Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА'

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
28
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Джандарова Луиза Хусановна

В статье рассмотрен механизм формирования и использования эколого-экономической конкурентоспособности региона во взаимосвязи с технологиями управления. Обобщены причины изменчивости эколого-экономических процессов и предложена их классификация. Выделены приоритетные направления эколого-экономической конкурентоспособности регионов, к которым отнесены экологическая культура и образование. Сделаны выводы о том, что технологии управления эколого-экономической конкурентоспособностью должны базироваться на использовании мировых стандартов и учете специфики конкурентоспособности страны и регионов. Эту сложную задачу возможно решить, объединив уже имеющиеся стандарты с новейшими адаптивными методиками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF ENVIRONMENTALANDECONOMIC COMPETITIVENESS OF THE REGION

The article considers the mechanism of formation and use of the ecological and economic competitiveness of the region in conjunction with management technologies. The reasons for the variability of ecological and economic processes are generalized and their classification is proposed. Priority areas of ecological and economic competitiveness of regions are identified, which include ecological culture and education. Conclusions are drawn that technologies for managing environmental and economic competitiveness should be based on the use of world standards and taking into account the specifics of the competitiveness of the country and regions. This complex task can be solved by combining existing standards with the latest adaptive techniques.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГОЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_5_4_387 УДК 332

Джандарова Луиза Хусановна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экологии и природопользования, Чеченский государственный университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: luiza2275@rambler.ru

УПРАВЛЕНИЕ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ РЕГИОНА

В статье рассмотрен механизм формирования и использования эколого-экономической конкурентоспособности региона во взаимосвязи с технологиями управления. Обобщены причины изменчивости эколого-экономических процессов и предложена их классификация. Выделены приоритетные направления эколого-экономической конкурентоспособности регионов, к которым отнесены экологическая культура и образование. Сделаны выводы о том, что технологии управления эколого-эконо-мической конкурентоспособностью должны базироваться на использовании мировых стандартов и учете специфики конкурентоспособности страны и регионов. Эту сложную задачу возможно решить, объединив уже имеющиеся стандарты с новейшими адаптивными методиками.

Ключевые слова: региональное развитие; управление конкурентоспособностью; эколого-экономическая конкурентоспособность; культура, технологии управления.

UDC 332

Dzhandarova Luiza Khusanovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Ecology and Nature Management, Chechen State University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: luiza2275@rambler.ru

MANAGEMENT OF ENVIRONMENTALANDECONOMIC COMPETITIVENESS OF THE REGION

The article considers the mechanism of formation and use of the ecological and economic competitiveness of the region in conjunction with management technologies. The reasons for the variability of ecological and economic processes are generalized and their classification is proposed. Priority areas of ecological and economic competitiveness of regions are identified, which include ecological culture and education. Conclusions are drawn that technologies for managing environmental and economic competitiveness should be based on the use of world standards and taking into account the specifics of the competitiveness of the country and regions. This complex task can be solved by combining existing standards with the latest adaptive techniques.

Keywords: regional development; competitiveness management; environmental and economic competitiveness; culture, management technologies.

Исследование мирового опыта в части управления эколого-экономической конкурентоспособностью регионов с помощью анализа, систематизации, использования новейших научных подходов и определения приоритетов и направлений эколого-эко-номической политики поможет определить компромиссные пути решения экологических проблем и минимизировать их влияние на

эколого-экономическую конкурентоспособность регионов.

В некоторой степени теоретические и практические основы управления эколого-экономическим развитием на национальном и региональном уровнях освещены в исследованиях отечественных и зарубежных ученых, в частности проанализированы конфликты экологических и экономических

интересов, рычаги воздействия на сложные системы, приоритетность экологических стандартов перед экономической выгодой, формирование и обоснование эколого-эко-номических механизмов регулирования. На уровне регионов, где реализуется экономическое развитие, используются природные ресурсы, выбор и обоснование управленческих составляющих является сложным из-за региональной специфики и системы различий территориального развития.

Для регионального развития России вопрос формирования основ управления эколого-экономической конкурентоспособностью является очень актуальным и в то же время исключительно специфическим, поскольку требует проведения фундаментальных исследований всех аспектов этой проблемы. Для успешного внедрения основ эколого-экономической конкурентоспособности большую роль играет то, насколько органично эти принципы сочетаются с региональным фактором, что становится принципиально важным для регионов, являющихся диверсифицированными в экологическом, экономическом, демографическом аспектах.

Развитие экономики регионов, формирование экономических механизмов и инструментов на уровне определенных территорий свидетельствуют о необходимости учета в построении механизма управления эколо-го-экономической конкурентоспособностью региона, предпосылок его формирования, влияния внешних и внутренних факторов, а также целей его использования.

