ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ КАЧЕСТВА Трутнев В.В.1, Алешина Н.И.2, Кашапова А.Ф.3, Гатауллина А.И.4,
Галимова А.И.5
1 Трутнев Вячеслав Викторович - кандидат экономических наук, доцент;
2Алешина Надежда Ивановна - бакалавр;
3Кашапова Айгуль Фирдаусовна - бакалавр;
4Гатауллина Аделия Ильсуровна - бакалавр;
5Галимова Аделина Ильфановна - бакалавр, кафедра экономики и управления на предприятии, Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ,
г. Казань
Аннотация: в статье рассматривается содержание руководства по управлению экономикой качества продукции.
Ключевые слова: экономика, качество, управление, затраты.
В рамках трансформации концепций менеджмента и поглощение менеджмента всеобщим качеством немаловажную роль играют экономические аспекты. Известно, что от качества продукции зависит степень удовлетворенности потребителей, а от их удовлетворенности - финансовые результаты предприятия. Выстроив такую незамысловатую логическую цепочку понятно, что затраты на качество не только необходимо учитывать, но и управлять ими. В связи с этим достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным.
В отношении деятельности в области качества предприятия базируются на содержание стандарта ИСО серии 9000.Фундаментальным документом в области затрат на качество является руководство по управлению экономикой качества. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 идентичен международному стандарту ISO/TR 10014:1998 «Guidelines for managing the economics of quality». Введение данного документа было лишь в 2006 году. В руководстве изложена концепция и методология управления экономикой качества, позволяющая увеличить удовлетворенность потребителей и снизить затраты.
Рассмотрим содержание данного руководства.
Областью применения стандарта является деятельность всех предприятий и на всех уровнях управления, исключения составляют договорные ситуации или в качестве объекта аудитов третьей стороны. Руководству предприятия следует определить и документировать свою главную цель, а также политику и задачи в области качества. После этого для увеличения экономического результата планируют деятельность, обеспечивающую увеличение добавленной стоимости и сокращение затрат. Предприятия, функционируя в условиях инновационной экономики, должны рассматривать затраты, добавляющие ценность как форму модернизации или как инновацию, которые позволят уменьшить себестоимость.
Для создания экономики качества выделим следующие этапы [1, с. 2]:
1. Определение цели внедрения.
2. Обучение персонала.
3. Выбор направления работ в области экономики качества.
4. Создание регламентирующих документов.
5. Апробация выбранного метода на одном или нескольких процессах системы менеджмента качества.
6. Полномасштабное внедрение.
В руководстве представлена методология управления экономикой качества.
Базируясь на принципах всеобщего управления качеством, в частности постоянное улучшение - неизменной целью организации и СМК должно стать постоянное улучшение, предприятию следует запланировать и осуществить мероприятия по улучшению качества. После реализации данных мероприятий необходимо провести их анализ и скорректировать последующую деятельность.
Стандарт рекомендует процедуру управления экономикой качества, содержащую оценку процесса в двух направлениях: оценка со стороны предприятия и оценка со стороны потребителей. Анализ проводится по 2 направлениям: анализ процессов, протекающих внутри предприятия и анализ удовлетворенности потребителей. Отправной точкой анализа затрат на качество является их классификация. В настоящее время существуют следующие модели классификации затрат [2, с. 560]:
- группировка затрат под рубрикой «Предотвращение, оценка и отказ»;
- группировка затрат под рубриками «Стоимость соответствия» и «Стоимость несоответствия»;
- группировка затрат по стадиям жизненного цикла продукции (модель жизненного цикла);
- идентификация и измерение в расчете стоимости дефектов, обусловленных плохо спланированной или плохо выполненной работой.
Определение затрат по группам представляется предприятиям провести самостоятельно, исходя из специфики деятельности и созданной структуры системы менеджмента качества.
Стандарт рекомендует использование двух категорий: стоимость соответствия (cost of conformity) - затраты на выполнение всех установленных и предполагаемых потребностей потребителей при безотказности существующего процесса; стоимость несоответствия (cost of nonconformity) - затраты, обусловленные отказом существующего процесса.
