Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКОЙ НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ: ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ'

УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКОЙ НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ: ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / ДОЛГ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / ДИНАМИКА / БЮДЖЕТ / REGION / DEBT / MUNICIPALITY / DYNAMICS / BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ревунов Сергей Вадимович, Лубенская Мария Петровна, Щербина Михаил Михайлович, Несват Михаил Сергеевич

В статье рассматривается состояние региональных и муниципальных финансов Российской Федерации на современном этапе, представлена группировка регионов РФ по уровню долговой устойчивости, рассчитана динамика накопленной задолженности субъектов РФ и муниципальных образований РФ за период 2015-2019 гг. Выявлены основные тенденции, касающиеся накопленного долга регионов РФ и муниципалитетов. Авторами обоснованы рекомендации, направленные на стабилизацию региональных и муниципальных финансов РФ, в частности в условиях ликвидации социально-экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции, для органов местного самоуправления необходимо ввести временный мораторий на любые виды заимствований, за исключением бюджетных кредитов. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке программ социально-экономического развития, управлении финансовой деятельностью, бюджетировании в средне- и долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ревунов Сергей Вадимович, Лубенская Мария Петровна, Щербина Михаил Михайлович, Несват Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEBT LOAD MANAGEMENT AT THE MESOECONOMIC LEVEL: DYNAMICS, FACTORS, OPTIMIZATION DIRECTIONS

The authors of the article examine the state of regional and municipal finances of the Russian Federation at the present stage. A grouping of regions of the Russian Federation by the level of debt sustainability is presented. The dynamics of the accumulated debt of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities of the Russian Federation for the period 2015-2019 is calculated. The main tendencies concerning the accumulated debt of the regions of the Russian Federation and municipalities are revealed. The authors substantiated recommendations aimed at stabilizing the regional and municipal finances of the Russian Federation, in particular, in the context of eliminating the socio-economic consequences of the coronavirus pandemic. It is necessary for local governments to introduce a temporary moratorium on all types of borrowing, with the exception of budget loans. The research results can be used by public authorities and local governments in the preparation of programs for socio-economic development, financial management, budgeting in the medium and long term period.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОВОЙ НАГРУЗКОЙ НА МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОМ УРОВНЕ: ДИНАМИКА, ФАКТОРЫ, НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ»

Ревунов С.В.1,2, Лубенская М.П.1, Щербина М.М.1, Несват М.С.1

1 Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М.И. Платова, Новочеркасск, Россия

2 Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт — филиал Донского государственного аграрного университета, Новочеркасск, Россия

Управление долговой нагрузкой на мезоэкономическом уровне: динамика, факторы, направления оптимизации

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ревунов С.В., Лубенская М.П., Щербина М.М., Несват М.С. Управление ^ долговой нагрузкой на мезоэкономическом уровне: динамика, факторы, направления оптимизации // Креативная экономика. — 2020. — Том 14. — № 11. — С. 2823-2836. с1о1: 10.18334/се.14.11.111129

С

АННОТАЦИЯ: 8

В статье рассматривается состояние региональных и муниципальных финансов Российской Федерации на современном этапе, представлена группировка регионов РФ по уровню долговой устойчивости, рассчитана динамика накопленной задолженности субъектов РФ и муниципальных образований РФ за период 201 5-2019 гг Выявлены основные тенденции, касающиеся накопленного долга регионов РФ и муниципалитетов. Авторами обоснованы рекомендации, направленные на стабилизацию региональных и муниципальных финансов РФ, в частности в условиях ликвидации социально-экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции, для органов местного самоуправления необходимо ввести временный мораторий на любые виды заимствований, за исключением бюджетных кредитов. Результаты исследования могут использоваться органами государственной власти и местного самоуправления при подготовке программ социально-экономического развития, управлении финансовой деятельностью, бюджетировании в средне- и долгосрочной перспективе.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: регион, долг, муниципалитет, динамика, бюджет

Ревунов Сергей Вадимович, доцент, кандидат экономических наук (sergeirevunov25@gmail.com)