Важным инструментом эколого-экономи-ческой конкурентоспособности в мире является эколого-экономическая культура как следствие социализации эколого-экономи-ческих отношений. Эколого-экономическая культура субъектов экономики представляет собой сложное социально-духовное образование личности, охватывающее совокупность средств и механизмов деятельности, направленных на регуляцию системы эколо-го-экономических отношений. Эколого-эко-номическая культура как часть общечеловеческой культуры должна способствовать социально-духовной реализации личности, поэтому ее необходимо направить на построение социально значимой системы отношений общества и окружающей среды. Сегодня человечество вступило в затяжной

экологический кризис, вызванный как бурным развитием технической сферы, негативными процессами эксплуатации природы, так и отсутствием экологического сознания, «ответственности за уничтожение природных ресурсов, загрязнение природной среды, потребительский способ взаимодействия с природой» [4].

Во всех сферах жизни и развития общества и индивида наблюдаются проявления эколого-экономической культуры. Стоит отметить, что сейчас общество четко осознает важность высокой эколого-экономической культуры для здоровья и жизни. Субъекты экономической деятельности понимают, оценивают и осознают приоритетность решения эколого-экономических проблем. Каждое предприятие функционирует на принципах долгосрочности и отсроченности экологических последствий и считает, что экологические проблемы не касаются его лично и ему удастся избежать их последствий. Такое положение радикально не меняет ситуацию, поскольку осознание экологической опасности не сопровождается соответствующими действиями со стороны предпринимательского сектора.

Для профессиональных участников экономических отношений и всех субъектов экономики эколого-экономическая культура должна стать основной базой для оптимального и эффективного природопользования. Начало этой культуры находится в сознании человека, его интеллектуальной готовности и воспитании. Формирование такой культуры будет способствовать ее распространению, развитию и лоббированию соответствующих стандартов и интересов в обществе. Сложность процесса формирования такой почвы - в медлительности построения и долго-срочности ожидания результатов.

Все указанные выше факторы создают предпосылки для формирования эколого-экономической конкурентоспособности локальных территориальных образований. В этом контексте возникает вопрос: если эти факторы известны, их можно исследовать, оценить и осуществить влияние через управленческие инструменты, в чем заключается сложность создания действенного механизма управления эколого-экономической конкурентоспособностью для каждого конкретного региона. Ответом на этот вопрос

является сама сущность эколого-экономи-ческого процесса, основными свойствами которого являются сложность, динамичность и склонность к изменчивости. На основе этих процессов формируется эколого-экономиче-ская конкурентоспособность региона. Причины изменчивости эколого-экономических процессов на уровне определенного региона, государства и всего мира являются разнообразными по источнику возникновения, урегулированности и степени влияния на конкурентоспособность. На основе мирового опыта можно выделить основные причины изменчивости (сдвигов) эколого-экономиче-ских процессов и классифицировать их:

1) по источнику возникновения сдвига: по региону (внутренние, внешние); относительно источника (объективные, субъективные); относительно содержания проблемы (реальные, виртуальные);

2) по урегулированности: возможности устранения (возможно устранение, невозможно устранение); возможности компенсации (компенсированные, декомпен-сированные); возможности локализации (локализованные, глобальные);

3) по степени воздействия: интенсивности процессов (постоянные, интенсивные); повторяемости процессов (случайные, периодические); относительно наличия связи (сопутствующие, прикрепленные).

Рассматривая эколого-экономическую конкурентоспособность региона как объект управления, важно отметить, что проблема устойчивости и стабильности возникает в момент возникновения дестабилизирующего негативного (позитивного) влияния. Дестабилизирующее негативное (положительное) влияние (возмущение) - это внешнее и внутреннее влияние на элементы и связи между ними в социально-экономической системе, которое может нарушить текущее функционирование системы или возможности сохранения траектории развития. Дестабилизирующее влияние может иметь традиционный (управляемый традиционными методами и инструментами) или инновационный характер для региона. При таких условиях устойчивость эколого-экономического развития региона понимается как способность во времени сохранять или возвращаться к заданной траектории после определенного влияния на элементы эколого-экономической системы.

Следовательно, устойчивость эколого-экономического развития отражает возможность удержания тенденции развития при любых внутренних и внешних воздействиях. Эколого-экономическое развитие является достижением определенных целевых показателей развития в условиях изменчивости эколого-экономических процессов, которые вызывают изменения доступности экономических и экологических ресурсов. Стабильность эколого-экономического развития отражает возможность формирования такого взаимодействия элементов в эколого-эко-номической системе региона при новых условиях деятельности, которое способствует формированию инновационной структуры экономики для реализации тенденции развития, что позволяет осуществить достижение скорректированных целевых показателей в условиях изменения приоритета использование экономических и экологических ресурсов.

