Научная статья на тему 'Современные подходы к экономике качества: содержание и возможности применения'

Современные подходы к экономике качества: содержание и возможности применения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
283
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА КАЧЕСТВА / ЗАТРАТЫ НА КАЧЕСТВО / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / ДЕФЕКТЫ / ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еналеева Юлия Рифатовна

Рассмотрены современные подходы к экономике качества, обоснованы их достоинства и недостатки, выявлены возможности применения. Подробно исследованы подходы к экономике качества в рамках процессного описания бизнесаI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article modern approaches to quality economy are considered, their merits and demerits are proved, application possibilities are revealed. Approaches to economy of quality within the limits of the process description of business are in detail investigated

Текст научной работы на тему «Современные подходы к экономике качества: содержание и возможности применения»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кирдина С.Г. X и У-экономики: институциональный анализ. М.: Наука, 2004.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика. М.: Инфра-М, 2000.

3. Ламакин А. Формирование рынка земли сельскохозяйственного назначения Подмосковья // Меж-дунар. сельскохоз. журн. 2008. № 2.

4. Шагайда Н. Институциональные ограничения залога сельхозземель // АПК: экономика, управление. 2008. № 7.

5. Состояние земель России. URL: http://www.ka-dastr.ru/field_of_activity/lands_statisics/russian_federation/

6. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году. URL: http://www.kadastr.ru/upload/ www/files/gosdoc2007.pdf

7. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году. URL: http://www.kadastr.ru/upload/ www/files/gosdoc2006.pdf

УДК 658.562

Еналеева Ю.Р.

Современные подходы к экономике качества:

содержание и возможности применения

В последние годы экономика качества стала очень популярной темой при обсуждении проблем менеджмента качества. Это объясняется тем, что формирование эффективной системы менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям международных стандартов ИСО серии 9000, представляет собой важную задачу для организаций и большое значение в этом процессе приобретает экономическое обеспечение такой системы. СМК, в которой отсутствуют экономические механизмы обеспечения и улучшения качества, не может быть эффективной, так как мировая практика убедительно свидетельствует, что только организационными мерами обеспечить конкурентоспособность невозможно. Следовательно, в современных условиях жесткой конкуренции любое решение в области качества должно иметь экономическое обоснование. Но, несмотря на актуальность данной проблематики, до настоящего времени общепринятая методология к экономическому обеспечению СМК, методики учета затрат на качество и оценки экономической эффективности СМК не разработаны, множество спорных и неразрешенных вопросов существует в терминологии экономики качества. В связи с этим российские предприятия сталкиваются с большими трудностями при реализации эконо-

мических механизмов обеспечения и улучшения качества в своей деятельности.

Следует отметить, что вопросы, затрагивающие экономические аспекты управления качеством, стали подниматься в науке еще в начале ХХ века, а к середине 1950-х годов за рубежом сформировались модели учета и анализа затрат на качество. В нашей стране исследования, связанные с экономическими аспектами качества, стали проводиться в конце 1960-х - начале 1970-х годов. Однако изучение научных подходов к экономике качества показывает, что некоторые их них во многом уже не отвечают реальным потребностям современной науки и практики и нуждаются в анализе, пересмотре и актуализации.

Многие годы самым известным и популярным подходом в экономике качества являлся подход А. Фейгенбаума. Его концепция по управлению затратами на качество на основе модели, официально принятой Комитетом Американского общества по контролю качества (ЛБрС), появилась одной из первых в период развития внутрифирменных систем управления качеством, и поэтому ее часто называют традиционной. Этот метод, ориентированный на конечный результат (продукцию), получил название модели РАБ - по первым буквам трех кате-

горий затрат на качество (prevention - предупреждение, appraisal - оценивание, failure - дефект) [5, с. 138]. В соответствии с данным подходом предприятия должны на основе учета и анализа затрат на проведение предупредительных мероприятий, расходов на оценку, издержек вследствие отказов (внутренних и внешних) устанавливать требуемый уровень затрат на качество. Проблемы, связанные с затратами на качество, должны решаться следующим образом: увеличение затрат на проведение предупредительных мероприятий неизбежно влечет за собой сокращение объема выпуска продукции неудовлетворительного качества, что означает существенное сокращение издержек вследствие отказов, а это, в свою очередь, оказывает положительное воздействие с точки зрения снижения затрат на оценку качества.

