Научная статья на тему 'Обучение человека⎯оператора как основная задача управления зарубежной лесозаготовительной техники'

Обучение человека⎯оператора как основная задача управления зарубежной лесозаготовительной техники Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
226
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обучение человека⎯оператора как основная задача управления зарубежной лесозаготовительной техники»

Макуев В.А, Дац Ф.А, Клубничкин В.Е. ОБУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА-ОПЕРАТОРА КАК ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

Человек в системе управления является наиболее важным и одновременно менее надежным звеном. Он легко отвлекается, сравнительно быстро утомляется, его поведение подвержено влиянию очень многих непредсказуемых факторов, и поэтому он не может безошибочно выполнять работу в течение продолжительного времени. Частота отказов в системах управления по вине человека составляет от 20 до 95

%. [3]

Влияние индивидуальных особенностей машины и человека в системе различно. С одной стороны

именно на человека возлагается оптимизация работы системы с учетом тех или иных отклонений состо-

яния . С другой стороны, для человека наиболее характерно (наряду с наличием некоторых "типичных" элементов поведения) индивидуальное отношение к выполнению функций управления. В зависимости от стажа работы, квалификации и других факторов, в результате творческих процессов в сознании, находятся новые решения, которые редко поддаются прогнозированию. Особенно часто отклонения от средних статистических показателей наблюдаются в критических ситуациях, часто возникающие, например, в транспортных системах. В этих случаях изменение эффективности "человеческого" звена системы имеет существенные отличия. Одна из особенностей состоит в том, что весьма сложно определить каковы "резервы" организма в такой ситуации вообще. В одних случаях эффективность действий человека

в критической ситуации существенно повышается, а в других становится хуже.

Еще более сложно прогнозировать возможное изменение таких психологических резервов во времени, их устойчивость под влиянием внешних и внутренних факторов среды.

Так, например, по данным статистики в ряде сложных систем управления ненадежность "человеческого" звена может составлять до 50 % ненадежности всей системы.

Человек-оператор — это человек, основу работы которого составляет взаимодействие с машиной, предметом труда и внешней средой посредством дистанционного управления. Оператор должен быть постоянно готов к действиям в неожиданно меняющейся дорожной обстановке, что обеспечивается его устойчивостью и интенсивностью внимания. Длительность пребывания оператора в подобном состоянии определяется наиболее распространенной категорией теории надежности — запасом прочности. Для таких профессий требуются определенные природные данные: например, быстрота реакции, стрессоустой-чивость.[1]

Как показали результаты интервью с операторами харвестеров, до 4 0% респондентов имеют стаж работы операторами харвестеров до одного года (рис. 1). Только 50% респондентов имеют среднее профессиональное профильное образование и 10% - высшее (см. рис. 2).[2]

Рис 1. Образование операторов Рис 2. Стаж работы респондентов

харвестеров операторами харвестеров

Результаты интервью с операторами форвардеров показали, что 62% респондентов имеют стаж работы операторами от 1 года до 2,5 лет (рис. 3) . Причем подавляющее большинство из них (87%) имеют среднее профессиональное образование (см. рис. 4).[2]

Рис 3. Образование операторов Рис 4. Стаж работы респондентов

форвардеров операторами форвардеров

Существует ряд проблем с подготовкой операторов: только четверть опрошенных операторов харве-

стеров находят организацию обучения хорошей, недостаточно велик объем работы операторов с тренажерами, неоднозначная ситуация с организацией отбора при приеме на работу. Уже давно назрела необходимость создания современной системы подготовки квалифицированных операторов лесозаготовительных машин.[2]

Так в московском государственном университете леса в центре «Лесопромышленник» обучение операторов ведётся с помощью тренажёра -симулятора «Ponsse» (рис 5 а, б, в).

Но на данного типа установке, с помощью которой оператор учится управлять харвестером или фор-вардерем и доводить технологию рубки до автоматизма, также можно проводить исследования, для более глубокого исследования системы человек -машина.

а) б) в)

Рис 5. а), б) - составные части тренажера по обучению операторов харвестеров и форвардеров

Ponsse:

1) рукоятки управления гидроманипулятором и харвестерной головкой; 2) рукоятка рамного

управления;

3) рулевое миниколесо; 4) кнопки предварительного выбора и программирования; 5) устройство OPTI

б) клавиатура и оптическая мышь; 7) дисплей и монитор; 8) педаль аксельратора и начала

движения;

9) порошковый огнетушитель; 10) принтер; 11) стойка+ измерительные клещи; 12) проектор; 13)

кресло

оператора; 14) корпус установки в) принцип работы тренажера по обучению операторов харвестеров и форвардеров Ponsse.

Так исследование статистики объёма и навыков работы операторов полученных при тестировании операторов на тренажёре Ponsse и собранных в реальных условиях Белозерского ЛПХ Вологодской области позволило выявить три основных класса профессионализма операторов (рис 6), выявить коэффициент подобия (таблица 1). Коэффициент подобия- это коэффициент учитывающего реальные условия воздействующие на оператора и снижающих его производительность в отличие от симулятора тренажёра Ponsse.

Кпод Пч реал/Пч трен (1)

где Пч реал -часовая производительность оператора в реальных условиях;

часовая производительность оператора на тренажёре.

Рис 6. Производительность операторов зарубежной лесозаготовительной техники Таблица №1

П

ч трен

№ класса профессионализма Часовая производительность на тренажёре Ponsse Пч трен, м3/ч Часовая производительность в реальных условиях Пч реал, м3/ч Коэффициент подобия

I 33 5,027 0,133

II 65,05 8,98

III 108,15 11,54

Таким образом на данного типа тренажёре можно проводить оценку работоспособности и профессионализма оператора, формулировать более совершенную методику подготовки операторов -водителей с учётом российского менталитета и дорожных и климатических условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дац Ф.А., Назаренко А.С., «Управление эффективностью использования техники фирмы Джон Дир на основе моделирования ». Международный симпозиум «Надёжность и качество» Пенза ,ПГУ. 2008- с

41-43- Том 2.

2. Сюнев В.С., Соколов А. П., Селиверстов А.А., Коновалов А.П., Катаров В.К. Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) Герасимов Ю.Ю., Вяльккю Э., Карвинен С. НИИ леса Финляндии (METLA) «Анализ потребности в обучении операторов лесозаготовительных машин» ПетрГУ, METLA.-2008-с 9-10

3. Романов А.Н., Пегин П.А. «Надёжность водителя». - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006.-376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.