Управление эколого-экономической конкурентоспособностью в условиях изменчивости эколого-экономических процессов, а также возможность обеспечения устойчивости и стабильности регионального развития являются многоуровневыми:

- оперативный уровень - применение краткосрочных регуляторов управления, которые имеют характер локализации изменений в состоянии элементов и процессов развития эколого-экономической системы;

- тактический уровень - применение среднесрочных регуляторов управления, которые имеют характер компенсации изменений в состоянии элементов и процессов развития эколого-экономической системы;

- стратегический уровень - применение долгосрочных регуляторов управления, имеющих характер определения целей, закрепления изменений в состоянии элементов и процессов развития эколого-экономической системы.

Последний уровень управленческого процесса по развитию эколого-экономической системы является стратегическим и играет особую роль в формировании механизмов и выборе инструментов управления эколо-го-экономической конкурентоспособности региона. Важность стратегического подхода заключается не только в учете факторов влияния на процесс управления, но и в опреде-

лении направлений использования полученного результата. Речь идет о стратегическом подходе к формированию эколого-экономи-ческой конкурентоспособности территории, учитывая цель ее использования. Это обеспечит выделение приоритетных направлений развития указанной конкурентоспособности, что выгодно выделит этот подход и обеспечит его эффективность для каждого региона.

Для освещения особенностей управления эколого-экономической конкурентоспособностью проследим, как именно осуществляется реализация соответствующей политики в регионах развитых стран.

Реализация эколого-экономической политики осуществляется каждой страной на национальном и региональном уровнях в соответствии с правилами. Во-первых, это учет опосредованных (косвенных) экономических рычагов, когда осуществляется влияние на экологическую систему во взаимосвязи с эко -номическими механизмами. Во-вторых, целесообразно четко осознавать роль государства, его полноценное участие в рыночных процессах при активизации (и без нее) механизмов рынка. Эффективный экономический механизм не может быть без роли и вмешательства государства, без его регулирования и установления «правил игры». В-третьих, развитие экономики в регионах, стимулирование научно-технического прогресса, роста потребностей населения и т. п. нельзя отделять от экологического воздействия и решения эколого-социальных задач, которые сопровождают указанное развитие. Эти правила предусматривают гармоничное развитие обеих составляющих: экологической и экономической систем.

Приоритеты региональной экологической политики в контексте обеспечения сбалансированного развития регионов, а также уменьшение социально-экономических и территориальных диспропорций объективно предусматривают разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития регионов, которая направлена:

- на усиление региональной социально-экономической диспропорции (по основным макроэкономическим и макроструктурным показателям);

- углубление неоднородности территориального экономического и социального

пространства (прежде всего по параметрам уровня и качества жизни населения разных регионов);

- устранение дисбалансов в системе межбюджетных отношений и ресурсных возможностях формирования самодостаточных в финансовом и экономическом аспектах административно-территориальных единиц;

- адекватность действующего институционального обеспечения регионального развития вызовам глобализации;

- учет конкурентных преимуществ и имеющегося социально-экономического потенциала регионов в выработке стратегий регионального развития.

Стратегия - это долгосрочный план, содержащий управленческие решения по выбору целей и направлений деятельности и модели действий по размещению, распределению и координации ресурсов предприятия для обеспечения его развития. В нашем случае сущность экологической стратегии предусматривает две функции, которые она обеспечивает: определение целевой установки, перспективных направлений и траектории движения хозяйственного объекта во времени и пространстве; создание модели деятельности людей, которая будет учитывать влияние факторов внешней и внутренней среды. «Рациональное изменение экологического баланса природных систем служит основой сохранения природно-ресурсного потенциала развития общества» [3].

Одним из важных инструментов экологической политики в мире является стратегическая экологическая оценка (СЭО), направленная на преодоление конфликта процессов социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Дефиницию «СЕО» внедрил в конце 1980-х годов американский экономист К. Вуд [5], отметив, что стратегическая экологическая оценка по активизации управленческих механизмов способна оказать влияние в пользу альтернативных проектов. То есть стратегическая экологическая оценка направлена на исследование возможных направлений развития и выделение тех из них, которые предусматривают использование инновационных технологий и инвестиционных потоков, которые будут способствовать получению наибольшей выгоды. Указанная оценка также направлена на предотвращение (ликвидацию) социаль-

ных стрессов, чрезмерное использование инфраструктуры, создание промежуточных механизмов и т. п.