Лубенская Мария Петровна, магистр (novochgreen@protonmail.com) Щербина Михаил Михайлович, магистр (mm061@mail.ru) Несват Михаил Сергеевич, студент (misha_nesvat@mail.ru)

&

КРЕАТИВНА? ЭКОНОМИКА

— 2823 —

<n

(NI O»

«Í

O» <J\

m m

Revunov S.V.1,2, Lubenskaya M.P.1, Shcherbina M.M.1, Nesvat M.S.1

1 Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Russia

2 Novocherkassk Engineering and Meliorative Institute — branch of Don State Agrarian University,

Russia

Debt load management at the mesoeconomic level: dynamics, factors, optimization directions

CITE AS:

Revunov S.V., Lubenskaya M.P., Scherbina M.M., Nesvat M.S. (2020) Upravlenie dolgovoy nagruzkoy na mezoekonomicheskom urovne: dinamika, faktory, napravleniya optimizatsii [Debt load management at the mesoeconomic level: dynamics, factors, optimization directions]. Kreativnaya ekonomika. 14. (11). — 2823-2836. doi: 10.18334/ce.14.11.111129

ABSTRACT:_

The authors of the article examine the state of regional and municipal finances of the Russian Federation at the present stage. A grouping of regions of the Russian Federation by the level of debt sustainability is presented. The dynamics of the accumulated debt of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities of the Russian Federation for the period 201 5-2019 is calculated. The main tendencies concerning the accumulated debt of the regions of the Russian Federation and municipalities are revealed. The authors substantiated recommendations aimed at stabilizing the regional and municipal finances of the Russian Federation, in particular, in the context of eliminating the socio-economic consequences of the coronavirus pandemic. It is necessary for local governments to introduce a temporary moratorium on all types of borrowing, with the exception of budget loans. The research results can be used by public authorities and local governments in the preparation of programs for socio-economic development, financial management, budgeting in the medium and long term period.

KEYWORDS: region, debt, municipality, dynamics, budget

JEL Classification: H63, H72, H74

Received: 01.11.2020 / Published: 30.1 1.2020 © Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Revunov S.V. (sergeirevunov25@gmail.com)

— 2824 —

Введение

Необходимость преодоления деструктивных социально-экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции закономерно актуализирует исследования, направленные на стабилизацию финансового состояния регионов Российской Федерации и муниципальных образований. Одной из форм пополнения доходной части региональных и муниципальных бюджетов является заимствование денежных средств. С учетом вышеизложенного, не подлежит сомнению актуальность и своевременность исследований, направленных на анализ наиболее экономически эффективных для субъектов бюджетной системы способов кредитования.

Исследованием комплекса вопросов, связанных с функционированием региональной финансовой системы, занимались Яшина Н.И., Яшин С.Н., Богомолов С.В., Малова Н.Г. [20] (Yashina, Yashin, Bogomolov, Malova, 2020), Ишина И.В. [7] (Ishina, 2015), Кадомцева С.В. [8] (Kadomtseva, Pivkina, 2018). о Проблемы управления бюджетом муниципальных образований рассматриваются в работах Раст Д.В. [15] (Rast, 2015), Тимашёвой И.В., Сабатовича М.В., Паздниковой Н.П. [18] (Timashyova, Sabatovich, Pazdnikova, 2017) и других ученых. Отдавая долг уважения коллегам, необходимо сказать о том, что направления повышения эффективности долговой политики субъектов РФ и муниципальных образований не получили исчерпывающей научной интерпретации. С учетом сказанного, целью исследования является обоснование предложений, направленных на снижение бюджетных расходов, связанных с обслуживанием накопленной задолженности. Авторская гипотеза заключается в том, что при реализации на федеральном уровне комплекса организационно-экономических и нормативно-правовых мероприятий достигается экономический эффект, выражающийся в значительном сокращении расходов субъектов РФ и муниципалитетов, связанных с обслуживанием накопленной задолженности, что способствует повышению устойчивости финансовой системы как регионов и муниципалитетов РФ, так и РФ в целом.

