Научная статья на тему 'Управление эффективностью использования техники фирмы Джон Дир на основе моделирования'

Управление эффективностью использования техники фирмы Джон Дир на основе моделирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Назаренко А. С., Дац Ф. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление эффективностью использования техники фирмы Джон Дир на основе моделирования»

Назаренко А.С. , Дац Ф.А. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ ФИРМЫ ДЖОН ДИР НА ОСНОВЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ

При анализе зарубежных тракторов Джон Дир в условиях Вологодской области, было установлено что, эргономичность, экологичность и производительность работы техники на наш взгляд в целом отвечает требованиям для работы в лесу. Но более глубокий анализ основанный на обработке данных исследования коэффициента технической готовности и производительности показал необъективность и высокие простои техники порой достигающие более 24 часов. Экономический эффект после четырёх лет эксплуатации трактора близится к нулю и использовать технику становится не рентабельно. [1] Для установления факторов, определяющих влияние на снижение показателей эффективности и надёжности использования техники фирмы Джон Дир в условиях Вологодской области, необходим комплексный подход в условиях системы «Человек- Машина -Среда» (Ч-М-С), который предполагает управление техническим состоянием [2].

Структура и взаимосвязь основных составляющих этой системы представлены на Рис. 1:

Рис 1. Система человек -машина- среда для тракторов Джон Дир

В процессе функционирования система достигает определенного результата — эффекта. Под эффективностью системы понимается степень фактического достижения результата, т.е. степень достижения цели как степень соответствия действительного результата тому, который должен иметь место при всей полноте выполнения системой своей функции.

Эффективность системы зависит от того, насколько эффективны ее подсистемы, и наоборот.

Для исследования процессов, протекающих в системе Ч-М-С или ее подсистеме, используется совокупность методов и средств, обычно применяемых для анализа и синтеза функциональных или управляемых систем. Эти процессы рассматриваются с единых методологических позиций как управляемые динамические процессы, подчиняющиеся общим закономерностям, а сама система . Количественно цели системы устанавливаются нормативами и целевыми показателями, по которым осуществляется оценка эффективности функционирования системы. Целевой норматив — как массив целей, или целевое обеспечение, — это обоснованные показатели функционирования системы и ее подсистем при полном достижении поставленных перед ними целей в заданный момент времени. Степень достижения поставленных перед системой и ее подсистемами целей в рассматриваемый момент времени оценивается в форме отношения целевого значения показателя функционирования системы к его текущему значению.

Формально структура модели любой частной деятельности как воздействия на объект системного управления в приложении к системе управления эффективностью взаимосвязей системы Ч-М-С в общем виде представляется на (рис 2)

Рис. 2. Модель повышения надёжности системы Ч-М-С

На входы управляемых объектов, в качестве которых выступает функциональная деятельность того или иного субъекта, в соответствии с целями подается вектор множества сигналов Хвх(^) различной природы, преобразуемый далее в фактически реализуемый результат — вектор выходных сигналов Хеых(^). Принцип управляемости в любой деятельности обеспечивается наличием в системе каналов обратной связи, которые в совокупности с элементом сравнения (ЭС) обеспечивают выработку программы воздействия на объект управления (ОУ), устраняющего разницу между входными и выходными сигналами.

Входные сигналы — это мероприятия по повышению безотказности системы Ч-М-С. Внешние сигналы представляют собой различные возмущающие помехи, обусловливающие неопределенность в понимании природы блоков, несовершенство технических средств, нестабильность объекта управления и т.п. Характер выходных сигналов — это система показателей результатов функциональных процессов. Такое представление системы дает возможность сравнения и оценки эффективности деятельности субъектов и всей системы в целом. Объект управления ОУ можно охарактеризовать множеством Щ пар вход —выход. Тогда модель деятельности любого объекта управления определяется следующей тройкой: Хвх(^), хвых^), Щ, где Щ— отношение, определяющее зависимость выхода от входа.

