УДК 658.5
УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ КАЧЕСТВА
Н.Л. Володина
В статье рассматривается содержание руководства по управлению экономикой качества продукции Ключевые слова: экономика, качество, управление, затраты
В рамках трансформации концепций менеджмента и поглощение менеджмента всеобщим качеством немаловажную роль играют экономические аспекты. Известно, что от качества продукции зависит степень удовлетворенности потребителей, а от их удовлетворенности - финансовые результаты предприятия. Выстроив такую незамысловатую логическую цепочку понятно, что затраты на качество не только необходимо учитывать, но и управлять ими. В связи с этим достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным.
В отношении деятельности в области качества предприятия базируются на содержание стандарта ИСО серии 9000.Фундаментальным документом в области затрат на качество является руководство по управлению экономикой качества. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 идентичен международному стандарту ISO/TR 10014:1998 “Guidelines for managing the economics of quality”. Введение данного документа было лишь в 2006 году. В руководстве изложена концепция и методология управления экономикой качества, позволяющая увеличить удовлетворенность потребителей и снизить затраты. Руководство содержит 9 глав:
1. Область применения.
2. Нормативные ссылки.
3. Термины и определения.
4. Главная цель организации.
5. Управление экономикой качества.
6. Идентификация / анализ процессов.
7. Анализ внутри предприятия:
7.1 Идентификация операций процессов;
7.2 Текущий контроль затрат;
7.3 Составление отчета о затратах на процессах.
8. Потребители:
8.1 Идентификация факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей:
8.1.1 Факторы, вызывающие неудовлетворенность потребителя;
8.1.2 Факторы, вызывающие удовлетворенность потребителя;
8.1.3 Факторы, вызывающие восхищение потребителя.
Володина Наталия Леонидовна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 43-76-67
8.2 Отслеживание удовлетворенности потребителей;
8.3 Составление отчета об удовлетворенности потребителей.
9. Управление улучшениями:
9.1 Анализ со стороны руководства;
9.2 Идентификация возможностей;
9.3 Проведение анализа затрат/прибыли;
9.4 Планирование и внедрение улучшения.
Рассмотрим содержание данного руководства.
Областью применения стандарта является деятельность всех предприятий и на всех уровнях управления, исключения составляют договорные ситуации или в качестве объекта аудитов третьей стороны. Руководству предприятия следует определить и документировать свою главную цель, а также политику и задачи в области качества. После этого для увеличения экономического результата планируют деятельность, обеспечивающую увеличение добавленной стоимости и сокращение затрат. Предприятия, функционируя в условиях инновационной экономики, должны рассматривать затраты, добавляющие ценность как форму модернизации или как инновацию, которые позволят уменьшить себестоимость.
Для создания экономики качества необходимо выделить следующие этапы:
1. Определение цели внедрения.
2. Обучение персонала.
3. Выбор направления работ в области экономики качества.
4. Создание регламентирующих документов.
5. Апробация выбранного метода на одном или нескольких процессах системы менеджмента качества.
6. Полномасштабное внедрение.
В руководстве представлена методология управления экономикой качества, которая представлена на рис. 1.
Базируясь на принципах всеобщего управления качеством, в частности постоянное улучшение - неизменной целью организации и СМК должно стать постоянное улучшение, предприятию следует запланировать и осуществить мероприятия по улучшению качества. После реализации данных мероприятий необходимо провести их анализ и скорректировать последующую деятельность.
с
Начало
=ЗП
Идентификация/ анализ процессов
7.1 Идентификация операций процесса
7.2 Текущий контроль затрат
8.1 Идентификация факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей
8.2 Отслеживание удовлетворенности потребителей
7.3 Составление отчета о затратах на процессы 8.3 Составление отчета об удовлетворенности потребителей
Нет
9.1 Анализ со стороны руководства
*
9.2 Идентификация возможностей
Нет
Предложенное
улучшение
оправдано?
ГДа
9.4 Планирование и
внедрение улучшения
Рис.1. Методология управления экономикой качества Примечание: цифрами указаны соответствующие разделы и подразделы стандарта
Стандарт рекомендует процедуру управления экономикой качества, содержащую оценку процесса в двух направлениях: оценка со стороны предприятия и оценка со стороны потребителей. Анализ проводится по 2 направлениям: анализ процессов, протекающих внутри предприятия и анализ удовлетворенности потребителей. Отправной точкой анализа затрат на качество является их классификация. В настоящее время существуют следующие модели классификации затрат:
- группировка затрат под рубрикой «Предотвращение, оценка и отказ»;
- группировка затрат под рубриками «Стоимость соответствия» и «Стоимость несоответствия»;
- группировка затрат по стадиям жизненного цикла продукции (модель жизненного цикла);
- идентификация и измерение в расчете стоимости дефектов, обусловленных плохо спланированной или плохо выполненной работой.
Увеличить добавленную стоимость а соответствии с основной целью организации
Рис. 2. Схема улучшения управления экономикой качества на основе стандарта
Определение затрат по группам представляется предприятиям провести самостоятельно, исходя из специфики деятельности и созданной структуры системы менеджмента качества.
Стандарт рекомендует использование двух категорий: стоимость соответствия (cost of conformity) -затраты на выполнение всех установленных и предполагаемых потребностей потребителей при безотказности существующего процесса; стоимость несоответствия (cost of nonconformity) - затраты, обусловленные отказом существующего процесса.
Анализ процессов и операций в области качества должен содержать способы управления и необходимые ресурсы, расходы на эти операции и базу распределения.
Анализ степени удовлетворенности потребителей позволяет выявить: факторы, влияющие на неудовлетворенность; факторы, влияющие на удовлетворенность и факторы восхищения. Предприятие достигнет наибольшего успеха, если будет удовлетворять не только требуемый уровень качества продукции, но и превосходить ожидания потребителей.
Отчет об удовлетворенности потребителей должен содержать не только собранные в отчетном периоде данные, но и сравнительный анализ с предыдущим периодом, тенденциями изменений, промышленными нормами или с конкурентной информацией, если таковые имеются. Изучение степени удовлетворенности потребителей в других отраслях может дать полезную информацию для сравнения с собственными результатами.
Следующим этапом является оценка возможностей предприятия что-либо улучшить и оценка этих улучшений с точки зрения финансовых показателей. Анализ возможностей предприятия должен осуществляться по следующим направлениям улучшений:
Воронежский государственный технический университет
- коррекции несоответствий;
- предотвращения несоответствий;
- постоянного улучшения;
- совершенно новой продукции или процессов.
Повысить удовлетворенность потребителей
можно по двум направлениям (рис. 2) либо разработать инновационные изделия, либо провести более эффективную маркетинговую кампанию. Для сокращения затрат на качество существует 2 пути: снизить затраты соответствия (модернизация, рациональное использование всех видов ресурсов и т.д.), снизить потери (сокращение внутренних и внешних дефектов, сокращение отходов и перерасходов).
На основе анализа возможностей предприятия необходимо оценить эти направления с точки зрения затрат и предполагаемой прибыли. Объективные результаты оценки должны способствовать созданию и внедрению плана мероприятий по улучшению.
В заключении хотелось бы привести слова Дж.Джурана: «Для того чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег».
Литература
1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005. Руководство по управлению экономикой качества.
2. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж.Кампанеллы. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.-232с.
3. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / Под ред.М.М.Кане.-СПб.:Питер, 2009. - 560с.
ECONOMY QUALITY MANAGEMENT N.L. Volodina
The article is devoted to the key issues of economy quality management
Key words: economy, quality, management, costs