Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ'

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванченков А.В.

В статье рассматриваются объемы государственного финансирования образования в России. Во введении проведена оценка литературного материала авторов изучавших данную проблему. В проведенном исследовании будет проведена оценка финансирования образования в разрезе стран и в разрезе видов образования. Исходя из проведенного исследования и изучении материалов ученых исследовавших данную проблему был сформулирован вывод, сущность которого сводится к тому, что в перспективе государственное финансирование сферы образования будет увеличиваться по требованиям действующих реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE FINANCING OF THE EDUCATION ECONOMY

The article examines the volume of state funding of education in Russia. The introduction evaluates the literary material of the authors who studied this problem. The study will assess the financing of education in the context of countries and in the context of types of education. Based on the conducted research and the study of the materials of scientists who have studied this problem, a conclusion was formulated, the essence of which is that in the future public funding of the education sector will increase according to the requirements of the current realities.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ»

EDN: ZBTTOY

А.В. Иванченков - соискатель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия,

A.V. Ivanchenkov - candidate, National Research University Higher School of Economics, Saint Petersburg, Russia.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЕМ ЭКОНОМИКИ ОБРАЗОВАНИЯ MANAGING THE FINANCING OF THE EDUCATION ECONOMY

Аннотация. В статье рассматриваются объемы государственного финансирования образования в России. Во введении проведена оценка литературного материала авторов изучавших данную проблему. В проведенном исследовании будет проведена оценка финансирования образования в разрезе стран и в разрезе видов образования. Исходя из проведенного исследования и изучении материалов ученых исследовавших данную проблему был сформулирован вывод, сущность которого сводится к тому, что в перспективе государственное финансирование сферы образования будет увеличиваться по требованиям действующих реалий.

Abstract. Annotation. The article examines the volume of state funding of education in Russia. The introduction evaluates the literary material of the authors who studied this problem. The study will assess the financing of education in the context of countries and in the context of types of education. Based on the conducted research and the study of the materials of scientists who have studied this problem, a conclusion was formulated, the essence of which is that in the future public funding of the education sector will increase according to the requirements of the current realities.

Ключевые слова: образование, государственные расходы, финансирование, обучающиеся, высшее образование.

Keywords: education, government spending, financing, students, higher education.

Введение

Образование выступает основой общества. В России существует несколько ступеней образования - начальное, среднее и высшее. Основным показателем, характеризующим деятельность образовательных учреждений, это выпуск. В статистических исследованиях данный показатель рассматривается по половой принадлежности, а также определяется как численность лиц, полностью завершивших обучение. В нашем исследовании будет проведена оценка управления финансированием экономики образования в разрезе стран и в разрезе видов образования.

Необходимо отметить, что, несмотря на значительный объем проведенных исследований по рассматриваемой проблематике, заинтересованность ученых по разным направлениям развития и формулировок систематизации идентификационных признаков региональной системы управления финансированием экономики образования распределено неравномерно [1].

Анализ специальной литературы, посвященной проблематике развития региональной системы управления финансированием экономики образования показывает, что существуют различные теоретические и методические подходы к проблемам управления этой системы [2].

Проведенное исследование обуславливает актуальность темы, и определяют ее цель и формируются задачи исходя из поставленной цели.

Цель исследования заключается в оценке развития образования и методики комплексного исследования развития регионов с позиции ресурсного подхода.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

- проведена оценка управления финансированием экономики образования и деятельности образовательных учебных заведений;

- разработан механизм реализации стратегии управления финансированием экономики образования.

Предметом исследования выступают условия и предпосылки, способствующие формированию управления финансированием экономики образования.

Объектом исследования является система управления финансированием экономики образования как составной элемент национальной экономики.

Основная часть

Развитие управления финансированием экономики образования осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Ситуация в России с финансированием за счет государственных средств не значительно отличается от других зарубежных стран, рассмотрим объем расходов на образования в % к ВВП по странам, рисунок 1.

а Государственные расходы Негосударственные расходы

Рисунок 1 - Доля расходов на образование в % к ВВП по странам в 2021 г.

Естественно-гуманитарные исследования № 44 (6), 2022_111

Как видно по данным представленным на рисунке 1, основные объемы финансирования приходятся на государственные расходы, в Великобритании на не государственные расходы приходится 2,3 %, в Республике Корея - 1,3%. По остальным странам на не государственные расходы на образование в % к ВВП приходиться менее 1,0 %.

Для полноты картины необходимо рассмотреть расходы на управления финансированием экономики образования на одного обучающегося по странам, рисунок 2.

0 SIXIII 10000 LiOW ........ 25000 J00№ 3S000 яоооо

Рисунок 2 - Объем расходов на 1-го обучающегося в системе высшего образования по странам, в долл. США

Наибольший объем финансирования приходиться на обучающихся в учебных заведениях США (34035 долл. США), второе место занимает Великобритания - 29969 долл. США, третье на Канаду - 27983 долл. США, а в этой цепочке Россия занимает 8 место из представленных на рисунке стран [3].

