Научная статья на тему 'Управление движениями в беге на короткие дистанции'

Управление движениями в беге на короткие дистанции Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
532
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕТОДИКА КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Анисимова Е.А., Катенков А.Н.

Проблема повышения эффективности управления движениями в беге на короткие дистанции привлекает внимание многих специалистов в данном виде спортивной деятельности. Исправление ошибок в технике бега представляет собой сложный и длительный процесс, требующий специально организованных педагогических условий и темы педагогических воздействий. Скорость бега на короткие дистанции определяется многими факторами, среди которых немаловажное значение имеет рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве и времени, а также устранение колебаний головы и плечевого пояса в передне-заднем, боковом и вертикальном направлении. Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материал. В данной статье предлагается разработанная автором методика контроля движений головы в вертикальном направлении при выполнении различных беговых упражнений, а также во время бега на соревновательной дистанции. Результат. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами методики и целесообразность ее применения в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции, показали, что применение разработанной нами методики контроля движений головы во время бега на различные отрезки дистанции, привело к значительному снижению амплитуды колебаний в вертикальном направлении, что обусловило улучшение результатов в беге. Заключение. Предложенная нами методика использования данного устройства направлена на упрочение навыков рационального распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени; устранение или снижение амплитуды колебаний головы в вертикальном положении, что повышает экономичность движений, увеличивает их легкость и свободу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление движениями в беге на короткие дистанции»

УДК 796.422.1

УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯМИ В БЕГЕ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ

Е.А. Анисимова - кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Катенков - магистр Ульяновский государственный педагогический университет

Ульяновск

MANAGEMENT OF MOVEMENTS IN SPRINT

E.A. Anisimova - candidate of pedagogical sciences, associate professor

A.N. Katenkov - master Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena funina@mail.ru

Ключевые слова: техническая подготовленность, педагогический эксперимент, методика контроля.

Аннотация. Проблема повышения эффективности управления движениями в беге на короткие дистанции привлекает внимание многих специалистов в данном виде спортивной деятельности. Исправление ошибок в технике бега представляет собой сложный и длительный процесс, требующий специально организованных педагогических условий и темы педагогических воздействий.Скорость бега на короткие дистанции определяется многими факторами, среди которых немаловажное значение имеет рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве и времени, а также устранение колебаний головы и плечевого пояса в передне-заднем, боковом и вертикальном направлении.

Методы: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материал. В данной статье предлагается разработанная автором методика контроля движений головы в вертикальном направлении при выполнении различных беговых упражнений, а также во время бега на соревновательной дистанции.

Результат. Результаты педагогического эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами методики и целесообразность ее применения в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции,показали, что применение разработанной нами методики контроля движений головы во время бега на различные отрезки дистанции, привело к значительному снижению амплитуды колебаний в вертикальном направлении, что обусловило улучшение результатов в беге.

Заключение. Предложенная нами методика использования данного устройства направлена на упрочение навыков рационального распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени; устранение или снижение амплитуды колебаний головы в вертикальном положении, что повышает экономичность движений, увеличивает их легкость и свободу.

Keywords: technical readiness, pedagogical experiment, control technique.

Annotation. The problem of movement's effective management in sprint draws attention of many experts in this type of sports activity. Correction of mistakes in a technique of running represents the difficult and long process demanding specially organized pedagogical conditions and the subject ofpedagogical influences. Speed of sprint is defined by many factors among which

important value has rational distribution of parts and body links in space and time, and also elimination of fluctuations of the head and a humeral belt in the front and back, lateral and vertical direction.

Research methods: analysis and generalization of scientific and methodical literature, testing, pedagogical experiment, methods of mathematical statistics.

Research material. In this article the technique of the head movements control developed by the author in the vertical direction is offered when performing various running exercises, and also during running on a competitive distance.

Results. Results of pedagogical experiment confirmed efficiency of the technique offered by us and expediency of its application in training process of runners on short distances, showed that application of the headmovements control technique developed by us during running on various pieces of a distance, led to considerable decrease in amplitude of fluctuations in the vertical direction that caused improvement of results in running.