Этот подход является классическим, традиционным подходом к экономике качества. Классификация расходов, на которой он базируется, составляет основу подавляющего большинства классификаций исследуемых затрат, предложенных как отечественными, так и зарубежными учеными, и наиболее часто используется в практике.

Многие годы ученые и практики считали, что данный подход для российских предприятий является наиболее приемлемым. Действительно, данная модель имеет ряд достоинств, но вместе с тем для нее характерны и существенные недостатки (табл. 1) [3, с. 23].

Безусловно, в практической деятельности данная модель, как и любая другая, если она достаточно адекватно отражает реальные затраты на качество, имеет право на существование. Выбор предприятием конкретной классификации данных затрат и их состава определяется, исходя из особенностей данного производства - его индивидуальной структуры, вида и масштаба деятельности, а также конкретных целей в области качества, уровня развития СМК и экономических (финансовых) служб.

Вместе с тем нельзя не признать, что данный взгляд на экономику качества уже не согласуется с современными подходами менеджмента качества. В связи с этим одной из современных тенденций в области экономики качества является развитие менеджмента затрат на качество процессов [4, с. 31]. Он предполагает, что менедж-

Таблица 1

Преимущества и недостатки традиционного подхода

к экономике качества

Преимущества

1. Подход универсален, может использоваться любым предприятием вне зависимости от отраслевой принадлежности, сферы и масштаба деятельности.

2. Модель РАБ позволяет достаточно полно охватить все затраты на качество, возникающие на различных этапах жизненного цикла продукции.

3. Использование модели упрощает проблему определения состава затрат на качество, поскольку большинство специалистов предлагают состав данных затрат, опираясь на данную классификацию.

4. Многие предприятия придерживаются данного подхода, и переход к другому приведет к пересмотру и изменению всей деятельности в данной области.

5. Модель РАБ в зависимости от целей в области качества можно соотносить с другими классификациями исследуемых затрат (по этапам жизненного цикла продукции, центрам возникновения затрат и др.).

Недостатки

1. Использование модели РАБ позволяет получить лишь фрагментарную информацию об экономических аспектах качества.

2. Традиционная система бухгалтерского учета не приспособлена для предоставления информации о затратах в разрезе выделенных категорий.

3. При использовании данной модели могут возникнуть затруднения, так как некоторые элементы с равным основанием можно отнести к любой из категорий затрат.

4. Распределение затрат по категориям имеет тенденцию отвлекать внимание от истинной цели отчетности о затратах на качество - повышения эффективности деятельности в области качества.

5. Методикам оценки экономической эффективности деятельности организации в области качества на основе информации о затратах на качество, выделенных по данной модели, присущи определенные ограничения.

мент качества организации рассматривается как цепочка взаимосвязанных и взаимозависимых процессов, привязанных к центрам ответственности, каждому из которых соответствуют конкретные статьи затрат, а управление процессами способствует достижению максимальной эффективности деятельности организации. Данная концепция была положена в основу еще Британского стандарта В Б 6143 : 1992 [1]. Однако на практике долгое время изложенные в нем рекомендации не находили применения, поскольку предложенная модель была несогласованной с

требованиями стандартов ИСО серии 9000 к системам качества на основе функционального построения, действовавшим в тот период. В стандарте отсутствовали принципы и порядок разработки предложенной модели, конкретные примеры ее использования, имелись различные неточности.

Данный подход несколько позже получил свое дальнейшее развитие в ИСО / ТО 10014:1998 «Руководящие указания по управлению экономикой качества» (российским аналогом данного стандарта является ГОСТ Р ИСО / ТО 10014 : 2005 «Руководство по управлению экономикой качества»), но в практике по-прежнему (пока процессный подход не рассматривался как обязательный для систем качества) не находил широкого применения, поскольку требовал значительных ресурсов и времени.

