Научная статья на тему 'Управление движением населения региона'

Управление движением населения региона Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
360
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ДВИЖЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MANAGEMENT SYSTEM / MOVEMENT OF POPULATION / REGIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тураева Ирина Лубсановна

В данной статье анализируются основные подходы к управлению процессами движения населения в отдельном регионе в современных условиях социальноэкономического развития России. Основное внимание автор уделил структуре системы управления процессами движения населения, учету и характеристике социально-экономических факторов регионального демографического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOVEMENT MANAGEMENT OF POPULATION OF REGION

In given article the basic approaches to management of movement processes of the population in separate region in modern conditions of social and economic development of Russia are analyzed. The main question discussed is structure of control system of the population movement processes; and the characteristic of socio-economic factors of regional demographic development.

Текст научной работы на тему «Управление движением населения региона»

УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА

УДК 332.1: 325.1

Ирина Лубсановна Тураева

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Антикризисное управление и управление персоналом» (ВосточноСибирский государственный технологический университет, г. Улан-Удэ) сот. тел.: 89021616478; раб. тел.: 8 (3012) 413168; E-mail: xlystov@mail.ru

В данной статье анализируются основные подходы к управлению процессами движения населения в отдельном регионе в современных условиях социально-экономического развития России. Основное внимание автор уделил структуре системы управления процессами движения населения, учету и характеристике социально-экономических факторов регионального

демографического развития.

Ключевые слова: система управления, движение населения, региональное развитие.

Irina Lubsanovna Turayeva

the candidate of economical sciences, the senior lecturer of Anti-recessionary management and personnel management faculty (East-Siberian state technological university, Ulan-Ude) Mobile number: 89149838769, Office number: 8 (3012) 413168 E-mail: xlystov@mail.ru

MOVEMENT MANAGEMENT POPULATION OF REGION

OF

In given article the basic approaches to management of movement processes of the population in separate region in modern conditions of social and economic development of Russia are analyzed. The main question discussed is structure of control system of the population movement processes; and the characteristic of socio-economic factors of regional demographic development.

Keywords: management system, movement of population, regional development.

1. Введение

Смена общественно-экономической формации и перестройка экономики не мота не сказаться на динамике процессов, происходящих в обществе. Застой в развитии производственных мощностей и социальной сферы России конца XX в. сразу же отрицательно сказался на естественном и миграционном движении населения регионов, источниках пополнения его численности. В условиях поляризации регионов и выделения точек роста, проблема обеспечения привлекательности регионов для населения становится основой региональной политики и управления.

Мы берем за основу утверждение, что управление движением населения представляет собой управление, определяемое целями развития государства и более мелких образований, осуществляемых с помощью системы методов, используемых в управлении, основу которых составляет общенаучная методология, предусматривающая системный подход к решению проблем. Эта трактовка представляется наиболее адекватной, так как позволяет системно рассмотреть все управленческие действия.

2. Основные подходы и концепции движения населения

Существует два основных подхода к понятию «движение населения». В «узком» смысле движение населения - это естественное движение населения, т.е. воспроизводство численности и возрастно-половой структуры населения, естественная смена поколений, осуществленная через соотношение рождаемости и смертности - внутренних составляющих воспроизводства физического существования людей [1, С.175].

Сторонники «широкого» подхода включают в процессы движения населения не только процессы естественного движения населения, но и изменение социальной структуры населения, его образования, миграцию. Так, Э.К. Васильева [2, С.54] в движение населения включает воспроизводство социально-экономических структур общества (социально-классовой, профессионально-отраслевой, образовательной, этнической и др.).

Признавая важность исследования естественного движения населения, мы вместе с тем, считаем, что нельзя сводить целостный процесс развития населения только к его естественному воспроизводству, поэтому «широкий» подход представляется нам наиболее адекватным.

Под движением населения, на наш взгляд, следует понимать совокупность трех форм движения: пространственного, социального и естественного. В современных условиях основной формой движения является естественная форма, поскольку именно повышение рождаемости на настоящий момент определяет естественный прирост населения.

К настоящему времени существует множество экономических концепций движения населения. При всем их многообразии экономический подход объединяет две группы концепций — макроэкономические и микроэкономические. Согласно макроэкономической (факторной) концепции [3, С.297], смертность рассматривается как демографическая детерминанта рождаемости. По мнению авторов данной концепции, принимая решение о числе детей в семье, родители уже учитывают (сознательно или инстинктивно) существующий уровень детской и младенческой смертности, так как для них важно число выживших детей, а не число рождений. Однако может возникнуть и такая ситуация, что многодетность семьи может оказаться причиной высокой смертности детей, а не наоборот.

