ЕКОНОМ1КА ТА УПРАВЛ1ННЯ
УДК 336.6
Блажевич О.Г.,
к.э.н., НАПКС
Соколов И.В.,
магистрант, НАПКС
УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ АКТИВНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
В статье рассматривается сущность понятия «деловая активность». Определен ключевой параметр: операционный цикл предприятия. Выявлены факторы, влияющие на формирование операционного цикла. Даны рекомендации по повышению эффективности использования ключевых характеристик операционного цикла предприятия.
Ключевые слова: деловая активность, операционный цикл, запасы, незавершенное производство, готовая продукция, дебиторская задолженность, выручка от реализации.
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики деловая активность предприятия характеризуется таким состоянием его производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, при котором обеспечиваются определенные темпы экономического роста, увеличение реализации продукции, развитие рынков сбыта, улучшение использования денежных ресурсов. Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.
Сущность понятия деловой активности и определения её показателей рассматриваются в трудах таких ученых-экономистов: Э.Дж. Долана [3], Д. Линдсея [4], В.В. Бочарова [1], Ю.С. Цал-Цалко [17], В.В. Ковалева [9], Г.В. Савицкой [16], Л.О. Коваленко, Л.М. Ремнёвой [10], О.О. Заикиной [6], В.О. Мец [12], О.А. Гарасюку, М.Ю. Игнатенко [2], Н.К. Моисеевой и М.В. Конышевой [14].
ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ
Целью статьи является раскрытие сущности деловой активности предприятия и подходов к ее управлению.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Различные авторы трактуют понятие деловой активности по-разному, так например, Л.О. Коваленко и Л.М. Ремнёва считают, что деловая активность предприятия — это комплексная характеристика, которая воплощает разные аспекты деятельности предприятия, а потому определяется системой таких критериев, как место предприятия на рынке конкретных товаров, география деловых отношений, репутация предприятия как партнера, активность инновационно инвестиционной деятельности, конкурентоспособность [10].
О.О. Заикина дает определение с двух позиций: во-первых, в широком понимании деловая активность предприятия означает весь спектр усилий, направленных на продвижение предприятия на рынках продукции, труда, капитала; во-вторых, в узком — означает его производственную и коммерческую деятельность, успешность вложенных усилий, ресурсов, эффективность менеджмента [6].
В.В. Ковалев так же разделяет это понятие на две части: во-первых, в широком смысле деловая активность предприятия означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала; во-вторых, в более узком смысле — как текущая производственная, так и коммерческая деятельность предприятия [9].
Ю.С. Цал-Цалко считает, что для принятия эффективных решений и возможности влиять на среду, в которой функционирует предприятие, ему необходимо постоянно осуществлять поиск наилучших взаимосвязей между набором экономических ресурсов и количеством экономических благ, которые изготавливаются из этих ресурсов. И именно на оценке деловой активности осно-
111
вываются рациональные и разумные решения об объемах и объектах использования имущества (активов) [16].
На наш взгляд, деловая активность предприятия отражает возможности деятельности предприятия, с учетом действия различных факторов как внутренних (материально-технических, организационно-управленческих, финансовых, экономических, социальных), так и внешних (рыноч-но-конъюнктурные, хозяйственно-правовые, государственного администрирования). Необходимо понимать, что, если на внутренние факторы предприятие может непосредственно влиять для улучшения деловой активности, то внешние факторы не подлежат прямому влиянию. Главным оценочным показателем деловой активности предприятия является производственный (операционный) цикл, то есть если уменьшить время, затрачиваемое на производственный цикл, улучшится и деловая активность предприятия.
Операционный цикл определяется по следующей формуле:
360 360
ОЦ =-^-+ -
(-
З
г) (^
ЧВр
ПЗ + НП ГП + Т + ДЗ
где ОЦ — операционный цикл; З — затраты на производство и реализацию продукции; ПЗ — производственные запасы; НП — незавершенное производство; ЧВр — чистая выручка от реализации; ГП — готовая продукция; Т — товары; ДЗ — дебиторская задолженность
Следовательно, операционный цикл зависит от следующих основных элементов (рис. 1).