Основной принцип построения показателя эффективности имеет вид

И=ХВЫх(ШХВх^) (1)

Таким образом, существует сложная динамическая система, включающая в себя совокупность элементов «оператор», «трактор», «дорога», функционирующих в определенной «среде». Эти элементы единой транспортной системы находятся в отношениях и связях друг с другом и образуют определенную целостность. оператор—трактор; трактор—дорога; дорога —оператор.

Рис. 3. Роль факторов риска и их сочетание в возникновении отказов системы Ч-М-С.

На рис. 3 представлена роль разных факторов как причин отказов: в 57 % случаев главная причина

отказов — ошибка оператора; в 27 % случаев причиной отказов является проблема взаимодействия оператора и дороги; в 6 % случаев причиной отказов является проблема взаимодействия оператора и трактора; в 3 % случаев причиной отказов является проблема сложного взаимодействия оператора, трактора и дороги.

Оператор должен быть постоянно готов к действиям в неожиданно меняющейся дорожной обстановке, что обеспечивается его устойчивостью и интенсивностью внимания. Длительность пребывания оператора в подобном состоянии определяется наиболее распространенной категорией теории надежности — запасом прочности. В свою очередь, надежность характеризуется пригодностью, обученностью, трудовым потенциалом.

Пригодность определяется личностными, психофизиологическими качествами оператора, состоянием его здоровья и выявляется в процессе медицинского освидетельствования, психофизиологического отбора претендента и сопоставления их с заранее заданными критериями.

Обученность определяется наличием у водителя необходимого объема знаний и навыков, которые приобретаются в процессе профессионального обучения и в результате самообучения в процессе работы. Особую

актуальность приобретают качество и эффективность учебного процесса, индивидуальные особенности обучаемого, свойства нервной системы и личностные характеристики.

Трудовой потенциал человека характеризует, те его ресурсные возможности, которые могут быть мобилизованы для достижения конкретной производственной цели. Он представляет собой комплексную характеристику качеств работника, позволяющих ему выступать в роли активного субъекта производственной деятельности и приносящих ему доход для обеспечения жизнедеятельности.

Стратегический трудовой потенциал человека — это гибкое динамическое образование, которое развивается и совершенствуется под воздействием внешних стимулов в результате саморазвития личности и в ходе самой профессиональной деятельности.

К факторам, связанным с внешней средой, увеличивающим потенциальный риск проявления отказов, относятся темное время суток, неблагоприятные погодные условия. Эти факторы усиливают нагрузку на психику человека и требуют от него принятия решений в нестандартных ситуациях.

При анализе работы операторов техники Джон Дир за декабрь 2 0 0 6 г Пермской области было установлено, что средняя выработка в смену составляет 154,2 м3, отработано смен ночных и дневных и доля ТО и Р падающая на эти смены показана на рис 4:

Отказы в ночные смены 48 шт

Ночные смены 126 шт

Дневные смены . 107 шт

Отказы в дневные смены 31 шт

Рис. 4. Сравнительный анализ отказов в ночное и дневное время.

Из диаграммы видно что большая доля отказов происходит в ночное время, неблагоприятные погодные условия оказывают более негативное влияние на оператора ночью, чем днем, что снижает его надёжность и надёжность системы ЧМС в целом.

Основными задачами дальнейшего исследования является:

Анализ и характер работы оператора-человека, установление основных причин ошибок, роль и значение профессионализма и разработки мероприятий по взаимной приспособленности оператора и человека.

Разработка технологии установления коэффициента потенциальных возможностей использования машин и условий труда оператора-человека.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дац Ф.А., Сухарев А.С., Михалин П.А «Анализ эффективности использования зарубежной техники ». Международный симпозиум «Надёжность и качество» Пенза,ПГУ. 2007- с 61-63- Том 2.

2. Назаренко А.С., Быков В.В. «Теоретические предпосылки управления техническим состоянием лесных машин и агрегатов. Лесная промышленность.-2004 №2 С. 15-17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.