Conclusion. The technique this device use offered by us is directed on consolidation of parts and body links rational distribution skills in space and time; elimination or decrease in amplitude of the head fluctuations in vertical situation that increases profitability of movements, increases their ease andfreedom.

Скорость бега на короткие дистанции определяется многими факторами, среди которых немаловажное значение имеет рациональное распределение частей и звеньев тела в пространстве и времени, а также устранение колебаний головы и плечевого пояса в передне-заднем, боковом и вертикальном направлении.

Индивидуальная техника бега на короткие дистанции имеет различные особенности, что обусловлено фенотипическими, росто-весовыми, а также показателями физической и специальной беговой подготовки. Наиболее распространенными ошибками техники бега спринтеров являются значительные колебательные движения.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости выявления различных отклонений от рациональной техники бега на короткие дистанции и поиск способов их устранения.

Задачи: 1. Разработать методику контроля движений головы при выполнении специальных беговых упражнений, а также при преодолении соревновательной дистанции.

2. Проверить эффективность данной методики в процессе проведения педагогического эксперимента.

В беге на короткие дистанции оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов является лишь одним из факторов, определяющих прирост скорости во время состязательной деятельности. Рост спортивного мастерства спринтера определяется комплексом нейрофизиологических и биохимических процессов, подчиняющихся общим закономерностям, реализация которых обеспечивает совершенствование техники и прирост спортивных результатов [2, 8]. Усвоение рациональной техники беговых шагов связано с выявлением и своевременным исправлением индивидуальных ошибок, обусловленных выполнением бега как естественной локомоции, обеспечивающей комфортное состояние организма.

Современные достижения спринтеров достигли такого уровня, что сформировавшийся в течение индивидуальной жизни стиль бега требует серьезной коррекции в соответствии с нейрофизиологическим механизмом бега с учетом его биомеханических параметров [2, 5, 6]. Скорость бегуна определяется характером деятельности периферического аппарата, эффективность которого определяется сложными центральными механизмами управления движениями, расположенными на различных уровнях центральной нервной системы.

Центральные механизмы включают в свой состав двигательные сенсорные и вегетативные центры, определяющие эффективность моторной деятельности.

Психологическая установка на улучшение результата при неготовности сложных центральных механизмов управления движениями к оптимальной согласованной

деятельности приводит к чрезмерному нервно-мышечному напряжению, несвоевременному перераспределению мышечных усилий, снижению контролирующей функции характера и согласованности работы отдельных частей и звеньев тела [1, 3, 7]. Это приводит к появлению лишних, неоправданных, с точки зрения биомеханики, движений в виде раскачивания верхней части туловища в боковом или передне-заднем направлении; колебаний головы в вертикальном и горизонтальном положении. Все излишние двигательные действия связаны с дополнительными тратами энергии, что снижает результативность бега на соревновательной дистанции. Исправление ошибок при достигнутом упрочении двигательных навыков является длительным и сложным процессом, требующим новых нетрадиционных подходов к организации системы спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции. Анализ специальной литературы свидетельствует о недостаточном внимании ученых и тренеров к решению данной проблемы [9].

Нами предложено устройство, простое по конструкции и применению в практической деятельности, с помощью которого можно своевременно вносить необходимые коррективы в индивидуальную технику бег спринтера.

1 - эластичная резинка

2 - полукруг из полоски картона

3 - маркер

4 - место крепления основания маркера к эластичной резинке

5 - место соединения полоски картона с эластичной резинкой

Рис. 1. Методика контроля движений головы во время бега на короткие дистанции

Разработанная нами методика контроля движений головы в вертикальном направлении представляет собой устройство, состоящее из эластичной резинки шириной 2,53,0 см, которую спринтер надевает на голову. К передней части эластичной резинки крепится полоска белого картона, которая постепенно увеличиваясь в ширине, достигает к центру наибольшей величины - до 5-7 см.

Между эластичной резинкой и широкой частью белого картона находится маркер, который своим основанием крепится к эластичной резинке, а острым красящим концом упирается в картон. Длина маркера ~ 2 см, при рациональной технике бега, оптимальном расположении частей и звеньев тела в пространстве и времени, отсутствии колебательных движений головы в вертикальном направлении - на полоске белого картона остается точка.