Рис. 1. Факторы, влияющие на операционный цикл предприятия (Составлено авторами)
Для достижения качественных улучшений деловой активности предприятия, рассмотрим и проанализируем как можно улучшить каждый из компонентов производственного цикла предприятия.
I. Анализ использования запасов (производственные запасы, товары и готовая продукция).
В процессе аналитической работы запасы могут быть сгруппированы следующим образом:
• сырье и материалы;
• готовая продукция на складе и товары для перепродажи, которые являются необходимым элементом любой производственно-коммерческой деятельности;
• прочие запасы и затраты.
Под управлением запасами понимают анализ, планирование, регулирование и контроль состояния запасов и принятие решений, направленных на экономию времени и средств за счет минимизации затрат, необходимых для формирования и хранения запасов, обеспечивающих бесперебойность производственно-сбытового процесса на предприятии.
Эффективное управление запасами направлено на решение следующих основных задач:
• снизить производственные потери из-за дефицита материальных ресурсов;
112
• ускорить оборачиваемость материально-производственных запасов (МПЗ);
• уменьшить излишки МПЗ, которые ухудшают ликвидность баланса предприятия и иммобилизуют дефицитные денежные средства;
• снизить риск старения и порчи материалов;
• минимизировать издержки на хранение МПЗ.
В условиях конкурентной среды каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы добиться приемлемого объема производства и продажи товаров и тем самым упрочить свои позиции на рынке.
Для достижения такой цели необходимы соответствующие материальные и финансовые ресурсы. Масштабы их привлечения зависят от текущих и перспективных целей предприятия.
Во-первых, для осуществления процесса производства и продаж готовой продукции нужно закупать у поставщиков различные материальные ресурсы и пользоваться платными услугами. Данный процесс часто сопровождается отсрочками платежей, длительность которых зависит от финансовых возможностей поставщиков.
Во-вторых, любое предприятие вынуждено создавать товарно-материальные запасы на различных стадиях производственного (эксплуатационного) цикла как гарантию против недопоставок материальных ресурсов. Запасы не должны быть чрезмерными, а их содержание — стоить дорого.
В-третьих, рассмотрим поведение предприятия-изготовителя как продавца готовых изделий. Изготовитель продает готовую продукцию покупателям (клиентам), которые в свою очередь могут просить отсрочки платежей, длительность которых зависит от взаимоотношений с клиентами.
В таблице 1 представлены факторы и приведены рекомендации по работе с поставщиками и покупателями предприятия.
Таким образом, в процессе эксплуатационной деятельности предприятие постоянно испытывает краткосрочные потребности в денежных средствах для оплаты товарно-материальных ценностей и услуг, т.е. покрытия дебиторской задолженности.
Следует отметить, что необходимость создания запасов сырья и материалов предоставляет предприятиям свободу маневра при осуществлении закупок. Дефицит денежных средств, предназначенных для закупок сырья и материалов, заставляет предприятия ограничивать свою деятельность и действовать в жестких рамках графика производства. Создание запасов готовой продукции должно исходить из производственной и маркетинговой стратегии предприятия, что позволяет эффективно удовлетворять потребительский спрос на товары (услуги). Если продукции определенного вида нет на складе, то можно утратить текущие и возможные будущие продажи данному покупателю. Все эти факторы застав-ляют предприятие оптимизировать указанные виды запасов. Важным аспектом управления материальными запасами, затратами в незавершенном производстве и готовой продукцией на складе является оценка их оборачиваемости.
Под оборачиваемостью оборотных активов понимают их движение в процессе производства и сбыта готовой продукции, т. е. длительность одного полного кругооборота средств от приобретения материальных запасов и выплаты заработной платы до реализации готовых изделий и поступления денежной выручки на расчетный счет изготовителя.
Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным привлечением средств оборота, а замедление — их отвлечением из хозяйственного оборота предприятия, т. е. иммобилизацией оборотных средств.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражают в показателях их высвобождения.
Различают абсолютное и относительное высвобождение оборотных средств и их отдельных элементов (запасов, дебиторской задолженности и др.).