Появление же международных стандартов ИСО 9000 версии 2000 года дало серьезный импульс к развитию методик процессного управления, и стало очевидным, что данный подход является наиболее передовым методом построения систем эффективного управления. Процессное описание бизнеса - хорошая основа для действенного менеджмента, ориентированного на поддержание долгосрочного преимущества. Но для эффективного управления недостаточно только описать процессы, создать команды, определить ответственных лиц. Необходим постоянный анализ процессов, чтобы они были «лучше, быстрее, дешевле...». Поэтому разработка и внедрение СМК требует формирования такого экономического механизма, который будет побуждать к непрерывному совершенствованию процессов по всем направлениям, и обеспечит его требуемой информацией об объектах совершенствования.

Для управления процессами фрагментарной информации о затратах на качество, собранной в соответствии с любыми методиками, в том числе по модели РАБ, будет недостаточно. Не полной будет и информация, которую может представить финансовый и управленческий учет, поскольку они существуют независимо от проблем качества. Поэтому менеджмент качества, представляющий собой особый подход управления всей организацией на основе критериев качества, нуждается в информации особого вида. Следовательно, необходимо переходить к новой организации управленческого учета, позволяющей со-

бирать детальную аналитическую информацию в разрезе процессов и удовлетворять любые информационные потребности менеджеров и других сотрудников, чтобы способствовать повышению качества и гибкости компании. При этом всегда необходимо понимать, для каких целей полезно собирать и обрабатывать ту или иную информацию, каким образом она может быть использована для принятия управленческих решений.

Безусловно, данный подход к экономике качества также имеет определенные преимущества, но при его применении предприятия будут сталкиваться и с определенными трудностями (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества и трудности применения подхода к экономике качества в рамках процессного описания бизнеса

Преимущества

1. Помощь в поиске объектов улучшения и слабых мест в процессах организации, а также в определении на основе информации о порождаемых ими затратах и исходя из имеющихся ресурсов приоритетных объектов совершенствования.

2. Помощь в улучшении организации всех процессов, так как они определяют потребление ресурсов, затраты и способность компании повышать свою конкурентоспособность.

3. Своевременное предоставление требуемой полноценной информации на всех этапах управленческого цикла: от отдельного работника до высшего руководства, от отдельного структурного подразделения до всей компании, от любого действия до стратегического процесса организации.

4. Вовлечение сотрудников в непрерывное совершенствование деятельности организации.

Трудности применения

1. Необходимо точное описание процессов организации.

2. Требуется реорганизация управленческого учета, так как экономическую информацию, традиционно накапливаемую в системе управленческого учета, приходится дробить, детализировать и преобразовывать, чтобы представить ее в разрезе процессов.

3. Сопротивление сотрудников, а следовательно, необходима перестройка их внутреннего состояния, их отношений к проблемам и задачам организации.

При этом следует отметить, что организация вправе сама решать, как ей действовать при разработке такого экономического механизма.

Так, в ГОСТ Р ИСО / ТО 10014 : 2005 «Руководство по управлению экономикой качества» изложена методология управления экономикой качества, реализация которой начинается с идентификации или анализа процессов предприятия [2, с. 2]. Это обеспечивает возможность идентификации, текущего контроля и занесения в отчет операций и связанных с ними затрат. Предприятие должно суммировать затраты и сравнивать их с подходящей базой измерения, такой как чистая сумма продаж, входные данные о затратах или живой труд. Отчеты о затратах могут составляться предприятием или его подразделениями на основе собственных потребностей.

Одновременно с этим предлагается вести мониторинг удовлетворенности потребителей и оценивать затраты по соотношению затраты/прибыль. В стандарте особое внимание уделено факторам удовлетворенности потребителей, которые разделены на три группы: вызывающие неудовлетворенность, удовлетворенность и восхищение. К факторам, вызывающим неудовлетворенность, можно отнести неэффективные процессы или нежелательные свойства продукции. Когда они присутствуют, удовлетворенность потребителей значительно снижается. При их отсутствии она не улучшается, но и не ухудшается. Факторы, вызывающие удовлетворенность потребителей, относятся к ожидаемым процессам или свойствам продукции. При их наличии увеличивается удовлетворенность потребителей. К факторам, вызывающим восхищение, относятся процессы или свойства продукции, которые не ожидались и не оговаривались заранее, но были положительно оценены потребителем в процессе эксплуатации. Так как потребности потребителей и предприятий постоянно меняются, предприятие должно непрерывно отслеживать удовлетворенность потребителей, чтобы облегчить проведение анализа тенденций изменений. Отчет об удовлетворенности потребителей должен содержать источники информации и методы, используемые для ее сбора, оценку факторов, которые повлияли на удовлетворенность. Данные сравнений с предыдущими результатами, тенденциями изменений, промышленными нормами или с информацией о конкурентах, если таковые имеются, также должны быть включены в отчет.