Колебательные движения головы в вертикальном направлении оставляют на полоске белого картона линию, длина которой соответствует величине амплитуды движений головы. Это обеспечивает получение срочной информации о данном параметре бега и позволяет разработать методику управления движениями головы во время бега на короткие дистанции. Содержанием методики предусматривалось выполнение различных беговых упражнений, включаемых в спортивную тренировку с установкой на исключении колебательных движений головы в вертикальном направлении. С этой целью во время выполнения подготовительных беговых упражнений обеспечивалась готовность организма при беговой

нагрузке находить зрительный ориентир на линии глаз и пробегать отрезки дистанции, сохраняя заданное положение головы.

Контроль точности пространственно-временных параметров беговых шагов осуществлялся путем использования предложенной нами конструкции. Такой же подход применялся в процессе выполнения специальных беговых упражнений: семенящего бега, захлестом голени, с высоким подниманием бедра, прыжкообразного бега, с ускорений на различных отрезках дистанции др. После каждого забега проверялся оставленный маркером след на полоске белого картона; измерялась длина оставленной им черты, которая заклеивалась прямоугольником чистой бумаги, после чего данная методика контроля движений головы использовалась вновь.

Для проверки эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 23 спортсменки, специализирующиеся в беге на короткие дистанции - 1 разряда, КМС и МС 18-24 лет. Были организованы две группы: контрольная (КГ) - 11 человек, и экспериментальная (ЭГ) - 12 человек.

Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень общефизической и специальной беговой подготовки с применением комплекса контрольных упражнений: бега на 60 м с высокого старта; пробегания отрезка дистанции 150 м с высокого старта; прыжка в длину с места; тройного и десятикратного прыжка с места, толкания ядра 3 кг. Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по показателям общефизической и специальной беговой подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05). Измерение величины амплитуды движений головы во время пробегания соревновательной дистанции осуществлялось с помощью разработанной нами методики контроля. Обработка полученных данных не выявила существенных различий по данному параметру у испытуемых КГ и ЭГ (р>0,05).

В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с традиционной методикой спортивной подготовки спринтеров на основе программы, рекомендованной РФ легкой атлетики. В ЭГ использовалась разработанная нами методика контроля движений головы во время бега на короткие отрезки дистанции.

После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование, результаты которого показали, что улучшение беговой подготовки произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ показатели оказались существенно выше. Так, в КГ при исходных результатах прыжка в длину с места 2,71±0,21 см к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 3,50% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,72±0,18 см прирост составил 7,50% (р>0,05). В КГ при выполнении тройного прыжка с места исходные данные составили 8,59±0,11м, к окончанию педагогического эксперимента улучшение показателей произошло на 2,38% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 8,58±0,19 м прирост составил 7,04% (р>0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим показателям общефизической подготовки спринтеров.

Применение методики контроля движений головы во время пробегания коротких отрезков дистанции позволило спортсменкам ЭГ значительно уменьшить амплитуду ее колебаний в вертикальном положении, что способствовало увеличению скорости бега на различных отрезках дистанции. Так, в КГ в беге на 30м с высокого старта при исходных показателях 4,30±0,53 с к завершению педагогического эксперимента результаты улучшились на 1,87% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,31±0,27 с прирост составил 5,44 % (р>0,05).

В КГ в беге на 150 м с высокого старта при исходных показателях 17,88±0,36 с, к окончанию педагогического эксперимента результаты возросли на 3,52 % (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 17,79±0,69 с, прирост составил 10,65 % (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ была выявлена и на других отрезках дистанции.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что применение разработанной нами методики контроля движений головы во время бега на различные отрезки дистанции, привело к значительному снижению амплитуды колебаний в вертикальном направлении, что обусловило улучшение результатов в беге. Предложенная нами методика использования данного устройства направлена на упрочение навыков рационального распределения частей и звеньев тела в пространстве и времени; устранение или снижение амплитуды колебаний головы в вертикальном положении, что повышает экономичность движений, увеличивает их легкость и свободу.