Рассмотрим объемы финансирования образования в целом по РФ в динамике.

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. федеральный бюджет .млрд. руб. • в % от расходов федерального бюджета

Рисунок 3 - Динамика государственного финансирования на образование по отдельным уровням бюджетной системы

Наблюдается устойчивое увеличение образования ,если в 2000 году финансирование составляло 38,1 млрд руб., то к 2021 году объем финансирования увеличился на 1026,3 млрд руб. Но при этом удельный вес в объемах расходов увеличился не столь значительно, к 2021 году составил - 4,3 %, что на 0,6 % больше чем в 2000 году [4].

Одним из важнейших показателей социального развития управления финансированием экономики образования выступают расходы на образование. Для полноты картины на рисунке 4 наглядно представлены, объемы расходов (финансирования) на высшее образование в объемах консолидированного бюджета.

2000г. 2005 г. 2010г. 2019г. 2020г. 2021г.

1ДОЖК Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов

~• ■ Нмгшее 1 и.г.ли Ю1Ш1.

Рисунок 4 - Объемы финансирования образования всего, и по высшему образованию (млрд руб.)

На протяжении исследуемого периода наблюдается существенное увеличение финансированием экономики образования на высшее образование [5].

Рост объемов финансирования в сфере высшего образования взаимосвязан в последние годы с внедрением различных программ государственного уровня, которые направлены на обеспечение высокого международного уровня современного российского образования, что связано с повышением потребностей реального рынка труда [6]. Не маловажным показателем выступает и показатели численности студентов, обучающихся в сфере высшего образования, рисунок 5.

8000

7064,6 7049,8

2000 г. 2005 г. 2010 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

м Численность студентов, всего и Обучающихся за счет бюджетных ассигнований По договорам об оказании платных образовательных услуг

Рисунок 5 - Динамика количества студентов, обучающихся в ВУЗах по источникам финансирования, тыс. чел.

Не смотря на увеличение финансирования сферы образования за исследуемый период, наблюдается снижение обучающихся за счет бюджетных ассигнований.

Поступления бюджетного финансирования на сферу образования осуществляется за счет межбюджетного перераспределения. И в соответствии с действующим законодательством финансирование бюджетных учреждений в том числе и высшего образования осуществляется не посредственно из бюджета того уровня к которому относится прямой учредитель того или иного учебного заведения. Заключение

Исходя из проведенного исследования можно выделить ряд проблем, занимающих ключевые позиции, к которым следует отнести не только нехватку бюджетного финансирования сферы высшего образования, но и оптимизацию действующего механизма бюджетного финансирования. Для решения проблем предлагаем разработку мероприятий для эффективного финансирования системы высшего образования:

- осуществлять выделение бюджетных средств в высшие учебные заведения на такие направления, как приобретение инвентаря и обновление технического оборудования и др.

- разработать и определиться с оптимальной государственной политикой, базирующуюся на привлечении прямых инвестиций;

- создать единую доступную всем систему, обусловленную оценкой использования бюджетных средств непосредственно образовательными учреждениями.

При этом необходимо понимать, что необходимо не только привлечь финансовые ресурсы в сферу образования, но и осуществить изменение действующей модели к более эффективной, а также повысить эффективность используемых выделяемых государством бюджетных средств. Необходимо разработать совокупность мер для привлечения инвестиций в сферу образования.

При помощи данных мер возможны положительные изменения при решении общей проблемы финансирования высшего образования, как частные инвестиции, так и настройки механизма по рациональному использованию бюджетных средств.

Источники:

1. Образование в цифрах:2022. Краткий статистический сборник. Под редакцией Д.А. Бейлина (https://issek.hse.ru/ mirror/pubs/share/749756927.pdf дата обращения 20.12.2022г).

2. OECD, TALIS-2018 (http://www.oecd.org/education/talis-2018-resultsvolume-i-1d0bc92a-en.htm; http://www.oecd.org/ educa-tion/talis-2018-results-volume-ii19cf08df-en.htm).

3. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, Л. Б. Кузьмичева, О. К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022.

4. Асланова Л. О., Батова Б. З., Губачиков А. М., Аликаева М. В., Проблемы, связанные с финансированием образования в России // Фундаментальные исследования. - 2016. - № 5-3. - С. 546-550.

5. Хасанова Ч. И. Проблемы определяющиеся финансированием образования // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» URL: www.scienceforum.ru/2013/318/6185 (дата обращения: 16.12.2022).

6. Коокуева В. В. Проблемы прямого финансирования образования на федеральной основе в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2013. № 5 (533).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.