Научная статья на тему 'Управление экономикой качества'

Управление экономикой качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
563
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / ЗАТРАТЫ / ECONOMY / QUALITY / MANAGEMENT / COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Н. Л.

В статье рассматривается содержание руководства по управлению экономикой качества продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMY QUALITY MaNaGeMENT

The article is devoted to the key issues of economy quality management

Текст научной работы на тему «Управление экономикой качества»

УДК 658.5

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ КАЧЕСТВА

Н.Л. Володина

В статье рассматривается содержание руководства по управлению экономикой качества продукции Ключевые слова: экономика, качество, управление, затраты

В рамках трансформации концепций менеджмента и поглощение менеджмента всеобщим качеством немаловажную роль играют экономические аспекты. Известно, что от качества продукции зависит степень удовлетворенности потребителей, а от их удовлетворенности - финансовые результаты предприятия. Выстроив такую незамысловатую логическую цепочку понятно, что затраты на качество не только необходимо учитывать, но и управлять ими. В связи с этим достижение абсолютного качества представляется экономически невозможным.

В отношении деятельности в области качества предприятия базируются на содержание стандарта ИСО серии 9000.Фундаментальным документом в области затрат на качество является руководство по управлению экономикой качества. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005 идентичен международному стандарту ISO/TR 10014:1998 “Guidelines for managing the economics of quality”. Введение данного документа было лишь в 2006 году. В руководстве изложена концепция и методология управления экономикой качества, позволяющая увеличить удовлетворенность потребителей и снизить затраты. Руководство содержит 9 глав:

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения.

4. Главная цель организации.

5. Управление экономикой качества.

6. Идентификация / анализ процессов.

7. Анализ внутри предприятия:

7.1 Идентификация операций процессов;

7.2 Текущий контроль затрат;

7.3 Составление отчета о затратах на процессах.

8. Потребители:

8.1 Идентификация факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей:

8.1.1 Факторы, вызывающие неудовлетворенность потребителя;

8.1.2 Факторы, вызывающие удовлетворенность потребителя;

8.1.3 Факторы, вызывающие восхищение потребителя.

Володина Наталия Леонидовна - ВГТУ, канд. экон. наук, доцент, тел. (4732) 43-76-67

8.2 Отслеживание удовлетворенности потребителей;

8.3 Составление отчета об удовлетворенности потребителей.

9. Управление улучшениями:

9.1 Анализ со стороны руководства;

9.2 Идентификация возможностей;

9.3 Проведение анализа затрат/прибыли;

9.4 Планирование и внедрение улучшения.

Рассмотрим содержание данного руководства.

Областью применения стандарта является деятельность всех предприятий и на всех уровнях управления, исключения составляют договорные ситуации или в качестве объекта аудитов третьей стороны. Руководству предприятия следует определить и документировать свою главную цель, а также политику и задачи в области качества. После этого для увеличения экономического результата планируют деятельность, обеспечивающую увеличение добавленной стоимости и сокращение затрат. Предприятия, функционируя в условиях инновационной экономики, должны рассматривать затраты, добавляющие ценность как форму модернизации или как инновацию, которые позволят уменьшить себестоимость.

Для создания экономики качества необходимо выделить следующие этапы:

1. Определение цели внедрения.

2. Обучение персонала.

3. Выбор направления работ в области экономики качества.

4. Создание регламентирующих документов.

5. Апробация выбранного метода на одном или нескольких процессах системы менеджмента качества.

6. Полномасштабное внедрение.

В руководстве представлена методология управления экономикой качества, которая представлена на рис. 1.

Базируясь на принципах всеобщего управления качеством, в частности постоянное улучшение - неизменной целью организации и СМК должно стать постоянное улучшение, предприятию следует запланировать и осуществить мероприятия по улучшению качества. После реализации данных мероприятий необходимо провести их анализ и скорректировать последующую деятельность.

с

Начало

=ЗП

Идентификация/ анализ процессов

7.1 Идентификация операций процесса

7.2 Текущий контроль затрат

8.1 Идентификация факторов, влияющих на удовлетворенность потребителей

8.2 Отслеживание удовлетворенности потребителей

7.3 Составление отчета о затратах на процессы 8.3 Составление отчета об удовлетворенности потребителей

Нет

9.1 Анализ со стороны руководства

*

9.2 Идентификация возможностей

Нет

Предложенное

улучшение

оправдано?