Микроэкономическая концепция [4] акцентирует внимание на семье как экономической единице. Дети, согласно этой теории, обладают определенной «полезностью» для семьи не только экономической (работник в семейном предприятии или поддержка в старости), но и с точки зрения социального престижа, повышающего статус семьи и родителей, эмоциональной гордости, психологического комфорта. Во всех случаях важно не только количество, но и «качество» детей (их здоровье, образование). Это повышает стоимость детей, т. е. расходы семьи на содержание, воспитание детей, образование и результаты этой деятельности.

На наш взгляд, данный подход изначально предполагает наличие потребности в детях, но не объясняет механизма ее формирования. Попытка объяснить сокращение рождаемости убывающей предельной полезностью последующего ребенка несостоятельна уже потому, что дети не могут рассматриваться как «блага»

№2, 2010

sa

одного вида в силу своей индивидуальности, так как обладают различной «степенью полезности» для родителей. Но поскольку потребность в детях, при условии ее существования, может занимать любое место в иерархии индивидуальных или семейныгх потребностей, справедливо предположить, что отказ от увеличения семьи возможен, если рождение ребенка оценивается как препятствие на пути к удовлетворению других, более приоритетных нужд.

Необходимость использования показателей движения населения в управлении общественным развитием нашла отражение в научной литературе. Так, Л.Е. Дарский приходит к выводу, что если процессы движения населения (и прежде всего уровень рождаемости) противоречат социально-экономическим потребностям, то здесь и возникает необходимость направления их в нужное русло [5, С.35]. Ближе к истине мнение А. Кваши, который говорит, что управление движением населения не зависит от конкретного характера демографических процессов, оно существует всегда, т.к. в обществе всегда существовала демографическая подсистема, которой надо управлять [6, С.21]. На современном этапе развития в научной литературе установился тезис о принципиальной управляемости процессов движения населения.

3. Система управления движения населения

Система управления движением населения включает:

1. Субъект управления — органы, реализующие демографическую политику, воздействующие на объект и ведущие его к заданной цели или состоянию, через управленческую и организационную работу;

2. Объект управления - это общество и его элементы (население региона), на которые направлено управленческое воздействие;

3. Содержание управления (меры демографической политики);

4. Ресурсы (финансовые, информационные, административные, нормативные).

В нашей стране можно выделить три уровня управления движением населения, ограниченные организационным порядком:

• макроуровень предполагает управление движением населения на государственном уровне. Здесь управление выступает в форме общегосударственной демографической политики.

В РФ демографическая политика реализуется через программно-целевое управление, элементами которого являются: концепции; федеральные целевые программы действий; планы мероприятий по реализации концепций;

• мезоуровень предполагает управление движением населения на региональном уровне, т.е. управление выступает в форме региональной демографической политики, реализуемой так же посредством программно-целевого управления. Региональные программы создаются с учетом регионализации государственного управления. Каждый субъект РФ уникален по многим своим характеристикам: местоположению, природно-климатическим условиям, уровню развития экономики, структуре расселения и населения;

• микроуровень предполагает управление на муниципальном уровне.

4. Новый подход к управлению движением населением

Сформулируем новый подход, суть которого основана на возможности использования внутренних ресурсов региона, и состоит в отходе от традиционного понимания системы управления, когда субъект управления представляют только государственные органы, реализующие демографическую политику государства, эффективность которой определяется, прежде всего, рациональной организацией мероприятий, проводимых за счет хорошо финансируемых программ демографического развития. При таком подходе управление движением населения рассматривается как «закрытая система», так как ее цели и задачи ограничены мероприятиями, прописанными в демографических программах и концепциях.

В результате использования нового подхода образовывается многосубъектная структура субъекта управления, организованная на основе принципа общественно-частного партнерства, под которым понимается сотрудничество органов власти, хозяйствующих субъектов и общественных организаций по демографическому оздоровлению региона.

Однако нельзя полностью отказываться и от программно-целевого управления. Речь идет о разработке программ, адаптированных к территории, т.е. в программах регионального уровня должна быть оставлена «ниша» для корректировки программ в соответствии с местными условиями, формирующими демографическую структу-

ру населения с учетом национальных и культурных традиций.

5. Особенности управления движением населением в регионе

Управление движением населения в регионе осуществляется через управляющее воздействие системы управления на объект управления — процесс движения населения, с целью сохранения существующих темпов роста населения и достижения, в перспективе, желаемого уровня качества жизни населения. Управляющее воздействие осуществляется преимущественно через реализацию мер, которые разрабатываются в рамках демографической политики государства.

Потребностями совершенствования системы управления, по верному утверждению Соболевой C.B., обуславливается необходимость системного подхода к исследованию управления движением населения в регионе [7, С.12].

B реализации этой задачи можно выделить три методологические позиции: 1) признание исторической и социально-экономической обусловленности связей населения с социальным и экономическим развитием региона; 2) необходимость дифференцированного подхода в осуществлении управления движением населения, которая вытекает из предыдущей позиции; 3) необходимость применения комплексного подхода к проблемам управления движением населения региона.

