Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ'

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА / УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ / МЕХАНИЗМЫ ИЗБЕГАНИЯ РАЗРЫВА РАСХОДОВ И ДОХОДОВ БЮДЖЕТА / МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ ПОТОКАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРИОДЫ ОЦЕНКИ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТОВ / СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станкевич Элина Викторовна

В статье рассматриваются механизмы, позволяющие избежать разрыва между расходной частью бюджета и доходными возможностями по реализации полномочий. Представлен механизм управления финансовыми потоками муниципального образования, реализующий их конечную цель - эффективное управление. Также изучены периоды оценки финансовой устойчивости бюджета и задачи, решаемые в зависимости от них. Помимо этого, изучаются рекомендуемые управленческие решения и содержание финансовой стратегии социально-экономического развития муниципального образования в зависимости от типа финансовой устойчивости бюджета.The article discusses the mechanisms to avoid a gap between the expenditure part of the budget and the revenue opportunities for the implementation of powers. The mechanism of managing the financial flows of the municipality, which implements their ultimate goal - effective management, is presented. The periods of assessment of the financial stability of the budget and the tasks solved depending on them are also studied. In addition, the recommended management decisions and the content of the financial strategy for the socio-economic development of the municipality are studied, depending on the type of financial stability of the budget.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Станкевич Элина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ»

УДК 351

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Станкевич Элина Викторовна, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль

E-mail: eli.e2013@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы, позволяющие избежать разрыва между расходной частью бюджета и доходными возможностями по реализации полномочий. Представлен механизм управления финансовыми потоками муниципального образования, реализующий их конечную цель - эффективное управление. Также изучены периоды оценки финансовой устойчивости бюджета и задачи, решаемые в зависимости от них. Помимо этого, изучаются рекомендуемые управленческие решения и содержание финансовой стратегии социально-экономического развития муниципального образования в зависимости от типа финансовой устойчивости бюджета.

Abstract. The article discusses the mechanisms to avoid a gap between the expenditure part of the budget and the revenue opportunities for the implementation of powers. The mechanism of managing the financial flows of the municipality, which implements their ultimate goal - effective management, is presented. The periods of assessment of the financial stability of the budget and the tasks solved depending on them are also studied. In addition, the recommended management decisions and the content of the financial strategy for the socio-economic development of the municipality are studied, depending on the type offinancial stability of the budget.

Ключевые слова: финансовая устойчивость муниципального бюджета, управление финансовой устойчивостью местных бюджетов, механизмы избегания разрыва расходов и доходов бюджета, механизм управления финансовыми потоками муниципального образования, периоды оценки финансовой устойчивости бюджетов, содержание финансовой стратегии социально-экономического развития муниципального образования в зависимости от типа финансовой устойчивости.

Key words: financial stability of the municipal budget, management of the financial stability of local budgets, mechanisms for avoiding the gap between budget expenditures and revenues, the mechanism for managing financial flows of the municipality, periods for assessing the financial stability of budgets, the content of the financial strategy of socio-economic development of the municipality, depending on the type of financial stability.

Управление финансовой устойчивостью муниципального бюджета со стороны местных органов власти является основополагающим фактором для стабильного существования и развития муниципальных образований.

Нередко существует разрыв между расходной частью бюджета и доходными возможностями по реализации полномочий. В связи с этим формируется вертикальный дисбаланс, покрываемый за счет финансовой помощи государственного бюджета.

В таком случае устойчивость местного бюджета обеспечивается с помощью бюджетного выравнивания, которое представляет собой процесс, осуществляемый органами вышестоящего уровня для обеспечения сбалансированности бюджетов всех уровней бюджетной системы. Оно подразделяется на два типа: вертикальное и горизонтальное.

Вертикальное выравнивание направлено на вертикальную сбалансированность бюджета и подразумевает четкое разграничение полномочий и распределение ответственности между уровнями власти.

Для обеспечения решения проблемы сбалансированности бюджетов вертикальное выравнивание следует сочетать с горизонтальным, которое представляет собой систему оказания централизованной финансовой помощи органами власти посредством распределения финансовой помощи регионам, которые, в свою очередь, передают финансовую помощь местным бюджетам.