Научная новизна заключается в конкретизации организационно-экономических и нормативно-правовых мероприятий, направленных на повышение эффективности финансовой системы субъектов РФ и муниципальных образований, в частности введение моратория на коммерческое кредитование для субъектов РФ и муниципалитетов, а также формирование специального фонда для осуществления бюджетного кредитования.

В процессе исследования использовались методы группировки статистических данных, расчета динамики показателей за период наблюдения, удельного веса элементов в совокупности.

- 2825 -

Мониторинг кредитоспособности важен для определения стоимости размещаемых ресурсов (низкий уровень кредитоспособности способствует увеличению надбавки за риск и цены заемных ресурсов), объемов заимствований и формирования кредитного портфеля государственного долга с учетом оценки кредитного риска муниципалитетов и регионов [2, 20] (Уоук, 2017;

гч

Yashina, Yashin, Bogomolov, Malova, 2020)

^ Основная часть

Конституция РФ, Бюджетный кодекс закрепляют за субъектами РФ и муниципальными образованиями право самостоятельно распоряжаться собственными доходами и расходами. Реализуя указанные права, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют собственную бюджетную политику. Балансировка доходной и расходной частей бюджета является одной из приоритетных задач органов управления на региональном и местном уровнях. Для финансирования своего долга субъекты РФ и муниципальные образования могут использовать такие предусмотренные законом инструменты, как кредитование (коммерческое, бюджетное), эмиссия ценных бумаг. При этом, как подчеркивает А.В. Якунина [19] (Уакипта, 2020), для муниципалитетов облигации являются единственным доступным для эмиссии видом ценных бумаг.

Как отмечает П.А. Ибрагимов, в целях снижения долговой нагрузки регионов по банковским кредитам федеральным центром был принят ряд смягчающих мер, таких как выделение дешевых (0,1 % годовых) бюджетных кредитов и рост объема «безвозмездных поступлений [6] (Ibragimov, 2016). Согласно положениям статьи 6 Бюджетного кодекса РФ, долговая устойчивость субъектов РФ и муниципальных образований РФ представляет собой «состояние, структуру и сумму задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации». Оценка долговой устойчивости осуществляется на основе Правил проведения оценки долговой устойчивости (утверждены Постановлением Правительства РФ от 4 марта 2020 г. № 227). Основными критериями отнесения регионов в группы долговой устойчивости являются следующие: величина отношения госдолга субъекта РФ к общему объему доходов бюджета субъекта РФ; доля расходов на обслуживание госдолга субъекта РФ в общем объеме расходов бюджета субъекта РФ; годовая сумма платежей по погашению и обслуживанию госдолга

- 2826 -

субъекта РФ, возникшего по состоянию на 1 января очередного финансового года. Методика расчета критериальных значений представлена в Правилах проведения оценки долговой устойчивости, государственную функцию по осуществлению расчета и группировке регионов осуществляет Министерство финансов РФ [12].

В таблице 1 [12] представлена группировка регионов РФ по уровню долговой устойчивости, выполненная Министерством финансов РФ.

Анализ информации, представленной в таблице 1, показывает, что для большинства субъектов Российской Федерации (43 региона) характерен средний уровень долговой устойчивости, то есть субъектами и муниципалитетами накоплена задолженность, однако регион способен самостоятельно обслуживать долг в кратко- и среднесрочной перспективе. Однако имеет место риск того, что вследствие реализуемых мер по предотвращению распространения пандемии коронавируса реальный сектор экономики, в частности отрасли экономики, связанные с общественным питанием, туризмом, логистикой и др., значительно сократит свои доходы. В свою очередь, снижение деловой активности провоцирует падение налоговых поступлений в бюджетную систему РФ в целом и регионов РФ в частности.

Высокий уровень долговой устойчивости наблюдается в 37 регионах РФ. Низкий уровень долговой устойчивости характерен для пяти российских регионов. Для данных субъектов характерен низкий уровень накопленной задолженности, сравнительно небольшие затраты, связанные с обслуживанием консолидированного регионального долга.

