Научная статья на тему 'Управление факторами качества продукции'

Управление факторами качества продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА / ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артюхова Инга Валентиновна, Огородник Алена Андреевна

Рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на качество продукции. Рассмотрено управление качеством на этапах развития предприятия. Определены основные направления повышения качества продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление факторами качества продукции»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 658.562

Артюхова Инга Валентиновна

Кандидат экономических наук, доцент Огородник Алена Андреевна

магистрант

ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» Институт экономики и управления г. Симферополь, РФ e-mail:ivartuhova@mail. ru

УПРАВЛЕНИЕ ФАКТОРАМИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Аннотация

Рассмотрены внутренние и внешние факторы, влияющие на качество продукции. Рассмотрено управление качеством на этапах развития предприятия. Определены основные направления повышения качества продукции.

Ключевые слова

Качество продукции, внешние факторы качества, внутренние факторы качества, повышение качества

продукции, управление факторами

Одним из важнейших условий выживаемости любого предприятия является качество продукции, на которое влияют самые разнообразные факторы. От анализа данных факторов зависит не только качество выпускаемой продукции, но и ее конкурентоспособность, что является ключевым моментом в жизнедеятельности товара.

Качество продукции - это совокупность объективно присущих продукции свойств и характеристик, уровень которых формируется при создании продукции с целью удовлетворения существующих потребностей [1, с. 416].

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия, выпускать продукцию, надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого предприятия. Организация сама принимает решение об осуществлении какой-либо операции, направленной на повышение качества. Они многочисленны, и их целесообразно классифицировать в следующие группы: технические, организационные, экономические, социальные и др.

Внешние факторы являются основой для формирования качества в условиях рыночных отношений. К основным факторам можно отнести: требования потенциальных покупателей, плотность конкуренции, нормативно-правовые аспекты и правовую документацию в области качества, поддержание имиджа фирмы на благоприятном уровне, взаимоотношения с поставщиками.

Следует отметить, что внешние факторы на разные предприятия воздействуют совершенно по-разному, поэтому предприятия, как правило, осуществляют деление этих факторов по степени значимости, отдавая приоритет тем, которые в наибольшей степени влияют на качество, что позволяет более

эффективно им управлять.

Анализ внешней среды осуществляется с целью прогнозирования возможных колебаний на рынке. Колебания могут быть вызваны способом изготовления продукции, разработкой краткосрочных и долгосрочных программ, возможным удорожанием комплектующих изделий, а также стратегией предприятия.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №2/2016 ISSN 2410-700Х_

Особое место среди рассмотренных факторов внешней среды занимают конкурентные факторы, которым на предприятиях уделяется пристальное внимание.

Рассмотрим внутренние факторы [2, с. 304]:

- технический фактор - это фундамент качества продукции, который играет одну из ключевых ролей. Он предполагает: внедрение новой техники и технологий, использование новейших материалов, которые и являются базой для выпуска конкурентоспособной продукции;

- организационный фактор связан с совершенствованием организации производства и труда, повышением производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управления качеством и его сертификации, улучшением работы службы ОТК.

- экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, на обеспечение необходимого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. К экономическим факторам также можно отнести материальную ответственность работников за изготовление недоброкачественной продукции;

- социальные факторы в значительной мере характеризуют квалификацию работников, уровень их образования. Они влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы. Социальные факторы также включают профессиональную структуру кадров, повышение квалификации кадров, мотивацию персонала, социально-бытовое обслуживание работников и пр.;

- эксплуатационные факторы - факторы, оказывающие влияние на качество изделия в процессе его эксплуатации. К таким факторам относят: повышение качества текущего, планового и капитальных ремонтов, проведение регламентных работ, соблюдение технической документации;

- производственные факторы. К ним относятся вопросы, которые возникают в процессе производства продукции, и аспекты оперативного их устранения. Важным фактором достижения высокого качества продукции является фактор обеспечения оперативности информации.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. Поэтому соответствующие службы должны их ранжировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество продукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффективно управлять качеством продукции.

Одна из характерных черт развития рынка - растущие требования к улучшению качества продукции, и в условиях конкурентной борьбы смогут успешно развиваться только те предприятия, которые осуществляют грамотное управление качеством продукции.

Рассмотренные факторы позволяют сформулировать основные направления повышения качества продукции, к которым можно отнести:

- создание нормативно-правовой документации, отвечающей требованиям мировых стандартов;

- постоянное и непрерывное совершенствование технологических процессов изготовления продукции с целью улучшения ее качества;

- повышение технического уровня производства и квалификации персонала;

- постоянная разработка и применение новых прогрессивных методов контроля и анализа качества продукции;

- обязательное моральное и финансовое стимулирование творческой активности и заинтересованности работников в повышении качества продукции.

Список использованной литературы:

1. Грибов, В. Д. Экономика организации (предприятия) [Текст]: учебное пособие/ В. Д. Грибов, В. П. Грузинов, В. А. Кузьменко 2-е изд.,стер. - М.: КНОРУС, 2009. - 416 с.

2. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики [Текст]: учебное пособие/ В. Ю. Огвоздин 6-е изд. - М.: Дело и Сервис, 2009. - 304с.

© Артюхова И.В., Огородник А.А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.