Отчеты о затратах на процессы и об удовлетворенности потребителей могут быть затем использованы руководством при проведении анализа для идентификации возможностей улучшения процессов и удовлетворенности потребителей.

Предприятие должно анализировать информацию, представленную в отчетах, чтобы определить, имеются ли возможности для улучшения в следующих областях:

коррекции несоответствий; предотвращения несоответствий; постоянного улучшения; совершенно новой продукции или процессов. Руководство должно провести анализ затрат/прибыли, чтобы рассмотреть экономические результаты всех возможных мер по улучшению качества и определить, оправданны ли предлагаемые меры с учетом кратко- и долгосрочной прибыли. Если эти меры санкционированы руководством, то следует запланировать и осуществить улучшение качества, а также проконтролировать результаты, чтобы обеспечить обратную связь.

Известный отечественный специалист в области экономики качества Л. Е. Скрипко предлагает строить экономические модели процессов организации в виде такой последовательности действий [4, с. 109]:

определение состава процессов, на основе которых будет построена экономическая модель;

формулирование основных характеристик процесса (целей, входов, выходов, ресурсов, результатов, показателей результативности и эффективности);

определение для каждого процесса затрат, составляющих его стоимость;

классификация затрат, составляющих стоимость процесса;

построение экономической модели процесса; формирование основных положений управления экономической моделью.

С. Е. Щепетова в своих работах говорит о необходимости создания самостоятельной системы экономики качества [6, с. 455-457]. Данная система должна представлять собой систему сбора и обработки экономической информации, учитывающую информационные потребности, характерные черты и требования менеджмента качества. Ее целью является обеспечение менеджмента

качества на всех этапах управленческого цикла требуемой информацией, помощь в успешной реализации управленческих функций, принятии обоснованных решений и вовлечении сотрудников в непрерывное совершенствование и повышение качества.

Таким образом, можно отметить, что речь идет о переходе от определенного порядка учета и анализа затрат к целой системе, имеющей свои цели, элементы и взаимосвязи между ними. Такая система экономики качества должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть гибкой к информационным запросам менеджмента, представлять необходимую и своевременную информацию о процессах для принятия решений и вовлечения людей. При этом можно выделить три основных вида задач, которые в организации могут решаться при помощи такой системы: планирование деятельности и мониторинг достижения целей, оценка и выбор альтернатив, вовлечение сотрудников.

Безусловно, создать такую систему непросто. Исследование практики управления качеством на отечественных предприятиях показывает, что, несмотря на разработку, внедрение и сертификацию СМК, экономическим аспектам качества должное внимание не уделяется. На тех предприятиях, где осознана необходимость владения оперативной экономической информацией для принятия управленческих решений в области качества, разработаны соответствующие стандарты организаций. Однако они, как правило, по-прежнему основаны на модели PAF, несмотря на процессное описание деятельности этих предприятий.

В связи с этим необходимо определить принципы, т. е. основные правила, требования, которыми должны руководствоваться на предприятиях при формировании системы экономики качества. Данная система неразрывно связана с концепцией всеобщего управления качеством (TQM), поскольку она ориентирована на постоянное улучшение качества, минимизацию затрат и увеличение доходов. Поэтому, на наш взгляд, подход к разработке и внедрению системы экономики качества должен базироваться на тех же принципах, что и данная концепция, а сама система, в свою очередь, должна способствовать реализации этих принципов во всех направлениях и аспектах деятельности организации. Принципы TQM применительно к формированию сис-

темы экономики качества будут реализовываться следующим образом:

1. Ориентация на потребителя. Система экономики качества в конечном счете связана с повышением конкурентоспособности организации и удовлетворенности ее потребителей. Она должна способствовать тому, чтобы организации предоставляли потребителю качественную продукцию, имеющую отличительные характеристики и полезные свойства, по более низкой цене.