Исходя из данных методологических положений, можно утверждать, что с позиций системного подхода управление движением населения выступает в качестве подсистемы по отношению к основным сферам общественной жизни.

По нашему убеждению, системный подход проявляется в том, что развитие населения рассматривается в сложной системе обуславливающих его факторов, с одной стороны, и во взаимодействии составляющих его развитие процессов - с другой. Системный подход включает в себя также оценку условий, принципов, норм и организационных возможностей регулирования.

Среди основных принципов и закономерностей движения населения региона нужно назвать такие как сбалансированность социально-экономического и демографического развития региона, дифференцированная направленность мер воздействия в соответствии со спецификой структуры населения и адресными целями регулиро-

Экономика, Статистика и Информатика

№2, 2010

59

вания и др.

При этом «концепция развития региона, - отмечает О.С. Пчелинцев, рассматривая отдельные вопросы регионального развития, - должна быть в первую очередь «открытой», учитывающей развитие его структур, изменение места и функций региона в социально-экономической системе» [8, С.50]. С этой точки зрения, регион представляется как развивающееся население, заданное во всем многообразии потребностей и деятельности.

Специфика управления процессами движения населения на территории региона обуславливается в первую очередь особенностями самих региональных процессов движения населения. Причем региональные особенности формируются под определяющим влиянием социально-экономических факторов, прежде всего различия в уровне экономического потенциала. Кроме этого, на них оказывают воздействие природная специфика и этно-культура. Необходимо учитывать и субъективные факторы, такие как, понимание администрациями субъектов Российской Федерации значимости для настоящего и будущего региона успешного решения демографических проблем.

Особенности проявления факторов проявляются в первую очередь в том, что в идентичных социально-экономических условиях происходит сближение закономерностей движения населения; их региональное проявление определяется степенью территориальной дифференциации экономических, социальных и этнических процессов.

Процесс управления движением населения можно представить в виде определенной последовательности шагов: 1) выявление конкретных объектов управления и целей трансформации этих объектов; 2) выявление фак-

торов воздействия на движение населения с учетом интересов субъектов; 3) определение технологий и инструментов; 4) нормирование потребностей в различных ресурсах. При этом критериями управления региональными процессами движения населения, по мнению автора, можно считать достижение в регионе устойчивой динамики определенных показателей-факторов.

Таким образом, движение населения выступает как системное явление, охватывающее самые различные аспекты, связанные с развитием населения. Процессы движения населения в регионе обуславливаются, прежде всего, определенной совокупностью факторов, которые имеют значение именно на уровне региона, и не оказывают существенного влияния на уровне более крупной территориальной системы. Кроме того, каждый регион входит в определенную группу регионов, отличающихся сходными условиями социально-экономического и демографического развития, т.е. обладает групповыми отличиями в движении населения, что придает специфику региональной системе управления.

Литература

1. Народонаселение: прошлое, настоящее, будущее / В.М. Медков, Д.К. Шелестов, Г.М. Коростелев и др. - М.: Мысль, 1987. - 253 с.

2. Васильева Э.М. Социально-экономическая структура населения СССР. - М., 1978. - 412 с.

3. Струмилин С.Г. Проблемы экономики труда. - М., 1961. - 329 с.

4. Борисов В.А. Воспроизводство населения как предмет демографической науки // Воспроизводство населения и демографические процессы в СССР. - М., 1987. - С.15 - 28.

5. Рождаемость: проблемы изуче-

№2, 2010

ния / под ред. Л.Е. Дарского. - М., 1976. -341 с.

6. Кваша А. Актуальные вопросы демографической политики в СССР // Демографическая политика в СССР. -М., 1983. - С.17-29.

7. Соболева С.В. Демографические процессы в региональном социально-экономическом развитии. - Новосибирск: Наука, 1988. - 201 с.

8. Пчелинцев О.С. Урбанизация и региональное развитие // Методология системного анализа регионального развития и управления. - М., 1980. -Вып.8. - С.40-54.

References

1. People population: the past, the present, the future / V.M. Medkov, D.K. Shelestov, G.M. Korostelev. - M.: Idea,

1987. - 253 p.

2. Vasilyeva E.M. Social economic structure of the population in US SR. -M., 1978. - 412 p.

3. Strumilin S.G. Economy ofthe labor problems. - M., 1961. - 329 p.

4. Borisov V.A. Reproduce of the population as object of demographic science // Reproduce of the population and demographic processes in USSR. -M., 1987. - P. 15-28.

5. Reproduce of the population: problems of the study / L.E. Darskiy. -M., 1976. - 341 p.

6. Kvasha A. The actual problems of the demographic politics in USSR // The demographic politics in USSR. - M., 1983. - P. 17-29.

7. Soboleva S.V. Demographic processes in social economic region's development. - Novosibirsk: Science,

1988. - 201 p.

8. Pchelintsev O.S. Urbanization and development of the region // Methods of the system analysis in the region's development and management. - M., 1980. - Vol.8. - P. 50-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.