Рис. 1 Алгоритм управления финансовыми потоками муниципальных образований О.В. Недолужко [2, с. 6]

Помимо этого, в России в качестве инструмента регулирования используются нормативные отчисления от регулирующих налогов, по которым предусматриваются нормативы отчислений на очередной год в другие бюджеты бюджетной системы, что отличает их от закрепленных налогов. Их применение формирует все нижестоящие бюджеты и способствует созданию стимулов проведения рациональной налоговой и бюджетной политики, повышению эффективности расходов бюджета и развитию налогового потенциала муниципальных образований. К регулирующим налогам относятся: НДС, акцизы, налог на доходы организаций [1, с. 4-8].

На основе комбинации результатов оценки качества управления доходной частью бюджета и анализа показателей финансовой устойчивости Недолужко О. В. предлагается использовать алгоритм управления финансовыми потоками муниципальных образований, в результате использования которого реализуется конечная цель - обеспечение их эффективного управления, что, как мы выяснили, является одним из принципов финансовой устойчивости бюджета (рисунок 1) [2, с. 6].

Исходя из алгоритма, представленного на рисунке 1, в таблице 1 описаны возможные рекомендации для органов власти в отношении повышения финансовой устойчивости бюджета муниципального образования в соответствии с типом его финансовой устойчивости.

Таблица 1

Рекомендации для органов власти в отношении повышения финансовой устойчивости бюджета муниципального образования в соответствии с типом его финансовой устойчивости [3, с. 4-12]

№ п/п Тип устойчивости Действие властей в рамках алгоритма Рекомендуемые управленческие решения

1. Устойчивое финансовое положение Принятие управленческих решений для поддержания финансовой устойчивости бюджета. Поддержание текущей финансово-бюджетной политики.

2. Неустойчивое финансовое положение Выявление причин невыполнения рекомендуемых значений. Принятие управленческих решений, направленных на повышение финансовой устойчивости бюджета. Проведение исследования по следующим направлениям: - выявление причин неисполнения доходной части бюджета; - выявление причин превышения допустимого размера дефицита бюджета; Применение методов прямого регулирования. Принятие управленческих решений по результатам проведенных исследований.

Помимо этого, при оценке устойчивости в различных промежутках времени местными органами власти решаются разные задачи, вследствие чего целесообразным является выделение периодов оценки устойчивости бюджетов (таблица 2).

Таблица 2

Задачи, решаемые органами власти в зависимости от периода оценки финансовой устойчивости бюджета [4, с. 3-4]

№ п/п Период Решаемые задачи

1. Оценка текущей бюджетной устойчивости (в течение бюджетного года) Рассмотрение вопросов преодоления кассовых разрывов. Обеспечение бюджетной сбалансированности внутри бюджетного года. Принятие оперативных решений в случае колебания экономической конъюнктуры.

2. Оценка устойчивости в среднесрочном периоде (от 2 до 5 лет) Определение кредитоспособности органов власти. Определение возможности инвестирования в муниципальное образование. Оценка деятельности органов власти.

3. Долгосрочная оценка устойчивости (5 и более лет) Определение стратегии развития территории (позволяет снизить зависимость от негативных факторов, влияющих на состояние бюджета и определить направления повышения устойчивости).

Уровень текущей устойчивости бюджета можно оценить по выполнению плана текущих платежей в бюджет, величине кредиторской задолженности.

Важнейшими показателями финансовой независимости и устойчивости являются: структура доходов (доля собственных, регулирующих, налоговых, неналоговых доходов), обеспеченность необходимых расходов бюджета поступлениями из собственных источников.

В свою очередь долгосрочная устойчивость бюджета должна характеризоваться положительной динамикой фактических и прогнозных характеристик его основных параметров [5, с. 2].

Статическая бюджетная устойчивость - это сохранение индикаторов состояния бюджетной системы на одном определенном уровне.

Динамическая же устойчивость - это положительное развитие бюджетной системы, характеризующееся улучшением своих показателей [6, с. 10].

Важнейшим условием эффективного развития муниципального бюджета является формирование и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования, которую целесообразно выбирать в соответствии с типом финансовой устойчивости бюджета (таблица 3).

Таблица 3

Содержание стратегии социально-экономического развития муниципального образования в зависимости от типа финансовой устойчивости бюджета [5, с. 3-8]

№ п/п Тип финансовой устойчивости Характеристика бюджета Содержание финансовой стратегии социально-экономического развития

1. Абсолютный Бюджет практически не требует дополнительных вложений из вышестоящих бюджетов (за исключением финансирования делегированных полномочий), имеет достаточный объем собственных доходных источников для покрытия расходных обязательств. Территория развивается стабильно, имеет финансовую независимость и социальную стабильность. Стратегия инновационного развития - наиболее эффективный стратегический ориентир для наращивания инновационной активности и создания благоприятного инвестиционного имиджа территории за счет внедрения современных технологий при обеспечении сбалансированности темпов экономической и социальной динамики; укрепление конкурентоспособности за счет формирования конкурентных преимуществ, стабильного роста производства на основе увеличения загрузки и модернизации имеющихся производственных мощностей.