Субъекты РФ, относящиеся к данной группе, не располагают финансовыми возможностями для самостоятельного обслуживания накопленного долга и не могут обходиться без прямых целевых поступлений из федерального бюджета. В целом для российских регионов характерна резкая дифференциация по собственным доходам, качеству бюджета. Например, для субъектов РФ, входящих в состав Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, характерен значительный дисбаланс региональных бюджетов [10] (Maltseva, Paladova, 2017). Подобная неоднородность проявляется как в межрегиональных сопоставлениях, так и на уровне отдельного региона, проявляясь среди муниципалитетов. Крупные промышленно-хозяйственные агломерации являются своего рода «полюсами роста», притягивая к себе квалифицированные кадры и инвестиции. В то же время малые муниципалитеты постепенно теряют ресурсы для развития, прежде всего кадровые, что негативно сказывается на экономическом потенциале и, как следствие, качественных характеристиках местного бюджета. Указанная тенденция характерна для всех регио-

— 2827 —

Таблица 1

Группировка регионов РФ по уровню долговой устойчивости

Группа долговой устойчивости Наименование субъекта РФ

Высокий уровень долговой устойчивости 1. Алтайский край. 2. Брянская область. 3. Владимирская область. 4. Вологодская область. 5. Воронежская область. 6. Иркутская область. 7. Камчатский край; 8. Кемеровская область. 9. Курская область. 10. Ленинградская область. 11. Липецкая область. 12. Москва. 13. Московская область. 14. Мурманская область. 15. Ненецкий автономный округ 16. Новосибирская область. 17. Оренбургская область. 18. Пермский край. 19. Приморский край. 20. Республика Адыгея. 21. Республика Башкортостан. 22. Республика Бурятия. 23. Республика Крым. 24. Республика Саха (Якутия). 25. Республика Татарстан. 26. Ростовская область. 27. Самарская область. 28. Санкт-Петербург. 29. Сахалинская область. 30. Свердловская область. 31. Севастополь. 32. Тульская область. 33. Тюменская область. 34. Ханты-Мансийский автономный округ. 35. Челябинская область. 36. Чувашская Республика. 37. Ямало-Ненецкий автономный округ

Средний уровень долговой устойчивости 1. Амурская область. 2. Архангельская область. 3. Астраханская область. 4. Белгородская область. 5. Волгоградская область. 6. Забайкальский край. 7. Ивановская область. 8. Кабардино-Балкарская Республика. 9. Калининградская область. 10. Калужская область. 11. Карачаево-Черкесская Республика. 12. Кировская область. 13. Костромская область. 14. Краснодарский край. 15. Красноярский край. 16. Курганская область. 17. Магаданская область. 18. Нижегородская область. 19. Новгородская область. 20. Омская область. 21. Пензенская область. 22. Республика Алтай. 23. Республика Дагестан. 24. Республика Ингушетия. 25. Республика Калмыкия. 26. Республика Карелия. 27. Республика Коми. 28. Республика Северная Осетия-Алания. 29. Республика Тыва. 30. Республика Хакасия. 31. Рязанская область. 32. Саратовская область. 33. Смоленская область. 34. Ставропольский край. 35. Тамбовская область. 36. Тверская область. 37. Томская область. 38. Удмуртская Республика. 39. Ульяновская область. 40. Хабаровский край. 41. Чеченская Республика. 42. Чукотский автономный округ. 43. Ярославская область

Низкий уровень долговой устойчивости 1. Еврейская автономная область. 2. Орловская область. 3. Псковская область. 4. Республика Марий Эл. 5. Республика Мордовия

Источник: [12].

- 2828 -

нов Российской Федерации, в т. ч. дальневосточных [8] (Kadomtseva, Pivkina, 2018). Увеличение налоговой базы за счет формирования условий для успешного развития хозяйствующих субъектов — налогоплательщиков является одним из способов повышения инвестиционной привлекательности региона (муниципалитета) и вследствие этого увеличения собственных налоговых доходов регионов и муниципалитетов [4, 11] (Ermakova, 2017; Moskalenko, Moskalenko, Revunov, Vildyaeva, 2018).