Например, стратегическую экологическую оценку используют в Нидерландах в процессе разработки стратегии отрасли электроэнергетики: обоснование расположения сетей альтернативного питания, выбор предела прочности для строительства электростанций, генерирующих источников энергии. В Португалии механизм стратегической экологической оценки применяют для организации развития городов, охватывающий системы управления земельными, водными, энергетическими ресурсами. Примером процедуры может быть строительство аэропорта в Лиссабоне. Основными критериями были: сохранение биоразнообразия природных ресурсов (речь шла об уничтожении более 50 тыс. пробковых деревьев), безопасность для воздушной навигации и транспортировки с учетом пространственного планирования, а также социально-экономическая конкурентоспособность и финансовая целесообразность.

В России, как и в мире, есть запросы на здоровый образ жизни и сохранение окружающей среды, поэтому в стране «должны создаваться институциональные основы для реализации этих потребностей, необходимо поощрять к обучению и инновациям новое поколение предпринимателей, инициировать «зеленые» бизнес-стратегии развития территорий» [1].

Следовательно, проблема эффективного управления эколого-экономической конкурентоспособностью является сложной, новой и глобальной одновременно. Инструментарий государственного управления, который предусматривает использование экологически ориентированных методов и технологий для сохранения окружающей среды, существует, но его темпоральность не полностью учитывает специфику конкурентоспособности и требует синхронной адаптивности к ее динамичности. Базовый инструментарий управления предусматривает принятие законов и организационного механизма по их соблюдению, в том числе и применение санкций в случае их нарушения; налоговые льготы и льготное кредитование для субъектов хозяйствования; обязательный экологический аудит и экологическое страхование;

внедрение экологической сертификации произведенной продукции и т. п. Технологии управления эколого-экономической конкурентоспособностью должны базироваться на использовании мировых стандартов и учете специфики конкурентоспособности страны и регионов. Эту сложную задачу возможно решить, объединив уже имеющиеся стандарты с новейшими адаптивными методиками. «Одним из показателей устойчивого развития является сокращение образования отходов путем переработки и повторного использования ресурсов» [2]. Соответственно, для достижения цели обеспечения устойчивых моделей потребления ресурсов и производства современным императивом является циркулярная экономика, которая должна постепенно заменить линейную модель.

Список литературы

1. Бекмурзаева Р. Х. Концепция циркулярной экономики: бизнес-стратегия развития экономики региона // Экономика и предпринимательство. 2021. № 8 (133). С. 220-223.

2. Бекмурзаева Р. Х., Джандарова Л. Х. Концепция учета устойчивости развития экономики региона // ФГУ Science. 2021. № 4 (24). С. 29-34.

3. Бекмурзаева Р. Х., Джандарова Л. Х. Эколо-го-экономические аспекты системы рационального природопользования в Чеченской Республике // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: российский и зарубежный опыт. 2021. № 2 (34). С. 15-18.

4. Дадаев Я. Э. Культура в современной миссии бизнеса: экологический аспект // ФГУ Science. Научно-аналитический журнал. 2020. № 4 (20). С. 65-70.

5. Wood C., Djeddour M. The environmental assessment of policies, plans and programmes / Report to the European Commission on Environmental Assessment of Policies, Plans and Programmes and Preparation. Vol. 1. Manchester: EIA Centre, University of Manchester, 1989. URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf (дата обращения: 15.10.2022).

References

1. Bekmurzayeva R. H. The concept of circular economy: a business strategy for the development of the region's economy. Economics and entrepreneurship. 2021. No. 8 (133). Pp. 220-223.

2. Bekmurzayeva R. H., Dzhandarova L. H. The concept of accounting for the sustainability of the development of the economy of the region. Federal State University of Science. 2021. No. 4 (24). Pp. 29-34.

3. Bekmurzayeva R. H., Dzhandarova L. H. Ecological and economic aspects of the rational nature management system in the Chechen Republic. Actual problems and prospects of economic development: Russian and foreign experience. 2021. No. 2 (34). Pp. 15-18.

4. Dadaev Ya. E. Culture in the modern mission of

business: ecological aspect. Federal State University Nauka. Scientific and analytical journal. 2020. No. 4 (20). Pp. 65-70.

5. Wood S., Djiddu M. Environmental assessment of policies, plans and programs / Report of the European

Commission on the environmental assessment of policies, plans and programmes and preparation. Volume 1. Manchester: University of Manchester EIA Center, 1989. URL: http://www.tandfonline.com/doi/pdf (accessed: 10/15/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.