2. Нормальный В бюджете существуют некоторые проблемы с финансированием расходов за счет собственных источников, возникает потребность в привлечении дополнительных ресурсов, которые перечисляются на долговременной основе, позволяющие в перспективе стабилизировать его состояние и динамично развиваться. Это в свою очередь приведет к снижению потребности в финансовой помощи от бюджетов высшего уровня. Стратегия стабильного развития (наращивание бюджетных возможностей), которая предусматривает активизацию работы органов самоуправления по расширению налоговых и неналоговых источников формирования доходной части бюджета за счет выявления резервов направлений наращивания собственных доходов.

3. Неустойчивый Дотационный бюджет, требующий корректировки программы социально- экономического развития, значительной помощи вышестоящих бюджетов, контроля за динамикой основных социально-экономических показателей развития административно-территориального образования с целью своевременного реагирования. Стратегия результативности, предусматривающая реализацию комплексных мер по выходу из финансово неустойчивого состояния в ближайший срок за счет улучшения администрирования налогов, оптимизации структуры налоговых платежей с целью увеличения налоговых поступлений, уровня их взыскания и пополнения доходной части бюджета, а также за счет повышения эффективности использования финансовых ресурсов по критериям результативности и целевой направленности.

4. Кризисный Депрессивный бюджет со стагнационным состоянием экономики, характеризующийся застоем производства и торговли в течение длительного периода, который сопровождается увеличением численности безработных, снижением заработной платы и уровня жизни населения. Существует потребность в разработке стабилизационной антикризисной стратегии, программы экономического и социального развития, активной финансовой помощи из вышестоящих бюджетов. Стратегия стабилизации, характеризующаяся высоким уровнем бюджетной поддержки и полной зависимостью от вышестоящих бюджетов. Для улучшения состояния бюджета необходимо выбрать один тактический приоритет, на реализацию которого будут направлены максимальные усилия органов власти и ресурсы территории, что обеспечит определенные положительные сдвиги.

Таким образом, в данном исследовании рассмотрены механизмы позволяющие избежать разрыва между расходной частью бюджета и доходными возможностями по реализации полномочий. Представлен механизм управления финансовыми потоками муниципального образования, реализующий их конечную цель - эффективное управление. Также изучены периоды оценки финансовой устойчивости бюджета и задачи, решаемые в зависимости от них.

Помимо этого, рассмотрены рекомендуемые управленческие решения и содержание финансовой стратегии социально-экономического развития муниципального образования в зависимости от типа финансовой устойчивости бюджета.

Список использованных источников:

1. Янгиров А.В, Яндимирова А.А. Зарубежный опыт обеспечения устойчивости и сбалансированности местных бюджетов // ЭПП. - 2017. - Т. 7. -№ 1. - С. 43-48 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/zarubezhnyy-opyt-obespecheniya-ustoychivosti-i-sbalansirovannosti-mestnyh -byudzhetov

2. Недолужко О.В. Совершенствование методического обеспечения управления финансовыми потоками муниципальных образований // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2020. - Т. 9. - № 2 (31). - С. 243-246 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=42983983

3. Гладковская Е.Н., Цало И.М., Тетеркина Л.Б. Оценка финансовой устойчивости региональных бюджетов в России: методика и алгоритм ее применения // Вопросы управления. - 2017. - № 6 (49). - С. 119-131 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-fmansovoy-ustoychivosti-regionalnyh-byudzhetov-v-rossii-metodika-i-algoritm-ee-primeneniya

4. Каратаев С.М. К вопросу о понятии устойчивости бюджета // Дайджест-финансы. - 2003. - № 5 (101) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-ponyatii-ustoychivosti-byudzheta

5. Назаров Е.И. Сущность и факторы обеспечения финансовой устойчивости бюджета // Форум молодых ученых. - 2020. - № 3 (43). - С. 289300 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp? id=42857732&;

6. Кремповая Н.Л., Кузьмичева А.Х. Финансовая устойчивость и безопасность местных бюджетов // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 10 (11). - С. 197-202 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.elibrary.ru/item.asp?id=27179599

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.