адаптации к целям провозглашенной налоговой политики или поставить вопрос об их замене на более эффективные и соответствующие национальным интересам налоговые модели и инструменты. Критериями для такого анализа изберем официально объявленные приоритеты государственной налогово-бюджетной политики: социальная справедливость, содействие экономическому росту, поощрение инвестиций и внедрения новых технологий, стимулирование промышленного экспорта, борьба против уклонения от уплаты налогов, общее упрощение налоговых правил и налоговых процедур в целях снижения соответствующих затрат налогоплательщиков на эти цели [3].

Однако в создавшихся условиях совершенствование финансово-

промышленной политики предполагает весомые субсидии в агропромышленный комплекс и отрасли обрабатывающей промышленности. Ориентация этих финансовых потоков в рамках межбюджетного регулирования региональных ресурсов основывается на эксплуатации доходной экспортно ориентированной сырьевой отрасли.

Сложность определения и реализации механизмов управления финансовыми потоками в рамках межбюджетного регулирования, основывается на принципе денежного перераспределения, регулируя в оптимальном диапазоне внутренние цены на сырьевые товары, топливо и энергию.

В синергии с позитивными качествами импортозамещения необходимы льготные кредиты промышленности, прямые поставки сельскому хозяйству и в первую очередь комплекс протекционистских мер, основанных на адаптации правовых актов, системы налогообложения к сегодняшним нестабильным показателям национального валютного курса.

Представленный набор мероприятий по содействию бизнесу в синтезе с позитивными качествами экспортно ориентированной модели на основе трансформации развития сформирует соответствующую систему инфраструктурного и научно-институционального насыщения процессов, основанных на воспроизводстве промышленного роста.

Возможность технологического, а следовательно, конкурентного роста, направленного на поддержку системообразующих предприятий, развитие региональной уникальности нуждается в разработке системы мероприятий, направленных на интеграцию в мировое сотрудничество, но основанную на конкурентном предложении товаров и услуг, благодаря улучшению конкурентоспособности национальной промышленности, и развитию агропромышленного комплекса. Формирование программы устойчивой бесперебойной динамичной циркуляции на территории экономического пространства России финансовых потоков предполагает обеспечение комплекса мер по содействию бизнесу.

Малый бизнес способен быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и

услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом — все эти черты малого бизнеса также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на внутреннем рынке. Однако малый бизнес имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Поэтому перечисленное выше, требует разработки государственной поддержки малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества [4].

Важно и то, что в условиях активных трансформационных процессов в обществе и экономике практика государственной поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера. Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характер рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.

Библиографический список

1. Инвестиционная поддержка малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.economic wind.ru/ecowin-355.html.

2. Отток капитала при рисковом сценарии в 2015 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : finmarket.ru> Валю-та>Лента новостей>3967571.

3. Паскачев, А. Б. Цели и задачи современного межбюджетного регулирования в России // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2014. — № 3 (47).

4. Финансовое обеспечение предприятий малого бизнеса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: works. dokl ad. ш> vie w/ 51 v SvvAeökg. html.

Bibliographie list

1. Investment support for small businesses [Electronic resource], — Mode

of access: http://www.economic wind.ru/ecowin-3 5 5 .html.

2. The outflow of capital at risk scenario in 2015 [Electronic resource], — Mode of access : finmarket.ru> Curren-cies> News> 3967571.

3. Paskachiov, A. B. Goals and objectives of budgetary control in modern Russia // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2014. — № 3 (47).

4. Financial support for small businesses [Electronic resource], — Mode of access : works.doklad.ru> view / 51vSvvAe6kg.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.