Абсолютное высвобождение оборотных средств наблюдается в том случае, когда выполнение (перевыполнение) производственной программы обеспечивают с использованием меньшей суммы оборотных средств, чем предусмотрено планом. Относительное высвобождение оборотных средств выражает разность между потребностью в оборотных средствах, исчисленной исходя из плановой или фактически достигнутой оборачиваемости в отчетном году, и той суммой, с которой предприятие обеспечило выполнение и перевыполнение производственной программы в следующем году.
Подобная ситуация характерна для многих промышленных предприятий в условиях разрыва хозяйственных связей и высоких темпов инфляции. Снижение покупательной способности денег
113
Таблица 1. Факторы и рекомендации по работе с поставщиками и покупателями *
Работа с поставщиками Работа с покупателями
Факторы
• сравнительные масштабы деятельности поставщика и покупателя; • долю предприятия-поставщика в объеме реализации покупателя; • уровень монополизации рынка конкретным поставщиком; • наличие аналогичных товаров на рынке; • предположительную структуру рынка (число возможных поставщиков). • уровень монополизации рынка сбыта предприятием-продавцом; • масштабы деятельности предприятия-продавца по сравнению с клиентами; • техническое опережение конкурентов: уровень качества продукции, диверсификации производства и цен на изделия; • репутацию продавца и престиж торговой марки.
Рекомендации
• целесообразно рассчитывать и строго регулировать поставки каждого вида материальных ресурсов, избегать досрочных или запоздалых поставок; • необходимо согласовывать сроки поставок с поставщиками; • важно диверсифицировать своих поставщиков, чтобы в нужный момент воспользоваться благоприятным соотношением спроса и предложения на товары; • обслуживание клиентов должно быть качественным; • во избежание срыва поставок необходимо следить за финансовым положением поставщиков (по данным публикуемой ими отчетности), а также их технической состоятельностью. • сроки отсрочки платежей, предоставляемые покупателям, зависят от репутации клиента, масштабов его коммерческой деятельности и объема заказов; • предоставляя слишком длительные сроки отсрочки платежа клиентам (свыше одного месяца), предприятие подвергает опасности собственное финансовое положение; • для снижения риска неплатежей целесообразно диверсифицировать потребителей; • во избежание финансовых трудностей важно своевременно выписывать счета клиентам; • для минимизации риска неплатежей желательно следить за финансовым положением клиентов; • обслуживание клиентов должно быть качественным.
* Составлено авторами на основании [1]
заставляет хозяйствующих субъектов вкладывать свободные денежные средства в запасы сырья и материалов для продолжения производственного цикла. Кроме того, создание значительных запасов является вынужденной мерой снижения риска недопоставки сырья, материалов и комплектующих изделий, необходимых для осуществления процесса производства. Отметим, что предприятия, получающие материалы от одного поставщика, находятся в невыгодном положении по сравнению с теми, которые ориентируются на нескольких поставщиков.
Вместе с тем следует иметь в виду, что политика накопления запасов неизбежно приводит к оттоку денежных средств вследствие:
• увеличения расходов, вызванных хранением и поддержанием запасов в пригодном для производственного процесса состоянии;
• повышения риска потерь из-за устаревания, порчи и хищений материальных ресурсов;
• роста сумм уплачиваемых налогов в бюджетную систему (налога на имущество и др.);
• отвлечения денежных средств из оборота, их иммобилизации в чрезмерных запасах, что нарушает финансовое равновесие предприятия [1].
Руководство предприятия вынуждено в срочном порядке изыскивать дополнительные денежные средства (нередко значительные) для формирования запасов.
В специальной финансовой литературе часто акцентируют внимание на следующих важных признаках неудовлетворительной системы контроля за материальными ресурсами:
• тенденция к постоянному росту времени хранения сырья и материалов на складе предприятия;
114
• непрерывный рост размера запасов, опережающий динамику объема продаж, что приводит к отсутствию абсолютного и относительного высвобождения оборотных средств на российских предприятиях;
• периодические простои оборудования из-за отсутствия сырья и материалов и платежеспособного спроса покупателей на готовую продукцию изготовителя;
• частый отказ от срочных заказов из-за дефицита оборотных средств;
• перерасход материальных ресурсов по сравнению с установленными нормами и стандартами;
• значительные суммы списаний устаревших (залежалых) материальных ценностей;
• большие потери запасов от порчи и хищений и т. д. [1].