Согласно точке зрения С.Н. Солдаткина, «серьезным сдерживающим фактором сегодня является то, что существенно сужены права и, следовательно, возможности региональных властей через прямые бюджетные расходы стимулировать и поддерживать развитие инновационной и инвестиционной деятельности в регионе» [17] (Soldatkin, 2014). При этом действующее законодательство РФ позволяет регионам и муниципальным образованиям осуществлять заимствования различными способами, в том числе посредством

эмиссии ценных бумаг (муниципальные облигации и государственные обли-

гации субъектов РФ [3] (Goryainova, 2016)).

Динамика накопленной задолженности субъектов РФ и муниципальных образований РФ за период 2015-2019 гг. представлена в таблице 2.

Результаты расчетов, отраженных в таблице 2, свидетельствуют о раз-новекторных тенденциях, наблюдаемых за период 2015-2019 гг. В частности, накопленный долг субъектов Российской Федерации снижается с 2 191 235 330,48 тыс. руб. до 1 917 718 131,63 тыс. руб. за период наблюдения. В то же время накопленная задолженность муниципальных образований возрастает за период наблюдения на 29 965 712,99 тыс. руб. В структуре совокупного муниципального долга преобладают банковские кредиты, доля которых увеличивается с 56,15% в 2015 г. до 64,61% в 2019 г. При этом отмечается падение удельного веса бюджетных кредитов в структуре: с 32,46% до 27,32% за период наблюдения. Также в абсолютном и относительном выражениях уменьшаются муниципальные гарантии.

Заключение

В завершение сформулируем следующие основные выводы:

1. Для регионов Российской Федерации характерно улучшение качественных характеристик финансового состояния. Подобная тенденция находит отражение в снижении общего уровня накопленной государственной задолженности субъектов РФ. В то же время в РФ отмечается региональная неоднородность. Большинство субъектов имеют высокий и средний уровни долговой устойчивости, однако в пяти субъектах ситуация с госдолгом очень

— 2829 —

от гч от ю

от от

1Л 1Л

Таблица 2

Динамика накопленной задолженности субъектов РФ и муниципальных образований РФ за период 2015-2019 гг.

Наименование показателя Годы

2015 2016 2017

Тыс. руб. % Тыс. руб. % Тыс. руб.

Накопленный государственный долг субъектов РФ 21 91 235330,48 - 2208409136,56 - 2141751831,60

Накопленная задолженность муниципальных образований РФ, в т. ч. 318079324,65 100,00 340362713,67 100,00 343183861,40

ценные бумаги 10570936,62 3,32 15473423,98 4,55 1 7251737,01

банковские кредиты 178590608,91 56,15 200661023,09 58,96 217688412,85

бюджетные кредиты 1 03256026,31 32,46 103722435,13 30,47 92399370,05

муниципальные гарантии 25609146,19 8,05 20468194,95 6,01 1 5837942,31

иные долговые обязательства 52606,62 0,02 37636,52 0,01 6399,18

Источник: [12, 13, 14].