2. Лидерство руководства и последовательность в достижении целей. Программа улучшения качества, основанная на анализе затрат, должна быть начата высшим руководством организации. Руководство должно быть инициатором и организатором системы экономики качества, а также принимать обоснованные решения на основе предоставляемой информации.

3. Вовлечение персонала. Данная система должна предполагать создание коммуникативной среды, позволяющей сотрудникам чувствовать себя единой командой, сплоченной едиными целями, вовлеченной в дела организации и сопричастной к ее успехам. Каждый сотрудник должен понимать значение данного подхода и его важность как для успеха и роста организации, так и для каждого его работника.

4. Принятие решений, основанное на фактах. Система экономики качества призвана определять объективные количественные показатели, отражающие экономические стороны деятельности предприятия. На основе полученных данных должны разрабатываться и реализовываться эффективные управленческие решения.

5. Процессный подход. Данный принцип реализуется путем направленности системы экономики качества на определение и оценку затрат, возникающих в различных процессах организации.

6. Системный подход. Система экономики качества должна играть определенную роль для организации как системы в целом, а также для составляющих ее процессов и уровней системы.

7. Развитие партнерства. Между всеми подразделениями должны быть сформированы партнерские отношения, основанные на сотрудничестве и обмене знаниями.

8. Постоянное улучшение. Задачей системы экономики качества является предоставление

информации для выработки управленческих решений, направленных на повышение эффективности работ, а следовательно, и на улучшение деятельности предприятия.

Выполнение принципов TQM будет способствовать повышению эффективности системы экономики качества и достижению успеха организации.

Таким образом, при разработке и внедрении СМК в организации уже на этапе выделения и описания процессов следует учитывать возможности ее усиления экономическими инструментами. Также нужно принимать во внимание, что в процессе развития теории и практики управленческого учета разработаны такие инструменты, как бюджетирование, определение себестоимости на основе видов деятельности, организация учета в разрезе центров ответственности и др., которые могут после определенной адаптации использоваться в рамках СМК. Однако в первую очередь необходимо помнить, что процессный подход позволяет реализовать методологию АВС - АВВ - АВМ, в основе которой «затраты, основанные на действиях», «бюджетирование, основанное на действиях» и «менеджмент, основанный на действиях».

Последовательность реализации данной методологии [6]:

строится модель процессов (операций) «как есть»;

по операциям собирается информация, среди которой - время и стоимость;

определяются факторы, влияющие на операции, и выбираются единицы измерения. Выделяются операции, обусловленные выпуском единицы продукции, серии продукции, поддержкой продукции, поддержкой технологии, обслуживанием клиентов, поддержкой производственных мощностей; рассчитывается себестоимость операций; определяется объем операций, которые осуществляются в связи с выпуском единицы продукции;

рассчитывается себестоимость единицы продукции и других представляющих интерес объектов калькулирования;

составляется бюджет организации и делается оценка достижения целей;

на основе имеющейся информации принимаются решения по совершенствованию процессов.

Таким образом, можно отметить, что взгляды на экономические аспекты качества постепенно, по мере того как развиваются подходы к менеджменту качества, меняются и, конечно, последние непосредственно влияют на формирование новых подходов к экономике качества. Следовательно, ввиду непрерывного развития управления качеством на каждом новом его этапе будет изменяться и такое научное направление, как экономика качества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Британский стандарт ВБ 6143 : 1992. Руководство по экономике качества. Ч. 1. Модель затрат на процесс // О распределении затрат на качество. М., 2003. С. 46-74. (Сер. Все о качестве. Зарубежный опыт; Вып. 41).

2. ГОСТ Р ИСО / ТО 10014 : 2005. Руководство по управлению экономикой качества. М.: Стандартинформ, 2005. 8 с.

3. Салимова Т.А., Еналеева Ю.Р. Теория и практика управления затратами на качество. Саранск:

Изд-во Мордов. ун-та, 2007. 156 с.

4. Скрипко Л. Экономическое управление качеством: теория и методология. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 203 с.

5. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. М.: Экономика, 1986. 471 с.

6. Щепетова С.Е. Менеджмент и экономика качества: от естественного к формальному, от формального к естественному. М.: КомКнига, 2007. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.