Ученые считают, что основными путями сокращения материально-производственных запасов могут быть:
• улучшение организации закупок материальных ценностей и складского хозяйства (внедрение методов финансовой логистики);
• продажа излишних запасов сырья и материалов;
• проведение систематической работы по определению плановой потребности в оборотных средствах предприятия и его структурных подразделений (на базе разработанных норм запасов и расхода материальных ресурсов);
• сокращение длительности производственного и финансового циклов;
• внедрение гибкой системы расчетов с поставщиками за приобретаемые сырье и материалы;
• стимулирование работников снабжения;
• систематическое проведение работы по инвентаризации материальных ценностей и установление ее конечного результата (недостатка или излишка материалов) [1].
Следует иметь в виду, что отвлечение оборотных средств в сферу обращения (в расчеты с дебиторами) не связано с созданием нового продукта. Поэтому излишне долгое пребывание их в данной сфере препятствует формированию достаточных запасов, что негативно сказывается на финансовой устойчивости и деловой активности предприятия.
Эффективная деятельность структурных подразделений предприятия (отделов снабжения, комплектации и др.), отвечающих за обеспечение материальными ресурсами, должна опираться на максимальное владение оперативной информацией о реальных поставках сырья, материалов, комплектующих изделий, покупных полуфабрикатов, топлива и действительной потребности в них данного предприятия. В связи с этим структурные подразделения, отвечающие за снабжение, обязаны располагать следующей внешней и внутренней информацией (табл. 2).
Таблица 2. Информация, необходимая для эффективной деятельности структурных подразделений, отвечающих за обеспечение материальными ресурсами *
Внутренняя информация Внешняя информация
• текущая потребность производства в различных видах материальных ресурсов; • объем запасов сырья и материалов в физическом и денежном выражении (в разрезе отдельных их видов); • уровень загрузки производственных мощностей; • сроки выполнения текущих заказов. • об изготовителях сырья и материалов и их заменителей; • о рыночных ценах на важнейшие виды приобретенных материальных ресурсов; • об условиях отгрузки сырья и материалов (размер партии поставки, вид транспорта и др.); • о требованиях к формам оплаты поставок.
* Составлено авторами на основании [1]
В конечном итоге организация эффективного управления запасами способствует улучшению ликвидности баланса и укреплению платежеспособности предприятия, снижению издержек производства и потерь рабочего времени из-за простоев оборудования, предотвращению бесконтрольного расходования сырья, материалов, топлива и энергии.
II. Управление незавершенным производством
К расходам в незавершенном производстве относятся все затраты на изготавливаемую продукцию. Это стоимость сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, передаваемых из склада в цех и вступивших в технологический процесс, заработная плата, затраты на электроэнергию, воду, пар и др. К незавершенному производству относятся также остатки отдельных
115
продуктов в аппаратуре, не переданные в продукционные емкости, добытые и не выданные на поверхность полезные ископаемые (в горнодобывающей промышленности).
Таким образом, затраты в незавершенном производстве складываются из стоимости незаконченной продукции, полуфабрикатов собственного производства, а также готовых изделий, еще не принятых отделом технического контроля.
Величина норматива оборотных средств, выделяемых для заделов незавершенного производства, зависит от четырех факторов: объема и состава производимой продукции, длительности производственного цикла, себестоимости продукции и характера нарастания затрат в процессе производства.
Объем производимой продукции влияет на величину незавершенного производства прямо пропорционально, т.е. чем больше производится продукции при прочих равных условиях, тем больше размер незавершенного производства.
Изменение состава производимой продукции может по-разному влиять на величину незавершенного производства. Так, при увеличении доли продукции с более коротким циклом производства объем незавершенного производства сократится и наоборот.