- 2830 -

Динамика

2018 2019 Тыс. руб. %

% Тыс. руб. % Тыс. руб. %

- 2141751831,60 - 1917718131,63 - -273517198,85 -

100,00 343183861,40 100,00 348045037,64 100,00 29965712,99 -

5,03 1 7251 737,01 5,03 20459218,06 5,88 9888281,44 2,55

63,43 217688412,85 63,43 224880018,12 64,61 46289409,21 8,47

26,92 92399370,05 26,92 950881 12,56 27,32 -8167913,75 -5,14

4,62 1 5837942,31 4,62 7612294,39 2,19 -17996851,80 -5,86

0,00 6399,18 0,00 5394,51 0,00 -47212,10 -0,01

Е о с о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

ш .>

'+->

го ш

— 2831 —

<n

1Л 1Л

сложная. По нашему мнению, в целях стабилизации финансового состояния регионов, относящихся к группе с низкой долговой устойчивостью, федеральным органам в лице Министерства финансов, Федерального казначей-gj ства, Росфинмониторинга необходимо осуществлять координацию бюджет-^ ной политики субъектов, сопровождая ее реализацией пакета антикризисных организационно-экономических мер. По мнению исследователей [5, 7, 9, ^ 11, 15] (Zakharchenko, 2016; Ishina, 2015; Kizil, 2016; Moskalenko, Moskalenko, Revunov, Vildyaeva 2018; Rast, 2015), улучшение прозрачности и качества финансовой политики (в том числе за счет увеличения доли муниципальных образований в совокупных налоговых сборах), инвестиционной привлекательности на мезоэкономическом уровне способствует развитию предпринимательской активности, созданию новых рабочих мест и повышению налоговых отчислений в бюджетную систему РФ.

2. Негативной тенденцией является ухудшение качества кредитного портфеля, выражающееся в сокращении доли дешевых бюджетных кредитов при увеличении абсолютной и относительной величины дорогих банковских кредитов в составе накопленной задолженности муниципальных образований. Сохранение подобной негативной тенденции провоцирует увеличение расходов местных бюджетов, связанных с обслуживанием долга. В результате получается, что денежные средства налогоплательщиков, поступающие в местный бюджет для повышения качества жизни граждан, оказываются в распоряжении кредитных организаций.

3. Согласно точке зрения авторов, в условиях ликвидации социально-экономических последствий пандемии коронавирусной инфекции для органов местного самоуправления необходимо ввести временный мораторий на любые виды заимствований, за исключением бюджетных кредитов. Экономический эффект вследствие реализации подобного предложения заключается в экономии денежных средств местных бюджетов, образующейся вследствие отказа от сравнительно дорогостоящих банковских кредитов. Вместе с тем для решения проблемы балансировки местных бюджетов представляется необходимым формирование специального кредитного фонда, администрируемого Министерством финансов РФ, основной целью которого будет прямое бюджетное кредитование (без участия субъекта РФ) муниципальных образований. Практическое воплощение подобной инициативы позволит ускорить процедуру получения муниципалитетами РФ необходимых для реализации социально-экономических программ денежных средств. ■

- 2832 -

ИСТОЧНИКИ:

1. Баклаева Н. М. Проблемы согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного федерализма в России // Финансы и кредит. — 2016. — № 10 (682). — с. 46-60.

2. Вовк Н. А. Особенности финансов субъектов РФ: региональная и историческая специфика регионов-доноров и регионов-реципиентов // Вопросы экономических наук. — 2017. — № 2(84). — с. 32-33.

3. Горяинова Л. В. Муниципальные облигации как инструмент финансирования инфраструктурных проектов: мировой опыт, проблемы, возможности применения в развивающихся странах // Инновации и инвестиции. — 2016. — № 10. — с. 106-109.

4. Ермакова Н. М. Стимулирование роста экономики и снижения государственного долга субъектов Российской Федерации // Инновационное развитие экономики. — 2017. — № 4(40). — с. 141-144.

5. Захарченко В. И. Состояние государственных финансов как фактор международной конкурентоспособности Украины и её регионов: оценка и пути улучшения // Проблемы и перспективы экономики и управления. — 2016. — № 4(8). — с. 159-167.

6. Ибрагимов П.А. Долги регионов: причины их образования и последствия // Вестник Дагестанского государственного университета Серия 3: Общественные науки. — 2016. — № 2. — с. 61-66.

7. Ишина И.В. Открытость и прозрачность в управлении финансами регионов: проблемы и пути решения // Вопросы региональной экономики. — 2015. — № 4(25). — с. 122-128.

8. Кадомцева С., Пивкина Н. Ю. Государственные финансы и качество жизни населения регионов (на примере ДФО) // Уровень жизни населения регионов России. — 2018. — № 1(207). — с. 29-36.