Литература

1. Анисимова, Е.А. Технологическое обеспечение процесса спортивной подготовки бегунов на короткие дистанции // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. -2013. - №3(28). - С. 24-27.

2.Дмитриев, С.В. Диалектика становления нового качества в системных движениях спортсмена // Принципиальные вопросы кинезиологии спорта : Сб. науч. трудов / Под.ред. Коренберга В.Б. - Малаховка, 1991.

3. Кряжев, В.Д. Биомеханический анализ техники бега сильнейших спортсменов мира / В.Д. Кряжев, Г.И. Попов, В.М. Скуднов, Л.И. Безрукова // Теория и практика физической культуры. - 1988. - №10. - С. 30-32.

4. Кряжев, В.Д. Совершенствование беговых движений. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. - 191 с.

5. Назаренко, Л.Д. Теоретическое обоснование и методика развития ритмичности / Л.Д. Назаренко, Ж.А. Игнатьева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2000. - № 1. - С. 45-50.

6. Назаренко, Л.Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - № 2. - С. 30-35.

7. Никитушкин, В.Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства / В.Г. Никитушкин, Н.Н. Чесноков, В.Б. Зеличенок, Б.Ф. Прокудин. - М. : Советский спорт, 2004. - 88 с.

8. Пьянзин, А.И. Взаимосвязь компонентов тренировочной нагрузки различной направленности с изменениями параметров состояния квалифицированных легкоатлетов / А.И. Пьянзин, Г.Л. Драндров, В.Н. Медведев // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 3. - С. 54-57.

9. Cottin, F. Effekt of fatigye on spontaneous velocity variations in humab middle-distance running: use of short-term Fourier transformation /F.Cottin, Y. Papelier, F. Durbin, J.P. Koralsztein, V.L. Billat // Eur. J. Appl. Physiol. -2002. - May. - 87 (1). P. 17-27.

Bibliography

1. Anisimova, E.A. The technological support of the process of runners on short distances sports training // Pedagogical-psychological and medico biological problems of physical culture and sport. - 2013. - No. 3 (28). - P. 2427.

2. Dmitriev, S.V. Dialectics of new quality formation in system movements of the athlete // Fundamental questions of kinesiology of sports: Collection of scientific works /Under edition of Korenberg V. B. - Malakhovka, 1991.

3. Kryazhev, V.D. Biomechanical analysis of the strongest athletes of the world running technique / V.D. Kryazhev, G.I. Popov, V.M. Skudnov, L.I. Bezrukov // Theory and practice of physical culture. - 1988. - No. 10. - P. 30-32.

4. Kryazhev, V.D. Improvement of running movements. - M: VNIIFK publishing house, 2002. - 191 p.

5. Nazarenko, L.D. Theoretical justification and technique of rhythm development / L.D. Nazarenko, Zh.A. Ignatyev // Physical culture: education, formation, training, 2000. - No. 1. - P. 45-50.

6. Nazarenko, L.D. Place and value of accuracy as motive and coordination quality / L.D. Nazarenko // Physical culture: education, formation, training. - 2001 . - No. 2. - P. 30-35.

7. Nikitushkin, V.G. Track and field athletics. Sprint. Stages of sports improvement and the highest sports skill / V.G. Nikitushkin, N.N. Chesnokov, V.B. Zelichenok, B.F. Prokudin. - M: Soviet sports, 2004. - 88 p.

8. Pyanzin, A.I. Interrelation of the various orientation training load components with changes of qualified athletes condition parameters / A.I. Pyanzin, G.L.Drandrov, V.N. Medvedev // Theory and practice of physical culture. - 2000 . - No. 3. - P. 54-57.

9. Cottin, F. Effect of fatigue on spontaneous velocity variations in human middle-distance running: use of short-term Fourier transformation / F.Cottin, Y. Papelier, F. Durbin, J.P. Koralsztein, V.L. Billat // Eur. J. Appl. Physiol. - 2002. - May. - 87 (1). P. 17-27.

Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта, №4(29) 2013 _ISSN 2070 4 7

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр

6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.