ГДа

9.4 Планирование и

внедрение улучшения

Рис.1. Методология управления экономикой качества Примечание: цифрами указаны соответствующие разделы и подразделы стандарта

Стандарт рекомендует процедуру управления экономикой качества, содержащую оценку процесса в двух направлениях: оценка со стороны предприятия и оценка со стороны потребителей. Анализ проводится по 2 направлениям: анализ процессов, протекающих внутри предприятия и анализ удовлетворенности потребителей. Отправной точкой анализа затрат на качество является их классификация. В настоящее время существуют следующие модели классификации затрат:

- группировка затрат под рубрикой «Предотвращение, оценка и отказ»;

- группировка затрат под рубриками «Стоимость соответствия» и «Стоимость несоответствия»;

- группировка затрат по стадиям жизненного цикла продукции (модель жизненного цикла);

- идентификация и измерение в расчете стоимости дефектов, обусловленных плохо спланированной или плохо выполненной работой.

Увеличить добавленную стоимость а соответствии с основной целью организации

Рис. 2. Схема улучшения управления экономикой качества на основе стандарта

Определение затрат по группам представляется предприятиям провести самостоятельно, исходя из специфики деятельности и созданной структуры системы менеджмента качества.

Стандарт рекомендует использование двух категорий: стоимость соответствия (cost of conformity) -затраты на выполнение всех установленных и предполагаемых потребностей потребителей при безотказности существующего процесса; стоимость несоответствия (cost of nonconformity) - затраты, обусловленные отказом существующего процесса.

Анализ процессов и операций в области качества должен содержать способы управления и необходимые ресурсы, расходы на эти операции и базу распределения.

Анализ степени удовлетворенности потребителей позволяет выявить: факторы, влияющие на неудовлетворенность; факторы, влияющие на удовлетворенность и факторы восхищения. Предприятие достигнет наибольшего успеха, если будет удовлетворять не только требуемый уровень качества продукции, но и превосходить ожидания потребителей.

Отчет об удовлетворенности потребителей должен содержать не только собранные в отчетном периоде данные, но и сравнительный анализ с предыдущим периодом, тенденциями изменений, промышленными нормами или с конкурентной информацией, если таковые имеются. Изучение степени удовлетворенности потребителей в других отраслях может дать полезную информацию для сравнения с собственными результатами.

Следующим этапом является оценка возможностей предприятия что-либо улучшить и оценка этих улучшений с точки зрения финансовых показателей. Анализ возможностей предприятия должен осуществляться по следующим направлениям улучшений:

Воронежский государственный технический университет

- коррекции несоответствий;

- предотвращения несоответствий;

- постоянного улучшения;

- совершенно новой продукции или процессов.

Повысить удовлетворенность потребителей

можно по двум направлениям (рис. 2) либо разработать инновационные изделия, либо провести более эффективную маркетинговую кампанию. Для сокращения затрат на качество существует 2 пути: снизить затраты соответствия (модернизация, рациональное использование всех видов ресурсов и т.д.), снизить потери (сокращение внутренних и внешних дефектов, сокращение отходов и перерасходов).

На основе анализа возможностей предприятия необходимо оценить эти направления с точки зрения затрат и предполагаемой прибыли. Объективные результаты оценки должны способствовать созданию и внедрению плана мероприятий по улучшению.

В заключении хотелось бы привести слова Дж.Джурана: «Для того чтобы заставить высший менеджмент инвестировать в качество, необходимо перевести язык представлений о менеджменте качества на более понятный им язык денег».

Литература

1. ГОСТ Р ИСО/ТО 10014-2005. Руководство по управлению экономикой качества.

2. Экономика качества. Основные принципы и их применение / Под ред. Дж.Кампанеллы. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.-232с.

3. Системы, методы и инструменты менеджмента качества / Под ред.М.М.Кане.-СПб.:Питер, 2009. - 560с.

ECONOMY QUALITY MANAGEMENT N.L. Volodina

The article is devoted to the key issues of economy quality management

Key words: economy, quality, management, costs

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.