9. Кизиль Е. В. Определение бюджетного потенциала и бюджетных рисков региона для оценки региональных программ управления государственными финансами // Архитектура финансов: анти-кризисные финансовые стратегии в условиях глобальных перемен: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2016. — с. 96-101.

10. Мальцева Е. С., Паладова Т. А. Повышение устойчивости бюджетов регионов ЮФО как основа эффективного использования публичных финансов // Успехи современной науки. — 2017. — № 2. — с. 170-173.

11. Москаленко А.П. Москаленко С.А., Ревунов Р.В., Вильдяева Н. И Инвестиционное проектирование: основы теории и практики. — Санкт-Петербург, 2018.

12. Официальный сайт Минфина РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin. доу.ги/ги/регЮтапсе/риЬПс debt/subdbt (дата обращения: 28.09.2020).

13. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov. ru (дата обращения: 29.09.2020).

- 2833 -

Официальный сайт Банка России. [Электронный ресурс]. URL: https://cbr.ru дата обращения (дата обращения: 29.09.2020).

Раст Д. В. Проблемы формирования местных финансов муниципальных образований региона // Современные наукоемкие технологии. — 2015. — № 1-1. — с. 98-102.

Руденко Е. А. Управление финансами на уровне региона: пути повышения эффективности // Новая наука: Современное состояние и пути развития. — 2016. — № 11-1. — с. 180-182.

Солдаткин С. Н. Де-юре и де-факто инвестиционной составляющей заимствований региональных органов власти в России // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. — 2014. — № 3. — с. 105-110. Тимашёва И. В., Сабатович М. В., Паздникова Н. П. Вопросы участия граждан в управлении муниципальными финансами региона // Наука XXI века: актуальные направления развития. — 2017. — № 2-2. — с. 65-71. Якунина А. В. Ценные бумаги как инструмент финансирования муниципального долга в современной России // Экономическая безопасность. — 2020. — № 2(39). — с. 148-152.

Яшина Н. И., Яшин С. Н., Богомолов С. В., Малова Н. Г. Методический инструментарий мониторинга кредитоспособности регионов и муниципальных образований // Научное обозрение: теория и практика. — 2020. — № 2. — с. 269-282. — doi: 10.35679/2226-0226-2020-10-2-269-282.

REFERENCES:

Baklaeva N. M. (2016). Problemy soglasovaniya ekonomicheskikh interesov sub-ektov mezhbyudzhetnyh otnosheniy v usloviyakh razvitiya byudzhetnogo fed-eralizma v Rossii [Coordinating the economic interests of the subjects of inter-budget relations under fiscal federalism development in Russia]. Finance and credit. (10 (682)). 46-60. (in Russian).

Ermakova N. M. (2017). Stimulirovanie rosta ekonomiki i snizheniya gosudarst-vennogo dolga subektov Rossiyskoy Federatsii [Stimulating economic growth and reducing the public debt of the Russian Federation's constituent entities]. Innovative development of economy. (4(40)). 141-144. (in Russian).

Goryainova L. V. (2016). Munitsipalnye obligatsii kak instrument finansi-rovaniya infrastrukturnyh proektov: mirovoy opyt, problemy, vozmozhno-sti primeneni-ya v razvivayushchikhsya stranakh [Municipal bonds as a tool for financing infrastructure projects: world experience, problems, and possible applications in developing countries]. Innovation and Investment. (10). 106-109. (in Russian).

15.

«л

IN

o>

Ю

a\

19.

20.

- 2834 -

Ibragimov P. A. (2016). Dolgi regionov: prichiny ikh obrazovaniya i posledstviya [The region's debts: causes and consequences]. Vestnik Dagestanskogo go-sudarstvennogo universiteta Seriya 3: Obschestvennye nauki. (2). 61-66. (in Russian).

Ishina I. V. (2015). Otkrytost i prozrachnost v upravlenii finansami re-gionov: problemy i puti resheniya [Openness and transparency in regional financial management: problems and solutions]. Problemsof regional economy. (4(25)). 122-128. (in Russian).