Затраты на производство продукции прямо влияют на размер незавершенного производства. Чем ниже затраты на производство, тем меньше объем незавершенного производства в денежном выражении. Рост затрат на производство продукции влечет за собой увеличение незавершенного производства.
Длительность операционного цикла влияет на объем незавершенного производства также прямо пропорционально. В свою очередь она определяется следующими факторами:
• временем производственного процесса;
• временем воздействия на полуфабрикаты физико-химических, термических и электрохимических процессов (технологический запас);
• временем транспортировки полуфабрикатов внутри цехов, а также готовой продукции на склад (транспортный запас);
• временем накопления полуфабрикатов перед началом следующей операции (оборотный запас);
• временем анализа полуфабрикатов и готовой продукции;
• временем нахождения полуфабрикатов в запасе для гарантии непрерывности процесса производства (страховой запас).
Максимально возможное сокращение указанных видов запасов в незавершенном производстве способствует улучшению использования оборотных средств за счет сокращения длительности производственного цикла [13].
III. Управление дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность — это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т.д., которую организация планирует получить в течение определенного периода времени. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.
Проблемы управления дебиторской задолженностью, с которыми сталкиваются предприятия, достаточно типичны:
• нет достоверной информации о сроках погашения обязательств компаниями-дебиторами;
• не регламентирована работа с просроченной дебиторской задолженностью;
• отсутствуют данные о росте затрат, связанных с увеличением размера дебиторской задолженности и времени ее оборачиваемости;
• не проводится оценка кредитоспособности покупателей и эффективности коммерческого кредитования;
• функции сбора денежных средств, анализа дебиторской задолженности и принятия решения о предоставлении кредита распределены между разными подразделениями. При этом не существует регламентов взаимодействия и, как следствие, отсутствуют ответственные за каждый этап.
Следует отметить, что в западных корпорациях разработана эффективная система управления дебиторской задолженностью, денежными средствами и кредиторской задолженностью, которая предусматривает:
• синхронизацию денежных потоков (притока и оттока денег), т. е. максимально возможное приближение по времени получения дебиторской задолженности и погашения кредиторской задолженности, это позволяет снизить остаток денежных средств на расчетном счете, сократить объем привлечения заемных средств от кредиторов и расходы по обслуживанию долга;
116
• снижение объема денежных средств, находящихся в пути (использование электронных денег), а также электронных чековых переводов;
• контроль выплат за счет централизации расчетов в головной финансовой компании, применение счетов с нулевым сальдо; средства с этих счетов автоматически переводят в ликвидные ценные бумаги, если имеет место их избыток, и наоборот, если наблюдается их дефицит; на практике нередко недостаток денежной наличности восполняют посредством соглашения с банком об овердрафте; на счете с нулевым остатком нет необходимости постоянно держать денежные средства; операции на счете обычно проводят за комиссионное вознаграждение в пользу банка;
• продажу дебиторской задолженности (со скидкой — дисконтом) специальным факторинговым компаниям или банкам;
• немедленную выписку счетов при продаже больших партий товаров;
• отсрочку в уплате денежных средств покупателями для стимулирования спроса на товары предприятий-изготовителей;
• скидки с цены товаров, предоставляемые продавцом покупателю при досрочной оплате товара за наличные денежные средства (спонтанное финансирование);
• получение залога с плательщика на сумму, не меньшую, чем остаток задолженности на счете дебитора;
• прогнозирование дебиторской задолженности в соответствии с принятой предприятием ценовой и маркетинговой политикой;
• организацию группы финансового контроля, которая несет все права и обязанности по контролю за уровнем дебиторской задолженности (в составе отдела маркетинга или финансового отдела);
• ориентацию на большое количество покупателей (их диверсификация) с целью снижения риска неоплаты товара одним из покупателей;
• селективность — какие группы товаров и в какие периоды не отпускаются в кредит и др.