Анализ процессов и операций в области качества должен содержать способы управления и необходимые ресурсы, расходы на эти операции и базу распределения.
Анализ степени удовлетворенности потребителей позволяет выявить: факторы, влияющие на неудовлетворенность; факторы, влияющие на удовлетворенность и факторы восхищения. Предприятие достигнет наибольшего успеха, если будет удовлетворять не только требуемый уровень качества продукции, но и превосходить ожидания потребителей [4, с. 232].
Отчет об удовлетворенности потребителей должен содержать не только собранные в отчетном периоде данные, но и сравнительный анализ с предыдущим периодом, тенденциями изменений, промышленными нормами или с конкурентной информацией, если таковые имеются. Изучение степени удовлетворенности потребителей в других отраслях может дать полезную информацию для сравнения с собственными результатами.
Следующим этапом является оценка возможностей предприятия что-либо улучшить и оценка этих улучшений с точки зрения финансовых показателей. Анализ возможностей предприятия должен осуществляться по следующим направлениям улучшений [3, с. 23]:
- коррекции несоответствий;
- предотвращения несоответствий;
- постоянного улучшения;
- совершенно новой продукции или процессов.
Повысить удовлетворенность потребителей можно по двум направлениям либо разработать инновационные изделия, либо провести более эффективную маркетинговую кампанию. Для сокращения затрат на качество существует 2 пути: снизить затраты соответствия (модернизация, рациональное использование всех видов ресурсов и т.д.), снизить потери (сокращение внутренних и внешних дефектов, сокращение отходов и перерасходов).
На основе анализа возможностей предприятия необходимо оценить эти направления с точки зрения затрат и предполагаемой прибыли. Объективные результаты оценки должны способствовать созданию и внедрению плана мероприятий по улучшению.
В заключении хотелось бы привести слова Дж. Джурана: «Для того чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег».
Список литературы
1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005. Руководство по управлению экономикой качества.
2. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / под ред. М.М. Кане. СПб.: Питер, 2009. 560 с.
3. Трутнев В.В. Организация ресурсосбережения на машиностроительном предприятии: автореф... канд. экон. наук: 05.02.22 / Казан. нац. исслед. техн. ун-т им. А.Н. Туполева КАИ. Казань: [б. и.], 2012. 23 с.
4. Экономика качества. Основные принципы и их применение / под ред. Дж. Кампанеллы. М.: РИА «Стандарты и качество», 2005. 232 с.
ОЦЕНКА ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ Габдулина Д.Е.
Габдулина Диана Ержановна - магистрант, АО «Финансовая академия», аналитик,
Министерство финансов Республики Казахстан, г. Астана, Республика Казахстан
Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена тем, что грамотный финансовый анализ финансово-экономического состояния предприятия позволяет значительно увеличить доходы предприятия за счет уменьшения расходов, возникающих из-за неправильного анализа финансового состояния. Последующее управление затратами руководством предприятия, при условии знания состава и распределения затрат, позволяет не выходить за рамки сметной стоимости работ и способствует получению запланированной прибыли. Ключевые слова: финансово-экономическое состояние, анализ, предприятие, оценка, баланс, прибыль.
Финансово-экономическое состояние предприятия (организации) характеризуется уровнем его (ее) прибыльности и оборачиваемости капитала, финансовой устойчивостью и динамикой структуры источников финансирования, способностью рассчитываться по долговым обязательствам.
Правильная оценка финансовых результатов деятельности и финансово-экономического состояния предприятия в современных условиях хозяйствования крайне важна как для его руководства (администрации), так и для инвесторов, партнеров, кредиторов, государственных органов. Финансово-экономическое состояние предприятия почти всегда интересует и его конкурентов, но уже в противоположном аспекте — они заинтересованы (что вполне естественно) в ослаблении позиций конкурентов на рынке.