Kadomtseva S., Pivkina N. Yu. (2018). Gosudarstvennye finansy i kachestvo zhizni nasele-niya regionov (na primere DFO) [Public finances and the quality of life of the population of the regions (on the example of the Far Eastern Federal district)]. Living standards of the population of Russian regions. (1(207)). 2936. (in Russian).

Kizil E. V. (2016). Opredelenie byudzhetnogo potentsiala i byudzhetnyh ris-kov regiona dlya otsenki regionalnyh programm upravleniya gosudarstven-nymi finansami [Determination of the region's budget potential and budget risks for evaluating regional public Finance management programs] Architecture of Finance: anti-crisis financial strategies in the context of global changes. 96101. (in Russian).

Maltseva E. S., Paladova T. A. (2017). Povyshenie ustoychivosti byudzhetov regionov YuFO kak osnova effektivnogo ispolzovaniya publichnyh finansov [Improving the sustainability of regional budgets in the Southern Federal district as a basis for effective use of public finances]. Modern science successes. (2). 170-173. (in Russian).

Moskalenko A. P..Moskalenko S. A., Revunov R. V., Vildyaeva N. I (2018). Inves-titsionnoe proektirovanie: osnovy teorii i praktiki [Investment design: fundamentals of theory and practice] (in Russian).

Rast D. V. (2015). Problemy formirovaniya mestnyh finansov munitsipalnyh obra-zovaniy regiona [Problems of formation of local finance municipalities of the region]. Modern high technologies. (1-1). 98-102. (in Russian).

Rudenko E. A. (2016). Upravlenie finansami na urovne regiona: puti povy-sheniya effektivnosti [Financial management at the regional level: the ways to improve efficiency]. Novaya nauka: Sovremennoe sostoyanie i puti razvitiya. (11-1). 180-182. (in Russian).

Soldatkin S. N. (2014). De-yure i de-fakto investitsionnoy sostavlyayushchey zaim-stvovaniy regionalnyh organov vlasti v Rossii [De jure and de facto of the investment component of the regional adoptions in Russia]. Bulletin of Omsk University Series. (3). 105-110. (in Russian).

- 2835 -

<n

IN

o>

lO

o>

<J\

m

Timashyova I. V., Sabatovich M. V., Pazdnikova N. P. (2017). Voprosy uchastiya grazhdan v upravlenii munitsipalnymi finansami regiona [Questions of participation of citizens in the management of the municipal finances of the region]. Science of the XXI Century: actual development directions. (2-2). 65-71. (in Russian).

Vovk N. A. (2017). Osobennosti finansov subektov RF: regionalnaya i istoricheskaya spetsifika regionov-donorov i regionov-retsipientov [Features of finance of the Russian Federation subjects: regional and historical specifics of donor and recipient regions]. Voprosy ekonomicheskikh nauk. (2(84)). 32-33. (in Russian).

Yakunina A. V. (2020). Tsennye bumagi kak instrument finansirovaniya muni-tsi-palnogo dolga v sovremennoy Rossii [Securities as a tool for financing municipal debt in Russia]. Ekonomicheskaya bezopasnost. (2(39)). 148-152. (in Russian).

Yashina N. I., Yashin S. N., Bogomolov S. V., Malova N. G. (2020). Metodicheskiy instrumentariy monitoringa kreditosposobnosti regionov i munitsipalnyh obra-zovaniy [Methodological tools for monitoring the creditworthiness of regions and municipalities]. "Science Review: Theory and Practice". (2). 269-282. (in Russian). doi: 10.35679/2226-0226-2020-10-2-269-282.

Zakharchenko V. I. (2016). Sostoyanie gosudarstvennyh finansov kak faktor me-zhdunarodnoy konkurentosposobnosti Ukrainy i eyo regionov: otsenka i puti uluchsheniya [Fiscal state as a factor international Ukraine competitiveness and regions: evaluation and improving ways]. Problemy iperspektivy ekono-miki i upravleniya. (4(8)). 159-167. (in Russian).

- 2836 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.