Управление дебиторской задолженностью включает ускорение оборачиваемости и снижение
темпов роста дебиторов за счет:
• усиления контроля состояния расчетов с потребителями продукции по просроченным или отсроченным платежам;
• проведения анализа задолженности по отдельным дебиторам с целью выявления постоянных неплательщиков;
• пересмотра соотношения продаж в кредит и по предоплате исходя из кредитной истории плательщика; осуществления анализа дебиторской задолженности по видам продукции для выявления товаров невыгодных с точки зрения инкассации денежных средств;
• понижения дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов;
• ориентации на возможно большее количество покупателей для снижения риска неуплаты товара одним или рядом крупных покупателей;
• усиления контроля за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности и сбалансированности тенденций их изменения;
• предоставления скидок покупателям при досрочной оплате товара для повышения коэффициента инкассации;
• рассмотрения возможностей продажи дебиторской задолженности банкам (факторинг) [1].
Так как выручка от реализации напрямую зависит от себестоимости, то будем рассматривать
их как единое целое.
IV. Управление выручкой от реализации и себестоимостью
Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником возмещения затраченных на производство продукции (работ, услуг) средств, формирования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Ее своевременное поступление обеспечивает непрерывность кругооборота средств, бесперебойность производственного процесса. Несвоевременное поступление выручки влечет простои в производстве, снижение прибыли, нарушение договорных обязательств, штрафные санкции.
Использование выручки характеризует начальную стадию распределительных процессов. Из полученной выручки хозяйствующий субъект возмещает материальные затраты на сырье, материалы, топливо, электроэнергию и другие предметы труда.
На величину выручки от реализации продукции, работ, услуг влияют следующие факторы (табл. 3).
117
Таблица 3. Факторы, влияющие на формирование выручки от реализации *
Факторы, зависящие от деятельности предприятия Факторы, независящие от деятельности предприятия
На стадии производства На стадии реализации
• объем производства; • структура производства, • качество продукции; • ассортимент выпущенной продукции; • ритмичность выпуска. • ритмичность отгрузки; • своевременное оформление платежных и расчетных документов; • соблюдение договорных обязательств; • применяемые формы расчетов; • уровень цен предприятия; • развитие дилерской сети; • организация процесса сбыта и продвижения продукции. • нарушение договорных обязательств поставщиками; • недостатки в работе транспорта; • несвоевременная оплата продукции покупателями; • уровень цен, сложившихся на рынке; • социально-экономические и демографические факторы
* Составлено авторами на основании [16]
Резервы увеличения выпуска продукции
1. Резервы в части основных фондов. К ним относятся:
• повышение сменности работы оборудования;
• ликвидация причин целосменных и внутрисменных простоев оборудования;
• ввод в эксплуатацию неустановленного оборудование;
• осуществление пока еще не выполненных организационно-технических мероприятий по сокращению затрат времени работы оборудования на выработку единицы продукции.
2. Резервы в части предметов труда, т.е. материальных ресурсов. К ним относятся:
• ликвидация причин сверхплановых отходов материалов;
• полезное использование плановых отходов материалов;
• осуществление организационно-технических мероприятий по экономии материальных ресурсов.
3. Резервы в части трудовых ресурсов. К ним относятся:
• доведение числа рабочих до планового уровня;
• ликвидация причин целосменных и внутрисменных простоев рабочих;
• осуществление организационно-технических мероприятий по снижению трудоемкости изготовления продукции.
Зная резервы по каждой из трех групп, можно определить общую сумму резерва увеличения выпуска продукции.
Решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии, внедрение прогрессивных видов материалов позволяют значительно снизить себестоимость продукции.
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции является расширение специализации и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством себестоимость продукции значительно ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших количествах. Развитие специализации требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления организационно-технических мероприятий, благодаря
118
чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти и за счет перевыполнения установленных норм выработки без проведения организационно-технических мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.
О втором случае, когда установленные нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в общезаводских почти полностью) — условно-постоянные расходы (амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.
С ростом объема выпуска продукции прибыль предприятия увеличивается не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.
Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводительных расходов.
Материальные затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес в структуре себестоимости продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.
Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная с их заготовки. Сырье и материалы входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор поставщиков материалов влияет на себестоимость продукции. Важно обеспечить поступление материалов от таких поставщиков, которые находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом транспорта. При заключении договоров на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые по своим размерам и качеству точно соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции.
Основным условием снижения затрат сырья и материалов на производство единицы продукции является улучшение конструкций изделий и совершенствование технологии производства, использование прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.
Сокращение затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость продукции. Размер этих затрат на единицу продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых и общезаводских расходов в целом по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого изделия.
Таким образом, управление деловой активностью предприятия обусловлено состоянием использования оборотных активов, размерами выручки и затрат на производство и реализацию продукции.
119
ВЫВОДЫ
Деловая активность предприятия отражает влияние внутренних и внешних факторов на деятельность предприятия. Операционный цикл является главным показателем деловой активности предприятия, то есть если уменьшить время, затрачиваемое на производственный цикл, улучшается и деловая активность предприятия.
Для улучшения деловой активности необходимо управлять отдельными элементами операционного цикла предприятия, а именно: продолжительностью оборачиваемости производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции, дебиторской задолженности. Оптимизация количества этих составляющих позволит увеличить объемы реализации. Рост выручки от реализации и снижение затрат на производство и реализацию продукции повысит эффективность использования как оборотных активов, так и капитала предприятия в целом, что и характеризуют показатели деловой активности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ / В.В. Бочаров. — СПб.: Питер, 2005. — 432 с
2. Гарасюк О.А. Проблеми щодо сутност поняття «дшова актившсть тдприемства» / О.А. Гарасюк, М.Ю. 1гнатенко // Вюник КТУ. — 2010. — № 22. — С. 63.
3. Долан Э.Дж. Макроэкономика (пер. с англ. В. Лукашевича и др.; под общ. ред. Б. Лисовика и др.) / Э.Дж. Долан, Д. Линдсей — С-Пб., «Литера Плюс», 2008. — 405с.
4. Долан Э.Дж. и др. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Э.Дж. Долан / Пер. с англ. В. Лукашевича и др. / Под общ. ред. В. Лукашевича, М. Ярцева. — С-Пб.: Оркестр, 2009. — 496 с.
5. Донцова Л.В. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / Л.В. Донцова, Л.А. Никифорова. — М.: Дело и Сервис, 2008. — 304 с.
6. Зашна О.О. Роль показниюв дшово! активност в оцшщ управлшня тдприемством / О.О. Зашна // Харчова промисловють — 2008. — №7. — С. 144-148.
7. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник / Н.Л. Зайцев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998. — 336 с.
8. Имас М.Т. Управление бизнес-процессом Project Expert — инструмент финансового планирования / М.Т. Имас // Финансовая газета. — 2006. №2. — С. 15.
9. Ковалев В.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / В.В. Ковалев, О Н. Волкова. — М.: Проспект, 2009. — 424 с.
10. Коваленко Л.О. Фшансовий менеджмент: Навчальний по^бник / Л.О. Коваленко, Л.М. Ремньова — 2-ге вид. — Кшв : Знання, 2005. — 456 с.
11. Киселев А.П. Теория и практика современного бизнеса / А.П. Киселев. — К.: Либра, 2006.
— 248 с.
12. Мец В.О. Економiчний аналiз фшансових результапв та фшансового стану тдприемства: навч. Посiбник / В.О. Мец — К. : КНЕУ, 1999. — 132 с.
13. Модель управления незавершенным производством и расходами будущих периодов. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.creditconsult.com.ua/model-upravleniya-nezavershennym-proizvodstvom-i-rasxodami-budushhix-periodov
14. Моисеева Н. Маркетинговая активность / Н. Моисеева, М. Конышева // Маркетинг. — 2008.
— №6.
15. Поршнева А.Г. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / А.Г. Поршнева, Н.А. Салома-тина. — Новосибирск: НГТУ, 2001. — 84 с.
16. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: Учебник / Г.В. Савицкая. — 3-е изд., исп. — М.: Новое издание, 2006. — 328 с.
17. Цал-Цалко Ю.С. Фшансова звггшсть тдприемства та И аналiз: навч. поаб. / Ю.С. Цал-Цалко — К.: ЦУЛ, 2002. — 360 с.
Стаття надшшла до редакци 8 жовтня 2012 року
120